[Текст] / О.В. Ефременкова, А.Ф. Чернявский // Вестник ОГУ. - №2. - Т. 1. Гуманитарные науки, 2006. - С. 30-37.
11. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 380 с.
12. Наглядное моделирование в обучении математике: теория и практика [Текст]: учебное пособие / под ред. Е.И.Смирнова. - Ярославль: ИПК «Индиго», 2007. - 454 с.
13. Брунер, Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977.
14. Дружинин, В.Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. - 1994. - №4.
15. Зубова, Е.А. Прикладные задачи как средство интеграции математических знаний в обучении математике будущих инженеров [Текст] / Е.А. Зубова, В.Н. Осташков, Н.В. Скоробогатова // Фундамен-тализация профессионального образования в университетском комплексе. - Тюмень, 2004. - С. 5456.
Е.А. Панова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дается анализ ситуации, сложившейся с преподаванием изобразительного искусства в ярославских школах. Выявлены проблемы и трудности по внедрению Государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству в 8-9 классах, предложены пути их решения через систему повышения квалификации образования.
E.A. Panova
TEACHING THE FINE ARTS IN CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION
In the article the analysis of the situation which has developed with teaching the fine arts in Yaroslavl schools is given. Problems and difficulties of introduction the state standard of the general education for the Fine Arts in 8-9 classes are revealed, ways of their solution through the system of improvement of professional skill of education are offered.
Модернизация художественно-педагогического образования ввела стандарты первого поколения, предпрофильное и профильное обучение, изменила парадигму учения, подходы, содержание и методы преподавания изобразительного искусства в школе [5]. Для реализации намеченных реформ в образовании необходимо поднять подготовку будущих учителей ИЗО на качественно новый уровень.
Традиционно обучением и подготовкой будущих учителей ИЗО занимаются художественно-педагогические вузы страны. Но практика показала, что они мало уделяют внимания изучению графики, дизайна, шрифтов, современной полиграфии, рекламе, анимации, фотоискусству, синтезу искусств в архитектуре, театре и кино, которые есть в новом школьном стандарте 2004 г. по изобразительному искусству [7]. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030800 «Изобразительное искусство» от
31.01.2005 г. № 667 не совпадает со школьным стандартом 2004 г. по изобразительному искусству для 1-9-х классов [7. С. 20-24]. В результате нарушается преемственность ху-
дожественного обучения на разных ступенях, и поэтому выпускники вузов оказываются неподготовленными к внедрению школьного стандарта.
Положение усугубляется отсутствием школьных учебников, учебно-методических комплектов, теоретического и наглядного материала по изобразительному искусству для 5-9-х классов (в 2005 г. еще не издавались).
Выход из создавшейся ситуации предлагает система повышения квалификации работников образования. Традиционно она призвана выполнять социальный заказ государства, восполнять пробелы базового образования и знакомить учителей с изменениями в стандартах. Цель системы повышения квалификации - это «подготовка и переподготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов» [2. С. 19].
В условиях модернизации образования современная система повышения квалификации стала более мобильной, технологичной,
быстро реагирует на меняющиеся социальноэкономические и информационно-технологические условия. Она открыта, вариативна в выборе содержания и форм обучения, активна в апробации и реализации нововведений на практике.
В системе постдипломного образования стандартов нет, поэтому Ярославский институт развития образования (ИРО) самостоятельно разрабатывает авторские программы курсов повышения квалификации учителей ИЗО, обеспечивая внедрение современных педагогических технологий и Государственного стандарта.
Трудности в преподавании изобразительного искусства в городе Ярославле и области связаны с отсутствием квалифицированных педагогических кадров. Только 25% составляют учителя-специалисты, а 75% -неспециалисты, которые не умеют рисовать, не владеют методикой преподавания ИЗО, не умеют самостоятельно подготовиться к уроку, общаться с детьми и анализировать произведения искусства. Многие из них преподают в школе, кроме ИЗО, еще до 10 учебных предметов в год (результаты анкетирования слушателей курсов ИРО и аттестации ярославских школ) [1]. Около 27% составляют учителя-пенсионеры, у которых устаревшие знания, низкая мотивация и обучаемость, что крайне мешает нововведениям в образовании. Деятельностное освоение искусства в современной школе столкнулось сегодня с устаревшими теоретическими знаниями, несформи-рованностью соответствующих профессиональных умений и навыков у учителей ИЗО.
