Научная статья на тему 'Предпринимательство как экономический ресурс'

Предпринимательство как экономический ресурс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5498
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуев И. В., Сахарова Л. А.

Функционирование национальной экономики базируется на эко-номических ресурсах, где одним из них выступает предприниматель-ство, которое способно качественно изменить подход к производст-ву конечного продукта экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зуев И. В., Сахарова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство как экономический ресурс»

И.В. Зуев, Л.А. Сахарова, Дальрыбвтуз, Владивосток

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС

Функционирование национальной экономики базируется на экономических ресурсах, где одним из них выступает предпринимательство, которое способно качественно изменить подход к производству конечного продукта экономической деятельности.

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики

предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.

Предпринимательство - это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования

ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и

приумножения собственности [1, с. 247].

В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной [2, с. 328]. Отсюда следует, что риск - главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении «предложения» в соответствие со «спросом» на различных товарных рынках.

А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т.п. [1, с. 197].

В отечественной экономической литературе мнения о характере предпринимательской деятельности в целом совпадают с западными. Российские экономисты Х1Х-ХХ вв. [3, с. 532], давая свои определения понятию «предприниматель», подчеркивали цель деятельности -получение прибыли, и особенности ведения экономических операций -за счет своих средств и на свой риск. В современной отечественной литературе встречаются различные определения рассматриваемого экономического явления - от кратких до весьма обстоятельных.

Предпринимательство - особая деятельность, ставящая целью создание предприятия, которое ориентировано на получение прибыли, что относится ко всем видам бизнеса. Оно представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами [3, с. 321].

Как экономическая категория предпринимательство характеризуется установлением субъектов и объектов хозяйственной деятельности. Предприниматель берет на себя инициативу соединения основных факторов производства (природных ресурсов, труда и капитала) в единый процесс товаров и услуг с целью получения прибыли. Осуществление наиболее эффективной комбинации этих факторов производства с целью получения максимального дохода является объектом предпринимательства. Кроме этого объектом предпринимательства сегодня является не только производственная, но и инновационная, торгово-закупочная, посредническая деятельность, операции с ценными бумагами.

Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах (факторах производства) - природных, трудовых, капитальных (в виде реального капитала, т.е. в формах средств производства, финансовой (денежной), предпринимательских, а также научных (научно-технических, информационных) знаний. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики или региона мира, или всей мировой экономики и в настоящее время предпринимательский ресурс становится все более важным экономическим ресурсом.

Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов - труда, земли, капитала, знаний - для осуществления хозяйственной деятельности [2, с. 339]. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители - предприниматели; его инфраструктура - рыночные институты, его этика и культура.

К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. В русском языке у термина «предприниматель» есть два значения: капиталист, владеющий предприятием, и предприимчивый человек, делец. Таким образом, предприниматель - это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне. Границы слоя

предпринимателей расплывчаты. Так, многие владельцы компаний не принимают реального участия в их управлении. Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести и чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает серьезное воздействие на предпринимательство.

Одна из составляющих предпринимательского ресурса той или иной страны - это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.

Накопительной частью национального предпринимательского потенциала являются этика и культура, сам предпринимательский дух общества. Если предпринимательская этика (а не только национальное законодательство) не допускает обмана партнера, а культура предпринимательства имеет длительную историю, и значительная часть общества стремится к ней, то подобная атмосфера способствует изобилию предпринимательского ресурса в стране.

В целом можно сделать вывод, что в той или иной стране предпринимательский ресурс обилен, если в ней немало опытных и образованных предпринимателей, развита рыночная инфраструктура, имеет глубокие корни предпринимательские этика и культура, а сам дух общества не просто благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему значительной части населения. Подобными характеристиками обладают, прежде всего, развитые страны, большинство из которых взращивали предпринимательский ресурс столетиями (Европа) или являются наследниками старой предпринимательской культуры (Северная Америка и другие переселенческие страны), а также некоторые из новых развитых и новых индустриальных стран с глубокими торговыми традициями (это, прежде всего, государства Восточной и Юго-Восточной Азии).

Мировой опыт также показал, что предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в указанных странах, если сильная степень либерализации хозяйственной деятельности сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой мелкого и среднего предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.

В целом предпринимательский ресурс можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики.

