УДК 338 ББК 65.35(255)
М. А. САЛТЫКОВ
Тенденции и проблемы рыбохозяйственного комплекса Приморского края за 2007-2014 годы: поиск новых финансовых механизмов развития
Анализируются основные негативные тенденции развития рыбохозяйственного комплекса Приморского края; показана экономическая значимость регионального рыбного хозяйства; предлагаются механизмы финансовых институтов для продвижения инвестиционных программ.
Ключевые слова: финансово-экономические проблемы, рыбохозяйственный комплекс, целевая программа, инвестиции, ресурсы.
M. A. Saltykov
The Tendencies and Challenges in Fishing Industry of Primorsky Region
over the Period of 2007-2014: Search for New Financial Development Mechanisms
The author analyzes the key tendencies which have a negative impact on development of fishing industry in Primorsky Region, as well as proposes the mechanisms of financial institutes which would promote investment programmes.
Keywords: financial and economic problems, fishing industry, purpose-oriented program, investments, resources.
Рыбохозяйственный комплекс Приморского края занимает ведущие позиции на региональном и национальном рынках рыбной продукции, является поставщиком рыбы и морепродуктов в страны АТР. В пореформенные годы комплекс столкнулся со структурными изменениями финансово-экономического и управленческого характера, разрывами экономических связей между производственной цепочкой и вспомогательной
САЛТЫКОВ Максим Александрович — кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета; доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток.
82
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015
инфраструктурой, оказавшими отрицательное влияние на производственный процесс предприятий комплекса.
В последние годы как на федеральном, так и региональном уровнях были реализованы определенные меры, направленные на обеспечение роста и стабильности работы предприятий рыбохозяйственного комплекса (РХК), а именно: приняты федеральная целевая программа «Мировой океан», «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах», программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы», разработана Концепция рыбопромышленного кластера и развития аукционной торговли в Приморском крае [9]. Кроме того, созданы специализированные механизмы, такие как «Инвестиционное агентство Приморского края» и другие подобные структуры, целью которых является привлечение инвестиций в экономику региона. Тем не менее, анализ финансово-экономических показателей отражает определенные негативные тенденции в функционировании предприятий рыбохозяйственного комплекса, а именно:
1. На протяжении длительного времени происходит снижение численности всех групп флота рыбной промышленности Приморского края, при этом его износ увеличивается. Например, в 1990 г. флот рыбной промышленности составлял 643 судна, из них 100 ед. - крупнотоннажный. В 2012 г. в состав рыбопромыслового флота Приморского края уже входило 423 судна, в том числе рыбодобывающий флот - 386 судов. В их числе 53 крупнотоннажных судна, 146 среднетоннажных, 187 малотоннажных и маломерных судов [1]. По различным прогнозам при сохранении тех же темпов выбывания уже через 5 лет будет списано до 30% рыболовного флота [2].
2. Анализ уловов предприятий Приморского края показывает, что современный вылов рыбы и других морепродуктов - 801, 9 тыс. т - составляет 45% от улова 1990 г. (1 832,1 тыс. т), 62% от улова 1995 г. (1 320,5 тыс. т), при этом доля предприятий Приморского края в относительных уловах по Дальнему Востоку снижается с 39,8% в 1990 г. до 28,6% в 2012 г. и 27,% в 2014 г. (рис. 1) [3].
На этом фоне, исходя из прогнозов состояния потенциальной сырьевой базы, при наличии хорошей производственной базы эксперты ФГУП ТИНРО предполагают возможный рост вылова: в 2020 г. - 3 092 тыс. тонн, в 2025 г. - 3 463 тыс. тонн по Дальневосточному бассейну. При этом существует дополнительный потенциал недоиспользуемых и невостребованных некоторых видов биоресурсов [8].
3. Хотя показатель среднемесячной заработной платы в отрасли и темп ее роста несколько превышает среднекраевые значения, тем не менее в отрасли наблюдается сокращение численности занятых. За период с 2007 по 2014 г. сокращение составило 5,4 тыс. человек. При этом в структуре отрасли происходит перераспределение трудовых ресурсов. В 2010 г. на рыболовство приходился 81% занятых, в 2014 г. уже - 69% (рис. 2) [11].
ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
83
Рис. 1. Улов рыбы и добыча других морепродуктов, тонн
Рис. 2. Среднесписочная численность работников за 2007-2014 гг.
4. В стоимостном выражении наблюдается увеличение основных производственных фондов, но в сравнении с фондами края их удельный вес постепенно снижается c 4,8% в 2007 г. до 1,6% в 2013 г. При этом износ на 16,4 показателя выше, чем в среднем по крупным и средним организациям края (рис. 3) [10; 11].
5. Анализ экономической значимости комплекса показал снижение удельного веса отрасли в экономике края, удельный вес добавленной стоимости РКХ на протяжении длительного времени нестабилен и имеет тенденцию к снижению валового регионального продукта (ВРП) c 6,7% в 2007 г. до 5,5% в 2013 г. (рис. 4) [10; 11].
6. В 2014 г., как и в предыдущие годы, сохранилось значительное превышение объемов экспорта рыбы, но основной товарной продукцией экспорта рыбы остается сырье (рыба свежая и мороженая - 64%). Причем наблюдается замедление темпов роста экспорта и ускорение темпов роста импорта как в денежном, так и весовом выражении.
7. Относительно марикультуры необходимо отметить рост объема производства, но соотношение марикультуры и выловленной рыбы значительно
84
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015
меньше среднемировых (2/1) и даже российских показателей (30/1) и составляет всего 0,7 % от доли добытых морепродуктов (рис. 5).
8. Анализ финансовых показателей РХК свидетельствует, что доля убыточных организаций на протяжении ряда лет находится в пределах 30% от общей их численности, при этом объем кредиторской задолженности по отрасли возрастает, а доля собственных средств в структуре капитала во всех видах рыбохозяйственной деятельности ниже нормативного значения (рис. 6).
а)
б)
12 400,0 11 400,0 10 400,0 9 400,0 8 400,0 7 400,0 6 400,0 5 400,0 4 400,0
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 3. Удельный вес основных производственных фондов РХК в фондах Приморского края:
а) основные производственные фонды рыбохозяйственного комплекса, млн р.; б) удельный вес основных производственных фондов рыбохозяйственного
комплекса, %
9. К 2014 г. наблюдается рост инвестиционной активности по сравнению с 2010 г. (на 20,1%), но удельный вес инвестиций в РХК в общем объеме инвестиций края составляет 1,2%. Основная доля инвестиций направлена на развитие рыболовства - 57,4 % (в 2013 г. - 63,7%), другие же сектора РХК остаются недофинансированными (рис. 7) [11].
10. Главным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства, они составили - 91,5%; банковские кредиты - 5,6% (72,3 млн р.) и средства федерального бюджета - 2,2 % (28,7 млн р.) [11]. Основной объем инвестиций осуществлялись компаниями: ЗАО «Интрарос», ОАО «ПБТФ», ЗАО «Южморрыбфлот», ОАО «НБАМР», ОАО «Турниф» (рис. 8).
ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
85
а)
б)
557 489 575 615
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
■ Валовый региональный продукт, млн р.
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 4. Удельный вес рыбохозяйственного комплекса ВРП Приморского края: а) добавленная стоимость рыбохозяйственного комплекса, млн р.; б) удельный вес добавленной стоимости рыбохозяйственного комплекса в ВРП края, %
6 000,0 5 000,0 4 000,0 3 000,0 2 000,0 1 000,0 0,0
1
-Г 1
П Р
]Щи ~ щ Щш _
йж ш itr
2010 2011 2012 2013 2014
CJ вся продукция й гребешок приморский
| ламинария японская | мидия тихоокеанская
■ трепанг
Рис. 5. Объемы выращенной продукции марикультуры за 2010-2014 гг., тонн
86
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015
а)
б)
16 О о со
15 о о со
14 о о со
13 о о со
12 о о со
11 о о со
10 о о со
9 о о со
8 о о со
32
31
30
29
28
27
26
25
24
15 817,1
16 236
2010 2011 2012 2013 2014
32
2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 6. Финансовые показатели рыбохозяйственного комплекса Приморского края: а) кредиторская задолженность на конец года, млн р.; б) удельный вес убыточных предприятий к общему годовому итогу, %
2 000 1 500 1 000 500 0
2010 2011 2012 2013 2014
В Рыболовство В Рыбоводство
У Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов
Рис. 7. Динамика инвестиций рыбохозяйственного комплекса Приморского края в 2010-2014 гг., млн р.
ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
87
а)
б)
Банковские
кредиты
6%
Федеральный бюджет 2%
Собственные средства организаций 92%
Рис. 8. Источники инвестиций в основной капитал предприятий рыбохозяйственного комплекса Приморского края:
а) удельный вес собственных средств предприятий РХК в финансировании
инвестиций в основной капитал, %;
б) источники финансирования инвестиций в основной капитал в 2014 г., %
Таким образом, можно отметить, что рыбохозяйственный комплекс функционирует в условиях нестабильности и высоких экономических рисков, а при сохранении сформировавшихся тенденций в перспективе возможны снижение объемов производства и потеря рынка. Финансово-экономические и административные проблемы препятствуют обновлению основных производственных фондов и реализации инвестиционных программ. Имеющиеся государственные программы и механизмы не оказывают существенного эффекта на развитие регионального рыбохозяйственного комплекса. В настоящее время возникает ряд вопросов по перспективе развития рыбного хозяйства и стратегических приоритетах в отрасли в условиях острой внешней конкуренции, например:
- Какие направления должны получить максимальную государственную поддержку?
- Что более приоритетно - развитие прибрежного или океанического (промышленного) рыболовства?
- Станет ли марикультура перспективным направлением регионального рыбного хозяйства?
- В какие сегменты производства рыбной продукции должны быть направлены основные инвестиции и созданы благоприятные экономические и административные условия?
88
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015
- Как должно быть организованно рыбное хозяйство? Это формирование рыбохозяйственных кластеров и поддержка малого предпринимательства, которое по численности организаций составляет около 80%, или важнее поддержка основных ведущих производителей, на долю производства которых приходится до 70-80% рыбопродукции в различные периоды времени?
Как следствие, с учетом определенных приоритетов должны быть созданы благоприятные условия для определенного вектора устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Приморского края.
В октябре 2015 г. состоялось заседание Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, на котором были предложены и обсуждались определенные новации, а именно:
- наделение дополнительными квотами пользователей, осуществляющих строительство высокотехнологичных судов на российских верфях или строительство рыбоперерабатывающих заводов. Для этих целей планируется выделение до 20% от общего объема квот. По расчетам Росрыболовства, в результате такой поддержки в течение 5-10 лет может быть построено около 35 крупно- и среднетоннажных и около 50 малотоннажных судов;
- «исторический принцип» распределения квот заменен на принцип «квоты под киль» [4].
Механизм снижения розничных цен должен осуществляться через развитие каналов сбыта посредством прямых договоров с торговыми сетями и биржевой аукционной торговлей, а также специальных программ «Доступная рыба». Например, в Сахалинской области, реализующей данный проект, суммарная накрутка в опте и рознице на рыбопродукцию предприятий, участвующих в проекте, составляет не более 23% (без учета транспортной доставки) [4; 6; 13].
В качестве ключевых механизмов госрегулирования и поддержки развития отрасли рассматриваются:
- обеспечение доступности банковских кредитов;
- развитие системы налоговых стимулов;
- минимизация административных преград при добыче водных биоресурсов и переработке продукции;
- льготная тарифная политика перевозок по железной дороге.
При этом, по мнению Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, этих мер недостаточно, а Концепция «квот под киль» - недоработана. В виду того, что не решен вопрос финансирования, неясно, кто будет выделять средства на строительство новых судов. В настоящее время стоимость крупнотоннажного судна может составлять 65-70 млн долл. США, немногие предприятия смогут построить хотя бы одно судно, т. е. меры поддержки должны не только обсуждаться, но и подкрепляться четкой государственной политикой по строительству флота [7].
