Экономика
ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВА В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Б.И. ПОШКУС,
доктор экономических наук, профессор, академик РАСХН, ВИАПИ им. А.А. Никонова
Ключевые слова: неблагоприятные условия производства, сельское хозяйство, село, ЕС, депрессивные территории, поддержка, финансирование.
Обострение вопроса выравнивания экономических условий хозяйствования в России вызвано общим ухудшением экономики аграрного сектора и ошибками при проведении аграрной реформы, в результате которой наиболее прибыльные отрасли и благоприятные природно-экономические территории были приватизированы крупным капиталом и узким кругом предпринимателей. Они составляют примерно треть сельской территории страны. Соответственно, две трети российского села понесло огромные потери и бедствует. В этой части сельских территорий почти наполовину сократились площади обрабатываемых земель, в три раза -поголовье скота, оплата труда составляет примерно третью часть среднего уровня по стране. По сути дела, большинство этих территорий можно отнести к депрессивным.
Ценный опыт изучения степени прибыльности сельских территорий и применения к ним протекционистских мер государства накоплен в странах Европейского союза, в том числе в странах Восточной Европы и Прибалтики, которые недавно и довольно успешно решали проблемы депрессивных территорий.
В результате протекционистской аграрной политики, особенно экономичес-
ких мер, связанных с бюджетной поддержкой из централизованного фонда Европейского союза, на селе было образованы новые рабочие места, развито малое предпринимательство, выросла сфера услуг. По существу, начаты программы по диверсификации труда на селе как ключевой меры избегания деп-рессивности сельских территорий. Эти меры коренным образом смягчили социальную напряжённость среди сельского населения.
В Литовской Республике с уменьшением объёма сельскохозяйственного производства и увеличением на селе других видов деятельности доля занятых в сельскохозяйственном производстве постоянно сокращается.
Выросла доля занятых в промышленности, строительстве и транспорте, особенно заметно увеличилась доля работающих в отраслях услуг, в которых с 2005 года занята подавляющая часть сельского населения.
Значительный рост мотивации труда наблюдался в целом по стране, но особенно заметен был в сельском хозяйстве (табл. 2). Важным фактором опережающего роста доходов сельскохозяйственного населения стали субсидии стран Европейского союза.
Улучшение общей экономической и
105064, г. Москва,
Б. Харитоньевский пер., 21/6, стр. 1; тел. 8 (495) 628-59-42
социальной ситуации на селе дало положительные результаты. Значительно сократилась безработица, увеличилась занятость сельского населения. Уменьшилась безработица среди сельской молодёжи. Если в 2004 году она составила 20,4%, то в 2007 году упала до 6,7%. Однако она осталась выше, чем в городах.
С целью выравнивания экономических условий хозяйствования и смягчения социальной напряжённости на селе в странах ЕС установлена бюджетная поддержка хозяйств, находящихся в худших, чем средние по стране, условиях ведения производства. Для этого были утверждены критерии определения неблагоприятных условий хозяйствования. Хозяйствам территорий неблагоприятных условий хозяйствования выплачивается по 195-260 литов (2340-3120 руб.) за гектар сельскохозяйственных угодий. Осуществлено довольно справедливое мероприятие, в результате которого хозяйства неблагоприятных условий вместо убытков начали получать прибыль.
Нужно отметить, что не все страны Прибалтики в одинаковой степени используют возможности бюджетной поддержки полунатуральных хозяйств.
Наиболее полно эти возможности используют хозяйства Польши. На гектар сельхозугодий они получают в 1,9 раза больше субсидий, чем хозяйства Литвы и Латвии. Соответственно, производство валовой продукции на единицу площади земли в полунатуральных хозяйствах Польши было в 3 раза выше, чем в Литве и Латвии. Это дало возможность привлечь больше трудовых ресурсов как главного фактора производства, снизить безработицу на селе.
