срезы
Рис. 3. Динамика развития умения работать со словарем (n=26)
Установив в ЭГ положительную динамику развития и эффективности умения использовать в учебной деятельности словарь-минимум, выявив в этой группе большой показатель запоминания ТК (терминов-концептов), а также обнаружив значительный прирост положительного отношения студентов к исследуемой деятельности, можно констатировать, что концептно отобранный и когнитивно организованный словарь-минимум адекватен и эффективен в учебном процессе.
Таким образом, итоги и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили насущную
необходимость внедрения в процесс овладения иноязычным профессионально-значимым общением созданной версии учебного словаря-минимума узкоспециальных авиационных терминов и доказали, что использование специально смоделированного учебного словаря-минимума определяет не только успешность и эффективность формирования у студентов нелингвистического вуза профессионального видения мира, но и оказывает положительное влияние на становление и совершенствование его профессиональной компетентности.
Статья поступила 02.09.2015 г.
Библиографический список
1. Позднякова С.Ю. Учебный словарь-минимум узкоспециальных авиационных терминов: технология отбора // Вестник ИрГТУ. 2014. № 8 (91). С. 262-267.
2. Позднякова С.Ю., Плисенко А.А., Блем И.В]. Роль терминов в общей системе содержания обучения лексической стороне профессионально ориентированной иноязычной речи // Вестник ИрГТУ. 2012. № 5 (64). С. 346-351.
3. Позднякова С.Ю. Учебный словарь-минимум узкоспециальных авиационных терминов: технология организации // Вестник ИрГТУ. 2015. № 7 (102). С. 226-233.
4. Позднякова С.Ю., Мокрова Н.И. Когнитивно-методические основы создания учебного словаря-минимума узкоспециальных технических терминов // Вестник ИрГТУ. 2012. № 2 (61). С. 254-260.
УДК 159 072. 432
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
_ Л о
© А.А. Смольянинова1, Л.А. Ларионова2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены представления о профессиональных ценностях студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Представлены результаты эмпирического исследования. Дан сравнительный анализ представлений профессиональных ценностей у студентов-бакалавров, обучающихся по специальности «Психология» в ИРНИТУ. Описываются особенности представлений о профессиональных ценностях у студентов четырех курсов. Ключевые слова: ценность; смысложизненные ориентации; ценностные ориентации; профессиональные ценности студента.
1Смольянинова Анастасия Александровна, стажер-консультант Студенческого центра психологической помощи, тел.: 89526151420, e-mail: [email protected]
Smolianinova Anastasia, Trainee-consultant of the Student Psychological Care Center, tеl.: 89526151420, e-mail: [email protected]
2Ларионова Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры психологии, тел.: 89148924163, e-mail: [email protected] Larionova Larisa, Senior Lecturer of the Department of Psychology, tal.: 89148924163, e-mail: [email protected]
PSYCHOLOGY STUDENTS' IDEAS ON PROFESSIONAL VALUES A.A. Smolianinova, L.A. Larionova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The Psychology students' ideas on professional values in the process of studying at the University are considered. Having introduced the results of an empirical research the authors carry out a comparative analysis of the ideas on professional values of the undergraduate students being trained on the specialty "Psychology" at Irkutsk national research university. The specific features of the ideas about professional values of the students of four courses are described. Keywords: value; life purpose orientations; value orientations; student's professional values.
Для наиболее эффективного совершенствования работы современного высшего учебного заведения необходимо тщательное изучение вопросов личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного освоения профессии осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные приемы и способы деятельности, поведения и общения.
Проблема формирования профессиональных ценностей особенно актуальна в профессии психолога, так как от уровня профессионализма психолога зависит психологическое благополучие других людей и его собственное. Данные факты свидетельствуют о необходимости исследовать различные аспекты личности психолога для повышения качества подготовки молодого специалиста. Мы предположили, что существует положительная динамика изменения профессиональных ценностей студентов-психологов. Целью эмпирического исследования, проведенного в ИРНИ-ТУ, - выявление и описание представления студентов-психологов о профессиональных ценностях. В исследовании приняли участие студенты-психологи разных курсов (всего 31 чел.).
