Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 2. С. 9-18. © В.Е. Купченко, 2008
УДК 159.923
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ ЛИЦАМИ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
В.Е. Купченко
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
This entry is devoted to the difficulties of investigating life way in psychology. This work is an attempt to systematize those psychological knowledge that we have in domestic and foreign science of the life way of a person, typology of life strategies and of the role of coping in a difficult situation as a significant event in a structure of a life way.
В отечественной психологии изучение проблемы взаимодействия человека и ситуации активно развивается в рамках событийнобиографического подхода с 70-х гг. XX в. Теоретико-методологическая база данной концепции была заложена С.Л. Рубинштейном, подчеркивающим «необходимость изучения конкретной личности в конкретной ситуации особенно при изучении высших, наиболее сложных ее проявлений» [12, с. 47]. Смысложизненные и ценностные ориентации относятся к «сложным проявлениям личности», следовательно, задача теоретического и эмпирического их исследования, на наш взгляд, требует обязательного учета ситуационного компонента. Непрерывная цепь ситуаций различной степени значимости, эмоциональной окрашенности, временно-пространственной оформленности
характеризует жизнь человека процессуально. Событийное содержание ситуаций в единстве с присущими субъекту способами поведения, деятельности в них отражает специфику жизненного пути личности и индивидуального стиля жизни. В настоящее время жизненный путь человека часто оказывается в фокусе внимания психологических исследований, в связи с чем, существуют различные ракурсы его рассмотрения. Так, Е.Ю. Коржова отмечает, что, несмотря на отсутствие четких определений и единой теории, обращение к проблеме жизненного пути в любом случае предполагает анализ социальных аспектов человеческого бытия, сосредоточение на ценностных, нравственных, смысложизненных проблемах [5].
С.Л. Рубинштейн в 1936 г. ввел определение «события жизненного пути» как поворотного этапа, на котором принимаются важные
решения на длительное время. В многообразном научном наследии С.Л. Рубинштейна также значительное место отводится проблемам онтологии человеческого бытия, становлению жизненного пути личности, развитию самосознания индивида. «...Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю, - пишет С.Л. Рубинштейн, - В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека». И далее, «по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни» [12, с. 315].
Последователи С.Л. Рубинштейна анализировали организацию событийной структуры жизненного пути, зависящей от уровня развития личности. В результате данных исследований К.С. Абульханова-Славская сформулировала вывод о том, что существуют индивидуально-типологические способы организации жизни личности, присущие ей как субъекту. Однако субъект не существует без объекта, на который он направляет свою активность [1]. По отношению к жизнедеятельности в качестве объекта выступают трудные жизненные ситуации, которые человек пре-
одолевает в процессе жизни. Процесс жизнедеятельности, таким образом, представляется как цепочка взаимодействий человека с жизненными ситуациями.
А.Н. Леонтьев подчеркивал, что личность нельзя рассматривать как продукт прошлого опыта, так как опыт становится предметом отношений и меняет свой вклад в личность: «одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла..., другое открывается ему совсем в ином смысле и приобретает прежде не увиденное им значение» [8, с. 75]. В контексте подхода А.Н. Леонтьева становится актуальным исследование психологической составляющей событий, которые являются значимыми в структуре жизненного пути. В сущности, жизненный путь складывается из событий значимых, т. е. имеющих личностный смысл.
А.А. Кроник отмечает, что у развитой индивидуальности жизненный путь часто понимается как практические поиски ответа на смысложизненные вопросы, а ее индивидуальный стиль жизни — как конкретный ответ на эти вопросы [6]. Мы можем добавить, что жизнь человека, реализуясь в конкретных ситуациях, требует такого ответа, который выражается в конкретных поступках человека, в совершаемом им выборе стратегий поведения. Е.Ю. Коржова считает, что выбираемые субъектом способы взаимодействия с жизненными ситуациями в итоге определяют его судьбу [5]. Обоснование данная точка зрения находит в работах многих отечественных и зарубежных психологов. Так, Н.В. Гришина полагает, что в целом проблема ситуации — это фундаментальная методологическая проблема соотношения субъективного и объективного, внешнего и внутреннего мира человека на протяжении его жизни. Именно ситуация внутренне детерминирует человеческое поведение [4].
