МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
77 ►
DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-4-77-81 УДК 339.56(045) JEL F19
Преимущества и недостатки подписания всеобъемлющего экономического и торгового соглашения (СЕТА) для экономик стран ЕС и Канады
П.Ю. Барышников,
Финансовый университет; АО «ВЭБ-лизинг», Москва, Россия http://orcid.org/0000-0002-6657-1821
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлен анализ основных положений Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения (СЕТА), подписанным Правительством Канады и Европейским парламентом в конце 2016 г. В частности, автором были проанализированы такие аспекты соглашения, как отмена таможенных тарифов, введение единых стандартов качества, предоставление доступа к рынку закупок, модификация системы инвестиционных споров и пр. По результатам проведенного исследования был отмечен неоднозначный эффект от заключения соглашения как для Канады, так и для стран ЕС. Для некоторых секторов экономик стран-участниц реализация СЕТА обещает создать исключительные условия для развития, в то время как для других подписание многостороннего соглашения является убыточным. Стоит отметить, что на сегодняшнем этапе плюсы и минусы СЕТА могут быть рассмотрены только на теоретическом уровне. Сделать объективные выводы о влиянии многостороннего торгового соглашения на развитие торгово-экономических отношений между странами представляется возможным только спустя определенное время после ратификации соглашения всеми сторонами. На текущем этапе развития отношений Канады и ЕС в рамках СЕТА можно отметить, что только динамичное развитие и дальнейшее совершенствование механизмов многостороннего соглашения позволит сделать торгово-экономические отношения между странами более открытыми и прозрачными. Ключевые слова: Канада, Европейский союз, Трансатлантическое партнерство, Многостороннее торговое соглашение, СЕТА
Для цитирования: Барышников П. Ю. Преимущества и недостатки подписания всеобъемлющего экономического и торгового соглашения (СЕТА) для экономик стран ЕС и Канады. Мир новой экономики. 2018;12(4):77-81. DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-4-77-81
Advantages and Disadvantages of Signing a Comprehensive Economic and Trade Agreement (CETA) for the Economies of the EU and Canada
P. Yu. Baryshnikov,
Financial University, Moscow, Russia; JSC "VEB Leasing", Moscow, Russia
http://orcid 0000-0002-6657-1821
ABSTRACT
This article presents an analysis of the main provisions of the Comprehensive Economic and Trade Agreement (CETA) signed by the government of Canada and the European Parliament at the end of 2016. In particular, the author analysed such aspects of the agreement as the abolition of customs tariffs, the introduction of common quality standards, access to the procurement market, modification of the system of investment disputes, etc. According to the results of the study, there was a mixed effect of the agreement for both Canada and the EU. For some sectors of the economies of the participating countries, the implementation of the CETA promises to create exceptional conditions for development, while for others the signing of a multilateral agreement is unprofitable or means losses. It should be noted that at the present stage the pros and cons of the СЕТА can be considered only at the theoretical level. It will be possible to draw objective conclusions about the impact of the multilateral trade agreement on the development of trade and economic relations between the countries only a certain time later after the ratification of the agreement by all parties. At the current stage of development of Canada-EU relations within the framework of the СЕТА, it can be noted that only the dynamic development and further improvement of the mechanisms of the multilateral agreement will make a trade and economic relations between the countries more open and transparent. Keywords: Canada; European Union; ^ansatlantic partnership; multilateral trade agreement; CETA
For citation: Baryshnikov P. Yu. Advantages and disadvantages of signing a Comprehensive Economic and Trade Agreement (CETA) for the economies of the EU and Canada. Mir novoj ekonomiki = World of the new economy. 2018;12(4):77-81. (In Russ.). DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-4-77-81
(CC) ]
< 78
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
октября 2016 г. на Брюссельском саммите между Канадой и Европейским союзом (ЕС) было подписано Многостороннее торговое соглашение (СЕТА). Против подписания выступала франкоязычная Валлония (регион в Бельгии с населением более 3,5 млн человек) [1], а также были протесты в Австрии. Однако бельгийскому федеральному правительству удалось убедить местные власти, и договор был подписан. Под документом поставили подписи председатель Европейского совета Дональд Туск, глава Евроко-миссии Жан-Клод Юнкер и премьер-министр Канады Джастин Трюдо. 15 февраля 2017 г. документ был ратифицирован Европейским парламентом [2].
