Научная статья на тему 'Действие Пожарного устава в Арктической зоне Российской империи'

Действие Пожарного устава в Арктической зоне Российской империи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНЫЙ УСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ПРАВИЛА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / FIRE CHARTER OF THE RUSSIAN EMPIRE / LEGISLATION ON FIRE SAFETY / FIRE PREVENTION REGULATIONS / ARCTIC AREA / RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова А. А., Титова Е. А.

Рассмотрено правовое регулирование по вопросам обеспечения пожарной безопасности в Арктической зоне Российской империи. Рассмотрено действие Пожарного устава Российской империи и его юридическая сила в Арктической зоне Российский империи. На территориях Арктической зоны распространялись все нормы и правила, закрепленные в Пожарном Уставе 1832 г. и Пожарном уставе новой редакции 1857 г. Также уставом предусматривались определенные нормы, характерные для «Арктической зоны», а именно: правила пожарной безопасности в лесах и на водных объектах. Однако некоторые проблемы в области обеспечения пожарной безопасности применительно к Арктической зоне Российской империи решены не были, что, в свою очередь, определило вектор развития российского законодательства в сфере пожарной безопасности во второй половине XIX в. -начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнова А. А., Титова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS OF THE CHARTER OF FIRE IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN EMPIRE

This article deals with the legal regulation on fire safety in the Arctic zone of the Russian Empire. We consider the action of fire statute of the Russian Empire and its legal force in the Arctic zone of the Russian Empire. In areas of the Arctic zone spread all rules and regulations set forth in the articles of association of firefighters and fire in 1832 the charter of the new edition of 1857. Also, the charter provides for a certain reference ranges for «Arctic zone», namely the rules of fire safety in forests and water bodies. However, some problems in the field of fire safety in relation to the Arctic zone of the Russian Empire were not resolved, which in turn defined the vector of development of the Russian legislation in the field of fire safety in the second half of XIX beginning of the XX century.

Текст научной работы на тему «Действие Пожарного устава в Арктической зоне Российской империи»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

ДЕЙСТВИЕ ПОЖАРНОГО УСТАВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

А.А. Смирнова, кандидат исторических наук, доцент; Е.А. Титова.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Рассмотрено правовое регулирование по вопросам обеспечения пожарной безопасности в Арктической зоне Российской империи. Рассмотрено действие Пожарного устава Российской империи и его юридическая сила в Арктической зоне Российский империи. На территориях Арктической зоны распространялись все нормы и правила, закрепленные в Пожарном Уставе 1832 г. и Пожарном уставе новой редакции 1857 г. Также уставом предусматривались определенные нормы, характерные для «Арктической зоны», а именно: правила пожарной безопасности в лесах и на водных объектах. Однако некоторые проблемы в области обеспечения пожарной безопасности применительно к Арктической зоне Российской империи решены не были, что, в свою очередь, определило вектор развития российского законодательства в сфере пожарной безопасности во второй половине XIX в. -начале XX в.

Ключевые слова: Пожарный устав Российской империи, законодательство о пожарной безопасности, противопожарные правила, Арктическая зона, Российская империя

EFFECTS OF THE CHARTER OF FIRE IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN EMPIRE

A.A. Smirnova; E.A. Titova.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

This article deals with the legal regulation on fire safety in the Arctic zone of the Russian Empire. We consider the action of fire statute of the Russian Empire and its legal force in the Arctic zone of the Russian Empire. In areas of the Arctic zone spread all rules and regulations set forth in the articles of association of firefighters and fire in 1832 the charter of the new edition of 1857. Also, the charter provides for a certain reference ranges for «Arctic zone», namely the rules of fire safety in forests and water bodies. However, some problems in the field of fire safety in relation to the Arctic zone of the Russian Empire were not resolved, which in turn defined the vector of development of the Russian legislation in the field of fire safety in the second half of XIX - beginning of the XX century.

