ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Рассматриваются особенности устойчивого развития сельских территорий, факторы инновационного предпринимательства и проводится оценка его влияния на состояние сельской экономики. Отдельное внимание уделено анализу концепций, программ и проектов в сфере развития сельских территорий. Обобщаются концептуально-стратегические подходы и действия стран Балтийского моря в сфере устойчивого развития сельских территорий. Перечислены общие для Балтийского региона задачи обеспечения устойчивого состояния сельских территорий, в том числе рациональное использование природно-ресурсного потенциала, диверсификация производства за счет поддержки несельскохозяйственных видов деятельности и занятости населения, применение инноваций и эффективных технологий, производство экологически безопасной продукции. На основе анализа уровня развития сельского хозяйства и инновационной составляющей регионов Балтийского моря выделяются факторы и условия поддержки инновационного предпринимательства. Определяющее значение имеет состояние научно-технического и инновационного потенциала территории, наличие соответствующей инновационной инфраструктуры, формирование инновационной культуры. Обосновано развитие инновационного предпринимательства сельских территорий за счет преобразования организационно-экономического механизма хозяйствования, связанное с созданием институциональных, инфраструктурных и соответствующих пространственных условий. Одним из приоритетных направлений называется научно-технологическое сотрудничество в Балтийском регионе.
Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, инновационное предпринимательство, сельское хозяйство, научно-технический потенциал.
УДК 338.43:316.422
ИННОВАЦИОННЫЕ
ФАКТОРЫ
И УСЛОВИЯ
УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ
СЕЛЬСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ
К. Ю. Волошенко А. А. Михайлова
* Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14.
Поступила в редакцию 21.06.2012 г.
Устойчивое развитие сельских территорий в условиях усиления глобальной конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия является одним из основных направлений государственной аграрной политики. В настоящий момент большинством развитых и развивающихся стран мира поддерживаются концептуальные подходы в рамках САРД1. В качестве приоритетных задач рассматриваются рациональное использование природно-ресурсного потенциала, диверсификация производства за счет поддержки несельскохозяйственных видов деятельности и занятости населения, применение инноваций и эффективных технологий, производство экологически безопасной продукции [5].
Особую актуальность указанные вопросы приобретают применительно к странам Балтийского региона, учитывая имеющиеся ресурсные ограничения (прежде всего земельные, трудовые и инвестиционные). Свидетельством этого являются действующие концепции, программы и проекты, а также иные формы взаимодействия и сотрудничества в сфере развития сельских территорий.
В 2009 г. была принята Стратегия Европейского союза для региона Балтийского моря, в основе которой План действий, где в качестве одного из 15 приоритетных направлений рассматривается развитие сельского хозяйства и обеспечение устойчивого состояния сельских территорий [11, п. 9]. Таким образом, меры Единой аграрной политики стран ЕС, Европейское инновационное партнерство в сфере сельского хозяй-ства2, действующие национальные программы стран-участниц в данной области дополняются проектами и усиливаются за счет «улучшения сотрудничества в решении вопросов там, где государства-члены и заинтересованные стороны к этому готовы. В некоторых случаях действия могут потребовать изменения направленности политики или (в редких случаях) национального законодательства государств-членов региона Балтийского моря» [11]. Как указывается в Плане действий, особая роль принадлежит России, в связи с тем что многие вопросы могут быть урегулированы лишь при конструктивном сотрудничестве с внешними партнерами.
Кроме того, действует и Программа региона Балтийского моря 2007—2013, в которой предусмотрено финансирование пилотных проектов в области устойчивого развития территорий [10].
В России обеспечение устойчивого развития сельских территорий реализуется в рамках отдельного направления государственной аграрной политики, что отражено в принятой в 2010 г. Концепции устойчивого развития сельских территорий до 2020 г., а также плане мероприя-
1 САРД — транскрипция английской аббревиатуры. SARD — Sustainable Agriculture and Rural Development — устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.