По сей день вокруг подписания СЕТА ведется немало споров, и позиции относительно заключения соглашения неоднозначны. Одни эксперты считают, что подписание СЕТА будет способствовать увеличению объемов двусторонней торговли, а также нести позитивный эффект для экономического роста и стимулировать создание новых рабочих мест по обе стороны Атлантики. С другой стороны, СЕТА может подорвать конкурентоспособность местных производителей, предоставив доступ на рынок более крупным зарубежным игрокам с более низкими издержками производства.
Преимущества и недостатки СЕТА на сегодняшний день освещены в научной литературе лишь поверхностно. Однако такие публицисты, как Т. Хили, В. Д'Эрма, Т. Долле и В. Симо, на основании данных, полученных в результате всестороннего изучения и анализа процесса согласования и ратификации многостороннего торгового соглашения, выявили наиболее существенные препятствия, затрудняющие дальнейшую успешную реализацию ключевых положений СЕТА.
В данной статье поставлены задачи выявить результаты подписания данного соглашения для обеих сторон, оценить, какие возможные выгоды и угрозы представляет СЕТА для экономик стран-участниц и сделать выводы о результативности заключения соглашения и его дальнейшей реализации.
Для проведения исследования в статье были проанализированы нормативные документы, а также рецензии экспертов, изучивших проблему подписания СЕТА. На основании полученной информации был проведен анализ потенциальных преимуществ и недостатков соглашения для государств — членов соглашения.
Согласно сторонникам идеи заключения многостороннего торгового соглашения СЕТА создаст
новые возможности для компаний ЕС путем стимулирования торговли и укрепления экономических отношений, что сделает деловые отношения между странами более прозрачными, устранит таможенные пошлины, существенно улучшит доступ к государственным контрактам, откроет новые сектора рынков услуг, улучшит инвестиционный климат [3].
СЕТА предполагает отмену 99% таможенных тарифов [4], что принесет ощутимые выгоды бизнесу. В первый же день вступления соглашения в силу Канада обещала устранить пошлины на сумму 400 млн евро на товары из ЕС. В конце переходного периода эта цифра будет превышать 500 млн евро в год [5]. От данных мер выиграют, прежде всего, предприятия малого и среднего бизнеса. Позволяя беспошлинно экспортировать практически все произведенные товары, уменьшая время прохождения таможенного контроля и делая движение товаров более дешевым и быстрым, более предсказуемым и эффективным, СЕТА стимулирует интеграцию предприятий малого и среднего бизнеса в экономики стран-участниц и устраняет регуляторные препятствия, позволяя продукции пройти сертификацию согласно стандартам качества Канады и ЕС.
В рамках многостороннего торгового соглашения страны-члены вводят единые стандарты качества. ЕС и Канада договорились принимать сертификаты качества продукции в таких областях, как электронное и радиооборудование, производственное оборудование, измерительное оборудование, что при определенных обстоятельствах позволяет Евросоюзу проверять экспортируемую в Канаду продукцию на соответствие канадским правилам торговли и наоборот. В результате это позволит избежать сторонам двойной проверки качества и снизить затраты как для компаний, так и для потребителей. От этого, в особенности, выиграют небольшие компании, для которых дважды понесенные расходы на проведение одной и той же оценки качества могут казаться существенными.
Помимо торговли товарами, стимулируется международное движение услуг, предоставляется свободный доступ для малых и средних предприятий к рынкам, расширяется доступ к государственным закупкам на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.
