Научная статья на тему 'Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике: предложения по нормативно-правовому регулированию комплексной безопасности'

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике: предложения по нормативно-правовому регулированию комплексной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
769
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике: предложения по нормативно-правовому регулированию комплексной безопасности»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИКЕ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

B.А. Винокуров, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации;

C.Б. Немченко, кандидат юридических наук, доцент; Э.Н. Чижиков.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассматриваются возможные изменения законодательства для эффективного правового регулирования комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций. В частности, предлагаются дополнения и новые редакции статей и отдельных норм в Федеральный закон «Об Арктической зоне Российской Федерации», Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и ряд положений, утвержденных приказами МЧС России. Авторами сформулированы редакции норм об особенностях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, статусе федерального органа исполнительной власти, ответственного за создание системы комплексной безопасности, положения об органе повседневного управления, органе, осуществляющем координацию деятельности, уровнях реагирования, дополнительных полномочиях руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, задачах и функциях МЧС России и региональных центров МЧС России в рамках системы комплексной безопасности в Арктике. Формулируются понятия «комплексная безопасность», «комплексная безопасность на территории Арктической зоны Российской Федерации» для их легального закрепления.

Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона Российской Федерации, чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, функция государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, комплексная безопасность, комплексная безопасность Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций, МЧС России

EMERGENCY SITUATIONS IN ARCTIC: PROPOSALS OF LEGAL REGULATION OF COMPLEX SAFETY

VA. Vinokurov; S.B. Nemchenko; E.N. Chizhikov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The authors propose changes in legislation for an effective legal regulation of the complex safety of the Arctic zone of the Russian Federation from the threats of emergencies. They offer amendments to the Federal law «About the Arctic zone of the Russian Federation», the Federal law «About protection of the population and territories from emergencies of natural and technogenic character», the Regulation about the Ministry of emergency situations of Russia and a number of provisions approved by the orders of the Ministry of emergencies of Russia. The authors developed norms on features of emergency management in the Arctic, the status of the federal executive body responsible for creating a complex safety, provisions on the body of day-to-day management, the body that coordinates all activities, the levels of response, an additional authority

of the head of liquidation of emergency situations in the Arctic, the tasks and functions of the Ministry of emergency situations of Russia and regional centers of the Ministry of emergency situations of Russia within the framework of the complex safety in the Arctic. The authors make a conclusion that the concept «complex safety» and «complex safety on the territory of the Arctic zone of the Russian Federation» must befixed in the law.

Keywords: Arctic, Arctic zone of the Russian Federation, emergency, disaster, emergency situations public function, complex safety, complex safety of the Russian arctic from the threats of emergencies, Ministry of emergency situations of Russia

Основополагающими стратегическими правовыми актами в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации [1, п. 8, пп. «а»; 2, п. 9, пп. «и»] декларируется необходимость создания системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.

Безусловно, практическое выполнение задач по созданию системы комплексной безопасности в Арктике немыслимо без нормативно-правового регулирования этой деятельности.

В последнее время учёными-правоведами уделяется повышенное внимание вопросам правового регулирования Арктики [3-10]. Внимание исследователей привлекают, в том числе, особенности предупреждения и ликвидации ЧС в Арктике [11-13], созданию системы комплексной безопасности и международного сотрудничества в этой сфере. Исследователи вопросов, связанных с нормативно-правовым урегулированием комплексной безопасности, предлагают принять концепцию правовой политики в Арктике [14], осуществляют поиск ориентиров в сфере обеспечения безопасности в Арктике, касающихся в первую очередь юридических терминов и понятий [15-19], подвергают научному осмыслению и разработке понятие и систему комплексной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации [20-25].

Однако пока отсутствует какое-либо правовое регулирование системы комплексной безопасности в Арктике, не раскрыты и вопросы взаимодействия федеральных органов государственной власти как в области предупреждения и ликвидации ЧС, так и в других областях, требующих такого взаимодействия.

