УДК 343.9
DOI 10.17150/1996-7756.2016.10(11170-178
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРАВОНАРУШАЕМОСТИ
Т.В. Раскина
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 23 октября 2014 г.
Дата принятия в печать 25 декабря 2015 г.
Дата онлайн-размещения 28 марта 2016 г.
Ключевые слова Аналитическая работа; профилактика; органы прокуратуры; нарушения закона; методы работы
Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения эффективности противодействия органов прокуратуры Российской Федерации преступлениям и непреступным нарушениям закона. Автор анализирует антикриминогенный потенциал надзорной и иной деятельности прокуроров и обосновывает значение аналитической работы в оптимизации прокурорской деятельности по профилактике преступности и правонарушаемости. Внимание акцентировано на необходимости не только выявления, но и криминологического изучения прокурорами всей совокупности криминальных и некриминальных нарушений закона, а также факторов общественного развития, оказывающих влияние на преступность и правонарушаемость, включая состояние исполнения законов общими и специальными субъектами профилактики. Автор утверждает, что, несмотря на достаточное количество организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации с требованиями обеспечения профилактической направленности прокурорской деятельности, выявлению и полноценному анализу причин и условий преступности и правонарушаемости в настоящее время в органах прокуратуры уделяется необоснованно недостаточное внимание. В статье рассмотрены методы аналитической работы, повышающие продуктивность профилактики, а также востребованные прокурорами в ходе профилактической работы источники информации. На основе обобщения сложившейся прокурорской практики предложены меры по совершенствованию аналитической работы. К ним отнесены разработка и внедрение в органах прокуратуры единой информационно-аналитической системы, подготовка универсальных аналитических методик для прокуроров по выявлению, анализу и устранению причин и условий нарушений закона. В статье представлены данные анкетного опроса экспертов, который был проведен в мае — июле, сентябре 2013 г. в 81 субъекте Российской Федерации. В качестве экспертов выступили 4 тыс. работников прокуратур субъектов Российской Федерации и подчиненных им прокуратур, 10 специализированных прокуратур (транспортных и природоохранной), действующих на правах прокуратур субъектов Российской Федерации, и подчиненных им прокуратур.
THEORETICAL ASPECTS OF PROSECUTORS' ANALYTICAL WORK ON PREVENTING CRIMES AND OFFENCES
Tatyana V. Raskina
Academy the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation
Article Info
Received
2014 October 23
Accepted
2015 December 25
Available online
2016 March 28
Abstract. The paper is devoted to the issues of improving the work of public prosecution bodies of the Russian Federation aimed at counteracting crimes and violations of law. The author analyses the anti-criminogenic potential of prosecutors' supervisory functions and shows the importance of analytical work in the optimization of prosecutors' efforts to prevent crimes and offences. The author stresses that it is necessary for prosecutors not just to identify, but also to conduct a criminological study of all the aspects of criminal and non-criminal violations of the law as well as social dynamics factors that could influence crimes and offenses, including the observance of laws by general and specific subjects of prevention. The author claims that in spite of the existence of a sufficient number of organizational and administrative orders of
Keywords the Prosecutor General's Office of the Russian Federation that are aimed at ensuring
Analytical work; prevention; public the preventive character of prosecutors' work, the attention that public prosecution
prosecution bodies; violations of the bodies now pay to the identification and thorough analysis of causes of crimes and
law; methods of work offenses is inadequate and insufficient. The paper studies analytical work methods
that enhance prevention efficiency as well as information sources used by prosecutors in their preventive work. The overview of prosecutors' work practices is used as a basis for suggesting measures for improving the analytical work. These include the development and introduction of a unified information and analytical system for public prosecution bodies, the development of universal analytical methods for prosecutors to identify, analyze and eliminate the causes and conditions for law violations. The paper presents the data of a questionnaire survey conducted among experts in May-July, September 2013 in 81 subjects of the Russian Federation. The experts were 4,000 workers of prosecutor's offices in the subjects of the Russian Federation and their subordinate prosecutor's offices, 10 specialized prosecutor's offices (transport and environmental protection), whose status is equal to that of prosecutor's offices of the subjects of the Russian Federation, and their subordinate prosecutor's offices.
