ПСИХОЛОГИЯ
PSYCHOLOGY
УДК 159.9
ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Елена В. Аршинова а; Марина А. Билан а @
а Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ lma_05-80@mail.ru
Поступила в редакцию 28.09.2018. Принята к печати 03.12.2018.
Ключевые слова:
ценностные ориентации, ценностно-смысловые характеристики, профессиональные ценности, студенты вуза, деонтологический профиль
Аннотация: Цель статьи - описать динамику интернализации профессиональных ценностей студентов вуза деонтологического направления подготовки в процессе обучения. В качестве методов исследования использовались: тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, опросник уровня субъективного контроля, тест М. Рокича. Представлены результаты лонгитюдного исследования интернализации профессиональных ценностей будущих специалистов деонтологического профиля на различных этапах обучения в вузе. На выборке из 120 студентов доказаны достоверные различия ценностно-смысловых характеристик, проведен сравнительный анализ ценностно-смысловых ориентаций студентов разной профессиональной направленности обучения. В ходе исследования выявлена динамика качественных изменений ценностно-смысловых ориентаций студентов. Охарактеризованы отличия динамики интернализации профессиональных ценностей у студентов деонтологическо-го профиля, заключающиеся в более интенсивной динамике ценностей профессиональной самореализации, ценностей межличностных отношений, а также наличии альтруистических ценностей и ценностей принятия других. Обосновывается позиция о влиянии организации учебного процесса на структуру ценностно-смысловых ориентаций студентов вуза. Отмечено, что применение практико-ориентированных методов помогает студентам более успешно справиться с кризисом профессионального становления. Полученные результаты могут быть использованы в организации учебно-воспитательного процесса различных учебных заведений, консультировании студентов по проблемам личностного и профессионального становления.
Для цитирования: Аршинова Е. В., Билан М. А. Динамические аспекты интернализации профессиональных ценностей будущих специалистов деонтологического профиля // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 4. С. 106-116. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-106-116
Введение
Значимым институтом развития системы ценностей и смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте становится образовательная и социальная среда вуза. Как отмечают А. Н. Леонтьев и др., период обучения в вузе является важнейшим и сензи-тивным для молодого человека, поскольку в этот период происходит личностное и профессиональное становление [1-3]. В этом возрасте оформляются в индивидуальную систему и интегрируются во временную перспективу усвоенные ранее социальные ценности, личностные смыслы, а также обретает направленность ценностный тип сознания [4].
Обучение в высшем учебном заведении состоит из двух взаимосвязанных процессов формирования профессиональных знаний и воспитания будущего
профессионала. Воспитание как процесс формирования личностных качеств студента имеет особое значение в подготовке специалистов деонтологи-ческих профессий. Одной из профессий дентоло-гического профиля является профессия психолога. Деятельность практического психолога включает в себя такие направления работы, как психопрофилактическая, психодиагностическая, развивающая и психокоррекционная, консультативная. Реализация успешной практической деятельности предполагает, что психолог должен обладать особыми индивидуальными качествами и системой ценностей. По мнению А. Ф. Бондаренко, «для практикующего психолога проблематика, связанная с этической стороной его деятельности, является, по существу, предельно широкой: это целая совокупность задач,
мотивов, смыслов и ценностей, мировоззренческая, теоретическая и социокультурная по своему диапазону; это область, охватывающая личностные структуры психолога в целом, а не просто затрагивающая тот или иной способ решения конкретных затруднений или противоречий, с которыми он может столкнуться в профессиональной деятельности, <...> значимость этической проблематики определяется тем, что она играет ведущую роль в формировании особого - деонтологического - менталитета целой профессиональной группы» [5, с. 64-65].
Профессия психолога строится на деонтологи-ческих принципах, поэтому особое значение для нас имеет развитие ценностно-смысловой сферы и нравственного поведения студентов-психологов, будущих специалистов. По мнению А. В. Серого и М. С. Яницкого, в структуре профессионально-важных качеств специалистов деонтологического профиля ценностно-смысловые ориентации занимают основополагающее и интегрирующее значение [6; 7]. Будущие специалисты, входя в среду профессиональной деятельности, профессионального общения и ценностей в ходе процесса воспитания приобретают новые качества. Главным механизмом такого преобразования становится ин-тернализация профессиональных ценностей. Преподаватели вуза выступают носителями профессиональных ценностей и, кроме непосредственного обучения, всеми своими поступками, словами, образом мышления влияют на ценности студентов. Ряд исследований показывает, что профессиональные ценности формируются в практической деятельности [8-10]. В ходе трудовой деятельности студенты активно взаимодействуют с профессионалами, перенимая у них сформировавшееся отношение к профессиональной деятельности, усваивая ценности и смысл работы. Интернализация, возможно, и будет протекать успешно только в совместной деятельности, где ценности и смыслы из категории абстрактных знаний посредством интернализации становятся личностными образованиями студента, формируя его отношение к профессиональной деятельности.