Уникальность значения предпринимательского потенциала состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы - труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риск

и умения предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиционная активность, технологические нововведения напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов и государственного регламентирования, позволил США и ряду других западных стран весьма эффективно преодолеть многие экономические трудности 80-90-х гг.

Можно утверждать, что предпринимательская способность как ресурс более эффективно реализуется в условиях максимально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешной реализации предпринимательского потенциала являются, прежде всего, сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высоко конкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.

В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль обычно играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40 % ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса. Государство оказывает предпринимательству широкую поддержку. В стране наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом -Администрацией малого бизнеса - при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, призванных способствовать развитию бизнеса в конкретном регионе, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности. Кроме того, в США в середине 90-х гг. действовало около 600 так называемых предпринимательских инкубаторов, т.е. специализированных государственных и полугосударственных учреждений, осуществляющих многоплановую поддержку вновь создающимся компаниям. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их «выращиванию» и становлению.

Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую оплату - предпринимательский доход. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход -это та плата, которую получает предприниматель за свои организаторские способности по объединению и использованию

экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.

В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство переживает своеобразный «ренессанс». Все больше людей вовлекается в бизнес, начиная с собственного небольшого дела. Если в 50-е гг. в США ежегодно регистрировалось в среднем примерно 130 тыс. фирм, в 60-е - 220 тыс., в 70-е - 350 тыс., то в 80-е гг. ежегодно возникало в среднем до 600 тыс. фирм. Причина этого явления видится в результате действия, по меньшей мере, трех факторов.

Во-первых, это результат технического прогресса, научно-технической революции, в ходе которой была создана чрезвычайно

производительная техника. Повысилась роль информатизации

общества, значимость информационных услуг, которые могут

предоставляться небольшими коллективами или предпринимателями, работающими индивидуально с персональным компьютером, в ряде случаев на дому.

Второй фактор, способствующий расцвету предпринимательства, -это усложнение индивидуальных и общественных потребностей людей. В основе этого - опять же технический прогресс: сегодняшняя эпоха отличается от других не только тем, как, какими орудиями труда производятся товары, но и тем, какие потребительские товары производятся. Потребности современного общества столь многообразны, что только предпринимательство с его гибкостью и быстрым реагированием способно их более или менее успешно удовлетворять. Запросы общества, направленные на удовлетворение потребностей, как раз и служат толчком к расширению сферы предпринимательской активности. Отвечая на эти запросы, предприниматели обеспечили рост эффективности производства, дали миру множество новинок.

В мелких фирмах, созданных талантливыми предприимчивыми людьми, появились первые автомобили, самолеты, кондиционеры, фотокамеры мгновенной фотографии, копировальные аппараты, аэрозольные баллончики, пенные огнетушители, застежки-молнии, безопасные бритвы и многие-многие другие, ныне широко используемые товары. Сегодня много прогрессивных идей рождается и превращается в инновации именно в мелких фирмах, где дух предпринимательства особенно силен. Нововведения становятся двигателем роста, повышая значимость предпринимательства в обществе. В связи с тем, что экономика начинает характеризоваться все в большей степени процессом создания и распространения разнообразных новшеств во всех ее сферах, среди движущих сил экономического роста значительно возрастает роль невещественных условий.

Третий фактор расцвета предпринимательства в последние годы -фактор политический. Развитие предпринимательства в США и других странах с развитыми формами демократии и рыночной экономики

свидетельствует о том, что старый корпоративный капитализм постепенно превращается в общество с гораздо большей степенью экономической свободы, чем ранее. Свобода в принятии решений и их реализации - это необходимое условие для предпринимательства. Она, разумеется, сопряжена с полной экономической ответственностью за результаты деятельности.

Если рыночная система зарекомендовала себя более эффективной сравнительно с командно-административной, если она может дать обществу несравненно больше, чем противоположная ей, если она обеспечивает более высокие темпы социально-экономического роста, если она выступает как одна из основ свободы личности в производственной сфере и вне ее, то наше возвращение на путь так называемого капиталистического развития является совершенно естественным. Правда, предпринимательство порождает много острых экономических и социальных проблем для всего общества (безработица, банкротство, неустойчивость хозяйственных связей и др.), однако результат того стоит.

В Приморском крае малые и средние предприятия являются основой всего предпринимательства в регионе. Следует выделить наиболее крупные сферы хозяйственной деятельности, а именно: сельское хозяйство, обрабатывающее производство, оптовую и розничную торговлю, строительство, транспорт и связь, а также финансовую деятельность (табл. 1).