Базисный учебный план (БУП) 1998 г. предусматривает изучение ИЗО в 1-8-х классах, а БУП 2004 г. - в 1-9-х классах. Но в Ярославле и области занятия по ИЗО до 2005 г. проводились только в 1-7-х классах, а в 8-9-х классах их заменяли изучением мировой художественной культуры, черчением или другими учебными предметами, различными школьными мероприятиями. Поэтому в Ярославской области наметилась тенденция превращать учебный предмет «Изобразительное искусство» в факультативные занятия, где преподавателем может оказаться каждый желающий. При таком подходе появляется серьезная опасность потери единого художественно-культурного пространства Ярославского края, когда большинство учащихся могут оказаться вне его художественных традиций и великого культурно-исторического наследия.
Для решения возникших проблем в преподавании ИЗО в Ярославской области
нами был изучен опыт подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО Московской академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКи-ПРО), Смоленского областного института усовершенствования учителей (СОИУУ), Костромского областного института повышения квалификации работников образования
(КОИПКРО).
Московская АПКиПРО проводила курсы повышения квалификации совместно для учителей ИЗО и музыки по авторской программе Т.В. Челышевой «Теория и методика преподавания предметов искусства: музыка, изобразительное искусство. 2001 г.» объемом 192 часа. Эта авторская программа состоит из следующих разделов: 1) «Методология художественного образования»; 2) «Научно-
методические основы художественного образования школьников»; 3) «Диагностика и аттестация школьников» [8].
В 2006 г. АПКиПРО г. Москвы проводила курсы повышения квалификации для учителей ИЗО, методистов ИПК, ИРО по авторской программе Т.В. Челышевой «Пред-профильная подготовка и профильное обучение школьников изобразительному искусству» объемом 96 часов. На курсах рассматривались общие вопросы модернизации российского образования, новые подходы к преподаванию образовательной области «Искусство», анализировался обязательный минимум содержания образования по изобразительному искусству, изучались особенности организации предпрофильного и профильного обучения школьников.
Интересен опыт СОИУУ, который в 2006 г. проводил комплексные курсы повышения квалификации для учителей ИЗО и музыки с целью их подготовки к преподаванию образовательной области «Искусство». Учебная программа состоит из четырех разделов: 1) «Нормативно-правовая основа образовательной деятельности»; 2) «Общество и образование»; 3) «Психолого-педагогические основы образовательной деятельности»; 4) «Теория и методика преподавания музыки и ИЗО». Изучение содержания раздела «Теория и методика преподавания музыки и ИЗО» (42/42 часа) проводится отдельно для учителей музыки (1-я подгруппа) и учителей ИЗО (2-я подгруппа). В процессе курсового обучения смоленские учителя ИЗО знакомились с авторской программой Б.М. Неменского, основами дизайна, с декоративной обработкой бересты, производством глиняной игрушки,
росписями по дереву, смоленским народным искусством, организацией профильного обучения школьников.
Особого внимания заслуживает работа КОИПКРО, где методистами художественноэстетических дисциплин была разработана и внедрена региональная программа по ИЗО для 1-7-х классов [4. С. 8-19], учебнометодический комплект: книга для учителя ИЗО, сборник творческих заданий, методические наглядные материалы по видам искусства региона. Костромские учителя ИЗО проводят опытно-экспериментальную и исследовательскую работу по этнографическому и искусствоведческому материалу в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, деревянного зодчества, местных традиций и праздников бывшей Костромской губернии. КОИПКРО проводит тематические курсы для учителей ИЗО по освоению компьютерной графики и передовых информационных технологий.
Между тем отметим, что в авторских программах для учителей ИЗО Московского, Смоленского, Костромского институтов повышения квалификации отсутствует содержание, напрямую соответствующее Государственному стандарту общего образования по изобразительному искусству 2004 г. Нет тем по анимации, графическому дизайну, шрифтам, рекламе, фотоискусству, синтезу искусств в архитектуре и др.
В 2005 г. автором статьи специально была разработана программа курсов повышения квалификации для учителей ИЗО города Ярославля и области «Преподавание образовательной области “Искусство” в 8-9 классах по новым стандартам и БУП». Она создана с целью адаптации учителей ИЗО к условиям модернизации художественного образования, повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов, успешного внедрения Государственного стандарта общего образования по ИЗО 2004 г.
Новизна этой программы состоит в обновлении содержания, в использовании новых форм и средств обучения учителей ИЗО в соответствие с Государственным стандартом общего образования 2004 г. В процессе курсовой подготовки и переподготовки учителей ИЗО особое внимание уделяется знакомству с современными педагогическими технологиями, методикой преподавания ИЗО с учетом особенностей местного изобразительного искусства. Авторская программа целенаправленно, специальным образом конструирует обучение на курсах, включая обязательное
общение с внешней средой (музеями, учреждениями дополнительного образования, выставочными залами).