Рассмотрение проблем интернализации ценностей невозможно без понимания психологических закономерностей профессиональных кризисов. Сами профессиональные кризисы являются важнейшим этапом становления профессионала и предшествуют профессионально-значимым личностным новообразованиям. Разумеется, что процесс становления профессионала является динамическим явлением, поэтапным, опосредствованным профессиональными кризисами путем интернали-зации профессиональных ценностей [10-12]. Соответственно, профессиональные кризисы, динамика личностных изменений при обучении в вузе и процесс интернализации профессиональных ценностей являются для нас ключевыми понятия-
ми в данном исследовании. Цель исследования состоит в изучении динамических аспектов ценностно-смысловых ориентаций личности студентов деонтологического направления подготовки.
Методы
Исследование проводилось в 2016-2017 гг. на базе Кемеровского государственного университета. Выборку составили студенты 1-4 курсов, обучающиеся по направлениям подготовки Психология и Филология. Всего в исследовании приняли участие 120 респондентов, средний возраст - 20 лет. Из них 60 человек - студенты дневной формы обучения направления Филология, по 15 человек с каждого курса, и 60 человек - студенты дневной формы обучения направления Психология, также по 15 человек с каждого курса. Группа студентов направления Филология выступала в качестве контрольной, а группа студентов направления Психология являлась экспериментальной. В качестве методов исследования использовались следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [13]; опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынки-на, Л. М. Эткинд) [14]; тест М. Рокича в модификации Д. А. Леонтьева [15]. Сравнительный анализ проводился при помощи псевдолонгитюда. Обработка количественных данных осуществлялась с помощью методов математической статистики: и-критерия Манна-Уитни, ^критерия Стьюдента, частотного (процентного) анализа. Расчеты проводились с помощью программного обеспечения STATISTICA 9.0.
Результаты и обсуждение эмпирического исследования
При исследовании динамики смысложизненных ориентаций у студентов контрольной и экспериментальной групп были обнаружены некоторые особенности (таблица 1).
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что показатели по шкале общей осмысленности жизни (ОЖ) студентов практически не отличаются на первых двух курсах, тогда как на 3-4 курсах различия существенно значимы. У студентов направления подготовки Психология на 3 курсе отмечается существенный подъём данного параметра, тогда как у студентов направления подготовки Филология можно отметить противоположную тенденцию. Повышение степени осмысленности жизни (ОЖ) у студентов-психологов на 2-4 курсах можно объяснить наличием в программе обучения различных дисциплин прикладной и тренинговой направленности, таких как психология личности, основы консультативной психологии, основы личностного тренинга, психология личностного развития, которые способствуют личностному росту студентов. Как отмечает
Таблица 1. Динамика смысложизненных ориентаций у студентов направлений подготовки Психология и Филология с 1 по 4 курсы
Table 1. Dynamics of meaningful life orientations in first and fourth-year students of Psychology and Philology
Курс Направление подготовки Шкалы СЖО
ОЖ Цель Процесс Результат ЛК-Я ЛК-Жизнь
M M M M M M
1 курс Психология 103,95 29,56 32,52 25,46* 22,87 30,15
Филология 100,74 30,41 31,09 23,92* 21,56 30,27
2 курс Психология 104,11 29,16 32,48 25,81* 23,63 31,55*
Филология 100,81 28,41 29,53 23,27* 22,41 29,73*
3 курс Психология 109,32* 32,78* 32,59* 28,35* 27,13* 33,34*
Филология 95,97* 30,1* 29,17* 23,28* 24,17* 28,14*
4 курс Психология 104,53* 30,75 27,95 25,63* 25,47* 30,08*
Филология 96,96* 28,7 28,78 23,14* 23,42* 28,54*
Прим.: * - отмечены статистически значимые различия в группах на уровне р<0,05.
А. В. Серый, тренинговое обучение позволяет студенту идентифицировать себя в контексте профессиональной деятельности, осмыслить полученные компетенции и перевести их в личностные качества [16]. Незначительный спад показателей шкалы осмысленности жизни (ОЖ) на последнем курсе может быть обусловлен нормативным кризисом профессионального становления, связанный с тем, что ближайшее будущее для многих студентов является неопределенным, возникают сомнения в правильности профессионального выбора, потерей интереса к учебной деятельности, дальнейшей проблемой трудоустройства. Данная тенденция отмечена нами в более ранних публикациях [17].
