Научная статья на тему 'Представления о смысле жизни у студентов-логопедов'

Представления о смысле жизни у студентов-логопедов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
650
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SENSE OF LIFE / VALUE RELATION / PROFESSIONAL FORMATION / PROFESSIONAL INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кругликова Анна Юрьевна

Статья посвящена вопросу изучения смысла жизни у студентов-логопедов. Описана процедура исследования, представлен анализ анкетирования студентов. Установлена значимость смысла жизни в профессиональном становлении педагога коррекционной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is dedicated to a question of the study of the sense of life in student-logopedicians. The procedure of a study is described, the analysis of the questioning of students is represented. Is established the significance of the sense of life in the professional making of a teacher of correction directivity.

Текст научной работы на тему «Представления о смысле жизни у студентов-логопедов»

В настоящее время в производстве не столько учитываются интересы рыночной экономики, сколько потребности заказчика. При советской плановой экономике действовали индексы-дефляторы, в нынешних условиях их значение постоянно меняется Министерством экономического развития России и поэтому их учет совершенно бесполезен. Несмотря на присутствие этих факторов и неудобство их применения в производстве, российская экономика предпринимает попытки вернуть советскую систему.

Данное обстоятельство открывает возможности для корректировки текущей ГПВ-2020 в сторону более реалистичных параметров с откладыванием серийных закупок многих дорогостоящих вооружений на период после 2018-2020 гг., то есть для полноценного рассмотрения серийности этих программ уже в контексте перспективной Государственной программы вооружения, которая, видимо, будет введена в действие не ранее 2016.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажанов В.А. Цирулис К.Н. Экономика военной реформы. /В.А. Бажанов//Эко. 2008. №12. С.21-29.

2. Ерыгин Ю.В. Оборонно-промышленный комплекс России: тенденции развития // ЭКО. 2012. № 8. С. 75-88.

3. Казеннов С.Ю. Модернизация оборонного комплекса РФ: необходимость и возможность // Россия и современный мир. 2010. - № 3. - С. 99-109.

4. Николаев А. Многие наши беды от несовершенства законодательства. // «Российская Федерация сегодня». 2002. №15. -С. 33-35.

5. Толкачев С.А. Управление оборонно-промышленным комплексом. Теоретико-методологические основы: учебное пособие для студентов всех специальностей / С.А. Толкачёв; Государственный университет управления. Институт национальной и мировой экономики. ГУУ. М. : ГУУ, 2008. 136 с.

6. «Основные направления развития вооружения и военной и специальной техники на период до 2030 г.». МОСКВА, 10 сентября. /ИТАР-ТАСС/. http://tass.ru/politika/1432374

А. Ю. Кругликова

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросу изучения смысла жизни у студентов-логопедов. Описана процедура исследования, представлен анализ анкетирования студентов. Установлена значимость смысла жизни в профессиональном становлении педагога коррекционной направленности.

Ключевые слова: смысл жизни, ценностное отношение, профессиональное становление, профессиональное обучение.

A.YU. Kruglikova

IDEAS ABOUT THE SENSE OF LIFE IN THE STUDENT-LOGOPEDICIANS

Abstract. Article is dedicated to a question of the study of the sense of life in student-logopedicians. The procedure of a study is described, the analysis of the questioning of students is represented. Is established the significance of the sense of life in the professional making of a teacher of correction directivity.

Keywords: the sense of life, value relation, professional formation, professional instruction.

Жизнь человека может быть охарактеризована в координатах поиска смысла своего существования, ее отличает стремление реализовать этот смысл на основе имеющихся жизненных ценностей. Величайший исследователь смысла жизни В. Франкл отмечал, что человек мотивируется волей к смыслу. Потребность в поисках смысла жизни составляет важную мотивационную силу, позволяющую человеку преодолевать возникающие трудности и превратности судьбы [8].

Любой человек стремится к тому, чтобы сделать свою жизнь осмысленной. Он ищет смыслы в окружающих явлениях, в конкретных ситуациях, в собственном поведении. По мнению В. Франкла, нет и не может быть универсального смысла жизни, есть уникальные смыслы в жизненных ситуациях. Смысл всегда носит личностную значимость и обусловленность. Общечеловеческие ценности, которые наполняются субъективной эмоциональной окраской, субъективными чувствами, мыслями, превращаются в подлинные смыслы жизни.

