АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 343.85:004.738.5
К. В. Диденко, Н. В. Демченко
Предупреждения распространения идеологии терроризма и экстремизма в сети Интернет
В статье рассматриваются фундаментальные направления предупреждения распространения идеологии терроризма и экстремизма в сети Интернет. Сформулированы основные задачи органов внутренних дел в сфере предупреждения терроризма. Освещены вопросы привлечения к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством РФ.
The article deals with the main aspects of the prevention of terrorist and extremism ideology proliferation by means of the Internet. The main tasks of internal Affairs bodies in the sphere of terrorism prevention. About bringing to justice the subjects of terrorist activities in accordance with the legislation of the Russian Federation.
Ключевые слова: предупреждение, терроризм, экстремизм, сеть Интернет.
Key words: prevention, terrorism, extremism, Internet.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе путем постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма и других преступных посягательств. Предупреждение распространения идеологии терроризма в сети Интернет - необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Предупреждение преступности буквально означает предохранение граждан, общества и государства от преступных посягательств. Предупреждение неотделимо от пресечения, так как противодействие терроризму
© Диденко К. В., Демченко Н. В., 2017
247
предусматривает создание единой скоординированной системы антитеррора, функционирование которой основывается на базе хорошо налаженного механизма информационно-прогностического, правового, организационного и психологического обеспечения. Следует выделить несколько основных направлений предупредительной работы в современной России:
1) координация антитеррористической деятельности правоохранительных органов как внутри России, так и в рамках СНГ;
2) совершенствование законодательной базы;
3) создание и совершенствование специализированных служб по борьбе с терроризмом, в первую очередь под эгидой МВД, ФСБ;
4) создание единой информационно-прогностической системы учетов;
5) пресечение незаконного оборота взрывчатых веществ, взрывных устройств, боеприпасов и оружия;
6) пропагандистское обеспечение антитеррористических действий правоохранительных органов и специальных служб [1, с. 440].
Деятельность правоохранительных органов по предупреждению терроризма предполагает два этапа соответствующей превентивной работы, проводимой: 1) на ранней стадии, т. е. при формировании и оформлении замысла террористов и подготовке ими конкретных противоправных акций; 2) на стадии начала активных действий.
На стадиях приготовления к террористическому посягательству совершаются многие общеуголовные преступления, такие как хищения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконные приобретение, хранение оружия, взрывчатых, токсичных, радиоактивных и других веществ, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористического акта. Кроме того, значительные группы и даже слои населения вовлекаются в различные негативные криминогенные процессы [5, с. 157].
Перечисленные обстоятельства остро ставят вопрос о необходимости раннего предупреждения терроризма. Оно заключается в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо благоприятствуют реализации террористических намерений. Предупреждение терроризма должно осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, т. е. на тех этапах, когда формируется террористическая мотивация.
На первом этапе изучаются и анализируются: а) негативные процессы, происходящие в сфере социальных, экономических, политических, национальных отношений, в деятельности организаций, фронтов и объединений, их
248
отдельных групп и представителей; б) причины и факторы, способствующие развитию террористических тенденций. Происходит сбор, накопление и обобщение данных о деятельности группировок и отдельных лиц, вынашивающих террористические цели. Большое значение приобретает четкая организация информационной и аналитической работы. Эффективность предупреждения преступной деятельности террористов во многом обусловливается правильной оценкой собранной информации.
В настоящее время к системе «ИНПОЛ» подключено более 4 тыс. терминалов. В память компьютерной системы заложены данные более чем на 3 млн лиц. Положительную роль в предупреждении терроризма сыграло взаимодействие полиции и разведслужб европейских стран и США, которое началось с обмена имеющейся информацией. В США разработана специальная программа «ТИМС» (Информационная система против терроризма) для микрокомпьютеров, которая позволяет полицейским проанализировать и оценить степень риска, а также подготовить план контрмер. Программа включает в себя сведения почти о тысяче террористических инцидентов, которые ранее имели место, и набор готовых решений по организации профилактических операций против террористов. Через интерфейсы полицейские управления имеют доступ в Национальный центр уголовной информации ФБР, где прием и обработка сообщений осуществляются со скоростью 35 секунд. Таким образом, успешно решается основная задача Национального центра - повышение эффективности работы правоохранительных органов посредством оперативной обработки и обмена информацией [6, с. 39-43].
