5. Самсонова Е.А., Самсонов А.Ю., Митрохин Е.А., Юдин Д.С. Адаптация студентов специальной медицинской группы на занятиях по дисциплинам физической культуры. Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием, 2 декабря, Новосибирск: НГПУ, 2017: 124 - 128.
References
1. Zaharova O.L. Individualizaciya obucheniya buduschih specialistov v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2012.
2. Burlakova T.V. Individualizaciya professional'noj podgotovki studentov v sovremennom pedagogicheskom vuze. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2012.
3. Zolotuhina I.A., Krajnik V.L. Tehnologicheskie aspekty razvitiya individual'nosti buduschego pedagoga na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 11-12: 19 - 22.
4. Munirova E.A., Mazitova N.V. Sravnitel'nyj analiz rezul'tatov sociologicheskogo issledovaniya po izucheniya otnosheniya k inklyuzivnomu obrazovaniyu. Biblioteka mezhdunarodnoj sportivnojinformacii. Available at: http://bmsi.ru/doc/1cc444c8-30e9-4e29-850f-b0e46f8a998d
5. Samsonova E.A., Samsonov A.Yu., Mitrohin E.A., Yudin D.S. Adaptaciya studentov special'noj medicinskoj gruppy na zanyatiyah po disciplinam fizicheskoj kul'tury. Dvigatel'naya aktivnost' v formirovanii obraza zhizni i professional'nogo stanovleniya specialista v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 2 dekabrya, Novosibirsk: NGPU, 2017: 124 - 128.
Статья поступила в редакцию 03.05.17
УДК 796.07
Krainik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Sport Disciplines, Institute of Physical Culture and Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kraynikviktor@mail.ru
Yudin D.S., postgraduate, Head of Department of Physical Education and Recreation, Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: yudin@siu.ranepa.ru
IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MARTIAL ARTS AS A NEW MEANS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF A NON-PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY. The article raises a problem of influence of different types of physical activity on intellectual abilities, proved the relationship between the nature of physical activity and the ability of students to carry out learning activities. Wrestling is considered as an effective means of improving the quality of vocational education of students at a university with no physical education as a major subject. It is noted that the specific mode of physical activity in the process of fighting, peculiarities of manifestations of mental properties of the person can successfully develop creative thinking of students. The authors share their experience in the development and implementation of the experimental procedure of professional training of students of non-physical education university, based on the inclusion in educational process of elements of combat sports. The obtained results are discussed, which reflects the increasing number of qualitative indicators of educational activities.
Key words: students of non-physical education university, martial arts, development of professional skills.
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: kraynikviktor@mail.ru Д.С. Юдин, аспирант, зав. каф. физического образования и рекреации Сибирского института управления -филиала РАНГХиГС, г. Новосибирск, E-mail: yudin@siu.ranepa.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ КАК НОВОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
В статье поднимается проблема влияния различных видов физической активности человека на его интеллектуальные возможности, доказывается взаимосвязь между характером физической нагрузки и способностью студентов осуществлять учебную деятельность. В качестве эффективного средства повышения качества профессионального образования студентов нефизкультурного вуза рассматриваются спортивные единоборства. Утверждается, что специфический режим физической активности в процессе борцовского поединка, особенности проявления психических свойств личности позволяют успешно развивать творческое мышление студентов. Авторы делятся опытом разработки и реализации экспериментальной методики профессиональной подготовки студентов нефизкультурного вуза, основанной на включении в педагогический процесс элементов спортивных единоборств. Обсуждаются полученные результаты, отражающие повышение ряда качественных показателей учебной деятельности.
Ключевые слова: студенты нефизкультурных вузов, спортсмены-единоборцы, развитие профессиональных качеств.
Научные исследования и существующая учебно-спортивная практика развития личности студентов, прежде всего нефизкультурных вузов показывают, что существует целый перечень условий и факторов регулярных занятий спортом, способствующих благоприятному влиянию тренировок, физкультурных занятий на повышение качества их профессионального образования, освоение навыков, умений будущей работы по выбранной специальности. Названое влияние спортивных тренировок на развитие индивидуального сознания обучающихся в вузах заложено природой физической культуры и спорта, которая во все времена существования человеческой цивилизации служила выполнению именно этой цели. История развития ясно указывает на общность подходов к вопросам формирования личности, к пониманию необходимости ежедневной двигательной активности для здоровья человека и духовно-нравственного воспитания
современного общества. Физические упражнения всегда были и остаются до настоящего времени органической частью процесса воспитания граждан разного возраста во многих странах мира [1]. Они всегда входили в реестр основных воспитательных мер, которые использовались не просто в жизни семейств и родов, но и были важной составной частью государственной политики по социально-экономическому развитию стран и народов различных регионов мира [2].
