Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/62PVN415.pdf DOI: 10.15862/62PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/62PVN415)
УДК 37.03
Кобышева Лариса Илларионовна
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)
Россия, г. Таганрог1 Кандидат педагогических наук
Доцент
E-mail: Larisa-kobysheva@yandex.ru
Представления студентов о чертах национального характера, оказывающих влияние на становление профессионально значимых личностных качеств социального педагога в различных ситуациях студенческой жизни
347922, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Инициативная 48
Аннотация. В данном исследовании представлено описание типичных ситуаций студенческой жизни, обусловливающих влияние представлений студентов о чертах русского национального характера на становление профессионально-личностных качеств социального педагога. В ходе исследования была определена сущность понятия «национальный характер» и выделены основные черты русского национального характера, охарактеризованы три группы представлений о русском национальном характере (преимущественно положительные, с выраженным негативным компонентом, амбивалентные -противоречивые). Типичные черты русского национального характера были условно разделены на две группы: положительные: ответственность, отзывчивость, открытость, щедрость, эмпатия, чувство долга, выдержка; отрицательные: лень, безответственность, надежда на других, точнее на «авось»; работа «спустя рукава», отсутствие дисциплины и самоконтроля. Было проведено эмпирическое исследование проявления профессионально-личностных качеств социального педагога, отражающих черты русского национального характера, в типичных ситуациях жизни студентов. Был рассмотрен вопрос об условиях организации жизнедеятельности, обеспечивающих становление профессионально-личностных качеств студентов, выделены условия, помогающие студентам в осмыслении себя как представителей замечательных традиций своего народа - милосердие, альтруизм, коллективизм, выдержка, служение другим людям, Родине, обществу в значительной мере влияет на становление профессиональных качеств будущих социальных педагогов.
Ключевые слова: национальный характер; типичные черты русского национального характера; профессионально значимые личностные качества социального педагога; типичные ситуации студенческой жизни.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кобышева Л.И. Представления студентов о чертах национального характера, оказывающих влияние на становление профессионально значимых личностных качеств социального педагога в различных ситуациях студенческой жизни // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/62PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/62?^415
Интерес к проблеме национального характера обострился в 30-е- 40-е гг. XX века. Но и до этого национальных характер, национальные черты личности были предметом анализа ученых разных специальностей. Подходы к проблеме исследования национального характера изменялись под влиянием социокультурной действительности.
В научной литературе, как показывает сравнительный анализ, нет единства по поводу трактовки самого понятия «национальный характер». Однако, все определения можно свести к двум тезисам:
1) национальный характер определяется как совокупность определенных психологических черт, характерных для всех или большинства людей данной нации;
2) национальный характер определяется через культуру народа.
Поддерживая эти положения, можно сказать, что культура имеет особое влияние на человеческую личность и ее формирование. В свою очередь, в научной литературе, нации (как коллективной личности) приписывается набор устойчивых психологических качеств, особенностей в человеческом поведении.
В целом, как справедливо отмечает В.К. Егоров в монографии «Философия русской культуры», национальный характер, будучи явлением больше психологическим, есть набор, синтез национальных черт и качеств, реально существующий и действующий феномен, в котором доминирующие психологические начала состоят из наследуемых и формируемых качеств [2].
Типичные черты русского национального характера можно условно разделить на две группы: положительные: ответственность, отзывчивость, открытость, щедрость, эмпатия, чувство долга, выдержка; отрицательные: лень, безответственность, надежда на других, точнее на «авось»; работа «спустя рукава», отсутствие дисциплины и самоконтроля.
Во многих исследованиях [5;6;10;12;13 и др.] подчеркивается полярность представлений о русском национальном характере, предполагающих как типичные черты россиян лень или трудолюбие, или амбивалентное сочетание того и другого одновременно; аккуратность или безалаберность; жадность или щедрость; доверчивость или подозрительность; свободомыслие или рабскую психологию. Исследователи [5;6;7 и др.] констатируют тенденцию мифологизации представлений о национальном характере в направлении определенного полюса в зависимости от социокультурной и экономической ситуации в стране.
