Научная статья на тему 'Роль предвидения и прогнозирования в процессе познания'

Роль предвидения и прогнозирования в процессе познания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2172
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ / МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / COGNITION / SCIENTIFIC FORESIGHT / FORECASTING METHODS / FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чередникова Нина Петровна

В статье рассмотрены специфические особенности предвидения и прогнозирования, которые направлены на постижение будущего материальных и идеальных систем, на активность субъекта в становлении и развитии познавательного образа, на роль прогностических образов в отражении предстоящего развития материальных и общественных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the specific features of foresight and forecasting, aimed at understanding the future of the material and ideal systems; on the subject of activity in the development of cognitive image; prognostic role of images in the reflection of the forthcoming development of the material and social systems.

Текст научной работы на тему «Роль предвидения и прогнозирования в процессе познания»

ет отметить недостаточную дифференцированность ответов по разным вопросам, а также отсутствие значимых различий между ответами студентов третьего и четвертого курсов.

Результаты анкетирования позволяют также считать, что обращение студентов к пониманию и поиску смыслу обусловлено, с одной стороны, юношеским возрастом, с другой - профессиональным обучением специальности коррекционного педагога. Указанная профессия во многом связана с такими понятиями, как служение обществу, детям, оказание помощи и поддержки. В период овладения педагогической профессией, особенно в период педагогической практики, студенты имеют возможность находить уникальные смыслы в ситуациях общения с педагогами, детьми, реализовывать себя, ставя задачи самосовершенствования и самоактуализации.

Получая разнообразную сумму знаний, профессиональных умений и навыков, студенты понимают, что стремление реализовать себя невозможно без ценностного отношения к выбранной профессии. Достичь профессионального мастерства и совершенства они могут только в условиях получения адекватного педагогического опыта. Это в еще большей степени ориентирует их на поиск смысла в том, что они делают, в конкретных педагогических ситуациях. Можно сказать, что грамотно построенное профессиональное образование мотивирует студентов на осмысленное обучение, а впоследствии на осмысленную посредством рефлексии педагогическую деятельность.

Следует отметить, что становление будущего педагога осуществляется посредством развития системы «Я», в которой объединяются различные характеристики: профессионального «Я» и личностного «Я». Это означает развитие квалифицированного педагога на основе развития системы представлений о себе как личности и профессионале. В связи с этим преподавательскому составу необходимо иметь в виду двухстороннюю направленность в освоении педагогических дисциплин. Здесь должно быть место не только профессиональным знаниям и компетентностям, но и развитию интегрированного образа «Я» через внимание к личности и индивидуальности каждого студента. Важно развивать как профессиональные, так и личностные качества студента, мотивировать его к рефлексии собственного опыта, к осмыслению профессионального поведения во взаимодействии с преподавателями, а также с детьми в процессе педагогической практики.

Таким образом, проведенное исследование позволяет увидеть некоторые аспекты профессионального становления на этапе обучения через гармонизацию личностного и профессионального компонентов. Это дает возможность оптимизировать процесс обучения на основе привлечения имеющихся у студентов смысложизненных ориентаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Бодалев, А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997.- С. 33-40.

3. Вайзер, Г.А. Учитель о смысле жизни и акме человека в современном обществе // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, В.Э. Чудновского. Ч. 1. М.: Смысл, 2004. С. 215-221.

4. Волкова, Н.В. Ситуационный подход в психологии: теория и практика изучения смысложизненных ориента-ций педагогов // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер,

H.Л. Карповой, В.Э. Чудновского. Ч. 1. - М.: Смысл, 2004. - С. 206-214.

5. Киселева, Е.В. Проблема ценностно-смыслового отношения учителя к педагогической профессии // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, В.Э. Чудновского. Ч.

I. - М.: Смысл, 2004. С. 225-231.

6. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - М., 1992. - 18 с.

7. Максимова, Е.А.Смысл жизни как фактор педагогического творчества (психологический аспект): Дисс. ... канд. психол. наук / Е.А. Максимова. - М., 2001. - 25 с.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс. 1990. - 368 с.

9. Черкасова, О.Д. Динамика представлений о смысле жизни и акме студентов в период обучения в вузе // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, В.Э. Чудновского. Ч. 1. - М.: Смысл, 2004.- С. 311-317.

10. Чудновский, В.Э. Смысл жизни и судьба. - М.: «Ось-89», 1997. - 208 с.

11. Чудновский, В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учителя // Современные проблемы смысла жизни и акме. - М.; Самара, 2002. - C. 177-185.

