Научная статья на тему 'Предшкольное образование как педагогическая инновация'

Предшкольное образование как педагогическая инновация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2992
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предшкольное образование как педагогическая инновация»

ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ

В. А. дубровская, кандидат педагогических наук, доцент, директор ГОУ СПО «Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж»

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное) рассматривает пред-школьное образование как полноправное и полноценное звено государственной системы общего образования, обеспечивающее преемственность образовательного процесса плавным переходом детей в возрасте 5-7 лет от дошкольного к начальному школьному образованию. Концептуальной основой предшкольного образования яв-

ляется сохранение уникальности, самоценности старшего дошкольного возраста и развитие естественных возрастных приоритетов этого периода детства.

В мире распространен опыт, когда несколько родителей, собрав группу ребят, изъявляют желание, чтобы их детей учили конкретным образом. И государство, приняв от родителей подобное заявление, обязано финансировать этот процесс.

В США с 1965 года функционирует национальная программа Head Start, в которой участвуют примерно 1,3 млн добровольцев и 1400 некоммерческих организаций. В рамках программы предоставляются всесторонние услуги в сфере развития детей от 3 до 5 лет.

С 1959 года на Кубе реализуется национальная система программ образования детей дошкольного и предшкольного возраста в дневных группах «Учи своего ребенка». В рамках программы дети в возрасте 6-7 лет, живущие в сельских районах, один-два раза в неделю посещают начальные школы вместе с членами семей для занятий и бесед.

В 80-х годах в России проходил эксперимент по обучению шестилетних детей, который охватил 50 тыс. детей, обучающихся в течение одного года и в детском саду, и в школе. В 90-х годах — эксперимент по организации групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. Эксперимент показал реальную возможность увеличения процента охвата детей дошкольным образованием, но не решил проблему единого старта детей, поступающих в первый класс, из-за отсутствия программного и методического обеспечения.

Стремление школы к повышению критериев готовности ребенка к обучению, увеличение количества детей с ослабленным здоровьем и проблемами в развитии, информационное перенасыщение образовательных программ детского сада привели к тому, что в современной России сложилась ситуация, при которой детям не обеспечены равные стартовые возможности перед началом обучения, нет четких разграниченных целей предшкольной подготовки и начального школьного образования.

Конкретные данные, полученные учеными (материалы исследований, проведенных в Психологическом институте РАО, Московском пси-холого-педагогическом университете, Факультете психологии МГУ им. Ломоносова), показывают, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила изменения современного ребенка.

Ученые, давая характеристику современному ребенку-дошкольнику, констатировали тот факт, что за последние пять лет резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Так, развитие креативного мышления снизилось с «хорошего» до «слабого». Уменьшилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. Недостаточное внимание к значению сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. Исследования зафиксировали сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям оказывается недоступным то, с чем лег-

ко справлялись их ровесники еще десятилетие назад.

Особую тревогу вызывает неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированно-сти определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности.

По мнению ученых Российской академии наук, все это является достаточно тревожными факторами в развитии ребенка.

Предшкольное образование — это педагогическая инновация, то есть изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения дошкольников старшего возраста.

Цель данной инновации — обеспечение максимального охвата (до 90 %) программами предшкольного обучения детей 5-6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей, путем открытия групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста на базе образовательных учреждений всех видов; обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс; сохранение психического, физического здоровья детей; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

По поводу предшкольного образования развернулись широкие дискуссии, в которых участвуют ведущие специалисты: педагоги, психологи, физиологи, социологи и представители органов управления образованием.

Неслучайно в педагогической литературе активно обсуждаются темы «Кому учить?», «Как учить?», «Где учить?». Ответы на эти вопросы могут быть очень разными в зависимости от того, на какой из двух точек зрения стоит педагог — дошкольного или школьного образования.

И все это непонимание происходит из-за различий в целях стратегического, тактического и оперативного уровней управления.

Таблица 1

Компоненты целеполагания в дошкольном и начальном образовании

Уровни управления Цели дошкольного образования Цели начального образования

Оперативный Тактический Стратегический Развитие Воспитание Обучение Обучение Воспитание Развитие

Если перспективой работы с детьми в дошкольном образовании, так называемым отсроченным эффектом, является обучение (т. е. готовность к обучению в школе), то перспективой образования в начальной школе является развитие ребенка младшего школьного возраста. Также мы наблюдаем неоднозначность целевых ориентиров по поводу выравнивания стартовых возможностей детей. Педагоги-дошкольники считают, что невозможно обеспечить сопоставимый уровень развития воспитанников, тогда как учителями начальной школы это приветствуется, поскольку в учебном аспекте дети могут быть сравнимы.

