УДК 351.862
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Ведышева О.Н.
кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Института развития МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск. Е-таП^гватсЬв.ги
Ведышева Н.О.
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск. Е-таП^гватсЬв.ги
Аннотация. В статье проведен анализ нормативной правовой базы с учетом международных норм права в данной сфере. Авторы дали оценку международным правовым инициативам МЧС России в деятельности Арктического совета по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации; проанализировали правовой режим создаваемых на данной территории опорных зон и комплексных спасательных центров. На основе проведенного исследования авторы сформулировали ряд предложений по редакции законопроекта «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» и международных нормативных правовых актов по обеспечению безопасности в данном регионе.
Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, обеспечение комплексной безопасности, Международная организация «Арктический совет», правовой статус, правовые основы деятельности, комплексные спасательные центры, опорные зоны развития, экосистемы северных морей, арктический шельф.
Цитирование: Ведышева О.Н., Ведышева Н.О. Проблемы правового обеспечения безопасности Арктической зоны России от чрезвычайных ситуаций // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. № 1 (36). С. 49-56.
Актуальность данной статьи обусловлена тремя основными факторами: 1. Необходимость редакции ныне действующей нормативной правовой базы по регулированию отношений в области освоения и использования арктических ресурсов в связи с тем, что Постановлением Правительства РФ от 31.08.2017 №1064 была утверждена новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2025 года». Согласно ей, действие Программы продлено на 5 лет, и пересмотрены прежние направления работы в данной сфере по причине усиливающегося стремления ряда государств к доминированию в Арктике [1].
По словам Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, предыдущая Программа носила преимущественно аналитический характер, не имела собственного финансирования, не соответствовала масштабу планов по развитию арктического региона России. В настоящий момент названы источники её финансирования
и объемы средств, выделяемых из федерального бюджета [4, 6].
В обновленной государственной Программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2025 года» определены следующие направления работы:
- формирование опорных зон;
- развитие Северного морского пути;
- освоение континентального шельфа;
- создание Арктических комплексных аварийно-спасательных центров (далее -АКАСЦ) [6].
Все вышеперечисленные факторы объективно диктуют необходимость оперативного обновления арктического законодательства, которое смогло бы обеспечить выполнение задач, поставленных правительством.
2. Обсуждение в настоящее время законопроекта «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», без которого немыслимо становление правовых основ в регулировании деятельности в Арктике и в обеспечении её безопасности.
Своевременность принятия будущего федерального закона и его качество во многом зависят от участия в обсуждении юристов страны, в том числе и юристов МЧС России, ибо только совместное правотворчество профессионалов, как правило, позволяет достичь желаемых успехов в совершенствовании законодательства. Исходя из данного принципа, авторы представленной статьи посчитали необходимым изложить свою точку зрения по спорным моментам обсуждаемых норм права данного законопроекта и разработать ряд предложений, касающихся формулировок некоторых правовых понятий и категорий, входящих в раздел «арктическое законодательство».
3. Потребность разработки в арктическом законодательстве правового механизма по осуществлению основных направлений Морской доктрины России, принятой в 2001 году (далее - Доктрина) и существенно измененной после новой редакции, утвержденной Президентом России 26 июня 2015 года [5].
Так, в Доктрину дополнительно были включены положения по расширению экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и морском дне, вовлечением их ресурсного потенциала в промышленное производство, а также по вопросам обеспечения национальной безопасности региона от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К тому же, 20 июня 2017 года был принят ещё один очень важный нормативный правовой акт, продолживший дальнейшее развитие Морской доктрины России: «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030» [1]. Названные правовые акты в качестве высшего государственного приоритета провозгласили укрепление национальной безопасности России в Арктике и сохранение её лидирующих позиций в освоении региона. В них нашли отражение и задачи МЧС России в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в условиях Севера.