Сравнительный анализ по временному локусу будущего (шкала Цель) двух групп показал, что динамика осмысленности целей по большей части совпадает, но в группе психологов интенсивность процессов изменения заметно выше, в особенности на 3-4 курсах. Это говорит о том, что студенты-психологи на этих курсах считают, что их цели в жизни имеют временную перспективу. На последнем курсе наблюдается спад данного параметра в обеих группах, который также можно объяснить психологическим кризисом, связанным с последним годом обучения. Показатели удовлетворённости процессом жизни (шкала Процесс ни) выше у студентов-психологов на протяжении почти всего периода обучения, но статистически значимые различия обнаружены только на 3 курсе. Более высокие показатели шкалы Процесс жизни у студентов-психологов свидетельствуют о том, что сам жизненный процесс воспринимается ими более насыщенно. Отметим значительный спад удовлетворённости процессом жизни у студентов-психологов на 4 курсе.
Интересные данные были получены при сравнении контрольной и экспериментальной групп
по шкале Результат. У студентов экспериментальной группы показатели оказались значимо выше на всех этапах процесса обучения. Данный факт свидетельствует о том, что студенты-психологи в большей степени склонны воспринимать прошлый опыт позитивно и в целом больше удовлетворены своими достижениями.
Динамика локуса контроля Я (ЛК-Я) в целом схожа в обеих группах испытуемых, постепенно повышается на первых трёх курсах и немного снижается на четвертом. В данном случае можно констатировать более интенсивную динамику данного параметра у студентов-психологов на 2, 3 курсах, это говорит о представлении испытуемых о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора, верой в свои силы. На наш взгляд, формированию внутреннего локуса контроля способствуют практико-ориен-тированные формы обучения, реализуемые в специализированных учреждениях по профилю подготовки направления. Отчётливо продемонстрировано, что студенты направления Филология в большей степени фаталистичны по сравнению со студентами направления Психология, которые склонны верить, что сами определяют свою судьбу и способны воплотить свои планы в жизнь.
Схожие динамические аспекты интернализа-ции профессиональных ценностей наблюдаются по тесту УСК, где мы оценивали уровень интер-нальности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Достоверные различия по всем показателям шкал интернальности имеются только на последних курсах. Как отмечает М. С. Яницкий, обучение на первых курсах сопровождается адаптацией студентов к новому виду деятельности и социальным условиям [18]. Достоверно более высокий уровень интернальности по всем шкалам теста на 3 курсе обучения. К 4 курсу показатели в обеих группах становятся незначительно выше.
Таблица 2. Показатели по тесту УСК у студентов направлений подготовки Психология и Филология с 1 по 4 курсы
Table 2. Indicators on the USK test in first and fourth-year students of Psychology and Philology
Курс Направление подготовки Шкалы УСК
Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
M M M M M M M
1 курс Психология 4,33 5,41 4,27 4,88 4,76 4,6 5,47
Филология 4,35 5,32 4,44 4,74 4,58 4,89 5,7
2 курс Психология 4,38 5,31 4,25 4,81 4,79 4,65 5,48
Филология 4,29 5,38 4,35 4,71 4,51 4,83 5,82
3 курс Психология 5,03* 5,93* 5,08* 6,23* 6* 6,37* 5,67
Филология 4,24* 5,4* 4,34* 5,16* 4,32* 5,96* 5,66
4 курс Психология 5,32* 6,15* 5,73* 6,12* 6* 6,98* 5,54
Филология 4,9* 5,59* 4,66* 4,66* 4,83* 6,17* 5,59
Прим.: * - отмечены статистически значимые различия в группах на уровне р<0,05.
Показатели по шкале общей интернальности (Ио) практически не различаются у студентов экспериментальной и контрольной групп на 1-2 курсах. В процессе обучения уровень шкалы общей ин-тернальности у студентов-психологов повышается на 3-4 курсах и становится достоверно более высоким, это указывает на такие особенности личности, которым имманентно присуще рассматривать происходящие в жизни события с точки зрения влияния на них и как результат собственной деятельности. Для таких людей характерен высокий уровень ответственности, вера в свои силы, позитивное восприятие текущих событий. В то время как уровень общей интернальности студентов-филологов в целом повышается, но на 3 курсе наблюдается её резкое снижение. Отсутствие данного понижения у студентов экспериментальной группы можно объяснить тем, что обучение в социально-психологическом институте построено таким образом, что на 2-3 курсе студенты проходят дисциплины, направленные на интенсивное формирование профессиональных компетенций, способствующих личностному росту студентов. Возможно, это связано с тем, что многие студенты в это время начинают работать по специальности.
