МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
ИНВЕСТИЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ ЗАПАДНОГО ПОЛУШАРИЯ
Г.М. Костюнина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 119454, Россия, Москва, пр.Вернадского, 76.
Региональные интеграционные объединения зачастую предполагают не только создание зоны свободной торговли, но и проведение либерализации в сфере взаимных капиталовложений. Консолидация и гармонизация инвестиционных норм и правил создают базу для многостороннего регулирования иностранных инвестиций. В предлагаемой статье рассмотрено инвестиционное регулирование НАФТА, Меркосура и Андского сообщества. Международным стандартом признаны нормы Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), предусматривающие полную инвестиционную либерализацию(или свободное перемещение капитала). Однако в большинстве интеграционных соглашений между странами Западного полушария закреплена частичная инвестиционная либерализация на основе национального режима.
В региональной интеграции чаще всего действуют два инвестиционных режима: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Используются также нормы защиты платёжного баланса в рамках режима недискриминации и предварительного уведомления (нотификации) и соответствия с Уставом МВФ. Региональные интеграционные соглашения содержат статьи по защите прав и интересов иностранных инвесторов с учётом норм международного права и национальной инвестиционной политики.
В отличие от региональных интеграционных соглашений государств АТР, в соглашениях стран Западного полушария отсутствуют такие разделы, как содействие притоку иностранных инвестиций и привлечение ключевого персонала.
Ключевые слова: инвестиционное регулирование, региональные интеграционные соглашения, западное полушарие, НАФТА, Меркосур, Андское сообщество.
Предлагаемая тема мало изучена в российской специальной литературе. Теоретический вопрос о влиянии членства в интеграционном объединении на инвестиционные потоки рассматривался в трудах Н.Н. Ливенцева и Г.М. Костюниной, И.С. Турлая и некоторых других1. Из числа зарубежных публикаций можно выделить исследование ЮНКТАД (2006 г.), работы по инвестиционному регулированию в рамках ЕС и АСЕАН2. Но комплексного сравнительного анализа инвестиционных вопросов в интеграционных соглашениях Западного полушария не проводилось. Данная статья призвана заполнить этот пробел. При написании статьи были использованы методы системного анализа, методы сравнений и аналогий, а также экспертных оценок.
В современной мировой экономике очень многие соглашения об экономической интеграции содержат нормы инвестиционного регулирования, которые существенно отличаются друг от друга по охватываемым формам инвестиций, объёму инвестиционной либерализации, формам защиты прав инвесторов и содействия притоку иностранных инвестиций, по созданию механизма разрешения споров, распространению на взаимные инвестиции и/или инвестиции из неучаствующих государств.
Общая характеристика инвестиционных норм в региональных интеграционных соглашениях Северной, Центральной и Южной Америки
Инвестиционное регулирование достаточно развито в Западном полушарии. Инвестиционные нормы содержат соглашения НАФТА, Группа трёх3, Соглашение об Андском сообществе, Меркосур; Карибское сообщество. Инвестиционные вопросы определены также в Соглашении о зоне свободной торговли между странами Центральной Америки и Доминиканской Республикой, в Рамочном соглашении о формировании зоны свободной торговли между Андским сообществом и Меркосур, в Меморандуме о взаимопонимании между правительствами Канады, Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса и Никарагуа по торговле и инвестициям, Соглашении между правительствами Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу и Венесуэлы, странами-членами Андского сообщества и США о создании Совета по торговле и капиталовложениям; Соглашении о торговле и инвестициях между Канадой и МЕРКОСУР и других. Многие двусторонние соглашения о зонах свободной торговли (например, между Боливией и Мексикой, Канадой и Чили, Ко-
ста-Рикой и Мексикой) также включают инвестиционные разделы.
В современной экономике наметился сдвиг от двусторонних к региональным интеграционным соглашениям. Последние в большинстве случаев предполагают создание зон свободной торговли, в которых действуют нормы инвестиционной либерализации. Консолидация и гармонизация инвестиционных норм и правил стимулируют активизацию многостороннего регулирования иностранных инвестиций [1].
Региональные интеграционные объединения проводят либерализацию взаимных капиталовложений на основе ликвидации или существенного сокращения барьеров в отношении доступа и функционирования внутрирегиональных инвестиций. Полная инвестиционная либерализация (или свободное перемещение капитала) предусмотрена в НАФТА, но в большинстве интеграционных соглашений западного полушария закреплена частичная инвестиционная либерализация на основе национального режима и смягчения ограничений в отношении взаимных инвестиций.
Во многих интеграционных соглашениях закреплены два инвестиционных режима: режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим. В соответствии с мировой практикой РНБ чаще применяется на стадии допуска иностранных инвестиций, а национальный режим - на стадии функционирования иностранного инвестора. Во многих соглашениях западного полушария национальный режим предусмотрен и на стадии допуска инвестиций. Это означает частичную либерализацию взаимных инвестиций, включая отмену требований использования местных компонентов и других критериев локализации, а также требования сбалансированности торговли как условия допуска на рынки зарубежных инвесторов. Примерами служат НАФТА, Группа трёх, Меркосур.
Все соглашения о зонах свободной торговли предоставляют РНБ. Так, в Андском сообществе этот режим охватывает все трансграничные инвестиции, включая стадию коммерческого присутствия. Соглашения, подписанные в Латинской Америке по модели НАФТА, включают обязательства в рамках ВТО по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС).