Использование физических упражнений в воспитании здоровой, гармонично развивающейся личности всегда имело, в начале, эмпирическую (культ тела в Древней Греции и Римской империи), а затем и научную основу. Она формировалась на наблюдениях за тем, как мышцы, входящие в состав тела человека, способны оказывать прямое действие на гармонию развития всех пяти сфер действующего сознания человека (телесную, эмоци-
ональную, интеллектуальную, мотивационную и волевую). По мнению спортивных тренеров, особенно ярко эти влияния проявляли себя на занятиях единоборствами. Доказательством этого всегда было успешное развитие способностей к познанию окружающего мира у спортсменов, активно участвующих во многих поединках с соперниками разного уровня силы, выносливости, скоростно-силовых качеств, возраста. Примером этого служит образ известного философа Пифагора, который был победителем проводимых в его время жизни Олимпийских игр. В Х1Х-ХХ веках стала понятна основа этого положительного влияния мышц на развитие тела и сознания человека. Научными исследованиями физиологов, психологов, педагогов были получены достоверные сведения о том, что сокращения мышц, способны влиять на уровень функциональной активности многих центров сознания человека (эмоциональный, волевой, координационный, речевой центры, центр удовольствия, образного мышления и т. д.). Более того, было установлено, что мышечная деятельность верхних и нижних конечностей способна избирательно активировать работу правого и левого полушарий мозга, а разнообразные микромоторные движения способны существенно повышать точность, быстроту работы отдельных рефлекторных реакций и лёгкость, устойчивость формирования ассоциативного мышления.
Современными научными исследованиями доказано, что усиление влияния мышечной деятельности и расширение набора мышечных групп, участвующих в реализации движений тела, на психические центры коры головного мозга непосредственно связано с увеличением разнообразия комплекса упражнений, используемых в регулярных спортивных тренировках. По мнению ряда экспертов, высокое разнообразие мышечной деятельности присуще такой специализации в спорте, как занятие единоборствами. На основании этого допущения можно предполагать, что увеличение разнообразия мышечной деятельности студентов-единоборцев в период обучения в нефизкультурном вузе может существенно поднять уровень их профессионального образования.
Целью представленной ниже работы является получение прямых и косвенных доказательств положительного влияния единоборств на повышение общего уровня подготовки студентов нефизкультурного вуза к будущей профессиональной деятельности. Её главными компонентами выступают приёмы и методы работы со спортсменами-единоборцами под руководством ведущих тренеров России, часть которых непосредственно отвечает за подготовку олимпийской сборной страны.
Весь комплекс используемых на занятиях упражнений может быть представлен несколькими самостоятельными блоками:
1-ый блок. Упражнения, используемые в работе группой тренеров Финансового университета при Правительстве РФ [3].Данная часть комплекса предполагает прохождение нескольких этапов. Первый этап - изучение шагов классической (базовой) аэробики, большинство из которых используется в каждодневной жизни, что упрощает процесс их освоения. При этом изученные простые шаги подлежат дальнейшей модификации. Второй этап - добавление к шагам движений руками. Эти движения могут быть простыми или сложными (координационными). Третий этап - выполнение освоенной комбинации шагов в новых условиях: с добавлением прыжков, вращений, со сменой направления, ведущий ноги и др..
2-ой блок. Развитие специальных физических качеств [4]. В тренировочном процессе используются кумулятивные эффекты воздействия различных вариантов физической нагрузки, взятых из методов круговой тренировки. Часть тренировки включает в себя выполнение упражнений, проводимых с отягощением (70% от условного максимального результата для каждого спортсмена, временем работы и интервалами отдыха между подходами по 30 сек.). Основными выступают упражнения, направленные на развитие специальной выносливости мышц плечевого пояса и скоростно-силовых качеств мышц ног и спины. Влиятельным фактором введения в тренировочный процесс этого вида упражнений служат данные сравнительных исследований динамики выступлений ведущих единоборцев России, преимущественно использовавших метод круговой тренировки. Согласно полученным результатам, наиболее значимый вклад в высокие спортивные достижения имеет показатель специальной выносливости [4; 5; 7; 8]. Во время тренировочных занятий реализуется феномен мобилизации в работе мышц при выполнении концентрированных физических усилий, что способствует выведению функциональных возможностей организма на достаточно высокий уровень работоспособности.
