Научная статья на тему 'Организационно-правовые вопросы информационного противодействия терроризму в Российской Федерации'

Организационно-правовые вопросы информационного противодействия терроризму в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
448
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / INFORMATIONAL COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лопаткин Николай Юрьевич, Чирков Григорий Сергеевич

Данная статья представляет собой попытку обобщения теории и практики организационно-правовых аспектов информационного противодействия терроризму в Российской Федерации. В статье авторами рассматривается сущность информационного противоборства, возрастание его значения в современных условиях, обосновывается необходимость предупреждения терроризма путем противодействия террористической идеологии, пропаганде и радикализации российского общества, также выделяются основные направления информационной борьбы с данным явлением. Предлагаются конкретные меры в рамках выделенных направлений информационного противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лопаткин Николай Юрьевич, Чирков Григорий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal(Law)-organizing issues of the informational counterterrorism activity in Russian Federation

This article deals with the generalization of theory and practice of legal-organizing issues of the informational counterterrorism activity in Russian Federation. The authors consider the point of the informational counteraction, the increasing of its importance under present-day conditions. They also prove the necessity of terrorism prevention by counteract against terrorism ideology, propaganda and radicalization of Russian society. The authors describe guidelines for informational struggle against such actions. They also propose certain informational measures to combat terrorism.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые вопросы информационного противодействия терроризму в Российской Федерации»

Информатизация

Н.Ю. Лопаткин, Г.С. Чирков

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данная статья представляет собой попытку обобщения теории и практики организационно-правовых аспектов информационного противодействия терроризму в Российской Федерации. В статье авторами рассматривается сущность информационного противоборства, возрастание его значения в современных условиях, обосновывается необходимость предупреждения терроризма путем противодействия террористической идеологии, пропаганде и радикализации российского общества, также выделяются основные направления информационной борьбы с данным явлением. Предлагаются конкретные меры в рамках выделенных направлений информационного противодействия терроризму.

Ключевые слова: терроризм, идеология, информационное противодействие.

Вопросы информационного противоборства в последнее время привлекают все большее внимание специалистов в области информационного права, документоведения и управления в целом. Прежде всего это связано с тем, что информация различного рода так или иначе влияет на деятельность людей и коллективов, меняя их поведение. Тщательно подобранные и определенным способом предоставленные сведения могут оказывать воздействие на социальные процессы как в положительном, так и в отрицательном отношении. На данный момент особую актуальность для российского общества и всего мира представляют организационно-правовые аспекты информационного противодействия терроризму, поскольку терроризм как угроза приобрел глобальный характер.

© Лопаткин Н.Ю., Чирков Г.С., 2011

В настоящее время можно констатировать, что в результате последовательных действий сил правопорядка в России удалось снизить остроту террористических угроз. Теперь можно говорить о том, что бандподполье освобождено от одиозных личностей и не способно на масштабные акции. Принятые решения о формировании принципиально новой системы противодействия терроризму во главе с Национальным антитеррористическим комитетом (далее - НАК) дают свои плоды1. Но общий фон террористической активности в России остается еще высок и всячески поддерживается силами международного терроризма.

Зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствует о том, что силовые методы могут лишь на время устранить угрозу совершения террористического акта, но эта угроза будет сохраняться, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма2. Ключевыми звеньями этой системы являются идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, а также организация возможности ознакомления с ней (т. е. информация определенного рода и способы ее распространения).

Поэтому главную опасность, и это признают все наши партнеры по антитеррористической деятельности, представляет идеология терроризма, распространяемая через Интернет, через проповеди духовенства под прикрытием ислама фундаментального толка, через неофициальные сектантские учебные заведения, лагеря подготовки террористов3. Все это говорит о том, что идет напряженное информационное противоборство Российского государства с пропагандой терроризма, в рамках которого преступники путем активного воздействия на информационную сферу нашей страны стремятся решить противоправные задачи, регенерировать собственную инфраструктуру и вовлечь в свои ряды новых сторонников.

Руководство нашего государства уделяет серьезное внимание проблеме информационного противодействия терроризму в Российской Федерации. Так, 19 февраля 2005 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был утвержден «План мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности». 7 апреля 2005 г. в Комитете по культуре Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации были проведены парламентские слушания «Культура против терроризма. Законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом». 6 июня 2006 г. состоялось совещание у первого заместителя Председателя Правительства Российской

Федерации Д.А. Медведева «О взаимодействии с мусульманскими религиозными организациями».