Перечисленные факты обосновывают объ-
ективную потребность в разработке дополнительных нормативных правовых актов, которые бы позволили наиболее полно и эффективно регулировать отношения субъектов в Арктике по выполнению задач, определенных государством, в условиях новых вызовов и угроз. Целесообразно приступить к правотворческой процедуре над нормативными актами после обсуждения законопроекта «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» в Государственной Думе Российской Федерации, когда он будет принят в качестве основного федерального закона. Именно такой подход к делу диктуется обязательным соблюдением в правотворчестве принципа соблюдения соответствия нормативных правовых актов федеральному законодательству.
Главная цель проведенного исследования: дальнейшее совершенствование нормативных правовых актов по развитию Арктической зоны России и обеспечению её комплексной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
С учетом неполноты законодательной арктической базы и пробелов в ней, касающихся определения правового режима арктической территории Российской Федерации, правового положения опорных зон развития и АКАСЦ МЧС России, а также отсутствия правового механизма внедрения в Арктике системы аппаратно-программного комплекса (далее -АПК) «Безопасный город» поставлены следующие задачи:
1. Устранить имеющиеся пробелы в арктическом законодательстве, сформулировав недостающие юридические нормы, повышающие его качество и наиболее полно и точно определяющие правовой режим арктического пространства, включая создание опорных зон развития и внедрение в условиях Севера АПК «Безопасный город» по обеспечению национальной безопасности;
2. Включить в будущий федеральный закон об Арктике положения, предусматривающие развитие сил МЧС России в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определив правовое положение АКАСЦ;
3. Предложить редакцию по уточнению некоторых понятийных категорий, имеющих-
ся в тексте законопроекта «О развитии Арктической зоны РФ», которые допускают двойное толкование;
4. Обосновать необходимость дальнейшей правовой инициативы МЧС России, как участника Арктического Совета в разработке совместных международных актов по осуществлению мероприятий в рамках Арктической Стратегии защиты окружающей среды.
Для решения поставленных задач обеспечения безопасности в Арктической зоне Российской Федерации представлены следующие вопросы (некоторые из которых реализованы на практике):
1. Внести ряд конкретных предложений по дальнейшей редакции спорных новелл, имеющихся в законопроекте об Арктике в соответствие со стандартами международного права;
2. Обосновать необходимость разработки новых дополнительных нормативных правовых актов в сфере регулирования отношений по выполнению задач, определенных государственной программой «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2025 года» и Арктической Стратегией охраны окружающей среды [6];
3. Оптимизировать количество правовых источников в сфере деятельности МЧС России по причине масштаба внесения в них дополнений арктическим законодательством;
4. Обосновать необходимость включения в арктическое законодательство основополагающих принципов внедрения АПК «Безопасный город» по обеспечению безопасности в условиях Севера.
Сосредоточение пристального внимания на законопроекте «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» является объективной реальностью, так как именно будущий федеральный закон должен стать основой для разработки системы подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Это позволит в будущем, из разрозненных нормативных актов создать единую правовую систему по Арктике, включая в неё регулирование отношений в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в условиях Севера.
В настоящее время текст будущего федерального закона об Арктике активно обсуждается не только в официальных кругах, но и в кругах общественности. Рассмотрим некоторые очевидные юридические и смысловые недостатки в данном законопроекте.
Нельзя не заметить, что наиболее употребляемыми терминами в законопроекте являются: «арктическая зона», «опорная зона», «сухопутные территории» и «управление зоной развития». Каждый термин по отдельности, на первый взгляд, является простым и понятным. Но когда данные словосочетания встречаются вместе в одном абзаце или одной новелле будущего закона, возникает неоднозначное понимание в правовом осмыслении и применении. Содержится ли в данной терминологии нечто логически обоснованное, заданное и неизменное с точки зрения классического права? Корректно ли включить в заголовок будущего федерального закона словосочетание «Арктическая зона Российской Федерации»?
Употребление термина «арктическая зона», вообще не применимо к обозначению той или иной территории. Более корректным и юридически точным является термин «арктический регион». Именно понятие «регион» традиционно используется в географии, политологии и международном праве по обозначению территории как части пространства. Данный принцип его применения является установленной научной догмой во всех сферах прикладных наук [11].
