ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 371.31 ББК 74
Белицкая Евгения Викторовна
преподаватель кафедры филологии Михайловский филиал «Волгоградского государственного социальнопедагогического университета» г.Михайловка, Волгоградская область Belitzkaya Evgeniya Viktorovna Lecturer Chair of Philology
Mikhailovka Branch of “Volgograd State Socio-Pedagogical University”,
Mikhailovka, Volgograd Region Преимущества и недостатки тьюторской системы обучения в современной образовании Англии Advantages and Disadvantages of Contemporary Tutor System of
Education in England
В данной статье тьюторская система обучения в образовании Англии рассматривается как эффективная, постоянно развивающаяся и совершенствующаяся система обучения, которая находит отражение не только в высшем образовании, но и на других ступенях обучения. Обладая некоторыми недостатками, тьюторство не теряет своей актуальности, приобретая новые, адекватные меняющимся запросам общества, формы.
In the present article the tutor system of education in England is considered as the most effective, developing and improving method of teaching nowadays, which is present not only at the universities, but at the other levels of education. Still having some disadvantages, it does not lack its being topical, as it is transformed into new forms, relevant to the society demands.
Ключевые слова: Система образования Англии, тьюторская система обучения, формы и виды тьюторства, качество образования.
Key words: the system of education in England, tutor system of education, types and forms of tutor system of education, quality of education.
В настоящее время в связи с проблемой повышения качества образования и возрастающим интересом к идеям индивидуализации и открытости образования, актуальным является обращение к тьюторской системе обучения, присущей английской традиционной системе образования, которая складывалась и реализовывалась на протяжении длительного промежутка времени и доказала свою эффективность в процессе взаимодействия с различными национальными педагогическими системами.
Тьюторская система обучения в некоторых аутентичных источниках трактуется как прерогатива только английских университетов Кембриджа и Оксфорда, которая является традиционной для данных учреждений с момента их основания. Однако в настоящее время данная система подвержена различного рода изменениям.
Анализ исследовательских работ зарубежных ученых (Аллен, А.Белл, К.Блекбурн, Э.Гордон, С.Дэвис, Р.Клоуард, Ч.Кингслей, Ф.Дж.Медуэй, Дж.Миллер, Р.Пэппа, Т.Сарбин, М.Сим, Ф.Стродтбек, Фельдман, Дж.Хэуитт, К.Хибберт, Г.Хорст, Д.Эллсон и др.), посвященных рассматриваемой тематике, а также различного рода нормативных документов (образовательные акты, положения, программы учебных заведений, руководства к работе тьюторов и др.) позволяет прийти к выводу о том, что тьюторская система обучения в Англии на современном этапе проникает в образование различного уровня (университетское, профессиональное, дистанционное, школьное и домашнее образование), преобразуясь в различные формы и виды [8].
Об этом свидетельствуют факты существования в настоящее время в английских средних школах должности тьютора группы/класса (form tutor) [15], в университетском образовании функционирование академического тьюторства (academic tutoring) [6], студенческого тьюторства (peer tutoring) [14], онлайн тьюторства (online tutoring), присущее в большей степени дистанционному образованию [15]. Повсеместное внедрение индивидуального образования указывает на тенденцию увеличения количества частных тьюторов [4], которые также актуальны в контексте домашнего образования (homeschooling) [4].
Множество функций и ролей тьютора в системе образования Англии, ведет к неизбежному появлению новых форм и видов тьюторства, среди которых можно отметить: Академическую подготовку (academic coaching) [6], и академическое тьюторство (academic tutoring) [15].
