по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «VII Серебряковские чтения». Волгоград : Изд-во «ООО “Мириа”», 2009.
3. Сомин Н.В. Хомяковская горка в Воз-движенске (Н.Н.Неплюев - продолжатель социальных идей А.С. Хомякова). URL : http:// vsadovnikov.mylivepage.ru/wiki/135/361.
4. Соснина Л. История одной школьной общины. М. : Кириллица, 1998.
5. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в четырех томах / под ред. И.А. Каирова, Л.Н. Скаткина [и др.]. М.,19б4.
Community school in the end of the
XIX - first third of the XX centuries: retrospective view
There is shown the process of establishment and development, revealed the essential characteristics of community schools in the end of the XIX -first third of the
XX centuries in Russia and West European countries.
Key words: community school, labour school, labour education, self-management, collaboration, free education.
Е.В. БЕЛИЦКАЯ (Волгоград)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ тьюторской СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ в современном
образовании Англии
Тьюторская система обучения в образовании Англии рассматривается как эффективная, постоянно развивающаяся и совершенствующаяся система обучения, нашедшая отражение не только в высшем образовании, но и на других ступенях обучения. Не теряя своей актуальности, тьюторство приобретает новые, адекватные меняющимся запросам общества формы.
Ключевые слова: тьютор, тьюторство, тьютори-ал, индивидуальное образование, дистанционное образование.
В настоящее время в условиях интеграции и интернационализации образования происходят неминуемые изменения в системах образования стран всего мира. Возрастающий инте-
рес к идеям индивидуализации и открытости образования выдвигает на первый план тью-торскую систему обучения, использование которой представляется наиболее эффективным в решении проблемы повышения качества образования.
Тьюторская система обучения в некоторых аутентичных источниках трактуется как прерогатива только английских университетов Кембриджа и Оксфорда, которая является традиционной для данных учреждений с момента их основания. Однако в настоящее время данная система подвержена различного рода изменениям. Анализ зарубежных исследовательских работ (В.Л. Аллен, А. Белл, К. Блекбурн, Э. Гордон, С. Дэвис, Р. Клоуард, Ч. Кингслей, Ф.Дж. Медуэй, Дж. Миллер, Р. Пэппа, Т. Сар-бин, М. Сим, Ф. Стродтбек, М. Фельдман, Дж. Хэуитт, К. Хибберт, Г. Хорст, Д. Эллсон и др.), посвященных рассматриваемой тематике, а также различного рода нормативных документов (образовательные акты, положения, программы учебных заведений, руководства к работе тьюторов и др.) позволяет прийти к выводу о том, что тьюторская система обучения в Англии на современном этапе имеет несколько тенденций развития. Одной из них в настоящих условиях развития общества является проникновение тьюторской системы в университетское, профессиональное, школьное и домашнее образование [4]. Так, в английских средних школах сегодня существует такая должность, как тьютор группы/класса (form tutor), в обязанности которого входит курирование параллели или класса учащихся в определенной возрастной категории (до 30 учащихся). Тьюторы группы/класса обычно работают в годовых командах (Year Teams), возглавляемых годовым лидером (Year Leader), главой года (Year Head) или руководящим преподавателем (Guidance Teacher) [6]. Тьюторы группы берут на себя данные обязанности в дополнение к обучению, планированию и мониторингу вверенных им учебных предметов, обеспечивают родителей большей частью информации относительно академического продвижения их ребенка и любых проблем или затруднений. Обычно тьютор группы - это человек, который входит в контакт с родителями, если возникает проблема в школе. Однако годовой лидер (Year Leader) или руководящий преподаватель (Guidance Teacher) также может входить в контакт с родителями, т.к. тьютор группы является не только куратором, но
© Белицкая Е.В., 2012
и преподавателем-предметником, т.е. полную рабочую неделю ведет занятия.