Н. П. Чередникова

РОЛЬ ПРЕДВИДЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены специфические особенности предвидения и прогнозирования, которые направлены на постижение будущего материальных и идеальных систем, на активность субъекта в становлении и развитии познавательного образа, на роль прогностических образов в отражении предстоящего развития материальных и общественных систем.

Ключевые слова: познание, научное предвидение, методы прогнозирования, факторы развития социальной сферы.

N. P. Cherednikova

THE ROLE OF FORESIGHT AND PROGNOSTICATION IN THE PROCESS OF COGNITION

Abstract. The article describes the specific features of foresight and forecasting, aimed at understanding the future of the material and ideal systems; on the subject of activity in the development of cognitive image; prognostic role of images in the reflection of the forthcoming development of the material and social systems.

Keywords: cognition, scientific foresight, forecasting methods, factors of development of the social sphere.

Актуальные проблемы гносеологии обусловлены спецификой предвидения и прогнозирования как «опережающего» отражения действительности. Именно в предвидении проявляется креативная активность познавательной деятельности. Суть предвидения и прогнозирования заключается в том, что оно направлено на познание будущего материальных и идеальных систем. Близкое и далекое будущее, которое постигается предвидением, не является объективным бытием, поскольку его еще нет. В таком случае, правильно ли рассматривать предвидение как процесс прогнозирования, а его результат в качестве знания как такового? От решения этого вопроса зависит определение статуса предвидения в процессе познания, его методологических оснований, трактовка специфики истинности представлений о будущем, а также способов их проверки и т.п.

"Основной задачей научного предвидения и прогнозирования является познание закономерностей окружающего мира и на этой основе предвидение будущего изучаемых систем, объектов и явлений"[2, 200].

Необходимо отметить, что специфика бытия будущего, его отношение с прошлым и настоящим при метафизическом подходе к данному вопросу создают гносеологические предпосылки как для субъективно-идеалистического, так и для волюнтаристского истолкования постижения будущего. Для некоторых современных футурологических направлений свойственно отрицание объективной обусловленности будущего. Отсутствие эмпирической данности у будущего дает им право признать реальность будущего только в субъективно-психологическом плане - как реальное бытие ценностных ориентаций субъектов, его помыслов, надежд, ожиданий, стремлений. Размышляя об образах будущего, они, как правило, рассматривают их лишь как предпочитаемые человеком варианты, развертываемые его воображением сценарий будущего. Предвидение, в таком случае, утрачивает статус отражения и действительно научного знания. "Ряд западноевропейских футурологов утверждают, что будущее не существует, оно не предоставляет в наше распоряжение никаких фактов. Поэтому мы не можем изучать его научными методами"[4, 292]. Предвидение, таким образом, не является гносеологической характеристикой ни истинности, ни ложности. В предвидении видят только инструментальное средство манипулирования будущим, по существу произвольное идеальное конструирование грядущего в соответствии с прошлым эмпирическим опытом и ценностными ориентирами субъекта.

Положительное решение проблем, связанных с гносеологической спецификой предвидения, предполагает, прежде всего, диалектическое понимание самого отражения и соответственно его результата - образа. Хорошо известно, что в диалектической теории познания отражение, образ понимается не в качестве мертвенно застывших зеркальных копий вещественных объектов, оригиналов, как это пытаются представить ее противники. "Активность субъекта познания делает опосредованными его связи с объектом отражения, что требует только диалектического подхода к решению проблемы предметной отнесенности подобного рода образов действительности в человеческом сознании"[1, 13]. Такой подход особенно необходим при анализе природы прогностических образов, в формировании которых особую роль играют активность субъекта предвидение (предиктора) и для которых, на первый взгляд, не существуют прямые материальные прообразы в реальном мире.

Научное познание, однако, нередко оперирует идеальными образами, не имеющими своих прямых предметных аналогов. Но принципиально важно отметить, что образы научного познания всегда предметны, хотя их предметность носит опосредованный характер. При опосредованном отражении объект реально в данный момент может и не существовать, его воспроизведение в сознании происходит благодаря отражению других объектов, которые имеют возможность высказывать те или иные суждения о нем.

Элементы опосредованной предметной реальности свойственны и идеальным образам, отражающим материальные объекты в различных временных срезах, отличных от настоящего их бытия, в их прошлом и в их будущем. Познание истории постигается анализом его настоящего и прогнозами его будущего.

Итак, прогностические образы представляют модификацию познавательных образов, которые, в свою очередь, специализируются на отражении будущего развития материальных объектов, отражающихся в их развитии в процессе познания.