В инвестиционных разделах даётся определение РНБ как режима не менее благоприятного, чем режим, который относится к инвесторам и инвестициям в отношении создания, приобретения, расширения, управления, деятельности, продажи и иных действий с инвестициями. РНБ используется для обеспечения недискримина-
1 См. [1; 4; 7], а также Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. Международное движение капитала. (Инвестиционная политика зарубежных стран): учебник. М.: Экономист, 2004. 367 с.
2 EU Investment Agreements in the Lisbon Treaty Area: a Reader. Amsterdam: the Transnational Institute, 2010. 50 p. Nazaroedin R.I. The ASEAN Comprehensive Investment Agreement: Possible Lesson Learned/ MENA-OECD Conferences: WG-1 on Investment Policies and Promotion, Paris, 15-16 December 2010. 20p.
3 Соглашение о зоне свободной торговли между Мексикой, Колумбией и Венесуэлой от 13 июня 1994 г.
ционного отношения к странам-членам соглашения и создания преимуществ в сравнении с государствами, не участвующими в региональной интеграции.
Все соглашения предусматривают горизонтальные исключения по защите национальной безопасности или налогообложения, а также общие исключения, основанные на нормах ст.20 ГАТТ и ст.24 ГАТС (последнее за исключением Андского сообщества).
Большинство соглашений об экономической интеграции включает нормы защиты платёжного баланса в рамках режима недискриминации, предварительного уведомления (нотификации) и соответствия с Уставом МВФ. Исключение составляют соглашения между Центральной Америкой и Доминиканской Республикой, между США и Марокко и в Андском сообществе.
Таким образом, в некоторых случаях интеграционные соглашения включают положение о либерализации прямых иностранных инвестиций (ПИИ), хотя стороны при этом придерживаются договорённостей, достигнутых в рамках ВТО, и стремятся опережать ВТО по срокам и масштабам снятия ограничений в инвестиционной сфере. Это касается, в частности, либерализации сферы услуг и доступа зарубежных фирм на национальные рынки услуг.
Многие интеграционные соглашения содержат статьи по защите прав и интересов иностранных инвесторов с учётом норм международного права и национальной инвестиционной политики, как выплата компенсации при национализации иностранной собственности, гарантирование режима недискриминации, гарантирование беспрепятственного перевода прибыли и других форм доходов за рубеж, гарантирование установленного порядка разрешения споров [4].
За исключением Андского сообщества, региональные интеграционные соглашения в западном полушарии предоставляют гарантии инвесторам от возможной прямой и косвенной экспроприации их собственности с выплатой компенсации. Другая часто встречающаяся форма гарантий прав и интересов иностранных инвесторов - гарантирование свободного перевода прибыли и других форм доходов за рубеж. Степень защиты прав иностранных инвесторов существенно повышает наличие механизма разрешения споров, предписанное многими соглашениями (за исключением соглашений между США и Австралией и Андского сообщества).
Такие разделы, как содействие притоку иностранных инвестиций и привлечение ключевого персонала (что характерно для инвестиционной практики региональных интеграционных соглашений государств АТР)в интеграционных соглашениях западного полушария отсутствуют [3].
Инвестиционное регулирование в рамках НАФТА
Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли (НАФТА)между США, Канадой
и Мексикой, подписанное в 1992 г., вступило в силу в 1994 г. НАФТА - это комплексная зона свободной торговли, которая помимо либерализации взаимной торговли товарами предусматривает свободное перемещение услуг и капитала, защиту прав интеллектуальной собственности, экологическое сотрудничество и сотрудничество в сфере трудовых отношений. Успешная торговая либерализация стимулировала рост взаимного экспорта в совокупном экспорте стран-участниц до 49,2% в 2013 г.
Соглашение НАФТА детально регламентирует вопросы допуска и функционирования взаимных инвестиций (раздел «Инвестиции»). Определены три основных режима взаимных капиталопотоков: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и режим недискриминации. Прописаны ликвидация, гарантии свободного перевода доходов и прибыли, защита от возможной экспроприации иностранной собственности и выплата компенсации в случае её проведения, создание механизма разрешения инвестиционных споров [9].
Применено широкое определение инвестиций, которое включает различные активы, имеющие отношение к деятельности компании. Для определения национальной принадлежности компании использован единственный критерий: место её инкорпорирования. Как записано в соглашении, компания или еёфилиал должны быть организованы по законам договаривающегося государства, чтобы считаться его инвестором. При этом не требуется, чтобы компания находилась под контролем граждан страны-члена НАФТА. Если компания контролируется инвесторами из страны, не входящей в интеграционную группировку, но не ведёт существенной предпринимательской деятельности на территории государства, по законам которого была создана, она может быть лишена преимуществ.
Допуск инвесторов зависит от условий предоставления национального режима и РНБ, которые применяются также к зарубежным инвесторам. Предусматривается совместное применение справедливого и равноправного режима, с одной стороны, и принципов недискриминации и полной защиты и безопасности капиталовложений - с другой, что не характерно для многих других региональных интеграционных соглашений.
Стандартный национальный режим в отношении создания, приобретения, расширения, управления и деятельности бизнеса, его операций и продаж определяется как предоставление зарубежному инвестору режима не менее благоприятного, чем для национальных предпринимателей. Режим применяется в отношении государств-участников Соглашения НАФТА (причём как государства в целом, так и его отдельной территории) и должен быть не менее благоприятным, чем РНБ, предоставляемый государственными и региональными властями инвесторам и капиталам другой стороны. Ни
Таблица 1.