Административные районы Литвы были распределены на благоприятные и неблагоприятные для хозяйственной деятельности, на проблемные и непроблемные, на живучие и неживучие, на привлекательные и непривлекательные. По районам худших условий хозяйствования правительством страны принимаются дополнительные меры финансовой поддержки. Для более мелких крестьянских хозяйств установлена целевая
Production unfavourable conditions, agriculture, village, EU, depressive territories, support, financing.
Таблица 1
Занятость сельского населения Литвы по отраслям в 1990-2007 гг. (в процентах)
Отрасли 1990 2001 2004 2007
Сельское хозяйство 70,4 51,4 46,0 31,9
Промышленность и строительство 14,9 14,3 19,3 26,0
Услуги 14,7 34,3 34,7 42,1
Итого 100 100 100 100
Таблица 2
Среднемесячный доход на одного члена семьи в Литве в 2001-2007 гг (в литах*)
2001 2004 2005 2006 2007 В разах к 2001 г.
Город 455,1 540,2 636,3 729,2 943,0 2,1
Село 310,9 407,0 467,0 583,9 691,0 2,2
Сельское хозяйство 249,9 404,1 530,7 735,8 969,6 3,9
* 1 лит = 12 руб. (курс 2007 г.).
Таблица 3
Экономические результаты полунатуральных хозяйств Прибалтики в 2006 г (в литах)
Показатели Литва Латвия Польша
Субсидии бюджета на гектар сельхозугодий 620 620 1160
Валовая прибыль, включая субсидии, на гектар сельхозугодий 1200 620 1760
Валовая продукция:
на гектар сельхозугодий 1500 1300 4400
на среднегодового работника 22900 23300 19300
Экономика
бюджетная поддержка.
На примере Литовской Республики видно, что государство довольно чутко учитывает факт объективных природноэкономических различий сельских территорий и к худшим условиям применяет действенные меры экономической поддержки, среди которых основные:
■ бюджетная поддержка хозяйств, находящихся на менее плодородной земле;
■ бюджетная поддержка мелких и полунатуральных хозяйств;
■ бюджетная поддержка раннего ухода из сельскохозяйственного производства и несельскохозяйственной деятельности, развития промыслов и сферы услуг в зонах мелких хозяйств и на территориях худших природно-экономических условий;
■ стимулирование деятельности сельских общин на проблемных территориях;
■ развитие и благоустройство сельских поселков, формирование и поддержка социальной инфраструктуры на проблемных территориях.
Польша - самое крупное государство среди стран - новых членов Европейского союза. Она - единственная из стран Восточной Европы, которая в годы социализма не имела колхозного строя на селе. Правда, в Западной Польше были созданы государственные хозяйства, в которых работали поляки, приехавшие из густонаселённых территорий страны, из Западной Украины, Белоруссии и Литвы. В дореформенные годы в Польше основной формой хозяйствования были частные крестьянские хозяйства. Они в годы социализма модернизировались, укрепили свой материально-технический потенциал, были конкурентоспособными партнёрами государственным хозяйствам.
Поэтому в условиях демократического строя и свободного рынка сельское хозяйство Польши получило преимущество перед другими странами Восточной Европы. Её крестьянские хозяйства сразу стали эффективно работать, конкурировать на внутреннем и внешнем рынках. Сельское хозяйство Польши в новых условиях встретило только одну проблему - увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции. Следовательно, в демократический строй Польша вошла, имея деятельного крестьянина.
Одновременно нужно учесть, что за годы социализма увеличение крестьянского хозяйства по площади земли было невозможно. Поэтому в настоящее время в Польше имеются самые мелкие крестьянские хозяйства среди стран Восточной Европы. Наблюдается большая полярность крестьянских хозяйств по размеру земли и по их экономическому состоянию.
Данные таблицы 4 свидетельствуют о большем стремлении польских крестьян решить проблему укрепления экономики слабых хозяйств, пользу-
ясь финансовой помощью ЕС.
