ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.923 в. е. купченко
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
СОВЛАДАНИЕ С ТРУДНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ ЛИЧНОСТЯМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СТРАТЕГИЯМИ
Статья посвящена изучению трудностей, возникающих на жизненном пути. Данная работа представляет собой систематизацию зарубежных и отечественных психологических знаний относительно жизненного пути человека, типологии стратегий жизни и преодоления трудных жизненных ситуаций. Эмпирически построена типология жизненных стратегий и изучены способы совладания личностей с трудными жизненными ситуациями.
Ключевые слова: типы жизненной стратегии, копинг, жизненные ситуации.
В отечественной психологии изучение проблемы с присущими субъекту способами поведения и де-
взаимодействия человека и ситуации активно разви- ятельности отражает специфику жизненного пути
вается в рамках событийно-биографического под- личности и индивидуального стиля жизни. В насто-
хода с 70-х гг. XX в. Теоретико-методологическая база ящее время жизненный путь человека часто оказыва-
данной концепции была заложена С. Л. Рубинштей- ется в фокусе внимания психологических исследова-
ном, подчеркивающим «необходимость изучения ний, в связи с чем существуют различные ракурсы
конкретной личности в конкретной ситуации, осо- его рассмотрения. Так, Е. Ю. Коржова отмечает, что,
бенно при изучении высших, наиболее сложных ее несмотря на отсутствие четких определений и единой
проявлений» [1, с. 47]. Непрерывная цепь ситуаций теории, обращение к проблеме жизненного пути пред-
различной степени значимости, эмоциональной полагает анализ социальных аспектов человеческого
окрашенности, временно-пространственной оформ- бытия, сосредоточение на ценностных, нравствен-
ленности характеризует жизнь человека процессу- ных, смысложизненных проблемах [2]. С. Л. Рубин-
ально. Событийное содержание ситуаций в единстве штейн в 1936 г. ввел определение «события жизнен-
ного пути» как поворотного этапа, на котором принимаются важные решения на длительное время [1]. Последователи С. Л. Рубинштейна анализировали организацию событийной структуры жизненного пути, зависящую от уровня развития личности. В результате данных исследований К. С. Абульханова-Слав-ская сформулировала вывод, что существуют индивидуально-типологические способы организации жизни личности, присущие ей как субъекту [3]. Однако субъект не существует без объекта, на который он направляет свою активность. По отношению к жизнедеятельности в качестве объекта выступают трудные жизненные ситуации, которые человек преодолевает в процессе жизни. Процесс жизнедеятельности, таким образом, представляется как цепочка взаимодействий человека с жизненными ситуациями. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что личность нельзя рассматривать как продукт прошлого опыта, так как опыт становится предметом отношений и меняет свой вклад в личность: «одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла..., другое открывается ему совсем в ином смысле и приобретает прежде не увиденное им значение» [4, с. 75]. В контексте подхода А. Н. Леонтьева становится актуальным исследование психологической составляющей событий, являющихся значимыми в структуре жизненного пути. А. А. Кроник отмечает, что у развитой индивидуальности жизненный путь часто понимается как практические поиски ответа на смысложизненные вопросы, а ее индивидуальный стиль жизни — как конкретный ответ на эти вопросы [5]. Мы можем добавить, что жизнь человека, реализуясь в конкретных ситуациях, требует такого ответа, который выражается в конкретных поступках человека, в совершаемом им выборе стратегий поведения. Е. Ю. Коржова считает, что выбираемые субъектом способы взаимодействия с жизненными ситуациями в итоге определяют его судьбу [2]. Обоснование данная точка зрения находит в работах многих отечественных и зарубежных психологов. Так, Н. В. Гришина полагает, что в целом проблема ситуации — это фундаментальная методологическая проблема соотношения субъективного и объективного, внешнего и внутреннего мира человека на протяжении его жизни. Именно ситуация внутренне детерминирует человеческое поведение [6].