Прямые иностранные инвестиции в экономике стран НАФТА (в млрд долл.)
2004-2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
НАФТА 303,1 416,5 252,5 292,3 167,9 345,9
Канада 50,8 81,6 22,7 28,4 39,7 39,3 70,6
Мексика 25,8 28,6 17,7 26,1 23,4 18,9 44,6
США 226,5 306,4 198,0 229,9 109,7 230,8
Источник: составлено на основе данных [11].
одна из стран-участниц не вправе выдвигать в качестве критериев допуска и функционирования зарубежных инвесторов требования минимального объёма собственности фирмы или квоты в совете директоров.
Формулировка стандартного РНБ гласит, что каждая сторона обязана предоставлять инвесторам другой стороны режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет инвесторам любой другой стороны или стран, не участвующих в соглашении, в отношении создания, приобретения, расширения, управления и деятельности компании, её операций и продаж[10].
К инвесторам и капиталовложениям одного из государств-членов обязательно применяется более благоприятный режим - национальный или режим наибольшего благоприятствования по выбору инвестора.
Соглашение НАФТА допускает общие исключения, что не характерно для многих других региональных интеграционных соглашений. Общие исключения касаются защиты общественного порядка, национальной безопасности и обеспечения мира. Соглашение НАФТА оставляет за сторонами право отказать компании одной из сторон в предоставлении преимуществ, определённых Соглашением, если юридические и физические лица третьей стороны имеют компанию в собственности или обладают правом контроля над ней.
Соглашение запрещает выдвигать ряд требований к деятельности компаний стран НАФТА, например, по установлению процентной доли местных компонентов, ограничению объёма импорта и внутренних продаж, по передаче технологии в качестве условия допуска, приобретения, расширения, управления, проведения или действий в отношении капиталовложений.
Инвесторам стран-участниц гарантировано право свободно переводить за рубеж финансовые средства, относящиеся к инвестициям, в том
числе прибыль, проценты, дивиденды и прочие виды доходов, возвращать займы, а также полностью или частично ликвидировать капиталовложения.
Соглашение НАФТА гарантирует защиту от экспроприации иностранной собственности за некоторыми исключениями. К ним, в частности, относится удовлетворение общественных целей в соответствии с законодательством. Суть гарантии состоит в обязательстве по выплате компенсации, которая должна быть рассчитана на основе справедливой рыночной стоимости экспроприируемой собственности по состоянию на дату экспроприации.
В соглашении НАФТА определён порядок разрешения споров, в том числе в инвестиционной сфере. Они разрешаются путём консультаций, в случае провала которых передаются специально созданной ad-hoc группе специалистов или в арбитраж.
Первая жалоба в рамках НАФТА была рассмотрена в апреле 1998 г. Американская компания Этил предъявила претензию на то, что положения Федерального закона Канады о топливных добавках с использованием марганца нарушали канадские обязательства, зафиксированные в XI главеУ раздела Соглашения о создании НАФТА, ограничивая вложение капитала в канадскую экономику. Для рассмотрения жалобы был создан специальный судебный орган, который выявил разночтение между положениями Закона и нормами Соглашения о внутренней торговле от 20 июля 1998 г. и обязал правительство Канады пересмотреть законодательные акты и административные правила в данной сфере, а также выплатить компании Этил штраф на общую сумму в 13 млн долл. в качестве компенсации понесённых убытков и упущенной прибыли.
Реализация соглашения НАФТА и создание зоны свободной торговли содействовали росту инвестиционной привлекательности экономик стран-партнёров и стимулированию притока
Взаимныеинвестициив рамках НАФТА в 2013 г. (вмлн долл.)
Таблица 2.
США Канада Мексика
США Х 16460 2801
Канада 16497 Х
Мексика 8514 1755 Х
Источник: составлено на основе данных[10].
инвестиций как во взаимных рамках, так и из третьих государств.
Совокупные ПИИ в экономику стран НАФ-ТА отличаются динамичным ростом начиная с 1994 г. За 2004-2013 гг. их объём увеличился с 303,1 до 345,9 млрд долл. Самые быстрые темпы характерны для Мексики, где рост за рассматриваемый период составил 1,73 раза против роста в 1,39 раза в Канаде и в 1,02 раза в США (см. табл. 1).
За 2005-2013 гг. объём взаимных инвестиций увеличился с 36,1 до 46,0 млрд долл., или в 1,3 раза (см.табл.2).
За рассматриваемый период доля взаимных инвестиций снизилась с 23,3% до 20,8%. Взаимное инвестирование существенно для Мексики - 59,6% и Канады - 38,3%.Особенно быстро росли канадские и американские вложения в экономику Мексики. Причины заключаются в (1)закрытости мексиканской экономики на момент подписания соглашения НАФТА (2) либерализации мексиканской экономики во второй половине 1990-х гг.
США - это главный инвестор в экономику стран-партнёров. Отраслевые предпочтения американских инвесторов: промышленность (автомобилестроение, химическая отрасль, энергетика, телекоммуникационные услуги, производство продовольствия и напитков), транспорт, финансы и страхование, добыча природных ресурсов. Их доля в ПИИ, привлечённых в экономику Канады, составляет 2/3. Рост инвестиционных потоков, прежде всего из США, позволил провести модернизацию канадских промышленных предприятий.
Одновременно США являются главным реципиентом канадских инвестиций, которые привлекаются в рамках сделок слияний и поглощений, создания стратегических партнёрств и инвестиций в новые проекты. Активизировалась инвестиционная деятельность канадских компаний, упростился их выход на новые рынки, приобретение ими новых технологий, ресурсов и управленческих навыков.