Наиболее значимым для профессиональной деятельности психолога, по нашему мнению, является восприятие субъектом основной цели своей профессии как ценности. Смысложизненные и ценностные ориентации, признаваемые человеком в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, отражаются в его сознании и составляют основу профессиональных ценностей [2].
Смысложизненные ориентиры направленности личности - это цели, идеалы, убеждения, на которых формируются профессиональные ценности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в деятельности человека и актуализируются в формировании профессиональных ценностей.
Ценности, ценностные ориентации и профессиональные ценности обеспечивают целостность профессионального мировоззрения, его устойчивость.
В период обучения в вузе смысложизненные ориентации студентов тесно связаны с проблемой профессиональной направленности и самоопределения и зависят от особенностей социальной ситуации развития, от личностной зрелости.
В современной науке понятие ценностных ори-
ентаций соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой - с мотивационными ориентациями личности.
Профессиональные ценности - это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определены знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости [1, с. 52].
Профессиональные ценности являются фактором, способствующим развитию профессиональной направленности личности, мобилизации для организации своего поведения и деятельности в соответствии с содержанием профессионального долга.
Для каждой профессии важны определенные профессиональные ценности. Профессиональными ценностями психолога являются аутентичность, самопознание, безоценночность, эмпатия, толерантность, а также сформированность профессионального мышления и позитивного восприятия своей профессии [2].
Нами были использованы следующие методики:
- для исследования смысложизненной направленности личности - методика смысложизненных ори-ентаций (СЖО);
- для исследования ценностных ориентаций студентов - методика «Ценностные ориентации» М. Ро-кича;
- для выявления образа психолога в представлении студентов была разработана методика «Мое письмо о профессии» как вариант методики «Незаконченные предложения» и проведена методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».
В начале исследования была проведена методика СЖО, результаты (показатели в баллах) представлены в табл. 1.
По субтесту «Цели в жизни» среднегрупповой показатель в выборке студентов составил 32,3 балла. Эти показатели соответствуют нормативным, то есть мы можем сделать вывод о том, что в целом для испытуемых характерно наличие целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
По субтесту «Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни» среднегрупповой показатель составил 29,9 баллов, что характеризует восприятие испытуемыми самого процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом.
Таблица 1
Показатели, полученные по методике смысложизненных ориентаций_
Курс Шкалы
Цели Процесс Результат Локус контроля «Я» Локус контроля «Жизнь» Осмысленность жизни
Первый 33,0 31,2 24,8 21,4 29,0 104,4
Второй 32,0 29,3 25,2 22,7 32,2 104,3
Третий 30,5 27,8 24,7 21,2 30,5 100,3
Четвертый 33,7 31,1 27,6 22,0 33,3 106,1
Среднее значение 32,3 29,9 25,6 21,8 31,2 103,8
По субтесту «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» среднегрупповой показатель в выборке составил 25,6 балла, что соответствует нормативным показателям по данному субтесту. Это свидетельствует о том, что в целом для испытуемых характерно оценивание прожитого отрезка жизни как результативного и осмысленного.
По субтесту «Локус контроля - Я» или «Я - хозяин жизни» среднегрупповой показатель составил 21,8 балла, что соответствует нормативным показателям по данному субтесту. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в целом для испытуемых характерно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
По субтесту «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» среднегрупповой показатель равен 31,2 балла, что соответствует нормативным показателям по данному субтесту. То есть в целом для испытуемых характерно убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
По шкале «Общая осмысленность жизни» среднегрупповой показатель в выборке студентов составил 103,8 балла, что соответствует нормативным показателям по данному субтесту.
Уровни выраженности показателей представлены в табл. 2.
На основании данных, представленных в табл. 2, можно описать особенности смысложизненных ориентаций студентов кафедры психологии.