Keywords: Fire Charter of the Russian Empire, legislation on fire safety, fire prevention regulations, Arctic area, Russian Empire

Актуальность рассмотренной тематики заключается в изменении направлений геополитики и геоэкономики на расширение ресурсной базы Арктической зоны, сохранение природной среды и поддержку боевого потенциала группировок Вооруженных Сил Российской Федерации в регионе. Для нормального функционирования жизнеобеспечения в Арктической зоне важное место занимают вопросы обеспечения пожарной безопасности. Интерес к Арктической зоне связан с определенными стратегическими выгодами, предопределенными географическим положением северных вод, значительными природными ресурсами [1]. Министр МЧС России В.А. Пучков в своем выступлении 30 октября 2012 г. отметил, что безопасность в Арктическом регионе является одним из приоритетных направлений деятельности и развития МЧС России до 2030 г. [2]. Как отмечает А.В. Малько, данная тема является актуальной в свете особой стратегической важности Арктического региона как для Российской Федерации, так и для всего мира [3]. Развитие Арктики в XXI в. - приоритетное направление внутренней и внешней политики Российской Федерации. Перед Россией сегодня стоит принципиально важная задача -вернуть себе лидирующую роль в освоении Крайнего Севера, что требует проведение особой правовой политики [4].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» [5] к Арктической зоне относятся следующие территории: Мурманской области; Ненецкого автономного округа; Чукотского автономного округа; Ямало-Ненецкого автономного округа; муниципального образования городского округа «Воркута» (Республика Коми); Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (района) (Республика Саха (Якутия); городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района (Красноярский край); муниципальных образований «Город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск» (Архангельская область); земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других актах СССР.

Наложив современную карту Российской Федерации на карту Российской империи, можно провести параллель по вопросам обеспечения пожарной безопасности и освоения Арктической зоны на территории империи. В связи с тем, что в Российской империи происходило освоение и определение принадлежности территорий Арктической зоны, рассмотрим обеспечение пожарной безопасности на территориях Российской империи, которые в современной России относят к арктической территории [6].

Характеризуя правовую политику Российского государства в сфере борьбы с пожарами в Арктике, необходимо отметить, что процесс становления и развития противопожарного законодательства Российской империи для данного региона был обусловлен особенностями и спецификой географического и социально-экономического положения [7].

На всей территории страны, включая Арктическую зону Российской империи, большинство построек были деревянными. Одной из причин преобладания деревянных построек в начале XVIII в. можно выделить Указ Петра I «О запрещении каменного строительства, кроме Санкт-Петербурга, и о возведении в новой столице исключительно каменных домов». В соответствии с этим строго каралось строительство из камня в любом городе, кроме Санкт-Петербурга. Пушкин А.С. писал, что был «издан тиранский указ о запрещении во всем государстве каменного строения под страхом конфискации и ссылки» [8]. На основании вышеуказанного акта Петра I практически все строения в Российской империи стали строиться из дерева и находившиеся близко друг друга здания

при пожаре могли создавать угрозу выгорания всего населенного пункта. В связи с чем был издан Указ 1722 г. «О строении крестьянских дворов по установленному чертежу», на основании которого разрешалось строительство после пожара новых домов лишь рядом по два в одну линию и с разрывом между двумя домами в 30 саженей, то есть не менее 13 м от остальных построек.

До вступления в силу Пожарного устава действовали разрозненные нормы в области обеспечения пожарной безопасности. Наказ 1728 г. «Губернаторам, воеводам и их товарищам» предписывал жителям соблюдать требования правил пожарной безопасности при строительстве жилых домов в городах и сельских населенных пунктах. В особом разделе Наказа «О смотрении строений в городах и о сбережении от пожаров» предписывалось:

а) топить печи только в огородах;

б) топить избы и бани только в установленные дни;

в) чистить печные трубы один раз в квартал;

г) иметь в каждом доме кадки, веники, швабры и метла на кровлях, крюки и вилы;

д) проезды между домами по улице строить широко, до 6 саженей.