Создание НАФТА стимулировало канадо-мексиканские инвестиционные связи. Только за первые 5 лет функционирования соглашения в 4 раза возросли канадские прямые инвестиции в такие сферы мексиканской экономики, как горнодобыча, банковские и телекоммуникационные услуги. Мексиканские инвестиции в экономику Канады также растут; в 2012 г. их накопленный объём составил 1755 млн долл(для сравнения: мексиканские накопленные инвестиции в экономике США составили 8514 млн долл.).
Соглашение НАФТА оказало наибольший эффект на мексиканскую экономику благодаря географической близости Мексики к США. Сравнительное преимущество в форме дешёвой рабочей силы, свободный доступ товаров и услуг на канадский и американский рынки содействовали экономическому подъёму Мексики. Главный инвестор - США, удельный вес которых в
ПИИ, вложенных в мексиканскую экономику, равен почти У. В свою очередь, существенен объём инвестиций Мексики в американскую экономику (см.табл.2).
Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата в результате создания зоны свободной торговли стимулировало приток в мексиканскую экономику инвестиций из неучаствующих стран. Для свободного доступа на ёмкий американский рынок европейские страны, Япония и Австралия перевели на территорию Мексики ряд трудоёмких производств. ТНК сыграли важную роль в открытии мексиканской экономики для американских и канадских товаров, услуг и капиталов на основе смены модели экономического развития - от импортозамещения к экспортоориен-тированной модели.
Инвестиционное регулирование в рамках Меркосур
В 1991 г. был заключён Асунсьонский договор между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем о создании Южноамериканского общего рынка, или Меркосур. С лета 2012 г. его полноправным членом стала Венесуэла. Чили, Боливия, Перу, Колумбия и Эквадор - ассоциированные членыинтеграционного объединения. С 1995 г. в Меркосур создан таможенный союз и продолжается процесс формирования общего рынка как свободного перемещения товаров, услуг, лиц и капитала.
В Меркосур действует общий инвестиционный режим, призванный содействовать притоку и защите взаимных капиталовложений. Главная цель - свободное движение капитала внутри Меркосур. Регулирование допуска иностранных инвестиций определено в специальных протоколах (Колонском и Буэнос-Айресском), являющихся дополнением к Асунсьонскому договору.
Колонский протокол о взаимном содействии и защите инвестиций в рамках Меркосур (1994) касается стран-участниц объединения. Буэнос-Айресский протокол (1994) определяет нормы притока и защиты инвестиций из неучаствующих стран. Таким образом, специфика Меркосур заключается в том, что координация инвестиционной политики стран-членов проводится как во взаимных рамках, так и в отношении неучаствующих государств. Оба протокола не распространяются на инвестиции, осуществляемые физическими лицами страны-экспортёра, если они домицилированы в принимающей стране более 2-х лет. Понятие «инвестор»распространяется на постоянных резидентов независимо от срока их резиденции в принимающей стране, то есть является узким по охвату. Напротив, определение «инвестиции» носит широкий характер и включает любые виды активов.
Согласно Колонскому протоколу, иностранные инвестиции допускаются с учётом национального режима и РНБ. Прописано, что каждая
договаривающаяся сторона относится к инвесторам другой страны не менее благоприятно, чем к национальным инвесторам (национальный режим) или инвесторам из третьих стран (РНБ) с учётом исключений. Колонский протокол определяет свободный доступ капиталов (с некоторыми исключениями) на территорию принимающей страны. Запрещено выдвигать требования к деятельности компаний в качестве условия допуска инвесторов.
Буэнос-Айресский протокол разрешает допуск инвесторов при условии, что каждая из стран-членов гарантирует защиту инвестиций другого государства.
В протоколах записаны стандартные инвестиционные режимы, применяемые в мировой инвестиционной практике:
• справедливый и равноправный режим: полная защита и безопасность капиталов инвесторов;
• режим недискриминации, который запрещает дискриминацию капиталовложений зарубежных инвесторов;
• национальный режим;
• режим наибольшего благоприятствования.
Указанные инвестиционные режимы применяются на обязательной основе во взаимных инвестициях, а в отношении инвестиций из третьих стран - на рекомендательной основе.
Национальный режим и РНБ имеют исключения. Колонский протокол о взаимных инвестициях определяет исключения из национального режима на стадии допуска капиталов для каждого государства-партнёра. В частности, для Аргентины - недвижимость, авиаперевозки, судостроение, центры ядерной энергетики; для Бразилии-добыча и переработка минерального сырья, финансы и страхование, здравоохранение, радио-, телевещание и прочие телекоммуникационные услуги; для Парагвая - СМИ, перевозки воздушным, морским и сухопутным транспортом; электроэнергетика, импорт и переработка нефтепродуктов; для Уругвая - нефтехимия, атомная энергетика, создание стратегических запасов сырья, финансовое посредничество, железнодорожный транспорт, телекоммуникации, радиовещание, аудиовизуальные услуги. Буэнос-Айресский протокол определяет и иные исключения, в соответствии с которыми страны Меркосур не обязаны предоставлять инвесторам из третьих стран преимущества, связанные с участием в региональном интеграционном соглашении или в межгосударственном соглашении об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Протоколы определяют гарантию на свободный перевод за рубеж прибыли и прочих доходов, полученных от инвестиционной деятельности в принимающей стране. Гарантируется защита от национализации иностранной собственности. Национализация допускается в строго определённых случаях с учётом общественных (Колонский и
Буэнос-Айресский протоколы) и социальных интересов (Буэнос-Айресский протокол), в соответствии с национальным законодательством и на основе быстрой выплаты адекватной компенсации. Колонский протокол определяет компенсацию как эквивалент рыночной стоимости национализируемой собственности.