По шкале интернальности в области достижений (Ид) явно прослеживается схожая тенденция, как и по предыдущей шкале, практически одинаковые показатели на 1-2 курсах как в экспериментальной, так и в контрольной группе. К третьему курсу различия становятся очевидными и достоверно значимыми, студенты-психологи всё больше чувствуют ответственность за события, происходящие в их жизни и за свои достижения.
Интернальность в области неудач (Ин) повышается у студентов экспериментальной группы к 3 курсу и становится достоверно более высоким показателем на 3-4 курсах, что говорит о склон-
ности принимать ответственность за неблагоприятные события собственной жизни.
Динамики интернальности в области семейных отношений (Ис) на 1-2 курсах значимых различий между группами испытуемых не выявлено, в то время как на 3-4 курсах различия в экспериментальной и контрольной группах статистически достоверны. Высокий показатель по данной шкале говорит о том, что студенты - будущие психологи чувствуют ответственность за значимые события, происходящие в семье.
Достоверно значимые различия между студентами экспериментальной и контрольной группами по уровню интернальности в области производственных отношений (Ип) получены только у студентов 3-4 курсов. Низкие показатели по данной шкале у студентов-филологов на 3 курсе можно объяснить началом кризиса профессионального становления, который студенты-психологи переживают в более мягкой и неявной форме в силу особенностей обучения.
Достоверно значимые показатели по шкале ин-тернальности в области межличностных отношений (Им) получены у студентов 3-4 курсов. Можно сказать, что студенты способны устанавливать партнерские отношения с другими людьми и выстраивать формальные и неформальные контакты. Именно в этот период у студентов социально-психологического института большая часть занятий проходит в форме тренингового обучения. Актуализация ценностей студентов в условиях тренингового обучения позволяет придать получаемым знаниям действительно ценностно-смысловой характер.
В целом наблюдается четкое выраженное поступательное повышение уровня интернальности по всем шкалам у студентов социально-психологического института от курса к курсу. Студенты экспериментальной группы к концу обучения в вузе достоверно
более интернальны, что говорит о большей степени готовности брать на себя ответственность, управлять событиями в своей жизни, отвечать за результаты своей деятельности. Процесс интернализации можно рассматривать как основу, создающую предпосылки для личностного развития студента, включающую и развитие ценностно-смысловой сферы.
Структуру и динамику ценностных ориентаций в исследуемой выборке обуславливают особенности данного возраста, принадлежность к студенческому сообществу. Помимо этого, учебный процесс в рамках определенного направления подготовки способствует формированию профессиональной системы ценностей и профессионального образа мира [19]. По методике М. Рокича в обеих исследуемых группах на первом курсе обучения преобладают такие ценности, как активная деятельная жизнь, здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, которые можно отнести к индивидуальным ценностям.
По большей части содержание предпочитаемых терминальных ценностей совпадает, что, скорее всего, объясняется возрастными особенностями испытуемых контрольной и экспериментальной групп. При анализе инструментальных ценностей обращает
на себя внимание преобладание в экспериментальной группе ценностей ответственность, независимость и широта взглядов, тогда как в контрольной группе преобладают ценности общения воспитанность, жизнерадостность, честность.
В таблице 4 представлена групповая иерархия предпочитаемых ценностей в экспериментальной и контрольной группах на втором курсе обучения. По содержанию терминальные и инструментальные ценности в обеих группах практически не изменились по сравнению с первым годом обучения, однако можно отметить в экспериментальной группе появление терминальной ценности материально обеспеченная жизнь, в экспериментальной группе - наличие терминальной ценности свобода. В группе инструментальных ценностей у студентов-психологов появилась ценность воспитанность, у студентов-филологов - независимость. Это объясняется тем, что данный набор ценностей является актуальным на всём протяжении данного возрастного этапа. Схожие результаты были получены в исследованиях Н. А. Журавлевой, А. В. Петрова, А. В. Соколова, И. О. Щербаковой, В. Е. Семенова, Н. А. Буравлевой [20-25].
