единого политического, культурного и социально-экономического пространства, воплощенного в понятии Родины. Существование и благополучие такого пространства передовые предприниматели рассматривают как условие для развития своего дела, а само предпринимательство - не только как возможность реализовать себя и обогатиться, но и как вклад в благополучие страны.
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Народное образование. 2001. № 7. С. 247.
2. Лутовинов В.И. // Церковно-общественный вестник. 2003. № 14. С. 29.
3. Ильин С. // Русский предприниматель: Аналитический журнал. 2004. № 12 (24). Режим доступа: http://www.ruspred.ru/arh/. Загл. с экрана.
4. Исаков А. Российский патриотизм сегодня [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rau.su/observer/No 7_2004/7_01.htm. Загл. с экрана.
5. Парачев А.М. Эмоциональная психология. Ч. I.
Цвето-ассоциативная процедура (ЦАМ)
[электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.diagnostika.spb.ru. Загл. с экрана.
6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000.
7. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей [электронный ресурс]. Режим доступа: http://[email protected]. Загл. с экрана.
8. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж, 1998.
9. Левина Н.А. Типологические особенности развития чувства патриотизма у младших школьников: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Тамбов, 2004.
Поступила в редакцию 25.01.2007 г.
ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
О.С. Яркина, М.В. Хватова
Yarkina O.S., Khvatova M.V. Medical workers’ life position in the context of the subject-object orientations. In the presented article it is shown that doctors with the experience of professional work more than
30 years show subject orientation and more active life position in comparison with doctors, whose experience of work makes less than 10 years. As for the latter they have object-oriented life position. The analysis of subject-object orientations of doctors allows predicting their personal development and professional health.
Взаимосвязь человека и мира, проблема понимания человеческого бытия в течение длительного времени является предметом неослабевающего внимания исследователей. Человек как субъект жизнедеятельности рассматривается в рамках различных психологических и философских подходов (П.А. Флоренский, А.А. Ухтомский, С.Л. Франк,
С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, В. Франкл, К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский,
А.В. Брушлинский, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, С. Кьеркегор, К. Ясперс, И. Ялом и др.).
Так, К. А. Абульханова-Славская за единицу анализа жизненного пути принимает три взаимосвязанных явления: жизненную
позицию (обобщенный ценностный способ жизни личности), жизненную линию (изменение жизненной позиции во времени жизни), смысл, или концепцию жизни (ценностный способ целеполагания) [1].
Под жизненной позицией личности понимают выбранный человеком способ своей собственной жизни, совокупность жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который обеспечивает становление человека и дальнейший ход его жизни. Одной из характерных черт жизненной позиции личности является готовность человека к изменению установок сознания, жизненным переменам, в том числе к акмеологическому проектирова-
нию новой стратегии жизни. Жизненная позиция личности, с одной стороны, всегда имеет фиксированную структуру, но с другой, она не исключает изменчивости, возможности развития [2].
На наш взгляд, жизненная позиция реализуется человеком в процессе жизнедеятельности и представляет собой специфическое активное отношение к себе и к своей жизненной практике, что дает в конечном счете возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.
Проектируя и осуществляя свой жизненный путь, индивид обретает статус творца своей жизни, повышает внимание к своему внутреннему миру, изменяет взгляд на действительность [3].
Возможность структурировать свой жизненный путь присуща человеку как субъекту. Человек как субъект жизнедеятельности -активный ее участник, «выстраивающий» собственное бытие. В соответствии с концепцией человека как субъекта жизнедеятельности выделяют четыре феномена субъ-ектности (цит. по [4]): субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях, внутренняя картина жизнедеятельности, выбор стратегий поведения, их взаимосвязь в поле жизнедеятельности. Остановимся на некоторых из них более подробно.
Субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях определяют меру активности человека в созидании своей жизни, указывают на степень и специфику включенности человека в жизненную ситуацию. Субъектная ориентация характеризует человека с активной жизненной позиции; объектная ориентация свойственна человеку, занимающему пассивную жизненную позицию. На основе субъект-объектных ориентаций реализуется внутренняя картина жизнедеятельности и происходит выбор стратегий поведения. Внутренняя картина жизнедеятельности, выбор стратегий поведения актуализируются в проблемной жизненной ситуации, противоречие которой человек стремиться разрешить.