Исходя из логики рассуждений, термины «зона» и «регион» не совпадают по смыслу. Слово «зона», (на языке греческого оригинала означает «пояс») имеет узкое значение и не относится к понятиям «пространство» или «территория» [11].
А вот термин «регион», напротив, в данном случае является прямо связанным с понятием определенной части пространства, территории, характеризующейся как определенный комплекс явлений (элементов), который обоснован условным единством и целостностью. Данный вывод сформулирован и в известном словаре Э.Б. Алаева [10].
В нем говорится, что регион: «- это территория (часть государственной территории),
по совокупности насыщающих её элементов, отличающихся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязью составляющих элементов, целостностью, причем целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории» [10].
Таким образом, совокупность теоретических признаков, характеризующих регион как некую специфическую по климатическим данным территорию, действительно классически точно отражает и правовую сущность категории «регион». Термин же «арктическая зона», имеющий узкое значение и употребляющийся, как правило, в смысле: «зона свободной торговли», «экономическая зона», «зона презентации», «зона переговоров», демонстрирует свою юридическую несостоятельность.
В соответствие с элементарными нормами теории права представляется полезным в тексте законопроекта термин «зона» заменить термином «регион», а будущий федеральный закон назвать в предлагаемой авторами редакции: «О развитии Арктического региона Российской Федерации».
Анализируя обсуждаемые новеллы законопроекта, необходимо отметить еще ряд неточностей, допущенных разработчиками законопроекта. Например, использование в тексте будущего закона такого термина как «сухопутные территории» Арктики, является смысловой ошибкой, так как понятие «сухопутные» характеризует лишь транспортные средства и пути сообщения. А «территории», по справедливому замечанию арктического эксперта, члена Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации М.А. Жукова, бывают материковые и островные [13].
Однако данные неточности в законопроекте до сих пор остаются не замеченными его авторами и тиражируются, переходя из одного официального документа в другой. Неточностей и ошибок такого рода могло и не быть, если бы разработчики законопроекта, уточнили названные термины в учебном пособии по географии или соответствующем словаре. Вывод прост: необходимо устранить из обсуждаемого законопроекта названные ошибки до вступления закона в юридическую силу.
Следующее не менее важное понятие, которое неслучайно некоторые правоведы на-
зывают «смысловым ядром» законопроекта: «опорные зоны» арктического региона [13].
Под ними разработчики закона понимают своеобразные экономические зоны развития с особым правовым режимом, образование которых предусмотрено в законопроекте. Законодатели предлагают всю арктическую территорию Российской Федерации разделить на восемь или девять опорных зон, которые организуются в качестве комплексных проектов федеральными ведомствами на основе преимущественно бюджетного финансирования. Контроль за социально-экономическим развитием опорных зон возложен на Правительство Российской Федерации.
Отмечая прогрессивность законопроекта, предусматривающего организацию опорных зон в Арктике, предлагается внести в него понятие и определить статус опорных зон и принципы управления ими. Без этого закон остается уязвимым и не эффективным в сфере его применения на практике. В будущем, оставаясь в прежней редакции, он может стать нежизнеспособным.
Руководствуясь новой редакцией государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2025 года», предусматривающей создание в Арктике комплексных спасательных центров МЧС России и внедрение АПК «Безопасный город», предлагается включить в будущий Федеральный закон о развитии Арктической зоны Российской Федерации :
- статьи, посвященные АКАСЦ, раскрывающие особенности их правового положения в качестве юридических лиц в условиях Севера;
- статьи с формулировкой основополагающих принципов построения и развития АПК «Безопасный город» в опорных зонах развития, а также его статус в области обеспечения национальной безопасности Арктической территории России.
Данные дополнения в законопроект позволят свести воедино ключевые арктические нормативные правовые акты по вопросам развития региона, обеспечения его комплексной безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанных непосредственно с деятельностью МЧС Рос-
сии.
