Научная статья на тему 'Функциональные особенности компьютерной поддержки начального обучения русскому языку'

Функциональные особенности компьютерной поддержки начального обучения русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кувакина Е. В.

Статья посвящена проблеме использования компьютерных технологий в начальном обучении русскому языку. Несмотря на свою актуальность, эта проблема недостаточно решена и в теоретическом, и в практическом плане. Автор статьи подчеркивает необходимость уточнения понятийного аппарата рассматриваемой исследовательской области. Научно обосновывается понятие «компьютерная поддержка». Раскрываются функциональные особенности компьютерной поддержки с учетом специфики младшего школьного возраста и учебного предмета «русский язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональные особенности компьютерной поддержки начального обучения русскому языку»

телей ИЗО. Курсовое обучение ориентирует их на дальнейшее самообразование, саморазвитие и самосовершенствование.

В сентябре 2008 г. проходило обсуждение и осуществлялся анализ рассмотренной авторской программы на совете кабинета эстетических дисциплин КОИПКРО совместно с учителями ИЗО, где было высказано предложение провести подобные курсы для учителей ИЗО Костромской области. В 2008/2009 учебном году в Костроме и области занятия по ИЗО проходят только в 1-7-х классах, а в 8-9-х классах - черчение, Государственный стандарт общего образования 2004 г. по изобразительному искусству не внедряется.

В течение 2005-2008 гг. курсовое обучение по этой авторской программе успешно закончили 210 человек. По заявкам учителей ИЗО города Ярославля и области такие курсы проводились 12 раз, три курса из них были выездными в Гаврилов-Ям, Углич, Пошехонье.

Благодаря курсовой подготовке учителей ИЗО по авторской программе «Преподавание образовательной области “Искусство” в

8-9-х классах по новым стандартам и БУП» создана база данных конспектов уроков для 8-9-х классов по ИЗО; во всех школах, гимназиях, интернатах Ярославля и области стали проводиться занятия по ИЗО в 8-9-х классах; внедряется Государственный стандарт общего образования 2004 г. по ИЗО; вводится предпрофильное художественно-эстетическое обучение; создаются условия для знакомства школьников с местным изобразительным искусством, повышается интерес к культурному наследию Ярославского края, формируются патриотические чувства сопричастности к его многовековой истории.

Учителя ИЗО готовят не только будущих художников, но и будущих зрителей, которые должны успешно ориентироваться во всем многообразии современного изобразительного искусства. Сегодня как никогда учителя ИЗО являются носителями и трансляторами художественной культуры и искусства в школе, определяя дальнейшие перспективы развития общества.

Библиографический список

1. Аналитико-статистические материалы за 2007/2008 учебный год [Текст] / под ред. М.В. Груздева,

О.Ю. Калугиной. - Ярославль, 2008. - 220 с.

2. Официальные документы в образовании [Текст]. - 2002. - №4 (175). - С. 3-31.

3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.П. Подла-сый. - М.: Просвещение: Владос, 1996. - 432 с.

4. Проблемы теории и практики внедрения региональной программы по изобразительному искусству [Текст] / сост. В.В. Круглова. - Кострома: Региональный центр новых информационных технологий «Эврика-М», 2000. - 68 с.

5. Профессиональное развитие: Пути модернизации постдипломного образования педагога [Текст] : сб. метод. материалов / под ред. И.Ю. Алексашиной. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 208 с.

6. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480 с.

7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Искусство // Искусство: сборник нормативных документов / сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - С. 20-24.

8. Челышева, Т.В. Теория и методика преподавания предметов искусства: музыка, изобразительное искусство [Текст]: программа курса повышения квалификации / Т.В. Челышева. - М.: АПК и ПРО, 2001. - 16 с.

Е.В. Кувакина

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена проблеме использования компьютерных технологий в начальном обучении русскому языку. Несмотря на свою актуальность, эта проблема недостаточно решена и в теоретическом, и в практическом плане. Автор статьи подчеркивает необходимость уточнения понятийного аппарата рассматриваемой исследовательской области. Научно обосновывается понятие «компьютерная поддержка». Раскрываются функциональные особенности компьютерной поддержки с учетом специфики младшего школьного возраста и учебного предмета «русский язык».

E.V. Kuvakina

FUNCTIONAL PICULIARITIES OF COMPUTER SUPPORT OF ELEMENTARY LEVEL TRAINING THE RUSSIAN LANGUAGE

The article is devoted to the problem of use of computer technologies in elementary level training Russian. Despite the urgency, this problem is insufficiently solved either in theoretical or practical level. The author of the article underlines the necessity of specification of the conceptual device of the considered research area. The concept “computer support” is scientifically proved. Functional features of computer support are revealed with taking into consideration features of junior school age and a subject “Russian”.

