УДК 378+ 70
PlahotnikovA.G. THE CONCEPT OF ART PREPARATION STUDENTS OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING “COLLEGE”. It is presented: a research objective of average vocational training in preparation of the teacher of the fine arts and design of initial classes; problems systems of development of average vocational training of the person defining the basic direction: masters, the artist, the teacher FROM in initial classes; working out of conceptual model of art preparation of students of average vocational training “College”.
Key words: the concept, model, the fine arts, design, formation, the teacher, college, level, a step, development, continuous, art, professional.
А.Г. Плахотников, канд. пед. наук, доц. каф. изобразительного искусства, Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж, Е-mail: [email protected]
КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОЛЛЕДЖ»
В статье представлены цель исследования среднего профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна начальных классов и задачи, определяющие основное направление системы развития среднего профессионального образования личности мастера, художника, учителя ИЗО в начальных классах. Разработана концептуальная модель художественной подготовки студентов среднего профессионального образования «Колледж».
Ключевые слова: концепция, модель, изобразительное искусство, дизайн, формирование, учитель, колледж, уровень, ступень, развитие, непрерывное, художественное, профессиональное.
Среднее профессиональное образование в дальнейшем (СПО) является вторым уровнем образовательной среды, представленной ниже концептуальной «модели» непрерывного художественно-профессионального образования третьей ступени развивающего обучения студентов (колледж) изобразительному искусству и дизайну.
Целью исследования среднего профессионального образования «подготовка учителя изобразительного искусства и дизайна в начальных классах» является:
- определение и выявление социально-педагогических условий в интересах творческой личности студентов СПО по повышению их качественного потенциала в эффективном развитии обучения: народно-художественным ремеслам, декоративно-прикладному и изобразительному искусству, дизайну и художественному проектированию.
Задачи, определяющие основное направление системы развития среднего профессионального образования личности мастера, художника, состоят:
• в формировании деятельного мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям в сфере применения методов развивающего обучения будущего учителя изобразительного искусства и дизайна;
• в формировании навыков самостоятельной творческой работы при эффективном усвоении графики, живописи, цветоведения и колористики, композиции, компьютерной графики, художественного проектирования;
• в реализации творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, в осуществлении самоопределения и самореализации личности на эстетичес-ко-художественном уровне;
• в развитии субъект-субъектных отношений учащихся и преподавателя в создании условий для диалога, рисующего студента в форме «художника», на уроках мастер-класса.
Необходимость перехода системы СПО на реализацию модели развивающего обучения, в основе которого лежит идея развития личности, развитие самой системы СПО и ее влияния на основные общественные процессы. Опережающее образование в отличие от традиционного ориентирования в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, умений и навыков.
В соответствии с изменением требований к среднему профессиональному образованию определяются следующие исходные принципы его развития.
1-й принцип вариативности образования предполагает гибкое реагирование СПО на изменения внешней среды и как следствие - диверсификацию профессиональных образовательных программ, видов и организационно-правовых форм средних специальных учебных заведений, а также форм государственно-общественного управления и социального партнерства.
2-й принцип непрерывности образования предполагает преемственность среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования. Исходным моментом в развитии взаимодействия среднего профессионального образования с начальным профессиональным и высшим профессиональным образованием является общность совместно принятых концептуальных подходов и их реализация в подготовке кадров, удовлетворении потребностей личности в непрерывном образовании. При реализации программ дополнительного профессионального образования средняя профессиональная школа должна формировать гибкие системы повышения квалификации и переподготовки кадров с ориентацией на удовлетворение индивидуальных профессионально-образовательных потребностей.
3-й принцип регионализации образования предполагает последовательную ориентацию деятельности учебных заведений на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения, гибкое сочетание федерального, отраслевого и регионального управления средними специальными учебными заведениями с участием государственно-общественных структур.
4-й принцип автономности средних специальных учебных заведений предполагает развитие их академической и хозяйственной самостоятельности, совершенствование механизма самоуправления, формирование программ экономического развития образовательных учреждений.