Разрабатываемая в русле отечественной психологии современная теория ситуации позволяет реализовать целостный подход к изучению жизни человека в бесконечном разнообразии ее проявлений. Отношение человека к ситуации, характер взаимодействия с ней и деятельности в ней рассматриваются здесь не как локальный поведенческий акт, проявление временных («ситуативных») характеристик, но как отражение устойчивых субъективных предпочтений, ценностей, относительно стабильных личностных качеств, частных вариантов типичных для индивидуальности способов «бытия-в-мире». Наличие такой взаимосвязи подтверждено множеством эмпирических исследований. Так, А. В. Махнач в контексте исследования проблемы соотнесения динамических состояний и стабильных черт личности показал, что интегральные диспозиционные стратегии поведения фиксируются в чертах личности [7]. Иными словами, наиболее часто употребляемые субъектом способы взаимодействия с жизненными ситуациями и сопряженные с ними психические состояния являются потенциальными стержневыми характеристиками личности. Прослеживается и обратная связь: специфика используемых стратегий поведения, в свою очередь, обусловливается личностными качествами
и отражает систему наиболее значимых для субъекта ценностей. Таким образом, стратегии взаимодействия с ситуациями являются не просто механизмами, обеспечивающими адекватность поведения и характеризующими адаптивные возможности индивида, но выступают в качестве своеобразного «индикатора» его ценностных и смысложизненных ориентации.
В связи с тем что ситуация является своего рода «экраном», на котором проявляются скрытые от внешнего наблюдения черты личности, склонности, мотивы, ценности и система смыслов, исследование способов взаимодействия человека с различными ситуациями открывает широкие диагностические и психотерапевтические возможности. Так, биографический метод, разработанный на основе идей Б. Г. Ананьева о жизненных событиях внешнего и внутреннего мира как единицах жизненного пути, дает уникальную возможность изучить стабильность и изменчивость поведения личности сквозь призму времени и в зависимости от ситуации; позволяет исследовать вариант выбора или избегания личностью тех или иных социальных ситуаций, а также сами ситуации, с которыми сталкивается личность на своем жизненном пути [8].
Итак, для того, чтобы понять специфику поведения человека, необходимо выяснить содержание и структуру ситуаций, которые составляют жизнь и деятельность человека, опосредуют процессы его социализации, становления личности, формирования образа «Я» и прочее. Ситуация может быть определена с позиции двух подходов: первый подход заключается в понимании ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека; второй подход рассматривает ситуацию как результат активного взаимодействия личности и среды. Ситуация, как объективная совокупность элементов среды, оказывает обуславливающее, стимулирующее и корректирующее воздействие на субъект, в свою очередь, подвергаясь активному воздействию субъекта.
Р. Лазарус считает, что трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека [9, с. 186].
Трудные жизненные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер. Существует несколько классификаций «трудных жизненных ситуаций». Г. С. Никифоров предлагает классифицировать их по степени участия человека [10]. А. А. Бодалев вводит так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» — повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ на экзамене, увольнение и др.) [11]. Они оказывают влияние на развитие личности. Данный факт можно объяснить тем, что все подобные ситуации необходимо преодолевать, каждый раз находя то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях человек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения. Таким
образом, трудные жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения; или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его личностному потенциалу и стимулируют его активность. А также вызывают необходимость преодоления.
Следует отметить, что любая форма преодолевающего поведения имеет свое содержание. Личность, в процессе переживания трудной ситуации, придает ей особый смысл. Основной причиной многообразия тактик и стратегий совладающего поведения являются индивидуальные особенности человека. На наш взгляд, для поиска ответа на вопрос о причинах выбора той или иной стратегии совладающего поведения необходимо использование понятия «жизненная стратегия», т.к. одна из сущностей стратегии жизни — решение жизненных проблем в соответствии со своими ценностными и смысложизненными ориентациями. Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью параметров построения типологии жизненной стратегии и практической значимостью преодоления трудных жизненных ситуаций как значимых событий в структуре жизненного пути личности. Цель исследования, проведенного под нашим руководством студенткой факультета психологии Г. Ляховой, — изучение преодоления трудных жизненных ситуаций лиц с различным типом жизненной стратегии в период ранней взрослости. Для достижения исследовательской цели нами выдвигаются следующие задачи:
— изучить смысложизненные и ценностные ориентации как основания построения типологии жизненной стратегии;
— построить типологию жизненной стратегии в период ранней взрослости;
— провести сравнительный анализ преодоления трудных жизненных ситуаций лиц с различным типом жизненной стратегии в период ранней взрослости.