Проблема использования компьютерных технологий в обучении русскому языку как родному является актуальной, но она пока недостаточно решена и в теоретическом, и в практическом плане. Расширение практики включения в процесс обучения современных технических средств не подкрепляется ее теоретико-методическим осмыслением. Разработка теоретико-методических основ компьютерных технологий в обучении русскому языку требует уточнения соответствующего понятийного аппарата. Исходным является понятие компьютерной технологии, однако мера и условия включения компьютерной технологии в традиционный процесс обучения, роль и характер ее участия в обучении определяются возрастом обучающихся и спецификой учебного предмета.

В компьютерной лингводидактике, сравнительно молодой и современной области методики обучения языку, термины «компьютерное обучение языку», «компьютерная поддержка обучения языку», «методика компьютерного обучения языку», «компьютерное сопровождение в обучении языку» используются в качестве равноправных. К сожалению, эти понятия, как рядоположенные, не разводятся между собой, не описывается характер и особенности каждого, что не мешает им равноправно существовать в таком разделе лингводидактики, как компьютерная лингво-дидактика.

В теории и методике начального обучения соответствующее терминологическое поле представлено выражением «компьютерная методика обучения русскому языку» [1. С. 219], что представляется нам не совсем удачным. Поэтому мы вводим понятие компьютерной поддержки начального обучения русскому языку. Считаем необходимым отметить, что наиболее раннее употребление словосочетания «компьютерная поддержка» встречается в 80-х гг. XX столетия в работах академика А.П. Ершова [2]. Это понятие было тут же подхвачено и без четкого содержательного определения внесено в практику использования.

Если обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова, то слово «поддержка» означает 'помощь, содействие’, слово «поддерживать» - 'служить опорой для чего-нибудь’, а слово «поддержать» - 'оказать кому-нибудь помощь, содействие’.

Компьютерная поддержка, на наш взгляд, и есть та опора, которая сделает процесс языкового образования младших школьников более результативным. В этом отношении термин «компьютерное сопровождение» является менее удачным, так как смысл слова «сопровождение» несет в себе значение отстраненности по отношению к процессу, сопутствования ему, приложения, дополнения и больше применим ко взрослой аудитории, а не к младшим школьникам. Мы предпочитаем использовать термин «компьютерная поддержка» как более соответствующий процессу обучения детей младшего школьного возраста.

Под компьютерной поддержкой начального обучения русскому языку мы понимаем характер и меру интеграции в процесс обучения компьютерных технологий с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста и специфики учебного предмета «русский язык». При этом под интеграцией мы подразумеваем объединение каких-либо элементов (частей) в целое, взаимопроникновение, а также процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

В самом слове «поддержка» кроется отличительный смысл применения компьютерных технологий именно при изучении родного языка. В качестве посылки используем следующее: обучение родному языку происходит в процессе общения, которое по своему содержанию шире и глубже, чем коммуникация. Диалог с компьютером не сможет заменить реального общения. Полноценное овладение языком на основе коммуникативных возможностей компьютера как современного технического средства обучения невозможно, так как предлагаемая компьютером коммуникация «носит характер служебной инструментальной связи» [3. С. 354]. Не-

обходимо интегрировать компьютерные технологии в процесс обучения русскому языку, «которое по существу представляет процесс общения между учителем и учащимися, а также обучающихся друг с другом» [4. С. 36]. Поэтому мы говорим только лишь о компьютерной поддержке начального обучения русскому языку. Тем более, что в сопоставлении понятий «компьютерные технологии» и «компьютерная поддержка» второе понятие, как нам кажется, более применимо к обучению в младшем школьном возрасте, поскольку даже совершенный компьютер не сможет заменить учителя ребенку такого возраста.

Следовательно, с частнодидактической точки зрения конкретизация понятия компьютерных технологий обучения в проекции на теорию и методику обучения русскому языку в начальной школе заключается в понятии компьютерной поддержки, отражающей в своем содержании возрастные особенности младшего школьника и специфику учебного предмета «русский язык».

Разнообразие возможностей использования компьютерной поддержки начального обучения русскому языку определяется таким представлением учебного материала и способов его изучения, которое не только позволяет быстрее выполнить задания, традиционно используемые в практике преподавания языка, но и вводит формы презентации, тренировки и контроля изучаемого материала, которые сложно или невозможно представить без использования компьютера.