Анализируя тьюторскую систему обучения в Англии как средство повышения качества образования, нельзя не согласиться со многими учеными, которые, опираясь на статистические данные, представленные ведущими университетами Англии, отмечают, что академические достижения
254
обучающихся, как высших учебных заведений, так и средних школ, значительно улучшаются с использованием тьюторской системы обучения. Так, Кавелти в своих работах говорит, что данная система адаптирует процесс обучения потребностям учащихся [3; 15]. Марцано экспериментальным путем доказывает эффективность использования тьюторской системы обучения, сравнивая достижения учащихся экспериментальной группы, где были отмечены высокие показатели, и контрольной группы, где прослеживались стандартные отклонения [9; 80]. Бушсел и Фъюэу приходят к выводу, что систематическое тьюторское сопровождение с непосредственным использованием обратной связи, эффективно в обучении студентов справляться с возникающими трудностями [7; 424].
Отчеты, предоставленные в Национальное ведомство изучения развивающего обучения (the National Study of Developmental Education) Бойлан, Блисс, Конхам, и Саксон констатируют, положительное влияние тьюторства на память учащихся [11]. Римм-Кауфман, Каган, Биерс указывают на преимущества тьюторских программ, разработанных для удовлетворения потребностей детей группы риска [13; 143]. Сноу, Бернс, и Гриффин придерживаются мнения, что тьюторское сопровождение может быть существенным приложением даже превосходно организованного процесса обучения [15].
Таким образом, приведенные мнения и статистические данные, свидетельствуют о высоком уровне эффективности тьюторства и убеждает в выгодности использования данной системы по сравнению с обычными методами обучения.
Однако в современных условиях реформирования всех сфер образования, нельзя не отметить непосредственное влияние финансового давления, оказываемого на систему функционирования тьюторства в высших учебных заведениях Англии.
Так, например, Дэвид Палфрейман отмечает необходимость отказа университета Оксфорда и его колледжей от индивидуальных тьюторских занятий и переходу к групповым, что обусловлено трудностями
255
финансирования [12]. Подобная «массовость (massification)» увеличила число студентов на тьюторских занятиях до 7-10 человек, а на семинарских занятиях до 25. Тем самым сократились возможности регулярного и качественного продуцирования, утверждения и затем обсуждения разнообразных индивидуальных письменных работ, на смену которым пришли интерактивные виды деятельности. Нельзя не согласиться со многими учеными в том, что «массовость» высшего образования снизила его качество и привела в упадок классическую тьюторскую систему обучения в Англии.
Также в связи с проблемами финансирования было урезано время, отводимое на консультации тьюторов со студентами, что повлекло за собой негативную реакцию студентов, неудовлетворенных качеством тьюторской поддержки. В связи с этим учебные заведения пытаются искать иные способы поддержания тьюторства: благотворительные пожертвования, помощь
общественных организаций, студенческие взносы, которые в основном оплачиваются государством и др. [12].
Исследования тьюторской системы в университете Ньюкасла и многих других университетов по всей Англии, проводимые Льюис Андертон, также выявляют некоторые проблемы в сфере индивидуального тьюторства, связанные с несовершенством его функционирования. Главной задачей индивидуального тьютора, как было упомянуто ранее, является установить контакт со студентом, когда он впервые прибывает в университет, организовать регулярные встречи и развивать доверительные отношения, чтобы студент мог попросить совет в решении проблем любого характера. Однако, как отмечает Льюис Андертон, только 34% первокурсников встречались с тьютором, 61% не достаточно доверяют своим тьюторам, 51% не чувствуют реальную поддержку. Показатели опросов второкурсников не многим лучше. Следовательно, можно сделать вывод о том, что качество функционирования тьюторской системы обучения во многом зависит не от существующей системы, а от «второстепенных» факторов, таких как хорошие тьюторы, хорошие студенты, и т. д. [2].