Указ определял противопожарные требования ко вновь строящимся домам, устанавливал размеры противопожарных разрывов между ними, обуславливал требования к устройству бань, печей и дымоходов.

Во второй половине XVIII в., а именно согласно Указа Екатерины II от 12 июня 1763 г. «О смотрении во всех городах каменных публичных зданий» [9] строительство в уездных городах губернии общественных зданий должно было производиться исключительно из камня.

Самым главным (наболевшим) вопросом в области обеспечения пожарной безопасности в Российской империи, включая территории Арктической зоны, стал вопрос кодификации законодательства о пожарной безопасности, а именно волновал вопрос отсутствия единого нормативно-правового акта в сфере обеспечения пожарной безопасности.

В условиях реформирования многих сфер деятельности Российского государства особое значение приобретает характер законодательного процесса [10]. В начале XIX в. происходила кодификация законодательства как в общеправовой сфере, так и в области пожарной безопасности. Главная заслуга в деле успешной кодификации принадлежит М.М. Сперанскому и чиновникам Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (СЕИВК). Исследователей российского права, как и современников изучаемой эпохи, до сих пор не перестает удивлять быстрота, с которой были проведены работы по созданию Свода законов Российской империи. Работы по созданию Свода законов Российской империи были начаты во Втором отделении СЕИВК в 1827 г. параллельно с завершением подготовки к изданию томов Полного собрания законов Российской империи. В состав Свода, по замыслу М.М. Сперанского, должны были войти, в том числе, своды учреждений и уставов по разным частям государственного управления [11]. Майков П.М. -первый исследователь сохранившегося архива делопроизводственных материалов Второго отделения СЕИВК, анализируя отчеты Второго отделения, пришел к выводам, что «Сперанский предполагал составить для каждого из управлений соответствующие им уставы, которые являлись бы вместе с тем частными для них наказами. Но как каждое управление заведует разнообразными для них предметами, требующими особенных законоположений, то потому число уставов значительно превосходит число учреждений». По плану работ, намеченному М.М. Сперанским, в состав шестой книги второго отдела Сводов уставов для разных частей государственного управления должны были войти так называемые «уставы полиции внешнего благоустройства», а также Устав Пожарный и Устав о предосторожностях против наводнений [12].

В 1832 г. вышел в свет Пожарный Устав, представлявший собой своего рода консолидированный акт, включающий в себя все действовавшие до того и не утратившие силу узаконения (нормы и правила в сфере обеспечения пожарной безопасности), вошедшие в состав Полного собрания законов Российской империи. Документ был разделен на главы, отделения и статьи, после каждой из которых помещалась краткая ссылка на узаконения из состава Полного собрания законов Российской империи [13].

В соответствии с Уставом Пожарным 1832 г. и 1857 г. определялась деятельность двух пожарных депо, за которыми закреплялись территории определенных губерний. Например, Архангельская, Витебская, Волынская, Эстляндская, Курляндская, Минская, Новгородская, Подольская, Виленская, Вологодская, Гродненская, Киевская, Лифляндская, Могилевская, Олонецкая, Псковская и Коневская губернии относились к Санкт-Петербургскому депо. Губернии, предписанные к Московскому депо: Астраханская, Воронежская, Екатеринославская, Калужская, Оренбургская, Пензенская, Полтавская, Саратовская, Харьковская, Тамбовская, Тверская, Херсонская, Ярославская, Владимирская, Вятская, Казанская, Костромская, Нижегородская, Орловская, Пермская, Рязанская, Симбирская, Смоленская, Таврическая, Тульская, Черниговская и земля Войска Донского.

Таким образом, территории Арктической зоны были закреплены за Санкт-Петербургским депо. Как видно из вышеуказанного закрепления губерний, в Пожарном уставе не выделилась Арктическая зона, что является крайне важным.