6 июня 2007 г. на 8-м заседании НАК был рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах по повышению эффективности противодействия идеологии терроризма», создана Межведомственная рабочая группа по противодействию идеологии терроризма (далее МРГ) и предложен комплекс системных мер организационного, правового и методологического характера по противодействию идеологии терроризма и экстремизма. Организована целенаправленная комплексная информационно-пропагандистская деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму.

Целью деятельности является снижение до минимума уровня радикализации населения и создание условий для устранения предпосылок распространения террористической и экстремистской идеологии в нашей стране. Основные задачи:

- формирование механизмов защиты информационного пространства и населения Российской Федерации от пропаганды терроризма и экстремизма;

- совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей мобилизацию органов государственной власти, общественных организаций, научных, деловых и творческих кругов для реализации антитеррористических мер;

- формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма.

Деятельность НАК по противодействию пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутированию террористами населения носит общий, универсальный характер. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей обстановки в каждом регионе осуществляют разработку собственных планов (программ), в которых, в частности, предусматривается противодействие пропаганде терроризма по следующим основным направлениям.

Информационно-пропагандистское обеспечение населения в сфере предупреждения и пресечения терроризма. Данное направление ориентировано на повышение бдительности российских граждан, воспитание у них отношения заинтересованности и сопричастности к деятельности государства по противодействию указанным угрозам, побуждении граждан к сообщению федеральным органам исполнительной власти о ставших известными им сведениях о тер-

рористической деятельности и о любых других обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению террористической деятельности, ликвидации или минимизации негативных последствий, что является гражданским долгом каждого.

Большое значение уделяется привлечению к информационно-пропагандистскому противодействию терроризму общественных объединений, научно-исследовательских центров и других институтов гражданского общества.

Сама идея участия каждого гражданина в противодействии терроризму способствует сплочению нации перед лицом террористической угрозы. Государство помогает гражданину в выборе нравственных ориентиров, непреходящих ценностей - уважения к человеку, его правам, семье, отчему дому, Родине. И здесь используется весь имеющийся в распоряжении Российского государства арсенал агитации и пропаганды.

В условиях глобализации информационного пространства большое внимание уделяется информационно-пропагандистскому обеспечению противодействия терроризму в Российской Федерации во взаимодействии со средствами массовой информации4.

При совершении террористического акта вслед за первой физической волной террористического взрыва поражает вторая, не менее опасная - информационная, которая наносит нравственный ущерб миллиардам читателей, радиослушателей и телезрителей. Российским государством и журналистским сообществом неоднократно предпринимались попытки установить морально-этические нормы для журналистов, освещающих террористические акты и контртеррористические операции. Так, 11 апреля 2003 г. в Интернете на сайте МИД России была размещена «Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции)». Седьмым съездом Союза журналистов России 16 мая 2003 г. были одобрены «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции».

С принятием федерального закона «О противодействии терроризму» государство сделало еще один важный шаг навстречу журналистскому сообществу. В частности, Национальным антитеррористическим комитетом определен порядок взаимодействия со СМИ оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в ходе проведения контртеррористических операций. Это дает возможность обеспечивать население достоверной информацией на регулярной основе и гарантирует от предвзятости и целенаправленного искажения информации при непредвиденных обстоятельствах.

В целях создания достаточных рычагов влияния на качество информационной продукции и страховых гарантий от ее ангажированности в условиях повседневного идеологического противоборства с терроризмом и экстремизмом государственными органами, представителями гражданского общества, прежде всего сферы искусства, телевидения и кинематографии, ведется кропотливая работа по разработке «Этического кодекса журналиста». Этому вопросу уделяется самое пристальное внимание.

Активно привлекаются Российским государством деятели кино и бизнес-структур к партнерству по созданию образцов высокого искусства, воспитывающего нравственно полноценное поколение5. Российский зритель устал от насилия на экране, отмечается востребованность в нравственно-позитивной кино- и телепродукции. В рамках этой деятельности идет плодотворный обмен информацией, идеями, ставятся цели по ограждению общедоступного информационного пространства от пропаганды терроризма, радикализации и рекрутирования населения, которые затем достигаются совместными усилиями.

Эффективно используются в антитеррористических целях интернет-порталы федеральных органов исполнительной власти, где размещаются материалы контрпропагандистского характера, изобличающие истинные цели и намерения идеологов терроризма, лидеров бандформирований, а также зарубежных структур, использующих Интернет для пропаганды террора и насилия6.