Криминологическая профилактика по праву имеет исключительную важность в деле противодействия преступлениям и правонарушениям. Широкие возможности упреждающего воздействия профилактики обусловлены ее «способностью влиять на истоки, корневую систему преступности» [1, с. 12], обнаруживать и устранять причины, условия, иные детерминанты криминальных и некриминальных нарушений закона. Присоединяясь к мнению видных российских ученых-криминологов А.И. Алексеева, Г.А. Аванесова, С.И. Герасимова, А.Г. Лекаря, Э.И. Петрова, А.Я. Сухарева и др., мы рассматриваем криминологическую профилактику в качестве составной и самой значительной части работы по предупреждению преступности, включающей также предотвращение замышляемых и подготавливаемых и пресечение начатых преступлений [2, с. 339-342; 3, с. 5-13; 4, с. 7; 5, с. 222-223; 6, с. 8-9; 7, с. 13-15].
Превенция характерна для всех звеньев национальной правоохранительной системы. Особое место среди субъектов единой государственной системы профилактики преступности и правонарушаемости занимает прокуратура, поскольку она призвана действовать в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1). Выполнение названных задач позволяет прокурорам воздействовать даже на условия, способствующие проявлению причин преступности [8, с. 61].
Приказом Генерального прокурора «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» от 16 января 2012 г. № 7 надзор за исполнением законов в указанной сфере выделен в качестве одного из приоритетных направлений прокурорской деятельности, в рамках которой прокуроры должны внедрять новые формы и методы, принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам нарушения закона, придавать первостепенное значение качеству прокурорского надзора. Кроме того, приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195 заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора; систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия; стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления; шире использовать в профилактических целях мате-
риалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
Осуществляя надзор за исполнением законов, регулирующих общественные отношения в области трудовой занятости, обеспечения жильем, получения образования, медицинского обслуживания, в сфере государственного оборонного заказа, государственных и муниципальных закупок, в иных сферах, прокуроры должны выявлять и пресекать нарушения прав и свобод граждан и юридических лиц, государственных и общественных интересов, устанавливать способствовавшие им негативные факторы экономического, политического, социального, организационно-управленческого характера и принимать предусмотренные законом меры их нейтрализации.
Реализация прокурорами функций надзора за исполнением законов субъектами оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия способствует укреплению и поддержанию режима законности, предупреждению криминальных и некриминальных деяний при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, принятии по ним своевременных и обоснованных решений, производстве предварительного расследования, а также профилактике нарушений прав граждан на доступ к правосудию в разумные сроки.
Превентивная направленность участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами выражается в наличии у прокуроров возможности принять при необходимости установленные законом меры к устранению в апелляционном, кассационном и надзорном порядке нарушений, допущенных судом.
Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу обеспечивает предупреждение совершения преступлений как самими осужденными, так и против них, а также преступлений против правосудия, коррупционных, иных преступлений против государственной службы и общеуголовных деяний.
Предупреждению указанных преступлений способствует и деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов судебными
приставами. Прокуроры проверяют правомерность принимаемых ими решений, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимость таких мер с объемом требований взыскателя.
Обширный профилактический потенциал свойственен координационной деятельности прокуроров. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567, Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов, другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в целях повышения эффективности борьбы с преступностью координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и других правоохранительных органов. Координационная деятельность осуществляется путем совместной разработки и реализации мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению их причин и условий.
В целях повышения эффективности координационной деятельности правоохранительных органов прокуроры должны уделять первоочередное внимание совершенствованию форм ее реализации с учетом реального состояния преступности (п. 1.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» от 16 января 2012 г. № 7).
Оптимизации профилактической деятельности прокуроров способствует аналитическая работа. Именно она, при умелом ее осуществлении, способна помочь прокурору рассмотреть за сухими цифрами статистических данных об экономическом, социальном развитии, выяв-
ленных правонарушениях и преступлениях, за информацией СМИ, жалобами и обращениями граждан истинное состояние законности на подведомственной территории, укоренившиеся криминогенные факторы, спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации с целью предупреждения формирования новых криминальных угроз и ликвидации (минимизации последствий) уже существующих, иначе говоря, «увидеть за деревьями лес».