Эарвакер выявил некоторые проблемы не достаточно качественного функционирования тьюторской системы, связанные с несоответствующим отношением к тьюторским занятиям и со стороны студентов, которыми являются:
- низкая мотивация посещения тьюторских встреч, т.к. многие полагают, что бессмысленно обращаться к тьютору, если нет определенных проблем или вопросов для обсуждения;
- отсутствие определенной повестки дня тьюторского занятия, что ведет к безразличию со стороны студентов;
- недоверие компетентности тьютора в определенных сферах или областях;
- нежелание тратить время на занятия, итогом которых не является обязательная отчетность в виде зачета или экзамена;
- нежелание доставлять трудности своим тьюторам; и д.р. [10]
По мнению ученого, данные проблемы вызваны недостаточной подготовкой и недобросовестностью работающих тьюторов. Одна из главных рекомендаций проверочных комиссий (Committee of Public Account) в последние годы связана с необходимостью большее внимание уделять подготовке и поддержке тьюторов.
Причиной данной ситуации Льюис Андертон видит в отсутствии мотивации и в том, что тьюторам не оплачивают их тьюторскую деятельность, т.к. она является частью должностных обязанностей преподавателей и работников университета. Проверочными комиссиями (Committee of Public Account) были сделаны предложения по реформации систем оплаты труда и поощрений тьюторов, однако конкретных решений не было принято [2].
Дэвидом Палфрейманом была отмечена такая проблема существующей
тьюторской системы, как нежелание многих ученых уделять так много времени
на выполнение их тьюторских обязанностей, как это определяется
университетом в сферах отличных от их исследовательских интересов.
Возможно, отмечает Дэвид Палфрейман, данная ситуация была вызвана
сдвигом ориентации, главной цели университета, которой в настоящее время
257
является предоставление первой степени высшего образования (бакалавриата), что в свою очередь повлекло множество проблем в установлении баланса обучающей и исследовательской деятельности университета [12]. Решение данной проблемы видится в переориентации политики университетского образования Англии на доминирующую исследовательско-направленную культуру и возвращению к индивидуальному тьюторству. Однако в настоящее время возможностей для этого не представляется.
Таким образом, перечисленные факты и приведенные мнения свидетельствуют об изменениях в существующей тьюторской системе обучения в Англии. С одной стороны недостаточно качественное функционирование данной системы может привести к ее стагнации. Однако, с другой стороны, ее гибкость и изменчивость, свойство, приобретая все новые формы, подстраиваться и отвечать меняющимся запросам общества и требованиям к образованию подрастающего поколения могут стать основой совершенствования классической тьюторской системы обучения, обеспечивая тьюторству востребованность и актуальность во все времена, и этапы развития человечества.
Библиографический список
1. Act Education Reform 1988 // http://www.educationengland.org.uk/
2. Anderton, L. “Re-Designing the Personal Tutoring System. Self Initiated Project” // Louise Anderton
3. Cawelti, G. Tutoring. Handbook of Research on Improving Student Achievement / G. Cawelti. Arlington, VA: Educational Research Service. -1995.
4. Davies, Scott. School Choice by Default? Understanding the Growing Demand for Private Tutoring / Scott Davies, 2001
5. Geller, A. The Everyday Writing Center: A Community of Practice / A. E. Geller, M. Eodice, F. Condon, M. Carroll, & E.H. Boquet. - Logan, Utah: Utah State University Press, 2007
6. Gordon, E. Centuries of Tutoring. A History of Alternative Education in America and Western Europe / Edward E. Gordon, Elaine H. Gordon. - University Press of America. Inc., 2008
7. Fueyo, V. Using Number Line Procedures and peer tutoring to improve the mathematics computation of low- performing first graders / V. Fueyo, & D. Bushell. // Journal of Applied Behavior Analysis 31(3), 1998.
8. Jacques, D. Learning in Groups: A Handbook for on and off line environments// D. Jacques and G. Salmon. Routledge. - London and New York, 2007
9. Marzano, R.J. Classroom instruction that works: Research-based strategies for increasing student achievement // R.J. Marzano, D.J. Pickering & J. Pollack. Alexandria. - VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 2001.