В связи с тем что определенные территории Арктической зоны Российской империи составляли лесные массивы, необходимо рассмотреть особенности правового регулирования борьбы с пожарами в лесах.

В Пожарном Уставе 1832 г. был урегулирован вопрос, посвященный пожарной безопасности в лесах. Запрещалось раскладывать огонь на больших дорогах и близь лесов, близ посеянного или собранного хлеба, близь мостов, строений и огорода на расстоянии меньше двух сажень; при отъезде или же уходе предписывается непременно тушить огонь. Окрестные жители обязаны были тушить и заливать оставленный кем-либо непотушенный огонь.

Проходящим воинским командам запрещалось разводить огонь в лесах и на полях, в противность постановленных предосторожностей.

Согласно Пожарному уставу предписывалось соблюдать крайнюю осторожность от пожара при выжигании под пашню трав, жнитв, кореньев, сучьев и леса.

Казенный крестьянин, намеревавшийся выжигать травы, жнитвы или коренья на полосе, расстояние которой в полуверсте и менее от казенной лесной дачи, должен был предварительно сообщить об этом Пожарному старосте, который следил, чтобы вокруг того места был обведен ров или чтоб трава была скошена и земли вспаханы, или же, чтобы выдран был дерн и оборочен корнем вверх не менее, как на две сажени шириной.

При выжигании поселянин должен был находиться на той полосе с заступом, метлами, ведрами, наполненными водой и с другими по возможности пожарными орудиями, чтобы не допустить распространение огня. В случае сильного ветра к стороне лесной дачи выжигание необходимо было отложить, а разведенный огонь потушить. Внутри же лесов вовсе запрещалось выжигать поляны [14].

Промышленникам, пригоняющим скот, дозволялось останавливаться в казенных лесных дачах и раскладывать огонь, но только днем; ночью с 15 апреля по 15 сентября в лесах, особливо хвойных, огнь разводить запрещалось [15].

Некоторые нормы, рассматриваемые выше, нашли свое отражение (в редакционной правке, с учетом современной обстановки) в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» [16].

В водах Арктики в XIX в. было хорошо развито судоходство, и вопросы обеспечения пожарной безопасности на судах регламентировались Пожарным уставом. Согласно Пожарному уставу, выделялись определенные меры пожарной безопасности на суднах. Данному вопросу было посвящено 3 отделение 2 главы устава «О предосторожностях

от пожаров на воде». Предписывалось с предельной осторожностью обращаться с огнем на суднах и кораблях. Корабельным и судовым служителям и матросам запрещается ходить в интрюм или на корабле, или судне с зажженною свечою, или иным светильником без особенного приказания от корабельщика или судовщика, штурмана или кормчего. Запрещалось корабельщикам и судовщикам посылать служителей и матросов в интрюм без особенной надобности, без крайней необходимости. В каюте огонь держать на плоском шандале, налив на дно для предосторожности воды. Табак разрешалось курить только на верхней палубе, над обрезом с водой.

Купеческим кораблям разрешалось входить в порт только после выгрузки опасных грузов. Корабли с опасным грузом должны были стоять в отдаленном друг от друга расстоянии и разгружаться в специально отведенном месте. При разгрузке груза (как кораблей, судов, так и купеческих кораблей) для обеспечения пожарной безопасности запрещалось курить табак, разогревать смолу и огонь предписывалось вечером часов в восемь или девять гасить, кроме каюты шкипера, где дозволяется иметь лампаду или свечу.

Корабельщикам и судовщикам, пришедшим в порт, в общую гавань или пристань, предписывается варить себе пищу, разогревать смолу и деготь в специально отведенных местах или кухнях; а где таковых кухонь нет - в обывательских домах или лодках в отдалении от гавани, порта и пристани.