Авторами настоящей статьи в рамках подготовки предложений от МЧС России в проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» были подготовлены предложения по нормативно-правовому регулированию комплексной безопасности Арктической зоны России от угроз ЧС, которые были сформулированы на основе анализа нормативных актов в сферах, затрагивающих правила межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, и вопросы комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз ЧС природного и техногенного характера.

На взгляд авторов, вопросы комплексной безопасности в Арктике могут быть решены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, конечно, при наличии соответствующих средств в федеральном бюджете.

В целях единообразного подхода в подготовке новых нормативных правовых актов, а также изменений и дополнений в действующие акты, наименование аварийно-спасательной службы МЧС России, действующей в Арктической зоне России, и органа, осуществляющего управление этой службой и подчиненными ей подразделениями, предлагается в документах называть «орган (организация), уполномоченный на решение вопросов комплексной безопасности территорий, населения и критически важных для национальной безопасности

Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

По мнению авторов, система нормативно-правового регулирования комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз ЧС может выглядеть следующим образом:

1. Федеральный закон «Об Арктической зоне Российской Федерации» -основополагающий нормативный правовой акт, который должен содержать ряд положений, декларирующих систему комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз ЧС, включая статью, посвященную федеральному органу исполнительной власти, ответственному за создание системы комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз ЧС и его задачам.

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [26], в котором должна быть отдельная статья, касающаяся особенностей предупреждения и ликвидации ЧС в Арктической зоне Российской Федерации. В статье предлагается закрепить положения об органе повседневного управления Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации; об органе, осуществляющем обеспечение координации деятельности органа повседневного управления; об уровнях реагирования, устанавливаемых решениями Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации; о дополнительных полномочиях руководителя ликвидации ЧС в Арктической зоне Российской Федерации.

3. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 [27], должно предусматривать в качестве одной из основных задач и функций МЧС России деятельность в рамках системы комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз ЧС.

4. Положение о функциональной подсистеме координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Приказом МЧС России от 22 июля 2013 г. № 480 [28], следует дополнить в перечне сил и средств постоянной готовности арктическими комплексными аварийно-спасательными центрами МЧС России.

5. Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Приказом МЧС России от 1 октября 2004 г. № 458 [29], должно закрепить в качестве основных функций регионального центра МЧС России деятельность в рамках системы комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз ЧС.

Для решения поставленных задач необходимо разобраться с понятийным аппаратом. Так, ст. 2 проекта Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», закрепляя основные понятия в указанной сфере, не содержит определения понятий «комплексная безопасность», «система комплексной безопасности» и «комплексная безопасность на территории Арктической зоны Российской Федерации», что является, по мнению авторов, серьезной недоработкой законодателя.

Отсутствие легального закрепления таких базовых понятий может повлечь серьезные негативные последствия в виде его субъективного толкования и применения, то есть каждый орган власти будет создавать свою часть системы комплексной безопасности по собственному усмотрению, а не в русле единого понимания, что приведет к невозможности согласованных действий. В результате поставленная задача либо не будет выполнена, либо, в лучшем случае, будет выполнена не полностью или неэффективно.

Предлагается определения указанных выше понятий включить в ст. 2 проекта Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», взяв за основу уже сформулированные авторами предложения:

- «комплексная безопасность - совокупность состояний защищенности человека, его прав и свобод, имущества, природных ресурсов» [30];

- «система комплексной безопасности - совокупность всех систем безопасности, созданных для защиты человека, его прав и свобод, имущества, а также территорий и экологических систем» [30];

- «комплексная безопасность на территории Арктической зоны Российской Федерации - совокупность состояний защищенности человека, его прав и свобод, имущества, природных ресурсов, обеспечиваемая специально образованными органами исполнительной власти на территории Арктической зоны Российской Федерации» [30].

