Научная статья на тему 'Представления будущих социальных педагогов о чертах русского национального характера'

Представления будущих социальных педагогов о чертах русского национального характера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
263
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ЧЕРТЫ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / RUSSIAN NATIONAL CHARACTER / FEATURES OF THE RUSSIAN NATIONAL CHARACTER / VOCATIONALLY RELEVANT PERSONAL CHARACTERISTICS / EDUCATIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кобышева Лариса Илларионовна

В статье уточняется сущность понятия «национальный характер»; проанализированы черты русского национального характера и их влияние на становление профессионально значимых качеств личности социального педагога. Представлены материалы эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кобышева Лариса Илларионовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE SOCIAL TEACHERS’ IDEAS ABOUT FEATURES OF THE RUSSIAN NATIONAL CHARACTER

The research is focused on the ideas about the Russian national character the students with different specializations have. The author specifies the essence of the national character conception, analyzes features of the Russian national character and their influence on the development of the vocationally relevant personal characteristics of a social teacher. The data of the empirical research is presented.

Текст научной работы на тему «Представления будущих социальных педагогов о чертах русского национального характера»

УДК 378

Кобышева Лариса Илларионовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова dom-hors@mail.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ О ЧЕРТАХ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Kobysheva Larisa Illarionovna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Social Pedagogic and Psychology Subdepartment, Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute dom-hors@mail.ru

FUTURE SOCIAL TEACHERS’ IDEAS ABOUT FEATURES OF THE RUSSIAN NATIONAL CHARACTER

Аннотация:

В статье уточняется сущность понятия «национальный характер»; проанализированы черты русского национального характера и их влияние на становление профессионально значимых качеств личности социального педагога. Представлены материалы эмпирического исследования.

Ключевые слова:

русский национальный характер, черты русского национального характера, профессионально значимые личностные качества, профессионально-педагогические ценности.

Summary:

The research is focused on the ideas about the Russian national character the students with different specializations have. The author specifies the essence of the national character conception, analyzes features of the Russian national character and their influence on the development of the vocationally relevant personal characteristics of a social teacher. The data of the empirical research is presented.

Keywords:

Russian national character, features of the Russian national character, vocationally relevant personal characteristics, educational values.

Предположение о существовании национального характера всегда было более или менее скрытой посылкой как обыденного сознания, так и социальных наук. Очень емко это выразил Г.Д. Гачев: «Национальный характер народа, мысли, литературы - очень «хитрая» и трудно уловимая «материя». Ощущаешь, что он есть, но как только пытаешься его определить в слова, - он часто улетучивается, и ловишь себя на том, что говоришь банальности, вещи необязательные, или усматриваешь в нем то, что присуще не только ему, а любому, всем народам. Избежать этой опасности нельзя, можно лишь постоянно помнить о ней и пытаться с ней бороться - но не победить» [1, с. 55].

Особенности представлений студентов о чертах национального характера могут иметь позитивный характер и отражать патриотическую позицию гражданина или негативный характер и отражать позицию, которую социолог А.Н. Малинкин [2, с. 114] обозначал как «патриотический индифферентизм». Для будущих социальных педагогов профессионально значимы такие качества личности, как милосердие, альтруизм, доброта, душевная щедрость, стремление оказывать помощь нуждающимся. Эти качества соотносимы с положительным полюсом представлений о русском национальном характере, которые являются одним из факторов становления мировоззрения будущих профессионалов. Представление о русском национальном характере, включающее данные качества, способствует не только укреплению патриотических взглядов молодых людей, но и становлению профессионально значимых качеств альтруизма и милосердия.

В исследованиях К. Касьяновой, Д.С. Лихачева, Н.О. Лосского и др. подчеркивается полярность представлений о русском национальном характере, предполагающих как типичные черты россиян лень или трудолюбие или амбивалентное сочетание того и другого

одновременно; аккуратность или безалаберность; жадность или щедрость; доверчивость или подозрительность; свободомыслие или рабскую психологию. Ученые констатируют тенденцию мифологизации представлений о национальном характере в направлении определенного полюса в зависимости от социокультурной и экономической ситуации в стране [3; 4; 5].

В то же время исследование профессиональных ценностей будущих социальных педагогов показало, что студенты 1-3-го курсов недостаточно ориентированы на выбранную профессию. Об этом свидетельствуют их фрагментарные представления о ее сущности и характере, а также слабая осознанность мотивов профессионального выбора [6].

В монографиях и статьях последних лет Т.Д. Скудновой, посвященных проблеме трансформации педагогического образования, подчеркивается важность формирования аксиологической позиции субъектов образования в процессе профессионального становления. При этом указывается на необходимость профессионально-личностного развития студентов, их гуманитарной духовно-нравственной культуры, основу которой и составляет процесс личностного и духовного роста и формирование профессионально-значимых качеств (рефлексии, эмпатии, толерантности и др.) [7; 8].