Плывущим на судах караванам по рекам и останавливающимся при берегах у лесных дач разрешалось разводить огонь ночью, но по определенным правилам. Огонь разрешалось разводить не ближе двух сажен от стоящего или лежащего леса, чтобы это место было неподалеку от дороги и очищено от листьев, травы и тому подобного для предосторожности от пожара (чтобы огонь не мог распространиться), чтобы при оставлении данного места он был загашен [15].

Нормативно-правовая база является одним из важнейших структурных элементов государственной функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в том числе пожаров) [17]. Сапун В. А. отмечает значение для реализации данной функции первого опыта систематизации законодательства о пожарной безопасности, а именно Пожарного Устава 1832 г. [18]. На территориях Арктической зоны распространялись все нормы и правила, закрепленные в Пожарном Уставе 1832 г. и Пожарном уставе новой редакции 1857 г. Также уставом предусматривались определенные нормы, характерные для Арктической зоны, а именно правила пожарной безопасности в лесах и на водных объектах. Тем не менее Пожарный устав не учел всех особенностей Арктической зоны: продолжительность холодного времени, обилие рек и озер, большие пространства лесов, влажный воздух, раскиданность населения, небольшие поселки, преимущественно крытые деревом, отсутствие больших мануфактур, главные занятия жителей - земледелие, лесопромышленность, рыболовство, звероловство и извоз [19]. Однозначно Пожарный устав требовал редакционной правки с выделением правил пожарной безопасности для определенных губерний (Арктической зоны) с учетом их характерных особенностей. Однако некоторые проблемы в области обеспечения пожарной безопасности применительно к Арктической зоне Российской империи решены не были, что, в свою очередь, определило вектор развития российского законодательства в сфере пожарной безопасности во второй половине XIX в. - начале XX вв. Данный опыт по систематизации необходимо учесть при совершенствовании законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Литература

1. Одинокова Е.Ю. О проблеме модернизации «арктического» права // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола / под общ. ред. Э.Н. Чижикова, А.В. Малько, С.Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н.И. Уткин. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2015. С. 62.

2. Немченко С. Б. О реализации функции государства по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола / под общ. ред. Э.Н. Чижикова, А.В. Малько, С.Б. Немченко; сост. А.А. Смирнова, Н.И. Уткин. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2015. С. 37.

3. Малько А.В. Приветственное слово // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола / под. общ. ред. Э.Н. Чижикова,

A.В. Малько, С.Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н.И. Уткин. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2015. С. 15.

4. Автономов А.С., Малько А.В., Немченко С.Б. Правовая политика современной России в Арктическом регионе // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 1 (62). С. 8.

5. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18 (Ч. I). Ст. 2 136.

6. Титова Е. А. Проблемы обеспечения пожарной безопасности в Арктической зоне Российской империи // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Вопросы обеспечения комплексной безопасности деятельности в Арктическом регионе: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2015.

7. Малько А.В., Немченко С.Б., Смирнова А.А. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике (обзор материалов «круглого стола») // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2015. № 4. С. 120-137.

8. Лихциер В.Л. Кирпич: добрая тяжесть и орудие судьбы // Вестник Самарской гос. акад. Сер.: Философия. Филология. 2008. С. 103.

9. Полное Собрание Законов Российской империи. Собр. 1. Т. ХУ! № 11 793. С. 222.

10. Малько А.В., Немченко С.Б., Смирнова А.А. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (обзор материалов «Круглого стола») // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2015. № 2. С. 134-150.

11. Майков П. М. Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. СПб., 1906. С. 172-174.

12. Смирнова А.А. Второе отделение собственного Е. И. В. канцелярии: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2009.

13. Пожарный устав Российской империи: хрестоматия / под общ. ред.

B.С. Артамонова; сост. Э.Н. Чижиков, С.Б. Немченко, А.А. Смирнова, Т.И. Опарина, Н.И. Уткин, Е.А. Титова. 2-е изд., доп. и испр. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2015.

