УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
Д.Б. Чураков*
Предупреждение преступных лесонарушений органами прокуратуры
Аннотация. Предметом исследования являются меры предупреждения преступлений и правонарушений органами прокуратуры в сфере лесных отношений и их эффективность. Указанные меры реализуются полным объемом полномочий, предоставленных прокуратуре, среди которых надзор за исполнением законов, уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов, возбуждение дел об административных правонарушениях, информирование о состоянии законности. Исследуется специфика воздействия на причины и условия, порождающие лесонарушения, обусловленная как субъектом предупредительной деятельности, так и сферой предупредительного воздействия. В ходе исследования использовались диалектический, общие (логический, восхождение от единичного к общему, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и специальные (статистический) методы. В статье изложены основные направления деятельности прокуратуры как надзорного органа по предупреждению преступлений и правонарушений в сфере лесного хозяйства. Выделены особенности профилактической деятельности прокуратуры в сфере надзора за исполнением лесного законодательства как мерами прокурорского реагирования, так и иными предусмотренными законом способами. Предложены меры для повышения эффективности предупреждения лесонарушений органами прокуратуры. Ключевые слова: экологические преступления, лесонарушения, прокуратура, профилактика преступлений, прокурорский надзор, предупреждение лесонарушений, прокурорские проверки, координационная деятельность, ущерб лесному хозяйству, правовое просвещение.
Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, определено, что Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по предупреждению преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй РФ. Предупреждение преступлений является одной из задач УК РФ, что закреплено в ст. 2.
Задачу устранения причин и условий, порождающих преступность, решают как правоохранительные, так и другие государственные органы, деятельность которых направлена на предупреждение антиобщественного поведения. В этом смысле можно говорить об общей правовой про-
филактической деятельности таких органов, направленной на недопущение различных правонарушений.
Государственные органы можно классифицировать на два вида: неспециализированные государственные субъекты, осуществляющие предупреждение преступности, и специализированные. К числу первых относятся Президент РФ, органы законодательной и исполнительной власти; к числу вторых — правоохранительные органы.
Особое место среди субъектов предупредительной деятельности занимают органы прокуратуры. Ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» установлено, что прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Можно выделить следующие полномочия, используемые прокурорами в целях предупреж-
© Чураков Д.Б., 2015
* Чураков Денис Борисович — старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура. [[email protected]]
432012, Россия, г. Ульяновск, 1-й Винновский пер., д. 10.
дения лесонарушений и преступлений, посягающих на лесные ресурсы:
♦ надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
♦ уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
♦ координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
♦ возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;
♦ информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.
Мощным антикриминогенным фактором в лесной отрасли является надлежащая организация деятельности специально уполномоченных органов в сфере лесных отношений, так как именно они мерами предупредительного воздействия (методами ограничения и стимулирования) регулируют первичные отношения, которые под влиянием такого воздействия возникают, изменяются и прекращаются с целью формирования определенного законодателем правопорядка. Среди таких органов можно выделить Агентство лесного хозяйства РФ и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные РФ полномочия в указанной сфере.
Прокуратура, осуществляя надзор за данными органами, выполняет в том числе и предупредительную функцию, поскольку мерами прокурорского реагирования понуждает поднадзорные органы к предупреждению правонарушений и преступлений. Направлениями такой деятельности являются: надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе за законностью издаваемых ими правовых актов, надзор за эффективностью осуществления федерального государственного лесного и пожарного надзора, законностью административной практики, надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и др.
Прокурорскими проверками деятельности органов, наделенных функциями по охране лесного фонда, выявляются различные нарушения, среди которых следует отметить отсутствие надлежащего
контроля за выданными предписаниями, незаконное освобождение виновных лиц от административной ответственности за допущенные грубые нарушения, не направление соответствующих материалов в правоохранительные органы для принятия мер уголовно-правового характера. По итогам таких проверок принимаются меры прокурорского реагирования, например внесение в адрес должностных лиц представлений об устранении нарушений закона и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Специальным актом прокурорского реагирования, направленным на предупреждение правонарушений и преступлений, является предостережение. При наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона, что предусмотрено ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ». В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Органами прокуратуры ежегодно проводится системная работа по выявлению нарушений лесного законодательства, направленная на пресечение наиболее сложных и опасных из них. Так, прокурорами при осуществлении надзора за исполнением лесного законодательства в 2010 г. было выявлено 34234 нарушения, в том числе 1019 незаконных правовых актов; принесено 964 протеста, по результатам рассмотрения которых отменен и изменен 841 незаконный правовой акт; внесено 6296 представлений, по требованиям которых к дисциплинарной ответственности привлечено 3756 лиц; по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 4935 лиц; о недопустимости нарушения законов предостережено 2271 лицо; направлено в следственные органы 1115 материалов в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в связи с чем возбуждено 927 уголовных дел1.
Целью указанной надзорной деятельности прокуратуры, наряду с другими, является снижение правонарушений и преступлений в сфере лесных отношений.
Действенным предупреждающим фактором является взыскание ущерба, причиненного лесонару-шением. Органами прокуратуры проводится работа по надзору за исполнением законодательства органами лесного контроля, за взысканием сумм ущерба, причиненного лесопользователями и иными лицами. Кроме того, прокуратура как надзорный орган также вправе взыскивать сумму такого ущерба.
1 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2010 г.» // Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ. URL: http:// www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=128153 (дата обращения: 25.04.2012).
