УДК 159.9:316.6
СТЕРЕОТИПНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТИПИЧНОМ РУССКОМ И ТИПИЧНОМ АМЕРИКАНЦЕ У
РОССИЯН РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ
Т.В.Углова, Ю.А.Алеева, Т.Б.Беляева
OPINIONS FROM DIFFERENT GENERATIONS OF RUSSIANS ABOUT THE STEREOTYPICAL REPRESENTATION OF TYPICAL AMERICANS AND TYPICAL RUSSIANS
T.V.Uglova, Y.A^eeva T.B.Belyaeva
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Изложены результаты исследования стереотипных представлений о типе личности и чертах национального характера американца и русского. Авторы ставят перед собой цель изучить и выявить различия в этнических авто- и гетеростереотипах двух поколений россиян. Стереотипные представления о типичном американце и типичном русском изучались по сорока двум параметрам. Выборку исследования составили две группы россиян с русской этнической идентичностью, в возрасте двадцати-двадцати пяти и сорока-пятидесяти пяти лет. Разработана и применена авторская методика, дающая возможность получить обобщающее представление респондентов о господствующем в этносе типе личности. По итогам выявлено, что стереотипные представления о типичном американце и типичном русском у россиян разных возрастов скорее согласуются, чем противоречат друг другу. Статистически доказаны различия лишь по четырём параметрам при описании характера типичного американца и по четырём — при описании характера типичного русского.
Ключевые слова: этнические стереотипы «типичного американца» и «типичного русского», национальный характер
This article presents the results of a study of stereotypes about the type of personality and traits of the national character of Americans and Russians. The authors aim to examine and identify differences in the ethnic auto-stereotypes and hetero-stereotypes held by two separate generations of Russians. The authors studied stereotypical opinions about typical Americans and typical Russians with a method including forty-two parameters. The study sample comprised two groups of different generations of Russians, all with a Russian ethnic identity. The first group had an age range of twenty to twenty-five and the second group, forty to fifty-five years. The authors developed and applied their own method which allowed for a generalized representation of the opinions of the participants about the dominant personality type of each ethnic group. The results revealed that the stereotypes held by Russians of different ages about typical Americans and typical Russians are generally consistent, rather than contradictory. The only statistically proven differences are concerning four parameters about the description of the nature of a typical American and four about the description of the character of a typical Russian.
Keywords: the ethnic stereotypes of a "typical American" and "typical Russian", national character
В условиях глобализации, в современном мире растёт объём непосредственного взаимодействия представителей различных этнических групп между собой. Параллельно происходит усложнение и обострение геополитической обстановки. Такая ситуация превращает межэтнические отношения во всё более сложный многоуровневый, многоаспектный процесс. На личностном уровне, мы, справляясь с напряжением, склонны прибегать к упрощению при восприятии иных этнических групп.
Стереотипизация, как механизм социальной перцепции, выполняет функции отбора и категоризации, поступающей извне информации. Социальные стереотипы можно представить как упрощённые, часто оценочные представления людей друг о друге. Этнический или национальный стереотип определяется как «схематизированный, эмоционально-окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ, представляющий собой упрощённое, иногда неточное (искаженное) знание о психологических и поведенческих особенностях людей другой национальности» [1, с. 587].
За последние несколько десятилетий характер российско-американских взаимоотношений неоднократно кардинально менялся и, на данный момент, их можно оценить как достаточно напряжённые. В актуальной геополитической ситуации мировоззренческие противоречия любого характера между поколениями или иными большими социальными группами внутри Российского общества могут стать основой для дестабилизации. В таком контексте, нам показалось наиболее актуальным и интересным исследовать стереотипные представления о типичном русском и типичном американце россиян разных поколений.
В 2017 году нами было проведено психодиагностическое исследование этнических авто- и гетеро-стереотипов россиян. На этапе формирования выборки, анкетирование прошли 85 человек, и только 40 из них были выбраны для тестирования. Все они, также как их родители, бабушки и дедушки, имеют русскую этническую идентичность, Российское гражданство и постоянно проживают в России (в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Армавире и др. городах). Двадцать человек (10 женщин и 10 мужчин) в
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
70%
50%
0% 0%
25%
15%
10%
5% 5% 5
15%
|5% 0%
Русские ранней взрослости
Русские поздней взрослости
Рисунок 1. Представления россиян о личности типичного американца.
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
5 5% 1 л со/
30%
2 0% 1 1 СО/
10% -> /1 1 10% 10%
0% 5% 0% 0%
Г
А
/ * * </
¿С
£ ¿>
о° Русские
/ /
^ У
^ ^ взрослос
Г У
Русские поздней взрослос
Рисунок 2. Представления россиян о личности типичного русского.