5-й принцип эффективности социального взаимодействия отражает необходимость согласования действий всех субъектов образовательного пространства и направлен на формирование и проведение единой образовательной политики в целях развития среднего профессионального образования [1, с. 9-10].
Все концепции художественного образования едины в одном: ученик как личность - центр образовательного процесса, не только объект педагогического сопровождения, но, главное, субъект учебного процесса наряду с учителем.
На 2-ом уровне непрерывного профессионального образования является концепция среднего профессионального образования (СПО). Система непрерывного профессионального образования соответствует интересам государства, работодателей и потребителей образовательных услуг.
Непрерывное профессиональное образование позволяет:
- подготовить специалиста нового типа, практико-ори-ентированного, владеющего рабочими профессиями и квалификацией учителя изобразительного искусства младших классов;
- повысить социальные гарантии и конкурентоспособность выпускников;
- сократить сроки обучения за счет исключения дублирования учебных курсов;
- увеличить эффективность использования учебно-материальной базы, кадрового и финансового ресурсов;
- создать интегрированный единый коллектив педагогических работников, объединенных единством целей и задач;
- обеспечить условия мотивированной реализации потребностей обучающихся в профессиональном росте [1, с. 10].
При реализации подготовки специалиста среднего профессионального образования в системе непрерывного профессионального образования следует руководствоваться принципами: преемственности уровней, включающей в себя комплексность содержания, технологии обучения и воспитания; углубления специализации, гибкости и вариативности образовательных программ; дифференциации обучения в соответствии с личными способностями и потребностями обучающихся; единства образовательного и воспитательного пространства.
Средняя профессиональная подготовка учащихся и студентов может быть реализована в системе непрерывного профессионального образования следующими путями: независимым, когда выпускники последовательно получают начальное (НПО), среднее (СПО) и высшее профессиональное образование (ВПО). Это путь, требующий больших временных и материальных затрат; сопряженным, при котором (НПО) и (СПО) реализуется в сокращенные сроки, что позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы; сквозным, позволяющим сопрягать профессиональные образовательные программы НПО и СПО, внося коррективы в государственные образовательные стандарты. Это наиболее перспективный путь, но на сегодняшний день он не имеет нормативно-правой базы [2, с. 26].
Известно, что 198 училищ, лицеев, техникумов, колледжей Москвы были объединены в 63 колледжа, фактически ставших ресурсными центрами развития. Училищ, лицеев, техникумов не стало. После и параллельно с объединением учреждений профобразования идет активная работа по интеграции содержания образования, особенно в части однопрофильных профессий НПО и специальностей СПО.
Эта модель интеграции была одобрена Госсоветом России по образованию 24 марта 2006 года. Одновременно в проекте действий Правительства обозначена не интеграция, не инновационные подходы (основные термины в материалах Государства), а разработка типового Положения об учреждении НПО (IV квартал 2007 года). Слово «интеграция» вообще прозвучало один раз в одном из 36 пунктов июльского Правительственного Комплекса межведомственных мероприятий по развитию НПО и СПО до 2010 года [3, с. 27].
Таким образом, реализация интегративных процессов в начальном и среднем профобразовании в системной форме в ближайшие годы будет вести только Москва. Это сопровождается дополнительными трудностями, например, когда создавались колледжи, имелось в виду, что в них будет реализация повышенного уровня СПО и бакалавр. Тем самым созданные колледжи как бы лишаются перспектив по вертикали образования [3, с. 30].
