15 (246) - 2012
ЭТНОЭКОНОМИКА
УДК 338.4:745(043)
предпринимательство в сфере
народных промыслов как важнейшая составляющая этноэкономики (на примере республики Хакасия)*
с. В. пан ИКАРОВ а, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: panikarova@pochta. ru Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
м. в. власов,
кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник
E-mail: mvlassov@mail. ru Институт экономики УрО РАН
Представлены результаты эмпирической оценки современного состояния и тенденций развития предпринимательской деятельности в сфере художественных промыслов на примере Республики Хакасия. Подтверждена гипотеза о невозможности естественного воспроизводства народных художественных промыслов в регионе. Выявлены основные проблемы предпринимательской деятельности. Предложены мероприятия по включению субъектов предпринимательства народных художественных промыслов в рыночную экономику.
Ключевые слова: народные художественные промыслы, предпринимательская деятельность, воспроизводство, потенциал.
* Исследование осуществлено при поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (государственный контракт № 02.740.11.0585).
Для России характерна высокая межрегиональная дифференциация по всем ключевым экономическим и социальным характеристикам, во многом обусловленная природными различиями, географической эволюцией российского государства, этапами хозяйственного освоения территории страны. Субъекты Федерации неоднородны и по уровню хозяйственной культуры населяющих регион этнических сообществ, и по степени развития региональных хозяйственно-автохтонных систем [3]. Это обусловливает тот факт, что российское предпринимательство в своем становлении отстает от потребностей рыночной экономики, не позволяет реализовать предпринимательский потенциал страны, а также повысить ее конкурентоспособность до мирового уровня.
Большая часть регионов России - это полиэтнические регионы. Из 83 субъектов РФ только в
33 из них русские составляют более 90 % от всего населения. Можно предположить, что в тех регионах, где национальный состав разнообразнее и доля русских ниже 90 %, сегмент этноэкономики имеет существенное значение для развития территорий преимущественного проживания отдельных этнических групп. Для полиэтнических регионов (23 региона, в которых доля русских менее 70 %) этноэкономика определяет развитие всего хозяйственного комплекса [14].
В полиэтнических регионах помимо корпоративных, отраслевых и межотраслевых форм организации экономической деятельности существует еще один сегмент региональной экономики, заметно влияющий на хозяйственный комплекс - этноэкономика. В научной экономической литературе на сегодняшний день не выработано однозначное трактование понятия «этноэкономика» (табл. 1).
На основе анализа теоретических источников и рассмотренных ранее определений авторы считают, что этноэкономика - это раздел экономической науки, изучающий экономические отношения,
возникающие внутри региональной хозяйственной системы под воздействием традиционного хозяйственного уклада автохтонного этноса.
В этноэкономическом сегменте выделяются два относительно самостоятельных и в то же время взаимообусловленных, взаимосвязанных единой экономической системой сектора: традиционный, связанный с наследованием этносом типов, форм и способов хозяйствования, и неотрадиционный (адаптационный), обусловленный адаптационными способностями этноэкономики в условиях ее включения в глобальные воспроизводственные процессы [4, 7, 16.].