Вопросы безопасности в Арктической зоне Российской Федерации рассматриваются в одной ст. 17 гл. 7 законопроекта, именуемой «Государственное регулирование в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий в Арктической зоне Российской Федерации». Статья состоит из одного пункта и закрепляет основные меры в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Вопросы взаимодействия федеральных органов государственной власти ни в области предупреждения и ликвидации ЧС, ни в других областях, требующих такого взаимодействия, в указанной статье не раскрыты.

С учетом того, что комплексная безопасность Арктической зоны Российской Федерации от угроз ЧС является одним из элементов безопасности Арктической зоны Российской Федерации, целесообразно вопросы предупреждения и ликвидации ЧС, а также положения о комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз ЧС включить в гл. 7 законопроекта отдельными пунктами и статьями, а именно:

а) дополнить ст. 17 законопроекта п. 2 в новой редакции, касающейся особенностей предупреждения и ликвидации ЧС в этой зоне:

«2. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации осуществляется с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

б) дополнить гл. 7 законопроекта новой ст. 18, касающейся федерального органа исполнительной власти, ответственного за создание системы комплексной безопасности в Арктике, изложив ее в следующей редакции:

«Статья 18. Система комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также осуществляет мониторинг функционирования данной системы.

2. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для решения поставленных перед ним задач:

а) определяет структуру системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ее состав;

б) создает орган повседневного управления государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации;

в) организует и обеспечивает координацию деятельности органа повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, расположенными на территории Арктической зоны Российской Федерации;

г) определяет дополнительные к установленным Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации.

3. Государственная поддержка федерального органа исполнительной власти, ответственного за создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечивается Правительством Российской Федерации».

Урегулирование комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций объективно требует внести в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» новую ст. 42, изложив ее в следующей редакции:

«Статья 4 . Особенности предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации

1. Органом повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации является организация (подразделение), создаваемое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Обеспечение координации деятельности органа повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в Арктической зоне Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, расположенными на территории Арктической зоны Российской Федерации, осуществляет специальный центр управления в кризисных ситуациях, находящийся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти.

3. При введении режима чрезвычайной ситуации в Арктической зоне Российской Федерации решением Правительства Российской Федерации устанавливается федеральный уровень реагирования с определением субъектов Российской Федерации, на территории которых устанавливается этот уровень реагирования.

При ликвидации чрезвычайной ситуации в Арктической зоне Российской Федерации с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований решением Президента Российской Федерации устанавливается особый (арктический) уровень реагирования.

4. Руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации дополнительно к мерам, установленным п. 10 ст. 41 настоящего Федерального закона, имеет право:

а) при необходимости устанавливать особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

б) запрещать или ограничивать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

в) приостанавливать деятельность опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

г) организовать эвакуацию материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

д) обязывать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществлять временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

е) вводить карантин, поручать соответствующим государственным органам проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

ж) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществлять мобилизацию трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда».

МЧС России в соответствии с Концепцией создания системы комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации [31] является координирующим органом по деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих в Арктической зоне Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны.

Для реализации указанного положения необходимо, на взгляд авторов, внести дополнения в п. 7, 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, в частности:

- п. 7 дополнить пп. 6 следующего содержания:

«6) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;

- п. 8 дополнить пп. 5 следующего содержания:

«5) организует:

деятельность по повседневному управлению Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации;

работу по обеспечению координации деятельности органа повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в Арктической зоне Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, расположенными на территории Арктической зоны Российской Федерации».

В настоящее время в МЧС России идет активная работа по созданию арктических комплексных аварийно-спасательных центров [32, 20]. Планируется создание десяти центров, способных обеспечить комплексную безопасность Арктической зоны, из которых четыре центра, расположенные в г. Архангельске, г. Дудинке, г. Мурманске и г. Нарьян-Маре, уже функционируют. Кроме того, в Вологодской области приступил к функционированию Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра».