Значение профессии педагога, в том числе осуществляющего коррекционную деятельность, велико. Поэтому чрезвычайно важно понимать, насколько сам педагог осознает значимость своей профессии среди других. Интересно и то, входит ли сама профессия в понимание педагогом смыс-

ла жизни? Пристального внимания заслуживает проблема изучения смысла жизни как ценностной ориентации при овладении педагогической профессией.

Многие отечественные исследователи смысла жизни (К.А. Абульханова [1], А.А. Бодалев [2], Д.А. Леонтьев [6], В.Э. Чудновский [10], О.Д. Черкасова [9] и др.) отмечают, что в его изучении существуют два направления: философское и конкретно психологическое. В.Э. Чудновский рассматривает смысл жизни как динамическую иерархическую систему, в которой, наряду с множеством «малых смыслов» существует и большой, главный жизненный смысл, который воплощается в жизненных ситуациях. Автор также выделяет три характеристики смысла жизни: масштабность, инертность, динамику и иерархию смыслов [10].

Изучением смысложизненных ориентаций у педагогов занимаются Г.А. Вайзер [3], Н.В. Волкова [4], Е.В. Киселева [5], Е.А. Максимова [7] и др. Ими доказано, что переживание профессии как чрезвычайно значимой жизненной ценности позволяет учителю самореализовываться, испытывать удовлетворенность жизнью, избегать состояния эмоционального выгорания. Фактором, определяющим место педагогической профессии в системе смысложизненных ориен-таций, является характер ценностно-смыслового отношения к ней. В основе данного отношения, по В.Э. Чудновскому, лежит своеобразие индивидуальности педагога, его личностного склада, а также особенности социальной макро- и микросреды, в которой существует педагог [11]. Зарождается же ценностное отношение к профессии педагога еще в период вузовского обучения, в пору студенчества. Создание потребности в поиске смысла жизни, как отмечал А.А. Бодалев [2], позволяет педагогу достигать своего «акме», то есть вершины в личностном и профессиональном развитии.

Однако данная проблема изучена пока недостаточно. В связи с этим мы провели небольшое исследование, цель которого состояла в изучении того, как понимают студенты смысл жизни, видят ли они в будущей профессиональной деятельности собственный жизненный смысл. В группу испытуемых вошли 20 студентов 3-го и 4-го курсов в возрасте от 20-22 лет, обучающиеся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «Логопедия» В качестве адекватного метода, позволяющего выявить специфику и содержание смысла жизни, был выбран метод анкетирования. Нами была использована анкета, разработанная В.Э. Чудновским [10], модифицированная Г.А. Вайзер [3] и несколько дополненная нами следующими вопросами: «Как Вы считаете, насколько важно педагогу иметь смысл жизни и почему?» и «Видите ли Вы свой смысл жизни в педагогической профессии?»

Рассмотрим некоторые результаты проведенного нами пилотажного исследования.

1. Что такое, по Вашему представлению, смысл жизни?

По данному вопросу 13 чел. (65 %) пытаются определить смысл жизни как общее понятие, а 5 чел. (25 %) дают ответ, раскрывая смысл собственной жизни, а 2 чел. (10 %) затруднились ответить, как определить смысл жизни.

Студенты представляют смысл жизни как цель, к которой стремится человек, иногда как идеальную цель, как программу жизни человека. Конкретизируя понятие смысла жизни, студенты указывают либо на широкий социальный смысл (жить для человечества, для других, для будущего страны), либо на групповой (для родных, семьи, близких друзей), либо видят в смысле жизни собственный индивидуальный смысл (просто жить, достичь своих целей, осуществить задуманное).

2. Какое значение имеет наличие смысла жизни для каждого человека?

При ответе на данный вопрос студенты отмечают большое значение смысла жизни в судьбе человека (смысл жизни облегчает жизнь, помогает осуществлять деятельность, наполняет жизнь высокой целью, помогает ориентироваться в жизни, находить близких по духу людей). Следует отметить, что только 40% респондентов говорят о важности наличия смысла жизни, 60% из них придают смыслу жизни второстепенное значение и связывают это с конкретной личностью.

3. Всегда ли наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе?

Большинство студентов (60%) указывают на то, что не всегда наличие смысла жизни сказывается на судьбе человека положительно. 40% студентов уверены в положительном влиянии смысла жизни на судьбу человека.

4. Как, по-вашему, изменяется ли смысл жизни с возрастом?

Подавляющее большинство студентов 17 чел. (85%) считают, что с возрастом смысл жизни меняется, так как меняются интересы, предпочтения и цели человека. О том, что смысл жизни не меняется с возрастом, говорят ответы 3 студентов (15%).

