ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 378.24+614.252:616-053.2
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДО- И ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПЕДИАТРОВ
Гарас Н.Н., Билоус Т.М.
Буковинский государственный медицинский университет, Украина, Черновцы, пл. Театральная, 2
Резюме. В статье представлены результаты ретроспективного анализа успеваемости студентов VI курса медицинского факультета по специальности «Педиатрия» по педиатрическим дисциплинам и итогам сдачи экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-2», а также их результаты обучения в интернатуре по итогам сдачи экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-3». Показана целесообразность принципа преемственности в подготовке специалистов педиатрического профиля на до- и последипломном этапах в виде улучшения готовности к сдаче указанных экзаменов.
Ключевые слова: высшее медицинское образование, педиатрия, подготовка врачей.
CONTINUITY OF UNDER - AND POSTGRADUATE PERIODS IN THE TRAINING OF PEDIATRICIANS
Garas N.N., Bilous T.M.
Bukovinian State Medical University, 2, Theatre Square, Chernovtsi, Ukraine,
Abstract. The article presents the results of a retrospective analysis of the VI-year Medical Faculty students' performance in Pediatrics, the results of the «General medical training. Krok-2 » exam; and the results of internship training obtained through the «General medical training. Krok-3» exam. It was shown that the expediency of the continuity principle in the training of pediatric services specialists during under- andpostgraduate stages of education as the form of improved readiness to pass these exams.
Key words: higher medical education, pediatrics, training of doctors.
Введение
Медицинское образование, а именно, подготовка специалиста-врача, характеризуется определенными особенностями, поскольку основной целью обучения, в частности на клинических кафедрах, является овладение студентами практическими навыками и умениями [1, 3]. Одним из базовых принципов высшего медицинского образования является непрерывность, что призвано обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов медицинской отрасли, в частности врачей-педиатров [2, 4]. Целью исследования было оценить результаты изучения детских болезней и готовность к сдаче лицензированных экзаменов студентами и врачами-интер-
нами по специальности «Педиатрия» на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней Буковинского государственного медицинского университета.
Методика
Исследование проведено путем ретроспективного анализа результатов изучения детских болезней на до- и последипломном этапах обучения студентами и врачами-интернами по специальности «Педиатрия». Проанализированы результаты контроля знаний у 37 студентов во время обучения на VI курсе медицинского факультета по специальности «Педиатрия» (входной и заключительный уровень знаний по тестовым заданиям), а также результаты сдачи лицензированного экзамена «Общая врачебная
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
подготовка. Крок-2» (педиатрический субтест). У этих же лиц во время учебы в двухлетней интернатуре по специальности «Педиатрия» проведен анализ сдачи лицензированного экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-3» (педиатрический субтест). Результаты анализировались с использованием принципов описательной статистики.
Результаты и их обсуждение
По требованиям рабочей учебной программы изучения детских болезней на VI курсе предусматривается развитие клинического мышления будущего специалиста путем дифференциально-диагностического подхода по верификации заболеваний, составление диагностических алгоритмов и назначения индивидуализированных схем лечения на основе усвоенных на младших курсах знаниях, умениях и навыках с учетом действующих отечественных протоколов диагностики и лечения заболеваний в детском возрасте.
Исходный уровень знаний у студентов VI курса по результатам тестирования оказался невысоким и в среднем составил 49,8±2,1% правильных ответов, что свидетельствует о незначительной остаточности знаний по педиатрии с предыдущих курсов. Результаты заключительного тестирования продемонстрировали значительную положительную динамику и были достоверно выше (83,1±1,2%, р<0,05), чем при исходном тестировании. Непрерывная индивидуальная самостоятельная работа студентов
под контролем преподавателей при подготовке к сдаче лицензированного экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-2» позволила улучшить результат его сдачи в виде возможного увеличения количества правильных ответов педиатрического субтеста по сравнению с предыдущими двумя попытками (86,6±0,9%, р<0,05).
Анализируя результаты сдачи лицензированного экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-3», следует также отметить положительную тенденцию к увеличению доли правильных ответов педиатрического субтеста (87,0±2,2%, р<0,05), но без достоверных различий с результатами экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-2». Данный факт, по нашему мнению, объясняется практической ориентированностью обучения в интернатуре с совершенствованием практических умений и навыков и углублением теоретических знаний в узкопрофильном аспекте, что не отображается при решении тестовых заданий, ориентированных на все специальности по профилю «Медицина».
Выводы
Таким образом, преемственность подготовки специалистов педиатрического профиля на до- и последипломном этапах продемонстрировала эффективность в виде улучшения готовности к сдаче лицензированных экзаменов «Общая врачебная подготовка. Крок-2 и Крок-3».
Литература
1. Безруков Л.А. Сравнительный анализ дидактических методов повышения мотивации студентов к самостоятельной работе на кафедре педиатрии [Текст] / Л.А. Безруков, Н.К. Богуцкая, Е.К. Колоскова // Педиатрия на пороге третьего тысячелетия: сб. науч. тр., посв. 85-летию проф. Е.М. Витебского. - Донецк, 2007. - С. 172-176.
2. Ковальчук, Л.Я. Безперервне тслядипломне професшне навчання лiкарiв: перспективи i проблеми в анестезюлогп [Текст] / Л.Я. Ковальчук// Медична освгга. - 2008. - № 4. - С. 5-7.
3. Сисоева, С.О. Неперервна професшна осв^а: теорiя i практика [Текст] / С.О. Сисоева // Творчий розвиток особистосп в процес неперервно! професшно! осв^и; за ред. I.A. Зязюна, Н.Г.Ничкало. - Киев:, 2001. - Ч 1. - 391 с.
4. Хвисюк, О.М. Атестащя лiкарiв як лопчний етап безперервного професшного розвитку [Текст] / О.М. Хвисюк // Проблеми сучасно! медично! науки та освгги. - 2010. - № 1. -С. 15-18.