Мелкие крестьянские хозяйства имеются по всей территории Польши. Особенно эта проблема остра в регионе Карпатских гор, где величина крестьянского хозяйства составляет лишь 2-5 га.
В настоящее время польское правительство поддерживает высокую активность крестьянства и осуществляет действенные меры государственного протекционизма мелких хозяйств, особенно в горных регионах и в других неблагоприятных условиях хозяйствования. Основную долю этой поддержки составляют финансовые ресурсы централизованного фонда ЕС (81%), а 19% - за счёт средств национального бюджета.
На развитие сельских территорий и поддержку проблемных регионов Польша в среднем в год выделяет по 1,23 млрд евро, или по 51 млрд руб. Государственная программа развития сельского хозяйства России предусматривает выделение из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий на 2008-2012 годы в среднем по 55 млрд руб., то есть такой же объём средств, как и в Польше. Однако на единицу площади сельскохозяйственных угодий и на среднегодового работника в Польше приходится в 3-4 раза больше этих средств, чем в России.
Как видно из таблицы 5, на развитие сельских территорий Польша выделяет 41,3% всего объёма средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства из средств ЕС и национального бюджета. Это самый высокий показатель среди стран Европейского союза. К этому отмечается комплексность решения за-
дачи поддержки проблемных территорий страны.
Как видно из данных таблицы, в Польше сложились следующие приоритеты поддержки проблемных сельских территорий:
■ хозяйства горных регионов и других неблагоприятных условий, поддержка мелких и полунатуральных хозяйств;
■ создание и развитие социальнобытовых услуг в сельской местности;
■ создание и развитие мелкого предпринимательства, переход к несельскохозяйственной деятельности, создание новых рабочих мест на селе.
Природно-экономические условия Латвии имеют довольно ярко выраженные границы. Это центральная часть страны, располагающая более плодородными землями на равнинном рельефе, восточная часть, где преобладают холмистые лёгкие почвы, остальная часть территории отражает средние по стране природно-экономические условия.
До вступления Латвии в ЕС поддержка развития села осуществлялась из национального бюджета и была целенаправленно ориентирована на приоритетную поддержку районов худших природно-экономических условий. После вступления в ЕС начата программа поддержки развития села за счёт средств ЕС. Национальная программа отменена.
Проведённый анализ распределения финансовых средств по новой программе выявил, что основная доля средств поддержки сельского хозяйства попала в богатые районы центральной Латвии. В других регионах, особенно восточной части страны, капитал села сокращался, бедность увеличивалась, появились
Таблица 4
Число крестьянских хозяйств, подавших заявки на поддержку в 2004 г.
Мероприятия Доля заявок от числа всех хозяйств, %
Польша Литва
Поддержка неблагоприятных условий хозяйствования 50,0 34,7
Поддержка полунатуральных хозяйств 6,0 0,3
Соблюдение стандартов 3,7 0,5
Инвестиции в сельское хозяйство 2,0 0,4
Таблица 5
Поддержка слабых хозяйств и проблемных территорий Польши в 2007-2013 гг. (в среднем в год)
Мероприятия Структура финансовой поддержки, %
Поддержка развития сельского и лесного хозяйства 58,7
Поддержка развития сельских территорий 41,3
Всего 100,0
Структура поддержки развития сельских территорий, всего 100,0
В том числе:
полунатуральные реструктуризируемые хозяйства 6,2
хозяйства горных районов и неблагоприятных условий 34,4
Переход к несельскохозяйственной деятельности 4,9
Социально-бытовые услуги сельских жителей 20,6
Возрождение и развитие региона 8,3
Создание и развитие сельского предпринимательства 14,3
Осуществление стратегии местных властей 8,6
Поддержка сельских общин и социальных групп 2,7
Экономика
явно депрессивные территории. Аналитики Латвии считают, что цели не достигнуты. Видимо, в системе финансовой поддержки ЕС недостаточно напористо ставилась цель - при помощи дифференцированного подхода дойти до подавляющего большинства получателей поддержки, ограничить крупные проекты, получающие основную долю средств поддержки. Упрекается, что такого положения не было бы, если бы был сохранён механизм бывшей национальной поддержки.
