Научная статья на тему 'Преемственность до- и последипломного этапов обучения в подготовке специалистов-педиатров'

Преемственность до- и последипломного этапов обучения в подготовке специалистов-педиатров Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / ПЕДИАТРИЯ / PEDIATRICS / ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / TRAINING OF DOCTORS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Гарас Н. Н., Билоус Т. М.

В статье представлены результаты ретроспективного анализа успеваемости студентов 4 курса медицинского факультета по специальности «Педиатрия» по педиатрическим дисциплинам и итогам сдачи экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-2», а также их результаты обучения в интернатуре по итогам сдачи экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-3». Показана целесообразность принципа преемственности в подготовке специалистов педиатрического профиля на дои последипломном этапах в виде улучшения готовности к сдаче указанных экзаменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Гарас Н. Н., Билоус Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF UNDER - AND POSTGRADUATE PERIODS IN THE TRAINING OF PEDIATRICIANS

The article presents the results of a retrospective analysis of the VI-year Medical Faculty students’ performance in Pediatrics, the results of the «General medical training. Krok-2 » exam; and the results of internship training obtained through the «General medical training. Krok-3» exam. It was shown that the expediency of the continuity principle in the training of pediatric services specialists during underand postgraduate stages of education as the form of improved readiness to pass these exams.

Текст научной работы на тему «Преемственность до- и последипломного этапов обучения в подготовке специалистов-педиатров»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 378.24+614.252:616-053.2

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДО- И ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПЕДИАТРОВ

Гарас Н.Н., Билоус Т.М.

Буковинский государственный медицинский университет, Украина, Черновцы, пл. Театральная, 2

Резюме. В статье представлены результаты ретроспективного анализа успеваемости студентов VI курса медицинского факультета по специальности «Педиатрия» по педиатрическим дисциплинам и итогам сдачи экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-2», а также их результаты обучения в интернатуре по итогам сдачи экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-3». Показана целесообразность принципа преемственности в подготовке специалистов педиатрического профиля на до- и последипломном этапах в виде улучшения готовности к сдаче указанных экзаменов.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, педиатрия, подготовка врачей.

CONTINUITY OF UNDER - AND POSTGRADUATE PERIODS IN THE TRAINING OF PEDIATRICIANS

Garas N.N., Bilous T.M.

Bukovinian State Medical University, 2, Theatre Square, Chernovtsi, Ukraine,

Abstract. The article presents the results of a retrospective analysis of the VI-year Medical Faculty students' performance in Pediatrics, the results of the «General medical training. Krok-2 » exam; and the results of internship training obtained through the «General medical training. Krok-3» exam. It was shown that the expediency of the continuity principle in the training of pediatric services specialists during under- andpostgraduate stages of education as the form of improved readiness to pass these exams.

Key words: higher medical education, pediatrics, training of doctors.

Введение

Медицинское образование, а именно, подготовка специалиста-врача, характеризуется определенными особенностями, поскольку основной целью обучения, в частности на клинических кафедрах, является овладение студентами практическими навыками и умениями [1, 3]. Одним из базовых принципов высшего медицинского образования является непрерывность, что призвано обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов медицинской отрасли, в частности врачей-педиатров [2, 4]. Целью исследования было оценить результаты изучения детских болезней и готовность к сдаче лицензированных экзаменов студентами и врачами-интер-

нами по специальности «Педиатрия» на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней Буковинского государственного медицинского университета.

Методика

Исследование проведено путем ретроспективного анализа результатов изучения детских болезней на до- и последипломном этапах обучения студентами и врачами-интернами по специальности «Педиатрия». Проанализированы результаты контроля знаний у 37 студентов во время обучения на VI курсе медицинского факультета по специальности «Педиатрия» (входной и заключительный уровень знаний по тестовым заданиям), а также результаты сдачи лицензированного экзамена «Общая врачебная

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

подготовка. Крок-2» (педиатрический субтест). У этих же лиц во время учебы в двухлетней интернатуре по специальности «Педиатрия» проведен анализ сдачи лицензированного экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-3» (педиатрический субтест). Результаты анализировались с использованием принципов описательной статистики.

Результаты и их обсуждение

По требованиям рабочей учебной программы изучения детских болезней на VI курсе предусматривается развитие клинического мышления будущего специалиста путем дифференциально-диагностического подхода по верификации заболеваний, составление диагностических алгоритмов и назначения индивидуализированных схем лечения на основе усвоенных на младших курсах знаниях, умениях и навыках с учетом действующих отечественных протоколов диагностики и лечения заболеваний в детском возрасте.

Исходный уровень знаний у студентов VI курса по результатам тестирования оказался невысоким и в среднем составил 49,8±2,1% правильных ответов, что свидетельствует о незначительной остаточности знаний по педиатрии с предыдущих курсов. Результаты заключительного тестирования продемонстрировали значительную положительную динамику и были достоверно выше (83,1±1,2%, р<0,05), чем при исходном тестировании. Непрерывная индивидуальная самостоятельная работа студентов

под контролем преподавателей при подготовке к сдаче лицензированного экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-2» позволила улучшить результат его сдачи в виде возможного увеличения количества правильных ответов педиатрического субтеста по сравнению с предыдущими двумя попытками (86,6±0,9%, р<0,05).

Анализируя результаты сдачи лицензированного экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-3», следует также отметить положительную тенденцию к увеличению доли правильных ответов педиатрического субтеста (87,0±2,2%, р<0,05), но без достоверных различий с результатами экзамена «Общая врачебная подготовка. Крок-2». Данный факт, по нашему мнению, объясняется практической ориентированностью обучения в интернатуре с совершенствованием практических умений и навыков и углублением теоретических знаний в узкопрофильном аспекте, что не отображается при решении тестовых заданий, ориентированных на все специальности по профилю «Медицина».

Выводы

Таким образом, преемственность подготовки специалистов педиатрического профиля на до- и последипломном этапах продемонстрировала эффективность в виде улучшения готовности к сдаче лицензированных экзаменов «Общая врачебная подготовка. Крок-2 и Крок-3».

Литература

1. Безруков Л.А. Сравнительный анализ дидактических методов повышения мотивации студентов к самостоятельной работе на кафедре педиатрии [Текст] / Л.А. Безруков, Н.К. Богуцкая, Е.К. Колоскова // Педиатрия на пороге третьего тысячелетия: сб. науч. тр., посв. 85-летию проф. Е.М. Витебского. - Донецк, 2007. - С. 172-176.

2. Ковальчук, Л.Я. Безперервне тслядипломне професшне навчання лiкарiв: перспективи i проблеми в анестезюлогп [Текст] / Л.Я. Ковальчук// Медична освгга. - 2008. - № 4. - С. 5-7.

3. Сисоева, С.О. Неперервна професшна осв^а: теорiя i практика [Текст] / С.О. Сисоева // Творчий розвиток особистосп в процес неперервно! професшно! осв^и; за ред. I.A. Зязюна, Н.Г.Ничкало. - Киев:, 2001. - Ч 1. - 391 с.

4. Хвисюк, О.М. Атестащя лiкарiв як лопчний етап безперервного професшного розвитку [Текст] / О.М. Хвисюк // Проблеми сучасно! медично! науки та освгги. - 2010. - № 1. -С. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.