В ходе проведенного опроса экспертов1 установлено, что большинство прокуроров (46,2 %) придают аналитической работе первостепенное значение. В один ряд с приоритетными направлениями прокурорской деятельности ее ставят 31,4 % опрошенных. О том, что аналитическая работа является второстепенной по отношению к иным видам прокурорской деятельности, заявили 13,1 % ответивших на вопросы анкеты прокуроров. Встречаются мнения о том, что аналитическая работа важна только для соответствующих подразделений и прокурорских работников, непосредственной обязанностью которых является ее проведение (6,2 %), и что аналитическая работа нужна только руководителям органов прокуратуры, так как способствует выработке исключительно управленческих решений (5,1 %). Конечно, по большому счету аналитическая работа выполняет вспомогательные функции по отношению к предусмотренным Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 основным видам прокурорской деятельности. Однако это нисколько не умаляет ее антикриминогенного значения в деле обеспечения прокурорской деятельности, направленной на профилактику преступности и правонарушаемости.
В ходе аналитической работы прокурорами изучаются совокупность нарушений закона, факторы общественного развития, оказывающие влияние на преступность и правонарушаемость, включая состояние исполнения законов общими и специальными субъектами криминологической профилактики. Фактически речь идет о нескольких масштабных сферах рационального познания, образованных явлениями, событиями, процессами, находящимися в постоянном
1 Автор выражает признательность и благодарность всем прокурорам, нашедшим время ответить на вопросы анкеты, несмотря на колоссальную служебную нагрузку.
движении и оказывающими друг на друга взаимное влияние.
Первая сфера представляет собой комплекс запрещенных Уголовным кодексом Российской Федерации деяний. Речь идет не только об официально учтенных преступлениях, но и о тех, которые по разным причинам не были зарегистрированы, но являются составной и, по многим криминологическим исследованиям, в том числе иностранным, основной частью фактической преступности [9, с. 86; 10, с. 232-233; 11, с. 179; 12, с. 180; 13-16; 17, р. 1]. Для органов прокуратуры Российской Федерации поиск путей и способов эффективного решения проблемы объективного отражения в уголовной статистике всех преступлений особенно актуален в связи с выполнением с 1 января 2012 г. функции ведения государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также установления единого порядка формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. При выполнении этой работы необходимо изучать и учитывать не только отечественный, но и зарубежный опыт.
Уголовно наказуемые деяния имеют свои количественные (состояние, динамика) и качественные (характер, структура) характеристики, которые свидетельствуют о глубине криминального поражения общественно полезных и социально значимых сфер жизни общества и государства [18, с. 29-73; 19, с. 49-53]. Рассматриваемая сфера включает совокупность административных правонарушений, находящихся в тесной взаимосвязи с преступлениями. Зачастую эти деликты по своей сути являются потенциальными криминальными деяниями, отличаясь от последних всего лишь «недостаточностью» причиненного материального ущерба или физического вреда. Разница в степени общественной опасности нередко незаконно используется заинтересованными лицами в целях избежания заслуженной уголовной ответственности путем перевода преступления в разряд административного правонарушения или, наоборот, неправомерного привлечения к уголовной ответственности за совершение административного правонарушения. Неправильное определение и применение «водораздела» между криминаль-
ными и некриминальными нарушениями не всегда может осуществляться целенаправленно и умышленно, что с криминологической точки зрения не влияет на итоговый результат — состоявшееся нарушение закона и наступление общественно опасных последствий.
Вторая сфера аналитического познания образована криминогенными факторами, сопровождающими экономическое, политическое, социальное, духовно-нравственное, техническое развитие общества и государства, деятельность государственных органов, в том числе судов и правоохранительных органов, органов местного самоуправления, а также общественности, прямо или косвенно направленную на обеспечение законности и правопорядка в стране. Это события и процессы, являющиеся первоосновой правонарушающего поведения или создающие благоприятствующие ему условия. К их числу относятся безработица, бедность, значительное имущественное и социальное расслоение людей, незаконная миграция, пьянство, наркомания, бродяжничество, проституция, просчеты и недостатки в организации и деятельности органов государственного контроля и надзора, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, судов, их должностных лиц.