Разрабатываемая в русле отечественной психологии современная теория ситуации позволяет реализовать целостный подход к изучению жизни человека в бесконечном разнообразии ее проявлений. Отношение человека к ситуации, характер взаимодействия с ней и деятельности в ней рассматриваются здесь не как локальный поведенческий акт, проявление временных («ситуативных») характеристик, но как отражение устойчивых
субъективных предпочтений, ценностей, относительно стабильных личностных качеств, частных вариантов типичных для индивидуальности способов «бытия в мире». Наличие такой взаимосвязи подтверждено множеством эмпирических исследований. Так, А.В. Мах-нач в контексте исследования проблемы соотнесения динамических состояний и стабильных черт личности показал, что интегральные диспозиционные стратегии поведения фиксируются в чертах личности [9]. Иными словами, наиболее часто употребляемые субъектом способы взаимодействия с жизненными ситуациями и сопряженные с ними психические состояния являются потенциальными стержневыми характеристиками личности. Прослеживается и обратная связь: специфика используемых стратегий поведения, в свою очередь, обусловливается личностными качествами и отражает систему наиболее значимых для субъекта ценностей. Таким образом, стратегии взаимодействия с ситуациями являются не просто механизмами, обеспечивающими адекватность поведения и характеризующими адаптивные возможности индивида, но выступают в качестве своеобразного «индикатора» его ценностных и смысложизненных ориентации.
В связи с тем, что ситуация является своего рода «экраном», на котором проявляются скрытые от внешнего наблюдения черты личности, склонности, мотивы, ценности и система смыслов, исследование способов взаимодействия человека с различными ситуациями открывает широкие диагностические и психотерапевтические возможности. Так, биографический метод, разработанный на основе идей Б.Г. Ананьева о жизненных событиях внешнего и внутреннего мира как единицах жизненного пути, дает уникальную возможность изучить стабильность и изменчивость поведения личности сквозь призму времени и в зависимости от ситуации; позволяет исследовать вариант выбора или избегания личностью тех или иных социальных ситуаций, а также сами ситуации, с которыми сталкивается личность на своем жизненном пути [2].
Итак, для того чтобы понять специфику поведения человека, необходимо выяснить содержание и структуру ситуаций, которые составляют жизнь и деятельность человека,
опосредуют процессы его социализации, становления личности, формирования образа «Я» и прочее. Ситуация может быть определена с позиции двух подходов: первый подход заключается в понимании ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека; второй подход рассматривает ситуацию как результат активного взаимодействия личности и среды. Ситуация, как объективная совокупность элементов среды, оказывает обуславливающее, стимулирующее и корректирующее воздействие на субъект, в свою очередь, подвергаясь активному воздействию субъекта.
Р. Лазарус считает, что трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и тому подобное), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека [7, с. 186].
Трудные жизненные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер. Существует несколько классификаций «трудных жизненных ситуаций». Г.С. Никифоров предлагает классифицировать их по степени участия человека [11], К. Муздыбаев — по типам трудностей [10]. А.А. Бодалев вводит так называемые ситуации стресса обыденной жизни
- повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ на экзамене, увольнение и др.) [3]. Они оказывают влияние на развитие личности. Данный факт можно объяснить тем, что все подобные ситуации необходимо преодолевать, каждый раз находя то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях человек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения. Таким образом, трудные
жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения; или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его личностному потенциалу и стимулируют его активность. А также вызывают необходимость преодоления.
Следует отметить, что любая форма преодолевающего поведения имеет свое содержание. Личность в процессе переживания трудной ситуации придает ей особый смысл. Основной причиной многообразия тактик и стратегий совпадающего поведения являются индивидуальные особенности человека. На наш взгляд, для поиска ответа на вопрос о причинах выбора той или иной стратегии совпадающего поведения необходимо использование понятия «жизненная стратегия», так как одна из сущностей стратегии жизни -решение жизненных проблем в соответствии со своими ценностными и смысложизненными ориентациями.
Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью параметров построения типологии жизненных стратегий и практической необходимостью понимания специфики преодоления трудных жизненных ситуаций.
В качестве объекта выступает жизненный путь личности, в качестве предмета -преодоление трудных жизненных ситуаций лиц с различным типом жизненной стратегии.
Цель исследования, проведенного под нашим руководством студенткой факультета психологии Г. Ляховой, - изучение преодоления трудных жизненных ситуаций лиц с различным типом жизненной стратегии в период ранней взрослости.