На втором этапе деятельности правоохранительных органов основное внимание должно уделяться недопущению дальнейшего развития актов терроризма. Здесь важно быстрое реагирование на складывающуюся оперативную обстановку с прогнозированием развития событий и вариантов вероятных предупредительных действий. По мере того, как предупредительная деятельность получает правовую и теоретическую базу, ее функции становятся все более многогранными, появляются возможности углубленного исследования явлений, составляющих ее предмет.
Исходя из сказанного, сформулируем основные задачи предупреждения терроризма: выявление и устранение причин и условий, способствующих росту и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством РФ; поддержание в состоянии постоянной
249
готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности объектов террористических посягательств, в том числе объектов жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий [3].
К числу мер по профилактике терроризма следует отнести:
- нормализацию общественно-политической обстановки, разрешение социальных конфликтов, снижение уровня социально политической напряженности, укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами и другими компетентными органами иностранных государств;
- оздоровление экономики регионов Российской Федерации и обеспечение социальной защиты населения;
- реализацию принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, финансирование терроризма, а также регулирование миграционных процессов;
- разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму;
- пропаганду социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога;
- совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористических атак и улучшение технической оснащенности органов, осуществляющих противодействие терроризму.
Таким образом, предупреждение террористической деятельности представляет собой систему названных нами разноплановых мер по недопущению террористических преступлений путем раннего выявления и устранения причин и условий, порождающих терроризм.
Практически все крупные международные террористические структуры широко используют Интернет в информационно-пропагандистских акциях, ориентированных на молодежь [2, с. 51].
Анализ информационной обстановки в Сети показывает, что контент основных интернет-ресурсов по продвижению идеологии терроризма носит
250
наступательный, агрессивный характер, отличается хорошей теоретической базой, продуманным спектром методов управляемого информационно-психологического воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов. Интернет сегодня превратился в мощный инструмент манипуляции сознанием и поведением молодых людей, способный эффективно влиять на общественное мнение как в России, так и за рубежом. Он предоставляет молодежным экстремистским объединениям новые возможности по обеспечению формирования автономных ячеек. В виртуальном пространстве осуществляется управление деятельностью автономных групп, проводится идеологическая работа, сбор средств, а также непосредственная подготовка к совершению экстремистских акций [6, с. 43-49].
Одной из главных задач, решаемых экстремистскими и террористическими объединениями с помощью Интернета, является как можно более широкое освещение своих акций с привязкой их к идеологическим установкам и устрашением общества. Прекращение деятельности таких интернет-ресурсов зачастую невозможно в силу правовых и юридических сложностей, а иногда малоэффективно, так как их место быстро занимают новые.
Также следует отметить положительный опыт проведения обсуждения актуальных проблем противодействия идеологии экстремизма и терроризма с использованием возможностей Сети в формате интернет-семинаров. Возможности для увеличения емкости аудитории при этом практически не ограничены и зависят лишь от предварительной информированности его потенциальных участников. Как отмечают специалисты по противодействию экстремизму и терроризму в сети Интернет, следует активнее использовать возможности социальных сетей для проведения на регулярной основе активных пропагандистских и контрпропагандистских акций [4]. При этом необходим корректный, уважительный формат взаимоотношений с теми активными блогерами, которые инициативно готовы помогать государству и обществу в информационном противоборстве с идеологами терроризма. Тщательнее следует работать и с теми представителями блогосферы, которые еще «не определились» и не попали под влияние т.н. интернет-имамов. Предлагаемый им информационный продукт или контрпропагандистские материалы должны заинтересовать блогера, и тогда он сам захочет доставить их своим читателям.