возрасте от 21 до 25 лет, и двадцать (10 женщин и 10 мужчин) — в возрасте от 40 до 55 лет. Нам необходимо было привлечь к исследованию людей достаточно взрослых с уже сложившейся и устоявшейся этнической идентичностью, но из разных поколений. В соответствии с возрастной периодизацией Д.Бромлея (1966) все опрашиваемые относятся к возрастному циклу «взрослость», но к разным его периодам: 21—25 лет — первая стадия «ранняя взрослость»; 40—55 лет — третья стадия «поздняя взрослость». Все испытуемые первой группы рождены в конце 90-х годов ХХ века, социальные условия, в которых проходило их взросление, отличались большей стабильностью. Испытуемые второй группы рождены в конце 60-х и 70-х годах прошлого века, они застали
советский период, слом политической и экономической системы и становление демократических устоев российского общества.
Для изучения стереотипных представлений о типичном американце и типичном русском использовались: авторское интервью «Типы личности»; методика исследования стереотипов американцев и русских, сконструированная на основе процентной методики Дж.Бригема и методики «Диагностический коэффициент» К.Макколи и К.Ститта» [2]; модификация методики исследования стереотипов «Типичный американец» и «Типичный русский» [2].
Большинство методик по изучению этнических стереотипов основаны на методе приписывания качеств, который позволяет получить в итоге некую со-
вокупность черт, которые, по мнению респондентов, в той или иной степени, выражены у конкретной этнической группы. Но такие методики не дают возможности получить обобщающее представление респондентов о господствующем в этносе типе личности. Именно это побудило нас к разработке интервью на основе теории Э.Шпрангера о типах индивидуальностей.
Э.Шпрангер в работе «Формы жизни» (1922) описал шесть универсальных типов (теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический и религиозный), на основе доминирующей ценностной ориентации личности, вне зависимости от культуры и времени. Респондентам предлагалось ознакомиться с кратким описанием универсальных типов личности, а затем выбрать, какой из них наиболее соответствует типичному американцу и типичному русскому. Результаты представлены на рис. 1.
Вне зависимости от возраста, подавляющее большинство опрашиваемых (85%), отнесли типичного американца к экономическому типу. То есть, россияне считают, что основным мотивом в разных сферах жизни для большинства американцев является полезность. Типичный представитель данного этноса — практически настроенный человек, который из всего стремится извлечь выгоду. «Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни» [3, с. 56]. При этом все 100% испытуемых отвергли для характеристики типичного американца теоретический тип, для которого характерна любовь к истине, концентрация на каком-либо вопросе, проблеме, страсть к философствованию, объяснению, теоретизированию. Интересно, что представления о личности типичного американца мало различаются по возрастным группам.
Только половина респондентов, более старшего поколения, описывая американца, выбрали экономический тип личности, четверть — социальный (действующий из любви к людям). Немногие — 15% выбрали религиозный (направленный на достижения смысла жизни), по 5% — политический (действующий, чтобы детерминировать поступки и мотивы других людей) и эстетический (стремящийся к гармонии и красоте). Никто не выбрал теоретическую личность.
Среди более молодых россиян больше единства во мнениях: 70% — выбрали экономический тип личности; незначительное число опрошенных выбрали политический (15%), социальный (10%), эстетический (5%); 100% — отвергли теоретический и религиозный.
Представления россиян о личности типичного русского можно увидеть на рис. 2.
По данному вопросу разброс мнений респондентов выше. Большинство русских ранней взрослости, описывая типичного русского, считают, что ему присущ социальный тип личности (55%). Так же считают русские поздней взрослости (45%). Некоторые из числа молодого поколения думают, что русскому присущ экономический тип (20%), совсем немногие выбрали политический (15%) и религиозный (10%)
типы личностей, характеризуя типичного русского. Теоретический (0%) и эстетический (0%) типы не были выбраны русскими ранней взрослости.
Некоторые из числа более взрослого поколения считают, что русскому присущ экономический (30%) тип. Немногие русские поздней взрослости выбрали теоретический (10%) и политический (10%) типы личностей. Никто из более взрослых не считает, что русский — это религиозная личность.