Профессиональная деятельность является важнейшей сферой проявления субъект-ности. Характеристики субъектности и про-
фессиональное здоровье взаимосвязаны. Так, Е.Ю. Коржовой показано (цит. по [4]), что у высокопродуктивных педагогов выражены субъектные характеристики, а у низкопродуктивных - объектные; субъектные свойства позитивно влияют на соматическое профессиональное здоровье педагогов, в то время как объектные - негативно.
Понимание человека как субъекта жизнедеятельности особенно актуально для людей, работающих в сфере общения, в сфере «человек-человек», в частности медицинских работников, где неизбежно влияние субъектов друг на друга, а качество медицинской помощи определяется не только медицинскими знаниями, но и совокупностью личностных свойств специалистов.
Объект данного исследования - субъект-объектные ориентации у врачей. Предмет исследования - смысложизненные ориентации, уровень субъективного контроля, ко-пинг-стратегии у врачей с различной длительностью практической работы.
Цель нашего исследования состояла в изучении характеристик субъектности у врачей с различным стажем профессиональной деятельности.
МЕТОДИКА
Исследование было проведено на двух выборках врачей, которые были выделены на основе параметра - стаж профессиональной деятельности, с помощью Т-критерия Стью-дента. Специалисты, имеющие стаж профессиональной деятельности до 10 лет включительно, составили I группу, их средний возраст равен 29 годам. Во II группу вошли врачи со стажем работы от 30 лет и более, их средний возраст составляет 60 лет. Нами были использованы методики, направленные на изучение особенностей феноменов субъект-ности у врачей с различным стажем профессиональной деятельности. Исследование представлений о жизненном пути проводилось с использованием теста смысложизненных ориентаций (СЖО) [5]. Для выявления особенностей субъективного контроля был использован опросник Уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера [6]. Копинг-стратегии, используемые в трудных жизненных ситуациях врачами с различным стажем профессиональной деятельности, определя-
лись по опроснику Лазаруса. Кроме того, была использована методика Индекс жизненного стиля (LSI). Статистическая обработка результатов осуществлялась при помощи компьютерной программы «SPSS 11.5 for Windows».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами проведено исследование жизненной позиции и базовых жизненных ориентаций у врачей I и II групп с помощью теста смысложизненных ориентаций. Обращает внимание то, что показатели средних значений по всем шкалам опросника смысложизненных ориентаций выше у специалистов II группы. Анализ среднегрупповых значений позволил выявить достоверные отличия по следующим шкалам: цели в жизни; результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией; общий показатель осмысленности жизни (табл. 1).
Таблица 1
Жизненная позиция медицинских работников с различным стажем профессиональной деятельности
Шкалы I группа II группа
Цели в жизни 33,8±5,7 38,9±4,0*
Процесс жизни 28,9±7,6 34,8±7,5
Результативность жизни 24,5±4,3 29,2±5,4*
Локус контроля-Я 21,9±4,3 24,6±1,3
Локус контроля-жизнь 30,5±7,1 33,1±6,7
Общий показатель осмысленности жизни 138,1±26,6 161,6±19,9*
* - достоверные различия р < 0,05.
По другим шкалам теста СЖО были выявлены достоверные различия по процентным распределениям показателей в исследуемых группах на основании критерия Фишера (ф*). Так, по шкале процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни высокие значения выявлены у врачей I и II групп в 46 % и 90 % случаях соответственно (ф* = 2,40, р < 0,01 при ф*кр = 2,31), а по шкале локус контроля-Я (Я - хозяин жизни) показатели распределились - 77 % и 100 % соответственно (ф* = 2,38, р < 0,01 при ф*кр = 2,31).
Представленные выше данные позволяют утверждать, что врачи II группы в большей степени характеризуются наличием в
жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; они воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом; обладают достоверно более позитивной оценкой пройденного отрезка жизни, ощущением высокой продуктивности и осмысленности прожитой части жизни по сравнению со специалистами I группы. Для специалистов II группы также характерно более выраженное представление о себе как
о сильных личностях, обладающих достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии с целями и представлениями о ее смысле. Показатели шкалы ло-куса контроля-жизни, или управляемости жизни опросника смысложизненных ориентаций, позволяют говорить о том, что для медицинских работников II группы, по сравнению со специалистами I группы, характерна тенденция в большей убежденности в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Использование корреляционного анализа позволило выявить у врачей II группы отрицательные связи между показателями по шкалам целей, процесса и результативности жизни с замещением (шкала методики (г = -0,791, г = -0,866, г = -0,825 соответственно при р < 0,01). Данный факт является свидетельством того, что чем более целеустремленной, осмысленной, интересной и эмоционально насыщенной в прошлом, настоящем и будущем воспринимается жизнь врачами II группы, тем реже ими используется бессознательная замена недостижимой цели другой целью, вполне достижимой в качестве бессознательной компенсации в случае неспособности совладать с трудными жизненными ситуациями.