2 European Innovation Partnerships (EIP) «Agricultural Productivity and Sustainability» [17]. Одно из мероприятий, реализуемых в рамах Флагманской инициативы «Инновационный союз» (2010 г.) стратегии «Европа-2020» [14]
тий по ее реализации [1]. Концепция учитывает положения Доктрины продовольственной безопасности РФ [2], предусматривает повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, а также сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. Целями государственной политики в области устойчивого сельского развития на период до 2020 г. являются [1]:
1) создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития;
2) устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны;
3) повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения;
4) замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
5) сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения;
6) рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды;
7) сохранение и приумножение культурного потенциала села.
В настоящий момент ведется согласование и доработка ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года», в проект которой включены новые направления господдержки: развитие социально-инженерной инфраструктуры (детские сады, клубы и т. д.); поощрение достижений в сфере сельского развития (проведение всероссийских конкурсов, спортивных соревнований); грантовая поддержка местных инициатив сельских сообществ; мероприятия по улучшению жилищных условий сельских граждан; комплексная компактная застройка сельских поселений в рамках пилотных проектов. Проект концепции Программы согласован Минэкономразвития России, Минрегионом России, Минобрнауки России, Минспортом России [19].
В качестве совместных усилий стран Балтийского региона в решении вопросов устойчивого развития сельских территорий может также рассматриваться разработанная в 2010 г. Советом государств Балтийского моря при участии членов Экспертной группы «Балтика 21» Стратегия устойчивого развития на 2010—2015 гг. [14; 15]3. Главной целью по отношению к устойчивому развитию сельских территорий ставится улучшение качества жизни в городских и сельских условиях, а также укрепление взаимосвязей между городом и сельской местностью.
3 Совет государств Балтийского моря выступает в качестве форума межправительственного сотрудничества, усилия которого направлены на решение общих региональных проблем в сфере экономического развития, экологии, энергетики, культуры.
Предполагается решение таких вопросов, как содействие более эффективному управлению процессами взаимодействия города и села, поддержка инициатив по интегрированному управлению природными ресурсами, разработка стратегий по развитию устойчивого туризма4.
Обобщая концептуально-стратегические подходы и действия стран Балтийского региона в сфере изучаемой проблематики, можно сделать вывод, что (не считая направлений) устойчивое развитие сельских территорий достигается посредством совместного решения следующих приоритетных задач:
• Во-первых, повышения конкурентоспособности сельского хозяйства.
• Во-вторых, путем диверсификации сельской экономики и повышения качества жизни сельского населения.
• В-третьих, за счет рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды и ландшафта.
С экономической точки зрения наиболее важным является обоснование направлений повышения конкурентоспособности сельского хозяйства и развития несельскохозяйственных видов деятельности, где одним из решающих факторов может быть названо инновационное предпринимательство5.
Обеспечение устойчивого состояния сельских территорий за счет развития инновационного предпринимательства, исходя из содержания и форм направлений деятельности , достигается путем перехода от мобилизационного (ресурсного) типа экономического роста к инновационному, что соответствует новому вектору регионального развития как стран Балтийского моря, так и субъектов РФ, в частности Калининградской области. При этом вопросы продовольственной безопасности стран Балтийского региона и доступности для населения качественных продуктов питания определяют первоочередное значение поддержки инновационного предпринимательства в сфере сельского хозяйства и в целом АПК регионов.
Сравнительный анализ показателей, характеризующих состояние сельской экономики стран Балтийского моря, свидетельствует об ускоренном развитии тех регионов, где в последние годы усиливалось влияние инновационной составляющей. Подтверждением данного вывода могут служить данные по правительственным бюджетным ассигнованиям или расходам на НИОКР в сфере сельского хозяйства, приведенные по странам Балтийского региона в динамике, но без учета Германии в связи с несопоставимым размером показателя (рис. 1).
4 Объем финансирования проекта — 2 813 730 евро за счет средств Программы ЕС для Балтийского региона 2007—2013 гг. [10; 15].
5 В рамках настоящего исследования термин «инновационное предпринимательство» рассматривается в широком смысле — от функционирования инновационно активных предприятий в сельской экономике до создания агротехнопарков.
6 См., например: [6; 7; 16].