Внутренние споры разрешаются на основе механизма, созданного в соответствии с Асунсьонским договором1991 г. или Бразильским протоколом разрешения споров 1991 г., а в отношениях с третьими странами - путём консультаций или в рамках международного арбитража.
Таким образом, Колонский и Буэнос-Айрес-ский протоколы об инвестициях не содержат положений о полной инвестиционной либерализации в рамках Меркосур, и по большинству норм соответствуют мировой практике инвестиционного регулирования.
Страны-участницы обладают разными сравнительными преимуществами, что сказывается на динамике объёма иностранных инвестиций. Сравнительные преимущества Аргентины и Бразилии определяются наличием богатых природных ресурсов, развитой промышленности и ёмкостью внутреннего рынка. Сохранение торговых барьеров в отношении третьих стран стимулирует вложение инвестиций в экономику Меркосур. Следовательно, участие Аргентины и Бразилии в Меркосур обусловило существенные изменения в инвестиционном климате, оказав статический и динамический эффекты. Это - более динамичные темпы прироста иностранных капиталовложений, в том числе во взаимных рамках, повышение инвестиционной привлекательности, содействие экономическому развитию стран.
У малых стран объединения- Парагвая и Уругвая - скромные сравнительные преимущества и узкие внутренние рынки , что негативно сказывается на динамике притока инвестиций в их экономику.
Эффект торговой либерализации проявляется в повышении доли взаимной торговли в совокупном товарообороте, что считается основным показателем эффективности интеграционного объединения. Удельный вес взаимного экспорта в совокупном вывозе увеличился с 8,9% в 1990 г. до 15,5% в 2013г. Большинство реформ внешнеторговой сферы были завершены к концу 1994 г., что отразилось на динамике данного показателя. Как известно, эффект торговой либерализации ощутим в течение 5-8 лет после её завершения, что подтверждает тот факт, что доля взаимного экспорта в совокупном экспорте составляла 22,7% в 2000 г.
За 2004-2014 гг. приток ПИИ в Меркосур увеличился с 28,1до 72,1млрд долл., или в 2,57 раза (см.табл.3). Основным реципиентом выступает Бразилия с удельным весом в 86,7% прямых инвестиций, вложенных в экономику Меркосур.
Таблица 3.
Прямые инвестиции в экономике стран Меркосур в 2004-2014 гг. (в млн долл.)
2004-2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Меркосур 28101 57099 31590 62338 80623 83870 78401 72098
Аргентина 5350 9726 4017 11333 10840 15324 11301 6612
Бразилия 21655 45058 25949 48506 66660 65272 63996 62495
Парагвай 95 209 95 210 619 738 72 236
Уругвай 1001 2106 1529 2289 2504 2536 3032 2755
Источник: составлено на основе данных [6]
На Бразилию приходится и 93% экспорта прямых инвестиций интеграционного объединения; в абсолютном выражении суммарный объём её накопленных прямых инвестиций в странах-участницах составил10,7 млрд долл. в 2012 г. Второе место в экспорте прямых инвестиций занимает Аргентина с объёмом накопленных ПИИ в 8,1 млрд долл. (см. табл.4).
Доля взаимных накопленных ПИИ в Меркосур составляет 10,2% от совокупных ПИИ, накопленных в экономике стран-членов.
Бразилия является шестым по значению инвестором в экономику Аргентины (объём привлечённых инвестиций возрос с 437 до 699 млн долл. за 2006-2013 гг.), вторым инвестором в экономику Уругвая (соответственно, с 56 до 255 млн долл.) и вторым инвестором в экономику Парагвая (соответственно, с 52 до 135 млн долл.).
В Уругвае Бразилия вкладывает инвестиции в основном в нефтяную сферу, а также в проекты в цементной промышленности и в финансовый сектор. В Аргентине- преимущественно в обрабатывающую сферу.
Объём бразильских инвестиций в Парагвае невелик, что связано с самой низкой в рамках Меркосур инвестиционной привлекательностью экономики этой страны. В последние годы наблюдается небольшой прирост инвестиционных вложений благодаря открытию Национальным банком Бразилии БМбБ8кредитной линии для финансирования инвестиционных проектов в Парагвае и закупок машин и оборудования.
Другой важный инвестор в рамках Мерко-сур - Аргентина, которая выступает главным инвестором в экономику Уругвая (объём прямых инвестиций увеличился с 282 до 672 млн долл. за 2006-2013 гг.).
Опыт Меркосур подтверждает о доказанную теорией и практикой закономерность, которая
Взаимные накопленные прямые
проявляется в неравномерности капиталопо-токов внутри интеграционных группировок. Аргентина и Бразилия - страны с высокими сравнительными преимуществами - в кратко- и среднесрочной перспективе выступают основными реципиентами ПИИ, поскольку решающим фактором притока инвестиций является макроэкономическая стабильность (важнее, чем либерализация в рамках таможенного союза). Другой фактор -успешное выполнение программ по реструктуризации национальных экономик.