По субтесту «Цели в жизни» были выявлены следующие показатели. Высокий уровень осмысленности целей был выявлен у 8-ми испытуемых, средний - у 20-ти, низкий - у 3-х испытуемых. Это свидетельствует о том, что для студентов-психологов характерно наличие целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
По субтесту «Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни» высокий уровень показателей был выявлен у 2-х испытуемых из данной выборки, средний - у 27-ми, низкий - у 2-х испытуемых. Это свидетельствует о том, что для студентов кафедры психологии характерно восприятие собственной жизни как представляющей интерес, эмоционально насыщенной, имеющей смысл.
По субтесту «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» у студентов были выявлены следующие показатели: низкий уровень - у 1-го испытуемого, средний - у 25-ти, высокий - у 5-ти испытуемых. Это свидетельствует о том, что для опрошенных студентов в целом характерна позитивная оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, что ее прожитая часть была продуктивна и осмысленна, хотя удовлетворенность самореализацией средняя.
По субтесту «Локус контроля - Я» или «Я - хозяин жизни» у студентов-психологов были выявлены следующие показатели: высокий уровень - у 12-ти испытуемых, средний - у 19-ти, низкий уровень не был выявлен. Это свидетельствует о том, что для студентов кафедры психологии характерен внутренний локус контроля, то есть тенденция принимать ответственность за происходящее в жизни, считать себя причиной происходящего и действовать, исходя из этого представления. Также для них характерно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
По субтесту «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» у студентов кафедры психологии были выявлены следующие показатели: низкий уровень - у 2-х испытуемых, средний - у 20-ти, высокий -у 9-ти. Это свидетельствует о том, что в целом для студентов факультета психологии характерна мировоззренческая установка на возможность быть хозяи-
Таблица 2
Уровень выраженности показателей по методике СЖО (чел. по всем курсам обучения)
Показатели СЖО Уровень выраженности
высокий средний низкий
Цель 8 20 3
Процесс 2 27 2
Результат 5 25 1
Локус контроля «Я» 12 19 0
Локус контроля «Жизнь» 9 20 2
Осмысленность жизни 10 19 2
ном собственной жизни, вера в свои силы и возможности, однако при этом наблюдается адекватная оценка собственных возможностей, что и обуславливает преобладание в группе нормативных показателей по данному субтесту.
По показателю «Общая осмысленность жизни» были выявлены следующие результаты: высокий уровень - у 10-ти испытуемых из данной выборки, средний - у 19-ти, низкий - у 2-х испытуемых. Это свидетельствует о том, что для студентов-психологов характерна высокая осмысленность собственной жизни, своего места и роли в ней, переживание жизни как имеющей смысл.
Анализ данных методики СЖО позволяет утверждать, что для студентов-психологов характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; им свойственно воспринимать свою жизнь как представляющую интерес; для них характерно наличие представлений о себе как о сильной личности и позитивная оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, что ее прожитая часть была продуктивна и осмысленна в сочетании со средней удовлетворенностью самореализацией, а также мировоззренческая установка на возможность быть хозяином собственной жизни, вера в свои силы и возможности, при этом наблюдается адекватная оценка собственных возможностей и высокая осмысленность жизни.
С целью изучения динамики смысложизненных ориентаций личности студентов в процессе обучения в вузе сравнивались среднегрупповые показатели методики СЖО студентов кафедры психологии 1 -го, 2-го, 3-го и 4-го (последнего) курсов обучения. Исследуемые параметры не имеют значимых различий.
На следующем этапе исследования стояла задача изучить содержание ценностных ориентаций студентов-психологов. Для этого была использована методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании ценностей.
Убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, являются терминальными. Убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации, есть убеждения инструментальные.
Анализируя полученные данные, представляющие предпочитаемые терминальные ценности, можно сделать вывод о том, что существуют различия в иерархии ценностных ориентаций: для первокурсников и студентов 3-го курса первостепенным является «любовь», для второкурсников - «уверенность в себе», для четверокурсников - «развитие». Отметим, что именно ценность «развитие» является профессионально важной для психолога.