В традиционном секторе этноэкономики традиции, опыт, обычаи этнических групп, населяющих конкретную территорию, определяют практическое использование производственных ресурсов, локализованных на этой территории. Традиционный сектор включает сельское хозяйство, традиционное природопользование, народные промыслы и ремесла. Он выступает в качестве ядра этноэкономики, определяя структуру и траекторию развития целого
Таблица 1
Подходы к трактованию понятия «этноэкономика»
№ п/п Определение Авторы
1 Проявление многообразия эволюционных путей хозяйственного развития различных ветвей человечества в соответствии с внешними условиями, доступными ресурсами и сформированными факторами производства Иншаков О. В., Ломовцева О. А., Буянова М. Э. [5]
2 Территориально-локализованный исторически сложившийся на базе хозяйственного уклада этносов сегмент экономики, характеризуемый господством традиционных, преимущественно аграрных форм хозяйственной деятельности, натуральных и мелкотоварных форм производства, неразвитостью обмена, замкнутостью домохозяйств, экстенсивной занятостью, доминированием ручного труда, использованием кустарных ремесел, надомного труда, низкой социальной и пространственной мобильностью населения Колесников Ю. С. [8]
3 Научное направление, изучающие взаимосвязи между этническими факторами и типом хозяйственных укладов Кара-Мурза С. Г. [6]
4 Наука о взаимовлиянии традиций, обычаев, культуры, психологии, идеологии, религиозных воззрений различных этносов, а также уровня развития производительных сил и производственных отношений Павлов К.[13]
5 Система хозяйствования, сложившаяся под влиянием этнической и формационной компонент Макаров С. П. [11]
6 Относительно самостоятельная сфера общественного воспроизводства, функционирование и развитие которой определяются в первую очередь этническим фактором Лебедева Н. Н., Ломовцева О. А. [9]
7 Система с чертами традиционного аграрного производства, сохраняющего свойства персонифицированного локального сообщества, часть продукции и услуг которого не принимает форму прямого товарно-денежного обмена, но обнаруживает высокую жизнеспособность на индустриальной и даже постиндустриальной стадиях общественного развития благодаря значительным адаптационным свойствам Андреев А.[1], Овчинников В. Н. [12]
8 Научное направление, исследующее закономерности и механизмы взаимовлияния территориально локализованных этнодемографических и экономических процессов и структур в целях определения перспективных путей устойчивого, взаимодополняющего и гармоничного социально-экономического развития общества Сурнина Н. М., Печура О. В. [18]
ряда отраслей региона. Структура и формы неотрадиционного сектора этноэкономики в представлении различных авторов существенно не отличаются [16]. Чаще всего к неотрадиционной деятельности относят промышленную переработку продукции традиционного сектора, этно- и историко-культурный туризм, деятельность по лесовосстановлению, диче- и рыборазведению и др. Авторы выделяют в неотрадиционном секторе этноэкономики индустриальный, рыночный и информационный компоненты (см. рисунок).
Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность в сфере народных художественных промыслов может выступать в качестве элемента каждого из трех неотрадиционных сегментов этноэкономики и развиваться по следующим направлениям:
• промышленное производство изделий в этническом стиле из местного сырья;
• продукция для этнографического, этноэкологи-ческого, аборигенного и событийного туризма;
• инновации, основанные на традиционных знаниях.
Народные художественные промыслы — часть отечественной культуры, являющаяся одновременно и отраслью промышленности, и областью
народного творчества. Этот пласт народной культуры ЮНЕСКО относит к нематериальному наследию, подчеркивая необходимость сохранения и уважения культурного многообразия. Народные художественные промыслы являются самобытной формой деятельности, обладающей комплексным социально-экономическим потенциалом. С одной стороны, это технологическая область народного творчества со всеми признаками малого и среднего промышленного производства уникальных произведений искусства. В то же время, отражая глубинные исторические корни отечественной культуры, произведения народных промыслов способны реализовать эффективную воспитательную функцию, особенно необходимую в настоящее время.
В настоящее время значительная часть организаций народных промыслов в России находится в кризисном или предкризисном состоянии. За последнее время объем производства изделий промыслов сократился более чем на 30 %, численность художников и мастеров - почти вполовину. Часть бывших производственных мастерских художественных промыслов закрывается, другие — перепрофилируются, т. е. полностью прекращают выпуск тех или иных уже зарекомендовавших себя видов народного искусства.
Структура этноэкономики полиэтнического региона
Целью данного эмпирического исследования является экономическая оценка современного состояния и направлений дальнейшего развития сферы народных художественных промыслов как одной из важнейших составляющих этноэкономики.
Необходимым условием воспроизводства художественных промыслов и ремесел в регионе является сохранение этнической культуры коренного населения Хакасии. Промышленное освоение республики привело к нарушению природной среды обитания хакасов, подрыву исторически сложившегося природно-культурного комплекса. К 1980-1990 гг., по оценке Л. В. Анжигановой, вследствие социальных экспериментов и издержек индустриального развития произошла деформация базовых ментальных оснований этнической культуры хакасов. Это привело к формированию экзистенциального вакуума, смене позитивного мировосприятия относительным безразличием к судьбе родной земли и этноса, утрате чувства этнической целостности и солидарности [2].