С. Дэвис отмечает, что в настоящее время в Англии и других странах прослеживается повсеместное внедрение индивидуального образования, что указывает на тенденцию увеличения количества частных тьюторов, обеспечивающих «качественное» образование, «толчок в новую экономику», следовательно, и конкурентоспособность подрастающего поколения в современных условиях роста потребности в квалифицированных специалистах [1]. Так, частным тьютором является преподаватель (инструктор), который преподает определенный образовательный предмет или обучает определенным навыкам учащегося индивидуально (или в небольшой группе) вне стен образовательного учреждения. Такое внимание позволяет учащемуся усваивать знания, умения и навыки гораздо быстрее, чем в условиях классной комнаты. Тьюторы нанимаются и оплачиваются студентом, семьей студента или агентством. Услуги многих тьюторов данной категории используются в качестве коррекционных курсов для отстающих учащихся или нуждающихся в специальном внимании; или обеспечивают более углубленное изучение материала для наиболее способных и высокоактивных учащихся.
Помимо этого следует отметить то, что частное тьюторство существует в контексте домашнего образования (homeschooling), где тьюторское сопровождение, с точки зрения учащегося, рассматривается в качестве процесса нахождения под руководством тьютора. В данной ситуации ребенок не посещает образовательные учреждения: образовательный процесс протекает в стенах его собственного дома по средствам непосредственной трансляции знаний от родителей, родственников, частных оплачиваемых преподавателей-предметников и тьюторов [2].
В свете меняющихся приоритетов общества, направленных на всестороннюю осведомленность и компетентность рабочих кадров, тьюторство приобретает актуальность в обучении не только подрастающего поколения, но и в подготовке, переподготовке и профессиональной адаптации взрослых. Так, один взрослый-тьютор помогает взрослому-обучающемуся изучать определенный курс или предмет, чтобы углубить или расширить знания в определенной сфере. Самостоятельная работа учащегося может использоваться при условии, что тьютор будет всегда до-
ступен для разъяснения возникающих вопросов [6].
Множество функций и ролей тьютора в системе образования Англии ведет к неизбежному появлению новых форм и видов тьютор-ства. Представляется целесообразным провести следующие разграничения. Академическая подготовка (academic coaching) как отдельный вид тьюторства - это разновидность руководства (mentoring), сферой применения которого является учебный процесс. Данное руководство подразумевает, что учащийся или студент является «пустым сосудом», который заполняют знаниями [6]. Академическая подготовка требует более комплексного подхода, предполагающего, что учащийся уже вовлечен в процесс учения. Тьюторы-тренеры (coaches) помогают выявить лучшие, наиболее эффективные способы учения и работы в окружающей учебной среде. Академическая подготовка предполагает помощь не в изучении материала в индивидуальных курсах, а в развитии успешности в школе, университете или другом образовательном учреждении. В колледжах различных университетов процесс такого тьюторинга включает следующие темы: навыки обучения (study skills), управление временем (time management), преодоление стрессовых ситуаций (stress management), эффективное чтение (effective reading), ведение записей (note-taking), искусство написания тестов (test-taking), понимание того, как использовать учебную программу (understanding how to use a syllabus). Академические тьюторы встречаются с учащимися регулярно в течение семестра (обычно один раз в неделю) и работают во всех видах ситуаций, не только учебных. Некоторые высокоактивные учащиеся могут иметь тьютора, чтобы улучшить эффективность своего обучения. Академическая подготовка также используется, чтобы помочь учащимся готовиться к вступительным экзаменам для получения проходного балла в различного рода школы или университеты.
В настоящее время академическое тью-торство (academic tutoring) известно как тип высшего образования, основанный на передаче знаний, умений и навыков в определенной сфере обучения. Данный вид тьюторства представляется важным для тех студентов, которые стремятся получить помощь в учебном процессе для того, чтобы иметь определенное преимущество. В большинстве случаев студентам недостаточно знаний, приобретенных в условиях учебной аудитории для овладения
всем материалом, который они должны знать, чтобы успешно написать тест или перейти к более трудным заданиям. Академическое тью-торство, таким образом, помогает поощрять и обучать студентов так, чтобы они не отставали [6].