5. Произошли ли у Вас изменения в понимании смысла жизни в последние годы?

Анализ ответов на данный вопрос показал, что 16 чел. (80 %) указывают на изменения, отмечая как фактор наступившую взрослость и получение новых знаний в процессе освоения профессиональной деятельности. Ответили «нет» 4 чел. (20%).

6. Что, по Вашему мнению, в большей мере влияет на становление смысла жизни (поставьте в порядке значимости):

а) пример родителей;

б) общение со сверстниками;

в) общение с педагогами;

г) собственный жизненный опыт;

д) влияние средств массовой информации;

е) чтение литературы (желательно назвать художественные произведения, которые помогли Вам в становлении смысла жизни);

ж) что-то ещё.

По мнению студентов, на становление смысла жизни в основном влияет собственный жизненный опыт, чтение литературы, пример родителей. В меньшей степени влияют общение со сверстниками, общение с педагогами и средства массовой информации. Среди ответов ж) что-то еще прозвучало: выбор профессии, рассказы преподавателей о профессии, тяжелые обстоятельства жизни, случайные встречи.

7. Какие учебные предметы помогают Вам в поиске смысла жизни?

Среди учебных предметов, помогающих в поисках смысла жизни, 13 чел. (65%) назвали психологию, литературу, философию, историю. 7 чел. (35%) отметили, что таких учебных предметов назвать не могут, но указали на роль духовной литературы (не обязательно религиозной).

8. Можете ли Вы сформулировать смысл своей жизни?

Анализ ответов студентов показывает, что смысловое поле выглядит достаточно размытым. Отметим следующие смыслы: гармоничное развитие, достижение высоких целей, самосовершенствование, самовоспитание, поиск своего места в жизни, приносить пользу людям, создание семьи и воспитание своих детей. У 10 чел. (50% студентов) отмечаются смыслы жизни, связанные с педагогической профессией: помощь детям в овладении красивой и правильной речью, полноценное воспитание детей, педагогическое мастерство (стать учителем с большой буквы), профессиональные достижения (стать Учителем года), обеспечение детям с речевыми нарушениями хорошего образования (сделать детей успешными в жизни). В то же время следует сказать, что мало кто из студентов смог четко и грамотно сформулировать смысл своей жизни. Студенты показали недостаточное владение языковыми средствами для выражения своих, часто благородных, мыслей и чувств.

9. В чём, по Вашему представлению, заключается духовное богатство личности?

В ответах на данный вопрос большинство студентов связывали духовное богатство личности с профессией педагога. Поэтому они отмечали такие качества, как: бескорыстную любовь к детям, способность забывать о себе и думать в первую очередь о детях, умение видеть в детях и людях только хорошее, терпимость в отношениях с людьми, скромность, доброту, готовность становиться лучше. Это доказывает, что перечисленные качества отражают понимание студентами смысла жизни как профессионального служения. 7 чел. (35%) прямо указали на духовное богатство личности как основу подлинного настоящего смысла жизни. По их мнению, смысл жизни находят духовно богатые личности, а бездуховные, как правило, его не находят.

10. Влияет ли конечность человеческой жизни на понимание смысла жизни?

В группе испытуемых 4 чел. (20%) отмечают влияние конечности человеческой жизни на понимание смысла жизни («Смерть ограничивает нашу жизнь и тем самым подталкивает к поиску её смысла»). Также 6 чел. (30%) отрицали такую зависимость, а 10 чел. (50%) затруднились ответить.

11. Как Вы считаете, насколько важно педагогу иметь смысл жизни и почему?

В группе испытуемых 12 чел. (60%) ответили, что «да», очень важно; 6 чел. (30%) указали на необязательность наличия смысла жизни для педагога и 2 чел. (10%) затруднились ответить.

Объясняя, почему педагогу важно иметь (искать) смысл, студенты отвечали следующим образом:

Педагог подает пример детям (30%).

Педагог видит свое призвание в детях, а это и есть смысл жизни (30%).

Профессия педагога очень важна для человечества, педагог передает ценности, которые накоплены за многие века, и в этом смысл его профессии (20%).

Среди ответов также можно отметить в качестве смысла жизни педагога служение детям, служение человечеству, сохранение себя как человека, самосовершенствование.

12. Видите ли Вы свой смысл жизни в педагогической профессии?