В условиях российских реформ 1990-х гг. произошло дальнейшее ухудшение физического и психического здоровья хакасов, значительное снижение уверенности в будущем [10]. По данным социологических исследований, проведенных в регионе в 1990-х — начале 2000-х гг. республиканскими учеными НИИ языка, литературы и истории (ХакНИИЯЛИ), подавляющее число опрошенных хакасов отмечают ухудшение показателей социально-экономического и духовного развития хакасского социума: 94 % опрошенных считают, что состояние здоровья хакасского населения и психологическое состояние нации ухудшилось [19]. Утрачены многие традиции, обычаи и обряды, почти полностью забыты различные виды специфических хакасских
Доля домохозяйств, занимающихся худ
промыслов и ремесел (изготовление конского снаряжения, кошмоваление, ювелирное искусство, инкрустация и чеканка по металлу) [10].
С целью проверки гипотезы об отсутствии процессов естественного воспроизводства народных художественных промыслов и ремесел в Республике Хакасия в мае 2011 г. был проведен опрос 1 500 домохозяйств из 32 населенных пунктов региона.
В процессе исследования респондентам задавались вопросы о том, занимается ли кто-либо из членов домохозяйства народными промыслами и ремеслами, занимался ли ранее или планирует заниматься в будущем.
На вопрос: « Чем из представленного списка Вы занимаетесь в настоящее время помимо основной работы для собственного потребления внутри домохозяйства?» по блоку промыслов и ремесел получено 24 ответа. Большая часть ответов — ответы русских домохозяйств (19 или 79 %). Самые распространенные виды промыслов и ремесел по результатам исследования: художественная обработка кости и рога, производство одежды и обуви, производство сувениров, производство шерстяной пряжи и войлока. Среди 1 500 домохозяйств не нашлось тех, в которых бы занимались такими промыслами и ремеслами, как производство ювелирных изделий, художественная обработка камня, производство художественной керамики (табл. 2).
С целью обоснования предположений о перспективах развития художественных промыслов и ремесел членам обследуемых домохозяйств был задан вопрос о том, какими промыслами и ремеслами они хотели и могли бы заниматься при благоприятных условиях (табл. 3).
Наибольшее число ответов получено по таким видам художественных промыслов и ремесел:
Таблица 2
гественными промыслами и ремеслами
Вид деятельности и цель производства Число ответивших В процентах от числа всех ответивших
Всего Русские Хакасы
Дубление кожи и меха 2 1 1 0,1
Производство изделий из пуха и пера 2 2 0 0,1
Производство шерстяной пряжи и войлока 5 4 1 0,3
Производство одежды, обуви 6 4 2 0,4
Производство изделий хозяйственно-бытового назначения 3 3 0 0,2
Производство сувениров 5 3 2 0,3
Художественная обработка металлов 1 1 0 0,1
Художественная обработка кости и рога 15 13 2 1
Производство текстильных и трикотажных изделий 1 1 0 0,1
Художественное ручное ковроткачество 2 2 0 0,1
Художественная обработка кожи и меха 2 0 0 0,1
Таблица 3
Потенциал художественных промыслов и ремесел Республики Хакасия
Цель потенциального производства продукции
Для собственного потребления Для продажи
Виды промыслов и ремесел В процентах В процентах
от числа от числа
опрошенных опрошенных
Дубление кожи, меха 1 0,1 0 0,0
Производство изделий из пуха и пера 2 0,1 0 0,0
Производство шерстяной пряжи и войлока 3 0,2 0 0,0
Производство одежды, обуви 2 0,1 0 0,0
Производство сувениров 8 0,5 2 0,1
Художественная обработка металлов 4 0,3 6 0,4
Производство ювелирных изделий 1 0,1 1 0,1
Художественная обработка камня 1 0,1 0 0,0
Художественная обработка кости и рога 3 0,2 14 1
Производство текстильных и трикотажных изделий 2 0,1 3 0,2
Художественное ручное ковроткачество 3 0,2 4 0,2
Художественная обработка кожи и меха 1 0,1 1 0,1
• производство сувениров (для собственного потребления - 8, для продажи - 2);
• художественная обработка металлов (для собственного потребления - 4, для продажи - 4);
• художественная обработка кости и рога (для собственного потребления - 3, для продажи - 7);
• художественное ручное ковроткачество (для собственного потребления - 3, для продажи - 2). Опрос домохозяйств позволил определить
продукцию народных художественных промыслов, востребованную на рынке (табл. 4).