Таблица 3. Групповые иерархии предпочитаемых ценностей у студентов направлений подготовки Психология и Филология на первом курсе обучения
Table 3. Group hierarchies of favoured values in first-year students of Psychology and Philology
Ценности студентов Средний Групповой Ценности студентов Средний Групповой
направления Психология ранг ранг направления Филология ранг ранг
Терминальные ценности
Активная деятельная 5,45 1 Любовь 6,10 1
жизнь
Здоровье 5,53 2 Активная деятельная жизнь 6,12 2
Любовь 6,00 3 Наличие хороших и верных друзей 6,80 3
Наличие хороших и 6,32 4 Здоровье 6,82 4
верных друзей
Уверенность в себе 6,45 5 Уверенность в себе 6,88 5
Свобода 6,82 6 Материально обеспеченная жизнь 7,20 6
Инструментальные ценности
Образованность 4,90 1 Образованность 5,32 1
Широта взглядов 5,30 2 Честность 5,74 2
Жизнерадостность 5,90 3 Воспитанность 7,10 3
Ответственность 6,40 4 Твердая воля 7,20 4
Независимость 6,43 5 Жизнерадостность 7,57 5
Честность 7,44 6 Ответственность 7,90 6
Таблица 4. Групповые иерархии предпочитаемых ценностей у студентов направлений подготовки Психология и Филология на втором курсе обучения
Table 4. Group hierarchies of favoured values in second-year students of Psychology and Philology
Ценности студентов направления Психология Средний ранг Групповой ранг Ценности студентов направления Филология Средний ранг Групповой ранг
Терминальные ценности
Активная деятельная жизнь 5,87 1 Здоровье 6,15 1
Любовь 6,11 2 Наличие хороших и верных друзей 6,75 2
Здоровье 6,94 3 Любовь 7,07 3
Наличие хороших и верных друзей 7,35 4 Активная деятельная жизнь 7,15 4
Материально обеспеченная жизнь 8,29 5 Свобода 7,45 5
Уверенность в себе 8,44 6 Материально обеспеченная жизнь 7,84 6
Инструментальные ценности
Образованность 5,53 1 Образованность 4,97 1
Во спитанно сть 5,75 2 Воспитанность 5,19 2
Ответственно сть 6,10 3 Жизнерадостность 6,10 3
Жизнерадо стно сть 7,24 4 Независимость 6,34 4
Независимость 8,35 5 Честность 6,75 5
Честность 8,61 6 Ответственность 7,15 6
На 3-4 курсах можно отметить качественное изменение содержания предпочитаемых терминальных ценностей (таблицы 5-6) в экспериментальной группе. В структуре предпочитаемых ценностей появляются счастливая семейная жизнь, интересная работа, развитие, которые можно отнести к активным ценностям, что свидетельствует о переходе на новый
этап личностного развития, причиной которого является окончание обучения в вузе. В структуре инструментальных ценностей также произошёл качественный сдвиг в группе студентов-психологов, а именно появление ценностей рационализм и эффективность в делах, которые относятся к группе ценностей профессиональной самореализации.
Ценности студентов направления Психология Средний ранг Групповой ранг Ценности студентов направления Филология Средний ранг Групповой ранг
Терминальные ценности
Любовь 5,12 1 Любовь 5,95 1
Счастливая семейная жизнь 6,15 2 Здоровье 6,34 2
Здоровье 7,24 3 Материально обеспеченная жизнь 6,45 3
Активная деятельная жизнь 7,37 4 Уверенность в себе 6,87 4
Таблица 5. Групповые иерархии предпочитаемых ценностей у студентов направлений подготовки Психология и Филология на третьем курсе обучения
Table 5. Group hierarchies of favoured values in third-year students of Psychology and Philology
Таблица 6. Групповые иерархии предпочитаемых ценностей у студентов направлений подготовки Психология и Филология на четвертом курсе обучения
Table 6. Group hierarchies of favoured values in fourth-year students of Psychology and Philology
Ценности студентов направления Психология Средний ранг Групповой ранг Ценности студентов направления Филология Средний ранг Групповой ранг
Интересная работа 7,64 5 Активная деятельная жизнь 6,98 5
Наличие хороших и верных друзей 7,78 6 Счастливая семейная жизнь 7,39 6
Инструментальные ценности
Образованность 5,91 1 Образованность 5,27 1
Жизнерадостность 5,98 2 Независимость 6,17 2
Ответственность 6,12 3 Жизнерадостность 6,95 3
Эффективность в делах 7,17 4 Честность 7,25 4
Независимость 7,23 5 Ответственность 7,78 5
Широта взглядов 7,40 6 Во спитанно сть 7,79 6
Ценности студентов направления Психология Средний ранг Групповой ранг Ценности студентов направления Филология Средний ранг Групповой ранг
Терминальные ценности
Здоровье 5,72 1 Здоровье 5,47 1
Интересная работа 6,27 2 Любовь 5,97 2
Любовь 7,20 3 Материально обеспеченная жизнь 6,95 3
Развитие 7,77 4 Уверенность в себе 7,29 4
Счастливая семейная жизнь 7,78 5 Счастливая семейная жизнь 7,36 5
Активная деятельная жизнь 7,82 6 Активная деятельная жизнь 7,67 6
Инструментальные ценности
Образованность 5,40 1 Образованность 5,80 1
Ответственность 6,34 2 Воспитанность 6,10 2
Независимость 6,62 3 Ответственность 7,11 3
Широта взглядов 7,41 4 Жизнерадо стно сть 8,25 4
Рационализм 7,44 5 Независимость 8,57 5
Эффективность в делах 7,98 6 Честность 8,70 6