Канада и ЕС открыли правительственные тендеры для своих компаний в большей степени, чем для любых других торговых партнеров. Предприятия ЕС получили возможность предлагать товары и услуги
не только на федеральном, но и на региональном уровне (в провинциях и муниципалитетах), тем самым расширяя свой рынок сбыта. По оценкам, региональный рынок закупок в Канаде в два раза превышает его федеральный эквивалент [5]. Страны также договорились повысить прозрачность закупочной процедуры, публикуя все свои тендеры на одном веб-сайте. На сегодняшний день доступ к информации является одним из самых больших препятствий для выхода малого и среднего бизнеса на международные рынки. Подобная открытость является большим плюсом для небольших предприятий.
Открытие рынков также ведет к снижению цен и предоставлению потребителям большего выбора товаров и услуг. В то же время развитие свободной торговли не приведет к снижению или изменению стандартов, защищающих здоровье и безопасность граждан, социальные права, права потребителей и окружающую среду. При неизменных стандартах импорт из Канады и стран ЕС по-прежнему будет удовлетворять всем правилам и положениям двух сторон без каких-либо исключений. Это означает, что, в частности, CETA не изменит принципы регулирования безопасности пищевых продуктов, в том числе продуктов, содержащих ГМО [6].
CETA также является самым далеко идущим соглашением в сфере инвестиций, когда-либо заключенным как Канадой, так и ЕС. Европейские и канадские компании могут иметь новые преимущества при работе над двухсторонними инвестиционными проектами. Соглашение вводит новые правила осуществления инвестиций, сохраняющие право правительств осуществлять контроль над инвестициями в интересах общества, обеспечивая при этом высокий уровень защиты инвесторов, справедливое и прозрачное разрешение инвестиционных споров [7]. CETA включает четко определенные стандарты защиты инвестиций и дает указания судам по вопросам урегулирования споров и применения данных стандартов. CETA решительно отходит от традиционного подхода к разрешению инвестиционных споров и создает независимые, беспристрастные и постоянные инвестиционные трибуналы, основанные на принципах публичных судебных систем Европейского союза и Канады, а также международных судов, таких как Международный Суд и Европейский Суд по правам человека.
Таким образом, Многостороннее торговое соглашение представляет собой важное и радикальное изменение правил инвестирования и разрешения
споров, а именно, закладывает основу для многосторонних усилий по дальнейшему развитию нового подхода к разрешению инвестиционных споров в Многостороннем инвестиционном суде, над созданием которого ЕС и Канада планируют активно работать. Предполагается заменить двусторонние системы регулирования инвестиционных споров и сделать их полностью открытыми для присоединения любой страны, которая согласна с принципами, лежащими в основе принципов работы Суда.
CETA обязывает Канаду и страны ЕС совершенствовать свои законы и политику с целью обеспечения высокого уровня охраны труда, препятствует ослаблению трудового законодательства с целью поощрения торговли или привлечения инвестиций. В случае несоблюдения этого правила правительства обязаны устранить все нарушения даже в том случае, если данные действия оказывают негативное влияние на ожидаемые инвестиции или ожидания инвесторов. CETA сохраняет права работников на проведение переговоров, заключение коллективных соглашений и совершение коллективных действий, направленных на защиту прав трудящихся. Соглашение обеспечивает основу для признания квалификаций в таких профессиях, как архитекторы, бухгалтеры, инженеры и пр. Соответствующие профессиональные организации в ЕС и Канаде планируют совместно разработать критерии для признания соответствующих квалификаций. В рамках подписанного соглашения создаются условия для сотрудничества Канады и ЕС по вопросам занятости в сфере торговли, поощряется вступление государств в Международную организацию труда [8]. CETA поможет адаптировать процедуру трудоустройства на другой стороне Атлантики, а также упростить процесс временного перемещения кадров между ЕС и Канадой. Это поможет компаниям более свободно вести свою деятельность на территориях стран-участниц. CETA сделает европейские и канадские фирмы более конкурентоспособными, упростив процедуру предоставления сервисного обслуживания. Это поможет канадским и европейским компаниям экспортировать оборудование, машины и программное обеспечение, позволяя отправлять инженеров-технологов и других специалистов для предоставления послепродажных и связанных с ними сервисных услуг.