Типичные черты русского национального характера, отражающие его положительный полюс (ответственность, отзывчивость, открытость, щедрость, эмпатия, чувство долга, выдержка), являются профессионально значимыми для социально-педагогической деятельности. При этом следует заметить, что необходимым базовым условием становления профессионально личностных качеств будущих социальных педагогов выступает их активное включение в разные сферы жизнедеятельности, связанные с проявлением таких ценностей, как альтруизм, доброта, жертвенное служение другим людям, ответственность, высокая духовность [8;9].
Опираясь на теоретическое положение о том, что представления студентов о чертах национального характера оказывают влияние на проявление личностных качеств человека в различных ситуациях его жизнедеятельности, мы поставили следующие задачи:
1) проанализировать представления студентов разных курсов о чертах русского национального характера;
2) выделить наиболее значимые ситуации жизнедеятельности студентов в вузе;
3) дать характеристику ситуаций, в которых предполагается возможность проявления профессионально значимых личностных качеств студентами.
Для решения первой задачи мы, в качестве пилотажного исследования, провели беседу со студентами четвертого курса факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова с целью выявления того, как они соотносят свои личные качества и свою деятельность с чертами русского национального характера.
В ходе беседы обсуждались следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы себя представителем русского народа, культуры?
2. Какие типичные черты русского человека свойственны Вам лично?
3. Какие черты русского народа проявляются в Вашей учебной деятельности, в общественно-полезном труде?
Были получены следующие результаты.
На вопрос, считают ли студенты себя представителями русского народа, культуры, все опрошенные ответили положительно. Приятной неожиданностью для нас явился тот факт, что студенты другой национальности (2 человека), также относят себя к представителям русского народа, объясняя это тем, что родились и выросли в России, уважают, ценят не только свою культуру, но и культуру русского народа.
На вопрос о том, какие типичные черты русского человека свойственны, по их мнению, респондентам, были получены разные ответы. Наиболее распространенными были суждения следующего порядка: дружелюбие и общительность - 54%, трудолюбие - 47%, внимательность к близким - 45%, отзывчивость - 46%, чувство долга - 42%. Однако были и другие ответы, например: «Мне свойственна такая черта русского национального характера как лень» - 5%, «Не люблю брать ответственность на себя...» - 7%, «Не люблю трудности» -5%. Тем не менее, следует отметить, что большинство студентов 4 курса идентифицируют себя с положительным полюсом представлений о чертах русского национального характера.
Отмечая, какие черты русского народа проявляются в их учебной деятельности и общественно-полезном труде, студенты также чаще отмечали положительные качества. Полученные данные свидетельствуют о том, что студентам помогают в учебной и общественно-полезной деятельности трудолюбие - 32,5%, активная позиция - 27,5%;, ответственность 37,5%, любознательность - 45%, вера в положительные перспективы -52,5%. Тормозят успехи студентов на занятиях, такие черты русского национального характера, как «лень» - 17,5%, «не умею организовывать свой день» - 20%, «комплексую, стесняюсь» - 15%. Были выделены и внешние обстоятельства: «большая учебная нагрузка» -22,5%; «неинтересные занятия» - 20% респондентов.
В целом можно сделать вывод, что студентам, по их мнению, в большей степени свойственны положительные черты русского национального характера.
Для решения второй задачи акцент ставился на том, что наиболее значимые ситуации мы можем выделить в:
1) учебно-познавательной деятельности студентов: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, студенческая практика;
2) общественно-полезной деятельности: волонтерская работа, социальные акции.
Решение третьей задачи мы видим в том, что активное участие в ситуациях учебно-познавательной или общественно-полезной деятельности, приводит студента к принятию общественных смыслов профессионального труда, осмыслению и обретению позиции собственного служения людям, демонстрации профессионально-личностных качеств.
Рассмотрим более подробно основные элементы учебно-познавательной деятельности и выделим ситуация, где наиболее ярко проявляются черты русского национального характера и трансформируются в профессионально значимые личностные качества.