2010
2009
2008
99,5
■ 104,2 100,6
75.0
98,5
2007
39,6
43,2
I 91,4
101,1
2006
^Л6
66,0,9
59,5
93,9 97,9
0,0
20,0
40,0
60,0
80,0 100,0 120,0
3 Финляндия ■ Дания ■ Россия 0 Швеция П Польша □ Эстония £3 Латвия
Рис. 1. Правительственные бюджетные ассигнования или расходы на НИОКР (вВАОКЭ)7 в сфере сельского хозяйства, млн евро8 [18]
В Германии бюджетные ассигнования практически в 5—10 раз выше, чем в других странах Балтийского региона. Так, в 2006—2010 гг. показатель увеличился с 397,2 до 770,7 млн евро, сохраняя в течение всего периода положительную динамику. В 2009 г. значительный рост наблюдался в России — ассигнования увеличились в 2,5 раза (2009 г. — 104,2 млн евро). Наименьшие значения, по данным Евростата, были зафиксированы в Латвии, Эстонии и Польше.
Рост инновационной составляющей и финансирования НИОКР в сельском хозяйстве обусловили качественные сдвиги в сельскохозяйственном производстве, что выражается в изменении объемов продукции растениеводства и животноводства, показателей минерализации угодий, урожайности сельскохозяйственных культур (рис. 2).
7 GBAORD — Government Budget appropriations or outlays for R&D — правительственные бюджетные ассигнования или расходы на НИОКР
8 По данным Евростата, в Литве в течение 2007—2009 гг. расходы на НИОКР были несоизмеримо меньше, обозначены как 0,0 млн евро.
70
60
50
40
30
20
10
0
ц/га
2000 2005
а
2009
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
ц/га
2000
120
100
80
60
40
20
0
2005
2009
2000
2005
2009
Россия
Дания
Финляндия
Литва
Германия
350
300
250
200
150
100
50
0
2000
2005
2009
Калининградская область
Польша
Латвия
Эстония
б
кг
в
г
шт
д
е
Рис. 2. Урожайность сельскохозяйственных культур и производство продукции животноводства по странам Балтийского региона, 2000—2009 гг. [8; 12; 13]:
а — зерновые и зернобобовые; б — пшеница; в — картофель; г — мясо (в убойном весе) на 1 жителя; д — коровье молоко на 1 жителя; е — куриные яйца на 1 жителя
Приведенные данные по урожайности сельскохозяйственных культур и производству продукции животноводства в Балтийском регионе выявили первенство именно тех стран, которые в течение рассматриваемого периода демонстрировали стабильное и в то же время активное финансирование исследований и разработок в сфере сельского хозяйства. Так, к 2009 г. Германия и Дания занимали лидирующие позиции среди стран Балтийского региона по урожайности зерновых и зернобобовых культур, пшеницы, ржи, картофеля, производству мяса и коровьего молока на душу населения. Успехи этих стран в сфере растениеводства не в последнюю очередь связаны со значительной долей сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади и высокой степенью их подготовки посредством внесения минеральных удобрений (табл.).
Характеристика сельскохозяйственных угодий по странам Балтийского региона, 2000—2009 гг.
Страна/регион Удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади, % Внесение минеральных удобрений на 1 га пашни (в пересчете на 100 % питательных веществ), кг
2000 2008 2000 2009
Россия 13 13 13 23
Калининградская область 42 43 42 122
Дания 62 63 153 103
Польша 60 53 113 145
Финляндия 7 8 137 108
Швеция 8 8 105 69
Латвия 26 29 52 65
Литва 55 43 53 45
Эстония 23 19 42 69
Германия 49 49 232 181
Составлено на основе следующих работ: [8; 12; 13].
Интерес представляет положение Калининградской области в системе стран Балтийского региона. По многим позициям, характеризующим уровень развития сельского хозяйства, западный регион России имеет средние для анализируемых стран показатели. В то же время по урожайности зерновых и зернобобовых культур, а также ржи Калининградская область достигла уровня ведущих регионов — Германии, Швеции, Дании. Анализируя динамику развития растениеводства в регионе в течение рассматриваемого периода, необходимо подчеркнуть рост качества сельскохозяйственных угодий. Отмечено увеличение количества вносимых удобрений, а также площади, занимаемой сельскохозяйственными угодьями (до 43 % от общей земельной площади). Менее благоприятная ситуация наблюдается в сфере животноводства Калининградской области. В течение 2005—2009 гг. была выявлена негативная тенденция в производстве основных видов продукции в расчете на одного жителя (за 10 лет производство мяса в убойном весе сократи-
лось на 17 %; коровьего молока — на 20%; куриных яиц — на 31%). Однако такой качественный показатель, как надои молока на 1 корову, напротив, в 2009 г. по отношению к 2000-му вырос на 193,2%.