Общим для студентов разных курсов обучения является то, что ценности «любовь» они отвели ранг не ниже второго. Мы можем предположить, что полученные результаты связаны, прежде всего, с возрастом испытуемых, ведь период юности характеризуется тем, что становится актуальным поиск спутника жизни
и возникает чувство интимности с определенными людьми.
Таким образом, у студентов-психологов всех курсов обучения наивысший ранг значимости имеют любовь, уверенность в себе, здоровье, счастливая семейная жизнь. Такие ценности, как творчество, искусство, красота природы и развлечения занимают в их иерархии последние места. Примечательно, что на самом последнем месте из всех ценностей для будущих психологов оказалось «счастье других» (только у троих студентов эта ценность попала в первую десятку значимых). В то же время данная ценность, как и «творчество», является профессионально значимой для будущего психолога. Такое ранжирование свидетельствует о неготовности испытуемых в будущем работать по выбранной специальности.
В иерархии инструментальных ценностей так же, как и терминальных, существуют различия в отведении ценностей студентами-психологами к различным рангам. Групповая иерархия инструментальных ценностей характеризуется большей ориентацией на воспитанность, жизнерадостность, образованность и ответственность при низкой значимости таких ценностей, как исполнительность, терпимость, высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других.
Наивысшей ценностью для первокурсников является «образованность», для студентов 2-го курса -«честность», 3-го курса - «воспитанность», а для студентов завершающего курса - «жизнерадостность». А наименее ценными для студентов-первокурсников являются высокие запросы, студенты 2-го, 3-го и 4-го курсов на последнее место в иерархии инструментальных ценностей ставят ценность «непримиримость к недостаткам в себе и других», что можно отметить как формирующуюся толерантность.
У нескольких ценностей была выявлена отрицательная динамика. «Ответственность» из значимой ценности, занимающей 3-й ранг у студентов 1-го курса, становится менее значимой у студентов 2-го курса, которые отвели ей 4-е место в иерархии. Далее она опускается на 7-е место у студентов-третьекурсников и замыкает десятку инструментальных ценностей у студентов 4-го курса. «Чуткость (заботливость)» входит в первую десятку ценностей студентов-первокурсников, имея 9-й ранг, наименее значимой становится для студентов 2-го курса (10-й ранг). А у студентов 3-го курса она опускается на 11-ю строку в иерархии, студенты завершающего курса обучения отвели ей 17-е место. Возможно, данная потеря значимости профессиональных ценностей психолога связана с тем, что в ходе обучения снижается мотивация обретения данной профессии и возрастает мотивация получения диплома как результата обучения в вузе.
Инструментальные ценности являются своеобразными средствами достижения терминальных, поэтому можно выявить некоторые взаимосвязи. Например, обрести такую важную для первокурсников ценность, как любовь, можно путем достижения образованности, независимости, жизнерадостности и чувства ответственности. А пренебрежение терпимостью и самоконтролем влечет за собой отсутствие ценности
«счастье других».
Студентам-психологам 2-го курса достичь уверенности в себе помогают честность, воспитанность и ответственность. Отсутствие ценности «общественное призвание» сказывается на низкой значимости исполнительности и эффективности в делах.
По мнению студентов 3-го курса, для того чтобы обрести любовь и счастливую семейную жизнь, необходимо быть воспитанным, жизнерадостным и отказаться от высоких запросов, нетерпимости к недостаткам других.
Студентам-психологам 4-го года обучения твердая воля, независимость и рационализм помогают в развитии. Отсутствие ценностей «наличие хороших и верных друзей» и «счастье других» влечет за собой сниженный самоконтроль, недостаточную чуткость по отношению к другим и желание сохранить независимость.
На следующем этапе эмпирического исследования для выявления образа психолога в представлении испытуемых была применена методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и разработана методика «Мое письмо о профессии» как вариант методики «Незаконченные предложения». По классификации личностных типов данной методики профессия психолога относится к интуитивному типу.