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий в жизнедеятельности студентов. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления.
Подготовка к семинарскому занятию предполагает работу с первоисточниками, научной литературой, анализ прочитанного материала, отбора главного и нужного для доклада, выступления, компонирования и систематизации отобранного. Следовательно, студент должен не просто усвоить определенные сведения, но и найти решение проблемы.
Таким образом, семинар как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры, ответственности, инициативности, смелости и др.
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества, что в свою очередь формирует профессионально-личностные качества: толерантность, культуру общения, доброжелательные отношения, коммуникабельность, уверенность в себе, тревожность, честность и др.
Эффективными формами семинарского занятия по формированию профессионально-личностных качеств являются: деловая игра, создание правовой ситуации, работа с правовыми документами, «мозговой штурм».
Следует заметить, что семинар, дает возможность студенту:
• превращать полученные знания в твердые личные убеждения;
• прививать навыки самостоятельного мышления, оттачивать мысль;
• проявлять самоконтроль.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы полагаем, что для подготовки к семинарскому занятию студенту необходимы такие черты характера как сила воли, ответственность, чувство долга, выдержка. Именно эти черты характера будут способствовать проявлению профессионально значимых личностных качеств.
На семинарских и практических занятиях, особенно проводимых с использованием интерактивных образовательных технологий, студенты обсуждают, в частности, проблемы русского национального характера, отечественной культуры, приходят к развенчанию мифов о негативных стереотипах национального характера (свойственные русским лень, алкоголизм, надежда на «авось» и пр.).
Самостоятельная работа - это вид учебно-познавательной деятельности в жизни студентов. Она является наиболее эффективной в учебном процессе и приобретает особую актуальность при проявлении черт русского национального характера, например, силы-воли, выдержки и др., поскольку стимулирует студента к работе с необходимой литературой, способствует развитию творческого мышления, исследовательских умений; содействует развитию способности принимать решения на основе анализа проблемной ситуации. Следовательно, выделенные черты характера будут стимулировать студента к демонстрации
профессионально-личностных качеств: профессиональная компетентность, ответственность, самостоятельность, независимость.
Поэтому целесообразно организовать самостоятельную работу студентов в разных формах. Это может быть:
• подготовка сообщений;
• индивидуальная домашняя работа с текстами для обсуждения на занятиях.
При таком подходе студент проявляет:
• активную позицию, например, анализирует идеи, взгляды ученых на исследуемую проблему и представляет собственное видение на решение проблемы;
• пассивную позицию, например, сделать ксерокопию из литературного источника или скачать из интернета готовый доклад, реферат. При этом, не обозначив свою личную позицию к изучаемой проблеме.
В результате можно предположить, что в первом случае ведущими чертами характера являются ответственность и поэтому студент проявляет такие профессионально-личностные качества как самостоятельность, инициативность, профессиональную компетентность. Во втором случае ведущими чертами характера являются безответственность, недобросовестность, следовательно, студент проявляет: безразличие, некомпетентность в данном вопросе.
В рамках самостоятельной работы студенты исследуют и проблемы русской культуры, современной социокультурной ситуации, русского национального характера. Такие исследования, несомненно, влияют на становление патриотического и профессионального сознания будущих социальных педагогов. Примером такого влияния может быть выпускная квалификационная работа И.Д. Личман [11], в которой утверждается позитивный образ русского народа и развенчиваются стереотипы о склонности русских людей к лени, пьянству и безалаберности.
Содержание педагогической практики строится с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: ознакомление с социально-педагогической работой социального учреждения; специфическими особенностями социального учреждения; содействовать в социально-педагогической деятельности в качестве помощника; выполнение методической и исследовательской работы.