После образования всех арктических комплексных аварийно-спасательных центров необходимо включить их в перечень сил и средств постоянной готовности функциональной подсистемы на федеральном уровне, а его подразделения на местах - на межрегиональном уровне, изложив второй и третий абзацы п. 2.7 Положения о функциональной подсистеме координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Приказом МЧС России от 22 июля 2013 г. № 480, в следующей редакции:

«на федеральном уровне - НЦУКС, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (отряд Центроспас), Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения (ГОС-АКВАСПАС), 294 Центр по проведению спасательных операций особого риска, 179 Спасательный центр МЧС России, Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России, Авиационно-спасательный центр (центральный) МЧС России, организация, уполномоченная на решение вопросов комплексной безопасности территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

на межрегиональном уровне - силы и средства региональных центров МЧС России, региональные поисково-спасательные отряды МЧС России (РПСО), Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России, авиационно-спасательные центры МЧС России, филиалы организации, уполномоченной на решение вопросов комплексной безопасности территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Для эффективного урегулирования системы комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз ЧС необходимо наделить региональные центры МЧС России соответствующими функциями в этой сфере.

Авторами предлагается дополнить Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Приказом МЧС России от 1 октября 2004 г. № 458, новыми пп. 60, 61 п. 9 следующего содержания:

«60) организует взаимодействие с организацией (структурным подразделением), уполномоченной на решение вопросов комплексной безопасности территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

61) организует в установленном порядке материально-техническое обеспечение подразделений, подчиненных организации, уполномоченной на решение вопросов комплексной безопасности территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

По мнению авторов, изложенные в статье предложения по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации позволят обеспечить эффективный механизм правового регулирования комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации от угроз ЧС природного и техногенного характера.

Литература

1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом Рос. Федерации 18 сент. 2008 г. № Пр-1969). URL: http: // government.ru/info/18359/ (дата обращения: 10.05.2017).

2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом Рос. Федерации 20 февр. 2013 г.). URL: http: // government.ru/info/18360/ (дата обращения: 10.05.2017).

3. Арктическое право: концепция развития / отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2014. 152 с.

4. Хабриева Т.Я., Капустин А.Я. Арктическое право России: гармонизация национальных и международных интересов // Научно-технические проблемы освоения Арктики. М., 2015. С. 111-116.

5. Авхадеев В.Р. Многосторонние международные соглашения, регулирующие правовой режим Арктики // Журнал российского права. 2016. № 2. С. 135-143.

6. Уткин Н.И. Совершенствование правового регулирования Арктической зоны Российской Федерации // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26 нояб. 2014 г. / под общ. ред. Э.Н. Чижикова, А.В. Малько, С.Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н.И. Уткин. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2015. С. 26-28.

7. Путило Н. В. Арктическая зона: краткий очерк истории юридических исследований // Аграрное и земельное право. 2015. № 4. С. 103-107.

8. Кузнецов В.И. Административно-правовой режим Арктической зоны // Журнал российского права. 2015. № 11. С. 130-141.

9. Гаврилов В.В. Правовое развитие Арктического региона: предпосылки и перспективы // Журнал российского права. 2017. № 3. С. 148-157.

10. Одинокова Е.Ю. О проблеме модернизации «арктического» права // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26 нояб. 2014 г. / под общ. ред. Э.Н. Чижикова, А.В. Малько, С.Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н.И. Уткин. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2015. С. 62-65.

11. Мероприятия, проводимые МЧС России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике / А.П. Чуприян [и др.] // Арктика: Экология и экономика. 2013. № 1 (9). C. 70-78.

12. Илюхин В.Н. Нормативные и правовые аспекты поисково-спасательного обеспечения морской деятельности в Арктике // Арктика: экология и экономика. 2015. № 1 (17). С. 76-81.

13. Зокоев В.А., Иванов К.М. О некоторых особенностях взаимодействия норм международного права и российских национальных норм при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 4. С. 95-100.

14. Автономов А. С., Малько А. В., Немченко С. Б. Правовая политика современной России в Арктическом регионе // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 1. С. 8-17.