При этом, внося дополнения в названный законопроект, следует учитывать зоны ответственности спасательных центров в условиях Арктики и направления в их работе. В настоящий момент обеспечением безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на Арктическом побережье ежедневно заняты: 6 арктических комплексных аварийно-спасательных центров, 4 региональных поисково-спасательных отряда, 196 пожарно-спасательных подразделений. Арктические центры функционируют в Архангельске, Мурманске, Нарьян-Маре, Вытегре, Дудинке и Воркуте. Спасатели имеют специальную подготовку, экипировку, а также технику, чтобы в условиях Заполярья выполнять свои задачи. Кроме того, МЧС России планирует усилить группировку сил, которая будет работать в арктических широтах: до 2020 года будет организовано строительство еще четырех арктических спасательных центров. В настоящее время общая численность группировок МЧС России, работающих в северных широтах, превышает 18 тысяч человек [15].
Учитывая реальное положение дел в Арктике и активную работу законодателей над нормативными правовыми актами, авторы статьи обосновывали также необходимость внесения в них положений о процедуре контроля, осуществляемого МЧС России за ходом внедрения в северном регионе АПК «Безопасный город» и за ходом строительства комплексных спасательных центров.
АПК «Безопасный город» обеспечит Арктику территорией безопасности и послужит дальнейшему развитию системы комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации в соответствие с Концепцией построения и развития АПК «Безопасный город» [3, 9].
Одно из важных направлений развития нормативной правовой базы - это международно-правовое сотрудничество МЧС России и решение задач, которые поставлены перед ведомством в российском законодательстве, в частности, по обеспечению безопасности в Арктике [2, 5].
Рассматривая роль МЧС России в Международной организации «Арктический Совет»
по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, нельзя не оценить высокий уровень развития нормативной правовой базы в исследуемой области, высказанной в многочисленных публикациях [14].
В них сосредотачивается внимание на более ответственном моменте: необходимости проявления дальнейшей инициативы юристами МЧС России по разработке предложений, вносимых в международное законодательство. Данные инициативы должны быть проявлены по вопросам обеспечения безопасности Арктики в рамках Соглашения о международном сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнения моря нефтью в Арктике и Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, а также осуществлении Арктической Стратегии охраны окружающей среды [7, 8].
В материалах проведенного исследования предполагается создание в МЧС России целевой группы для разработки национальных правовых нормативных актов, уточняющих и дополняющих положения международных договоров и соглашений в области регулирования отношений в Арктике. Причина в том, что нередко в международных нормативных актах с участием России, как и в названных Соглашениях, не определен должным образом её правовой статус и перечень организационно-правовых оснований по координации и сотрудничеству в операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий, не называются условия трансграничного перемещения и вывоза природных ресурсов из Арктического региона другими странами.
Так, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, в условиях отсутствия дополнительного нормативного правового акта, другим странам позволяется беспрепятственно вывозить из России ценнейшие ресурсы арктического региона [8]. В данном случае действует известный правовой постулат: «что не запрещено законом, то разрешено» Подобное положение дел противоречит принципам государственной политики по социально-экономическому развитию Арктической зоны Российской Федерации и
угрожает её национальной безопасности [1].
Особой критике подвергается статья №10 названного Соглашения «Возмещение расходов, связанных с оказанием помощи в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Эта статья непосредственно касается деятельности комплексных спасательных центров МЧС России, проявляемой в условиях стихийных бедствий. Смысл статьи сводится к определению финансовых последствий, понесенных во время операций по оказанию помощи другим странам.
В статье говорится о том, что «если действия были предприняты одной Стороной по прямой просьбе другой Стороны, запрашивающая Сторона возмещает оказывающей Стороне расходы, связанные с её действиями». Правовое несовершенство указанной нормы закона очевидно и поэтому мгновенно возникает масса вопросов: по каким критериям считать расходы; что именно входит в понятие «расходы»; какие последствия возникают
в случае отсутствия «прямой просьбы» о помощи со Стороны, терпящей бедствие; каковы юридические последствия наступают для третьих Сторон, чья экстренная помощь во время чрезвычайной ситуации была оказана вне рамок совместных договоренностей?
Сказанное демонстрирует юридическую слабость Соглашения, которую можно и желательно устранить путем конкретизации некоторых норм национальным нормативным правовым актом. Данная процедура предусмотрена стандартами международного права.