Проектируемая система профессионально-педагогической деятельности предполагает достижение главного результата - формирование профессионально значимых личностных качеств будущих социальных педагогов. Достижение данной цели обеспечивается выполнением студентом-практикантом комплекса научно обоснованных рекомендаций по социально-педагогическому анализу деятельности учреждения, составлению социально-психолого-педагогической характеристики личности и коллектива, подготовке социально-воспитательных дел, анализу педагогических ситуаций, работе с педагогически запущенными (педагогически непонятными) детьми, воспитательной работе с родителями, овладению диагностическими методиками (самоанализа, самооценки, саморегуляции, самоконтроля) и др.
Только на практике студент может оценить свое эмоциональное состояние при деятельности развиваются личностные и профессиональные качества будущего социального педагога. В процессе учебно-педагогической работы выявляются сильные и слабые стороны будущего социального педагога, над которыми ему необходимо работать. Многие активные
студенты участвуют в работе общеобразовательных школ по тьюторской поддержке учащихся [3;4].
На педагогической практике студент должен научиться:
• самостоятельно планировать социально-педагогическую работу на высоком научно-методическом уровне;
• самостоятельно разрабатывать мероприятия различных типов, обеспечивая воспитывающий характер обучения, развитие познавательной активности и творческих способностей детей и подростков, развитие специальных умений;
• проводить социально-педагогическое исследование;
• анализировать работу социального педагога, свою и своих товарищей по основным направлениям социально-педагогической деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что педагогическая практика эта ситуация в жизнедеятельности студента, которая позволяет отследить ведущие черты национального характера, которые проявляются в профессионально значимых личностных качествах как самостоятельность, активность, ответственность, коммуникабельность, инициативность, чувство сострадания и милосердия и др.
Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств становления профессионально-личностных качества специалиста в их жизнедеятельности.
Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.
Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, предусматривает:
• выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований;
• выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственных и учебных практик;
• изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных и т.д. по курсу «Методология психолого-педагогического исследования».
Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, организуется по форме:
• работы в студенческих научных семинарах;
• участия студентов группами или в индивидуальном порядке в работах по творческому содружеству, в рамках государственных, межвузовских или внутривузовских грантов;
• работы в творческих мастерских и студиях (далее называемых СКБ).
НИРС позволяет студенту найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.
Научно-исследовательская работа - это социально значимая деятельность в жизни студента, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также
профессионально обусловленных качеств личности: ответственности, смелости, честности, порядочности, бескорыстности, доброжелательного отношения к людям.
Мы убеждены, что студент, желающий заниматься НИР, то можно говорить о таких чертах национального характера как «острота» ума, самоконтроль, ответственность.
Анализ форм учебно-познавательной деятельности, позволил зафиксировать две тенденции:
• успешность учебного процесса зависит от ведущих черт национального характера студентов;
• ведущие черты национального характера отражаются в профессионально-личностных качествах.
Для изучения степени выраженности профессионально значимых личностных качеств в учебно-познавательной деятельности, мы выделили следующие ситуации:
• ситуация активности;
• ситуация взаимодействия (коллективное, групповое, индивидуальное);
• ситуация самовыражения.
Для нас особый интерес представляет общественно-полезная деятельность: волонтерская работа, социальные акции.
Волонтерство - это форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социальных проблем.
В самом общем виде волонтером можно назвать человека, который сознательно и бескорыстно трудится ради блага других людей. Специфические особенности волонтерской деятельности:
• во-первых, волонтер трудится добровольно, без принуждения со стороны;
• во-вторых, волонтер трудится не ради вознаграждения. По крайней мере, любое материальное вознаграждение должно быть меньше стоимости выполненной работы;
• в-третьих, волонтерская работа направлена на помощь конкретному человеку или группе людей [1, с. 5].
Таким образом, важную роль, в успешности волонтерской деятельности, играют черты национального характера, которые стимулируют проявление профессионально-личностных качеств, таких как: гражданская позиция, ответственность, альтруизм, сострадание, сопереживание и др.