15. Малько А.В., Немченко С.Б., Смирнова А.А. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Артике (обзор материалов «круглого стола») // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2015. № 4. С. 120-137.

16. Малько А.В., Немченко С.Б., Смирнова А.А. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике (обзор материалов «круглого стола») // Государство и право. 2016. № 6. С. 102-115.

17. Цеценевская О.И. Нормативно-правовое регулирование безопасности полетов в Арктической зоне: история и современность // Россия в глобальном мире. 2016. № 9. С. 95-104.

18. Узун О. Л., Яхонтова О.Н. Актуальные проблемы правового регулирования инновационного развития обеспечения безопасности населения и территорий Крайнего Севера // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2014. № 1 (22). С. 61-69.

19. Моисеев А.А. Международно-правовая безопасность России в Арктике // Евразийский юридический журнал. 2016. № 3. С. 34-40.

20. Чуприян А.П. Создание комплексной системы обеспечения безопасности в Арктической зоне Российской Федерации // Арктика - территория безопасности. Развитие

системы обеспечения комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 18-19 февр. 2016 г. / под общ. ред. Ю.Л. Воробьева, Э.Н. Чижикова, А.И. Бондара; сост. С. А. Турсенев. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2016. С. 3-4.

21. Лукин В.Н., Мусиенко Т.В., Чижиков Э.Н. Геоэкономические и политические особенности комплексной системы безопасности Российской Арктики // Вестник Мурманского технического университета. 2016. № 2. С. 443-450.

22. Нестеренко А.Г., Зокоев В.А. Стратегические аспекты развития систем обеспечения комплексной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации // Вестник Мурманского технического университета. 2016. № 2. С. 95-100.

23. Малько А.В. Приветственное слово // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26 нояб. 2014 г. / под общ. ред. Э.Н. Чижикова, А.В. Малько, С.Б. Немченко; сост. А.А. Смирнова, Н.И. Уткин. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2015. С. 15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Воробьев Ю.Л. Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации // Проблемы анализа риска. 2011. № 2. С. 8-13.

25. Нестеренко А.Г. Проект Концепции развития сил и средств МЧС России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации до 2020 г. Основные положения и направления развития // Арктика - территория безопасности. Развитие системы обеспечения комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 18-19 февр. 2016 г. / под общ. ред. Ю.Л. Воробьева, Э.Н. Чижикова, А.И. Бондара; сост. С. А. Турсенев. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2016. С. 83-84.

26. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 35. Ст. 3 648.

27. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента Рос. Федерации от 11 июля 2004 г. № 868) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 28. Ст. 2 882.

28. Положение о функциональной подсистеме координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Приказом МЧС России от 22 июля 2013 г. № 480) // Рос. газ. 2014. 11 окт.

29. Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Приказом МЧС России от 1 окт. 2004 г. № 458) // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 43.

30. Винокуров В.А., Немченко С.Б. Комплексная безопасность в Арктике: термины и понятия // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 3. С. 58.

31. Концепция создания системы комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации (утв. зам. министра Рос. Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.П. Чуприяном, 2014 г.).

32. Нестеренко А. Г. Анализ проблем развития системы обеспечения комплексной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации // Россия в глобальном мире. 2016. № 9 (32). С. 77-86.

References

1. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2020 goda i dal'nejshuyu perspektivu (utv. Prezidentom Ros. Federacii 18 sent. 2008 g. № Pr-1969). URL: http: // government.ru/info/18359/ (data obrashcheniya: 10.05.2017).

2. Strategiya razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti na period do 2020 goda (utv. Prezidentom Ros. Federacii 20 fevr. 2013 g.). URL: http: // government.ru/info/18360/ (data obrashcheniya: 10.05.2017).