Для достижения исследовательской цели нами выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить смысложизненные и ценностные ориентации как основания построения типологии жизненных стратегий;
2. Построить типологию жизненных стратегий в период ранней взрослости;
3. Провести сравнительный анализ преодоления трудных жизненных ситуаций лиц с различным типом жизненной стратегии в период ранней взрослости.
В качестве теоретической гипотезы нами выдвинуто предположение о том, что лицам с различным типом жизненной стратегии свойственны различные трудные жизненные ситуации и способы их преодоления. Эмпирические гипотезы нами не ставятся, так как невозможно на теоретическом уровне выделить типы жизненной стратегии.
Изучение смысложизненных и ценностных ориентаций, преодоление трудных жизненных ситуаций осуществлялось применительно к представителям ранней взрослости. Согласно периодизации Э. Эриксона, данный возрастной период ограничивается 20-40 годами. Э. Эриксон отмечает, что «в период 2030 лет деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сферах» [13, с. 437]. Всего в исследовании приняли участие 98 человек: 64 женщины и 34 мужчины. Выборка включает лиц с различным семейным положением и различным содержанием профессиональной деятельности.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа.
I. Изучение компонентов и построение типологии жизненных стратегий.
II. Выявление трудных жизненных ситуаций.
III. Сравнительный анализ преодоления трудных жизненных ситуаций лиц с различным типом жизненной стратегии.
С целью выявления параметров жизненной стратегии применена методика «Ценностные ориентации и направленность личности» Л.Н. Силантьева и тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Для определения трудных жизненных ситуаций создана авторская мини-анкета. Изучение стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями производилось с помощью опросника Ч. Карвера в адаптации Л.И. Дементий. Обработка результатов эмпирических данных осуществлялась с помощью качественного контент-анализа, частотного анализа, сравнительного анализа, И-критерия Манна-Уитни, вычисления величины средних значений и стандартного отклонения, процедуры
кластерного анализа (метод К-Мер). Для обработки эмпирических данных использовалась компьютерная программа 8Р88 10.0.
Итак, на первом этапе нашего исследования на основе изучения смысложизненных и ценностных ориентаций, а также применения процедуры кластерного анализа определены типы жизненных стратегий у лиц ранней взрослости.
Было выявлено, что основными характеристиками, оказывающими наибольшее влияние на построение типологии жизненной стратегии являются:
цели (Б=38,5 при р=0,0001); процесс (Б=41,8 при р=0,0001); результат (Б=68,8 при р=0,0001);
Локус контроля - Я (Б=53,1 при р=0,0001);
Локус контроля - Жизнь (Б=16,4 при р=0,0001);
направленность на себя (Б=13,8 при р=0,0001);
направленность на самоутверждение (Б=32,5 при р=0,0001);
направленность на дело (Б=83,9 при р=0,0001);
направленность на самореализацию (Б=81,3 при р=0,0001).
Кроме того, кластеры значимо отличаются между собой по следующим характеристикам:
направленность на объект (мир, природа, вещи) (Б=7,0 при р=0,001);
направленность на группу (Б=25,1 при р=0,001);
направленность на сохранение отношений (к себе, другим, объекту) (Б=4,5 при р=0,01);
направленность на обособление (на сохранение своего «Я») (Б=12,7 при р= 0,05);
направленность на другого человека (глубокое эмоциональное общение, любовь) (Б= 10,0 при р= 0,03).
Где Б — вес дескриптора, р — коэффициент значимости.
В результате было выделено три кластера, отражающих типы жизненной стратегии личностей (рис. 1).
ь с'--------- ■ 4.41%
16%
п «самореализующийся» тип жизненной стратегии □ «нерешительный» тип жизненной стратегии п «гедонистический» тип жизненной стратегии
Рис. 1. Типы жизненных
Опишем выявленные типы жизненных стратегий.
I тип жизненной стратегии был назван «гедонистический» (43 % испытуемых).
У представителей данного типа присутствуют высокие показатели по следующим смысложизненным ориентациям: процесс и Локус контроля - Я. Ценностные ориентации связаны с направленностью на объект, на сохранение отношений к себе и другим; направленностью на обособление (на сохранение своего «Я»). Присутствуют низкие показатели по шкале «направленность на группу».
Полученные данные отражают, что личность с «гедонистическим» типом жизненной стратегии воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, стремится получать удовольствие от настоящего момента жизни, проявляет уверенность в своих силах контролировать события собственной жизни. Данная личность стремится поддерживать отношения с людьми, ориентирована на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий, проявляя ярко выраженную потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Низкие показатели по шкале «направленность на группу» свидетельствуют о независимости личности от мнения группы.