Статический эффект во взаимных инвестициях проявляется, прежде всего, в двусторонних связях между Аргентиной и Бразилией. Рост взаимных инвестиционных потоков между ними доказывает, что членство в таможенном союзе Меркосур стимулировало вложения ПИИ как во взаимных рамках, так и в экономику партнёров -Парагвая и Уругвая.
Инвестиционное регулирование в рамках Андского сообщества
Андская группа, переименованная впоследствии в Андское сообщество наций (АС), создана в мае 1965 г. на основе подписания Картахен-ского соглашения пятью странами - Боливией, Колумбией, Перу, Эквадором и Чили (покинула группу в 1976 г.). Соглашение вступило в силу в 1969 г. Ныне полноправными членами Андского сообщества являются Боливия, Колумбия, Перу и Эквадор. Венесуэла, вступившая в АС в 1973 г., в 2006г. вышла из его состава, присоединившись к Меркосур.
Андское сообщество действует как таможенный союз, в котором продолжается формирование общего рынка на основе реализации четырёх свобод - товаров, услуг, капитала и лиц. Доля взаимного экспорта в совокупном экспорте невысока: в 2013 г. лишь 7,3%.
Таблица 4. иции в Меркосур в 2012 г. (в млн долл.)
Экспортёры Аргентина Бразилия Парагвай Уругвай
Аргентина Х 3123 295 4717
Бразилия 6898 Х 616 3215
Парагвай 47 - Х 239
Уругвай 2893 5212 27 Х
Итого 9838 8335 938 8171
Источник: составлено на основе данных [10].
Общий режим в инвестиционной сфере был определён ещё в 1991 г.на основе решения «Общий режим в отношении зарубежного капитала и торговых марок, патентов, лицензионных соглашений и роялти»[5]. Этот режим распространяется на прямые инвестиции в экономику стран АС, подлежащие регистрации в уполномоченном государственном органе. Иностранным инвесторам гарантированы равные с национальными предпринимателями права и обязанности, включая равноправный и недискриминационный режим и свободный перевод за рубеж финансовых средств после уплаты налога на продажу активов, собственности и иных прав в стране-реципиенте.
Споры разрешаются в соответствии с национальным законодательством участвующих государств, то есть общий механизм разрешения споров не предусмотрен, что снижает эффективность общей инвестиционной политики.
В АС утверждено понятие «Андская ТНК»: это компания, в которой инвесторы из двух и более стран-участниц владеют не менее 60% уставного капитала. Такая компания, функционирующая на рынках стран АС, обладает некоторыми преимуществами, в том числе ей гарантируется национальный режим на рынках государственных закупок; право свободного перевода полученных дивидендов и других доходов; национальный режим налогообложения; право на свободное создание филиалов в странах-участницах АС.
В целом, в АС действуют более слабые нормы инвестиционного регулирования по сравнению с НАФТА и Меркосур, отсюда и меньший положительный эффект на инвестиционный климат и приток иностранных инвестиций.
Прямые инвестиции в Андском сообществе возросли с 11,1 млрд долл. в 2004 г. до 25,1 млрд долл. в 2014г., или в 2,26 раза (см.табл.5.). Ведущие реципиенты - Колумбия (64,0%) и Перу (30,3%).
В отраслевом разрезе выделяется сфера услуг - 36%, в том числе финансовые услуги -12,3%, транспорт и связь - 8%, электроэнергия, газ и водоснабжение - 7%. На добывающие отрасли приходится 34%. Доля промышленности в совокупных ПИИ, вкладываемых в экономику стран Андского сообщества, невысока: 13%. Привлечению ПИИ способствовали следующие
факторы: приватизация, создание таможенного союза, либерализация национальных инвестиционных режимов, развитие новых форм сотрудничества с зарубежными инвесторами.
Взаимные инвестиции составляют 4,1% совокупного притока ПИИ в субрегион в 2012 г., или в абсолютном выражении - 1,45 млрд долл. (см.табл.6.).Ведущим инвестором с показателем в 75,4% является Колумбия, которая она же основной реципиент ПИИ (38%). Доля Перу во взаимных инвестициях - 15,8%, Эквадора - 8,5%.
Колумбия и Эквадор предпочитают вкладывать инвестиции в экономику Перу; Перу - в экономику Боливии (3-е место) и Колумбии; боливийские накопленные инвестиции за рубежом невелики.
Во взаимных инвестициях в рамках Андско-го сообщества выделим следующие основные тенденции: (1) крайне низкая доля взаимных инвестиций, то есть низкая степень взаимной инвестиционной взаимозависимости; (2) наибольшая интенсивность инвестиционных связей между Колумбией и Перу; (3) Колумбия,самая привлекательная в инвестиционном плане, выступает одновременно ведущим инвестором и ведущим реципиентом.
Таким образом, три ведущих интеграционных объединения Западного полушария -НАФТА, Меркосур и Андское сообщество -осуществляют инвестиционное регулирование во взаимных рамках и в отношении внешних инвестиций. В НАФТА достигнута полная инвестиционная либерализация, в двух других объединениях - частичная либерализация взаимных инвестиций (полная либерализация возможна в рамках общего рынка, формирование которого определено в качестве стратегической цели в Меркосур и Андском сообществе). В соглашениях рассматриваемых интеграционных объединений учтены нормы международного права по гарантированному предоставлению режима наибольшего благоприятствования, национального режима и режима недискриминации при сохранении исключений. В рамках НАФТА и Меркосур определена защита прав и интересов иностранных инвесторов (гарантии компенсации в случае национализации иностранной собственности и беспрепятственного перевода полученных доходов за рубеж).В документах Андского сообщества отсутствует
Таблица 5.