У медицинских работников I группы данные корреляционного анализа свидетельствуют об отрицательных связях между показателями по шкалам процесса жизни, локу-са контроля-Я, общего показателя осмысленности жизни и локуса контроля-жизни с подавлением (шкала (г = -0,616; г = -0,604;
г = -0,576 соответственно при р < 0,05 и г = -0,779 при р < 0,01). То есть, чем реже врачи I группы воспринимают процесс своей жизни как интересный и наполненный смыс-
лом, чем меньше у них выражено представление о себе как о сильных личностях, обладающих целями и способных построить собственную жизнь в соответствии с ними, тем чаще они вытесняют конфликтные ситуации или желания в область подсознательного. Также у врачей I группы выявлены отрицательные связи между показателями по шкалам целей в жизни и локуса контроля-Я с регрессией (г = -0,639; г = -0,579 при р < 0,05) (шкала Ь8^. Данная связь является свидетельством того, что чем меньше у последних целей в жизни, придающих ей осмысленность, направленность и временную перспективу, чем менее выражено их представление о себе как о личностях, обладающих достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, тем чаще происходит снижение уровня их поведения, возврат на более низкий психический уровень, проявляющийся в капризах, аффективных реакциях, что обеспечивает бессознательную компенсацию неспособности совладать с некоторыми жизненными ситуациями и ослабляет связанные с ними стресс и тревогу.
Таким образом, врачи с большим стажем профессиональной деятельности считают свою жизнь достаточно целеустремленной, высоко осмысленной и эмоционально насыщенной, наряду с этим они высоко оценивают удовлетворенность самореализацией, обладают выраженной жизненной позицией «Я - хозяин жизни». Согласно И.С. Кону (цит. по [7]), к завершению периода зрелости (после 50 лет), когда накопленный опыт позволяет реалистичнее оценить соотношение ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям, задумываться о смысле жизни и ценности сделанного. Заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
Врачи с меньшим стажем практической работы, по сравнению с более опытными врачами, при общем высоком уровне осмысленности жизни отмечают менее выраженную направленность в будущее, интерес и осмысленность жизни; воспринимают себя как недостаточно сильных личностей, обла-
дающих достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Полученные результаты можно объяснить, с одной стороны, с позиции возраста, а с другой - исходя из условий конкретно-исторической среды, в которой происходило их становление как личностей.
В частности, с позиции возрастных особенностей людей моложе 25 лет, как правило, характеризует низкая удовлетворенность, поиск смысла жизни, далее между 25 и 30 годами эти трудности преодолеваются, собственная жизнь кажется максимально осмысленной и наполненной (цит. по [7]), зарождаются чувство хозяина своей жизни, социальная ответственность за себя и за дело, продолжается профессиональное самоопределение и уточняются критерии оценки себя как профессионала (цит. по [7, 8]). Около 30 лет возникают новые внутренние противоречия и происходит новое снижение чувства осмысленности, пересматривается смысл своего бытия (цит. по [7]).
Все представленные выше факты позволяют заключить, что жизненная позиция у медицинских работников II группы имеет выраженную субъектную ориентацию, а у врачей I группы - более объектную ориентацию.
Согласно А.А. Бодалеву, принятый на вооружение человеком смысл жизни прямо влияет на то, как он проявляет себя при прохождении своего жизненного пути [9]. Как известно, субъект-объектные ориентации указывают на степень и специфику включенности человека в жизненную ситуацию. Так, содержание «локуса контроля» является одним из компонентов субъект-объектных ориентаций и характеризует уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями, уверенность в возможности справиться с ними [4].
В соответствии с целью нами был предпринят анализ индивидуальных особенностей локуса контроля у медицинских работников с различным стажем профессиональной деятельности с помощью опросника Уровня субъективного контроля Дж. Роттера. Распределение показателей по шкалам опросника УСК представлено в табл. 2. Процентное распределение показателей у медицинских работников с различным стажем профессиональной деятельности по шкалам опросника УСК говорит о том, что для вра-
чей II группы характерна тенденция к интер-нальному типу локуса контроля в областях достижений, неудач, семейных отношений и области здоровья и болезни. На основании полученных данных можно говорить, что медицинские работники II группы имеют тенденцию к более развитому чувству субъективного контроля по отношению к эмоционально положительным и отрицательным событиям и ситуациям по сравнению с врачами I группы. Это проявляется в склонности полагать, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни и что они способны с успехом добиваться своего в будущем.