CETA стимулирует Канаду и страны ЕС обеспечивать защиту окружающей среды, а также стремиться продолжать совершенствовать соответствующие
< 80
МИрОвАЯ ЭКОНОМИКА
законы и развивать их защиту. В свою очередь, за Канадой и ЕС остается право устанавливать свои собственные экологические приоритеты и стандарты охраны окружающей среды, принимать или изменять законы и вести курс экологической политики, учитывая международные обязательства стран, в том числе установленные многосторонними природоохранными соглашениями [8]. CETA включает обязательства по управлению вырубкой лесов, рыболовством, а также сотрудничеству по вопросам окружающей среды, связанным с торговлей и представляющим общий интерес, таких как, например, изменение климата. Данные вопросы также отражены в Парижском соглашении, которое представляет собой важную солидарную ответственность как для Канады, так и для стран ЕС. В работе над этими вопросами внедрение Парижского соглашения будет представлять собой важную солидарную ответственность для Канады и стран ЕС.
Однако не все граждане стран ЕС и Канады являются сторонниками соглашения и приветствуют подписание СЕТА. Всего в пользу СЕТА проголосовали 480 членов Европейского парламента, в то время как против подписания выступили 254 членов или более трети всех голосов [2].
Согласно противникам СЕТА соглашение ведет к чрезмерной либерализации и децентрализации. Оно ослабляет права правительств на осуществление контроля затрагиваемых в соглашении сфер в общественных интересах, не обеспечивает юридическую защиту в ключевых областях и не отвечает требованиям правовых традиций государств-членов.
Вопреки заявлениям сторонников соглашения, утверждающим, что СЕТА способствует экономическому процветанию и созданию рабочих мест, официальная оценка воздействия на устойчивость (Sustainability Impact Assessment) прогнозирует увеличение совокупного ВВП ЕС после подписания СЕТА лишь на 0,03% [9]. Другие независимые исследования, основанные на более реалистичной модели ООН, предполагают отрицательные экономические последствия и потерю более 200 000 рабочих мест по всему ЕС [9].
В то время как Европейская комиссия заявляет, что CETA — это прежде всего способ помочь малому и среднему бизнесу, 99% продукции предприятий такого типа не экспортируются за пределы Атлантики. Фактически многие предприятия малого и среднего бизнеса опасаются за свою деятельность в ЕС
из-за конкуренции со стороны крупных канадских транснациональных компаний (ТНК). Как отмечалось выше, СЕТА подразумевает либерализацию и децентрализацию, что, согласно противникам соглашения, подрывает правовые системы стран ЕС и ухудшает проводимую экономическую политику. К примеру, в то время как европейские фермеры просят о большей защите на европейских внутренних рынках, СЕТА устраняет пошлины для канадских производителей говядины и свинины, готовых поставлять на рынок ЕС по 140 000 тонн в год [10]. Как следствие, этот шаг ведет к стагнации сельскохозяйственного сектора ЕС и несет ущерб для европейской экономики.
Говоря о реформах судебной системы, о которой шла речь выше, противники СЕТА заявляют, что данная модернизация является всего лишь усовершенствованной версией старой системы, при этом в тексте соглашения данная реформа подвержена критике со стороны стран-участниц, что указывает на недостатки старой системы (в том числе способность транснациональных корпораций влиять на решения судов), которая представляет основу инвестиционных судов [11].