Прямые зарубежные инвестиции в странах Андского сообщества в 2004-2014 гг.
(в млн долл.)
2004-2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Андское сообщество 11091 19060 15197 15691 23816 28602 27978 25083
Боливия 111 513 423 643 859 1060 1750 648
Колумбия 7247 10565 8035 6430 14648 15039 16199 16054
Эквадор 449 1058 308 163 644 585 731 774
Перу 3284 6924 6431 8455 7665 11918 9298 7607
Источник: составлено на основе данных [6].
Источник: составлено на основе данных [10].
Таблица 6.
Взаимные накопленные прямые инвестиции в рамках Андского сообщества в 2012 г.
(в млн долл.)
Экспортёры Боливия Колумбия Перу Эквадор
Боливия Х - 5 -
Колумбия - Х 1093 -
Перу 116 79 Х 34
Эквадор - - 123 Х
положение о выплате компенсации при национализации. Региональный механизм разрешения споров, действующий в НАФТА и Меркосур, существенно повышает уровень защиты прав и
интересов иностранных инвесторов. С учётом вышесказанного соглашение НАФТА признано стандартом инвестиционного регулирования для других интеграционных объединений.
Список литературы
1. Костюнина Г.М. Иностранные инвестиции (теория и практика зарубежных стран): учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. 304 с.
2. Костюнина Г.М. Интеграционные процессы в Западном полушарии: монография. М.:МГИМО МИД России, 2013. 317 с.
3. Костюнина Г.М. Современные концепции формирования зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе / Российский внешнеэкономический вестник. 2011. №6. С. 31-42.
4. Костюнина Г.М., Адамчук Н.Г., Баронов В.И. Единый внутренний рынок Европейского союза: учебное пособие. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2014. 383 с.
5. Платонова И.Н. Международные экономические отношения в эпоху глобализации: учебное пособие /Платонова И.Н., Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М., Буглай В.Б. М.: Проспект, 2012. 344 с.
6. Симонова М.Д.Проблемы измерения показателей международной торговли в условиях глобализации. Вопросы статистики. 2013. №1. С.69-74.
7. Турлай И.С. Регулирование условий допуска и осуществления иностранных инвестиций в региональных интеграционных группировках // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2012. №3-4. С.140-151.
8. Decision 291 Regime for the Common Treatment of Foreign Capital and Trademarks, Patents, Licensing Agreements and Royalties (1991). Режим доступа: http://www.sice.oas.org/trade/JUNAC/decisiones/ dec291e.asp (дата обращения: 08.12.2015)
9. Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC), Foreign Direct Investment in Latin America and the Caribbean, 2015 (LC/G.2641-P), Santiago, Chile, 2015. 139 p. Режим доступа: http:// repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/38215/S1500534_en.pdf?sequence=4 (дата обращения: 08.12.2015)
10. MERCOSUR/CMC/DEC. N° 11/94: Protocol on promotion and protection of investments coming from Non-Mercosur state parties. Ministerio de Relaciones Exteriores, Paraguay, 1994. // SICE - the Organization of American States Foreign Trade Information System Website. Режим доступа: http://www.sice.oas.org/ Trade/MRCSR/colonia/pcolonia_p.asp (дата обращения: 08.12.2015)
11. MERCOSUR Protocol of Colonia for the Promotion and Protection of Investments (1994). SICE - the Organization of American States Foreign Trade Information System Website. Режим доступа: http://www. sice.oas.org/Trade/MRCSRS/Decisions/dec1194e.asp (дата обращения: 08.12.2015)
12. North American Free Trade Agreement. Part Y: Investment, services and related matters. SICE - the Organization of American States Foreign Trade Information System Website. Режим доступа: http://www.sice.oas.org/ Trade/NAFTA/preamble.asp (дата обращения: 08.12.2015)
13. UNCTAD Bilateral Statistics. Режим доступа: http://unctad.org/en/Pages/DIAE/FDI%20Statistics/FDI-Statistics-Bilateral.aspx (дата обращения: 08.12.2015)
14. World Investment Report 2014: Annex Tables. UNCTAD, Geneva, 2014. Режим доступа: http://unctad.org/ en/Pages/DIAE/World%20Investment%20Report/Annex-Tables.aspx (дата обращения: 08.12.2015)
Об авторе
Костюнина Галина Михайловна - д.э.н., профессор кафедры МЭО и ВЭС МГИМО МИД РФ.
E-mail: galina_kostynina@yahoo.com.
INVESTMENT REGULATION IN REGIONAL INTEGRATION AGREEMENTS
IN WESTERN HEMISPHERE
G.M. Kostyunina
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: Modern regional integration agreements (RIA) include the norms of the regulation of admission and operation of foreign investment. They differ significantly from each other in the form of investment liberalization, the formsof investor protection, the promotion of foreign investment, the establishment of a dispute settlement mechanism, spread on mutual investments and/or investments from non-member countries. International standards is generally recognized relevant rules of the North American Free Trade Agreement (NAFTA).