В качестве теоретической гипотезы нами выдвинуто предположение о том, что лицам с различным типом жизненной стратегии свойственны различные трудные жизненные ситуации и способы их преодоления. Изучение смысложизненных и ценностных ориентаций, преодоление трудных жизненных ситуаций осуществлялось применительно к представителям ранней взрослости. Согласно периодизации Э. Эриксона, данный возрастной период ограничивается 20 — 40 годами. Э. Эриксон отмечает, что «в период 20 — 30 лет деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сферах» [12, с. 437]. Всего в исследовании приняли участие 98 человек, из них 64 женщины и 34 мужчины (жители г. Омска).
С целью выявления параметров жизненной стратегии применена методика «Ценностные ориентации и направленность личности» Л. Н. Силантьева и тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Для определения трудных жизненных ситуаций создана авторская мини-анкета. Изучение стратегий совлада-ния с трудными жизненными ситуациями производилось с помощью опросника Ч. Карвера в адаптации Л. И. Дементий. Обработка результатов эмпирических данных осуществлялась с помощью качественного контент-анализа, частотного анализа, сравнительного анализа, и-критерия Манна-Уитни, вычисления величины средних значений и стандартного отклонения, процедуры кластерного анализа (метод К-Мер).
Итак, на первом этапе нашего исследования на основе изучения смысложизненных и ценностных ориентаций, а также применения процедуры кластерного анализа определены типы жизненных стратегий у лиц ранней взрослости. Опишем выявленные типы жизненных стратегий.
I тип жизненной стратегии был назван «независимым» (43 % испытуемых)
У представителей данного типа присутствуют высокие показатели по следующим смысложизненным ориентациям: процесс и Локус контроля — Я. По ценностным ориентациям выявлена направленность на объект, на сохранение отношений к себе и другим; направленность на обособление (на сохранение своего «Я»). Присутствуют низкие показатели по шкале «направленность на группу». Полученные данные отражают, что личность «независимого» типа жизненной стратегии воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, проявляют уверенность в своих силах контролировать события собственной жизни. Данная личность стремится поддерживать отношения с людьми, ориентирована на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий, проявляя ярко выраженную потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Низкие показатели по шкале «направленность на группу» свидетельствуют о независимости личности от мнения группы. Для такого человека важно мнение близких и значимых для него людей, но он в то же время не является конформистом. Прислушиваясь к чужому мнению, он в первую очередь задумывается о своем благополучии и поддержании внутренней гармонии.
II тип жизненной стратегии «самореализующийся» (41 % испытуемых)
Представитель данного типа жизненной стратегии имеет высокие показатели по шкалам «цели», «процесс», «результат», «Локус контроля — Я». По ценностным ориентациям проявляет направленность на дело и на самореализацию. Высокие показатели по субшкалам «цели», «процесс», «результат», «Локус контроля — Я» свидетельствует о том, что для таких людей присущ высокий уровень целеполагания, выражающийся в четкости ориентиров в будущем, постановке конкретных целей, имеющих опору в реальной жизни, чувство хозяина собственной жизни. Жизнь им кажется волнующей и захватывающей, проявляется успешность осуществления самого себя в жизни и повседневной деятельности. Высокие показатели по ценностным ориентациям «направленность на дело» и «направленность на самореализацию» отражают заинтересованность в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентации на деловое сотрудничество, способности отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения цели. Выражено стремление к саморазвитию, желание реализации человеком своих возможностей.
III тип жизненной стратегии «нерешительный» (16 % испытуемых)
Лица, относящиеся к этому типу, отличаются высоким показателем направленности на группу, имеют низкие значения по шкалам СЖО: цели, Локус контроля — Я и Локус контроля — Жизнь. Низкие значения по шкалам ценностных ориентаций: направленность на позицию/статус в группах, направленность на обособление (на сохранение своего «Я»), на самоутверждение, направленность на дело и на самореализацию. Высокие показатели по шкале «направлен-
ность на группу» свидетельствуют о стремлении человека при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентации на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентации на социальное одобрение, зависимости от группы, потребности в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Низкие значения по шкалам «цели», Локус контроля — Я и Локус контроля — Жизнь отражают отсутствие жизненных целей, намерений в жизни, неверие личности в свои силы контролировать события собственной жизни и неуверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора. Низкие значения по шкалам ценностных ориентаций: направленность на позицию/статус в группах, направленность на обособление (на сохранение своего «Я»), на самоутверждение, направленность на дело и на самореализацию характеризуют человека, относящегося к данному типу, как неуверенного в себе и своих силах. Боязнь в высказывании своего мнения, нежелание отстаивать свои позиции и противостоять более сильным конкурентам, незаинтересованность в выполнении работы, безразличие к решению деловых проблем.