Социальная акция - один из видов социально-педагогической деятельности. Они могут быть:
• исследовательские: изучение полученных данных при проведении опроса среди разных групп населения;
• рекламные: PR планируемого мероприятия, с целью привлечения внимания людей, услуги, направленные на оказание помощи социальными службами, социальной ценности, формирующие нравственные ориентиры и т.п.;
• благотворительные: добровольное оказание безвозмездной или на льготных условиях помощи (сбор денежных средств, вещей, книг и т.п. для передачи наиболее нуждающимся людям);
• социально-педагогические: влияние на человека с целью изменение мировоззрения, сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо;
• социально-профилактические: использование социальных, правовых, педагогических мер, для того чтобы предотвратить развитие каких-либо отклонений в молодежной среде;
• патриотические: мероприятия, направленные на воспитание любви и уважение к Родине, к земле, где родился и вырос, ее историческому прошлому и настоящему;
• социокультурные, влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре и культуре других народов, актуализирующие значимость народных праздников, традиций и обычаев;
• социально-правовые: действия, призванные повышать уровень правовой культуры разных слоев населения;
• трудовые: специально организованная деятельность, способствующая преобразованию, совершенствованию социального пространства окружающей среды.
Таким образом, социальные акции представляют одну из форм общественного благодеяния. Они представляют собой поступки, отвечающие требованиям нравственности, совершаемые сознательно по моральным мотивам во имя высоких идеалов, интересов человека и общества. Социальные акции в нравственном смысле означают собой добро, которое представляет одно из наиболее общих понятий морального сознания.
Еще раз отметим важность черт национального характера их проявление в профессионально значимых личностных качествах: бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, коммуникабельность, общительность, социальная смелость, доброта, любовь к людям, желание помочь, чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм и др.
Осмысление особой роли общественно-полезной работы в жизнедеятельности студентов мы связываем с тем, специально организованные ситуации, в которых происходит постоянный информационный контакт, и включение в совместную деятельность, будут способствовать объективной оценки степени выраженности профессионально значимых личностных качеств.
Для изучения степени выраженности профессионально значимых личностных качеств в общественно-полезной деятельности, мы выделили следующие ситуации:
• участник;
• зритель;
• организатор.
Итак, подводя итог, мы можем сделать следующие выводы:
1. Анализ форм учебно-познавательной деятельности, позволил зафиксировать две тенденции:
• осмысление студентами позитивного образа представителей своего народа является одним из факторов, определяющих становление профессиональной направленности будущих социальных педагогов;
• представление о ведущих чертах национального характера отражается в принятии студентами общественно значимых смыслов разных ситуаций жизнедеятельности, связанных с учебной и внеучебной работой.
2. Для изучения степени выраженности профессионально значимых личностных качеств, отражающих ориентацию студентов на развитие лучших черт национального характера, мы выделили следующие ситуации:
1) в учебно-познавательной деятельности:
• ситуация активности;
• ситуация взаимодействия (коллективное, групповое, индивидуальное);
• ситуация самовыражения.
2) в общественно-полезной деятельности:
• участник;
• зритель;
• организатор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волонтерство - путь в профессию. Методические рекомендации для участников волонтерского движения. / Под ред. Шаловой С.Ю. - Таганрог, изд-во «Лукоморье», 2007.
2. Егоров В.К. Философия русской культуры: монография / В.К. Егоров. - М.: Издательство РАГС, 2006. - 552 с.
3. Ефремова О.И. Мифологизированные компоненты профессионального сознания будущих психологов образования и их коррекция // Научно-методический журнал «Концепт». 2012. №55. С. 26-30.
4. Ефремова О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников. 2010. №1. С. 21 -26.
5. Ефремова О.И. Психологические аспекты проявления чувства патриотизма у современной студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №Б04. С. 11-15.
6. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 2003.
7. Климов Е.С. Исследование профессиональной пригодности социальных педагогов. М., 1994.
8. Кобышева Л.И. Представления будущих социальных педагогов о чертах русского национального характера // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. №4. С. 73-77.
9. Кобышева Л.И. Черты русской интеллигенции как основополагающие профессионально значимые личностные качества социального педагога // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №4. С. 22.
10. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. - 1990. - №4. - С. 3-6.