II тип жизненной стратегии - «самореализующийся» (41 % испытуемых).
Представитель данного типа жизненной стратегии имеет высокие показатели по шкалам «цели», «процесс», «результат», «Локус контроля - Я». По ценностным ориентациям проявляет направленность на дело и на самореализацию.
стратегий личностей
Высокие показатели по субшкалам «цели», «процесс», «результат», «Локус контроля
- Я» свидетельствует о том, что для таких людей присущ высокий уровень целеполага-ния, выражающийся в четкости ориентиров в будущем, постановке конкретных целей, имеющих опору в реальной жизни, ощущение управления собственной жизнью. Жизнь им кажется волнующей и захватывающей. Ощущается успешность реализации собственных жизненных целей и планов.
Высокие показатели по ценностным ориентациям «направленность на дело» и «направленность на самореализацию» отражают заинтересованность в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентации на деловое сотрудничество, способности отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения цели. Выражено стремление к саморазвитию, желание реализации человеком своих возможностей.
III тип жизненной стратегии - «нерешительный» (16 % испытуемых).
Лица, относящиеся к этому типу, отличаются высоким показателем «направленность на группу», имеют низкие значения по шкалам СЖО: «цели», «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - жизнь». Низкие значения по шкалам ценностных ориентаций: «направленность на позицию/статус в группах», «направленность на обособление» (на сохранение своего «Я»), «на самоутверждение», «направленность на дело и на самореализацию».
Высокие показатели по шкале «направленность на группу» свидетельствуют о стремлении человека при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентации на совместную деятельность, но часто в ущерб вы-
полнению конкретных задании или оказанию искренней помощи людям, ориентации на социальное одобрение, зависимости от группы, потребности в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Низкие значения по шкалам «цели», «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - жизнь» отражают отсутствие жизненных целей, намерений в жизни, неверие личности в свои силы контролировать события собственной жизни и неуверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора.
Низкие значения по шкалам ценностных ориентаций: «направленность на пози-
цию/статус в группах», «направленность на обособление» (на сохранение своего «Я»), «на самоутверждение», «направленность на дело и на самореализацию» характеризуют человека, относящегося к данному типу, как неуверенного в себе и своих силах. Боязнь в высказывании своего мнения, нежелание отстаивать свои позиции и противостоять более сильным конкурентам, незаинтересованность в выполнении работы, безразличие к решению деловых проблем.
Как видно из представленных данных количество испытуемых, отнесенных к различ-
100%
90%
- 80%
~ 70%
" 60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
43%
ным типам жизненной стратегии, распределилось достаточно неравномерно. Однако наибольшее количество принявших участие в исследовании отнесено к «гедонистическому» (43 %) и «самореализующемуся» (41 %) типам. Полученные данные могут быть отражением возрастных особенностей периода ранней взрослости, связанного с первыми «самостоятельными шагами» молодого человека, вступлением во взрослую жизнь, уходом из родительской семьи, созданием собственной семьи. Помимо этого, данный период характеризуется максимальной возможностью реализации личностного потенциала. 16 % испытуемых обладают «нерешительным» типом жизненной стратегии. С одной стороны, молодой человек полон энергии и амбиций, но с другой - это его первый опыт взрослой жизни. Результаты нашего исследования отражают то, что не каждый готов к принятию самостоятельных решений и ответственности за собственную жизнь.
На втором этапе нашего исследования выявлены типы трудных жизненных ситуаций, характерные для лиц с различным типом жизненной стратегии (рис. 2, 3, 4).
9 50% 9 50% 9 50%
9 50%
Ф
■&
і * о ■& о о
ф
■&
19 00%
? !
С -в-
трудные жизненные ситуации
Рис. 2. Трудные жизненные ситуации у лиц с «гедонистическим» типом жизненной стратегии
Личность с «гедонистическим» типом жизненной стратегии преобладающими трудными жизненными ситуациями называет события в семейной сфере (43 %), например, ситуация развода, ссоры родителей, супругов, воспита-
ние детей. На втором месте по степени встречаемости были названы события межличностного общения: предательство любимого человека, ссора с другом (подругой), отсутствие взаимопонимания, расставание с любимым.
П5
о.