Значительное количество проблем, возникающих в аналитической деятельности прокуроров по профилактике преступности и правона-рушаемости, связано с исследованием именно этой сферы. В силу разного рода объективных и субъективных обстоятельств прокуроры не всегда уделяют должное внимание продуктивному изучению региональных социально-экономических, правовых, организационно-технических и иных проблем, оказывающих влияние на состояние законности на поднадзорной территории или объекте. На практике это приводит к тому, что нарушения с помощью мер прокурорского реагирования устраняются, а обусловившие их факторы остаются, порождая новые нарушения, иногда более серьезные. В конечном счете прокурорская деятельность, имеющая хорошие статистические показатели, не всегда оказывает желаемый антикриминогенный эффект.
Так, в результате активного и систематического осуществления надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, в сфере обеспечения пожарной безопасности ле-
сов, за соблюдением трудовых прав граждан, исполнением законов судебными приставами-исполнителями прокурорами выявляются и пресекаются многочисленные факты нарушений закона, из года в год имеющие идентичный характер. В каждом случае прокуроры направляют необходимые акты реагирования, количество которых, так же как и количество выявляемых нарушений, с каждым годом увеличивается. Достаточно активная «наказательная» позиция прокуроров при отсутствии на местах полноценного анализа причин и условий неисполнения или ненадлежащего исполнения закона, тем не менее, не способствует профилактике правонарушений и преступлений. Игнорирование данных проблем создает благоприятную почву для дальнейших нарушений, усиления их криминогенных характеристик.
Эффективность аналитической деятельности, т.е. получение нового истинного знания, направленного на разработку необходимых средств профилактики преступности и право-нарушаемости, во многом определяется качественными свойствами мышления, способами и приемами образования понятий, законами логики. Найти главное, определить суть происходящего, выявить уже имеющиеся и только назревающие проблемы возможно с помощью верно выбранных и правильно использованных в конкретной ситуации методов работы. Универсальными в силу своей простоты являются общелогические методы. Пожалуй, самые распространенные из них — это методы различного анализа (разложение объекта на элементы и выявление их системных свойств): статистического, факторного, контент-анализа. Широко применяются синтез (объединение частей в единое целое), индукция (вывод от частного к общему), дедукция (рассуждение от общего к частному), аналогия (выявление сходства признаков), редукция (приведение сложного к более простому). Довольно результативен метод мозгового штурма (параллельное обсуждение одного вопроса несколькими независимыми экспертами). Он хорошо зарекомендовал себя при выработке коллегиальных решений на заседаниях координационных совещаний руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также межведомственных рабочих групп по вопросам исполнения отраслевого законодательства.
Не имеют пока достаточного распространения простые, но довольно перспективные для аналитической деятельности прокуроров в сфере профилактики преступности и правона-рушаемости методы инверсии, морфологического анализа, экспертных оценок. Между тем актуальность их использования продиктована динамичностью современных общественных отношений, которая распространяется и на негативные социальные явления, процессы, события, «приспосабливающиеся» к новым условиям, а иногда порождающиеся и продуцирующиеся ими. Такая мобильность обусловливает появление новых профилактических направлений прокурорской деятельности и, соответственно, необходимость поиска решений возникающих проблем способами, зачастую абсолютно диаметрально противоположными традиционным и формально-логическим. Такой подход представляет суть творческого метода инверсии (от лат. ^егею — переворачивание, перестановка, превращение).
Морфологический анализ предполагает выделение из целого составных частей по принципам их функциональной значимости, роли, влияния на общую проблему. Рассматриваемый метод реализуется путем разложения проблемы на составляющие ее элементы — менее значимые проблемы, определения среди них ключевых и второстепенных, промежуточных и окончательных; разработки возможных вариантов их решения в целях достижения желаемых результатов.