На втором этапе нашего исследования выявлены типы трудных жизненных ситуаций, характерные для лиц с различным типом жизненной стратегии. Личность независимого типа жизненной стратегии преобладающей трудной жизненной ситуации называет события семейной сфере (43 %), например, ситуация развода, ссоры родителей, супругов, воспитание детей. На втором месте по степени встречаемости были названы события межличностного общения: предательство любимого человека, ссора с другом (подругой), отсутствие взаимопонимания, расставание с любимым.
Личность самореализующегося типа жизненной стратегии в качестве трудных называет события профессиональной сферы (40 %) (например, «нестабильная ситуация на работе», «неясность перспектив», «конфликт с коллегами», «конфликт с начальством»), а также события семейной и межличностной сфер (20 %). Стрессогенными ситуациями для личности нерешительного типа жизненной стратегии явились такие события семейной сферы, как ситуация развода, ссоры родителей, супругов, воспитание детей (50 %). Учитывая значимость различий средних по и-критерию Манна-Уитни, можно сделать вывод о том, для личности независимого и нерешительного типа жизненной стратегии трудными являются ситуации семейной жизни, а для личности самореализующегося типа жизненной стратегии — ситуации профессиональной деятельности. Отсутствие значимых различий трудных жизненных ситуаций у лиц с достаточно различающимися жизненными стратегиями (независимым и нерешительным типами) указывает на то, что человек определенного возрастного периода, как правило, сталкивается с одинаковыми видами трудных жизненных ситуаций. Вероятно, различия будут присутствовать в способах их преодоления. Изучение стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций семейной сферы показало, что для личности независимого типа жизненной стратегии наиболее предпочитаемыми стратегиями являются: активный копинг (80,6 %), планирование (72,5 %), положительное истолкование и рост (70 %), поиск активной поддержки (63,7 %). Наименее выраженными является использование алкоголя и наркотиков (30,6 %). Наиболее стрессогенными ситуациями для лиц, отно-
сящихся к самореализующемуся типу жизненной стратегии, являются трудные жизненные ситуации, произошедшие в профессиональной сфере. Наиболее предпочитаемыми стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций для личности самореализующегося типа жизненной стратегии являются: активный копинг (83,7 %), положительное истолкование и рост (78,7 %), планирование (73,7 %), поиск активной и эмоциональной поддержки (66,2 %). Наименее выражено использование алкоголя и наркотиков(30,6 %), отрицание (36,2 %), поведенческое отстранение (37,5 %). В результате обработки данных было определено, что наиболее трудными ситуациями для лиц, относящихся к нерешительному типу жизненной стратегии, являются трудные жизненные ситуации, произошедшие в семейной сфере. В таких ситуациях личность нерешительного типа жизненной стратегии часто осуществляет поиск эмоциональной поддержки (76,2 %), рассматривает ситуацию в качестве повода для роста (73,7 %), обращается к религии (71,8 %).
Анализ трудных жизненных ситуаций показал, что для личности независимого и нерешительного типа жизненной стратегии такими ситуациями являются события семейной жизни. Личность независимого типа жизненной стратегии при возникновении семейных трудностей чаще предпринимает действия, направленные на преодоления источника стресса, размышляя о том, как можно нейтрализовать источник стресса. Личность с нерешительным типом жизненной стратегии наиболее часто ищет сочувствия и понимания. Активный копинг является специфической копинг-стратегией для личностей с независимым и самореализующимся типом жизненной стратегии по сравнению с личностью нерешительного типа жизненной стратегии. Сходство копинг-страте-гий у лиц, относящихся к независимому и самореализующемуся типам жизненной стратегии можно объяснить яркой выраженностью ощущения собственной способности влиять на ход своей жизни. Такие личности считают себя «хозяевами жизни», ставят перед собой четкие цели, они способны преодолевать препятствия и принимать на себя ответственность за свое поведение. Они активны и решительны в своих действиях, поэтому и используют активные копинг-стратегии. Лица, относящиеся к «нерешительному» типу жизненной стратегии, часто используют обращение к религии как способ совладания с трудными жизненными ситуациями, что является отражением экстернальной жизненной позиции. Личности ранней взрослости с различными типами жизненной стратегии расценивают трудные жизненные ситуации рассмотрение как возможность личностного роста и активно ищут ее благоприятные стороны.