.0
ш
<и
ш
о
а
>
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20%
10%
0% ^
40% ^----
20% г—7\
20%
5%
5%
го
ф
-&
о
ск
го
ф
о
ск
го
_а
с;
? го
1 & о -& о о ф -& о
ф
_а
со
о
о
ф
ф
.а
х
Ь
о
т
Щ Щ
го
ф
-&
0 ск го
1
ю
ф
т
>
ф _а
о
о
х
т
го
со
*
ф
ф
>
X
со
трудные жизненные ситуации
Рис. 3. Трудные жизненные ситуации у лиц с «самореализующимся» типом жизненной стратегии
Личностью с «самореализующимся» типом жизненной стратегии в качестве трудных назвались, во-первых, события в профессиональной сфере (40 %) (например, нестабиль-
ная ситуация на работе, неясность перспектив, конфликт с коллегами, конфликт с начальством), во-вторых, события в семейной и межличностной сфере (20 %).
о
о
X
X
ф
*
(0
а
_0
ш
_0
X
ф
ш
о
а
>
го
ф
-&
о
к
го
X
ф
о
к
го
X
_а
с;
5 го
I "
О -&
о о ф -& о с
го
ф
-&
о
к
го
со
о
о
X
го
X
_а
I-
ф
X
го
со
з
X
ф
ф
X ш
трудные жизненные ситуации
Рис. 4. Трудные жизненные ситуации у лиц с «нерешительным» типом жизненной стратегии
Стрессогенными ситуациями для личности с «нерешительным» типом жизненной стратегии явились такие события семейной сферы как ситуация развода, ссоры родителей, супругов, воспитание детей (50 %).
Учитывая значимость различий средних по ^критерию Манна-Уитни, можно сделать вывод о том, что для личности «гедонистического» и «нерешительного» типа жизненной стратегии трудными являются ситуации семейной жизни, а для личности «самореализующегося» типа жизненной стратегии — ситуации профессиональной деятельности. Отсутствие значимых различий трудных жизненных ситуаций у лиц с достаточно различающимися жизненными стратегиями («гедонистическим» и «нерешительным» типами) указывает на то, что человек определенного возраста, как правило, сталкивается с одинаковыми трудными жизненными ситуациями. Рассмотрим способы преодоления выделенных видов трудных жизненных ситуаций лицами с различным типом жизненной стратегии. С целью определения преобладающих способов совладания с трудными жизненными ситуациями отдельно для лиц с тем или иным типом жизненной стратегии подсчитывался коэффициент значимости различий средних (и-критерий Манна-Уитни) по стратегиям преодоления (табл. 1, 2, 3).
Т а б л и ц а 1
Выраженность стратегий преодоления трудных
Таким образом, личность с «гедонистическим» типом жизненной стратегии для совладания с трудными жизненными ситуациями чаще использует активный копинг, планирование, положительное истолкование и рост, поиск эмоциональной поддержки. Наименее выраженными является использование алкоголя и наркотиков.
Наиболее стрессогенными ситуациями для лиц, относящихся к «самореализующемуся» типу жизненной стратегии являются трудные жизненные ситуации, произошедшие в профессиональной сфере.
Т а б л и ц а 2
Выраженность стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у лиц с «самореализующимся» типом жизненной стратегии, в %
№ Копинг- стратегия Частота встречаемости
1. Активный копинг 83,7*
2. Положительное истолкование и рост 78,7*
3. Планирование 73,7**
4. Поиск активной поддержки 66,2**
5. Поиск эмоциональной поддержки 66,2**
6. Поведенческое отстранение 37,5
7. Отрицание 36,2
8. Использование алкоголя и наркотиков 30,6
Примечание : * — при р<0.01, ** — при р<0.05
Наиболее предпочитаемыми стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций для личности с «самореализующимся» типом жизненной стратегии являются: активный
копинг, положительное истолкование и рост, планирование, поиск активной и эмоциональной поддержки. Наименее выражено использование алкоголя и наркотиков, отрицание, поведенческое отстранение.
В результате обработки данных было определено, что наиболее трудными ситуациями для лиц, относящихся к «нерешительному» типу жизненной стратегии являются трудные жизненные ситуации, произошедшие в семейной сфере.