В целом можно отметить, что на протяжении всего периода обучения у студентов обеих групп содержание предпочитаемых терминальных и инструментальных ценностей оставалось практически неизменным, изменялся лишь ранг этих ценностей в групповой иерархии. Данный факт обусловлен, прежде всего, влиянием двух основных факторов -принадлежностью испытуемых к одной социокультурной среде, особенностями возрастного периода
и обучением на гуманитарных направлениях подготовки. Тем не менее есть ряд качественных отличий, которые проявляются на последних курсах обучения у студентов экспериментальной группы. Данные отличия характеризуются более интенсивной динамикой ценностей профессиональной самореализации, ценностей межличностных отношений, а также наличием альтруистических ценностей и ценностей принятия других.
Заключение
Ключевым направлением формирования личности в процессе обучения является развитие ценностно-смысловых ориентаций студента, которое можно рассматривать одновременно и в качестве цели, и в качестве результата педагогического процесса. В период обучения в вузе происходит идентификация себя с субъектом будущей профессиональной деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что ценностно-смысловые ориентации находятся в динамике. Структура ценностно-смысловых ориентаций претерпевает изменения, заключающиеся в том, что интернализируются ценности и смыслы, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Качественные изменения показателей по всем проводимым нами методикам свидетельствуют о переживании кризиса профессионального
становления на последних курсах обучения, итогом которого является формирование профессиональной идентичности. Особая роль в формировании индивидуальной системы ценностно-смысловых ориен-таций в образовательной среде принадлежит учебной деятельности. Следовательно, ярко выраженные отличия на 3-4 курсах в динамике интернализации профессиональных ценностей студентов-психологов обусловлены спецификой организации учебно-профессиональной деятельности. Организация процесса обучения в социально-психологическом институте основана на применении практико-ориентированных методов, что способствует анализу рефлексии будущего Я-профессионала и создает условия для более легкого преодоления студентами нормативного кризиса профессионального становления.
Литература
1. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности студента // Психология в вузе. 2003. № 1-2. С. 232-241.
2. Антилогова Л. Н. Профессиональное самоопределение личности в условиях современного образования // Педагогическое образование и наука. 2015. № 1. С. 133-135.
3. Шамионов Р. М. Личностное и профессиональное самоопределение как эффекты социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8. № 1. С. 90-95.
4. Яницкий М. С., Серый А. В., Проконич О. А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 175-180.
5. Бондаренко А. Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. С. 63-76.
6. Серый А. В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально значимых качеств психологов-практиков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. № 2. С. 158-162.
7. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л. Г. Дикой, Т. Х. Невструевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. Т. 1. С. 147-159.
8. Лукьянова С. П., Пахомова Е. В. Ценностно-смысловые ориентации студентов-психологов на завершающем этапе обучения в контексте профессионального становления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 17. С. 47-51.
9. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи. Самара: Изд-во Самарский науч. центр РАН, 2009. 252 с.
10. Яницкий М. С., Серый А. В., Иванов М. С., Утюганов А. А., Хакимова Н. Р. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд. Кемерово: КРИРПО, 2017. 202 с.
11. Манукян В. Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 109-117.
12. Буслаева Е. Л. Кризисы профессионального становления студентов-психологов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 233-235.
13. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.
14. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152-162.
15. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 17 с.
16. Серый А. В. Тренинговое обучение в вузе как условие интернализации смысла будущей профессии // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 181-185.
17. Аршинова Е. В., Билан М. А. Ценностно-смысловые аспекты переживания кризисов профессионального становления в процессе обучения в вузе // Психология индивидуальности: материалы V Междунар. науч. конф. (09-11 декабря 2015 г.). М., 2015. С. 219-221.
18. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии: сб. науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. С. 60-69.
19. Белинская Е. П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 12.
20. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 30-39.