Таким образом, естественное воспроизводство народных художественных промыслов и ремесел в Республике Хакасия в настоящее время не представ-
Таблица 4
Доля домохозяйств, покупающих продукцию народных художественных промыслов
ляется возможным. Самыми распространенными видами промыслов и ремесел по результатам исследования являются: художественная обработка кости и рога, производство одежды и обуви, производство сувениров, производство шерстяной пряжи и войлока. Среди 1 500 домохозяйств не нашлось тех, в которых бы занимались такими промыслами и ремеслами, как производство ювелирных изделий, художественная обработка камня, производство художественной керамики.
При отсутствии естественного воспроизводства традиции народного художественного творчества в регионе поддерживаются отдельными мастерами. По данным Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры РФ, в 2011 г. в Республике Хакасия насчитывалось 510 постоянно работающих мастеров народных ремесел - это 0,2 % от занятого в экономике населения. Нужно отметить, что сфера народных художественных промыслов региона практически не наблюдается статистическими и налоговыми органами. Оценка вклада традиционных секторов экономики в ВРП Республики Хакасия приведена в табл. 5. Нулевой вклад в ВРП народных художественных промыслов в последние годы может означать преимущественно неформальный характер занятости в этой сфере.
Неформальная экономическая деятельность мастеров художественных промыслов связана в основном с их нежеланием официально регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей или создавать организации народных художественных промыслов. Нужно отметить, что легализация предоставляет мастерам возможность
Вариант ответа Постоянно покупают продукцию Редко покупают продукцию
Число ответивших В процентах от числа ответивших Число ответивших В процентах от числа ответивших
Выделанные шкуры 4 0,3 5 0,3
Шерстяные изделия 0 0,0 10 0,7
Инструменты, инвентарь 18 1,2 24 1,6
Изделия хозяйственного назначения 23 1,5 18 1,2
Одежда, обувь 54 3,6 26 1,7
Сувениры 4 0,3 10 0,6
Таблица 5
Вклад традиционного сектора этноэкономики в ВРП Республики Хакасия
в 2005-2009 гг.
2005 2006 2007 2008 2009
Хозяйственная деятельность Выпуск продукции, млн руб. Доля в ВРП, % Выпуск продукции, млн руб. Доля в ВРП, % Выпуск продукции, млн руб. Доля в ВРП, % Выпуск продукции, млн руб. Доля в ВРП, % Выпуск продукции, млн руб. Доля в ВРП, %
Традиционные виды 3 074,8 4,483 3 619,3 4,129 4 768,7 4,426 5 218,2 4,237 5 541,3 3,787
экономической
деятельности, всего
В том числе:
сельскохозяйственная 2 554,5 4,224 3 024,3 3,915 3 701,6 3,886 3 849,8 3,832 4 118,0 3,389
деятельность
рыболовство 43,8 0,052 27,4 0,025 33,3 0,026 37,1 0,026 55,0 0,033
охота 2,2 0,004 2,1 0,001 3,8 0,002 4,3 0,003 4,2 0,004
добыча общераспро- 4,2 0,003 6,3 0,004 16,0 0,013 0,7 0,001 7,6 0,005
страненных полезных
ископаемых
народные ремесла 20,1 0,029 22,4 0,025 34,0 0,014 0 0,000 0 0,000
производство мяса 289,7 0,117 346,8 0,109 365,5 0,280 1 052,8 0,298 1 169,8 0,308
и продуктов из мяса
производство молока 32,1 0,013 44,4 0,014 272,1 0,085 216,0 0,060 150,0 0,039
и продуктов из молока
производство муки 128,2 0,041 145,6 0,036 342,4 0,120 57,5 0,017 36,7 0,009
и крупы
воспользоваться рядом льгот, предусмотренных российским законодательством. Например, для организаций народных художественных промыслов по российскому законодательству предусмотрены следующие льготы:
• по земельному налогу — освобождены (ст. 395 НК РФ);
• по страховым взносам — ставка снижена до 20,4 % от фонда оплаты труда (2011 г.) 1;
• по налогу на добавленную стоимость в сфере реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ — освобождены (ст. 149 НК РФ).
