«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЬ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
Per. Эл № ФС77-27659 от 26 марта 2007 г. Ml (2009) Выпуск 10
УДК 159.9
ISSN 2070-4738
772070 47900
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Н.Д. Султанова - кандидат психологических наук, доцент И. А. Латыпова - кандидат педагогических наук, преподаватель
LIFE MEANING ORIENTATION OF GRADUATING STUDENTS OF PHYSICAL HIGHER EDUCATION SCHOOL
N.D. Sultanova - PhD., associate professor I.A. Latypova - PhD., teacher Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism Naberezhnye Chelny
e-mail: nds1959@yandex. ru
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, студенты-выпускники, смысл жизни.
Аннотация. В статье рассмотрены смысложизненные ориентации студентов-выпускников физкультурного вуза. Нами проведено исследование среди студентов-выпускников Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма посредством опросника «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев). В ходе проведенного исследования были получены показатели уровня сформированности смысложизненных ориентаций. Составлена кольцевая диаграмма восьми классов студентов-выпускников с различным актуальным смысловым состоянием.
Исследование показало, что двадцать процентов испытуемых относятся к осмысленно-продуктивному классу, т. е. каждый пятый студент-выпускник имеет возможность пойти по возвышенной смысложизненной программе, полноценному развитию личности в зрелом возрасте. Человек, имеющий цель, никогда не попадет в асоциальные деструктивные группы, не попадет в сети наркомании и алкоголизма.
Key words: life way model, factor of age, determinant, chronological age.
The summary. Our research is carried out with the graduating students of Kama State Academy of Physical Education, Sport and Tourism using the inquiry "Life meaning orientation". In the course of research we received the index of the level of life meaning orientation development. The annular diagram of 8 classes of graduating students with different actual semantic state was made up. The research showed that the probationary are related to meaningful productive class. They will be mentally developed who won't get in destructive groups, into a net of alcoholism and drug addiction.
Особое место в вузе должна занять стратегия на раскрытие смысла жизни студентов в процессе обучения. При этом под смыслом жизни понимается «особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, свои этапы становления, которое, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека» [8, 9]. Смысл жизни динамичен и продолжает свое развитие и в юношеском, зрелом возрасте. На смысл жизни студентов оказывает существенное влияние условия жизни, окружающая среда.
Традиционно смысл жизни характеризуют как наиболее значимую для человека цель, самую главную идею, существенно обуславливающую его жизнедеятельность, его поведение, особенно в трудных ситуациях, на переломах жизненного пути [6]. Исследования показывают, что основная цель современных людей, хоть и очень значимая по своему содержанию, замкнулась в самой себе и стала изолированной от общественно ценных устремлений и оказалась связанной с материальным обеспечением, получением денег, покупкой жилья и т.п. По нашему мнению, такой смысл жизни не может стать позитивным фактором в становлении личности в юношеском возрасте. Как показывает практика, наибольшую ценность в самоосуществлении, получении удовлетворения от жизни имеют ценности высшего порядка, связанные в целом с миром, человечеством, обществом, с благополучием других.
Смысл жизни как психологический феномен включает в себя определенную иерархию «больших» и «малых» смыслов (В.Э. Чудновского). Здесь все зависит не только от содержания главного смысла, но и от характера его соотношения с другими «малыми» жизненными смыслами. Если меняется структурная иерархия, изменяется и содержательная сторона смысла жизни. Таким образом, структура смысла жизни есть динамическая иерархия, в которой время от времени происходят подвижки (В.Э. Чудновского). Оглядываясь назад, можно заметить развитие, изменение смысла жизни и его структуры. Этой способностью к динамике можно управлять в процессе обучения в высшем учебном заведении и направлять смыслы жизни на акмеологические ориентиры, на возможности стать профессионалом, добиться высот в профессиональной деятельности.
Как отмечают психологи, если у человека есть цель, тогда не смогут его захватить в ловушки асоциальные деструктивные группы, он не попадет в сети наркомании и алкоголизма.
Жизнь не всегда предоставляет возможность для сиюминутного удовлетворения потребностей на уровне организма, природного и социального, нравственного субъекта. В процессе обучения иногда замедляются процессы достижения значимых жизненных целей, но главный смысл жизни не изменяется с возникновением новой ситуации. Он сжимается, разбивается на «малые дистанции», может быть отложен в сторону на некоторое время, но он сохраняется и
исподволь оказывает воздействие на юношей. Специфика проблем обучения, появление новых текущих задач вносят существенные коррективы в перспективные цели, акмеологическую программу студентов, уточняют их смысл жизни. Так как особое влияние на человека оказывает социальное окружение, у студентов начинает проявляться активность, направленная на поиск той социальной сети, которая значима для него как индивида, личности, субъекта деятельности. Выделяя этнопсихологические, культурные различия в среде студентов, в процессе обучения в их сознании идет переосмысление и освоение не только знаний, но и культурных норм, обычаев, нравов, традиций. Все это, в свою очередь, расширяя диапазон для развития, отодвигает или на новом уровне корректирует многие смыслообразующие ориентации.