Малоизученным остается проявление черт русского национального характера в жизнедеятельности студента; специально не исследовалось влияние представлений студентов о русском национальном характере на их профессиональное становление.

Проблема исследования определяется наличием противоречий между важностью влияния представлений о культуре страны, национальном характере на процесс профессионального становления будущих социальных педагогов и недостаточной изученностью характера этих представлений у студентов; между амбивалентностью в обыденном сознании наших соотечественников образа типичного русского человека и желательностью усиления положительного полюса этих представлений как мотива профессионального роста и эталона для самоидентификации в сознании будущих социальных педагогов.

Типичные черты русского национального характера можно условно разделить на две группы: положительные: ответственность, отзывчивость, открытость, щедрость, эмпатия, чувство долга, выдержка; отрицательные: лень, безответственность, надежда на других, точнее, на «авось»; работа «спустя рукава», отсутствие дисциплины и самоконтроля.

Определенный интерес представляет работа И.Д. Личман [9]. Автор аргументирует необоснованность некоторых сложившихся в обыденном сознании стереотипов русского национального характера, в частности приписывания русским лени, нежелания планировать будущее и влиять на него (надежда на «авось»), недисциплинированности и ослабленного самоконтроля. «Лень» определяется как мотивация избегания непосильного труда, который тем не менее люди готовы выполнять; надежда на «авось» - как неизбежное зло, когда все возможные пути реального действия не дали и не могут дать результатов; надежда на других - как проявление общинного сознания и готовности к совместному преодолению трудностей; «недисциплинированность» - как доступная форма протеста против несправедливости. Положительный полюс стереотипа национального характера Н.О. Лос-ский [10] считает адекватным: русским свойственны милосердие, невероятное терпение, героизм, смелость, готовность прийти на помощь, эмпатия, щедрость, открытость.

Типичные черты русского национального характера, отражающие его положительный полюс (ответственность, отзывчивость, открытость, щедрость, эмпатия, чувство долга, выдержка), являются профессионально значимыми для социально-педагогической деятельности. При этом следует заметить, что необходимым базовым условием становления профессионально личностных качеств будущих социальных педагогов выступает

их активное включение в разные сферы жизнедеятельности, связанные с проявлением таких ценностей, как альтруизм, доброта, жертвенное служение другим людям, ответственность, высокая духовность [11; 12].

Задачей нашего эмпирического исследования было выявить представления студентов разных курсов о чертах русского национального характера. Исследование проводилось в Таганрогском государственном педагогическом институте имени А.П. Чехова.

В качестве пилотажного исследования мы провели беседу со студентами старших курсов с целью выявления того, как они соотносят свои личные качества и свою деятельность с чертами русского национального характера. Все опрошенные, в том числе и студенты кавказских национальностей, считают себя представителями русского народа и русской культуры. В качестве типичных черт россиянина многие выделили: дружелюбие и общительность - 54 %, трудолюбие - 47 %, внимательность к близким - 45 %, отзывчивость - 46 %, чувство долга - 42 %. Большинство респондентов идентифицируют себя с положительным полюсом представлений о чертах русского национального характера. Иногда отмечались негативные качества россиян и их присутствие у респондентов: «Мне свойственна такая черта русского национального характера, как лень» - 5 %; «Не люблю брать ответственность на себя...» - 7 %; «Не люблю трудности» - 5 %. Отмечая, какие черты русского народа проявляются в их учебной деятельности и общественно-полезном труде, студенты также чаще отмечали положительные качества.

Далее был проведен опрос студентов разных курсов для анализа динамики их представлений о чертах русского национального характера и их проявлении у самих опрашиваемых. В диагностике участвовали 120 человек: от 25 до 35 студентов каждого курса обучения.

Полученные в результате опроса данные позволяют отметить тенденцию изменения представлений студентов о чертах русского национального характера в сторону учащения выделения позитивных его черт и снижение частоты констатации негативных. Так, если на 1-м курсе как типичные черты национального характера 48,6 % студентов отмечали лень, 48,6 % алкоголизм, 51,4 % рабскую психологию, то на 3-м курсе выделение этих негативных черт составило соответственно 28 % - лень, 44 % - алкоголизм, 28 % -рабская психология, а на 5-м курсе - 30 % - лень, 36,7 % - алкоголизм, 30 % - рабская психология. Студентами старших курсов чаще выделяются такие положительные черты россиянина, как трудолюбие 56,7 %, свободомыслие 60 %, смелость 63,3 %, самообладание 53,3 %, активность и здравомыслие 60 %.

Отмеченную тенденцию изменения отношения студентов более старших курсов обучения к транслируемым СМИ негативным стереотипам русского национального характера можно объяснить развитием критичности и гибкости их профессионального мышления, более глубоким пониманием студентами современной социокультурной ситуации и факторов, ее обусловливающих.