Объекты отражаются как некий синтез их всевозможных состояний относительно их времени существования (настоящее, прошлое, будущее), а также отражается и направленность их развития. Безусловно, что любая форма отражения действительности представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего. Следовательно, в любой теоретической системе взаимообусловлено существуют всевозможные временные состояния. Соотношение временных состояний зависит от форм знания, но все они в сформированном познанием образе существуют одновременно.

В процессе познания того или иного объекта делается акцент на определенные временные срезы действительности. В силу этого наблюдается специализация познавательной деятельности. Она разделяется на историческую познавательную детальность, современную и будущую. Все эти виды познания отражают реальные объекты в различных их временных модусах.

Что касается предвидения, то оно является как естественно научным, так и социальным знанием. Будущее, на наш взгляд, представляет собой синтез существующих тенденций, детерминированных действиями объективных законов, возможностей, зарождающихся в настоящем, которые со временем превратятся в нечто новое. Действующие факторы в настоящем обусловливают будущее, которое воплощается в определенную реальность в современном бытие.

Научное предвидение создает свой объект отражения в объективном мире. При этом предвидение приобретает статус объективного подлинного знания возникающей реальности.

Особый интерес в научном мире вызывает социальное предвидение. Поскольку социальное будущее имеет двойную природу: с одной стороны, объективные законы развития, с другой - деятельность людей, то необходимо объединить два метода постижения будущего - поискового и нормативного подхода.

Поисковое прогнозирование определяет перспективы развития системы, а нормативное прогнозирование дает информацию, при помощи которой создаются планы и цели ее дальнейшего развития. Нормативное прогнозирование как проявление креативности в процессе познания, постепенно становится отражением перспектив развития, хорошо развитой информационной основы планирования и управления при условии взаимодействия с поисковыми прогнозами, которые, в свою очередь, определяют объективные условия, законы и тенденции развития будущего.

Особенности генезиса социального будущего обусловливает специфику прогностического знания, в котором присутствует соотношение достоверности и вероятности, определенности и неопределенности. Такими образом, процесс становления будущего характеризуется моментами объективной неопределенности. Эта неопределенность в момент перехода от настоящего к будущему увеличивается с возрастанием сложности развивающихся систем, многообразием взаимосвязей их элементов и взаимоотношением с внешней средой. В жизни общества особую роль играет субъективный фактор (активная общественно-политическая и профессиональная деятельность субъектов, социальных групп, классов).

Научное прогностическое исследование выявляет, какова вероятность появления необходимых для определенного социального развития предпосылок, какое влияние здесь может оказать активная социальная деятельность субъекта.

Мы вправе сделать вывод о том, что в знании о будущем содержаться моменты определенности, которые диктуются возрастанием объективной определенности в связи с формированием условий, уменьшающих круг реальных возможностей, а также в результате совершенствования методов разработки прогнозов, при помощи которых учитываются реальные тенденции общественного развития и роль субъективного фактора их изменений.

Необходимо отметить, что научное предвидение развития социальных процессов не может быть однозначным, поэтому основными задачами научного предвидения является построение различных идеальных моделей, раскрывающих всевозможные, объективные тенденции развития будущего; определения для каждой модели условий ее реализации и степени ее осуществления. Однако данный прогноз не выявляет ни формы, ни сроков его осуществления как объективной необходимости. Но он в тоже время достоверен настолько, насколько социальное прогнозирование учитывает все необходимые предпосылки и методы воздействия. На самом же деле, мы имеем достоверное знание о том, что развитие системы вероятностно по своей природе и зависит от того, насколько наши активные действия соответствуют правильно осознанным общественными потребностям и объективным возможностям.

Очень важно отметить, что познание будущего характеризуется единством как гносеологического, так и аксиологического компонентов. Сегодня мы говоримо внутренних и внешних компонентах ценности научного знания. Внутренний компонент - это, безусловно, истина как тако-

вая, а внешний - ценность прикладная, ценность прогностической информации, которая имеет значение, как для научного познания мира, так и для самой практической деятельности.

Следует отметить, что внутренний (гносеологический) компонент оказывает влияние на развитие самого знания и формирует роль данного знания в генезисе науки. Такой подход позволяет определить познавательную ценность прогнозирования, используя такие понятия, как истинность, объективность, новизна информации о будущем, доказательность, усовершенствование прогностических исследований.

Что касается внешнего аспекта знания, то он определяется степенью его полезности. Прогностическая ценность информации определяется ее значением в постановке и решении тех или иных задач. Прогностическая информация определяется степенью минимизации неопределённости. Отсюда следует, что основная роль в формировании знания о будущем принадлежит, прежде всего, научно-познавательному аспекту, а практическая значимость предвидения зависит от гносеологического и прагматического знания. Социальные прогнозы обладают определенной обоснованностью и надежностью, что, в свою очередь, повышает их практическую ценность. Субъект управления может принимать решения при условии оценки прогностических данных с позиции их вероятности, доказательности, используя социальную информацию, верифицированную и проанализированную в прогнозах.