Как известно, смысл жизни во многом обнаруживает зависимость от индивидуально-типологических свойств людей, возрастных, половых особенностей, от уровня образования и профессиональных интересов. Судьбы студентов, в которых как в калейдоскопе событий отражаются многие стороны учебного процесса, показывают разные оттенки и качество смыслов жизни в ситуации обучения, перехода из курса к курсу. Учебный, тренировочный, соревновательный процесс, для некоторых поиск работы, сдача экзамена и многое другое вносят свои коррективы и уточнения в малые смыслы жизни. Вместе с этим социальная ситуация развития наряду с различиями содержит в большей степени то общее, что присуще многим юношам, обучающимся в физкультурном вузе. Именно этот аспект учитывался нами при организации и проведении тестирования.
Формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств (А.Н. Леонтьев). При последовательном течении жизни человек не всегда может почувствовать сдвиги, замечая лишь отдельные изменения на жизненном пути. Однако взгляд на значимость жизни на этапе завершения учебного заведения, с временного отдаления позволяет дать реальную оценку прошедшей жизни. Как показало тестирование, обучение в вузе для большинства студентов выступает как судьбоносное событие, изменившее ход предыдущего и последующего психического развития. Практически все опрошенные нами респонденты отметили существенное влияние обучения на их жизненный сценарий. В связи с этим обучение ставит юношей в такую позицию, когда они становятся творцами своей жизни, а не остаются пассивными объектами в руках судьбы.
Исследование с помощью опросника «Смысложизненные ориентации». С целью изучения смысложизненных ориентаций у студентов-выпускников нами было проведено исследование с помощью опросника «СЖО» [7]. Отметим, что под смысложизненными ориентациями понимают разновидность направленности людей в определении своего положения,
которые формируются при условии социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах и прочих проявлениях личности.
По мнению Д. А. Леонтьева [4, 5], жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком. То, что придает жизни смысл, может лежать в будущем (цели), в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни) и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Им же предложена методика, позволяющая измерить смысложизненные ориентации. Тест содержит пять измерительных шкал:
1) «цели в жизни» — характеризует наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем;
2) «процесс жизни, интерес к нему и эмоциональная насыщенность жизни» — показывает, насколько испытуемый воспринимает сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом;
3) «результативность жизни» - отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмыслена была прожитая ее часть;
4) «локус контроля Я» - говорит о том, обладает ли личность достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями;
5) «управляемость жизнью» - показывает, насколько человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения.
Исследование было проведено в Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма г. Набережные Челны на пятом курсе дневного отделения в октябре-ноябре 2008 г. В исследовании участвовали 87 студентов-выпускников.
В ходе проведения исследования по данной методике нами были получены показатели уровня сформированности смысложизненных ориентаций классов испытуемых с различными актуальными смысловыми состояниями (см. табл. 1).
Таблица 1.
Классы студентов-выпускников с различными актуальными смысловыми состояниями и их
численность (% от выборки)
Класс испытуемых Осмысленность прошлого (результативность жизни) Осмысленность настоящего (удовлетворенность процессом) Осмысленность будущего (наличие целей) % от выборки
1 низкая низкая низкая 21
2 высокая низкая низкая 13
3 низкая высокая низкая 10,5
4 высокая высокая низкая 25
5 низкая низкая высокая 4
6 высокая низкая высокая 1,3
7 низкая высокая высокая 5,2
8 высокая высокая высокая 20
В таблице 1 жирным шрифтом выделены высокие значения, которые в рангах могут быть представлены следующим образом: 1 ранговое место - четвертый класс, 2 - первый класс, 3 -восьмой классы. Эти же данные отражены и в круговой диаграмме (см. рис. 1).
Каждому классу дано название, отражающее его особенности: первый класс испытуемых назван нами - безинициативно-обреченный, второй - инертно-пессимистичный, третий -ситуативно-обыденный (гедонист), четвертый - поверхностно-приспособляемый, пятый -иллюзорно-нереалистический (прожектер); шестой - демонстративно-аффективный; седьмой -рационально-приземленный; восьмой - осмысленно-продуктивный.
□ Безынициативно-обреченный
□ Инертно-пессимистичный
□ Ситуативно-обыденный (гедонист)
□ Поверхностно-приспособляемый
□ Иллюзорно-нереалистический (прожектер)
□ Демонстративно-аффективный
□ Рационально-приземленный
□ Смысленно-продуктивный
Рис. 5.1. Кольцевая диаграмма классов студентов-выпускников с различными актуальными смысловыми состояниями и их численность (% от выборки)
Рассмотрим характеристики классов испытуемых в ранговом порядке. Классы отражают основные смысложизненные ориентиры студентов-выпускников.