Рассматриваемая авторская программа краткосрочна по изучению (72 часа), мобильна, вариативна, технологична, сопровождается методическим, дидактическим и лекционным материалом, наглядными пособиями, компьютерными презентациями. Курсовая подготовка по программе основывается на личностно-индивидуальном, системном, комплексном, целостном, диалогическом подходах. Используются общепризнанные принципы природосообразности, культуросообраз-ности, сознательности и активности, наглядности, системности и последовательности, научности, доступности, связи теории с практикой, учета возрастных особенностей [3. С. 293].
В процессе подготовки и переподготовки учителей ИЗО применяется целый комплекс методов: словесный, объяснительноиллюстративный, наглядный, метод проектов, широких ассоциаций и художественного уподобления, единства восприятия и созидания [6].
Для курсового обучения учителей ИЗО предлагаются следующие виды и формы занятий: урочные (лекции, консультации,
«круглый стол», моделирование, мастер-класс, зачет); внеурочные (музейная практика, экскурсии, мастер-класс, беседы, посещение учреждений дополнительного образования, выставок, театра, мастерских художников); практикумы (коллективные, групповые, индивидуальные, проект).
Успешная реализация авторской программы предусматривает использование специальных средств обучения: научно-методического и дидактического обеспечения (авторская программа, учебный план, лекции, пособия, анкеты); кадрового обеспечения (преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования, сотрудники музеев); учебно-материального обеспечения (оборудованный кабинет, расписание занятий, учебники, проекционный материал, аудио-, видеозаписи, медиапродукция, иллюстрации, компьютерные презентации); информационно-технического обеспечения (компьютеры, демонстрационное оборудование, программы, фотоаппаратура, видеокамеры).
Курсовое обучение учителей ИЗО по этой программе контролируется на всех этапах обучения; проводится диагностический, текущий, периодический, итоговый контроль, независимый мониторинг ИРО, что дает воз-
можность регулировать эффективность обучения, корректировать его содержание и своевременно решать организационные вопросы.
Содержание учебной программы раскрывается в трех разделах: «Модернизация художественного образования» (8 часов),
«Художественная педагогика и психология» (8 часов), «Методика преподавания изобразительного искусства» (56 часов).
Разделы «Модернизация художественного образования», «Художественная педагогика и психология» посвящены актуальным вопросам модернизации художественного образования, современным психолого-педа-гогическим подходам в преподавании ИЗО, современным педагогическим технологиям (проектному обучению, педагогике сотрудничества), стандартизации художественного образования, изучению передового педагогического опыта. На курсах дается сравнительный анализ Государственного стандарта 2004 г. и минимума содержания образования 1998 г., примерных и авторских программ по ИЗО В С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпика-ловой, рекомендации по организации пред-профильного обучения и составлению рабочих программ.
В процессе обучения основное внимание уделяется третьему разделу «Методика преподавания изобразительного искусства», состоящему из следующих тем: «Специфика изображения в полиграфии» (6 часов), «Современное искусство дизайна» (10 часов), «Синтез искусств в архитектуре» (8 часов), «Синтез искусств в театре» (6 часов), «Изобразительная природа экранных искусств» (14 часов), «Искусство фотографий» (6 часов), «Зачетный семинар с презентацией творческих работ» (6 часов).
В содержание данного раздела включены новые темы, которые ранее не изучались в художественно-педагогических вузах страны и в системе повышения квалификации: современные виды в графике и дизайне, шрифты, реклама, анимация, фотоискусство, синтез искусств в архитектуре, театре и кино. Лекционный материал знакомит слушателей курсов с разными видами и жанрами в искусстве, с культурой разных стран и народов, с особенностями местного изобразительного искусства.
Разработан комплекс вариативных практических заданий: по графике (абстрактная композиция, логотип, или фирменный знак), по иллюстрированию литературных произведений (обложка книги, иллюстрации, экслибрис, шрифты), по дизайну (декоратив-
ное оформление упаковки, эстетическое оформление дачного участка или план оформления интерьера), фотоколлаж или фотоплакат. По желанию слушателей курсов можно выполнить часть графических работ на компьютере.
Авторская программа включает проведение внеаудиторных занятий на базе учреждения дополнительного образования ярославского анимационного центра «Перспектива». Здесь учителя ИЗО знакомятся с анимационным творчеством обладателя Оскара
А.К. Петрова, совместно с преподавателем центра впервые участвуют в проектной деятельности по созданию мультфильма (пишут сценарий, делают раскадровку, планируют пофазовое движение, отрисовывают пофазовое движение персонажей, снимают, монтируют и озвучивают мультфильм). Благодаря информационно-техническому оснащению
центра «Перспектива» многие из слушателей курсов впервые работают с видеокамерой, цифровым фотоаппаратом, компьютером, информационными программами.