21. Журавлева Н. А. Современные тенденции в ценностных ориентациях российской молодежи // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2011. № 3. С. 139-146.
22. Соколов А. В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 115-123.
23. Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2. 83-90.
24. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37-43.
25. Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 124-129.
DYNAMIC ASPECTS OF THE INTERNALIZATION OF PROFESSIONAL VALUES IN STUDENTS OF DEONTOLOGY
Yelena V. Arshinova a; Marina A. Bilan a @
aKemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @ lma_05-80@mail.ru
Received 28.09.2018. Accepted 03.12.2018.
Keywords: value orientation, value-semantic characteristics, professional values, the students of the University, deontological profile
Abstract: The paper features the dynamics of the internalization of the professional values in university students of deontology direction during their training. The research employed such research methods as D.A. Leontyev's test of life-sense orientations, the questionnaire of the level of subjective control, and M. Rokich's test. The paper presents some results of a longitudinal study of the internalization of the professional values in the future specialists of the deontological profile at various stages of study at the university. The authors used a sample group of 120 students to prove some significant differences in value-semantic characteristics. They conducted a comparative analysis of the value-semantic orientations of the students, who majored in various subjects. The students of the deontological profile revealed a stronger internalization of professional values, as well as stronger professional self-realization, interpersonal relations, altruistic values, and values of the acceptance of others. The authors believe that the organization of educational process influences the structure of value-semantic orientations of university students. They prove that practice-oriented methods help students cope with the crisis of professional development. The results of the research can be used in the educational process at various educational institutions, as well as in consulting students on the problems of personal and professional development.
For citation: Arshinova Y. V., Bilan M. A. Dinamicheskie aspekty internalizatsii professional'nykh tsennostei budushchikh spetsialistov deontologicheskogo profilia [Dynamic Aspects of the Internalization of Professional Values in Students of Deontology]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 4 (2018): 106-116. DOI: https:// doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-106-116
References
1. Leontiev A. N. Psikhologicheskie voprosy formirovaniia lichnosti studenta [Psychological issues of the formation of the personality of the student]. Psikhologiia v vuze = Psychology in high school, no. 1-2 (2003): 232-241.
2. Antilogova L. N. Professional'noe samoopredelenie lichnosti v usloviiakh sovremennogo obrazovaniia [Professional identity of a personality under the conditions of the modern education]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogical education and science, no. 1 (2015): 133-135.
3. Shamionov R. M. Lichnostnoe i professional'noe samoopredelenie kak effekty sotsializatsii [Personal and professional self-determination as socialization's effects]. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Novaia seriia. Seriia: Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika = Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 8, no. 1 (2008): 90-95.
4. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Prokonich O. A. Osobennosti vremennoi perspektivy lichnosti predstavitelei razlichnykh tsennostnykh tipov massovogo soznaniia [Peculiarities of personality temporal perspective among representatives of different value types of mass consciousness]. Vestnik KRAUNTS. Gumanitarnye nauki = Bulletin KRAUNZ. Humanitarian sciences, no. 2 (2012): 175-180.
5. Bondarenko A. F. Lichnostnoe i professional'noe samoopredelenie otechestvennogo psikhologa-praktika [Personal and professional self-determination of the domestic psychologist-practice]. Moskovskii psikhoterapev-ticheskii zhurnal = Moscow psychotherapeutic journal, no. 1 (1993): 63-76.
6. Seryy A. V. Osmyslennoe otnoshenie k professional'noi deiatel'nosti kak uslovie razvitiia professional'no znachimykh kachestv psikhologov-praktikov [Meaningful attitude to professional activity as a condition for the development of professionally significant qualities of practicing psychologists]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 2 (2005): 158-162.
7. Yanitskiy M. S., Seryy A. V. Razvitie sistemy tsennostno-smyslovykh orientatsii lichnosti v professional'noi deiatel'nosti spetsialistov deontologicheskogo statusa [Development of the system of value-semantic orientations of the individual in the professional activity of specialists in deontological status]. Lichnost' i professional'naia deiatel'nost' [Personality and professional activity]. Eds. Dikaia L. G., Nevstrueva T. Kh. Khabarovsk: Izd-vo DVGUPS, vol. 1 (2008): 147-159.
8. Lukyanova S. P., Pakhomova E. V. Tsennostno-smyslovye orientatsii studentov-psikhologov na zavershaiu-shchem etape obucheniia v kontekste professional'nogo stanovleniia [Values and life-meaning orientations of psychological students on finishing phase of education in context of professional self-determination]. Vestnik luzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Psikhologiia = Bulletin of the South Ural State University. Series "Psychology", no. 17 (2010): 47-51.