Полученные данные позволяют сформулировать предположение для дальнейших исследований: способы совладания с трудными жизненными ситуациями взаимосвязаны с особенностями жизненной стратегии личности.
Библиографический список
1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2004. - 490 с.
2. Коржова, Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека [Текст] / Е. Ю. Коржова. -СПб. : Союз, 2002. - 245 с.
3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 319 с.
4. Леонтьев, Д. А. Психология смысла [Текст] / Д. А. Леонтьев. -М. : Смысл, 1999. - 360 с.
5. Кроник, А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования [Текст] / А. А. Кроник // Психология личности и образ жизни ; ред. Е. В. Шорохова. — М. : Мысль, 1987. - 330 с.
6. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. - СПб. : Питер, 2000. - 380 с.
7. Махнач, А. В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности [Текст] / А. В. Махнач // Психологический журнал. — Т. 16. — № 3. — 1995. — С. 20-31.
8. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2000. - 321 с.
9. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс ; под ред. Л. Леви. - М. : Политиздат, 1970. - 450 с.
10. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека[Текст] / Г. С. Никифоров. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. - 358 с.
11. Бодалев, А. А. Формирование личности - актуальная проблема комплексного психолого-педагогического исследования [Текст] / А. А. Бодалев // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. - М. : Политиздат, 1980. - 240 с.
12. Хьелл Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. -СПб. : Питер, 1997. - 608 с.
КУПЧЕНКО Виктория Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии.
Адрес для переписки: е-шаП: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.02.2010 г. © В. Е. Купченко
УДК 1599.072.422 м. ю. семёнов
и. и. семёнова
Омский государственный технический университет
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ КРЕДИТОЗАЕМЩИКА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
В статье представлена разработанная коллективом авторов уникальная система ско-ринга для розничного кредитования. Система кредитного скоринга базируется на ассоциациях к слову «кредит». Система самонастраивается на различные социальные и национальные группы и дает высокий уровень точности при выявлении сознательно недобросовестных заемщиков кредитов в розничной торговле.
Ключевые слова: психология, отношение к деньгам, ассоциация, кредит, заемщик, добросовестный.
Введение. В докризисный период по различным оценкам каждый третий россиянин брал те или иные потребительские кредиты, к примеру, в России в кредит было куплено до 20 % всех мобильных телефонов. Кредитная активность населения достаточно высока, и, приостановившись в конце 2008 — первой половине 2009 года из-за кризиса, она успешно возвращается на прежние позиции. Поэтому вопросы оценки безопасности кредитной деятельности банков оказываются актуальными как для служб безопасности банков, так и для ученых. В данной статье мы рассмотрим один из методов косвенной оценки кредитозаемщиков на предмет их добросовестности. Мы использовали методы психосемантической оценки отношения людей к деньгам, реализованные с помощью специально разработанной математической модели.
Отношение к деньгам и различным действиям с ними является существенным компонентом отношения к миру в целом. «Монетарные отношения — компонент целостной системы отношений личности, отражающий ее индивидуальный, субъективно-оценочный, избирательный подход к деньгам как объекту
действительности и представляющий собой интери-оризированный опыт обращения с деньгами и взаимодействия с другими людьми по поводу денег в специфической социокультурной ситуации. Монетарные отношения личности отличаются относительной устойчивостью и обобщенностью, характеризуют жизненную позицию человека относительно денег, содержат в себе систему более частных монетарных отношений» [1, с. 6]. Это отношение имеет ярко выраженную эмоциональную составляющую. Эмоциональность, в свою очередь, объясняется повышенной заинтересованностью и, следовательно, существенной мотивационной составляющей.
В том, как люди относятся к деньгам, находят свое отражение и различные виды поведения, связанного с деньгами, в том числе одалживание денег. Кредитование является одним из таких видов монетарного поведения. Заимствование денег в кредитных организациях является распространенным способом расширения своих финансовых возможностей.
В кредитном скоринге по мотивам получения кредитов заемщиков делят на добросовестных, кто собирается возвращать кредитные средства, и недоб-