Дополнительный анализ отношения респондентов к учебным занятиям и общественной работе показал, что у студентов, в большей степени проявляющих активность в учебной и общественно-полезной деятельности, представления о русском национальном характере тяготеют к положительному полюсу почти по всем выделенным чертам; негативный портрет россиянина чаще отмечается у студентов, индифферентных к учебной и общественной работе.

60 % из числа наиболее активных на аудиторных занятиях студентов проявляют более инициативную позицию и в общественно-полезной деятельности: инициативно участвуют в социальных акциях, агитбригадах, в детских домах проводят игры, организуют театральные представления. Они активно работают с людьми старшего возраста,

например посещают дома престарелых, больницы, где показывают концерты, помогают создать уют в комнате и др. Многие активные студенты участвуют в работе общеобразовательных школ по тьюторской поддержке учащихся [13; 14]. В ходе общественнополезной деятельности укрепляются такие профессионально-личностные качества, как гражданская позиция, инициативность, честность, бескорыстие, работоспособность, чуткость, коммуникабельность.

Сопоставление данных наблюдения и опроса показало, что профессионально значимые качества в общественно-полезном труде проявлялись именно у тех студентов, которые идентифицируют себя как типичных представителей русского народа, проявляющих такие черты характера, как отзывчивость, неравнодушие к чужой беде и готовность оказать помощь нуждающимся, душевная щедрость, тактичность, эмпатия, ответственность, вера в лучшие перспективы и готовность содействовать их реализации. На вопрос о том, влияет ли представление о русском национальном характере на их общественную активность, студенты этой группы отвечали, что они гордятся своим народом, его культурой, считают себя ее носителями и стремятся жить и работать, проявляя милосердие, выдержку, коллективизм, ответственность, такт.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Осмысление студентами позитивного образа представителей своего народа является одним из факторов, определяющих становление профессиональной направленности будущих социальных педагогов.

2. Выявлена тенденция усиления положительного полюса представлений о типичных чертах русского национального характера по мере повышения курса обучения: студенты старших курсов чаще констатируют такие черты типичного россиянина, как милосердие, доброта, щедрость, трудолюбие, ответственность и другие.

3. Установлена зависимость между позитивным или негативным характером представлений о чертах русского национального характера и проявлением инициативы и активности студентов в учебной и общественно-полезной деятельности: позитивные представления о трудолюбии, альтруизме и щедрости русских чаще отмечаются у студентов активных и инициативных, выступающих в позициях участника и организатора; негативные представления о лени, алкоголизме и рабской психологии россиян отмечаются у студентов, индифферентных к учебной и общественной работе.

4. На основании проведенного исследования можно предложить общую рекомендацию студентам - будущим социальным педагогам. Необходимо не проявлять конформность и равнодушие при анализе черт русского национального характера, поскольку зачастую в средствах массовой информации и обыденном сознании россиян актуализируется негативный образ ленивого, склонного к пьянству, безответственного русского, надеющегося на «авось». Этот образ должен быть критически переосмыслен в позитивном ключе, только тогда он сможет быть основой для становления позитивного «Я-образа» гражданина, профессионала, альтруиста, неравнодушного к проблемам других людей и стремящегося оказать нуждающимся помощь и поддержку.

Ссылки:

1. Соловьев В.М. Тайны русской души. М., 2001.

2. Малинкин А.Н. Понятие патриотизма : эссе по социологии знания // Социологический журнал. 1999. № 1/2.

С. 87-117.

3. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 2003.

4. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3-6.

5. Лосский Н.О. О русском характере. М., 1990.

6. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза // Науковедение : интернет-журнал. 2013. № 3 (16). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/48pvn313.pdf (дата обращения: 07.12.2013).

7. Скуднова Т.Д. Аксиологическая позиция личности как стратегическая цель образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. С. 31-35.

8. Скуднова Т.Д. Социально-философские основания трансформации педагогического образования М., 2009.

9. Личман И.Д. Особенности проявления чувства патриотизма у современных юношей и девушек : выпускная квалификационная работа / ГОУ ВПО «ТГПИ». Таганрог, 2010.

10. Лосский Н.О. О русском характере. М., 1990.

11. Кобышева Л.И. Психолого-педагогическая диагностика профессионально значимых личностных качеств социального педагога // Научное мнение / Санкт-Петербургской университетский консорциум. 2012. № 5. С. 72.

12. Кобышева Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностных качеств социального педагога в условиях вузовского образования // Научное мнение. 2013. № 4. С. 142-145.

13. Ефремова О.И. Мифологизированные компоненты профессионального сознания будущих психологов образования и их коррекция // Концепт. 2012. № 55. С. 26-30.

14. Ефремова О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников. 2010. № 1. С. 21-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.