14 чел. (70 %) из числа испытуемых ответили утвердительно, а 6 чел. (30%) указали, что не связывают свою жизнь с педагогической профессией, поэтому не видят в ней собственного смысла жизни.

Общий анализ проведенного анкетирования студентов показывает их заинтересованность как в определении понятия смысла жизни, так и в понимании собственного смысла жизни. Следу-

ет отметить недостаточную дифференцированность ответов по разным вопросам, а также отсутствие значимых различий между ответами студентов третьего и четвертого курсов.

Результаты анкетирования позволяют также считать, что обращение студентов к пониманию и поиску смыслу обусловлено, с одной стороны, юношеским возрастом, с другой - профессиональным обучением специальности коррекционного педагога. Указанная профессия во многом связана с такими понятиями, как служение обществу, детям, оказание помощи и поддержки. В период овладения педагогической профессией, особенно в период педагогической практики, студенты имеют возможность находить уникальные смыслы в ситуациях общения с педагогами, детьми, реализовывать себя, ставя задачи самосовершенствования и самоактуализации.

Получая разнообразную сумму знаний, профессиональных умений и навыков, студенты понимают, что стремление реализовать себя невозможно без ценностного отношения к выбранной профессии. Достичь профессионального мастерства и совершенства они могут только в условиях получения адекватного педагогического опыта. Это в еще большей степени ориентирует их на поиск смысла в том, что они делают, в конкретных педагогических ситуациях. Можно сказать, что грамотно построенное профессиональное образование мотивирует студентов на осмысленное обучение, а впоследствии на осмысленную посредством рефлексии педагогическую деятельность.

Следует отметить, что становление будущего педагога осуществляется посредством развития системы «Я», в которой объединяются различные характеристики: профессионального «Я» и личностного «Я». Это означает развитие квалифицированного педагога на основе развития системы представлений о себе как личности и профессионале. В связи с этим преподавательскому составу необходимо иметь в виду двухстороннюю направленность в освоении педагогических дисциплин. Здесь должно быть место не только профессиональным знаниям и компетентностям, но и развитию интегрированного образа «Я» через внимание к личности и индивидуальности каждого студента. Важно развивать как профессиональные, так и личностные качества студента, мотивировать его к рефлексии собственного опыта, к осмыслению профессионального поведения во взаимодействии с преподавателями, а также с детьми в процессе педагогической практики.

Таким образом, проведенное исследование позволяет увидеть некоторые аспекты профессионального становления на этапе обучения через гармонизацию личностного и профессионального компонентов. Это дает возможность оптимизировать процесс обучения на основе привлечения имеющихся у студентов смысложизненных ориентаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Бодалев, А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997.- С. 33-40.

3. Вайзер, Г.А. Учитель о смысле жизни и акме человека в современном обществе // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, В.Э. Чудновского. Ч. 1. М.: Смысл, 2004. С. 215-221.

4. Волкова, Н.В. Ситуационный подход в психологии: теория и практика изучения смысложизненных ориента-ций педагогов // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер,

H.Л. Карповой, В.Э. Чудновского. Ч. 1. - М.: Смысл, 2004. - С. 206-214.

5. Киселева, Е.В. Проблема ценностно-смыслового отношения учителя к педагогической профессии // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, В.Э. Чудновского. Ч.

I. - М.: Смысл, 2004. С. 225-231.

6. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - М., 1992. - 18 с.

7. Максимова, Е.А.Смысл жизни как фактор педагогического творчества (психологический аспект): Дисс. ... канд. психол. наук / Е.А. Максимова. - М., 2001. - 25 с.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс. 1990. - 368 с.

9. Черкасова, О.Д. Динамика представлений о смысле жизни и акме студентов в период обучения в вузе // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, В.Э. Чудновского. Ч. 1. - М.: Смысл, 2004.- С. 311-317.

10. Чудновский, В.Э. Смысл жизни и судьба. - М.: «Ось-89», 1997. - 208 с.

11. Чудновский, В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учителя // Современные проблемы смысла жизни и акме. - М.; Самара, 2002. - С. 177-185.

Н. П. Чередникова

РОЛЬ ПРЕДВИДЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены специфические особенности предвидения и прогнозирования, которые направлены на постижение будущего материальных и идеальных систем, на активность субъекта в становлении и развитии познавательного образа, на роль прогностических образов в отражении предстоящего развития материальных и общественных систем.

Ключевые слова: познание, научное предвидение, методы прогнозирования, факторы развития социальной сферы.

N. Б. Cherednikova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.