Студенческое тьюторство (peer tutoring) является определенным видом помощи, которая осуществляется студентами-сверстниками или теми, кто находится в том же положении (статусе), что и обучаемые (в некоторых случаях это учащиеся одного возраста, класса, группы, потока). Так, более осведомленные в определенных областях знания студенты оказывают помощь в овладении учебным материалом своим менее знающим товарищам. Залог эффективности данного вида тьюторства рассматривается с точки зрения простоты и непосредственности трансляции знания. В связи с тем, что студент-тьютор воспринимается учащимся как «равный», советы и помощь, предоставляемые подобного рода тьюторами, могут быть приняты с большей готовностью и желанием, чем аналогичная помощь педагога. Предполагается, что студент-тьютор не оценивает и не выставляет отметки в отличие от учителя, что также положительно влияет на скорость и качество получаемых знаний. В.Л. Аллен и М. Фельдман подтверждают наибольшую эффективность данного вида тьюторства в связи с соответствием познавательной активности тьюторов и учащихся, указывая на то, что студенты-тьюторы проявляют большую аккуратность и лояльность в процессе обучения, чем опытные педагоги-тьюторы [5]. Обучение студентов-тьюторов может проводиться при помощи специальных программ, по средствам непосредственного включения в тьюторскую работу или в качестве сопровождения и наблюдения за работой опытных тьюторов.
Тьюторинг проблемных ситуаций (Solution assistance) является развивающимся видом в области математического тьюторинга. Данный метод проверки точности ответов особенно полезен для учащихся, у которых нет компьютера, или тех, кто живет в отдаленных областях.
В настоящее время в связи с глобализацией образования и постоянным развитием средств связи, в частности интернет-соединений, становится наиболее актуальным такой вид тьюторской системы обучения, как онлайн-тьюторство (online tutoring),
направленное в большей степени на активного и самостоятельного ученика. Учение, в котором активная роль отводится обучающемуся, в данном случае выступает в качестве ключевого понятия, противопоставляемого обучению, осуществляемому по средствам педагогического воздействия извне. Таким образом, онлайн-тьюторство используется в процессе индивидуального или группового обучения по средствам интернет-сети и основывается на принципах конструктивизма, фокусируется на онлайн-диалоге, концентрируется на достижении цели и решении задач индивидуального и самостоятельного учения, самоанализе, выстраивании логических цепочек, онлайн-дискуссий и т.д. Данный вид тьюторства осуществляется как в соответствии с учебным планом, так и по требованию. Тьюторские занятия проводятся с использованием адекватных средств связи, которые позволяют учащемуся и тьютору наладить связь и общаться. В настоящее время услуги онлайн-тьюторов предлагаются многими компаниями, которые создают виртуальные учебные аудитории для проведения тьюторингов.
Таким образом, онлайн-тьюторство существует в пределах сети Интернет, виртуальной среды или networked-среды, где преподаватели и ученики разделены временем и пространством. Посредниками в данной ситуации могут выступать виртуальные образовательные средства (Virtual Learning Environments), такие как Moodle, Sakai, WebCT, Blackboard, IM (instant messaging) и VOIP, а также Google или Skype-чат, whiteboard, web-конференции, телеконференции и другие специализированные средства связи, которые делают передачу информации более легкой. Подобное разнообразие средств позволяет тьюторскому занятию быть очень эффективным.