Сегодня по-прежнему большинством педагогов и родителей предшкольное образование понимается как обязательное целенаправленное обучение детей письму, чтению, математике, то есть школьным предметам. Результаты современных научных исследований неоспоримо свидетельствуют о том, что форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии, к тому же возводит барьеры для гармоничного включения детей в школьную жизнь.

Задачи дошкольного возраста заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить ребенка к школе, а прежде всего в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности, такие как творчество, воображение, произвольность, гуманное отношение к другим людям и т. д. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Поэтому не надо торопить ребенка усвоить эти знания, а нужно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы.

Улучшению качества подготовки детей к школе и выравниванию их стартовых возможностей может способствовать повышение педагогической компетентности специалистов дошкольного образования и учителей начальных классов по проблемам воспитания и обучения детей смежных возрастов (дошкольного и младшего школьного) как условие более эффективного решения проблем преемственности.

Долгое время основной формой организации обучения детей в детском саду считалось занятие. Оно организовывалось и проводилось педагогом, который определял в соответствии с программой содержание, методику и технологию занятий с детьми различных возрастных групп. Однако даже тогда занятия с детьми не подразумевали школьно-урочной организации, кото-

рую искусственно внедряли в российские детские сады, несмотря на явные протесты самих дошколят. Именно протесты, ибо как понимать их возглас «У-У-У, опять занятие!» на предложение воспитателя: «Собирайте игрушки, сейчас будет занятие»? В ходе проведенного нами опроса старших дошкольников в МДОУ № 135, 176 на вопрос «Где ты узнал столько нового?» большинство из них ответили: «Бабушка рассказала», «Мы с другом видели», «Мы с родителями ездили», «Я сам пробовал» и т. п. И лишь 2 °% опрошенных детей ответили: «Нам на занятии об этом говорили».

И это итог наших с вами педагогических усилий?!

На наш взгляд, решение многих проблем детства кроется в специальной психолого-педагоги-ческой подготовке кадров. И связано это с тем, что те формы психолого-педагогического образования, которые у нас сейчас присутствуют во многих колледжах и педагогических вузах, не соответствуют тому уровню и тем требованиям, которые предъявляются к новому учителю в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Сошлюсь только на один очень серьезный мониторинг по молодым специалистам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Для воспитателей, оказывается, самая большая проблема — это играть с детьми, т. е. организовать работу с ребенком в формах игровой деятельности. Но мы-то с вами понимаем, что именно игровые формы являются ведущими для этих возрастов.

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игра. Именно в игре происходит перестройка всех познавательных процессов ребенка, включая его поведение. В недрах игровой мотивации зарождается учебная деятельность, имеющая результат в виде конкретных знаний, умений и навыков. В дошкольном детстве именно игра создает зоны ближайшего развития, внутри которых и происходит психическое развитие ребенка. Преемственность дошкольного и начального школьного образования обеспечиваться постепенным переходом от игровой деятельности к учебной (в дошкольном звене это преимущественно игровая деятельность с элементами учебной, начальном школьном звене — учебная с элементами игровой). Из этого следует, что основными формами образования детей в пред-школьных группах прежде всего являются различные виды игр: развивающие, сюжетно-ролевые, театрализованные, компьютерные и подвижные. Понимание этих процессов позволя-

ет осуществить плавный переход от игровой к учебной деятельности.

Помимо игр широко используются и другие формы образования детей 5-7 лет: продуктивная, художественно-эстетическая деятельность, общение, конструирование и моделирование. Основу организации образовательного процесса предшкольных групп должно составлять дет-ско-взрослое сотрудничество, исходящее из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Создание концептуальной модели пред-школьного образования выдвигает необходимость подготовки специалистов, способных оказывать образовательные услуги детям с учетом соблюдения преемственности между двумя образовательными звеньями (дошкольным и начальным школьным) и в разных организационных формах.