На базе Ярославского художественного музея проходит музейная практика учителей ИЗО, которая позволяет пообщаться с подлинными произведениями искусства, служит накоплению наглядных представлений, обогащению чувственного опыта и личных эмоций, формированию визуальной культуры. В курсовое обучение учителей ИЗО входит знакомство с местным изобразительным искусством, архитектурой, декоративно-прикладным искусством (изразцами, финифтью), книжной графикой (иллюстрирование «Слова о полку Игореве»).
В курсовое обучение включены темы «Синтез искусств в театре» и «Изобразительная природа экранных искусств», которые предусматривают изучение истории первого русского национального театра им. Ф.Г. Волкова (1750 г.), просмотр фрагментов спектаклей Российского государственного академического театра драмы им. Ф.Г. Волкова, ТЮ-За, а также анализ и обсуждение фрагментов художественных, документальных фильмов.
Авторская программа «Преподавание образовательной области “Искусство” в 8-9 классах по новым стандартам и БУП» создала специальные организационно-педагогические условия и художественно-творческую среду, что позволило повысить профессиональное мастерство, расширить научно-терминологические знания, межкультурную, педагогическую, информационную, коммуникативную и деятельностную компетентность учи-
телей ИЗО. Курсовое обучение ориентирует их на дальнейшее самообразование, саморазвитие и самосовершенствование.
В сентябре 2008 г. проходило обсуждение и осуществлялся анализ рассмотренной авторской программы на совете кабинета эстетических дисциплин КОИПКРО совместно с учителями ИЗО, где было высказано предложение провести подобные курсы для учителей ИЗО Костромской области. В 2008/2009 учебном году в Костроме и области занятия по ИЗО проходят только в 1-7-х классах, а в 8-9-х классах - черчение, Государственный стандарт общего образования 2004 г. по изобразительному искусству не внедряется.
В течение 2005-2008 гг. курсовое обучение по этой авторской программе успешно закончили 210 человек. По заявкам учителей ИЗО города Ярославля и области такие курсы проводились 12 раз, три курса из них были выездными в Гаврилов-Ям, Углич, Пошехонье.
Благодаря курсовой подготовке учителей ИЗО по авторской программе «Преподавание образовательной области “Искусство” в
8-9-х классах по новым стандартам и БУП» создана база данных конспектов уроков для 8-9-х классов по ИЗО; во всех школах, гимназиях, интернатах Ярославля и области стали проводиться занятия по ИЗО в 8-9-х классах; внедряется Государственный стандарт общего образования 2004 г. по ИЗО; вводится предпрофильное художественно-эстетическое обучение; создаются условия для знакомства школьников с местным изобразительным искусством, повышается интерес к культурному наследию Ярославского края, формируются патриотические чувства сопричастности к его многовековой истории.
Учителя ИЗО готовят не только будущих художников, но и будущих зрителей, которые должны успешно ориентироваться во всем многообразии современного изобразительного искусства. Сегодня как никогда учителя ИЗО являются носителями и трансляторами художественной культуры и искусства в школе, определяя дальнейшие перспективы развития общества.
Библиографический список
1. Аналитико-статистические материалы за 2007/2008 учебный год [Текст] / под ред. М.В. Груздева, О.Ю. Калугиной. - Ярославль, 2008. - 220 с.
2. Официальные документы в образовании [Текст]. - 2002. - №4 (175). - С. 3-31.
3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.П. Подла-сый. - М.: Просвещение: Владос, 1996. - 432 с.
4. Проблемы теории и практики внедрения региональной программы по изобразительному искусству [Текст] / сост. В.В. Круглова. - Кострома: Региональный центр новых информационных технологий «Эврика-М», 2000. - 68 с.
5. Профессиональное развитие: Пути модернизации постдипломного образования педагога [Текст] : сб. метод. материалов / под ред. И.Ю. Алексашиной. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 208 с.
6. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480 с.
7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Искусство // Искусство: сборник нормативных документов / сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - С. 20-24.
8. Челышева, Т.В. Теория и методика преподавания предметов искусства: музыка, изобразительное искусство [Текст]: программа курса повышения квалификации / Т.В. Челышева. - М.: АПК и ПРО, 2001. - 16 с.
Е.В. Кувакина ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Статья посвящена проблеме использования компьютерных технологий в начальном обучении русскому языку. Несмотря на свою актуальность, эта проблема недостаточно решена и в теоретическом, и в практическом плане. Автор статьи подчеркивает необходимость уточнения понятийного аппарата рассматриваемой исследовательской области. Научно обосновывается понятие «компьютерная поддержка». Раскрываются функциональные особенности компьютерной поддержки с учетом специфики младшего школьного возраста и учебного предмета «русский язык».