Таким образом, можно заметить, что стереотипы русских ранней взрослости и стереотипы русских поздней взрослости очень похожи. Так, характеризуя типичного американца, большинство представителей обоих поколений выбирают экономический тип личности. А характеризуя типичного русского, большинство выбирает социальный тип личности. Получается, что русские ранней и поздней взрослости видят типичного американца, как личность, для которой приоритетом является выгода и польза от любого дела, события и явления. А типичного русского представляют как личность, которая в большей степени стремится к признанию и пониманию окружающих людей, хочет иметь успех в любой компании, чувствовать на себе внимание общества.
Далее представлены результаты, полученные с помощью процедуры исследования стереотипов американцев и русских, разработанной на основе процентной методики Дж.Бригема и методики «Диагностический коэффициент» К.Макколи и К.Ститта». Респондентам был предложен список из 16 качеств, и предлагалось оценить, какой процент русских (а затем — американцев) обладает, каждым из перечисленных качеств. Минимально-возможный показатель для нашей выборки — 20 баллов. Это значит, что все опрашиваемые считают, что данное свойство характеризует не больше 10% представителей этноса. Максимально-возможный показатель — 200 баллов — соответственно означал бы, что все респонденты отнесли данное качество ко всем представителям этноса.
Ниже по убыванию перечислены только те качества, которые, по мнению опрашиваемых, характеризуют больше 50% американцев и, соответственно, русских.
Для американцев, по мнению более молодых россиян, типичными являются следующие черты:
— стремится к успеху;
— обладает чувством собственного достоинства;
— деловитый;
— прогрессивный;
— эмоциональный;
— предприимчивый;
— энергичный, конкурирующий;
— адаптирующийся, гордый;
— независимый;
— трудолюбивый.
В группе двадцатилетних посчитали, что меньше всего, из предложенного списка качеств, американцам свойственна подавленность.
По мнению более взрослых россиян, типичный американец:
— обладает чувством собственного достоинства;
— стремится к успеху;
— прогрессивный;
— конкурирующий;
— оптимистичный;
— деловитый;
— гордый;
— независимый.
Респонденты старше сорока лет считают, что американцам не хватает терпения.
Стереотипные представления о национальном характере американцев у двух разных поколений россиян очень похожи. Математическая обработка данных, с использованием углового преобразования Фишера, показала достоверные различия (р < 0,01) только по двум параметрам: «подавленный» и «выносливый». Старшее поколение представляет американцев более подавленными и менее выносливыми, чем молодёжь.
Незначительные различия, на уровне тенденции (р < 0,05), выявлены по параметрам «эмоциональный» и «сдержанный». Старшее поколение считает, что американцы более сдержанные и менее эмоциональные.
Теперь рассмотрим стереотипные представления о русских.
Для русских, по мнению более молодых россиян, типичными являются следующие черты:
— выносливый;
— обладает чувством юмора;
— дружелюбный;
— хорошо адаптирующийся;
— сильный;
— эмоциональный;
— доверчивый;
— непоседливый, консервативный, гордый.
Интересно, что, с точки зрения молодых россиян, из предложенного набора качеств, меньше всего русским свойственна бесхозяйственность.
Более старшее поколение, назвали такие характеристики типичного русского:
— дружелюбный;
— терпеливый;
— хорошо адаптирующийся;
— выносливый;
— трудолюбивый;
— эмоциональный;
— обладает чувством юмора, оптимистичный, серьезный;
— обладает чувством собственного достоинства;
— сильный.
Наименее свойственна русским, по мнению старшего поколения, подавленность.
Стереотипные представления разных поколений россиян о национальном характере русских также очень похожи, но есть и значимые отличия. Математическая обработка данных, с использованием углового преобразования Фишера, показала достоверные различия (р < 0,01) по следующим параметрам: «терпеливый», «скрытный», «пассивный», «тру-
долюбивый». И хотя эти качества не являются основными в стереотипе русского, тем не менее, интересно, что двадцатилетние респонденты в целом оценивают свой народ чуть более негативно, чем сорокалетние. Среди молодых опрошенных больше тех, кто назвал русских скрытными и пассивными, и меньше тех, кто считает свой народ трудолюбивым и терпеливым.
Незначительные различия, на уровне тенденции (р < 0,05), выявлены по параметрам: «бесхозяйственный», «дружелюбный», «обладающий чувством юмора». В выборке ранней взрослости меньше испытуемых считают русских бесхозяйственными и дружелюбными, но больше людей, приписывающих русским хорошее чувство юмора. В выборке поздней взрослости — обратная тенденция.
Далее мы дополнили стереотипные представления о чертах национальных характеров с помощью, модифицированной нами, методики исследования стереотипов «Типичный американец» и «Типичный русский». Был сокращён список качеств и изменена процедура подсчёта баллов. Респондентам было предложено оценить 20 качеств — присущи они или не присущи типичному русскому или американцу, и в какой степени.