Таким образом, устранение всех перечисленных недостатков в арктическом законодательстве, учет предложений по редакции действующей нормативной правовой базы, принятие долгожданного Федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» позволят не только осуществить программные задачи государства по социально-экономическому развитию региона, но и обеспечить его национальную безопасность.
Литература
1. Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030, утв. Президентом Российской Федерации 20.06.2017, № Пр-327. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kremlm.ru/acts/bank/42117 (дата обращения: 12.01.2018).
2. Основы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности на период до 2025 года, утв. Президентом Российской 01.03.2012, №539. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70190228/ (дата обращения: 12.01.2018).
3. Об утверждении Концепции построения и развития АПК «Безопасный город», утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации 03.12.2014, №2446-р. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://14.mchs.gov.ru/document/2632303 (дата обращения: 12.01.2018).
4. О развитии Арктической зоны Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/news/27241/ (дата обращения: 12.01.2018).
5. Морская доктрина Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: / / static.kremlin.ru / media/ events/files/ги/uAFi5nvux2twaqjftS5yrIZUVTJan77L.pdf (дата обращения: 12.01.2018).
6. Об утверждении государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2025 года», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 № 1064. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/436764489 (дата обращения: 12.01.2018).
7. Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, (г. Нууке 12.05.2011) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902395150 (дата обращения: 17.01.2018).
8. Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, (г. Кирун 15.05.2013) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499065181 (дата обращения: 17.01.2018).
9. Об обеспечении разработки общей концепции построения и развития АПК «Безопасный город», Поручение Президента Российской Федерации от 27.05. 2014, № Пр.-1175 [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://goo.gl/rYuHvq (дата обращения: 17.01.2018).
10. Алаев Э.Б. Понятийно-терминологический словарь. Москва: РОСМЭН. 2006.
11. Баранов H.H. Регион и территориальная структура. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: / / nicbar.ru / politology/study/kurs-politicheskaya-regionalistika/ 181-lektsiya-2-region-kak-ob-ekt-uroven-politicheskogo-analiza (дата обращения: 15.01.2018).
12. Жуков Л I.A. О развитии Арктической зоны Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rareearth.ru/ru/pub/20161128/02717.html (дата обращения: 15.01.2018).
13. Наумова Т.Е. Арктический Совет и роль МЧС России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gugn.ru/work/574678/Arkticheskij-sovet-i-rol (дата обращения: 25.01.2018).
14. Пучков В. А. МЧС России и Арктика сегодня. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tass ru/obschestvo/4858853/ (дата обращения: 31.01.2018).
LEGAL SECURITY IN EMERGENCY SITUATIONS IN THE ARCTIC ZONE OF
RUSSIA
Abstract. In the article the analysis of normative-legal framework in line with international law in this field. The authors assessed the international legal initiatives of the Ministry of emergency situations of Russia in the Arctic Council's activities for the prevention, preparedness and response to various emergency situations; analyzed the legal regime established on the territory of reference zones and the integrated rescue centers. On the basis of this study, the authors formulated a number of proposals to the Draft Law «On the development of the Arctic zone of the Russian Federation». Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, providing comprehensive security, the international organization «the Arctic Council», the legal status, legal basis of activities of integrated rescue centers, main development zones, ecosystems of the Northern seas, Arctic shelf. Citation: Vedysheva O.N., Vedysheva N.O. (2018) Problemy pravovogo obespecheniya bezopasnosti Arkticheskoj zony Rossii ot chrezvychajnyh situacij [Legal security in emergency situations in the Arctic zone of Russia]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 1 (36), pp. 49-56 (in Russian).
1. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti voenno-morskoj deyatel'nosti na period do 2030, utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii 20.06.2017, № Pr-327 [The fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of naval activities for the period up to 2030, President of the Russian Federation on 20.06.2017, No. Pr-327]. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/42117 (accessed 12 January 2018) (in Russian).
2. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti obespecheniya yadernoj i radiacionnoj bezopasnosti na period do 2025 goda, utv. Prezidentom Rossijskoj 01.03.2012, №539 [The fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of ensuring nuclear and radiation safety for the period up to 2025, President of the Russian Federation 01.03.2012, No. 539]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70190228/ (accessed 12 January 2018) (in Russian).
Olga VEDYSHEVA
Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor, Senior Researcher of the Institute of Development of the Ministry of Emergencies of Russia Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk. E-mail:agzQamchs.ru
Natalia VEDYSHEVA
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Legal Disciplines Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk. E-mail:agzQamchs.ru
References
3. Ob utverzhdenii Koncepcii postroeniya i razvitiya APK «Bezopasnyj gorod», utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii 03.12.2014, №2446-r. [On the approval of the Concept of construction and development of the AIC «Safe City», approved By the Order of the Government of the Russian Federation on 03.12.2014, No. 2446-r.]. Available at: http://14.mchs.gov.ru/document/2632303 (accessed 12 January 2018) (in Russian).
4. O razvitii Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii [On the development of the Arctic zone of the Russian Federation]. Available at: http://government.ru/news/27241/ (accessed 12 January 2018) (in Russian).
5. Morskaya doktrina Rossijskoj Federacii, utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii [The Maritime Doctrine of the Russian Federation, President of the Russian Federation]. Available at: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/uAFi5nvux2twaqjftS5yrIZUVTJan77L.pdf (accessed 12 January 2018) (in Russian).
6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy «Social'no-ehkonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda», utv. postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.08.2017 № 1064. [On the approval of the state program «Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation for the period until 2025», approved. Decree of the Government of the Russian Federation of August 31, 2017 No. 1064]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/436764489 (accessed 12 January 2018) (in Russian).
7. Soglashenie o sotrudnichestve v aviacionnom i morskom poiske i spasanii v Arktike, (g. Nuuke 12.05.2011) [Agreement on cooperation in aviation and marine search and rescue in the Arctic, (Nuuk 12.05.2011)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902395150 (accessed 12 January 2018) (in Russian).
8. Soglashenie o sotrudnichestve v sfere gotovnosti i reagirovaniya na zagryaznenie morya neft'yu v Arktike, (g. Kirun 15.05.2013) [Agreement on cooperation in the field of preparedness and response to marine oil pollution in the Arctic, (Kiruna 15.05.2013)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/499065181 (accessed 12 January 2018) (in Russian).
9. Ob obespechenii razrabotki obshchej koncepcii postroeniya i razvitiya APK «Bezopasnyj gorod», Poruchenie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 27.05. 2014, № Pr.-1175 [On ensuring the development of a general concept for the construction and development of the AIC «Safe City», the Order of the President of the Russian Federation of 27.05. 2014, No. Pr-1175]. Available at: https://goo.gl/rYuHvq (accessed 12 January 2018) (in Russian).
10. Alaev E.B. (2006) Ponyatijno-terminologicheskij slovar' [Conceptually-terminological dictionary]. Moscow: ROSMAN (in Russian).
11. Baranov N.N. Region i territorial'naya struktura [Baranov N.N. Region and territorial structure]. Available at: http://nicbar.ru/politology/study/kurs-politicheskaya-regionalistika/181-lektsiya-2-region-
kak-ob-ekt-uroven-politicheskogo-analiza (accessed 15 January 2018) (in Russian).
12. ZHukov M.A. O razvitii Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii [Zhukov M.A. On the development of the Arctic zone of the Russian Federation]. Available at: http://rareearth.ru/ru/pub/20161128/02717.html (accessed 15 January 2018) (in Russian).
13. Naumova T.E. Arkticheskij Sovet i rol' MCHS Rossii [Naumova T.E. Arctic Council and the role of EMERCOM of Russia]. Available at: http://gugn.ru/work/574678/Arkticheskij-sovet-i-rol (accessed 25 January 2018) (in Russian).
14. Puchkov V.A. MCHS Rossii i Arktika segodnya [Puchkov V.A. EMERCOM of Russia and the Arctic today]. Available at: http://tass ru/obschestvo/4858853/ (accessed 25 January 2018) (in Russian).