Возникла необходимость разработать новую методику оценки состояния отдельных сельских регионов страны и подготовить предложения по решению проблемы выравнивания экономических условий жизни населения сельских территорий. Цель методики - как справедливо распределить средства развития села на 2007-2013 годы.
При осуществлении факториального анализа состояния использовано четыре наиболее обобщающих показателя.
1. Демографические:
1) доля жителей старше трудоспособного возраста;
2) доля жителей трудоспособного возраста;
3) доля активно работающих крестьян пенсионного возраста среди жителей этого возраста;
4) доля крестьян 15-39 лет среди всех крестьян на данной территории.
2. Социально-экономические:
1) подоходный налог на одного жителя, оплаченный в бюджет самоуправления;
2) уровень безработицы среди жителей трудоспособного возраста;
3) кадастровая оценка земли.
3. Экономические:
1) доля жителей, работающих в сельском хозяйстве;
2) доля сельскохозяйственных предприятий среди всех предприятий;
3) доля крестьянских хозяйств, имеющих 100 и более га сельхозугодий среди всех хозяйств;
4) доля крестьянских хозяйств, зарабатывающих 7 и более тыс. латов в год среди всех хозяйств, имеющих землю;
5) доля хозяйств, которые не имели доходов от продаж сельскохозяйственной продукции.
4. Природные ресурсы:
1) доля сельскохозяйственных угодий среди всей земли;
2) доля леса и кустарников на территории;
3) доля садов и ягодников;
4) доля мелиоративных земель в сельхозугодьях;
5) оценка обрабатываемой земли в баллах.
Далее методом кадастрового анализа были созданы группы факторов, которые сформировали следующие группы территориальных самоуправлений.
1 группа - сельские регионы с богатыми ресурсами и активной экономической деятельностью.
2 группа - города (исключительный случай).
3 группа - регионы с подавляющим влиянием лесных массивов (исключительный случай).
4 группа - регионы с низкой оценкой земли, сельскохозяйственный сектор имеет подавляющий удельный вес, экономика слабо развита. Это проблемные (депрессивные) регионы.
5 группа - регионы средних условий и среднего уровня развития.
Далее изучались показатели 1-й, 4-й и 5-й групп. Регионы 2-й и 3-й групп как несельскохозяйственных и производящих сельскохозяйственную продукцию не более 5% исключались.
Территории самоуправлений, отнесённых к 1-й группе, в подавляющем большинстве размещены в центральной части страны. Территории самой неблагоприятной (депрессивной) 4-й группы компактно размещены в юго-восточной части страны. Территории 5-й группы, отражающей средний уровень по стране, в подавляющем большинстве размещены в северной и частично - в западной части страны.
Как видно из таблицы 6, различия социально-экономических показателей между крайними по условиям группами довольно убедительны. Это подтверждает объективность и справедливость образования экономических групп самоуправления.
Территория депрессивного региона охватывает 6 административных районов Латгальского края Латвии, 134 самоуправления, она занимает 22% территории страны. В регионе проживает 369 тыс. населения, 42% которого живет на селе.
Более нормальные условия депрессивные территории Латвии имеют только по производству кормовых зерновых культур. Другая продукция глубоко убыточна. В регионе слабо развиты несельскохозяйственные отрасли. Необходимы крупные инвестиции в социальную инфраструктуру села.
Рекомендации по развитию депрессивных территорий.
1. При распределении средств ЕС на развитие сельских территорий необходимо учесть специфику и состояние каждого отстающего региона.
2. Более оперативно перераспределять финансовую поддержку ЕС между отдельными направлениями с учётом степени использования этих средств.