Интересным представляется сравнительный анализ образа психолога у студентов разных курсов. Анализ результатов исследования по методике «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» показал, что ни у кого из опрошенных образ психолога не ассоциируется с типом личности «руководитель». Людей этого типа характеризует склонность к руководящей и организаторской деятельности. Они ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития, хорошо адаптируются в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
Образ психолога также не нашел отражения в сознании испытуемых как принадлежность к типу «нечувствительный к переживаниям других».
Проанализировав средние показатели по всем шкалам, можно сделать вывод о том, что у студентов-психологов образ психолога ассоциируется с типом личности «тревожно-мнительный», который характеризуется одаренностью и разнообразием способностей. Люди этого типа отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе, нуждаются в мягком подбадривании. На наш взгляд, этот результат не случаен: во-первых, до сих пор в сознании людей сохранился стереотип о том, что психолог - это человек, который выбрал данную профессию исключительно для того, чтобы разобраться в себе и решить свои проблемы; во-вторых, велика вероятность того, что студенты до конца не определились с тем, свяжут ли они свою дальнейшую судьбу с выбранной специальностью. Это предположение подкрепляется пренебрежением студентов-психологов ценностью «счастье
других» и отсутствием у них таких профессиональных ценностей, как терпимость, чуткость, эффективность в делах.
У студентов-первокурсников не обнаружено четкой тенденции к отнесению образа психолога к одному из личностных типов. Однако двое испытуемых отнесли этот образ к эмотивному типу, который характеризует личность как обладающую повышенным сопереживанием по отношению к другим людям. Эта личность может быть надолго выбитой из колеи и быть потрясенной жестокостью событий, боли и заботы других людей находят у нее участие, сопереживание и сочувствие, на которое человек тратит много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация его собственных способностей. Если сравнить представляемый образ психолога с результатами диагностики ценностей первокурсников, становятся очевидными расхождения: студенты отвергают ценности «счастье других» и «терпимость», что свидетельствует об отсутствии у будущих специалистов эмпатии как необходимой профессиональной ценности.
Студенты 2-го курса также не проявили единства в представлениях об образе психолога, хотя двое студентов отнесли его к типу «ответственный исполнитель». Данный тип людей более ориентирован на высокий профессионализм («умение делать дело»), обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, то есть характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Данные представления идут вразрез с реальными ценностями второкурсников: им не важны общественное признание, исполнительность и эффективность в делах.
Большинство студентов 3-го курса отнесли образ психолога к тревожно-мнительному типу. Данные представления может подтвердить ориентированность студентов на самих себя. Счастью других они предпочитают любовь, счастливую семейную и материально обеспеченную жизнь. Однако четверо студентов из этой группы образа психолога ассоциируется с интуитивным типом личности. Люди этого типа альтруистичны, часто проявляют заботу о других, имеют высокую чувствительность нервной системы, а также обладают хорошими сенсорными навыками и образным воображением. Эти люди обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, то есть предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы. Данный интуитивный тип в большей мере соответствует требованиям, которые предъявляются к профессии психолога. Сопоставляя образ психолога третьекурсников с их ценностными ориентациями, можно заметить, что им не присущ альтруизм из-за отвержения ценности «счастье других». Также отсутствует потребность в творчестве, а оно является профессионально важной ценностью психолога. Однако стоит отметить, что образ психолога близок будущим специалистам в отношении ценностей «честность», «образованность», «толерантность по отношению к
недостаткам других».
У студентов 4-го курса образ психолога в одинаковой мере ассоциируется как с личностью тревожно-мнительного типа, что подтверждается отсутствием у студентов таких профессионально важных ценностей, как чуткость, аккуратность и счастье других, так и с личностью ученого типа. Люди-«ученые» легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Кроме того, зачастую обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение. Данные представления подтверждаются ориентированностью студентов-выпускников на достижение рационализма и независимости мышления.
Для выявления профессиональных качеств, умений и ценностей, которыми должен обладать психолог (по мнению студентов), была составлена и проведена методика «Мое письмо о профессии».