3. Arkticheskoe pravo: koncepciya razvitiya / otv. red. T.Ya. Habrieva. M., 2014. 152 s.

4. Habrieva T.Ya., Kapustin A.Ya. Arkticheskoe pravo Rossii: garmonizaciya nacional'nyh i mezhdunarodnyh interesov // Nauchno-tekhnicheskie problemy osvoeniya Arktiki. M., 2015. S. 111-116.

5. Avhadeev V.R. Mnogostoronnie mezhdunarodnye soglasheniya, reguliruyushchie pravovoj rezhim Arktiki // ZHurnal rossijskogo prava. 2016. № 2. S. 135-143.

6. Utkin N.I. Sovershenstvovanie pravovogo regulirovaniya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii // Pravovaya politika v sfere obespecheniya bezopasnosti v Arktike: materialy kruglogo stola. Murmansk, 26 noyab. 2014 g. / pod obshch. red. Eh.N. Chizhikova, A.V. Mal'ko, SB. Nemchenko; sost. A.A. Smirnova, N.I. Utkin. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2015. S. 26-28.

7. Putilo N.V. Arkticheskaya zona: kratkij ocherk istorii yuridicheskih issledovanij // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2015. № 4. S. 103-107.

8. Kuznecov V.I. Admini strati vno-pravovoj rezhim Arkticheskoj zony // Zhurnal rossijskogo prava. 2015. № 11. S. 130-141.

9. Gavrilov V.V. Pravovoe razvitie Arkticheskogo regiona: predposylki i perspektivy // Zhurnal rossijskogo prava. 2017. № 3. S. 148-157.

10. Odinokova E.Yu. O probleme modernizacii «arkticheskogo» prava // Pravovaya politika v sfere obespecheniya bezopasnosti v Arktike: materialy kruglogo stola. Murmansk, 26 noyab. 2014 g. / pod obshch. red. Eh.N. Chizhikova, A.V. Mal'ko, S.B. Nemchenko; sost. A.A. Smirnova, N.I. Utkin. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2015. S. 62-65.

11. Meropriyatiya, provodimye MCHS Rossii po preduprezhdeniyu i likvidacii chrezvychajnyh situacij v Arktike / A.P. CHupriyan [i dr.] // Arktika: Ehkologiya i ehkonomika. 2013. № 1 (9). C. 70-78.

12. Ilyuhin V.N. Normativnye i pravovye aspekty poiskovo-spasatel'nogo obespecheniya morskoj deyatel'nosti v Arktike // Arktika: ehkologiya i ehkonomika. 2015. № 1 (17). S. 76-81.

13. Zokoev V.A., Ivanov K.M. O nekotoryh osobennostyah vzaimodej stviya norm mezhdunarodnogo prava i rossijskih nacional'nyh norm pri likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij v Arkticheskoj zone // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2015. № 4. S. 95-100.

14. Avtonomov A.S., Mal'ko A.V., Nemchenko S.B. Pravovaya politika sovremennoj Rossii v Arkticheskom regione // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2016. № 1. S. 8-17.

15. Mal'ko A. V., Nemchenko S.B., Smirnova A.A. Pravovaya politika v sfere obespecheniya bezopasnosti v Artike (Obzor materialov «kruglogo stola») // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2015. № 4. S. 120-137.

16. Mal'ko A. V., Nemchenko S.B., Smirnova A.A. Pravovaya politika v sfere obespecheniya bezopasnosti v Arktike (Obzor materialov «kruglogo stola») // Gosudarstvo i pravo. 2016. № 6. S. 102-115.

17. Cecenevskaya O.I. Normativno-pravovoe regulirovanie bezopasnosti poletov v Arkticheskoj zone: istoriya i sovremennost' // Rossiya v global'nom mire. 2016. № 9. S. 95-104.

18. Uzun O.L., Yahontova O.N. Aktual'nye problemy pravovogo regulirovaniya innovacionnogo razvitiya obespecheniya bezopasnosti naseleniya i territorij Krajnego Severa // Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii. 2014. № 1 (22). S. 61-69.