Опыт и успехи стран Балтийского региона в обеспечении устойчивого состояния сельского хозяйства имеют большое значение, учитывая ориентацию и встраивание Калининградской области в новую инновационную модель развития РФ. В то же время актуальность представляют различные формы взаимодействия и сотрудничества регионов в выработке направлений роста инновационной активности и предпринимательства, которые обусловлены следующими основными факторами:
• во-первых, состоянием научно-технического и инновационного потенциала территории, наращение и преобразующая способность которого обеспечивают рост инновационной составляющей в сельском хозяйстве как одной из сфер регионального хозяйственного комплекса;
• во-вторых, наличием соответствующей инновационной инфраструктуры, представляющей собой базис инновационной системы региона и позволяющей решать задачи предпринимательских структур при осуществлении инновационной деятельности — государственная поддержка, финансово-экономическое, информационное и экспертное обеспечение; сертификация и стандартизация; производственно-технологическая поддержка; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров и т. д.;
• в-третьих, формированием инновационной культуры, которую принято определять как состояние, при котором общество и/или индивид выражают готовность и имеют способность к восприятию и дальнейшему внедрению инноваций [9].
Таким образом, инновационное предпринимательство сельских территорий связано не просто с разработкой, внедрением и использованием новшеств, а требует преобразования организационно-экономического механизма хозяйствования, создания институциональных, инфраструктурных и соответствующих пространственных условий. Кроме этого, существует ряд особенностей инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства, которые следует учитывать в вопросах поддержки инновационного предпринимательства сельских территорий (сезонный характер деятельности, зависимость процесса производства от влияния объективных биологических законов, наличие значительных основных фондов и т. д.), что, в свою очередь, обусловливает высокую потребность в комплексности и системности внедряемых мероприятий. Так, например, повышение удоев молока достигается не столько за счет выведения новых пород крупного рогатого скота, сколько путем комплексного подхода к системе кормления, к качеству содержания животных, производительности и эффективности деятельности сельскохозяйственных работников, функционирования систем охлаждения и хранения молока и т. д. В частности, согласно аналитическим данным агропродовольственного рынка, «30% импортного скота погибает из-за нарушения технологий кормления и содержания» [3].
Применительно к странам Балтийского региона сферой взаимного интереса и влияния может стать научно-технологическое сотрудничество, способствующее росту инновационной составляющей сельского хозяйства, обеспечению поддержки инновационного предпринимательства и в конечном счете достижению устойчивого состояния сельских территорий.
В соответствии с проведенной оценкой научно-технического потенциала по авторской методике [4] для Калининградской области в отличие от регионов Балтийского моря характерно преобладание кадровой и материально-технической составляющих, в то время как научно-исследовательская компонента и преобразующие способности потенциала представлены не столь широко9.
Учитывая недостаточно высокий уровень научно-технического и инновационного развития Калининградской области и сильные позиции в части кадрового и материально-технического обеспечения инновационной деятельности, а также значительный социально-экономический потенциал, в качестве одного из перспективных направлений развития региона в будущем выступает расширение научно-технологического сотрудничества с сопредельными странами, в частности регионами Балтийского моря. Взаимовыгодное сотрудничество сторон обусловливается возможностями аккумулирования новых знаний, создания инновационной продукции при совместном использовании имеющихся потенций и последующего ее внедрения в отдельных отраслях сельского хозяйства. Поддержка инновационного предпринимательства сельских территорий достигается за счет повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, в том числе посредством создания и функционирования агротехнопарков.
