УДК 378.046-021.64-054.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ИНТЕГРИРОВАННОМУ ЭКЗАМЕНУ Гарас Н.Н.
Буковинский государственный медицинский университет, Украина, Черновцы, пл. Театральная, 2 Резюме. В статье проведен анализ эффективности дистанционных элементов в теоретической самоподготовке выпускников медицинских вузов, граждан иностранных государств, путем тестирования при изучении педиатрических дисциплин. Показана достоверная положительная динамика теоретической подготовки по результатам компьютерного тестирования иностранных студентов, что обуславливает целесообразность внедрения дистанционных элементов обучения как внеаудиторных элементов обучения и подготовки к сдаче государственного лицензионного интегрированного экзамена «Krok 2. Medicine».
Ключевые слова: медицинское образование, тестирование, государственный лицензионный интегрированный экзамен, педиатрия
THE USE OF INFORMATIVE AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES FOR TRAINING INTERNATIONAL STUDENTS TO PREPARING FOR STATE INTEGRATED EXAMINATION Garas N.N.
Bukovinian State Medical University, 2, Theatre Square, Chernivtsi, Ukraine
Summary. The article presents the analysis of the distance elements effectiveness in the theoretical self-training of the graduates of medical universities, citizens of foreign countries, by testing during the study of pediatric disciplines. The article shows reliable positive dynamics of the theoretical training based on the results of foreign students testing, which makes it advisable to introduce distance learning elements as extracurricular elements of training and preparation to the state licensing integrated examination "Krok 2. Medicine".
Key words: medical education, testing, state licensing integrated examination, pediatrics.
Введение. В последние годы развития медицинского образования все большее значение начинают приобретать проблемы, связанные с обучением иностранных студентов. Актуальность «конвертируемости» медицинского образования связана как с экономическими, так и с миграционными, социокультурными и другими причинами. Однако на сегодня нет достаточного количества серьезных исследований, которые бы позволили провести объективную оценку существующих методов преподавания иностранным студентам, их обучения. Особенно острой является потребность в разработке новых методов объективного обучения и тестирования, которые бы обеспечили значительный прогресс в направлении профессионально ориентированного клинического оценивания на всех уровнях и этапах обучения и практики [1,2].
В настоящее время дистанционное обучение получает все большее распространение. Этот вид обучения охватывает в большей степени высшее образование, повышение квалификации различного уровня с использованием проблемно-ори-
ентированных современных образовательных технологий [2,3]. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента [4]. В то же время медицинское образование, в частности, подготовка специалиста-врача, характеризуется определенными особенностями, поскольку основной целью обучения, в первую очередь, на клинических кафедрах, является овладение студентами практическими навыками и умениями [5].
Наряду с этим, с целью контроля уровня теоретических знаний выпускников в педагогическом процессе высших медицинских учебных заведений разных стран широко внедрены стандартизированные лицензионные тестовые экзамены. В частности в Украине, по результатам лицензированного экзамена «Крок-2» (для англоязычных студентов - «Krok 2. Medicine») оценивается умение выпускников высших медицинских учебных заведений III-IV уровней аккредитации использовать знания по основным медицинским клиническим дисциплинам.
В подготовке к упомянутым экзаменам внедрение тестирования стало одной из частых методик контроля знаний студентов, в т.ч. иностранных. Дискуссии о позитивах и негативах тестирования в высшей школе длятся довольно долго. В повседневной практике контроля знаний использование систем тестирования позволяет повысить его качество контроля, снизить долю субъективизма в процессе контроля знаний, сократить время для проведения зачетов и экзаменов. Кроме того это помогает существенно повысить заинтересованность студентов в результатах обучения, осуществить на практике принцип единства требований к уровню знаний, получить более объективную информацию об овладении студентом определенными знаниями и умениями, соотнести эти данные с задачами обучения для своевременной коррекции процесса усвоения новых знаний.
Основное отличие традиционных контрольных заданий от тестовых заданий состоит в том, что последние всегда предполагают измерение с использованием специальной шкалы (матрицы). В связи с этим оценка, выставляемая по результатам тестирования, отличается в большей степени объективностью и независимостью от возможного субъективизма преподавателя. Стандартная форма заданий при этом обеспечивает оперативность в работе и легкость подсчета результатов [6].
В то же время к недостаткам тестирования можно отнести длительность и трудоемкость разработки тестов, необходимость конфиденциальности для обеспечения объективности результатов тестирования, вероятность «угадывания» правильных ответов, необходимость устранения некорректных заданий после каждого тестирования [7].
Целью работы было проанализировать эффективность дистанционных элементов самоподготовки выпускников, граждан иностранных государств, путем анализа динамики уровня теоретических знаний во время тестового контроля по педиатрическим дисциплинам.