11. Личман И.Д. Особенности проявления чувства патриотизма у современных юношей и девушек. Выпускная квалификационная работа. Таганрог: ГОУ ВПО «ТГПИ», 2010.
12. Лосский Н.О. О русском характере. М., 1990.
13. Соловьев В.М. Тайны русской души. М., 2001.
Рецензент: Кобышева Лариса Илларионовна, доцент, кандидат педагогических наук.
Kobysheva Larisa Illarionovna
Taganrog Institute of AP Chekhov (branch) of the federal state budgetary educational institution of higher education «Rostov State Economic University (RINH)»
Russia, Taganrog E-mail: Larisa-kobysheva@yandex.ru
Representations of students about the national characteristics that affect the formation of professionally significant personal qualities of the social teacher in various situations
of student life
Abstract. This study describes the typical student life situations that determine the impact of representations of students about the features of the Russian national character on the formation of professional and personal qualities of the social teacher. The study was defined the essence of the concept of "national character" and the basic features of the Russian national character, characterized by three groups of ideas about Russian national character (mostly positive, with significant negative component ambivalent - contradictory). Typical features of the Russian national character were divided into two groups: positive: accountability, responsiveness, openness, generosity, empathy, sense of duty, endurance; Negative: laziness, irresponsibility, hope for other, more precisely on "maybe"; the work of "slack", the lack of discipline and self-control. It was carried out an empirical study of the professional and personal qualities of the social teacher, reflecting the features of the Russian national character, in typical situations of life of students. Consideration was given to the organization about the conditions of life, to ensure the establishment of professional and personal qualities of students, highlighted the conditions that help students in understanding themselves as representatives of the great traditions of its people - compassion, altruism, collectivism, shutter speed, service to others, homeland, society is largely influenced on the formation of professional qualities of the future social teachers.
Keywords: national character; typical traits of the Russian national character; professionally significant personal qualities of the social teacher; a situation typical student life.
REFERENCES
1. Volonterstvo - put' v professiyu. Metodicheskie rekomendatsii dlya uchastnikov volonterskogo dvizheniya. / Pod red. Shalovoy S.Yu. - Taganrog, izd-vo «Lukomor'e», 2007.
2. Egorov V.K. Filosofiya russkoy kul'tury: monografiya / V.K. Egorov. - M.: Izdatel'stvo RAGS, 2006. - 552 s.
3. Efremova O.I. Mifologizirovannye komponenty professional'nogo soznaniya budushchikh psikhologov obrazovaniya i ikh korrektsiya // Nauchno-metodicheskiy zhurnal «Kontsept». 2012. №55. S. 26-30.
4. Efremova O.I. Model' t'yutorskoy podderzhki uchashchikhsya // Vospitanie shkol'nikov. 2010. №1. S. 21-26.
5. Efremova O.I. Psikhologicheskie aspekty proyavleniya chuvstva patriotizma u sovremennoy studencheskoy molodezhi // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». 2015. №S04. S. 11-15.
6. Kas'yanova K. O russkom natsional'nom kharaktere. M., 2003.
7. Klimov E.S. Issledovanie professional'noy prigodnosti sotsial'nykh pedagogov. M., 1994.
8. Kobysheva L.I. Predstavleniya budushchikh sotsial'nykh pedagogov o chertakh russkogo natsional'nogo kharaktera // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2013. №4. S. 73-77.
9. Kobysheva L.I. Cherty russkoy intelligentsii kak osnovopolagayushchie professional'no znachimye lichnostnye kachestva sotsial'nogo pedagoga // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. №4. S. 22.
10. Likhachev D.S. O natsional'nom kharaktere russkikh // Voprosy filosofii. - 1990. -№4. - S. 3-6.
11. Lichman I.D. Osobennosti proyavleniya chuvstva patriotizma u sovremennykh yunoshey i devushek. Vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota. Taganrog: GOU VPO «TGPI», 2010.
12. Losskiy N O. O russkom kharaktere. M., 1990.
13. Solov'ev V.M. Tayny russkoy dushi. M., 2001.