10. Moore, W.G. The Tutorial System and its Future. Oxford: Pergamon Press.
11. National Research Council. How people learn: Brain, mind, experience, and school. / J.D. Bransford, A.L. Brown, R.R. Cocking, M.S. Donovan & J.W. Pellegrino. - Washington, D.C.: National Academy Press, 2000.
12. Palfreyman, D. The Oxford tutorial: “Thanks, you taught me how to think” // David Palfreyman and the Contributors. Published by OxCHEPS, 2001.
13. Rimm-Kaufman, S.E. The effectiveness of adult volunteer tutoring on reading among “at risk” first grade children / S.E. Rimm-Kaufman, J. Kagan, & H. Byers // Reading Research and Instruction. 38(2), 1999
14. Topping, K. The peer tutoring handbook: Promoting cooperative learning. / K.
Topping. - Cambridge, MA: Brookline Books, 1988
15. The Role of Tutoring Morecambe. Featured Local Company. University of Oxford -Online. http://www.ox.ac.uk/ admissions/online and distance courses/
16. University Education “Funding cuts threaten Oxford University tutorial system” // Julie Henry, Education correspondent. 29 Nov 2009.
Bibliography
1. Act Education Reform, 1988. - Access Mode: http://www.educationengland.org.uk/
2. Anderton, L. Re-Designing the Personal Tutoring System. Self Initiated Project / Louise Anderton.
3. Cawelti, G. Tutoring. Handbook of Research on Improving Student Achievement / G. Cawelti. Arlington. - VA: Educational Research Service. - 1995.
4. Davies, Scott. School Choice by Default? Understanding the Growing Demand for Private Tutoring / Scott Davies. - 2001.
5. Geller, A. The Everyday Writing Center: A Community of Practice / A. E. Geller, M. Eodice, F. Condon, M. Carroll, & E.H. Boquet. - Logan, Utah: Utah State University Press, 2007
6. Gordon, E. Centuries of Tutoring. A History of Alternative Education in America and Western Europe / Edward E. Gordon, Elaine H. Gordon. - University Press of America. Inc., 2008.
7. Fueyo, V. Using Number Line Procedures and Peer Tutoring to Improve the Mathematics Computation of Low-Performing First Graders / V. Fueyo, & D. Bushell // Journal of Applied Behavior Analysis 31(3), 1998.
8. Jacques, D. Learning in Groups: A Handbook For On and Off-line Environments// D. Jacques and G. Salmon. Routledge. - London and New York, 2007.
9. Marzano, R.J. Classroom Instruction That Works: Research-Based Strategies for Increasing Student Achievement // R.J. Marzano, D.J. Pickering & J. Pollack. Alexandria. - VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 2001.
10. Moore, W.G. The Tutorial System and Its Future. Oxford: Pergamon Press.
11. National Research Council. How People Learn: Brain, Mind, Experience, and School / J.D. Bransford, A.L. Brown, R.R. Cocking, M.S. Donovan & J.W. Pellegrino. - Washington, D.C.: National Academy Press, 2000.
12. Palfreyman, D. The Oxford Tutorial: “Thanks, You Taught Me How To Think” // David Palfreyman and the Contributors. Published by OxCHEPS, 2001.
13. Rimm-Kaufman, S.E. The Effectiveness of Adult Volunteer Tutoring On Reading Among “At Risk” First Grade Children / S.E. Rimm-Kaufman, J. Kagan, & H. Byers // Reading Research and Instruction. 38(2), 1999.
14. Topping, K. The Peer Tutoring Handbook: Promoting Cooperative Learning / K. Topping. - Cambridge, MA: Brookline Books, 1988.
15. The Role of Tutoring Morecambe. Featured Local Company. University of Oxford -Access Mode: http://www.ox.ac.uk/ admissions/online and distance courses/
16. University Education “Funding Cuts Threaten Oxford University Tutorial System” // Julie Henry, Education Correspondent. 29 Nov., 2009.