Таблица 1

Число малых предприятий по видам экономической деятельности

Вид деятельности 2007 г. 2008 г. 2009 г.

единиц в % к итогу единиц в % к итогу единиц в % к итогу

Сельское хозяйство 587 3 600 3 747 3

Обрабатывающее производство 1844 10 1878 10 2257 10

Оптовая и розничная торговля 9788 49 9837 49 10753 48

Строительство 2152 11 2172 11 2471 11

Транспорт и связь 2051 10 2077 10 2399 11

Финансовая деятельность 3345 17 3348 17 3772 17

Всего 19767 100 19912 100 22399 100

Из данных таблицы следует, что в крупнейших сферах малого и среднего предпринимательства Приморского края наблюдается увеличение численности предприятий. Хотя следует отметить, что в 2008 г. прирост численности предприятий является наименьшим. Очевидно, это связано с финансовым кризисом.

Отдельно следует выделить рыбодобывающую отрасль, так как она является ведущей в регионе (табл. 2). Приморье обладает

крупнейшим в системе рыбной промышленности страны рыбохозяйственным комплексом, что объективно обусловлено имеющейся на Дальнем Востоке мощной сырьевой базой, геостратегическим положением края, наиболее благоприятными для бассейна климатическими условиями, наличием незамерзающих и выходящих на Транссибирскую магистраль морских рыбных портов, трудовых ресурсов.

Таблица 2

Улов рыбы и добыча других морепродуктов, т

Год 2005 2006 2007 2008

Улов 634341 638285 700640 710000

Доля края в общероссийском улове рыбы и добыче морепродуктов в 2007 г. составила около 21 %. Среди регионов Дальнего Востока край также занимает лидирующие позиции: по вылову - 32 %, по выпуску товарной пищевой рыбной продукции - более 27 %, по выпуску рыбных консервов - более 66 %.

Диаграмма (рисунок) явно свидетельствует об увеличении улова рыбы и других морепродуктов.

Улов рыбы и добыча других морепродуктов, т.

720000 700000 680000 660000 640000 620000 600000 580000

2005 2006 2007 2008

По данным Управления рыбного хозяйства Приморского края, прогнозные значения отдельных показателей выглядят следующим образом (табл. 3):

Данный прогноз основывается на увеличении количества предпринимательских структур в системе РХК.

Важным резервом сырьевой базы на Дальнем Востоке являются неиспользуемые длительное время ресурсы прибрежной зоны рыболовства и рыбы материкового склона.

Для реализации данной задачи необходимы предприятия с высокой степенью мобильности и гибкой структурой адаптации к рыночному спросу. Это под силу малому и среднему бизнесу,

соответственно и предприятиям, которые могут усилить свой потенциал за счет внедрения инновационных решений, что характерно для малых предприятий.

Таблица 3

Прогнозные значения отдельных показателей

Наименование позиции Прогноз

2009 2010 2011 2012 2013

Улов рыбы и морепродуктов, тыс. т, в % к 2007 г. 750 107,1 765 109,2 775 110.6 790 112,8 800 114,2

Товарная пищевая рыбная продукция, тыс. т, в % к 2007 г. 587,5 100,1 590,4 100,7 596 101,6 607 103,5 614 104,7

Объем товарного рыбоводства, т, в % к 2007 г. 1326 121,3 1618 148,0 2023 1,9 раза 2603 2,4 раза 2803 2,6 раза

Библиографический список

1. Бусыгин А.В. Предпринимательство: учебник. М.: Дело, 2006. 536 с.

2. Шевченко В.М. Основы предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 2003. 692 с.

3. Булатов А.С. Экономика. М.: Экономистъ, 2004. 894 с.

4. Шаповалов В.Ф., Баукова Н.Г., Карпова М.И. и др. Приморский

край. Социально-экономические показатели: Статистический

ежегодник. Владивосток: Приморскстат, 2008. 318 с.

5. Шаповалов В.Ф., Баукова Н.Г., Карпова М.И. и др. Приморье: день за днем 2009. Владивосток: Приморскстат, 2009. 125 с.

6. Шаповалов В.Ф., Баукова Н.Г., Карпова М.И. и др. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края. Владивосток: Приморскстат, 2008. 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.