Обобщение и анализ положительного опыта противодействия идеологии терроризма в сети Интернет позволяет сделать вывод для того чтобы эффективно противостоять его влиянию на наиболее уязвимые категории людей, прежде всего молодежь, необходимо формирование и функционирование на постоянной основе популярных и доступных для нее интернет-
251
ресурсов, посредством которых возможен постоянный и откровенный диалог в близкой и привычной для молодых людей манере. В целях размещения и обновления материалов с антитеррористическим контентом, ориентирующих на категорическое неприятие идеологических основ экстремизма и терроризма, развенчание и дискредитацию установок их идеологов, а также для формулирования контрпропагандистских аргументов, агитационных призывов и лозунгов, подбора методики и приемов ведения диалога и полемики следует активно задействовать возможности созданных экспертно-консультативных советов и постоянно действующих рабочих групп по информационному противодействию идеологии терроризма.
Список литературы
1. Киреев М.П., Баклицкий К. А. Организация предупреждения терроризма и экстремизма в современной России // Пробелы в российском законодательстве: юрид. журн. - № 2. - 2008. - С. 439-441.
2. Литвиненко С.А., Кориков А.У. Распространение идеологии экстремизма и терроризма в сети Интернет // Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи: материалы науч.-практ. конф. 26-27 нояб. М., 2015.
3. О Концепции противодействия терроризму в РФ: указ Президента РФ от 5 окт. 2009 г. // Рос. газета. - 2009. - № 5022. - 20 окт.
4. Противодействие идеологии терроризма в сети Интернет [Электронный ресурс]. - URL: https://11.xn--b1aew.xn--p1ai/Protivodejstvie_ideologii_terrorizma_v_s (дата обращения 01.03.2017).
5. Религии и экстремизм. Способы и методы противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы: сб. материалов межведомств. межвуз. круглого стола с междунар. участием (28 июня 2016 г., Москва) / под общ. ред. проф. А.В. Быкова; ФКУ НИИ ФСИН России. - М.: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2017. -255 с.
6. Чурилов С.А., Быкадорова А.С. О противодействии распространения и профилактике радикальных идеологий в молодежной среде и сети Интернет // Обзор. НЦПТИ. - № 8. - 2016. - С. 39-43.
УДК 342.9:656
О. В. Панфилова, М. М. Старосельцева
Направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению транспортной безопасности
В статье рассматриваются основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению транспортной безопасности. Перечислены и проанализированы права и обязанности, а также основные полномочия органов внутренних дел в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Исследованы нормативные правовые акты, которые регулируют деятельность органов внутренних дел на транспорте.
The article examines the main lines of activity of the internal affairs bodies in ensuring transport security. The rights and responsibilities, as well as the main powers of the internal affairs bodies in the sphere of ensuring public order and public safety at the objects of transport infrastructure and vehicles, are listed and analyzed. The regulatory legal acts that regulate the activity of the internal affairs bodies in transport are investigated.
Ключевые слова: деятельность ОВД, транспортная безопасность, безопасность на объектах транспортной инфраструктуры, транспортные средства, линейные отделы (отделения) Министерства внутренних дел, права и обязанности полиции.
Key words: ATS operations, transport safety, security at transport infrastructure facilities, vehicles, line departments (offices) of the Ministry of Internal Affairs, police rights and duties.
Обеспечение транспортной безопасности для Российской Федерации имеет большое значение для многих стран мира, в том числе и России. Эту проблему, безусловно, усложняют такие факторы, как наличие огромной территории; функционирование всех существующих видов транспорта; географическое положение страны и т. д. Исходя из этого, эффективность деятельности органов внутренних дел играет существенную роль в обеспечении транспортной безопасности.
Министерство внутренних дел Российской Федерации наделено широкими полномочиями в сфере обеспечения общественного порядка и обще-
© Панфилова О. В., Старосельцева М. М., 2017
253