жизненных ситуаций у лиц с «гедонистиче-
ским» типом жизненной стратегии, в %
№ Копинг-стратегия Частота встречаемости
1. Активный копинг 80,6*
2. Планирование 72,5**
3. Положительное истолкование и рост * * 0 7
4. Поиск активной поддержки 63,7**
5. Поиск эмоциональной поддержки 59,3
6. Поведенческое отстранение 40,6
7. Использование алкоголя и наркотиков 30,6
Примечание : * — при р<0.01, ** — при р<0.05 16
Т а б л и ц а 3
Выраженность стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у лиц с «нерешительным» типом жизненной стратегии, в %
Лица, относящиеся к типу «нерешительный» в основном используют адаптивные ко-пинг-стратегии (обращение к сверхъестественным силам, поиск поддержки, игнорирование ситуации). Результатом неуверенности в себе и своих силах является ожидание благоприятного момента, когда копинг будет более полезным.
Анализ трудных жизненных ситуаций показал, что для личности с «гедонистическим» и «нерешительным» типом жизненной стратегии такими ситуациями являются события в семейной жизни. Но трудные жизненные ситуации семейной сферы человек с «гедонистической» жизненной стратегией преодолевает иначе, чем человек с «нерешительной» жизненной стратегией. Личность с «гедонистическим» типом жизненной стратегии при возникновении семейных трудностей чаще предпринимает действия, направленные на преодоления источника стресса, размышляя о том, как можно его нейтрализовать. Личность с «нерешительным» типом жизненной стратегии наиболее часто ищет сочувствия и понимания.
Активный копинг является специфической копинг-стратегией для личностей с «гедонистическим» и «самореализующимся» типом жизненной стратегии по сравнению с личностью «нерешительного» типа жизненной стратегии. Сходство копинг-стратегий у
лиц, относящихся к «гедонистическому» и «самореализующемуся» типам жизненной стратегии можно объяснить яркой выраженностью ощущения собственной способности влиять на ход своей жизни. Такие личности считают себя хозяевами жизни, ставят перед собой четкие цели, они способны преодолевать препятствия и принимать на себя ответственность за свое поведение. Они активны и решительны в своих действиях, поэтому и используют активные копинг-стратегии. Лица, относящиеся к «нерешительному» типу жизненной стратегии часто используют обращение к религии как способ совладания с трудными жизненными ситуациями, что является отражением экстернальной жизненной позиции. Личности ранней взрослости с различными типами жизненной стратегии расценивают трудные жизненные ситуации как возможность личностного роста.
Таким образом, полученные результаты позволяют нам сформулировать следующие выводы:
1. Для лиц в период ранней взрослости характерны три типа жизненных стратегий: «гедонистический», «самореализующийся» и «нерешительный»;
2. Наиболее трудными событиями для лиц с «гедонистическим» и «нерешительным» типом жизненной стратегии являются жизненные ситуации, произошедшие в семейной сфере. Лица с «самореализующимся» типом жизненной стратегии трудными жизненными ситуациями называют события, произошедшие в профессиональной сфере.
3. Активный копинг является специфической копинг-стратегией для личностей с «гедонистическим» и «самореализующимся» типом жизненной стратегии по сравнению с личностью «нерешительного» типа жизненной стратегии, для которого более характерен поиск эмоциональной поддержки.
Полученные данные позволяют сформулировать предположение для дальнейших исследований: способы совладания с трудными жизненными ситуациями взаимосвязаны с особенностями жизненной стратегии личности.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. -М.: Мысль, 2001.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2000.
№ Копинг-стратегия Частота встречаемости
1. Поиск эмоциональной поддержки 76,2*
2. Положительное истолкование и рост 73,7*
3. Обращение к религии * ,8 71
Принятие 71,2*
4. Фокус на эмоциях и их выражение 68,7**
5. Отрицание 42,5
6. Поведенческое отстранение 33,7
7. Использование алкоголя и наркотиков 26,2
Примечание : * — при р<0.01, ** — при р<0.05
3. Бодалев А.А. Формирование личности - актуальная проблема комплексного психологопедагогического исследования // Психолого-пе-дагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. - М., 1980.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2000.
5. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. - СПб.: Союз, 2002.
6. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни / отв. ред. Е.В. Шорохова. - М., 1987.
7. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. -М., 1970.
8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999.
9. Махнач А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности // Психол. журнал. 1995. - Т. 16. - № 3.
- С. 20-31.
10. Муздыбаев К. Психология ответственности. -Л., 1983.
11. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: ЛГУ, 1989.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -4-е изд. - СПб.: Питер, 2004.
13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997.