Список литературы
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 30 января 2010 г. № 120 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9 Согласно разработанной методике сравнительной оценки научно-технического потенциала на региональном уровне, кадровая компонента характеризует численность исследователей и занятых лиц в сфере производства высокотехнологичной продукции, материально-техническая — уровень материально-технического оснащения инновационной деятельности, научно-исследовательская — активность процессов создания и использования научных разработок и инноваций; преобразующие способности научно-технического потенциала определяют прирост возможностей систем (технические, технологические, информационные, квалификационные, интеллектуальные, организационно-управленческие и прочие аспекты).
3. Васильченко М. Я. Условия формирования инновационного потенциала российского животноводства // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2011. № 2. URL: http://www.iagpran.ru/datas/users/a3164171c6eddb329945ad 5d99989c1a. pdf (дата обращения: 05.04.2012).
4. Волошенко К. Ю. Методические особенности сравнительной оценки инновационного потенциала регионов Северо-Запада России и стран Балтийского моря // Исследования Балтийского региона : вестник Социально-гуманитарного парка БФУ им. И. Канта. Калининград, 2011. № 1 (7). С. 16—33.
5. Глазовский Н. Ф. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России / Н. Ф. Глазовский [и др.]. М., 2005.
6. Забелин П. В., Новиков Ю. Ю. Инновационное предпринимательство в России // Российское предпринимательство. 2000. № 9 (9). С. 3—6.
7. Инновационное предпринимательство : учеб. пособие / В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай. М., 2002.
8. Калининградская область в цифрах, 2012 : краткий стат. сб. / Калинин-градстат. Калининград, 2012.
9. Николаев А. И. Инновационное развитие и инновационная культура // Наука и наукознание. 2001. № 2. С. 54—65.
10. Программа региона Балтийского моря 2007—2013. URL: http://eu.baltic. net/redaktion/download.php?id=1107&type=file (дата обращения: 02.06.2012).
11. Рабочий документ персонала комиссии : приложение к сообщению Комиссии, адресованному Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов относительно Стратегии Европейского союза для региона Балтийского моря : план действий. Брюссель, SEC (2009)712/2. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/ docu-ments/eu_russia/action_plan_ru. pdf (дата обращения: 02.06.2012).
12. Россия и страны-члены Европейского союза. 2011 : стат. сб. / Росстат. M., 2011. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/pub-lishing/catalog/statisticCollections/doc_1137677636609 (дата обращения: 20.04.2012)
13. Россия и страны мира. 2010. : стат. сб. / Росстат. M., 2010. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/sta-tisticCollections/doc_1139821848594 (дата обращения: 20.04.2012).
14. Справочник по вопросам научно-технологического сотрудничества Европейского союза, стран-членов ЕС и Российской Федерации // Представительство Европейского Союза в России. М., 2012. URL: http://eeas.europa.eu/ delegations/russia/d...ium_2012_ru. pdf (дата обращения: 20.04.2012).
15. Стратегия устойчивого развития Совета государств Балтийского моря 2010—2015. URL: http://www.cbss.org/component/option,com_attachments/id,1096/ task,download/ (дата обращения: 13.05.2012).
16. Татаркин А. И. Ключи к мировому рынку: инновационное предпринимательство и его возможности / А. И. Татаркин, А. Ф. Суховей. М., 2002.
17. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council on the European Innovation Partnership «Agricultural Productivity and Sus-tainability». Brussels, 29.02.2012. C0M(2012) 79. URL: http://ec.europa. eu/agriculture/eip/pdf/ com2012-79_en.pdf (дата обращения: 13.04.2012).
18. Science, technology and innovation in Europe. 2012 edition. URL: http://epp. eurostat.ec.europa. eu/cache/ITY_0FFPUB/KS-GN-12-001/EN/KS-GN -12-001-EN. PDF (дата обращения: 13.04.2012).
19. Рабочее совещание по проекту концепции ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года» // Новости Министерства сельского хозяйства РФ. URL: http://www.mcx.ru/news/news/ show/5500.78.htm (дата обращения: 13.06.2012).