Таблица 2 Распределение показателей по шкалам опросника УСК у врачей с различным стажем профессиональной деятельности в зависимости от типа локуса контроля, %
Шкалы Интернальный тип Экстернальный тип
I группа II группа I группа II группа
Общая интерналь-ность 25 40 50 50
Область достижений 44 70 50 20
Область неудач 13 20 69 50
Область семейных отношений 31 40 63 30
Область производственных отношений 19 10 75 70
Область межличностных отношений 38 80* 44 20
Область здоровья и болезни 25 40 63 50
* - ф = 2,22, р < 0,05.
Анализ распределения показателей в группах медицинских работников выявил достоверные отличия по шкале межличностных отношений у лиц с интернальным типом локуса контроля. Данные говорят о том, что среди специалистов II группы чаще встречается интернальный тип локуса контроля в указанной области, чем среди врачей I группы. На основании полученных данных можно утверждать, что для более опытных врачей характерен высокий уровень субъективного контроля в сфере формальных и неформальных отношений с другими людьми. Та-
кие люди считают, что они способны активно формировать свой круг общения, контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.
Корреляционный анализ выявил ряд фактов, заслуживающих внимания. Так, во II группе врачей выявлены корреляционные связи между показателями по шкале межличностных отношений и шкалами целей в жизни (г = 0,698 при р < 0,05), процесса жизни (г = 0,810 при р < 0,01) и общего показателя осмысленности жизни (г = 0,681 при р < 0,05) (тест СЖО). То есть, чем больше врачи II группы уверены в том, что могут активно строить и контролировать свои формальные и неформальные отношения, тем более выражено они воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный целями и смыслом.
Медицинские работники I группы достоверно чаще считают свои межличностные отношения результатом активности партнеров. Корреляционный анализ выявил отрицательную связь между показателями по шкале межличностных отношений и регрессии (Ь8!) (г = -0,612 при р < 0,05) у врачей I группы. То есть, чем чаще специалисты I группы склонны считать себя не в силах активно формировать свой круг общения, тем чаще для них характерен возврат на более низкий психический уровень, детскость поведения, рост зависимости от других людей, требование повышенного внимания к себе.
Корреляционные связи между показателями средних значений по шкале области достижений и регрессии (г = -0,660 при р < 0,05) (Ь8!) у врачей II группы свидетельствуют, что чем в большей степени врачи II группы считают себя способными добиваться успеха в жизни, тем меньше для них характерна капризность, рост зависимости от других людей в ситуациях неспособности совладать с некоторыми трудными жизненными ситуациями. Более опытные врачи также имеют тенденцию обвинять самих себя в разнообразных неприятностях и страданиях, в то время как врачи I группы склонны приписывать ответственность за отрицательные события и ситуации другим людям или считать их результатом невезения. Корреляционный анализ выявил связи между показателями по шкале интернальности в области неудач и
процесса жизни, локуса контроля-Я (СЖО), степенью напряженности защиты (Ь8!) (г =0,632, г = 0,624 и г = -0,554 соответственно при р < 0,05) у медицинских работников I группы. То есть, чем в большей степени врачи I группы склонны снимать с себя ответственность за отрицательные ситуации, тем в меньшей степени они воспринимают процесс своей жизни как эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, а себя как личностей, способных построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Также медицинские работники I группы склонны приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Медицинские работники II группы склонны считать себя ответственными за свое здоровье: если они больны, то обвиняют в этом самих себя и полагают, что выздоровление во многом зависит от их действий.
Для медицинских работников I группы характерна тенденция к более высокому уровню субъективного контроля в области производственных отношений по сравнению со специалистами II группы, что можно интерпретировать как склонность считать свои действия важным фактором организации производственной деятельности в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.