Таким образом, проанализировав преимущества и недостатки СЕТА, можно выделить следующие ключевые моменты. Главными плюсами подписания соглашения для стран-участниц являются:
• устранение 99% таможенных пошлин;
• общие стандарты качества продукции;
• открытие правительственных тендеров для компаний стран — участниц СЕТА;
• сохранение природоохранных стандартов;
• улучшение стандартов осуществления инвестиций и решения инвестиционных споров;
• новые стандарты охраны труда.
• Среди недостатков СЕТА можно выделить:
• ослабление контроля государств за ключевыми сферами, затрагиваемых в соглашении;
• сомнительный эффект для экономик стран-участниц (увеличение ВВП ЕС на 0,03%);
• подавление локальных производителей крупными ТНК вследствие отмены торговых пошлин;
• отсутствие радикальных изменений в судебной системе, критикуемой СЕТА, а лишь ее доработка.
По результатам проведенного исследования необходимо отметить неоднозначный эффект от реализации многостороннего торгового соглашения для заключивших его государств. Для некоторых
сфер экономик стран-участниц подписание соглашения обещает создать исключительные условия развития, в то время для других СЕТА несет лишь убытки. Однако в настоящее время положительные и отрицательные эффекты СЕТА рассмотрены лишь на теоретическом уровне. Сделать выводы о реальном влиянии многостороннего торгового соглашения на развитие экономических отноше-
ний между странами представляется возможным только спустя определенное время, когда будут выявлены первые результаты его реализации. Однако на сегодняшнем этапе развития можно отметить, что только динамичное развитие и дальнейшее совершенствование механизма СЕТА позволит сделать отношения между странами в сфере торговли более открытыми и прозрачными.
CnUCOK MCTOHHMKOB / REFERENCES
1. Nougayrede N. CETA isn't perfect, but Europe's radical left was wrong to oppose it. The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2016/nov/07/ceta-europe-far-left-activists-canada.
2. European Parliament news. CETA: MEPs back EU-Canada trade agreement. European Parliament official website. URL: http://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20170209IPR 61728/ceta-meps-back-eu-canada-trade-agreement.
3. Healy T. Canadian and European Unions and the Canada — EU CETA negotiations. Globalizations. 2014:11(1):59-70.
4. European Commission press release database. CETA — a trade deal that sets a new standard for global trade. European Commission official website. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEM0-16-3580_en.htm.
5. European Commission press release database. European Commission welcomes Parliament's support of trade deal with Canada. European Commission official website. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-17-270_en.htm.
6. D'Erman V. J. Comparative intergovernmental politics: CETA negotiations between Canada and the EU. Politics and governance. 2016;4(3):90-99.
7. Reinisch A. Will the EU's proposal concerning an investment court system for CETA and TTIP lead to enforceable awards? — T he limits of modifying the ICSID Convention and the nature of investment arbitration. Journal of International Economic Law. 2016:19(4):761-786.
8. Bartels L. Human rights, labour standards and environmental standards in CETA; 2017.
9. European Commission press release database. CETA — a trade deal that sets a new standard for global trade. European Commission official website. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=1623.
10. Euractiv. CETA not the progressive agreement it claims to be. Euractiv official website. URL: https://www. euractiv.com/section/trade-society/opinion/ceta-is-not-the-progressive-agreement-it-claims-to-be.
11. Dolle T., Simoes B. G. Mixed Feelings about "Mixed Agreements" and CETA's Provisional Application. European Journal of Risk Regulation. 2016;7(3):617-622.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Павел Юрьевич Барышников — аспирант Департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет; Москва, Россия; главный специалист Управления стратегического развития АО «ВЭБ-лизинг», Москва, Россия; baryshnikoff@inbox.ru
ABOUT THE AUTHOR
Pavel Yu. Baryshnikov — post-graduate student, Department of World Economy and World Finance, Financial University; Moscow, Russia; Chief Specialist of Management of Strategic Development of JSC "VEB Leasing", Moscow, Russia baryshnikoff@inbox.ru