Особое место уделяется противодействию распространения идеологии терроризма через Интернет и другие телекоммуникационные сети7.

Работающие на международные террористические группировки специалисты в области информационных технологий прибегают к использованию шифрации, различных условностей, кодов и приемов. Все активнее международными террористическими группировками используется интернет-телефония (например, система «Скайп»), телефонные разговоры через которую трудно отследить.

Для пресечения террористической и экстремистской пропаганды в сети Интернет необходимо международное сотрудничество государств, прежде всего создание договорной правовой базы, а также выработка механизма реализации такого взаимодействия в соответствии с положениями п. 12 Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Регламентирование деятельности лиц в Интернете только национальным законодательством малоэффективно, поскольку сайты террористической направленности создаются, как правило, в доменной зоне, относящейся к территориям других стран8.

В рамках совершенствования международного информационного взаимодействия в области противодействия терроризму создан Международный банк данных по противодействию терроризму (далее - МБД). На данный период функционирует его открытый сегмент.

Основной целью его создания является формирование единой межгосударственной информационной системы обеспечения антитеррористической деятельности, что позволит значительно сократить время получения интересующей информации в отношении лиц и организаций, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, с большей эффективностью осуществлять мониторинг развития общественных отношений в сфере противодействия терроризму.

В настоящее время к МБД подключены Беларусь, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Нидерланды, Республика Корея, Египет, Оман.

В целях повышения эффективности международного сотрудничества между иностранными государствами и их компетентными органами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом, последовательно развивается механизм антитеррористического взаимодействия. На сегодняшний день сохраняется устойчивая тенденция к расширению его масштабов. Например, только ФСБ России поддерживает активные контакты со 136 органами безопасности и спецслужбами 76 стран9. Организуются ежегодные международные совещания компетентных органов по вопросам борьбы с терроризмом. Растет интерес к такому формату общения: если семь лет назад на первом совещании в Санкт-Петербурге было представлено всего 38 государств, то на седьмом совещании, которое состоялось 27-28 марта 2008 г. в г. Ханты-Мансийске, приняли участие 76 делегаций из 54 стран, а также представители международных организаций - Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества и Антитеррористического центра СНГ. Следуя примеру партнеров из Объединенных Арабских Эмиратов и Египта, в работе форума впервые приняли участие делегации из Пакистана и Омана, что говорит об укреплении позиций и авторитета совещания среди стран исламского мира. Активизация взаимодействия с ними, в том числе и с членами организации Исламская конференция, позволит расширить сферу совместной деятельности по противодействию международному терроризму.

В настоящее время одним из главных направлений совершенствования предупреждения терроризма является информационное

противодействие распространению идеологии религиозного и эт-нонационального экстремизма.

Сейчас, когда затрагивается тема религиозного экстремизма, мы стремимся к тому, чтобы не акцентировать внимание на исламском факторе. Конечно, экстремизм не имеет никакого отношения к сути общепризнанных, имеющих вековые традиции религий. Но комплекс причин исторического, социально-экономического и политического характера привел к тому, что международный терроризм «обосновался» именно в исламе. Он фактически «приватизировал» эту уважаемую религию, оправдывая любые жертвы достижением высших ценностей чистого ислама. Масштабы распространения в мире экстремизма, паразитирующего на исламской религии, и уровень его геополитических притязаний огромны!

Ислам в России исповедуют более 14 млн человек, что составляет около 10% всех жителей страны. Зарегистрировано 55 самостоятельных исламских духовных управлений (муфтиятов), действует более 6 тыс. мечетей и молельных домов. Особую угрозу безопасности Российской Федерации представляют исламистские организации, умело использующие проблемные аспекты ситуаций на Северном Кавказе и Центральной Азии для распространения террористической идеологии, приобретения новых источников финансирования, радикализации исламской молодежи и рекрутирования ее в свои ряды. Преследуя собственные интересы в отношении России, религиозно-политические круги ряда зарубежных стран стремятся использовать студенческий канал и молодежь для пополнения рядов международных террористов.