Методика. Проведен анализ динамики теоретической подготовки 51 студента-иностранца VI курса специальности «Лечебное дело» по модулю «Детские инфекционные болезни» дисциплины «Педиатрия, детские инфекции» в Высшем государственном учебном заведении «Буковинский государственный медицинский университет» в XI семестре 2016-17 учебно-
го года. Анализ осуществлялся по результатам исходного и заключительного компьютерного тестирования на первом и последнем практическом занятии модуля соответственно. Для тестирования использовались тестовые задания формата «Krok 2. Medicine», сформированные из буклетов предыдущих лет и открытого банка тестов.
Результаты и их обсуждение. Нами проведен анализ персональной активности указанных студентов в использовании электронного учебного курса по детским инфекциям, который размещен на сервере дистанционного обучения на основе использования среды «MOODLE» (Modular Object Oriented Distance Learning Environment). Структура электронного учебного курса предполагает наличие ресурсов, предназначенных для студентов (электронные конспекты, методические указания для подготовки к практическому занятию, рисунки, видео, аудио, презентации и т.д.), а также ресурсы, обеспечивающие закрепление изученного материала, формирования умений и навыков, самооценки и оценки учебных достижений студентов (задания, тестирования).
Средний процент правильных ответов при исходном тестировании составил 58,3±2,2%, что определенным образом отражало «выживание знаний» после изучения родственного модуля на V курсе. Кроме ретроспективного фактора этому показателю оказались присущи прогностические характеристики результатов текущей и итоговой учебной деятельности студентов уже на выпускном курсе, что подтверждалось обнаруженными достоверными положительными взаимосвязями с балльной оценкой текущей успеваемости (r=0,8, p<0,05) и итогового модульного контроля (r=0,72, p<0,05).
В течение учебного модуля подготовка студентов к заключительному тестированию проводилась путем обсуждения вопросов тем практических занятий и самоподготовки на сервере дистанционного обучения, где, после учебных материалов по каждому занятию, присутствуют 20 тематически распределенных тестовых вопросов для самоконтроля.
Результаты заключительного тестирования, которое является элементом итогового модульного контроля, показали достоверную положительную динамику теоретической самоподготовки, в частности, средний процент верных ответов составил 84,7±1,5% (p<0,05), что соответствую-
щим образом ассоциировало с текущей успеваемостью студентов-иностранцев (г=0,64, р<0,05).
Следует отметить, что большинство шести-курсников-иностранцев сознательно предпочитают работать на сервере дистанционного обучения во внеурочное время в виде самоподготовки к практическим занятиям (73,3%). Целесообразность работы на сервере во время аудиторных занятий уступает по важности, по мнению выпускников, таким элементам практического занятия, как овладение навыками и умениями в отделениях клиники под контролем преподавателя (69,1%), овладение практическими навыками и умениями на тренажерах и манекенах (33,5%), обсуждение теоретических вопросов темы занятия во время разбора клинических случаев
ЛИТЕРАТУРА
(63,8%). Дискретный персональный анализ использования различных ресурсов электронного учебного курса показал наличие достоверной прямой корреляционной связи полноты использования электронных конспектов тем занятий и результатов заключительного тестового контроля (r=0,72, р<0,05)
Выводы.Таким образом, достоверная положительная динамика теоретической подготовки по результатам компьютерного тестирования показала эффективность дистанционных элементов обучения выпускников, граждан иностранных государств, как внеаудиторных элементов обучения и подготовки к сдаче государственного лицензионного интегрированного экзамена «Krok 2. Medicine».
1. Симонова Е.Г., Белозерова Е.А. Телеобучение в профессиональной подготовке медицинских работников в области эпидемиологии // В сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней в России и странах ближнего зарубежья». - Самара, 2006. -С. 187-188.
2. Joshi A., Novaes M. A., Iyengar S. et al. Evaluation of a tele-education programme in Brazil / J. Telemed. Telecare. — 2011. -Vol. 17, № 7. — P. 341-345.
3. Михайлова Ю.В. Актуальне вопросы кадрового обеспечения организаций системы здравоохранения / М.: Система здравоохрнения и кадры. - 2005. - 134с.
4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.
5. Сравнительный анализ дидактических методов повышения мотивации студентов к самостоятельной работе на кафедре педиатрии / Л.А. Безруков, Н.К. Богуцкая, Е.К. Колоскова [и др.] // Сб. «Педиатрия на пороге третьего тысячелетия», посв. 85-летию проф. Е.М. Витебского. - Донецк, 2007. - С. 172-176.
6. Габбасова И.Н. Обзор основных преимуществ тестовой технологии контроля знаний / Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/15045
7. Пачурин Г.В., Тюмина Н.С., Шевченко С.М. Анализ тестирования как средства контроля знаний обучающихся / Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4 [Электронный ресурс]. URL:https://www.science-education. ru/ru/article/view?id=26716