C. 26.

14. Титова Е.А. Проблемы обеспечения пожарной безопасности в Арктической зоне Российской империи // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола / под общ. ред. Э.Н. Чижикова, А.В. Малько, С.Б. Немченко; сост.

A.А. Смирнова, Н.И. Уткин. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2015. С. 113.

15. Пожарный устав Российской империи: хрестоматия / под общ. ред.

B.С. Артамонова; сост. О.М. Латышев, С.Б. Немченко, А.А. Смирнова, Т.И. Опарина, Н.И. Уткин, Е.А. Титова. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2014. С. 71.

16. Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах: Постановление Правительства Рос. Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 // Рос. газ. 2007. 11 июля. № 147.

17. Немченко С.Б., Смирнова А.А. Становление функции государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской империи // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 4 (61). С. 73.

18. Малько А.В., Немченко С.Б., Смирнова А.А. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий: обзор материалов «круглого стола» // Государство и право. 2015. № 5. С. 120-121.

19. Пожары Российской империи // Временник Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. СПб., 1889. № 13. С. 7.

References

1. Odinokova E.Yu. O probleme modernizatsii «arkticheskogo» prava [On the issue of modernization of the «Arctic» right] // Pravovaya politika v sfere obespecheniya bezopasnosti v Аrktike: materialy kruglogo stola / pod obshh.red. EH.N. CHizhikova, А.У. Mal'ko, SB. Nemchenko; sost. А.А. Smirnova, N.I. Utkin. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2015. S. 62.

2. Nemchenko S.B. O realizatsii funktsii gosudarstva po preduprezhdeniyu i likvidatsii posledstvij chrezvychajnykh situatsij [On the implementation of the functions of the state for the prevention and elimination of consequences of emergency situations] // Pravovaya politika v sfere obespecheniya bezopasnosti v Аrktike: materialy kruglogo stola / pod obshh.red. EH.N. CHizhikova, А.У. Mal'ko, S.B. Nemchenko; sost. А.А. Smirnova, N.I. Utkin. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2015. S. 37.

3. Mal'ko А.У. Privetstvennoe slovo [Welcome speech] // Pravovaya politika v sfere obespecheniya bezopasnosti v Аrktike: materialy kruglogo stola / pod. obshh. red. EH.N. CHizhikova, А.У. Mal'ko, S.B. Nemchenko; sost. А.А. Smirnova, N.I. Utkin. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2015. S. 15.

4. Аvtonomov А^., Mal'ko А.У., Nemchenko S.B. Pravovaya politika sovremennoj Rossii v Аrkticheskom regione [Legal policy of modern Russia in the Arctic region] // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2016. № 1 (62). C. 8.

5. O sukhoputnykh territoriyakh Аrkticheskoj zony Rossijskoj Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 2 maya 2014 g. № 296 [The decree of the President of the Russian Federation from may 2, 2014 № 296 «About land territories of the Arctic zone of the Russian Federation»] // «Sobr. zakonodatel'stva RF». 2014. № 18 (Chast' I). St. 2 136.

6. Titova EA. Problemy obespecheniya pozharnoj bezopasnosti v Аrkticheskoj zone Rossijskoj Imperii [Problems of fire safety in the Arctic zone of the Russian Empire] // Servis bezopasnosti v Rossii: opyt, problemy, perspektivy. Voprosy obespecheniya kompleksnoj bezopasnosti deyatel'nosti v Аrkticheskom regione: materialy У Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb., 2015.

7. Mal'ko А.У., Nemchenko S.B., Smirnova А.А. Pravovaya politika v sfere obespecheniya bezopasnosti v Аrktike (obzor materialov «kruglogo stola») [Legal policy in the sphere of ensuring security in the Arctic (review of materials of the «round table»)] // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2015. № 4. S. 120-137.