В связи с этим Национальным антитеррористическим комитетом используются продуманные, взвешенные, выверенные тактика и стратегия противодействия пропаганде терроризма и экстремизма, учитывающие многонациональный и поликонфессиональный характер Российского государства и различный уровень социально-экономического развития регионов10. Мобилизуются все имеющиеся ресурсы государства и общества на противодействие пропаганде терроризма, радикализации и рекрутирования исламской молодежи в террористические организации, привлекаются к этому процессу служители традиционного исламского культа, ученые, деятели культуры и сферы образования, уделяется особое внимание мерам, направленным на искоренение глубинных причин идеологии терроризма, ведется эффективная просветительская работа, направленная на поддержание толерантности в обществе, активно подключаются к этому средства массовой информации.

Вместе с тем победить терроризм в борьбе за умы и сердца наших сограждан возможно, только преодолев разобщенность и объединив

усилия всех заинтересованных государств мира. Поэтому, на наш взгляд, в первую очередь необходимо обсудить и выработать:

- международно-правовые механизмы защиты информационного пространства от распространения террористической идеологии, пропаганды насилия, терроризма, радикализации и рекрутирования населения;

- систему международно-правовых мер по защите граждан от негативного информационного пространства, и в первую очередь молодежи, которая является будущим любого государства и наиболее уязвима перед пропагандой террора и насилия;

- международно-правовые критерии определения «вредности» информации, отнесения ее к террористической идеологии. Необходимо найти ответ на этот непростой вопрос, который находится на стыке между свободой слова и целенаправленным деструктивным воздействием на сознание людей.

Примечания

1 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; Указ Президента России от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897. П. 2; Ильин Е.П. Актуальные проблемы борьбы с международным терроризмом и пути их решения // Сборник материалов научно-деловой программы международного форума средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех»: Антитеррор: комплексный подход / АТЦ СНГ. М., 2006. С. 197-206; Патрушев Н.П. 365 дней НАК / Интервью Директора ФСБ России. Российская газета. 2007. 14 марта.

2 Авдеев Ю.И. О развитии концептуальных основ борьбы с терроризмом // Антитеррор. Комплексный подход / Под общ. ред. Б.А. Мыльникова. М., 2006. С. 79-91; Аненко С.В. Современные тенденции терроризма и пути его предупреждения // Там же. С. 35-42; Конов Д.В. Особенности государственного терроризма в современных условиях: Автореф. дис. ... канд. полит. наук / МГОПУ им. М.А. Шолохова. М., 2006. 27 с.; Петрищев В.Е. Природа и механизм воспроизводства современного терроризма // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма (2-я Международная конференция) / Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум. М.: Экономика, 2004. С. 45-48.

3 Ильин Е.П. О современной ситуации в сфере противодействия терроризму в России [Электронный ресурс] // Портал «Антитеррор». [М., 2005]. URL: http:// www.antiterror.ru/opinions/170364184 (дата обращения: 16.04.10); Ильин Е.П. Национальный антитеррористический комитет: организация борьбы с терро-

ризмом в Российской Федерации // Сборник материалов научно-деловой программы международного форума средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех»: Антитеррор: комплексный подход / АТЦ СНГ. М., 2007. С. 176-185; Журавель В.П. Актуальные проблемы противодействия терроризму. М.: Право и безопасность. 2008. № 2 (27). С. 71-79.

Синцов Н.В. СМИ в противодействии терроризму. Материалы 3-й международной конференции «Терроризм и электронные СМИ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального антитеррористического комитета. URL: http://www.nak.fsb.ru (дата обращения: 16.04.10).

Андреев В.Л., Пюкке С.М. О некоторых аспектах информационного воздействия на этнические образования // Сб. науч. тр. «¡нформацшт технологи та безпе-ка». Вып. 3. К.: Институт проблем регистрации информации НАН Украины, 2003. С. 134-141.

Официальный сайт Национального антитеррористического комитета. URL: http://www.nak.fsb.ru (дата обращения: 16.04.10).

Патрушев Н.П. О некоторых особенностях современных вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. М.: Российское право. № 7. 2007. С. 18.

Ильин Е.П. Национальный антитеррористический комитет - коллективный инструмент противодействия терроризму // Информационный бюллетень АТЦ СНГ. 2007. № 11. С. 38-49.

Патрушев Н.П. Контрразведка: шпионов сегодня ловят так... / Интервью директора ФСБ России // Аргументы и факты. 2007. 10 окт.

Булавин В.И. О мерах по дальнейшему совершенствованию общегосударственной системы мер противодействия терроризму // Родина. 2007. № 12. С. 18.

4

5

6

7

8

9

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.