Анализ полученных данных показал, что, по мнению студентов-психологов всех курсов обучения, психолог должен обладать такими профессиональными качествами как: альтруизм («счастье других»), чувство ответственности, дружелюбие, чуткость и толерантность. Данные представления о профессиональных ценностях психолога полностью совпадают с теми ценностями, которыми должен обладать успешный специалист.
Отличительной особенностью мнений студентов-первокурсников является отнесение к группе профессиональных качеств таких понятий, как жизнерадостность, сдержанность, самоконтроль, ответственность и жалость. Однако жалость не является профессиональной ценностью психолога. Это искаженное представление о профессиональных качествах психолога является, скорее всего, результатом одного их стереотипов о деятельности психолога, которые существуют в обществе из-за недостатка осведомленности.
Студенты 2-го курса приоритетными терминальными ценностями определили «уверенность в себе», «любовь», «счастливую семейную жизнь» и «свободу». Наименее значимой для них является ценность «счастье других». Наивысшей инструментальной ценностью для второкурсников является честность, также важны воспитанность, ответственность, твердая воля. Наименьшую значимость представляют ценности «эффективность в делах», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «высокие запросы». Они выделяют такие профессиональные ценности, как честность и ответственность.
По мнению студентов 3-го курса, для того чтобы обрести любовь и счастливую семейную жизнь, необходимо быть воспитанным, жизнерадостным, терпимым к недостаткам других и отказаться от высоких запросов. Большинство студентов 3-го курса отнесли образ психолога к тревожно-мнительному типу. Данные представления может подтвердить ориентированность студентов на самих себя. Они предпочитают любовь, счастливую семейную и материально обеспеченную жизнь счастью других. У них выявлены следу-
ющие профессиональные ценности: жизнерадостность, честность и толерантность к недостаткам других.
Для четверокурсников «развитие» является самой важной терминальной ценностью, а «жизнерадостность» - инструментальной. «Непримиримость к недостаткам в себе и других», «творчество», «наличие верных друзей» являются отвергаемыми ценностями. Образ психолога в одинаковой мере ассоциируется у них с личностью тревожно-мнительного типа и с личностью «ученого» типа. У них выявлены следующие профессиональные ценности: развитие, жизнерадостность, чувство ответственности, толерантность к недостаткам других и собственным (характеризует студентов как обладающих терпимостью). Также следует отметить наличие рационализма. Несформированны-ми являются ценности «счастье других», «чуткость», «творчество».
Профессиональные ценности тесно связаны со смысложизненными и ценностными ориентациями личности. Смысложизненные ориентации студентов имеют достаточно сложную динамику нелинейного характера, обусловленную гендерным и учебно-организационным факторами кризиса обучения. Кроме того, смысложизненные ориентации студентов зависят от особенностей социальной ситуации развития, от личностной зрелости. А в период обучения в вузе они тесно связаны с проблемой профессиональной направленности и самоопределения.
В современной науке понятие ценностных ориен-таций соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой - с мотивационными ориентациями личности. С постоянными изменениями в экономической, политической и социальной сферах общества изменяется и ценностная структура населения. Особенно важным в этой ситуации становится выявление и изучение изменений, происходящих с молодежью, поскольку молодежь является своеобразным фильтром, подвергающим оценке сложившийся порядок и установившиеся правила и принимает те из них, которые в большей степени удовлетворяют интересы и потребности современного человека.
Таким образом, в проведенном эмпирическом исследовании были изучены представления будущих психологов о профессиональных ценностях. В ходе анализа результатов исследования было обнаружено, что их представления о своем карьерном росте в будущей профессиональной деятельности характеризуются некоторой несбалансированностью. Общим для студентов-психологов представляется то, что ценности «счастье других» они отвели последние ранги. Данная ценность, как и «творчество», является профессионально важной в профессии психолога. Отведенные им студентами низкие ранги могут свидетельствовать о неготовности молодых людей в будущем работать по выбранной специальности.