3. Защитить депрессивные территории от натиска развитых районов путём первоочередной финансовой поддержки формирования социально-экономической инфраструктуры в отстающих регионах.
4. Главной целью в депрессивных территориях считать повышение доходов сельской семьи до среднего уровня по стране.
5. Целенаправленное внимание в депрессивных районах нужно уделять созданию новых рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях.
6. Улучшить мобильность миграции сельских жителей путём финансовой поддержки развития общественного транспорта и местных дорог до ближайших городов проблемных регионов.
7. Меры поддержки депрессивных территорий должны увеличить экономический потенциал производственного и социального характера. Нужно добиться синергетического эффекта на селе.
8. Шире перенять опыт Финляндии по сочетанию деятельности и жизни на селе проблемных территорий.
Развитие сельской политики Финляндии последних десятилетий формируется несколько различным образом, чем
Таблица 6
Показатели, определяющие социально-экономические группы территориальных самоуправлений Латвии
Показатели 1-я группа -благополучные условия 2-я группа -неблагополучные условия
Доля пахотной земли в сельхозугодьях, % 82,8 72,0
Плотность населения, чел./км2 24,8 11,2
Доля пенсионеров в числе жителей, % 19,5 24,3
Доля безработных, % 5,7 15,9
Доля занятых в сельском хозяйстве от числа жителей, % 23,5 61,5
Приходится доходов на одного жителя в месяц, латы 118,8 50,6
Доля сельскохозяйственных предприятий от общего числа предприятий, % 37,5 61,8
Число хозяйств по величине, %
<5 га 46,6 40,0
5-20 га 37,9 51,6
20-100 га 13,3 8,0
>100 га 2,2 0,4
Число хозяйств по площади земли, %
<5 га 7,1 12,1
5-20 га 22,6 50,4
20-100 га 30,1 27,6
>100 га 40,2 9,9
сельскохозяйственная политика. Приоритеты сельской политики более близки к ориентирам региональной политики. В Финляндии сельская политика развивалась одновременно с политикой охраны окружающей среды, которая стимулировала становление и укрепление национальных социальных движений, учреждение специальных групп и организаций.
Однако село как единое целое стало отдельной отраслью для создания автономной политики. Сельская политика в Финляндии стала надлежащим индикатором существующих социальных изменений, которые наряду с другими факторами служат для совершенствования общей аграрной политики государства.
Началом формирования новой социальной политики Финляндии нужно считать VII десятилетие XX века. Тогда сельское хозяйство страны пережило структурный кризис. Мелкие крестьянские хозяйства экономически не могли прожить за счёт молочного и зернового производства, а также за счёт труда в лесном промысле. В восточной и северной части страны крестьяне потеряли мотивацию своей деятельности. Десятки тысяч крестьян мигрировали в южные регионы страны, в промышленные города Швеции. Выяснилось, что финское село не может прожить только за счёт сельского хозяйства.
В VIII десятилетии село боролось с миграцией. Было создано Движение деятельного села. С помощью учёных и сельской интеллигенции проводились публичные сельские собрания. Движение переросло в комитеты, которые объединились в региональные ассоциации. В 1997 году создана национальная ассоциация «Финское движение сельской деятельности». Это Движение стало регулировать внутренние вопросы сельской жизни и влиять на решение вопросов развития села в региональных самоуправлениях страны, оказывать влияние на образование и просвещение сельского населения.
Сельское движение, возродившееся внутри села, в I десятилетии даже не имело финансовой поддержки. Только в IX десятилетии оно начало получать бюджетное финансирование.
Важным событием в сельской жизни было создание в 1980 году Комитета по планированию сельских местностей, который определил, что политика села является частью региональной политики государства. Основными задачами сельской политики были:
■ диверсификация структуры деятельности на селе;
■ поддержка самостоятельных инициатив жителей села;
■ улучшение условий жизни сельского населения по отношению к условиям жизни в городе;
■ уменьшение различий в доходах и занятости сельского населения.