Investment regulation sufficiently develops in the countries of North, Central and South America. As an example, the present article examines the investment practice and its impact on the inflow of foreign investment in the three integration blocks - NAFTA, Mercosur and the Andean Community
Widespread RIAs have stimulated a shift in the regulation of foreign investment from bilateral investment agreements to regional integration agreements. In most cases, regional agreements lead to the creation of free trade zones, covering issues on investment liberalization. The reason relates to the consolidation and harmonization investment codes, and represents a step forward to the revitalization of multilateral regulation of foreign investments. A characteristic feature of regional integration in the field of mutual investment is holding liberalization based on eliminating or significantly reducing barriers to access and operation of mutual investments. In a number of agreements total investment liberalization is provided, such as in NAFTA. However, in most RIAs in Western Hemisphere partial investment liberalization bases on national treatment.
There are two most common investment regimes - the-most-favored-nations-treatment and national treatment. In addition, the integration agreements include the rules for the protection of balance of payments under the non-discrimination treatment and notification and compliance with the Charter of the IMF.
Regional integration agreements contain articles on protection of the rights and interests of foreign investors, taking into account the norms of international law and national investment policy.
However, RIAs in Western Hemisphere do not include some topics such as the promotion of foreign investments and attract key personnel that distinguishes their investment practice from the practice of RIAs in Asia-Pacific region.
Key words: investment regulation, regional integration agreements, Western Hemisphere, NAFTA, Mercosur, the Andean Community.
References
1. Kostyunina G.M. Inostranniye investitsii (teoriya i praktika zarubegnih stran): uchebnoye posobiye [The Foreign Investment (the Theory and Practice of Foreign States]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014. 304 p. (In Russian).
2. Kostyunina G.M. Integratsionnye protsessi v Zapadnom polusharii: monographiya [The Integration in the Western Hemisphere]. Moscow, MGIMO-University Publ., 2013. 317 p. (In Russian).
3. Kostyunina G.M. Sovremennie konseptsii formirovaniya zoni svobodnoy torgovli v Aziatsko-Tikhookeanskom regione [The Modern Concepts of Formation of Free Trade Area in the Asia Pacific]. Rossiyskiy vneshneeko-nomicheskiy vestnik [The Russian Foreign Economic Journal], 2011, no. 6, pp.31-42 (In Russian).
4. Kostyunina G.M., Adamchuk N.G., Baronov V.I. Yediniy vnutrenniy rinok Evropeyskogo souyza: uchebnoye posobiye [The Single Internal Market of the European Union]. Moscow, Magistr Publ., 2014. 383 p. (In Russian).
5. Platonona I.N. Megdunarodniye ekonomicheskiye otnosheniya v epoghu globalizatsii: uchebnoye posobiye [The International Economic Relations in the Era of Globalization]. PlatonovaI.N., LiventsevN.N., KostyuninaG.M., BuglayV.B. Moscow, Prospekt Publ., 344 p. (In Russian).
6. Simonova M.D. Problemi izmereniya pokazateley mejdunarodnoy torgovli v usloviyah globalizatsii [The Problems of Measurement Statistics of Foreign Trade in the Era of Globalization]. Voprosi statistiki, 2013, no. 1, pp. 69-74 (In Russian).
7. Turlay I.S. Regulirovaniye usloviy dopuska i osuchestvleniya inostrannyich investitsiy in regionalnich in-tegratsionnich soglasheniyach. [The Regulations of Admission and Functioning of Foreign Investment in the Regional Integration Agreements]. Ekonomika: vchera, segodnya i zavtra, no. 3-4, 2012, pp. 140-151. (In Russian).
8. Decision 291 Regime for the Common Treatment of Foreign Capital and Trademarks, Patents, Licensing Agreements and Royalties. The Commission Of The Cartagena Agreement. 1991. SICE - the Organization of American States Foreign Trade Information System Website. Available at: http://www.sice.oas.org/trade/ JUNAC/decisiones/dec291e.asp (accessed 08.12.2015)
9. Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC), Foreign Direct Investment in Latin America and the Caribbean, 2015 (LC/G.2641-P), Santiago, Chile, 2015. 139 p. Available at: http://repositorio. cepal.org/bitstream/handle/11362/38215/S1500534_en.pdf?sequence=4 (accessed 08.12.2015)
10. MERCOSUR/CMC/DEC. N° 11/94: Protocol on promotion and protection of investments coming from Non-Mercosur state parties. : Ministerio de Relaciones Exteriores, Paraguay, 1994. SICE - the Organization of American States Foreign Trade Information System Website. Available at: http://www.sice.oas.org/Trade/ MRCSR/colonia/pcolonia_p.asp (accessed 08.12.2015)
11. MERCOSUR Protocol of Colonia for the Promotion and Protection of Investments (1994). SICE - the Organization of American States Foreign Trade Information System Website. Available at: http://www.sice.oas. org/Trade/MRCSRS/Decisions/dec1194e.asp (accessed 08.12.2015)
12. North American Free Trade Agreement. Part Five: Investment, services and related matters. SICE - the Organization of American States Foreign Trade Information System Website. Available at: http://www.sice. oas.org/Trade/NAFTA/preamble.asp (accessed 08.12.2015)
13. UNCTAD Bilateral Statistics. United Nations Conference on Trade and Development. April 2014. Available at: http://unctad.org/en/Pages/DIAE/FDI%20Statistics/FDI-Statistics-Bilateral.aspx
14. World Investment Report 2014: Annex Tables. United Nations Conference on Trade and Development, Geneva, 2014. Available at: http://unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20Investment%20Report/Annex-Tables. aspx (accessed 08.12.2015)
About the author
Galina M.Kostyunina - Professor of the Department of International Economic Relations and Foreign Economic
Relations MGIMO-University, Doctor of Science (World Economy). E-mail: galina_kostynina@yahoo.com.