Сущность метода экспертных оценок заключается в использовании знаний, идей, опыта специалистов определенной отрасли знаний в целях оценки состояния и прогноза развития событий. Данный метод предполагает также реализацию экспертами «интеллектуальной интуиции, позволяющей проникать в сущность вещей» [20, с. 321]. Вместе с тем интуиция всегда имеет вероятностный характер и чревата получением как истинного знания, так и ошибочного. Снижению возможности ошибки способствуют профессионализм и компетентность экспертов. Чем они выше, тем меньше вероятность неверного вывода.
На практике при выборе метода аналитической работы, направленной на профилактику преступности и правонарушаемости, необходимо четко представлять, можно ли с его исполь-
зованием решить поставленные задачи. Вместе с тем ни один метод и даже их совокупность не могут восполнить отсутствие необходимой информации либо улучшить ее качество.
Опрос прокуроров показал, что к числу наиболее ценных источников информации для аналитического обеспечения профилактической деятельности прокуроров относятся (располагаются в порядке убывания значимости по мнению экспертов):
- материалы прокурорских проверок и акты прокурорского реагирования — 58,7 %;
- жалобы, заявления, сообщения физических и юридических лиц, поступающие в органы прокуратуры, следственные и иные правоохранительные органы, органы государственной власти и местного самоуправления, суды и т.д., — 54,7 %;
- официальные статистические сведения о работе органов прокуратуры - 53,9 %;
- статистические данные о зарегистрированных преступлениях — 51,9 %;
- документы, издаваемые правоохранительными органами, судами (обзоры, справки и др.), - 37,1 %;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и подчиненных ей прокуратур — 35,7 %;
- статистические сведения, отражающие результаты работы федеральных и региональных государственных органов и органов местного самоуправления, — 34,3 %;
- нормативные правовые акты федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления — 24,2 %;
- статистические данные о социально-экономическом развитии регионов — 23,0 %;
- материалы уголовных дел — 20,8 %;
- материалы периодических печатных изданий — 10,4 %;
- данные, публикуемые на сайтах государственных органов, — 10,3 %;
- результаты социологических исследований — 8,7 %;
- иные материалы — 1,2 %.
Выбор конкретного источника информации зависит от поставленной цели и желаемого результата.
Многократно улучшить аналитическую работу прокурора как средство достижения эф-
фективности в профилактике преступности и правонарушаемости способно использование различных видов математического анализа. Например, и корреляционный, и регрессионный анализ помогает исследовать эффективность, виды, формы зависимостей. Вместе с тем применение названных методов на практике представляет определенные сложности, поскольку предполагает наличие специальных математических познаний, которыми прокуроры в большинстве случаев не обладают (могут, но не должны обладать), а также значительные временные затраты.
Решение вопроса видится в создании специалистами в области компьютерных технологий системных аналитических программ, помогающих прокурорам в проведении аналитической работы. Это может быть единая информационно-аналитическая система, аккумулирующая и обрабатывающая сведения об основных показателях социально-экономического развития регионов (уровень валового регионального продукта, инфляция, денежные доходы населения, безработица, своевременность выплат заработных плат, миграционные процессы, демографическая ситуация и др.), нормативно-правовом обеспечении реализации общественных отношений, деятельности поднадзорных территориальных органов, правоохранительных, судебных органов, работе общественных объединений (организаций, движений), иных значимых вопросах.
Такая аналитическая система должна отвечать следующим требованиям: быть универсальной, простой и доступной для применения всеми прокуратурами; учитывать региональные различия и специфику деятельности специализированных прокуратур; предусматривать возможность постоянного обмена информацией между прокуратурами (схема обмена информацией должна быть простой и быстрой в применении); иметь надежное обеспечение защиты информации. Наполнение системы необходимыми сведениями может осуществляться за счет интеграции региональных информационно-аналитических систем государственных органов, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, судов и др. Это тем более актуально, поскольку 61,7 % опрошенных прокуроров видят в повышении оперативности обмена информацией с региональными органами
исполнительной, законодательной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, судами, общественностью один из способов улучшения организации и результативности аналитической работы в органах прокуратуры.