1. Одновременное использование нескольких форматов предъявления информации: графики, анимации, аудио- и видеоряда, текста, различных динамичных иллюстраций. Это, в свою очередь, ведет к реализации принципа адаптивного обучения. По утверждению психологов, преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу, звуко- или видеоряд) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. (Например, в пакете программ по русскому языку «К грамотности ступеньки», разработанном в ЕГУ им. И.А. Бунина, лингвистический материал, представленный в сценариях компьютерных программ, может быть оформлен в виде таблиц, алгоритмов, блок-схем). Учитель, ориентируясь на типологические особенности детей, может для ознакомления с учебным материалом выбрать любой вариант предъявления. Возможны различные режимы воспроизведе-

ния озвученных текстов: например, в естественном темпе и замедленном, с необходимыми повторами, произнесением отдельно каждой фразы, слова (примером служит программа «Семейный наставник. Русский язык 2, 3, 4», раздел «Звуковые диктанты» - 1 С, г. Москва).

2. Воспроизведение звучащей речи. Ничто не дает такого стимула для работы над правильностью, выразительностью устной речи, как ее запись и дальнейшее прослушивание, сравнение своего произношения с эталонным. Мы не имеем в виду систему распознавания речи самими компьютерами. Компьютерные технологии выступают здесь в качестве более совершенного и современного средства обработки, передачи и демонстрации аудио- и видеоинформации как в режиме реального времени (on-line), так и в отложенном режиме (off-line).

3. Визуализация речи, как эталонной дикторской, так и речи ученика. Средства визуализации позволяют наглядно представить процессы, сопровождающие механизм производства речи. Для этой цели используется анимация, иллюстрирующая движение органов речи, и различные типы графиков, показывающих амплитуду колебания звука. Так, в программе «1 С: Репетитор. Русский язык» (1 С, г. Москва) анимация используется для иллюстрации движения органов речи при произнесении звуков.

4. Мониторинг решения учебной задачи. Компьютер способен осуществлять «пошаговый» контроль выполнения задания, производить объективную входную, текущую, итоговую проверку знаний и диагностику допущенных ошибок, что принципиально нехарактерно для учебных пособий на бумажном носителе, а для учителя затратно по времени. К этому добавим возможность регистрации времени на выполнение той или иной учебной задачи и достаточно большую оперативность. Указанные функции демонстрируют программы «Семейный наставник. Русский язык 2, 3, 4» (1С, г. Москва), Генератор контроля «Visual Teacher» (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль).

5. Эффективные способы выполнения традиционных заданий. В настоящее время значительное число заданий, выполняемых на компьютере, является версией традиционных упражнений, широко применяемых в практике преподавания языка.

Цель использования компьютеров в данном случае - предложить такие способы выполнения упражнений, которые позволят быстрее справиться с заданиями и оценить работу. Типичными примерами таких заданий являются упражнения с множественным или альтернативным выбором ответа, задания на установление соответствий, заполнение пропусков, диктанты и т.п. В компьютерной реализации эти задания могут выглядеть следующим образом: выбор ответа на основе раскрывающегося списка; перемещение объектов с помощью мыши; многократное обращение к заданиям, прослушивание материалов в разном темпе, наглядное представление характера звучания, выбор способа ввода ответа (с помощью клавиатуры или микрофона), отработка произношения диктуемых фраз или слов и т. п. Все эти приемы действительно позволяют ускорить темп выполнения заданий и улучшить усвоение материала, увеличивают объем необходимой тренировки, без которой невозможно полноценное формирование умений и навыков.

Другой пример (один из классических примеров собственно компьютерных заданий) - реконструкция текста. По названию текста учащимся необходимо догадаться о его содержании, выделить главную мысль, восстановить текст, вводя нужные слова с помощью клавиатуры, определить границы предложений, расставить знаки препинания (Программа «Лингвист 2, 3, 4» - ЦИТ ИРО

г. Ярославль). Показательно, что даже без использования в этом упражнении современных технических возможностей (анимации, графики, аудио- или видеоформата) подобные задания неизменно вызывают интерес у учащихся и стремление выполнить их самостоятельно, минимально обращаясь к системе помощи и подсказок компьютера.

Очевидно, что организация выполнения описанных выше заданий в традиционных условиях обучения потребовала бы больших временных затрат и дополнительной организационной работы преподавателя.