3-ий блок. Развитие креативности мышления [6]. Как показывают результаты социологических и психолого-педагогических исследований, проводимых в последние годы, в практике образования всё отчётливее проявляется тенденция к раскрытию его креативной составляющей. Под креативностью, в данном случае, понимается совокупность мыслительных и личностных качеств человека, способствующих становлению и проявлению творчества. Креативность - продуктивно-созидательная ипостась личности в сочетании с её преобразованием и самореализацией. Высокий уровень творческой активности является обязательным качеством современного специалиста, работающего в сфере образования. При этом занятия единоборствами создают мощные стимулы для развития творческих способностей, так как без должного уровня креативности мышления достаточно трудно рассчитывать на победу в современных поединках.
Основная цель актуализации креативных процессов в системе образования - «пробудить» в человеке творца и развить в нём заложенный творческий потенциал. Это помогает воспитывать смелость мысли, уверенность в своих творческих силах, потребность в творческом образе жизни, способность генерировать новые нестандартные идеи, имеющие общечеловеческую ценность и, в то же время, не наносящие вреда социуму и природе. Креативное образование является альтернативой образованию репродуктивному, преимущественно прагматическому, нормативному, исполнительскому.
Основными методами, используемыми в данном блоке применительно к проведению тренировочных занятий, являются: метод образной картины и импровизация.
Метод образной картины воссоздаёт такое состояние сознания у единоборца, когда восприятие и понимание отдельных технических действий, приёмов борьбы потенциального противника как бы сливаются друг с другом, давая его целостное, нерасчле-ненное видение, которое он может принять в период конкретного соревновательного эпизода. В результате у занимающегося возникает образная картина модели возможного поведения противника в поединке, его манеры ведения схватки. Исходный материал для последующего создания модели потенциального противника берётся из просмотра видеоматериалов. При этом действенным способом сделать модель поведения на ковре будущего противника более отчётливой в своём воображении является создание его кинетограммы в виде графической схемы с использованием специальных символов и ключевых терминов, описывающих технику проведения им предстоящей схватки. Применяя этот дидактический приём, единоборцы институтской группы согласовывают своё видение предстоящего поединка с ведущим тренером группы.
Импровизация заключается в том, что студентам-единоборцам предлагается показать в условиях реального тренировочного поединка схему собственных атакующих, контратакующих, защитных действий и других приёмов борьбы, имея в воображении «фантом» потенциального противника, с учётом смены возможных технических приёмов борьбы на момент возможной с ним встречи [4; 5; 7; 8].
Важным приёмом закрепления приобретённых на тренировках знаний, методов, приёмов борьбы является регулярное участие студентов-единоборцев в развивающих командных играх (баскетбол, мини-футбол, регбол).
Поведённый анализ результатов суммарного воздействия всех блоков разработанной методики учебно-тренировочного процесса в период обучения спортсменов-единоборцев на 2-ом курсе Сибирского института управления - филиала РАНХиГС показал значительное увеличение, по сравнению с группой борцов, тренирующихся по обычной схеме, уровня показателей их физического и психического самосовершенствования. А именно:
- студенты стали активными участниками соревнований по сдаче норм ГТО, завоевав в сложной борьбе с другими студентами знаки серебренного и золотого достоинства;
- в коллективе спортсменов-единоборцев зафиксирован рост показателей физического развития в конце учебного года на 30-40% по сравнению с показателями физического развития студентов, работающих по обычным схемам освоения навыков борьбы;
- повысилась активность студентов по включению в научную деятельность кафедры «Физического образования и рекреации», что выражается в увеличении количества желающих выступить с докладами на ежегодной институтской научной конференции;
- студенты, занимающиеся по экспериментальной методике, более успешно, чем их сокурсники, сдали зачётную сессию и следующие за ней квалификационные экзамены;
- по мнению экспертов, улучшился прогноз относительно успешности овладения студентами базовыми знаниями в сфере будущей специальности.
Подводя итог, можно говорить о том, что предлагаемые и реализуемые в Сибирском институте управления - филиале РАНХиГС образовательные услуги, усиленные занятиями в секции единоборств института по представленной выше методи-
Библиографический список
ке, способны поднять качество профессионального обучения студентов в нефизкультурном вузе и сформировать мотивацию других учащихся к регулярным посещениям занятий по физической культуре. Предполагаем, что дополнительное использование в педагогическом процессе таких форм физической активности как фитнес, круговая тренировка с кратковременными скоростно-силовыми упражнениями, равно как и элементы креативного образования, способны сыграть существенную роль в повышении уровня профессиональной подготовленности студентов.
1. Воронцов П.Г., Крайник В.Л. Представление о формировании личности средствами физической культуры в религиозном мировоззрении гуманитарного знания. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3: 169 - 171.