Информационные ресурсы целесообразно формировать в базы данных в соответствии с направлениями прокурорской деятельности таким образом, чтобы прокурор мог отследить и сопоставить динамику изменений социально-экономических, правовых, организационно-управленческих факторов развития региона с результатами работы прокуроров по обеспечению законности. Такая система должна помогать прокурорам выявить слабые и сильные стороны функционирования государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, правоохранительных органов, судов, самих прокуратур при обеспечении законности в регионе, на поднадзорном объекте, в стране; определить потенциально опасные явления, которые могут обусловить правона-рушающее поведение в конкретных сферах деятельности; обмениваться опытом, в том числе методического характера.
Для плодотворности работы по созданию единой информационно-аналитической системы целесообразно предложить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации высказать мнения, пожелания относительно информационной наполняемости данного ресурса. Также представляется важным проанализировать уже имеющийся опыт прокуратур по инициативному созданию и внедрению информационно-аналитических систем.
Кроме того, при подготовке методических рекомендаций и пособий для органов прокуратуры всех уровней необходимо подробным образом давать характеристику организации и осуществления аналитической деятельности прокурора; разрабатывать методики выявления, анализа и устранения причин и условий нарушений закона. Это подтверждается и дан-
ными опроса экспертов, среди которых большинство (57,4 %) считают, что улучшению результативности аналитической работы в органах прокуратуры будет способствовать расширение и непосредственное применение на практике профессиональных знаний прокуроров о формах рассматриваемого вида деятельности и методах ее осуществления.
Динамичность общественных отношений, активное развитие правовой базы, практически непрекращающееся реформирование органов государственного контроля актуализируют не-
обходимость выработки универсальных аналитических методик, пригодных к применению вне зависимости от происходящих изменений. Этот вопрос может быть решен посредством строгой ориентации прокуроров при проведении надзорных проверок и осуществлении иных видов деятельности на профилактику нарушений закона, т.е. на выявление и нейтрализацию способствующих им криминогенных факторов экономического, правового, социального, духовно-нравственного, организационно-управленческого характера.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы / А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев. — М. : Норма, 2001. — 496 с.
2. Аванесов Г.А. Криминология / Г.А. Аванесов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во Акад. МВД СССР, 1984. — 500 с.
3. Организация работы горрайоргана внутренних дел по предупреждению преступлений : учеб. пособие / Е.Г. Бааль, Д.К. Нечевин, В.А. Плешаков [и др.] ; под ред. Э.И. Петрова. — М. : Акад. МВД РФ, 1994. — 151 с.
4. Голина В.В. Криминологическая профилактика, предотвращение и пресечение преступлений / В.В. Голина. — Киев : Изд-во Учеб.-метод. каб. по высш. образованию при Минвузе УССР, 1989. — 72 с.
5. Криминология и профилактика преступлений : учебник / Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, С.Е. Вицин [и др.] ; под ред. А.И. Алексеева. — М. : Изд-во Высш. шк. МВД СССР, 1989. — 430 с.
6. Лекарь А.Г. Профилактика преступлений / А.Г. Лекарь. — М. : Юрид. лит., 1972. — 104 с.
7. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : учебник / под ред. В.Д. Малкова, А.Ф. Токарева. — М. : Акад. управления МВД России, 2000. — 322 с.
8. Звирбуль В.К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности: Научные основы / В.К. Звирбуль. — М. : Юрид. лит., 1971. — 168 с.
9. Акутаев Р.М. Латентная преступность: Актуальность проблемы и понятие / Р.М. Акутаев // Государство и право. — 1997. — № 12. — С. 79-87.
10. Даньшин И.Н. Понятие, негативные последствия и методы выявления латентной преступности / И.Н. Даньшин // Латентная преступность: познание, политика, стратегия : сб. материалов междунар. семинара. — М. : Изд-во Всерос. науч.-исслед. ин-та МВД России, 1993. — С. 232-234.