Об авторах
Волошенко Ксения Юрьевна, кандидат экономических наук, директор НОЦ «Социально-экономическое и инновационное развитие региона», Институт региональных исследований, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
E-mail: [email protected]
Михайлова Анна Алексеевна, младший научный сотрудник НОЦ «Социально-экономическое и инновационное развитие региона», Институт региональных исследований, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
E-mail: [email protected]
INNOVATIVE FACTORS AND CONDITIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES
K. Yu. Voloshenko, A. A. Mikhailova
Immanuel Kant Baltic Federal University
14, A. Nevski St., Kaliningrad, 236041, Russia
Received on June 21, 2012
This article considers the features of sustainable development of rural territories, identifies the factors of innovative entrepreneurship, and assesses their influence on the condition of rural economy. Special attention is paid to the analysis of concepts, programmes, and projects in the field of rural territory development. The authors summarise conceptual and strategic approaches and actions of the Baltic region states in the field of sustainable development of rural territories. The article identifies common for the Baltic regions objectives relating to sustainable condition of rural territories, including sustainable use of natural resource potential, diversification of production through support for non-agricultural activities and employment, application of innovations and efficient technologies, and manufacturing of environmentally friendly products. The analysis of agricultural development and innovative component in the Baltic Sea regions serves as the basis for identifying the factors and conditions of support for innovative entrepreneurship. Of special importance are the research, technological, and innovative potential of the territory, the availability of adequate innovative infrastructure, and the formation of innovative culture. The authors corroborate the idea of innovative entrepreneurship development in rural territories through the transformation of organisational and economic mechanism of management relating to the creation of institutional, infrastructure, and spatial conditions. Research and technological cooperation in the Baltic region is emphasised as a priority area.
Key words: sustainable development, rural areas, innovative entrepreneurship, agriculture, research and technological potential.
References
1. Koncepcija ustojchivogo razvitija sel'skih territory Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [The concept of sustainable development in rural areas of the Russian Federation until 2020], Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 nojabrja 2010 g. № 2136-r [Order of the Government of the Russian Federation on November 30, 2010 № 2136-r].
2. Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [On approval of the Doctrine of the food security of the Russian Federation]: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 120 ot 30 janvarja 2010 g. [Presidential Decree № 120 of January 30, 2010].
3. Vasilchenko, M. 2011, Uslovija formirovanija innovacionnogo potenciala ros-sijskogo zhivotnovodstva [Conditions for the formation of innovative potential of Russian livestock], Regional'nye agrosistemy: jekonomika i sociologija [Regional agroecosystems: Economics and Sociology], no. 2, available at: http://www.iagpran.ru/ datas/users/a3164171c6eddb329945ad5d99989c1a. pdf (accessed 5 April 2012).
4. Voloshenko, K ro. 2011, Metodicheskie osobennosti sravnitel'noj ocenki innovacionnogo potenciala regionov Severo-zapada Rossii i stran Baltijskogo morja [Methodological features of the comparative evaluation of the innovative potential of regions in Northwest Russia and the Baltic Sea], Issledovanija Baltijskogo re-giona — Vestnik Social'no-gumanitarnogo parka BFU im. I. Kanta [Baltic Studies — Journal of Social and Humanitarian Park Immanuel Kant Baltic Federal University], no. 1 (7), pp. 16—33.
5. Glazovsky, N.F. 2005, Ustojchivoe razvitie sel'skogo hozjajstva i sel'skih ter-ritorij. Zarubezhnyj opyt i problemy Rossii [Sustainable agriculture and rural areas. International experience and problems of Russia]. In: Glazovsky, N.F., Gordeev, N.F., Sdasyuk, G.V. (ed)., Moscow, Tovariwestvo nauchnyh izdanij KMK, 615 p.
6. Zabelin, P.V., Novikov, Ju. Ju. 2000, Innovacionnoe predprinimatel'stvo v Rossii [Innovative entrepreneurship in Russia], Rossijskoe predprinimatel'stvo [The Russian business], no. 9 (9), pp. 3—6.
7. Medynsky, V. G., Skamay, L. G. (ed.). 2002, Innovacionnoe predprinimatel'stvo [Innovative entrepreneurship], Moscow, JuNITI, 589 p.