Сегодня в начале XXI века, в качестве основных преимуществ развития в рамках интеграционных процессов в учреждениях НПО и СПО можно назвать следующие:
- повышение качества подготовки через объединение кадровых и материально-технических ресурсов 2-х уровне-вых учреждений профобразования;
- организация динамичной, гибкой, целевой 2-х уровне-вой подготовки рабочих и специалистов в условиях одного образовательного учреждения;
- возможность подготовки в сокращенные сроки обучения по интегрированным учебным планам и программам, что радикально изменяет отношение обучающихся к учебному процессу. Создается база для мотивированного сочетания режимов обучения и самообучения, образования и самообразования, воспитания и самовоспитания. В будущем специалисте (через его готовность к саморазвитию и самореализации) формируется современный уровень конкурентоспособности;
- значительный рост эффективности социального партнерства с новым работодателем, заинтересованным в высококвалифицированных кадрах с повышенными индивидуальными, в том числе амбициозными, качествами;
- развивается разнообразие учебно-методического обеспечения образовательного процесса; в ресурсных центрах концентрируется не только кадровый и методический потенциал, но также информационный банк и средства телекоммуникационной связи;
- формируется научно-методический потенциал образовательного учреждения, база для творческой и научной деятельности;
- повышается экономическая эффективность подготовки рабочих и специалистов.
В целом возможность реализации образовательного процесса в рамках взаимодействия по горизонталям и вертикалям уровневого обучения позитивно меняет методику и методологию учебно-воспитательного процесса и сам характер субъект-субъектных отношений. Соотношение объемов 2-го уровня подготовки студентов СПО может и должно определяться региональными требованиями и спецификой социального партнерства [3, с. 31].
Таким образом, инновационная деятельность учреждений НПО и СПО России и профессиональных колледжей Москвы, реализующих 2-го уровня подготовки на ближайшие годы, будет определяться развитием таких направлений, как:
- законодательная поддержка инновационных процессов, например, возможностей интеграции 2-го уровня профобразования;
- формирование нового перечня профессий НПО и специальностей СПО и направлений подготовки в училищах, колледжах и техникумах (особое внимание при этом на специальности повышенного уровня подготовки как основы по специальности, например, специалистов в рамках бакалавр);
- нарастающая в России и переходящая в массовую (по опыту Москвы) организационная и содержательная интеграция начального и среднего профобразования;
- разработка нового поколения Госстандартом НПО и СПО (как федеральных компонентов, так и особенно, национально-региональных компонентов) как основы для реализации повышенных требований работодателей к подготовке кадров; при этом возможна и другая модель развития; разработка профессиональных стандартов на базе компонентного подхода через определение ключевых компетенций рабочих специалистов на основе «заказов» работодателей и рефлексии молодых специалистов, состоявшихся на производстве. На такую модель потребуются многие годы;
- организация и активизация взаимодействия учреждений профобразования с работодателями, привлечение их к разработке профессиональных стандартов, привязанных к каждой профессии и национальной системе квалификации;
- развитие разных форм социального партнерства учреждений профобразования на рынке труда и образовательных услуг;
- формирование адекватного мышления нового работодателя, пока далеко не всегда способного оценить роль системной подготовки кадров высокой квалификации, в том числе и с его участием. На это требуется время;
- организация и обеспечение последовательного перехода на нормативно-душевое финансирование учреждений профобразования с акцентом на результативность и эффективность их работы;
- преодоление консерватизма значительной части руководителей педагогических коллективов учреждений профобразования. Для многих из них перестройка подготовки кадров - зачастую лишние заботы. Им трудно отказаться от привычного «распределительного» бюджета финансирования;
- подготовка и переподготовка педагогических кадров системы НПО и СПО, способных обеспечить инновационную
деятельность своих учреждении по основным направлениям работы, в том числе в условиях рыночной экономики [3, с. 31].
Таким образом, важность и актуальность проблемы формирования у будущих учителей изобразительного искусства и дизайна их профессиональной устойчивости в СПО учебных заведениях, ее недостаточность для современного образования научно-теоретическая и практическая разработанность и послужили ее исследования в рамках настоящей публикации статьи: «Концепция художественной подготовки студентов среднего профессионального образования колледж». В этой связи мы предлагаем разработанную нами концептуальную модель деятельного подхода в обучении СПО обеспеченности специальности: «Учитель изобразительного искусства и дизайн начальных классах» [4, с. 11-19].