2. Ашкинази С.М., Бавыкин Е.А. Экспериментальное обоснование методика развития специальных физических качеств спортсменов, занимающихся смешанными единоборствами. Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 16-17 июня, Москва: РГУФКСМиТ, 2016: 31 - 38.
3. Александрова В.А. Методы оценки и тренировки координационных способностей спортсменов-единоборцев. Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 16-17 июня, Москва: РГУФКСМиТ, 2016: 14 - 20.
4. Баранов Д.В. Единоборства в системе физического воспитания студентов. Весн1к Мазырскага дзяржаунага педагаг'чнага ун'вер-стэта ¡мя 1.П. Шамякна. 2008; 4 (21): 97 - 104.
5. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). Санкт-Петербург: Иматон, 1996.
6. Гордон У. Синектика: развитие творческого воображения. Москва, 1961.
7. Исмаилов А.И., Костикова Н.В. Креативные способности спортсменов-единоборцев. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание», 16-17 июня, Москва: РГУФКСМиТ, 2016: 108 - 112.
8. Клышев Н.Ю. Креативность: научный конструкт или жизненная необходимость. Праблемы выхавання. 2004; 6(41): 30.
References
1. Voroncov P.G., Krajnik V.L. Predstavlenie o formirovanii lichnosti sredstvami fizicheskoj kul'tury v religioznom mirovozzrenii gumanitarnogo znaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3: 169 - 171.
2. Ashkinazi S.M., Bavykin E.A. 'Eksperimental'noe obosnovanie metodika razvitiya special'nyh fizicheskih kachestv sportsmenov, zanimayuschihsya smeshannymi edinoborstvami. Boevye iskusstva i sportivnye edinoborstva: nauka, praktika, vospitanie: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 16-17 iyunya, Moskva: RGUFKSMiT, 2016: 31 - 38.
3. Aleksandrova V.A. Metody ocenki i trenirovki koordinacionnyh sposobnostej sportsmenov-edinoborcev. Boevye iskusstva i sportivnye edinoborstva: nauka, praktika, vospitanie: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 16-17 iyunya, Moskva: RGUFKSMiT, 2016: 14 - 20.
4. Baranov D.V. Edinoborstva v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov. Vesnik Mazyrskaga dzyarzhaynaga pedagagichnaga yniversit'eta imya I.P. Shamyakina. 2008; 4 (21): 97 - 104.
5. Gatanov Yu.B. Kurs razvitiya tvorcheskogo myshleniya (po metodike Dzh. Gilforda i Dzh. Renzulli): Pervyj god obucheniya (dlya detej 6-10 let). Sankt-Peterburg: Imaton, 1996.
6. Gordon U. Sinektika: razvitie tvorcheskogo voobrazheniya. Moskva, 1961.
7. Ismailov A.I., Kostikova N.V. Kreativnye sposobnosti sportsmenov-edinoborcev. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Boevye iskusstva i sportivnye edinoborstva: nauka, praktika, vospitanie», 16-17 iyunya, Moskva: RGUFK-SMiT, 2016: 108 - 112.
8. Klyshev N.Yu. Kreativnost': nauchnyj konstrukt ili zhiznennaya neobhodimost'. Prablemy vyhavannya. 2004; 6(41): 30.
Статья поступила в редакцию17.05.17
УДК 371.8.061
Bitev A.S., postgraduate, North-Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS IN ENSURING A POSITIVE ATTITUDE TOWARDS THE MILITARY SERVICE OF STUDENT YOUTH. The article shows that the number of youth of the age ready to go the army and who dodge the army service does not reduce. To overcome this situation is possible, if the work with the student youth in the context of the professional educational organizations, in which they are trained, is well-planned and systematic. In vocational schools administrations should create conditions that would contribute to overcoming the fears and forming positive attitudes among students for military service. The author singles out the pedagogical conditions conducive to the formation of a positive attitude of student youth to military service. The author refers to such conditions, as social partnership, non-traditional forms of educational work in the educational organization, consideration of age characteristics of student age, informing students about social guarantees and social benefits of military service.
Key words: youth, student youth, military service, army, military service, positive attitude, conditions.
А.С. Битев, аспирант АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь,
E-mail: la-saenko@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
В статье говорится о том, что число парней призывного возраста, уклоняющихся от службы в Армии, не уменьшается. Преодоление этой ситуации возможно при планомерной и систематической работе со студенческой молодёжью в рамках профессиональных образовательных организаций, в которых они проходят обучение. Автором выделены педагогические условия, способствующие формированию позитивного отношения студенческой молодёжи к службе в армии. К таким условиям