На федеральном уровне также закреплено право на получение субсидий для покрытия затрат по расходу электроэнергии (90 % за потребленные электроэнергию и природный газ), транспортным расходам (50 % тарифов на железнодорожные пе-
1 Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 №№ 762 (ред. от 17.12.2010) «Об утверждении перечня товаров, при производстве и (или) реализации которых для осуществляющих их плательщиков страховых взносов не применяются пониженные тарифы страховых взносов».
ревозки), возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для закупки сырья, материалов и оборудования, затраты по продвижению товаров на рынок (до 90 % произведенных затрат), на возмещение произведенных расходов на потребленные сырье и материалы (до 50 % затрат), возмещение затрат на проведение работ по получению охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (до 90 % затрат)2. Кроме того, существует ежегодно обновляемый список предприятий НХП, которые получают поддержку за счет средств федерального бюджета.
Законодательством предусмотрена возможность предоставления льгот на региональном уровне:
• по земельному налогу: освобождение от уплаты земельного налога организаций народных художественных промыслов;
• по налогу на имущество: законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе установить дополнительные категории органи-
2 Приказ Минпромторга России от 17.02.2009 № 64 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов» (с изм. от 15.02.2011).
заций (в том числе народных художественных промыслов), которым может быть предоставлена льгота по налогу; • по налогу на прибыль: законодательным органам субъектов Российской Федерации дано право снижать налоговую ставку в части сумм налога на прибыль, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах 4 %. С целью анализа причин нежелания мастеров легализовать свой бизнес и особенностей предпринимательства в сфере народных художественных промыслов была проведена серия индивидуальных интервью по заданной тематике (20 мастеров художественных промыслов из семи населенных пунктов Республики Хакасия).
Результаты исследования подтвердили, что значительная часть мастеров Республики Хакасия работают без оформления индивидуальным предпринимателем и без создания юридического лица: «Я мастер в домашних условиях, большую часть делаю для себя. Работаю только летом» (женщина 30 лет, художник по художественной керамике, г. Абакан); «Как предприниматель я не зарегистрирована, так как постоянно следить за всеми своими разнообразными заказами невозможно, и прибыль с таких вещей незначительная» (женщина 55 лет, художник - мастер по керамике, преподаватель рисунка, г. Абакан). В основном неформальная деятельность характерна для тех мастеров, для которых художественные промыслы не основной, а дополнительный заработок, и для работающих в сфере профессионального и дополнительного художественного образования.
мастера, для которых художественное творчество — основная деятельность, большей частью зарегистрированы как индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. многие, особенно те, кто зарегистрирован недавно, жаловались на трудности предпринимательской деятельности:
«Очень большие налоги. Недавно оформилась как индивидуальный предприниматель, теперь денег не вижу. Все уходит на налоги и аренду. Помощи от власти нет никакой» (женщина 60 лет, мастер по пошиву национальной одежды, с. Аскиз);
«Так как бизнес небольшой, зарегистрирована как индивидуальный предприниматель. говорят — самая подходящая форма для малого бизнеса. Стоит отметить, что если бы у нас не было дополнительного бизнеса - сети магазинов «Хозяин», то мы давно
бы обанкротились. Этносувениры - больше хобби, чем бизнес. Круглогодичного заработка нет, а мастеров надо содержать» (женщина 40 лет, менеджер цеха этносувениров, г. Абакан).
Создание юридических лиц в сфере народных художественных промыслов Республики Хакасия скорее исключение, чем правило: «Наша организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью. Эта форма не совсем типична для таких сфер деятельности, так как обычно изделия делают отдельные мастера, которые либо работают без регистрации, либо их организационно-правовая форма — индивидуальный предприниматель» (мужчина 30 лет, резьба по дереву, отделка помещений в этническом стиле, г. Абакан).
В результате исследования выявилось, что для мастеров-умельцев Республики Хакасия основными являются две проблемы сферы народных художественных промыслов: сложности сбыта продукции и отсутствие поддержки со стороны региональной и местных властей.