8. Kaliningradskaja oblast' v cifrah, 2012: Kratkij statisticheskij sbornik [Kaliningrad Region in Figures, 2012: Short Statistical Book], 2012, Kaliningrad, Ka-liningradstat, 183 p.
9. Nikolaev, A. I. 2001, Innovacionnoe razvitie i innovacionnaja kul'tura [Innovative development and innovation culture], Nauka i naukoznanie [Science and naukoznanie], no. 2, pp. 54—65.
10. Programma regiona Baltijskogo morja 2007—2013. V ramkah celi Evrope-jskogo Sojuza po territorial'nomu sotrudnichestvu i Evropejskogo instrumenta sosed-stva i partnerstva [Baltic Sea Region Programme 2007—2013. Within the objectives of the European Union on territorial cooperation and the European Neighbourhood and Partnership Instrument], available at: http://eu.baltic.net/redaktion/download. php?id=1107&type=file (accessed 2 June 2012).
11. Rabochij dokument personala komissii. Prilozhenie k soobweniju Komissii, adresovannomu Evropejskomu parlamentu, Sovetu, Evropejskomu jeko-nomicheskomu i social'nomu komitetu i Komitetu regionov otnositel'no Strategii Evropejskogo sojuza dlja regiona Baltijskogo morja. Plan dejstvij. Brjussel', SEC
(2009)712/2 [Commission Staff Working Paper. Appendix to the report of the Commission, addressed the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions concerning the European Union Strategy for the Baltic Sea. Action Plan. Brussels, SEC (2009) 712/2], available at: http://eeas. europa. eu/delegations/russia/documents/eu_russia/ action_plan_ru. pdf (accessed 2 June 2012).
12. Rossija i strany — chleny Evropejskogo sojuza. 2011: Stat. sb [Russia and the countries — members of the European Union. 2011: Statistical Yearbook], 2011, Moscow, Rosstat, available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ publishing/catalog/statisticCollections/doc_1137677636609 (accessed 20 April 2012).
13. Rossija i strany mira. 2010: Stat. sb [Russia and the world. 2010: Statistical Yearbook], 2010, Moscow, Rosstat, available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1139821848 594 (accessed 20 April 2012)
14. Spravochnik po voprosam nauchno-tehnologicheskogo sotrudnichestva Evropejskogo Sojuza, stran-chlenov ES i Rossijskoj Federacii [Handbook for Scientific and Technological Cooperation of the European Union, EU Member States and the Russian Federation], Predstavitel'stvo Evropejskogo Sojuza v Rossii [Delegation of the European Union to Russia], 2012, Moscow, available at: http://eeas.europa.eu/ delegations/russia/d...ium_2012_ru. pdf (accessed 20 April 2012).
15. Strategija ustojchivogo razvitija Soveta gosudarstv Baltijskogo morja
2010—2015 [Strategy for Sustainable Development Council of the Baltic Sea 2010—2015], available at: http://www.cbss.org/component/option,com_attach-
ments/id,1096/task,download/ (accessed 13 May 2012).
16. Tatarkin, A. I. 2002, Kljuchi k mirovomu rynku: innovacionnoe predprini-matel'stvo i ego vozmozhnosti [Keys to the world market: innovative entrepreneurship and its potential], Moscow, Jekonomika, 231 p.
17. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council on the European Innovation Partnership «Agricultural Productivity and Sustainability». Brussels, 29.2.2012. C0M(2012) 79, available at: http://ec. europa. eu/agriculture/eip/pdf/ com2012-79_en. pdf (accessed 13 April 2012).
18. Science, technology and innovation in Europe. 2012 edition, available at: http://epp. eurostat. ec. europa. eu/cache/ITY_0FFPUB/KS-GN-12-001/EN/KS-GN-12-001-EN. PDF (accessed 13 April 2012).
About authors
Dr Ksenya Yu. Voloshenko, Director of the «The socioeconomic and innovative development of the region» research and education centre, Institute for Regional Studies, Immanuel Kant Baltic Federal University.
E-mail: [email protected]
Anna A. Mikhailova, Junior Research Fellow, «The socioeconomic and innovative development of the region» research and education centre, Institute for Regional Studies, Immanuel Kant Baltic Federal University.
E-mail: [email protected]