11. Кондратюк Л.В. Криминологическое измерение / Л.В. Кондратюк, В.С. Овчинский. — М. : Норма, 2008. — 272 с.
12. Сазонова Н.В. Понятие латентной преступности / Н.В. Сазонова // Уголовное право и современность : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. В.И. Горобцов. — Красноярск : Сиб. юрид. ин-т МВД России, 2002. — С. 180-184.
13. Rebellon C.J. Amounting for Projection Bias in Models of Delinquent Peer 1п^иепсе: The Utility and Limits of Latent Variable АрргоасЬ^ / Cesar J. Rebellon, Kathryn L. Modecki // Journal of Quantitative Criminology. — 2014. — Vol. 30, № 2. — P. 163-186.
14. Goudriaan H. Neighbourhood Characteristics and Reporting Crime: Effects of Sodal Cohesion, Confidence in Polke Effectiveness and Socio-Economic Disadvantage / Heike Goudriaan, Karin Wittebrood, Paul Nieuwbeerta // British Journal of Criminology. — 2006. — Vol. 46, № 4. — P. 719-742.
15. Tarling R. Reporting Crime to the Polke / Roger Tarling, Katie Morris // British Journal of Criminology. — 2010. — Vol. 50, № 3. — P. 474-490.
16. MacDonald Z. Revisiting the Dark Figure: A Microeconometric Analysis of the Underreporting of property Crime and Its limitations / Ziggy MacDonald // British Journal of Criminology. — 2001. — Vol. 41, № 1. — P. 127-149.
17. Rkhards K. Misperceptions about сЬнИ sex offenders / Kelly Rkhards // Trends and issues in mme and mminal justke. — 2011. — № 429. — P. 1-8.
18. Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации: криминологический и уголовно-правовой справочник / под общ. ред. А.Я. Сухарева, С.И. Гирько. — М. : Экзамен, 2007. — 383 с.
19. Основы криминологии для практических работников : метод. пособие / Е.Г. Горбатовская, А.И. Долгова, В.И. Кри-гер, В.А. Серебрякова ; отв. ред. И.И. Карпец. — М. : Изд-во Всерос. науч.-исслед. ин-та проблем укрепления законности и правопорядка, 1988. — 135 с.
20. Алексеев П.В. Философия : учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. — М. : МГУ, 2001. — 608 с.
REFERENCES
1. Alekseev A.I., Gerasimov S.I., Suharev A.Ya. Kriminologicheskaya profilaktika: teoriya, opyt, problemy [Criminological prevention: theory, experience, problems]. Mosoow, Norma Publ., 2001, 496 p.
2. Avanesov G.A. Kriminologiya [Criminology]. 2nd ed. Mos^w, Academy of the Ministry of Internal Affairs of the USSR Publ., 1984. 500 p.
3. Baal' E.G., Nechevin D.K., Pleshakov V.A. et al.; Petrov E.I. (ed.). Organizatsiya raboty gorraiorgana vnutrennikh del po preduprezhdeniyu prestuplenii [Organization of crime prevention work in the district internal affairs office]. Moscow, Academy of the Russian Internal Affairs Ministry Publ., 1994. 151 p.
4. Golina V.V. Kriminologicheskaya profilaktika, predotvrashchenie i presechenie prestuplenii [Criminological prevention and restriction of crime]. Kiev, Methodology Office of Higher Education, Ministry of Higher Education of UkraineanSSR Publ., 1989. 72 p.
5. Avanesov G.A., Alekseev A.I., Antonyan Yu.M., Vitsin S.E. et al. Kriminologiya i profilaktika prestuplenii [Criminology and Crime Prevention]. Moscow, Higher School of Academy of the Russian Internal Affairs Ministry Publ., 1989. 430 p.
6. Lekar' A.G. Profilaktika prestuplenii [Crime Prevention]. Moscow, Yuridicheskaya literature Publ., 1972. 104 p.
7. Malkov V.D., Tokarev A.F. Organizatsiya deyatel'nosti organov vnutrennikh del po preduprezhdeniyu prestuplenii [Organizing the Crime Prevention Work of Internal Affairs' Bodies]. Moscow, Academy of Management of the Russian Internal Affairs Ministry Publ., 2000. 322 p.