8. Likhtsier V.L. Kirpich: dobraya tyazhest' i orudie sud'by [Brick: good weight and the instrument of fate]. Vestnik Samarskoj gosudarstvennoj akademii. Ser.: Filosofiya. Filologiya, 2008. S. 103.

9. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj imperii [Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Sobr. 1. T. ХУГ № 11 793. S. 222.

10. Mal'ko А.У., Nemchenko S.B., Smirnova А.А. Pravovaya politika v sfere obespecheniya pozharnoj bezopasnosti, grazhdanskoj oborony, chrezvychajnykh situatsij i likvidatsii posledstvij stikhijnykh bedstvij (obzor materialov «Kruglogo stola») [Legal policy in the sphere of fire safety, civil defense, emergencies and elimination of consequences of natural disasters (review of materials of the «Round table»)] // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2015. № 2. S. 146.

11. Majkov P.M. Vtoroe otdelenie Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva kantselyarii [The second Department of His Imperial Majesty's Chancellery]. SPb., 1906. S. 172-174.

12. Smirnova А.А. Vtoroe otdelenie sobstvennogo E. I. V. kantselyarii, dissertatsiya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskikh nauk [The second branch of his Majesty's own office, the dis. ... cand. of hist. sciences]. SPb., 2009.

13. Pozharnyj ustav Rossijskoj imperii: khrestomatiya [Firefighter the Charter of the Russian Empire: a reader] / pod obshh. red. V.S. Аrtamonova; sost. Eh.N. Chizhikov, S.B. Nemchenko, А.А. Smirnova, T.I. Oparina, N.I. Utkin, EA. Titova. 2-e izd., dop., ispr. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2015. S. 26.

14. Titova EA. Problemy obespecheniya pozharnoj bezopasnosti v arkticheskoj zone Rossijskoj imperii [Problems of fire safety in the Arctic zone of the Russian Empire] // Pravovaya politika v sfere obespecheniya bezopasnosti v Аrktike: materialy kruglogo stola / pod obshh. red. Eh.N. Chizhikova, ^V. Mal'ko, S.B. Nemchenko; sost. А.А. Smirnova, N.I. Utkin. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2015. S. 113.

15. Pozharnyj ustav Rossijskoj imperii: khrestomatiya [Firefighter the Charter of the Russian Empire: a reader] / pod obshh. red. V.S. Аrtamonova; sost. O.M. Latyshev, S.B. Nemchenko, А.А. Smirnova, T.I. Oparina, N.I. Utkin, EA. Titova. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2014. S. 71.

16. Ob utverzhdenii Pravil pozharnoj bezopasnosti v lesakh: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot30 iyunya 2007 g. № 417 [The resolution of the Government of the Russian Federation of 30 June 2007, No. 417 «About approval of Rules of fire safety in forests»] // Ros. gaz. 2007. 11 iyulya. № 147.

17. Nemchenko S.B., Smirnova А.А. Stanovlenie funktsii gosudarstva po preduprezhdeniyu i likvidatsii chrezvychajnykh situatsij v Rossijskoj imperii [The formation of the functions of the state on the prevention and liquidation of emergency situations in the Russian Empire] // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2015. № 4 (61). S. 73.

18. Mal'ko, А.V., Nemchenko S.B., Smirnova А.А. Pravovaya politika v sfere obespecheniya pozharnoj bezopasnosti, grazhdanskoj oborony, chrezvychajnykh situatsij i likvidatsii posledstvij stikhijnykh bedstvij [Legal policy in the sphere of fire safety, civil defense, emergencies and elimination of consequences of natural disasters]: obzor materialov «kruglogo stola» // Gosudarstvo i pravo. 2015. № 5. S. 120-121.

19. Pozhary Rossijskoj imperii [The fires of the Russian Empire] // Vremennik Tsentral'nogo statisticheskogo komiteta Ministerstva vnutrennikh del. SPb., 1889. № 13. S. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.