Д.Б. Чураков
Вместе с тем возмещение ущерба как предупреждающий фактор зачастую неэффективно либо вообще не может быть применено. Среди обстоятельств, препятствующих его применению, можно выделить два основных: 1) не установлено лицо, причинившее вред лесным насаждениям; 2) материальное положение лесонарушителя. В первом случае отсутствует субъект для требования возмещения ущерба; во втором — доходы и имущество лица не обеспечивают покрытие суммы ущерба лесным насаждениям.
При выявлении в ходе общенадзорных проверок исполнения лесного законодательства общественно опасных деяний, содержащих признаки преступлений, органы прокуратуры передают материалы проверок в следственные органы для дачи уголовно-правовой оценки таким деяниям и, в случае их подтверждения, возбуждения уголовных дел.
Предупреждению преступлений способствует уголовное преследование, осуществляемое в виде процессуальной деятельности стороны обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. По всем уголовным делам, возбуждаемым по ст. 260, 261 УК РФ, обвинение поддерживается прокурором — государственным обвинителем. От качества государственного обвинения и надлежаще выбранного наказания зависит эффективность предупредительной функции прокурора в сфере лесопользования.
Причиной оправдательных приговоров зачастую является низкое качество государственного обвинения либо ненадлежащий надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, что препятствует привлечению виновных лиц к уголовной ответственности. Тем самым снижается роль частной и общей превенции органов прокуратуры.
В целях повышения эффективности борьбы с преступностью в сфере лесопользования прокуратурой осуществляется координационная деятельность правоохранительных органов. В ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» определено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Согласно ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре РФ», Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и дру-
гую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия, в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.
Прокуратура проводит также значительную аналитическую работу, результатом которой является наиболее полная информация о состоянии законности в лесной сфере, недостатках в деятельности и взаимодействии контролирующих и правоохранительных органов, причинах и условиях правонарушений и преступлений, что обусловливает наделение координационными полномочиями именно прокуроров.
Одним из направлений деятельности прокуратуры является выявление правонарушений и применение административной ответственности за их совершение. Как известно, у однородных правонарушений и преступлений сходный объект посягательства, а отличаются они лишь степенью общественной опасности противоправного деяния. Поэтому эффективная борьба с лесными правонарушениями является действенным механизмом предупреждения преступлений, посягающих на лесные ресурсы.
Правовое воспитание как средство предупреждения преступности и правонарушений в сфере лесопользования занимает важное место в деятельности прокуратуры. Как показывает практика, многие противоправные деяния в условиях постоянного реформирования лесного законодательства совершаются в результате ложного представления лесопользователей о допустимом и недопустимом правовом поведении. Формами такого воспитания являются беседы, в том числе в ходе проводимых проверок, разъяснение действующего законодательства и правоприменительной практики, посредством проведения лекций, семинаров, выступлений в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что повышению эффективности предупреждения лесонарушений органами прокуратуры будут способствовать:
♦ активизация надзора и повышение ответственности за неисполнение контролирующими органами полномочий в сфере лесных отношений;
♦ выявление наиболее общественно опасных нарушений лесного законодательства методами общенадзорных проверок, передача материалов таких проверок в следственные органы;
♦ четкая регламентация и предоставление прокуратуре дополнительных полномочий по координации деятельности правоохранительных органов, а также контролирующих органов по борьбе с лесонарушениями;
♦ усиление работы по правовому просвещению и разъяснению действующего законодательства, в том числе регламентирующего ответственность за лесонарушения.
Библиография:
1. Анохин С.А. Роль органов внутренних дел в осуществлении правовой охраны окружающей среды // Полицейская деятельность. 2013. № 6. C. 380—389.
2. Винокуров Ю.Е., Глушков А.И. К вопросу о структуре прокурорского надзора как вида государственной деятельности // Административное и муниципальное право. 2012. № 1. C. 30—32.
References (transliteration):
1. Anokhin S.A. Rol' organov vnutrennikh del v osushchestvlenii pravovoi okhrany okruzhayushchei sredy // Politseiskaya deyatel'nost'. 2013. № 6. S. 380-389.
2. Vinokurov Yu.E., Glushkov A.I. K voprosu o strukture prokurorskogo nadzora kak vida gosudarstvennoi deyatel'nosti // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2012. № 1. S. 30-32.
Материал поступил в редакцию 28 апреля 2014 г.
Prevention of the forest crimes by the prosecution bodies
CHURAKOV, Denis Borisovich — Senior Assistant to the Ulyanovsk Inter-Regional Prosecutor on Environment
Protection Issues, Ulyanovsk Inter-Regional Environment Protection Prosecution.
432012, Russia, Ulyanovsk, 1 Vinnovskiy per., 10.
Review. The object of studies involves the measures against forest crimes and offences by the prosecution bodies and their efficiency. The said measures are implemented within the full scope of competence of the prosecution, including supervision over the compliance with the laws, criminal prosecution, coordination of the activities of the law-enforcement bodies, initiation of administrative offence cases, provision of information on lawfulness. The author studies specific features of influence upon causes and conditions causing forest offences, based upon both the subjects of preventive activities and the sphere of application of preventive measures. In the course of studies the author involved dialectic method, general (logical, analysis from singular to general, analysis, synthesis, abstraction and specification) and specific (statistical) methods. The article discusses the main directions of the activities of prosecution as a supervising body in the sphere of prevention of forest crimes and other offences in the sphere of forestry. The author singles out specific features of the prosecution in the sphere of supervision over compliance with the forest legislation, prosecutor measures and other lawful means, proposing measures for greater efficiency in the sphere of prevention of forest offences by the prosecution bodies.
Keywords: environmental crimes, forest crimes, prosecution, crime prophylactics, prosecution supervision, forest offences prevention, prosecutor inspections, coordination activities, harm to forestry, legal education.