19. Moiseev A.A. Mezhdunarodno-pravovaya bezopasnost' Rossii v Arktike // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2016. № 3. S. 34-40.

20. Chupriyan A.P. Sozdanie kompleksnoj sistemy obespecheniya bezopasnosti v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii // Arktika - territoriya bezopasnosti. Razvitie sistemy obespecheniya kompleksnoj bezopasnosti Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. 18-19 fevr. 2016 g. / pod obshch. red. Yu.L. Vorob'eva, Eh.N. Chizhikova, A.I. Bondara; sost. S.A. Tursenev. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2016. S. 3-4.

21. Lukin V.N., Musienko T.V., Chizhikov Eh.N. Geoehkonomicheskie i politicheskie osobennosti kompleksnoj sistemy bezopasnosti Rossijskoj Arktiki // Vestnik Murmanskogo tekhnicheskogo universiteta. 2016. № 2. S. 443-450.

22. Nesterenko A.G., Zokoev V.A. Strategicheskie aspekty razvitiya sistem obespecheniya kompleksnoj bezopasnosti v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii // Vestnik Murmanskogo tekhnicheskogo universiteta. 2016. № 2. S. 95-100.

23. Mal'ko A.V. Privetstvennoe slovo // Pravovaya politika v sfere obespecheniya bezopasnosti v Arktike: materialy kruglogo stola. Murmansk, 26 noyab. 2014 g. / pod obshch. red. Eh.N. Chizhikova, A.V. Mal'ko, SB. Nemchenko; sost. A.A. Smirnova, N.I. Utkin. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2015. S. 15.

24. Vorob'ev Yu.L. Kompleksnaya bezopasnost' cheloveka kak novaya paradigma sovremennoj civilizacii // Problemy analiza riska. 2011. № 2. S. 8-13.

25. Nesterenko A.G. Proekt Koncepcii razvitiya sil i sredstv MCHS Rossii po preduprezhdeniyu i likvidacii chrezvychajnyh situacij i obespecheniyu pozharnoj bezopasnosti v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii do 2020 g. Osnovnye polozheniya i napravleniya razvitiya // Arktika - territoriya bezopasnosti. Razvitie sistemy obespecheniya kompleksnoj bezopasnosti Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. 18-19 fevr. 2016 g. / pod obshch. red. Yu.L. Vorob'eva, Eh.N. Chizhikova, A.I. Bondara; sost. S.A. Tursenev. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2016. S. 83-84.

26. O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera: Feder. zakon ot 26 dek. 1994 g. № 68-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1994. № 35. St. 3 648.

27. Polozhenie o Ministerstve Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij (utv. Ukazom Prezidenta Ros. Federacii ot 11 iyulya 2004 g. № 868) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2004. № 28. St. 2 882.

28. Polozhenie o funkcional'noj podsisteme koordinacii deyatel'nosti po poisku i spasaniyu lyudej vo vnutrennih vodah i territorial'nom more Rossijskoj Federacii edinoj gosudarstvennoj sistemy preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij (utv. Prikazom MCHS Rossii ot 22 iyulya 2013 g. № 480) // Ros. gaz. 2014. 11 okt.

29. Polozhenie o territorial'nom organe Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij -regional'nom centre po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij (utv. Prikazom MCHS Rossii ot 1 okt. 2004 g. № 458) // Byul. normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. 2004. № 43.

30. Vinokurov V.A., Nemchenko S.B. Kompleksnaya bezopasnost' v Arktike: terminy i ponyatiya // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2016. № 3. S. 58.

31. Koncepciya sozdaniya sistemy kompleksnoj bezopasnosti Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii (utv. zam. ministra Ros. Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij A.P. CHupriyanom, 2014 g.).

32. Nesterenko A.G. Analiz problem razvitiya sistemy obespecheniya kompleksnoj bezopasnosti v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii // Rossiya v global'nom mire. 2016. № 9 (32). S. 77-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.