Вероятно, это можно объяснить следующими фактами, имеющимися в литературе. Так, согласно И.К. Марковой (цит. по [7]), к завершению периода зрелости (примерно к 60/65 годам), как правило, происходит снижение уровня профессиональных притязаний. Изменяется мотивация в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни, ожиданием старости или сопротивлением ее наступлению. Многие исследователи также отмечают, что молодежь в силу ее социально-психологических особенностей и специфики социального положения предъявляет к условиям профессиональной деятельности более высокие требования, чем люди старшего возраста, воспринимают недостатки более эмоционально. При этом для молодых людей наиболее весомыми из факторов, определяющих удовлетворенность деятельности в процессе адаптации, являются успешность профессиональной деятельности и
перспективы профессионально-квалифика-
ционного роста [4].
Для всех медицинских работников, независимо от стажа профессиональной деятельности, в равной степени характерна тенденция к низкому уровню субъективного контроля. На это указывает процентное распределение показателей по шкале общей интер-нальности. Это означает, что большинство врачей склонны не видеть связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считать себя способными контролировать эту связь и полагать, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей. При этом следует отметить, что тенденция к интернальному типу локуса контроля по шкале общей интернальности в большей степени характерна для медицинских работников II группы по сравнению со специалистами I группы. Это означает, что более опытные медицинские работники в большей степени обладают развитым субъективным контролем, чем врачи со стажем работы
10 лет и менее, т. е. они в большей степени чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
Согласно концепции человека как субъекта жизнедеятельности субъектная ориентация характеризуется выраженностью таких качеств, как гибкость, общая интерналь-ность, интернальность в области достижений и неудач, а также широтой временной перспективы, сопровождающейся «чувством радостной наполненности жизни». Объектная ориентация отличается низкими показателями этих характеристик. Анализ литературы показывает, что у представителей различных социальных групп субъект-объектные ориентации имеют некоторые особенности, так, у успешно работающих лиц выражена субъектная ориентированность и более активная жизненная позиция по сравнению с безработными и школьниками [4].
Таким образом, на основании данных нашего исследования можно утверждать, что у врачей II группы более выражена субъектная ориентация и более активная жизненная позиция по сравнению с врачами I группы, для которых характерна менее активная жизненная позиция и тенденция к объектной ориентации.
Выбор стратегий поведения характеризует внешнее выражение взаимодействия человека с жизненной ситуацией, ее освоение и является еще одним из феноменов субъектности. А.А. Грачев (цит. по [4]) характеризует жизненные ориентации как наиболее общие детерминанты жизнедеятельности, которые определяют направленность поведения и благодаря этому - его регуляцию в жизненных ситуациях. Форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы, представляет копинг-поведение. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. Особенности этого умения связаны с «Я -концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. К личностным ресурсам относятся, например, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, аффилиативная тенденция и другие психологические конструкты [6, 10].
Нами были выявлены с помощью опросника Лазаруса основные копинг-стратегии, выбираемые врачами в трудных жизненных ситуациях (рис. 1).
Данные свидетельствуют о том, что медицинские работники II группы достоверно
чаще прилагают усилия по урегулированию своих чувств и действий при столкновении с жизненными трудностями по сравнению со специалистами I группы. На это указывают достоверные различия между показателями по шкале самоконтроля. Данная копинг-стратегия является элементом конструктивного копинга. Дистанцирование также достоверно чаще используется врачами II группы по сравнению с медицинскими работниками
I группы. Оно выражается в когнитивных усилиях, направленных на отдаление от ситуации и, тем самым, уменьшение ее значимости. Данная копинг-стратегия относится к неконструктивному копингу. Опираясь на данные литературы, можно утверждать, что профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны. Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. В этом случае для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это является одним из факторов возникновения синдрома эмоционального выгорания. В этом случае дистанцирование (изменение масштабов происходящего в сторону уменьшения) рассматривается как один из способов предупреждения эмоционального выгорания медицинских работников, что имеет место и в литературе [11].
баллы
25
20
15
10
*
□ 10 лет и менее
□ 30 лет и более
Рис. 1. Особенности копинг-стратегий у медицинских работников с различной длительностью профессиональной деятельности: по оси абсцисс - виды копинг-стратегий: 1 - самоконтроль; 2 - поиск социальной поддержки; 3 - принятие ответственности; 4 - планирование решения проблемы; 5 - положительная переоценка; 6 - дистанцирование; 7 - бегство; 8 - конфронтация.