Перевод детей 5-6 лет в условия обучения требует серьезной специальной подготовительной работы в следующих направлениях:

- сохранение за детьми 5-6 лет возможности обучаться и воспитываться в детском саду;

- организация подготовительных групп как при детских садах, так и при школах для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

- внедрение единой базисной программы обучения, воспитания и развития детей 5-6 лет для дошкольных образовательных учреждений и школ, предусматривающей наряду с обучением грамоте в значительной степени игру, изобразительную и музыкальную деятельность, двигательную активность, что способствует прежде всего общему развитию ребенка, в том числе эмоциональной сферы, сохраняет у детей здоровье, интерес к дальнейшему обучению в школе;

- использование в работе с детьми 5-6 лет методик дошкольного типа, независимо от того, где эта работа будет проводиться — в детском саду или школе;

- создание в школе необходимых материальных условий для обучения, отдыха (сна), игры (помещения, мебель, игрушки) и благоприятного режима полного дня для нуждающихся в этом детей (с прогулкой, питанием, дневным сном, развлечениями);

- подготовка воспитателей и учителей к работе с детьми 5-6 лет по единой программе и технологиям, направленным на развитие основных психических функций (мышления, произвольной памяти, воображения), которые обеспечивают успешность их дальнейшего обучения, личностного и профессионального становления.

Ключевая проблема — дефицит квалифицированных педагогов как в системе дошкольного образования, так и в начальной школе. Дошкольные педагоги значительно лучше, чем учителя начальных классов, понимают особенности развития детей пятилетнего возраста и представляют более благоприятную профессиональную группу для повышения квалификации в работе с детьми 5-6 лет. Переход к предшкольному образованию затрагивает очень многие структуры — от педагогических колледжей до педагогических вузов и ИПКРО.

Мы попытались разработать показатели готовности педагога к реализации предшкольно-го образования. На наш взгляд, они следующие:

A. Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество.

B. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.

C. Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексировать над педагогическим процессом.

Мы также разработали образовательную программу, которая направлена на подготовку специалиста, способного ориентироваться в своей деятельности на гуманистические, выявляющие индивидуальность ребенка методы воспитания, понимающего самоценность периода детства, где игра — это ведущий вид деятельности ребенка.

Наша модель выпускника колледжа предполагает умение привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, с опорой на их интерес к содержанию и форме деятельности, умение выстраивать отношения взрослого с детьми на принципах равноправного партнерства, обеспечивать взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью; использовать методы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность; ориентироваться в игровых методах и создании эмоционально значимых для детей ситуаций.

Если целью школьного образования является формирование системных знаний, то пред-школьное образование нацелено на подготовку к овладению этой системой знаний. Педагог предшколы должен быть ориентирован на осуществление педагогической поддержки ребенку, создание ситуации успеха, и не столько за-

ниматься с детьми, сколько соучаствовать в их играх и занятиях.

Сейчас мы работаем над подбором методик для диагностики уровня развития детей. Это обусловлено тем, что в настоящее время, к сожалению, существует проблема отсутствия единых подходов к оценке уровня развития воспитанников ДОУ и первоклассников. В то же время повышается ответственность педагогов ДОУ за достижение воспитанниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Однако для объективной информации об итогах работы ДОУ необходима не только внутренняя оценка качества образовательных услуг, предоставляемых каждым дошкольным учреждением, но и внешняя.

Для того чтобы скоординировать деятельность ДОУ и начальной школы, мы планируем организовать с нашими базовыми учреждениями следующую работу:

- во-первых, результаты итоговой диагностики воспитанников ДОУ будем передавать в школы — они будут учитываться при разработке ООП НОО, рабочих программ учителей начальных классов;

- во-вторых, считаем целесообразным проведение единого мониторинга уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода, который отразит особенности развития детей в период перехода к новому виду деятельности — учению.

На наш взгляд, проведение единого мониторинга уровня развития первоклассников в адаптационный период позволит:

- осуществить внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых ДОУ;

- зафиксировать точку отсчета в оценке динамики достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

Поскольку стандарт СПО третьего поколения создан на основе культурно-исторической психологии и деятельностного подхода, нам необходимо выстроить эффективную модель пси-холого-педагогического образования студентов Кемеровского педагогического колледжа, основанную на использовании деятельностных технологий, с учетом привлечения образовательных учреждений не только системы профессиональной подготовки, но и повышения квалификации.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Л. П. Локтюшкина, старший методист ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум»,

Н. В. Ардашева, методист

В средних профессиональных учебных заведениях в настоящее время уделяется особое внимание организации учебно-исследовательской деятельности студентов. Это обусловлено готовностью студентов осуществлять учебные исследования в процессе общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя следующие способности: организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач; оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного опыта и т. д.

Г* О * къ 3

Л. П. Локтюшкина Н. В. Ардашева

Учебно-исследовательская деятельность студентов в ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум» организуется в процессе изучения учебных дисциплин и в рамках работы факультативов «Собеседник», «История Кузбасса», «Кузбасс литератур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.