многие респонденты в качестве основной проблемы называли сложности сбыта продукции, особенно его непостоянство и сезонность:
• «Мало в Хакасии тех людей, которые приобретают такие товары, а туризм в регионе почти не развит, поэтому спроса практически нет. Только существуют такие сезонные работы, например, на фестиваль «Саянское кольцо» (женщина 30 лет, художественная керамика, г. Абакан);
• «Основная проблема - сбыт. Очень много сувенирных лавок, но единицы реализуют. Очень высокие цены» (женщина 50 лет, этнические сувениры, г. Абаза);
• «Малая покупательская способность населения - основная проблема. Деревянные изделия довольно дороги по сравнению с изделиями из других более простых и дешевых материалов, поэтому население в большинстве предпочитает покупать продукцию, которая дешевле» (мужчина 30 лет, резьба по дереву, отделка помещений в этническом стиле, г. Абакан). Некоторые мастера говорили об отсутствии
сформированной рыночной инфраструктуры в сфере народных художественных промыслов: «Можно сказать, что рынок товаров народных промыслов еще плохо сформирован. У нас есть хорошие мастера, но нет постоянной инфраструктуры и информационной поддержки. Основная масса товаров -популярная сувенирная продукция (преимущест-
венно полиграфическая), отражающая лишь малую часть культуры региона» (мужчина 60 лет, мастер по художественной обработке дерева, с. Шира).
Те из мастеров, кто не так давно зарегистрировались как индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, говорили о сложности процедуры оформления.
Несколько мастеров говорили об отсутствии поддержки со стороны региональной власти:
• «Одной из проблем является недостаток средств: самостоятельно начать свой бизнес невозможно, а правительство такие сферы деятельности не поддерживает» (женщина 28 лет, мастер по бисероплетению, г. Черногорск);
• «Основная проблема в том, что нет поддержки со стороны Правительства Республики Хакасия» (женщина 40 лет, менеджер цеха этносу-вениров, г. Абакан).
Несмотря на обозначенные ранее проблемы, ни один из респондентов не планирует отказаться от деятельности в сфере народных художественных промыслов. Напротив, некоторые высказывали сожаление о том, что не могут расширить свой бизнес:
• «Основная проблема в том, что нет возможности расшириться. Нет мастерской. Еще времени не хватает» (мужчина 35 лет, изделия из бересты, с. Аскиз);
• «Не хватает интересных идей для новой продукции, потому что хочется радовать чем-то новым и оригинальным. И еще оборудование достаточно дорогое, но бизнес я намерена продолжать» (женщина 23 лет, сувенирная продукция в этническом стиле, г. Абакан). Нужно отметить, что без поддержки республиканской и муниципальной власти сохранить, а тем более развить сферу художественных промыслов практически невозможно. Доход от предпринимательской деятельности в этом сегменте республиканской экономики недостаточен не только для расширенного, а зачастую и для простого воспроизводства:
• «Сбываем изделия в музей «Хуртуях Тас» по договору. Летом зарабатываем по 10—15 тыс. руб., зимой - 300—500 руб.» (женщина 55 лет, сувенирная продукция, с. Аскиз);
• «Средний доход затрудняюсь назвать, так как он наблюдается только в летние месяцы. А остальные месяцы идет простой в производстве. Основной доход идет от сотрудничества
с туристическими базами» (мужчина 40 лет, мастер по резьбе по дереву, с. Шира). Большая часть мастеров отвечали, что их доход в летние месяцы не превышает 15 тыс. руб. Выгодно отличаются мастера, выполняющие заказы для органов государственной и муниципальной власти. Их доход в среднем составляет 30—40 тыс. руб. и не так существенно зависит от сезонности.
Выявленные проблемы могут быть решены формированием институциональной среды [15, 17] сферы художественных промыслов, включающей в себя:
• расширение рынков сбыта за счет привлечения молодежной целевой аудитории;
• включение этнографического туризма в инфраструктуру сферы народных художественных промыслов;
• создание центра народных художественных промыслов;
• совершенствование системы правового регулирования сферы промыслов и ремесел;
• формирование системы заказа со стороны региональных властей на сувенирно-художествен-ную продукцию для проведения мероприятий праздничного, событийного и представительского характера через информационно-консультативный центр;
• организация кредитных линий для предприятий и предпринимателей промыслов на условиях микрокредитования и сниженной кредитной ставки; создание системы кредитных кооперативов с привлечением не только предприятий и предпринимателей промысла, но и их партнеров.
