УДК 61(071.1):378.147
РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Гарас Н.Н.
Государственное высшее учебное заведение Украины «Буковинский государственный медицинский университет», Украина, Черновцы, пл. Театральная, 2
Резюме. В статье на основании результатов анонимного анкетирования студентов-выпускников медицинского вуза показаны заинтересованность респондентов к дистанционной форме обучения, активное использование элементов сервера дистанционного обучения Moodle (конспект и тестове задания) и целесообразность использования данной дистанционной формы для самоподготовки к практическим занятиям и лицензионному интегрированному экзамену «Крок - 2. Общая врачебная практика».
Ключевые слова: студенты, медицинский вуз, дистанционное обучение, самоподготовка.
ROLE OF DISTANCE EDUCATION ELEMENTS IN CLINICAL SUBJECTS TEACHING AT HIGHER MEDICAL SCHOOL
Garas N.N.
Higher State Educational Establishment of Ukraine «Bukovinian State Medical University», 2, Theatre Square, Chernovtsi, Ukraine
Abstract. The article presents results of the anonymous questioning of medical university graduates. The results reveal respondents' interest to the distance education and active applicaton of elements of distance educational server Moodle (synopsis and test tasks) and advisability of the distance form use for self-study to practical classes and license integrated exam «Krok - 2. General medical practice».
Key words: students, higher medical school, distance education, self-study.
Введение
Анализ известных форм получения образования показывает, что дистанционное обучение также является формой получения образования, наряду с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом. В дистанционном обучении используются традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого. К основным преимуществам дистанционного обучения можно отнести гибкость, модульность, паралельность, дальнодействие, асинхронность, массовость, рентабельность, социальность, интернацилналь-ность [2]. Развитие дистанционного обуче-
ния обусловлено социальным заказом -ускоренной сменой технологий производств, требующих практически непрерывного переобучения персонала; внедрением сложных систем и технологий при ограниченном количестве преподавателей; невозможностью отрывать от производства на длительный срок для переобучения большое количество специалистов; необходимостью охвата обучением и воспитанием самого широкого круга населения [1,
5].
Сейчас в учебном процессе широко используются сетевые информационно-коммуникационные технологии, что определено приоритетным направлением развития современного образования [4]. В настоящее время дистанционное обучение получает все большее распространение и охватывает в наибольшей степени высшее
образование, повышение квалификации разного уровня с использованием проблемно-ориентированных современных образовательных технологий [5].
В то же время следует почеркнуть, что поскольку основной целью обучения на клинических кафедрах является овладение студентами практическими навыками и умениями [3], не может быть одинаков объем внедрения электронного общения на клинических и теоретических кафедрах, до- и последипломных этапах подготовки врачей и провизоров. Профессия врача относится к профессиям типа «человек - человек». Электронное общение никогда не заменит обычного человеческого общения. Виртуальное общение никогда не заменит живой контакт между врачом и пациентом, поэтому одной из задач педагогического процесса в медицинском университете является воспитание навыков этого общения у студентов. Электронная связь может быть лишь дополнительным элементом. Это же положение касается и взаимодействия между преподавателем и студентом. [6]. Таким образом, активный процесс внедрения дистанционных технологий обучения с заменой очных форм более целесообразен на этапе последипломного образования медиков, в структуре додипломного образования данная форма может служить как дополнительная к практическим и семинарским занятиям [5].
Целью работы было проанализировать целесообразность сервера дистанционного обучения Moodle в подготовке студентов-выпускников медицинского университета к практическим занятиям по клиническим дисциплинам и лицензионному интегрированному экзамену «Крок - 2. Общая врачебная практика».
Методика
По завершении изучения дисциплины «Педиатрия, детские инфекции» путем анонимного анкетирования опрошено 45 студентов 4-х академических групп VI курса специальности «Лечебное дело» ВГОУ «Буковинский государственный медицинский университет» (БГМУ). Гендерное распределение показало незначительное преимущество женского пола (64,4%), по-
давляющее большинство студентов не вступали в брак (80%). Две трети (62,2%) человек учились за счет средств госбюджета, остальные (37,8%) - на условиях контракта за средства физических и юридических лиц, большинство студентов были жителями сельской местности (57,8%). Во время учебы почти половина (48,9%) проживала в общежитиях, 22,2% опрошенных снимали отдельные комнаты в частных домах, еще 13 человек (28,9%) проживали в городе Черновцы.
План проведения занятия предусматривал самостоятельную работу выпускников в клинике у постели больного с целью усовершенствования базовых практических навыков и умений, а также разбор теоретических вопросов с использованием тематических наборов тестовыз заданий базы государственного лицензионного интегрированного экзамена (ЛИЭ) «Крок - 2. Общая врачебная практика», иллюстрированных ситуационных задач и результатов дополнительных методов обследования.
С целью улучшения подготовки студентов к занятиям в БГМУ разработан и внедрен сервер дистанционного обучения МооШе, доступ к которому возможен для каждого студента университета. Наполнение сервера дистанционного обучения проводится в соответствии с тематикой практических и семинарских занятий по курсам ответственными преподавателями кафедр. Обязательными элементами каждого курса является методическая разработка (с указаниями актуальности темы, продолжительности занятия и его учебных целей, контрольных вопросов и рекомендуемой литературы), конспект темы занятия, фото- и видеоматериалы, тестовые задания для самоподготовки и глоссарий.
Статистический аналих полученных результатов проводили с использованием методов вариационной статистики. Для оценки взаимного влияния основных факторов использовали многофакторный корреляционный аналих.