Прогнозирование является разновидностью предвидения. Что касается социального прогнозирования, то оно в отличие от предвидения содержит в определенной степени достоверные знания о будущих социальных объектах. Научное социальное прогнозирование имеет возможность предположить будущие формы существования всего человечества.

На основе прогнозов формируются программы, при помощи которых решаются поставленные социальные задачи; разрабатываются комплексные программы по решению актуальных социальных проблем; принимаются решения по изменению содержания и структуры социальной деятельности, направленные на достижение определенных целей; принимаются решения относительно распределения и использования ресурсов государства.

Социальное прогнозирование охватывает все стороны человеческой деятельности: науку и технику, производственно-экономическую деятельность, демографические процессы, охрану здоровья, народное образование, жилищное строительство и т.п.

Особый интерес в вопросе о предвидении в социальной сфере вызывает демографическое прогнозирование. Демографические прогнозы исчисляются во многих странах мира. Их систематически публикуют в ООН.

Демографический прогноз - это научно обоснованное предвидение основных показателей движения населения и будущей демографической ситуации: численности, возрастно-половой и семейной структуры, рождаемости, смертности, миграции. Демографическое прогнозирование необходимо в связи с задачами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в обществе[3].

Демографическое прогнозирование обычно выступает в виде перспективного исчисления населения (расчет численности и возрастно-половой структуры и т.п.) в прошлом, а также с учетом гипотез относительно их генезиса в будущем. Подобные расчеты делаются, как правило, в нескольких вариантах, для того, чтобы определить границы наиболее вероятных изменений населения.

"Логика исследования данной проблемы ставит вопрос о классификации демографических прогнозов. Первым критерием является длина прогнозного горизонта, то есть длительность прогнозного периода (краткосрочные - 5- 10 лет, среднесрочные 25-30 лет и долгосрочные демографические прогнозы). Вторым критерием классификации демографических прогнозов является их цель. По целям прогнозирования демографические прогнозы делятся на аналитические, прогнозы-предостережения, нормативные прогнозы и функциональные прогнозы" [1, 501].

Что касается цели аналитического прогноза, то она заключается в исследовании современных тенденций воспроизводства населения путем оценки их взаимного влияния на будущую численность и состав населения, а также на социально-экономическое развитие в целом. Аналитический прогноз, как правило, выражается в виде параметров будущей демографической ситуации, которая формируется при помощи предположения о неизменности режима воспроизводства населения или какого-либо изменения. Аналитический прогноз обычно является долгосрочным и как бы предполагает возможные изменения численности населения в будущем. В этом отношении аналитический прогноз позволяет выработать цели социально-экономической, демографической политики для того, чтобы избежать возникновения негативных последствий для развития общества в целом. Разновидностью аналитических прогнозов является прогноз-предупреждение. Целью данного прогноза является обратить внимание на возможные неблагоприятные или опасные демографические ситуации (закон народонаселения Т.Р. Мальтуса).

Целью нормативного прогноза является выработка конкретных рекомендаций для достижения определенного желаемого состояния демографических процессов. При нормативном прогнозировании формируется ряд положений о желаемых характеристиках демографической ситуации и демографических процессов и после чего вырабатываются меры, которые необходимо предпринять, чтобы достичь поставленных целей.

Функциональное прогнозирование тоже имеет свою цель, которая заключается в получении прогнозной информации о населении, необходимой для принятия решений в экономической, социальной, политической и других сферах деятельности государственного и социального управления. Функциональный прогноз, в конечном счете, обеспечит функционирование социальных институтов, организаций и других социальных структур. Функциональный демографический прогноз - это прогноз возрастно-половой структуры населения, который предполагает будущие предположения и спрос для некоторых особых целей [3]. При анализе данного прогнозирования выделяются два класса функциональных прогнозов: «прогнозы предположения населения», или «прогнозы демографического предположения» и «прогнозы спрос на население». И именно "будущая социально-демографическая динамика является предметом непосредственного интереса лиц, принимающих решение о стратегии и тактике деятельности различных социальных структур на ближайшую и более отдаленную перспективу" [3, 160].

При разработке демографических прогнозов наиболее часто используют следующие четыре группы методов: методы экстраполяции, экономико-математические методы, методы предвидения возрастов и когорт, методы экспертных оценок.