* - достоверные различия между показателями, р < 0,05
Для медицинских работников II группы характерна тенденция к более частому использованию конструктивных копинг-стратегий по сравнению со специалистами I группы. Это выражается в тенденции более часто использовать такие копинг-стратегии, как поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы и положительная переоценка первыми по сравнению с менее опытными специалистами. Это означает, для медицинских работников II группы в большей степени характерно приложение усилий в поиске информационной, действенной или эмоциональной поддержки окружающих, целенаправленные проблемно-фокусированные
усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы, а также усилия по созданию положительной оценки собственного проблемнорешающего поведения в трудных жизненных ситуациях по сравнению с медицинскими работниками I группы. Для последних характерна тенденция к более частому использованию неконструктивных стратегий поведения: бегство и конфронтация по сравнению с более опытными специалистами. Бегство означает мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные на избегание проблемы, а конфронтация выражается в усилиях по изменению проблемной ситуации, предполагающих определенную степень враждебности и готовности к риску.
Особенности субъект-объектных ориентаций у врачей I группы тесно коррелируют с механизмами психологической защиты, что четко прослеживается по представленным выше результатам нашего исследования. Механизмы психологической защиты используются в качестве бессознательной компенсации невозможности совладания с трудными жизненными ситуациями и в большей степени отражают объектную ориентацию в отличие от копинг-стратегий, которые предполагают сознательное, активное отношение к жизнедеятельности и характерны для субъектно-ориентированных личностей - врачей
II группы.
На основе полученных данных можно утверждать, что медицинские работники II группы достоверно чаще используют конструктивные стратегии поведения и прилагают усилия к урегулированию своих чувств и действий при столкновении с жизненными
трудностями. Исключением является неконструктивная копинг-стратегия - дистанцирование, которая достоверно чаще используется врачами II группы, хотя можно предположить, что она является профессионально специфичной, в то время как врачи I группы в большей степени склонны использовать неконструктивные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях
Итак, для врачей II группы характерна тенденция к субъектной ориентированности, включающая тенденцию к выбору личностно значимых стратегий поведения, изменениям внешнего мира и самоизменениям, а для врачей I группы к объектной ориентированности, связанной с незначительным осмыслением жизненных ситуаций, низкой личностной включенностью при решении жизненных проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование позволило выявить ряд характеристик субъектно-сти у врачей с различным стажем практической работы. Согласно полученным результатам можно утверждать, что у врачей со стажем профессиональной деятельности более 30 лет выражена субъектная ориентированность и более активная жизненная позиция по сравнению с врачами, стаж работы которых составляет менее 10 лет. У последних более объектно-ориентированна жизненная позиция.
Так, медицинские работники с большим стажем профессиональной деятельности характеризуются наличием выраженной целеустремленности, высоким уровнем осмысленности, эмоциональной насыщенности жизни, высокой оценкой удовлетворенности самореализацией, обладают выраженной жизненной позицией «Я - хозяин жизни». Чем более целеустремленной, осмысленной, интересной в прошлом, настоящем и будущем воспринимается жизнь врачами II группы, тем реже ими используется бессознательная замена недостижимой цели достижимой в качестве компенсации в случае неспособности совладать с трудными ситуациями. В то же время у медицинских работников с меньшим стажем практической работы при общем высоком уровне осмысленности жизни отмечается менее выраженная на-
правленность в будущее, целеустремленность, осмысленность жизни; восприятие себя как недостаточно сильных личностей, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле по сравнению с врачами II группы. Чем более выражены указанные характеристики у врачей I группы, тем чаще они вытесняют конфликтные ситуации в область подсознательного, тем чаще происходит снижение уровня поведения, возврат на более низкий психический уровень, проявляющийся в аффективных реакциях, что в качестве механизмов психологической защиты обеспечивает бессознательную компенсацию неспособности совладать с некоторыми жизненными ситуациями и ослабляет связанные с ними стресс и тревогу.
Для специалистов II группы характерен интернальный тип локуса контроля в области межличностных отношений. То есть, для более опытных врачей характерен высокий уровень субъективного контроля в сфере формальных и неформальных отношений с другими людьми. Такие люди считают, что они способны активно формировать свой круг общения, вызывать к себе уважение и симпатию. Выявлены положительные корреляционные связи между показателями по шкале межличностных отношений и шкалами целей в жизни, процесса жизни и общего показателя осмысленности жизни у врачей II группы. То есть, чем больше врачи II группы уверены в том, что могут активно строить и контролировать свои формальные и неформальные отношения, тем в большей степени они воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный целями и смыслом.