Отрицательная динамика была выявлена и в отношении ценностей «чуткость» и «ответственность». Эта потеря значимости профессиональных ценностей
психолога связана с тем, что со временем обучения снижается мотивация обретения данной профессии и возрастает мотивация получения диплома как документа, свидетельствующего факт обучения в вузе.
Обобщая полученные данные, мы можем констатировать, что у студентов-психологов первого курса выявлены следующие профессиональные ценности: жизнерадостность и ответственность. Сформированными профессиональными ценностями студентов-психологов 2-го курса являются честность и ответственность. У студентов 3-го курса выявлены следующие профессиональные ценности: жизнерадостность, честность и толерантность к недостаткам других. У студентов 4-го курса обнаружены следующие профессиональные ценности психолога: стремление к
развитию, жизнерадостность, чувство ответственности, толерантность к недостаткам других и собственным. Также следует отметить наличие рационализма. Несформированными являются ценности «счастье других», «чуткость», «творчество».
Итак, выдвинутая нами гипотеза о том, что в процессе обучения по специальности «Психология» у студентов - будущих психологов, изменяются их представления о профессиональных ценностях (отмечена как положительная, так и отрицательная динамика в отношении некоторых ценностей), нашла свое подтверждение. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы преподавателями вузов для улучшения качества подготовки психологов.
Статья поступила 11.08.2015 г.
Библиографический список
1. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика. М.: Изд- рантские чтения МГЛУ ЕАЛИ - 2015: материалы Всерос. во «Академический Проект», 2004. 192 с. науч.-практ. интернет-конф. [Электронный ресурс]. URL:
2. Ларионова Л.А. Сущностная характеристика понятия http://www.konferencii.ru/info/112316 (15.07.2015). «профессиональные ценности студента-психолога» // Аспи-
УДК 614.2 (571.54/.55)(091)
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (ВЕСНА-ЛЕТО 1918 г.)
© В.А. Шаламов1
Евразийский лингвистический институт Московского государственного лингвистического университета, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.
Освещается тема развития органов здравоохранения на территории Забайкальской области в начале Гражданской войны. На основе обширного фактического материала раскрывается сущность производившихся в 1918 г. реформ в медицинской сфере. Анализируются причинно-следственные связи происходивших перемен. В статье разбираются такие разделы, как управление здравоохранением, функционирование медицинской сети, решение кадровой проблемы, обеспечение медикаментами, борьба с эпидемиями, участие медработников в военных столкновениях.
Ключевые слова: Гражданская война в Забайкалье; здравоохранение; 1918 год в Забайкалье; земство в Забайкалье; последствия Октябрьской революции; история здравоохранения.
HEALTHCARE SERVICE IN THE TRANSBAIKAL REGION IN THE INITIAL PERIOD OF THE CIVIL WAR (SPRING-SUMMER 1918) V.A. Shalamov1
Eurasian Linguistic Institute of Moscow State Linguistic University, 8 Lenin St., Irkutsk, 664025, Russia.
The article deals with the development of public health authorities in the TransBaikal region in the beginning of the Civil war. The essence of medical reforms carried out in 1918 is revealed on the basis of extensive empirical material. The cause-and-effect relations of occurring changes are analyzed. The article discusses such issues as healthcare management, health network operation, solution of personnel problems, availability of medical products, control of epidemics, participation of medical personnel in military actions.
Keywords: Civil War in the TransBaikal region; healthcare service; 1918 in the TransBaikal region; TransBaikal Zemstvo; after-effect of the October revolution; history of healthcare.
Гражданская война - один из крупнейших социально-политических конфликтов, когда-либо потрясавших Россию. Он затронул практически все регионы страны, каждую семью, последствия его чувствуются и
сегодня накануне столетнего юбилея, поскольку не затихают споры о правоте сторон, об оценке тех или иных событий. Сегодня, несмотря на изменение политических реалий, появление новых методологических
1Шаламов Владимир Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных наук, тел.: 89501398079, e-mail: [email protected]
Shalamov Vladimir, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social Sciences, tel.: 89501398079, e-mail: [email protected]