Предлагаемые мероприятия позволят решить не только внешние, но и внутренние проблемы предприятий и предпринимателей, так как будут созданы условия, позволяющие организациям художественных промыслов Хакасии включиться в рыночную экономику и улучшить результаты своей предпринимательской деятельности.
Таким образом, оценка современного состояния и тенденций развития предпринимательской деятельности в сфере художественных промыслов Республики Хакасия показала следующие результаты:
1) среди населения региона традиции художественных промыслов и ремесел практически утеряны. Естественное воспроизводство народных художественных промыслов и ремесел
в Республике Хакасия в настоящее время не представляется возможным. Самыми распространенными видами промыслов и ремесел по результатам исследования являются: художественная обработка кости и рога, производство одежды и обуви, производство сувениров, производство шерстяной пряжи и войлока;
2) в результате исследования выявилось, что основными являются две проблемы предпринимательства в сфере народных художественных промыслов: сложности сбыта продукции и отсутствие поддержки со стороны региональной и местных властей, что обусловливает занятость большей части мастеров в неформальном секторе экономики региона;
3) выявленные проблемы могут быть решены формированием институциональной среды художественных промыслов, включающей правовое и организационно-экономическое поле поддержки предпринимателей.
Список литературы
1. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства // Общественные науки и современность. 1996. № 1.
2. Анжиганова Л. В. Этническая культура как целостность: историко-эволюционный анализ // Актуальные проблемы сохранения и развития языков, культур и истории народов Саяно-Алтая. Абакан, 2001. С. 156-157
3. Зелинская В. А, КолесникМ.В., Хашева З.М. Кризис, регионы и концепция четырех «И» // Российское предпринимательство. 2010. № 1. С.157-160.
4. Иншаков О. Этноэкономика Юга России: стратегические перспективы в координатах модернизации // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 4. С. 8-20.
5. Иншаков О. В,Ломовцева О. А,БуяноваМ. Э. Этноэкономические риски развития Юга России // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 10.
6. Кара-Мурза С. Г. Демонтаж народа. URL: http://www. rus-crisis. ru/?p=2579.
7. Канцеров Р. А. Этноэкономический сектор КЧР // Этноэкономика в модернизационной парадигме развития национального хозяйства. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та. 2004. С. 42.
8. Колесников Ю. С. Модернизация территориальной организации экономики и макроэконо-
мические функции экономики / Этноэкономика в модернизационной парадигме развития национального хозяйства: ресурсы устойчивости и резервы адаптивности. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2004.
9. Лебедева Н. Н., Ломовцева О. А. Социальный капитал и модернизация этноэкономики Юга России // Общественные науки и современность. 2006. № 2.
10. Логачева А. С. Хакасия - восприятие населением новых условий жизни // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 82—84.
11. Макаров С. П. Российское хозяйство через призму этноэкономики // Философия хозяйства: альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. 2006. № 6.
12. Овчинников В. Н. Этноэкономический уклад в теоретических координатах неформальной экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. № 2. Т. 3.
13. Павлов К. Национальные особенности экономического поведения // Человек и труд. 2003. № 10.
14. Паникарова С. В. Границы и структура эт-ноэкономики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 39 (222). С. 39—47.
15. Паникарова С. В, ВласовМ. В, Чебодаев В. П. Институты развития этноэкономики // Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С. 54—58.
16. Печура О. В. Этноэкономика региона: теоретико-методологический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 56—60.
17. Попов Е. В, Власов М. В, Симахина М. О. Институты регионального развития экономики знаний // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 4.
18. Сурнина Н. М., Печура О. В. Этноэкономика региона: цивилизационные основы и перспективы развития // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. Т. 23. № 1. С.98-104.
19. Тугужекова В. Н. Развитие национальных отношений, национальных культур в Хакасии // Республика Хакасия как субъект Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы: Матер. третьей республиканской науч.-практич. конф., посвященной 10-летию Республики Хакасия. Абакан, 2001. С. 20.