Медицинские работники I группы достоверно чаще считают свои межличностные отношения результатом активности партнеров, что характерно для людей с объектной ориентацией. Показано, чем чаще специалисты I группы склонны считать себя не в силах активно формировать свой круг общения, тем чаще для них характерен возврат на более низкий психический уровень, детскость поведения, рост зависимости от других людей.
При выборе стратегий поведения при столкновении с жизненными трудностями медицинские работники II группы чаще прилагают усилия по урегулированию своих
чувств и действий по сравнению со специалистами I группы. Дистанцирование как неконструктивная копинг-стратегия также чаще используется врачами II группы. В этом случае дистанцирование может рассматриваться как один из способов предупреждения эмоционального выгорания медицинских работников. Для врачей II группы характерна тенденция к более частому использованию конструктивных стратегий поведения, в то время как врачи I группы в большей степени склонны использовать неконструктивные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях. Таким образом, согласно данным нашего исследования, для врачей со стажем профессиональной деятельности более 30 лет характерна тенденция к субъектной ориентированности, включающая высокую ответственность за собственные жизненные ситуации, склонность к выбору личностно значимых стратегий поведения, изменениям внешнего мира и самоизменениям, а для врачей со стажем практической работы менее 10 лет к объектной ориентированности, связанной с незначительным осмыслением жизненных ситуаций, низкой личностной включенностью при решении жизненных проблем.
Согласно концепции человека как субъекта жизнедеятельности между характеристиками субъектности и профессиональным здоровьем существует взаимосвязь. Субъектные характеристики способствуют сохранению профессионального здоровья, поскольку связаны с интересом к профессиональной деятельности как таковой и способностью получать удовлетворение от самого процесса деятельности, тогда как объектные затрудняют путь к нему. В связи с этим характеристики субъектности у медицинских работников I группы менее благоприятны в плане прогноза их профессионального здоровья.
Полученные факты свидетельствуют о целесообразности психологического сопровождения профессиональной деятельности врачей на начальных этапах. В частности, можно рекомендовать личностно-ориентированную терапию, участие в индивидуальной и групповой психокоррекционной работе в рамках логотерапии, арттерапии с постепенным формированием новых личностных смыслов и жизненных целей. Учитывая особенности совладания с трудными жизненны-
ми ситуациями медицинских работников двух выборок, рекомендуется участие врачей в социально-психологическом тренинге, что позволит развить рефлексивные способности личности, умение анализировать поведение других людей и свое, анализировать социальные ситуации и себя в них.
1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., 1999.
2. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологиче-ские и экологические тайны. СПб., 2004.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. М., 1998.
4. Психология профессионального здоровья / под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб., 2006.
5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М., 2000.
6. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. М., 2005.
7. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. // Вопр. психологии. 1998. № 2. С. 3-10.
8. Чудновский В.Э. // Психолог. журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 129-135.
9. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. М., 2003.
10. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: моногр. СПб., 2001.
11. Абрамова Г.С. Психология в медицине. М., 1998.
Поступила в редакцию 1З.12.2QQ6 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Е.С. Дьячкова
Dyachkova E.S. Psychological and psychophysiological factors having an influence on students’ personal and professional development in conditions of higher education institution. The aim of the article is to study the psychological and psychophisiological factors, which influence professional and personal development. Emotional, communicative, personal spheres have been studied and the variability of heard rhythm has been analyzed. The factors which influence personal and professional development of students are revealed. The research has shown that the conditions of educational environment determine life image and influence formation of students’ psychological features.
Личностно-профессиональная сформи-рованность студента определяет индивидуальный стиль его деятельности в конкретной социокультурной среде и должна закладываться в общую концепцию его развития в вузе [1]. На этапе профессиональной подготовки личностно-профессиональное развитие представляет собой необратимый процесс изменений, характеризующийся появлением новообразований, достижением качественно новых уровней готовности студентов к реализации профессиональной деятельности [2]. Формирование высокого уровня развития личностно-профессиональных качеств выступает одновременно как цель, результат и критерий продуктивности названной систе-
мы, выражает интегративную характеристику личности, которая проявляется в его удовлетворенности учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельностью.
На сегодняшний день все более актуальной становится проблема исследования факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие студентов в условиях образовательной среды вуза. Вероятно, растущий интерес к данной проблематике связан с тем, что знание закономерностей развития и поведения человека в системе его взаимодействия со средой (в нашем случае образовательной) предполагает возможность прогноза, например, психологических свойств будущих специалистов. Научно-практическое значение