Результаты и их обсуждение. Большинство опрошенных студентов (75,6%) имеют возможность постоянного доступа к сети Интернет и постоянного пользования
сервером дистанционного обучения в условиях общежития или квартиры. Несмотря на отсутствие постоянного доступа к сети Интернет в четверти респондентов (24,4%), в большинстве - студенты вне общежитий (поскольку общежития обеспечены беспроводным доступом к сети), все опрошенные оказались зарегистрированными участниками курса по педиатрии и детским инфекциям, что свидетельствует, наверное, об интересе шестикурсников к дистанционным средствам обучения. Одновременно регулярно используют ресурсы курса перед каждым практическим занятиям лишь две трети студентов, что объясняется недостаточной мотивацией к обучению.
Более половины респондентов (55,6%) используют сервер дистанционного обучения Moodle для самостоятельного тестирования с целью подготовки к государствен-
ному лицензионному интегрированному экзамену «Крок - 2. Общая врачебная практика». Значение указанной дистанционной формы подготовки возрастает в случае размещения на сервере актуальной базы тестов (используют 66,7% опрошенных) и электронных вариантов буклетов прошлых лет (60%). Кроме того, 80% студентов - выпускников данный вариант дистанционной формы обучения считают наиболее удобным и оптимальным для подготовки к занятиям. Материалами лекций, в основном, пользуются при подготовке к занятиям студенты, которые не имеют постоянной возможности доступа к серверу дистанционного обучения (г= -0,36, р>0,02).
Наиболее часто посещаемыми элементами курсов сервера дистанционного обучения Moodle оказались конспекты и тестовые задания (рисунок).
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
92
20 / И
644
/_/I
20
2,2
-V7
конспект фото видеолекции тестовые задания глоссарий
иллюстрации
□ Элементы курсов сервера дистанционного обучения
Посещаемость студентами элементов сервера дистанционного обучения Moodle
Рис.
С целью подготовки к государственному лицензионному интегрированному экзамену «Крок - 2. Общая врачебная практика» обязательное тестирование на сервере дистанционного обучения Moodle как допуск к сдаче итогового модульного контроля признало целесообразным незначительное большинство респондентов (51,1%), что может свидетельствовать об
осознании студентами необходимости определенной стимуляции к активному учебному самосовершенствованию. Другая часть респондентов (48,9%) с недостаточной мотивацией к учебному процессу, в частности, низкой самооценкой практической самоподготовки по педиатрии (г=0,31, р>0,04) и несистематическим использованием ресурсов сервера дистанци-
онного обучения при подготовке к занятиям (г=0,30, р>0,04), считают обязательное тестирование на сервере дистанционного обучения Moodle в структуре итогового контроля нецелесообразным.
Следует отметить, что шестикурсники сознательно предпочитают использование дистанционной формы обучения во внеурочное время, в частности, целесообразной работу на сервере дистанционного обучения Moodle во время аудиторных занятий считает лишь каждый четвертый (26,7%). Тестирование по базе государственного лицензионного интегрированного экзамена «Крок - 2. Общая врачебная практика», в т.ч. на сервере дистанционного обучения Moodle, уступает по важности, по мнению выпускников, таким элементам практического занятия, как овладение навыками и
умениями в отделениях клиники под контролем преподавателя (71,1%), отработка практических навыков и умений на тренажерах и манекенах (35,6%) с обсуждением теоретических вопросов темы занятия во время разбора клинических случаев (53,3%).
Выводы
Таким образом, сервер дистанционного обучения Moodle является наиболее удобной и оптимальной формой внеаудиторной подготовки к экзамену «Крок-2. Общая врачебная практика» и практическим занятиям. Использование дистанционной формы обучения считается целесообразным во внеурочное время как важный элемент самоподготовки.
Литература
1. Joshi, A., Novaes, M.A., Iyengar, S. et al. Evaluation of a tele-education programme in Brazil [Текст]. J. Telemed. Telecare. 2011; 17: - С. 341-345.
2. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [Текст]. М.: Издательство МЭСИ, 1999.
3. Безруков, Л.А., Богуцкая, Н.К., Колоскова, Е.К. Сравнительный анализ дидактических методов повышения мотивации студентов к самостоятельной работе на кафедре педиатрии [Текст]. В сб. «Педиатрия на пороге третьего тысячелетия», посв. 85-летию проф. Е.М. Витебского. Донецк, 2007: - С. 172-176.
4. Бойчук, Т.М., Геруш, 1.В., Ходоровський, В. М. Досвщ впровадження шформацшно-комушкацшних технологш в навчальному процес Буковинського державного медич-ного ушверситету [Текст]. Мат-ли Всеукр. навчально-науково'1 конф. «Впровадження нових технологий за кредитно-модульно'1 системи оргашзацп навчального процесу у ВМ(Ф)НЗ III-IV рiвнiв акредитацп». Тернопшь, 15 квггня 2012: - С. 15-17.
5. Симонова, Е.Г., Белозерова, Е.А. Телеобучение в профессиональной подготовке медицинских работников в области эпидемиологии [Текст]. В сб. материалов Всеросс. науч-но-практ. конф. «Актуальные проблемы эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней в России и странах ближнего зарубежья». Самара, 2006: - С. 187-188.
6. Снежицкий, В.А. Использование информационных образовательных технологий и электронных средств обучения в вузе [Текст]. Мат-лы научно-метод. конф. Гродно, 2011: - С. 3-5.