Концепции 2-го уровня, 3-й ступени среднего профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна
Таблица 1
Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы СПО максимальная нагрузка обязател ьных часов
Обязательная часть циклов ОПОП: 3365 2243
ОГСЭ.ОО Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 678 452
ОГСЭ.01 Основы философии. 48
ЕН.02 Анатомия, физиология и гигиена. 100
ЕН.03 Начертательная геометрия. 254
П.00 Профессиональный цикл 2429 1619
ОП.00 Профессиональные дисциплины 672 448
ОП.01 Педагогика 89
ОП.02. Психология 89
ОП.03 Безопасность жизнедеятельности 89
ОП.04 История изобразительного искусства и дизайна. 34
ОП.05 Композиция. 147
ПМ.00 Профессиональные модули 1757 1171
ПМ.01 МДК 01.01. Основы теории и методики преподавания изобразительного искусства. 136
ПМ.02 Основы теории и методики преподавания черчения и художественное проектирование. 200
ПМ.03 МДК 03.01. Основы выполнения графических работ. 200
МДК 03.02. Основы выполнения живописных работ. 192
МДК 03.03. Основы выполнения объемно-пластических и дизайнерских работ. 136
МКД 03.04. Основы выполнения работ по декоративноприкладному оформительскому искусству, художественнодизайнерской обработке материалов и народных ремесел. 205
ПМ.04 МКД 01.01. Теоретические основы и методика организации внеурочной деятельности в сфере изобразительного искусства и дизайна. 34
ПМ.05 МДК 05.01. Теоретические и практические аспекты методической работы учителя изобразительного искусства и дизайна начальных классов. 68
Итого: 3107 2071
Исследование 2-го уровня, 3-й ступени художественной ектированию, рисунку, живописи, композиции, изобразитель-подготовки студентов СПО показывает, что прогрессивное ному искусству и дизайну в целом.
развитие личности на 2-ом этапе обучения изобразительно- Анализ концепции непрерывного профессионального
му искусству и дизайну состоит из процесса физического образования в СПО показывает, что под обучением следует
и психического изменения индивида, предполагающего раз- понимать не процесс «передачи» готовых знаний от препо-
витие восприятия, мышление и воображения на основе пос- давателя к студентам, а широкое взаимодействие между обу-
ледовательного совершенствования, сравнения, анализа, чающим и обучающимся, способом осуществления педаго-
синтеза и обобщение мыслительной деятельности студен- гического процесса как создание «педагогических условий»
тов. Происходит формирование качественных изменений с целью развития личности посредством организации усво-
в развитии коммуникативных способностей, навыков, уме- ения студентами новых знаний и способов художественно-
ние субъекта в развивающем обучении художественному про- мыслительной деятельности студентов СПО.
Библиографический список
1. Приказ Минобразования России: О программе развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 гг., 2002. - № 3052. - 01.02.
2. Татару, Н.Д. Непрерывная профессиональная подготовка по интегрированным программам // Профессиональное образование. Столица. - 2007. - № 3.
3. Ткаченко, Е.В. Интеграция начального и среднего профессионального образования: необходимость и неизбежность // Профессиональное образование. Столица. - 2007. - № 3.
4. Приказ министра образования и науки Российской Федерации: Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 072501 Дизайн (по отраслям), 20l0. - № 838. - 01.25.08.20l0.
Bibliography
1. Prikaz Minobrazovaniya Rossii: O programme razvitiya srednego professionaljnogo obrazo-vaniya Rossii na 2000-2005 gg., 2002. - № 3052. - 01.02.
2. Tataru, N.D. Neprerihvnaya professionaljnaya podgotovka po integrirovannihm programmam // Professionaljnoe obrazovanie. Stolica. - 2007. - № 3.
3. Tkachenko, E.V. Integraciya nachaljnogo i srednego professionaljnogo obrazovaniya: neobkhodi-mostj i neizbezhnostj // Professionaljnoe obrazovanie. Stolica. - 2007. - № 3.
4. Prikaz ministra obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii: Federaljnihyj gosudarstvennihyj standart srednego professionaljnogo obrazovaniya po specialjnosti 072501 Dizayjn (po otraslyam), 2010. - № 838. - 01.25.08.2010.
Статья поступила в редакцию 29.10.11