Ответственность за достижение этих задач ложилась на местные само-
управления.
В 1988 году Финляндия вступила в кампанию «Живучее село», охватившую всю Западную Европу. В это время укоренилось мнение - от политики «сельское хозяйство» перейти к политике «село». В кампании «Живучее село» участвовало много связанных с селом организаций.
В 1989-1991 годах начал выполняться проект «Развитие финской деревни». В 1993 году создан Комитет сельской политики, который координирует сотрудничество сельских подразделений территориальных административных организаций.
После вступления в 1995 году Финляндии в Европейский союз вопросы общей политики сельского хозяйства начало координировать Министерство сельского и лесного хозяйства Финляндии, которое сочетает свою деятельность по развитию села с Департаментом региональной политики Министерства внутренних дел.
В Финляндии ещё не установилось понятие «сельская местность». Так, согласно документу Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в Финляндии к сельским общинам относятся те, в которых живет менее чем 500 жителей. По этому критерию примерно 40% жителей Финляндии живут в сельской местности. С вступлением в ЕС признан другой критерий -муниципалитеты, имеющие менее чем 30000 жителей, относятся к сельской местности. В последующем потребовались более подробные градации: сельские местности вблизи больших городов, село в самом центре сельской местности, село в сельской периферии.
Опыт Финляндии показывает, что политика «село» стимулирует ликвидировать грани, разделяющие сельское хозяйство, лесное хозяйство, региональную политику, транспорт, здравоохранение, связь и т.д. Новая сельская политика основана на принципе комплексного использования местных ресурсов и источников доходов с целью улучшить возможности населения региона, улучшить качество их жизни.
Принципы - кооперация, устранение существующих административных границ, развитие новых межинституцио-нальных связей - поддерживаются Европейским союзом. Новые принципы сельской политики способствуют преодолению трудностей и проблем, появляющихся на пути сельского хозяйства.
Меры, осуществлённые государствами ЕС за последние 10-15 лет, повлияли на коренное улучшение социально-экономического положения сельского населения.
Это обстоятельство наводит на подтверждение, что от отраслевой сельской политики нужно перейти к территориальной, от сельскохозяйственного - к сельскому, комплексному принципу решения назревших проблем села. Таким образом, сельское хозяйство как
Экономика
главенствующая отрасль стала лишь важной отраслью на селе. Бывший синоним «сельское хозяйство» и «село» отпал. На сельское хозяйство больше не относится вся ответственность за развитие села - сельской территории.
На эту тему идут острые дебаты. Сторонники главенствующей роли сельского хозяйства отчаянно защищают существующее положение. Сторонники новой - территориальной -политики стоят за село в комплексе, требуют справедливости согласно случившегося факта. Понятие, что село - это сельское хозяйство, города - это промышленность, похоже, уже уходит в прошлое.
Однако во многих стратегических решениях ЕС присутствует ещё отраслевой принцип решения сельских проблем.
Разумеется, роль сельского хозяйства невозможно приуменьшить. Даже в странах экономического сотрудничества и развития 75% территорий относится к сельским местностям. Поэтому перед сторонниками государственной поддержки инноваций ставится задача лучше использовать возможности региона и повысить его конкурентоспособность. Сельские регионы должны оценить свою специфику и максимально её использовать путём чуткого реагирования на изменение обстоятельств.
Некоторые учёные Прибалтики предлагают учитывать, что разные страны находятся в неодинаковом положении при выравнивании экономических условий при помощи метода территориального подхода. В некоторых регионах хозяйства не могут конкурировать из-за невеликого их размера. Хотя в результате принятых мер по поддержке сельского хозяйства доходы работников сельского хозяйства значительно выросли, но осталась нерешённой проблема получения доходов других слоев сельского населения. Их доходы значительно (на 30%) отстают от доходов работников сельского хозяйства той же сельской местности.