Онлайн-тьюторство получило особую известность в последние годы не только в связи с постоянным ростом и развитием электронных технологий, компьютеризацией всех сфер жизни современного общества и простоты способа связи с тьютором в момент, когда помощь действительно необходима, но и благодаря стремительно развивающемуся дистанционному образованию. Так, в высшем образовании онлайн-тьюторство рассматривается в режиме руководства «взрослый - взрослому» в пределах определенного курса или предмета для достижения определенной компетентности в
области обучения. Тьютор в данной ситуации является академиком, лектором или профессором, работающим в рамках программы по подготовке к получению степени или диплома в университете или профессиональнотехническом образовательном учреждении. В дистанционном образовании тьюторы выполняют роль обучения и поддержки студентов по онлайн-средствам. В данном случае тьютору необходимо обладать сформированными навыками работы в онлайн-режиме для того, чтобы курировать студентов, которые могут учиться, используя только интернет-коммуникации без непосредственного контакта с тьютором.
Рассматриваемый вид тьюторства в свою очередь может иметь несколько разновидностей: тактический, академический и стратегический онлайн-тьюторинг. Так, существует несколько спектров вмешательства в онлайн-дискуссии, варьирующиеся от случайного руководства (occasional guidance) до полномасштабного проектирования и сопровождения всего процесса обучения (full scale design and support).
Тактические тьюторы (tactical tutors) могут вступать в онлайн-взаимодействие в критические моменты, когда необходим навык реабилитации, если нарушаются структура и порядок деятельности или отсутствует прогресс. Стратегические тьюторы (strategic tutors) осуществляют планирование, предшествующее непосредственному процессу тьюторинга и включающее определение численности группы [4, с. 159 - 167]. Наименьшее количество обучающихся в одной группе, которое способствует продуктивной работе, - 6 человек, максимальное - 15. Стратегические тьюторы также осуществляют индивидуальный подбор членов группы, руководствуясь определенными характеристиками. Главным принципом подбора является разнородность состава, т.к. подобное сочетание обеспечивает результативное взаимодействие и достижение поставленных задач.
Главной задачей академических онлайн-тьюторов является оказание помощи в сфере образования в режиме реального времени. Так, данная категория тьюторов осуществляет помощь в изучении определенных предметов, ответах на интересующие студентов вопросы, написании эссе, в проведении исследования и т.д., где тьюторы могут предлагать обучающие программы, технологии и другие средства.
Резюмируя, можно отметить, что основными тенденциями развития тьюторской системы обучения в Англии в настоящее время являются проникновение данной системы не только в сферу университетского образования, как было принято считать ранее, если обращаться к истокам возникновения данного педагогического феномена в средневековых университетах Англии, но и в школьное обучение, частное, домашнее и дистанционное образование; расширение круга обучающихся, в который могут входить и взрослые, а также обучающиеся с ограниченными возможностями и др.; появление новых, адекватных меняющимся запросам общества форм и видов тьюторства. Так, постоянно развиваясь и совершенствуясь, тьютор-ская система обучения не теряет своей актуальности.
литература
1. Davies S. School Choice by Default? Understanding the Growing Demand for Private Tutoring in Canada // American Journal of Education. 2004. №110(3) .
2. Geller A.E., Eodice M., Condon F., Carroll M., Boquet E.H. The Everyday Writing Center: A Community of Practice. Logan, Utah: Utah State University Press, 2007.
3. Gordon E.E., Gordon E.H. Centuries of Tutoring. A History of Alternative Education in America and Western Europe. University Press of America. Inc., 2008.
4. Jacques D., Salmon G. Learning in Groups: A Handbook for on and off line environments. Routledge, London and N.Y., 2007.
5. Topping K. The peer tutoring handbook: Promoting cooperative learning. Cambridge, MA : Brookline Books, 1988.
6. The Role of Tutoring Morecambe. Featured Local Company. University of Oxford. URL : http://www.ox.ac. uk/ admissions/online_and_distance_courses.
Tendencies of development of tutorial teaching system in modern education of England
The tutorial teaching system in the education of England is regarded as the effective, constantly developing and improving system of education, which is reflected not only in higher education, but also at other stages of education. Without losing its urgency, tutoring acquires new forms, which are adequate to changing society demands.
Key words: tutor, tutoring, tutorial, individual education, distant education.