"Методы экстраполяции применяется не только для оценки будущей численности населения, но и для расчета характеристик движения населения (например, коэффициентов рождаемости, смертности, миграции). Вторая группа методов (экономико-математических) позволяет учесть влияние новых факторов, проявивших себя в последние периоды жизни общества" [1, 502].

Ученые различают две основных группы, влияющие на характер демографического развития. К первой группе объективных факторов, таких как сложившиеся традиции, религиозные представления, состояние международной обстановки, последствия воин, иных социальных потрясений, система управления повлиять не может. Вторая группа факторов, таких как прогресс в медицинской науки, качество медицинского обслуживание, культурно-образовательный уровень населения, уровень жизни населения (жилищная обеспеченность, бытовые услуги, размер доходов), в определенной степени управляема. Влияние каждого фактора рассчитывается отдельно, а затем вычисляется суммарная взаимообусловленность их всех [3].

Третья группа методов демографического прогнозирование - методы передвижения возрастов и когорт - позволяет устранить ошибки в прогнозировании на основе средней тенденции динамики населения. Четвертая группа методов - это методы экспертных оценок. Они работают в тех случаях, где недостаточно объема статистической информации и когда в новом периоде на анализируемых процессах начинают оказывать воздействие новые факторы, влияние которых изучить по данным за предыдущие периоды невозможно [3]. Территориальное сравнение демографических состояний и процессов осуществляется с помощью картографических методов. Данный метод использует карты людности населений и плотности территориального расселения, половозрастного состава, механического и естественного движения, социокультурные и другие.

Особое место занимает метод построения демографической сетки, позволяющий с помощью геометрических построений получить разнообразные характеристики демографических процессов в поколении и анализировать их протекание во времени. Методы демографического прогноза дают возможность оценить роль различных компонентов изменения населения и выявить их влияние на численность и структуру населения в будущем. В последние годы для раскрытия механизма формирования отношения населения к демографическим проблемам стали широко применяться психологические тесты и методики с целью познать истинное отношение населения к проблеме. Что касается верификации демографических прогнозов, то именно практическая деятельность является проверкой достоверного и прогнозируемого знания.

Необходимо отметить, что сегодня наиболее остро ставится вопрос о развитии и дальнейшем усовершенствовании российской системы образования. От качества образования зависит качество интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества в целом. Процесс прогнозирования является выбором методов и подходов для наилучшего использования знаний для появления положительных тенденций в системе об усовершенствовании образования как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах.

Прогноз представляет собой вероятностную оценку будущих результатов и путей развития системы образования. В процессе разработки прогнозов развития системы образования используются следующие методические принципы: системность, оптимальность, аналогия, комплексность и системно-функциональный анализ и т. д.

Государственное регулирование системы образования обусловлено сочетанием прогнозирования, стратегического и индикативного планирования, программирование, научного, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения.

Прогнозирование определяет возможные пути развития системы образования под влиянием внешних и внутренних факторов, оценивает направление в его развитии. Необходимо отметить, что долгосрочное прогнозирование должно занимать ведущее место в системе государственного регулирования системы образования. Это объясняется рядом факторов: необходимостью достаточного горизонта видения правильностью выбранного стратегического решения и т.п.

Современная наука выделяет три направления методологии прогнозирования динамики системы образования: линейно-экстраполяционная методология, позволяющая выявить достаточно длительный период тенденций развития; методология Форсайт, основанная на коллективной экспертной оценке и методологии, на циклично-генетических закономерностей развития.

В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений. Долгосрочное прогнозирование развития образования должно осуществляться на началах партнерства государства, науки и образования. Эффективность развития системы образования определяется прежде всего научно-образовательным потенциалом регионов, отраслей.

Из вышеизложенного следует, что в предвидении и прогнозировании взаимосвязаны и обусловлены объективное и субъективное отражение и творчество, достоверное и вероятное знания. В современном меняющемся мире прогнозированию и предвидению принадлежит особая роль как методам, при помощи которых происходит глубокое понимание социальной реальности и предвидение тенденций экономического, социального, политического и духовного развития и усовершенствования всех общественных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бестужев-Лада, И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. - М., 2001.- 624с.

2. Дараган, Н.Д. О креативности сознания // Вестник Таганрог.гос. пед. ин-та. Гуманитарные науки. - Таганрог: Изд-во Таганрог.гос. пед. ин - та, 2011. № 2. - С. 196 - 202.

3. Кваша, А. Что такое демография Изд-во: "Москва-мысль" - 2003. - 185 с.

4. Рузавин ,Г.И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 287 с.

5. Сафронова, В. М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе. - М.: 2002. - 120с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.