В целях смягчения этой несправедливости среди экономических мер рекомендуется подключить потенциал организационных мер, кроющихся в сельских общинах.
В странах ЕС отмечается явная активизация деятельности сельских общин. По их развитию приняты соответствующие законодательные акты и нормативные документы. Общины получают финансовую поддержку государства из национальных бюджетов и фондов ЕС. Кроме того, общины поддерживаются муниципальными властями и частными фермерами.
В Литве государственный бюджет поддерживает следующие функции деятельности сельских общин:
■ реновация и обновление общественных зданий, укрепление технической базы общин;
■ уход за окружающей средой села,
Экономика
оборудование спортивных площадок и зон отдыха;
■ проведение общественных мероприятий;
■ рекламирование деятельности общин и местных социальных групп.
Деятельность сельских общин очень обширна. Это развитие объектов социальной инфраструктуры, борьба с алкоголизмом, безработицей, повышение квалификации сельского населения, борьба с бедностью на селе и многое другое.
Большое значение в жизни сельского человека сегодня имеет диверсификация трудовой деятельности, занятие альтернативными отраслями на селе.
Исследования, проведённые в Польше, Чехии, Венгрии, подтверждают тенденцию роста диверсифицированной деятельности сельского населения. Особенно распространено на селе ремесло. Реставраторы исторических зданий, столяры, кузнецы и др. не только возрождают исторические тенденции, но и, по существу, пополняют доходы сельской семьи. В странах ЕС эти доходы составляют 9% валовой продукции сельского хозяйства.
В Литве было проведено исследование мотивов, стимулирующих заня-
тие несельскохозяйственной деятельностью. Получены следующие ответы.
1. Возможность получить дополнительный доход - 39%.
2. Попытка испробовать новую деятельность - 18%.
3. Перенять деятельность из поколения в поколение - 16%.
4. Другие причины - 27%.
Результаты исследований, проведённых в Литовском институте аграрной экономики, а также учёными других стран ЕС, показывают, что доходы от дополнительной деятельности выше в более мелких хозяйствах, имеющих менее плодородные земли, а также в хозяйствах, управляемых молодыми собственниками.
В условиях Литвы наиболее развитым стал сельский туризм - объект занятия молодых образованных жителей села, - который при финансовой и деловой помощи городских специалистов и предпринимателей даёт хорошие результаты. Появились возможности крестьянам реализовать сельскохозяйственную продукцию, услуги, изделия ремесла, возбуждать предприимчивость на селе. Сельские территории получили при этом солидные инвестиции,
новые рабочие места.
В целях стимулирования разнообразной деятельности на селе в Программе развития села ЕС финансируется мероприятие «Переход к несельскохозяйственной деятельности». Воспользоваться финансированием могут сельские жители и малые предприятия, планирующие начинать и уже осуществляющие несельскохозяйственную деятельность на селе. Перечень видов несельскохозяйственной деятельности, поддерживаемых ЕС, включает 46 наименований. Кроме упомянутых ранее это парикмахерские, портные, сапожные, производство мебели. Особенно поддерживается ремесло, основанное на национальных традициях. Например, рукоделие, вязание, плетение, резьба по дереву и др. По этому проекту компенсируется до 50% производственных затрат.
Однако заметно, что новые страны ЕС довольно робко пользуются финансовой поддержкой ЕС в этом направлении. Возникает необходимость увеличить инвестиции в создание инфраструктуры, обеспечивающей развитие диверсифицированных отраслей на селе, смелее использовать для этого ассоциированные трудовые ресурсы села.
управление. 2006. № 2. С. 3-8.
расширенное воспроизводство // Эконо-
Литература
1. Пошкус Б. И. Бюджетная поддержка сельского хозяйства // АПК: экономика,
2. Пошкус Б. И. Потребность сельского хозяйства в финансовых ресурсах на мика сельского хозяйства России. 2007. № 4. С. 24-26.