8. Zvirbul' V.K. Deyatel'nost'prokuratury po preduprezhdeniyu prestupnosti: Nauchnye osnovy [The Work of Public Prosecutor's Office to Prevent Crime. Scientific Basis]. Moscow, Yuridicheskaya literature Publ., 1971. 168 p.
9. Akutaev R.M. Latent crime: urgency of the issue and its concept. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 1997, no. 12, pp. 79-87. (In Russian).
10. Dan'shin I.N. The concept, negative consequences and methods of revealing latent crimes. Latentnaya prestupnost': poznanie, politika, strategiya [Latent Crime: Knowledge, Policy, Strategy]. Moscow, All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 1993, pp. 232-234. (In Russian).
11. Kondratyuk L.V., Ovchinskii V.S. Kriminologicheskoe izmerenie [Criminological Dimention]. Moscow, Norma Publ., 2008. 272 p.
12. Sazonova N.V. The concept of latent crime. In Gorobtsov V.I. (ed.). Ugolovnoe pravo i sovremennost' [Criminal Law and Contemporary Life]. Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2002, pp. 180-184. (In Russian).
13. Rebellon Cesar J., Modecki Kathryn L. Accounting for Projection Bias in Models of Delinquent Peer Influence: The Utility and Limits of Latent Variable Approaches. Journal of Quantitative Criminology, 2014, vol. 30, no. 2, pp. 163-186.
14. Goudriaan Heike, Wittebrood Karin, Nieuwbeerta Paul. Neighbourhood Characteristics and Reporting Crime: Effects of Social Cohesion, Confidence in Police Effectiveness and Socio-Economic Disadvantage. British Journal of Criminology, 2006, vol. 46, no. 4, pp. 719-742.
15. Tarling Roger, Morris Katie. Reporting Crime to the Police. British Journal of Criminology, 2010, vol. 50, no. 3, pp. 474-490.
16. MacDonald Ziggy. Revisiting the Dark Figure: A Microeconometric Analysis of the Underreporting of property Crime and Its Implications. British Journal of Criminology, 2001, vol. 41, no. 1, pp. 127-149.
17. Richards Kelly. Misperceptions about child sex offenders. Trends and issues in crime and criminal justice, 2011, no. 429, pp. 1-8.
18. Sukharev A.Ya., Gir'ko S.I. (eds). SostoyanieitendentsiiprestupnostivRossiiskoiFederatsii:kriminologicheskiiiugolovno-pravovoispravochnik [Crime Condition and Trends in the Russian Federation: A Criminological and Criminal Law Handbook]. Moscow, Ekzamen Publ., 2007. 383 p.
19. Gorbatovskaya E.G., Dolgova A.I., Kriger V.I., Serebryakova V.A.; Karpets I.I. (ed.). Osnovykriminologiidlyaprakticheskikh rabotnikov [Basic Criminology for Practicing Specialists]. Moscow, All-Russia Research Institute of the Law and Order Issues Publ., 1988. 135 p.
20. Alekseev P.V., Panin A.V. Filosofiya [Filosofiya]. Lomonosov Moscow State University Publ., 2001. 608 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Раскина Татьяна Вячеславовна — ведущий научный сотрудник отдела аналитического обеспечения прокурорской деятельности Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: raskina_tatyana@mail.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Раскина Т.В. Теоретические аспекты аналитической деятельности прокуроров по профилактике преступности и правонарушаемости / Т.В. Раскина // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2016. — Т. 10, № 1. — С. 170-178. — DOI : 10.17150/1996-7756.2016.10(1).170-178.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Raskina, Tatyana V. — Leading Researcher, Department of Analytical Support of Public Prosecutor's Work, Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Ph.D. in Law, Moscow, the Russian Federation; e-mail: raskina_tatyana@mail.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION Raskina T.V. Theoretical aspects of prosecutors' analytical work on preventing crimes and offences. Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2016, vol. 10, no. 1, pp. 170-178. DOI: 10.17150/1996-7756.2016.10(1).170-178. (In Russian).