Литература
1. Брыжинская Г. В., Курмаева Н. А. Психологические аспекты первичной беседы с клиентом при оказании ему бесплатной юридической помощи // Paradigmata poznani, 2014. № 4. С. 96-98.
2. Такушевич Т. О. Роль юридических клиник в процессе подготовки юридических кадров // Клиническое юридическое образование: перспективы и проблемы: тезисы докладов I межвузовской научной конференции студентов, преподавателей и выпускников юридических клиник (27 мая 2011 г.) / редкол.: Ю. А. Хватик [и др.]. Минск: БГЭУ, 2011. С. 4-5.
Legal regulation of the activities of the prosecutor's office in the tax area Kurtkaeva Y. (Russian Federation) Правовое регулирование деятельности органов прокуратуры в налоговой сфере Курткаева Ю. Р. (Российская Федерация)
Курткаева Юлия Руслановна /Kurtkaeva Yulia — студент магистратуры, Крымский юридический институт (филиал), Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Симферополь
Аннотация: в статье анализируются деятельность органов прокуратуры в налоговой сфере, деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о налогах и сборах, реализации полномочий прокурора в налоговой сфере.
Abstract: the article analyzes the activities of the prosecution authorities in the tax field, the activities of the prosecutor's office to oversee the execution of laws on taxes and fees, the implementation of the public prosecutor office in the tax area.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, налоги и сборы, полномочия прокурора. Keywords: prosecutors, public prosecutor's supervision, taxes and charges, powers of the prosecutor.
Организация и деятельность прокуратуры как федерального органа государства, осуществляющего надзор за исполнением законов, должна быть точно и полно урегулирована нормами федерального законодательства. Основные компоненты правовых основ деятельности прокуратуры определены в ст. 3 Федерального закона о прокуратуре, согласно которой организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации [1, с. 64].
В своей деятельности по надзору за исполнением законов о налогах и сборах органы прокураты руководствуются Законом РФ «О прокуратуре РФ», который является специальным правовым документом, регламентирующим деятельность прокуратуры по основным направлениям.
Положения этого Закона определяют предмет прокурорского надзора за исполнением законов, характеризуют компетенцию прокуроров за исполнением законов, регламентируют акты прокурорского реагирования, применяемые по результатам выявления нарушений норм законодательства.
Организацию основной деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о налогах и сборах регламентируют приказы Генерального прокурора Российской Федерации.
Так, приказ Генерального прокурора от 09.06.2009 № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» содержит требование Генерального прокурора РФ о принятии дополнительных мер по укреплению законности и повышению роли прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах, в том числе обеспечении предупредительный характер прокурорского надзора.
В соответствии с приказом работа прокуроров строится на основе постоянного мониторинга в сфере налоговых правоотношений и информационного взаимодействия с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами. При осуществлении надзора за исполнением законов налоговыми органами прокурорам поручено акцентировать внимание на осуществление ими полномочий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, государственной регистрации юридических и иных лиц, применению мер ответственности за допущенные правонарушения, а также исполнению обязанностей по направлению материалов в органы внутренних дел в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено строгое соблюдение прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением налогового контроля, взысканием и перечислением налогов и сборов.
Прокурорам поручено обеспечить строгое исполнение требований закона при санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций [6, с. 71].
Особое внимание обращено на предотвращение фактов дублирования контрольных мероприятий и использования проверок для оказания административного давления на субъекты предпринимательской деятельности, необоснованного вмешательства в экономическую деятельность налогоплательщиков, незаконного применения мер принуждения и ответственности. В соответствии с приказом прокуроры обязаны при наличии оснований с привлечением специалистов организовывать проверки исполнения организациями налогового законодательства, в первую очередь - соблюдения установленных законом порядка и сроков перечисления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, не подменяя при этом органы контроля. На регулярной основе проводить проверки деятельности службы судебных приставов в части соблюдения порядка исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога и сбора за счет имущества налогоплательщиков. Регулирование реализации полномочий прокурора по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов осуществляется приказом Генерального прокурора РФ от 22.03.2010 № 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов».
Приказ содержит положения о круге лиц из числа прокурорских работников, имеющих право санкционирования решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации, о сроках санкционирования ареста на имущество или принятия мотивированного решения об отказе в даче санкции. При принятии решения о санкционировании ареста имущества прокуроры должны проверять законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов, обеспечивая при этом эффективный надзор за исполнением налоговыми органами требований ст. 77 НК РФ при наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации [3, с. 96]. Кроме того, органам прокуратуры предписано обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав налогоплательщиков и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, при проведении ареста имущества, включая сведения, поступившие от граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства, государственных и общественных организаций, размещенные в средствах массовой информации. А по каждому факту нарушения прав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
Кроме вышеуказанных правовых актов прокуроры при организации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере руководствуются положениями приказов Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».
Литература
1. Актуальные проблемы судебной власти, прокурорского надзора, правоохранительной и правозащитной деятельности, уголовного судопроизводства : сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и студентов / [под. науч. ред. О. В. Гладышевой, В. А. Семенцова]. Краснодар: [б. и.]. Вып. 3, 2013. 302 с.
2. Актуальные проблемы судебной власти, прокурорского надзора, правоохранительной и правозащитной деятельности, уголовного судопроизводства: сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов / [под общ. и науч. ред. О В. Гладышевой].
3. Пансков В. Г. Проблемы налогов и налогообложения на современном этапе / В. Г. Пансков // Финансы: теорет. и науч-практ. журн., 2014. N 7. С. 20-22.
4. Александров И. М. Налоги и налогообложение : учеб. для студентов, обучающихся по направлению 521600 - Экономика и экон. специальностям / И. М. Александров. Изд. 8-е, перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2008. 317 с.
5. Григонис Э. П. Правоохранительные органы: учеб. для вузов / Э. П. Григонис; Гл. ред. Е. Строганова.- СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2002. 512 с.
6. Кириллова Н. П. Прокурорский надзор: учеб. и практикум для прикладного бакалавриата: для студентов вузов, обучающихся по юрид. направлениям и специальностям / Н. П. Кириллова. М.: Юрайт, 2010. 687 с.