Ниже представлены по убыванию качества, присущие типичному американцу, по мнению русских россиян ранней взрослости:
— профессиональная компетентность;
— общительность;
— высокая самооценка, уверенность в себе, стремление к успеху, раскованность;
— патриотизм;
— предприимчивость;
— примат материальных ценностей;
— вежливость, упрямство;
— добросовестность, отзывчивость.
Качество, которое, по мнению молодых россиян не характерно для типичного американца, это «доброжелательность по отношению к России».
Россияне поздней взрослости охарактеризовали типичного американца следующим образом:
— обладает высокой самооценкой;
— стремится к успеху;
— раскованный;
— в приоритете у него материальные ценности, предприимчивый;
— упрямый, уверен в себе;
— хитрый, общительный;
— профессионально компетентный.
Более взрослое поколение россиян считают, что американцам не свойственно уважение к другим народам и доброжелательность по отношению к России.
Статистический анализ с использованием углового преобразования Фишера, выявил значимые различия (р < 0,01) в стереотипах «типичный американец» разных поколений Россиян только по двум параметрам: «профессиональная компетентность» и «патриотизм». Больше двадцатилетних россиян считают американцем профессионалами своего дела и патриотами своей страны. На уровне тенденции (р < 0,05) различий больше. Больше молодых респонден-
тов приписывают американцам общительность, отзывчивость, уважение к другим народам. Больше взрослых старшего поколения — высокую самооценку. В целом молодёжь представляет типичного американца более позитивно.
Теперь рассмотрим представления о типичном русском. Двадцатилетние, русские же россияне описывают его так:
— гостеприимный;
— патриот;
— отзывчивый;
— упрямый;
— добрый;
— общительный;
— в приоритете у него материальные ценности;
— стремится к успеху, хитрый, уверенный в
себе;
— добросовестный.
Более молодые респонденты считают, что русским не характерна доброжелательность по отношению к Америке.
Старшее поколение описывает типичного русского следующим образом:
— гостеприимный;
— патриот;
— общительный;
— отзывчивый;
— добрый;
— упрямый, уважает другие народы;
— стремится к успеху;
— в приоритете у него материальные ценности;
— предприимчив;
— уверен в себе;
— добросовестный, вежливый;
— раскованный, хитрый.
Качеств, которые большинство респондентов поздней взрослости расценили бы как несвойственные для типичного русского, не выявлено. Также не было выявлено и значимых различий между стереотипными представлениями о типичном русском у молодых и более взрослых испытуемых. Различия есть только на уровне тенденции (р < 0,05). Больше россиян в возрасте 40—55 лет считают, что русским свойственны такие черты как патриотизм, уважение к другим народам, доброжелательность по отношению
к Америке, общительность. То есть, в целом, у них более позитивный образ типичного русского, чем у молодёжи.
Обобщая результаты, можно сказать следующее. Нами было проведено исследование стереотипных представлений о типе личности и чертах национального характера американца и русского по 42 параметрам у двух поколений россиян с русской этнической идентичностью, в возрасте 21—25 и 40—55 лет, что соответствует периодам ранней и поздней взрослости. Мы поставили перед собой цель выявить различия в этнических авто- и гетеростереотипах двух поколений россиян. В итоге, можно сказать, что различий в том, как представляют себе личность и характер типичного американца и типичного русского респонденты разного возраста не много. Эти представления скорее согласуются, чем противоречат друг другу. Статистически доказаны различия лишь по 4-м параметрам при описании характера типичного американца и по 4-м — при описании характера типичного русского. Можно сказать, что в целом американца представляют более позитивно молодые испытуемые, чем более взрослые. И наоборот, русского более позитивно представляют россияне в возрасте 40—55 лет, чем 21—25 лет. Хотя, важно отметить, что эти тенденции статистически нельзя назвать достоверными, они требуют дальнейшего исследования.
1. Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М.: Изд-во Диалог культур, 2007. 704 с.
2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 208 с.
3. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во Московского университета, 1982. С. 55-59.
References
1. Tavadov G.T. Etnologiya. Sovremennyy slovar'-spravochnik [Etnology: The dictionary]. Moscow, 2007. 704 p.
2. Stefanenko T.G. Etnopsikhologiya: praktikum: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Etnopsyhology: Textbook]. Moscow, 2006. 208 p.
3. Shpranger E. Osnovnye ideal'nye tipy individual'nosti. Psikhologiya lichnosti. Teksty [Basic ideal types of personality: texts]. Moscow, 1982, pp. 55-59.