Испытуемые четвертого, поверхностно-приспособляемого класса (25 %) проявляют выраженную осмысленность прошлого и настоящего, но низкую осмысленность будущего. Данный класс характеризует студентов, живущих сегодняшним и вчерашним днем. Можно сказать, что система личностных смыслов в данном случае направлена на то, чтобы жить и выжить. Низкая осмысленность целей в жизни ориентирует систему личностных смыслов на адаптационные формы взаимодействия с объективной реальностью, которые могут проявляться в завышенной самооценке и высоком уровне притязаний и одновременно в потребности быть причастным к интересам той или иной группы, в желании быть оптимистом, ярко показывать эмоциональные проявления при некоторой поверхности переживаний и безалаберности. Не всегда находя пути для решения различного рода проблем, они стремятся отрицать их, рационализировать и вытеснять явления, вызывающие тревогу. В плане акмеологического развития испытуемые данного класса будут уходить от активной, творческой позиции, использовать способы психологической защиты, не отдавать отчет за свои действия и поступки и за жизнь в целом.
Обращает на себя внимание большое количество студентов, относящихся к первому, безинициативно-обреченному, классу (21 %). Внешние и внутренние условия оказывают существенное влияние на смысложизненные ориентации студентов, родившихся и воспитывавшихся в сложный для страны период. Это положение отрицательно воздействует на личностные смыслы и временные перспективы студентов-выпускников. Они теряются в осмыслении значения прошлого, не чувствуют уверенности в будущем и испытывают трудности в регуляции жизненной программой в настоящем. Такого рода состояние приводит к отказу от достижения значимых целей перед окончанием высшего учебного заведения, препятствует в реализации намерений, снижает настроение.
20 % испытуемых относятся к осмысленно-продуктивному классу, то есть каждый пятый студент-выпускник имеет возможность пойти по продуктивной, возвышенной смысложизненной программе, полноценному развитию личности в зрелом возрасте. Для них обучение в вузе характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный. Будущее воспринимается ими как достижение возможности осуществить задуманное, достичь значимой цели, самореализоваться и самоактуализироваться. Отметим, что студенты данного класса обладают важными личностными качествами: высокой межличностной чувствительностью, коммуникабельностью, гибкостью поведения, любознательностью.
Изученные нами смысложизненные ориентации студентов-выпускников позволили сделать следующие выводы:
1. Студенты-выпускники в целом имеют возможность для достижения вершин в профессиональной деятельности после окончания вуза.
2. Для некоторых из них необходима психологическая поддержка в период получения высшего образования. Низкие значения по смысложизненным ориентациям показывают ошибки в выборе профессии или воздействие внешних и внутренних препятствий, которые оказывают существенное влияние на психическое и личностное развитие в юношеском возрасте в процессе обучения в вузе.
3. Низкие значения были получены по четырем первым классам, которые характеризуются низкими значениями по осмысленности будущего, наличию целей. Таким образом, можно сказать, что значительная часть выпускников не видят жизненных перспектив, проявляет неверие в свои силы. Одной из личностных характеристик этих студентов является неспособность к субъект-субъектному общению.
Список литературы
1. Братусь, Б.С. Смысловая сфера личности / Б.С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. - СПб: Питер, 2000. - С. 130-139.
2. Деркач, А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. - М., 1999. - 392 с.
3. Кузнецова, З.М. Модель формирования имиджа будущего специалиста в контексте здоровья / З.М. Кузнецова, М.Н. Савосина, Н.А. Храмова [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2006. - № 1. - Режим доступа: http://www.kamgifk.ru/iournal.thm.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд. полит. литературы. - 1975. - 304 с.
5. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. Природа, структура, динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М., 1999. - 486 с.
6. Современные проблемы смысла жизни и акме: материалы VI-VII симпозиумов ПИ РАО / под ред. А. А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. - Самара: Издательство «НТЦ», 2002. - 422 с.
7. Султанова, Н.Д. Психология вынужденных переселенцев: психологический практикум для работы с вынужденными переселенцами / Н.Д. Султанова, Е.С. Унтила. - Набережные Челны: КамГИФК, 2007. - 104 с.
Bibliography:
1. Bratus, B.S. The Semantic sphere to personalities / B.S. Bratus // Psychology to personalities in works domestic psychologist / L.V. Kulikov. - SPb: Piter, 2000. - P. 130-139.
2. Derkach, A.A. Methodology-applied bases acmeology studies / A.A. Derkach. - M., 1999. - 392 p.
3. Kuznetsova, Z.M. The Model of the shaping imidge future specialist in context of health / Z.M. Kuznecova, M.N. Savosina, N.A. Hramova [electronic resource] // Pedagogic-psychological and physical-biological problems of the physical culture and sports. - 2006. - № 1. - Mode of the access: http://www.kamgifk.ru/journal.thm.
4. Leontiev, A.N. Activity. The Consciousness. The Personality / A.N. Leontiev. - M.: Izd. polit. literatury. - 1975. - 304 p.
5. Leontiev, D.A. The Psychology of the sense. The Nature, structure, track record to semantic reality / D.A. Leontiev. - M., 1999. - 486 p.
6. The Modern problems of the sense to lifes and акме: material VI-VII symposium PI PARADISE / under red. A.A. Bodalev, V.E. Chudnovskij, N.L. Karpov, G.A. Vayzer. - Samara: Publishers "NTC", 2002. - 422 p.
7. Sultanova, N.D. The Psychology compelled migrant: psychological practical work for work with compelled migrant / N.D. Sultanova, E.S. Untila. - Naberezhnye Chelny: KamGIFK, 2007. - 104 p.