9. Karpushina L. V. Kaptsov A. V. Psikhologiia tsennostei rossiiskoi molodezhi [Psychology of values of Russian youth]. Samara: Izd-vo Samarskii nauch. tsentr RAN, 2009, 252.
10. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Ivanov M. S., Utyuganov A. A., Khakimova N. R. Postneklassicheskaia pedagogicheskaia psikhologiia: tsennostno-smyslovoi trend [Post-nonclassical pedagogical psychology: the value-semantic trend]. Kemerovo: KRIRPO, 2017, 202.
11. Manukyan V. R. Psikhologicheskoe soderzhanie i faktory vozniknoveniia krizisa professional'nogo razvitiia u studentov vuza [Psychological content and genesis factors of professional development crisis among students of higher education institutions]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie = Psychological science and education, no. 4 (2011): 109-117.
12. Buslaeva E. L. Krizisy professional'nogo stanovleniia studentov-psikhologov [Professional formation crises of psychology students]. Izvestiia Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitetaIzvestia = Voronezh State Pedagogical University, no. 4 (2017): 233-235.
13. Leontiev D. A. Test smyslozhiznennykh orientatsii (SZHO) [Test the meaning of life orientations (LSO)]. Moscow: Smysl, 1992, 16.
14. Bazhin E. F., Golynkina E. A., Etkind A. M. Metod issledovaniia urovnia sub"ektivnogo kontrolia [The method of research of the level of subjective control]. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological Journal, 5, no. 3 (1984): 152-162.
15. Leontiev D. A. Metodika izucheniia tsennostnykh orientatsii [Methodology for the study of value orientations]. Moscow: Smysl, 1992, 17.
16. Seryy A. V. Treningovoe obuchenie v vuze kak uslovie internalizatsii smysla budushchei professii [Training education as the condition of internalization of mean of future profession in higher educational establishment]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal = Siberian Journal of Psychology, no. 26 (2007): 181-185.
17. Arshinova Y. V., Bilan M. A. Tsennostno-smyslovye aspekty perezhivaniia krizisov professional'nogo stanovleniia v protsesse obucheniia v vuze [Value-semantic aspects of experiencing the crises of professional development in the learning process in the university]. Psikhologiia individual'nosti: materialy VMezhdunar. nauch. konf. (09-11 dekabria 2015 g.) [Psychology of individuality: Proc. V Intern. Sci. Conf. (December 09-11, 2015)]. Moscow, 2015, 219-221.
18. Yanitskiy M. S. Osnovnye psikhologicheskie mekhanizmy adaptatsii studentov na pervom i vtorom kursakh obucheniia v vuze [The main psychological mechanisms of teaching students in the first and second
courses at the university]. Voprosy obshchei i differentsial'noipsikhologii [Questions of general and differential psychology]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 1997, 60-69.
19. Belinskaya E. P. Izmenchivost' Ia: krizis identichnosti ili krizis znaniia o nei? [The variability of self: an identity crisis or a crisis of knowledge about it?]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 8, no. 40 (2015): 12.
20. Zhuravleva N. A. Tsennostnye orientatsii lichnosti v izmeniaiushchemsia rossiiskom obshchestve [Persons value orientations in the changing Russian society]. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological Journal, 33, no. 1 (2012): 30-39.
21. Zhuravleva N. A. Sovremennye tendentsii v tsennostnykh orientatsiiakh rossiiskoi molodezhi [Modern tendencies in virtues orientation of Russian youth]. Vestnik Rossiiskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda = Bulletin of the Russian Humanitarian Science Foundation, no. 3 (2011): 139-146.
22. Sokolov A. V., Shcherbakova I. O. Tsennostnye orientatsii postsovetskogo gumanitarnogo studenchestva [Value orientations of the post-Soviet humanitarian students]. Sotsiologicheskie issledovaniia = Sociological Studies, no. 1 (2003): 115-123.
23. Petrov A. V. Tsennostnye predpochteniia molodezhi: diagnostika i tendentsii izmenenii [Value preferences of young people: diagnostics and trends of change]. Sotsiologicheskie issledovaniia = Sociological Studies, no. 2 (2008): 83-90.
24. Semenov V. E. Tsennostnye orientatsii sovremennoi molodezhi [Contemporary youth value orientations].
Sotsiologicheskie issledovaniia = Sociological Studies, no. 4 (2007): 37-43.
25. Buravlyova N. A. Tsennostnye orientatsii studentov [Value orientations of students]. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 6 (2011): 124-129.