6. Разнообразное моделирование как специфически компьютерный вид задания. В этом случае предполагаются такие варианты применения технологических возможностей компьютерной поддержки, реализация которых наиболее эффективна

и осуществима только в компьютерной среде: сочетание различных видов моделирования языковых явлений с переводом рисунков в наглядно-образные модели, а тех, в свою очередь, в графические. Так, в созданной нами программе «Кот ученый/Веселый состав» (ЦИТ ИРО

г. Ярославль) учащиеся, правильно разбирая слово по составу, соотносят графическую схему с наглядно-образной моделью в виде играющего котенка. Изменение поз котенка является наглядно-образной опорой для разбора слова по составу и одновременно средством контроля за правильностью выполненного разбора.

7. Игровые задания. Эту форму организации

деятельности учащихся и как пример собственно компьютерных упражнений часть исследователей выделяют в отдельную группу. Все игры, независимо от того, выполняются ли они на компьютере или в рамках традиционной классно-урочной системы, в учебном процессе используются в качестве дидактических. Облечение заданий в игровую форму служит средством мотивации учащихся, имитацией реальных коммуникативных ситуаций,

средством обучения через привнесение в занятия элементов юмора и даже психологической разрядки. В ходе игры учащиеся выполняют языковые задания различных типов: укажите «лишнее» слово (с отличающимся ударением или отличающееся по способу образования грамматической формы, не имеющее отношения к определенной орфограмме), исправьте опечатки в тексте и пр. Такие задания наиболее приемлемы в начальной школе.

8. Адаптивность. Подразумевается возможность компьютера адаптироваться к уровню подготовленности обучающихся. Как правило, это делается посредством заложенной в программу системы заданий с заранее известными параметрами трудности и с дифференцирующей способностью каждого задания. Например, в разработанной нами программе «Веселый состав» (ЦИТ ИРО г. Ярославль) удаленность железнодорожной станции связывается с уровнем сложности слов, которые необходимо разобрать по составу. Иногда адаптивность выражается в изменении скорости и порядка предъявления учебных заданий, подаче теоретического материала разными способами.

9. Интерактивность. Под интерактивностью мы подразумеваем линейный «диа-

лог» ребенка и компьютера. Наиболее простой уровень интерактивности проявляется в просмотре текстового учебного контента в режиме изучения с использованием простейших средств навигации: листания, прокрутки текста, перехода по гиперссылке (например, к языковой справке, к ранее изученному правилу или к словарной статье и т.д.). Более высокий уровень интерактивности предполагает различные манипуляции с объектами на экране: фрагментами текста или предложения, частями слова. Возможна подстановка каких-либо элементов дидактического материала, выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.

10. «Погружение» в учебный материал. Функциональная возможность компьютерных технологий излагать теоретический материал не массивом текстовой информации, а так называемыми «интерактивными уроками» привела к тому, что учебный языковой материал в компьютерном переложении начинает соединять в себе почти все вышеперечисленные специфические особенности компьютерных технологий. Так, например, блоки теоретической информации, а также учебные задания и упражнения предлагаются на основе того или иного фонового сюжета: путешествие в сказку, поход в музей или библиотеку и пр. Ученик, выполняя задания, самостоятельно «передвигается» от одного учебного объекта к другому и попутно с обучением и тренировкой участ-

вует в развитии того или иного сюжета, заданного программой. Активно используется звук, анимация, видео. Такие материалы рассчитаны на «погружение» ученика в тот или иной предметный мир, не исключая мира языковой действительности. Подобное «погружение» является одним из признаков «виртуальной реальности». Все это достигается благодаря сочетанию следующих возможностей: компьютерной визуализации учебного материала, интерактивному режиму овладения им, легкому доступу к достаточно большому ресурсу учебной информации, незамедлительной обратной связи.

Таким образом, функциональные возможности компьютерной поддержки определяются специфическими чертами, которые отличают компьютерные средства обучения от традиционных: одновременным использованием нескольких форматов предъявления учебной информации (аудио- и видеоинформации), воспроизведением устной и письменной речи посредством ее визуализации и озвучивания, адаптивностью учебного языкового материала и погружением в него через «виртуальную реальность», интерактивностью, разнообразием моделирования языковых явлений, мониторингом решения учебной задачи. Дополнительные возможности компьютерной поддержки связаны с эффективными способами использования компьютерных вариантов традиционных заданий: дидактической игры, реконструкции текста, орфографической работы.

Библиографический список

1. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2007. - 462 с.

2. Ершов, А.П. Избранные труды [Текст] / А.П. Ершов; отв. ред. И.В. Поттосин. - Новосибирск, 1994.

3. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] : учебное пособие для студ. вузов / В.А. Петровский. - Р н/Д, 1996. - 509 с.

4. Макеева, С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета [Текст]: монография / С.Г. Макеева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. - 332 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.