Анализ мировой практики показывает, что большинство государств оказывают комплексную поддержку судостроению, включающую субсидии,
ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
89
низкие ставки, длительный срок ссуды, налоговые льготы. Например, в странах Евросоюза предоставляются кредиты на постройку судов на условиях ОЭСР1: ссуда - до 80% цены; срок кредита - 10 лет; ставки - не более 6% годовых, кроме того предоставляются налоговые льготы. В США выделяется ссуда - 87,5% от цены судна на срок до 25 лет.
В данной ситуации показателен опыт реализации эффективных финансово-экономических механизмов управления судостроительной отраслью таких стран, как Япония, Китай, Республика Корея, являющихся в настоящее время мировыми лидерами судостроения и судоремонта. В Японии ссуда составляет 60-80% от цены судна, срок ссуды - 10-15 лет под 5-8% годовых. В Республике Корея и Японии до 50% затрат на НИОКР в области судостроения обеспечивается государством, причем в Республике Корея это составляет около 250 млн долл. США в год. В Китае НИОКР на 100% финансируется государством [14]. В целом можно отметить комплекс факторов, обеспечивающих конкурентоспособность судостроительной отрасли [12]:
- комплексная государственная поддержка судостроения, включающая механизмы финансово-экономического стимулирования, таможенного регулирования импорта, внедрения новых технологий и модернизации судоверфей, и др.;
- повышение квалификации персонала, что в результате увеличивает производительность и снижает себестоимость судостроения;
- создание условий для кооперации науки и бизнеса, а также формирования научно-исследовательской базы, обеспечивающей современный технологический облик отрасли.
Анализ российской практики показывает, что в качестве источника финансовых ресурсов обновления флота могут рассматриваться сформированные государством так называемые финансовые институты развития - специализированные организации с государственным участием, которые обеспечивают инвестирование приоритетных секторов экономики. Крупнейшими и наиболее функциональными из них являются:
- Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона;
- Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
- ОАО «Инвестиционный фонд Российской Федерации»;
- ОАО «Российская венчурная компания»;
Программа «Старт», которая реализуется Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - Фонд). По условиям программы «Старт» возможно осуществление поддержки малых рыбохозяйственных предприятий в секторе марикультуры и биотехнологий.
1 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
90
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015
На поддержку проектов-победителей Фонд выделяет по 6 млн р. на НИОКР в течение трех лет. Примером взаимодействия может стать совместный проект Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона с Сахалинской областью; проект предполагает создание совместной инвестиционной платформы. Компании смогут получить займы по процентной ставке, сниженной в два раза - с 10 до 5%, что позволит повысить доступность инвестиционных ресурсов [5].
Таким образом, анализ показал, что за период 2007-2014 гг. реализуемые государственные механизмы не оказывают необходимого эффекта на развитие регионального рыбохозяйственного комплекса. Сложившиеся негативные тенденции могут привести к снижению объемов производства и потери рынка, что вызывает необходимость поиска новой стратегии развития рыбного хозяйства региона. Созданные в последние годы государственные финансовые институты пока не участвуют в финансировании модернизации рыбохозяйственного комплекса, но потенциально могут являться источником ресурсов для обновления флота, основных производственных фондов рыбного хозяйства.
Список литературы
1. Государственная программа Приморского края «Развитие рыбохозяй-
ственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/
departments/fishery/programa-of-primorsky-krai/
2. Ефремов А. В. Принципы и методики управления отраслью требуют модернизации // Fishnews. 2015. 16 окт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fishnews.ru/rubric/lichnoe-mnenie/
3. Жук А. П. Современная структура флота рыбной промышленности Приморского края / А. П. Жук, М. А. Мизюркин // Рыбное хозяйство. 2015. № 3. С. 50-56.
4. Заседание президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса // Fishnews. 2015. 20 окт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/
5. Инвесторы на Сахалине и Курилах смогут получать кредиты под 5% годовых [Электронный ресурс]// РИА Новости. 2015. 4 сент. Режим доступа: http://fondvostok.ru/press-tsentr/publikatsii/investory-na-sakhaline-i-kurilakh-smogut-poluchat-kredity-pod-5-godovykh/
6. Итогами Госсовета могут стать «квоты под киль» и 100% плата за ресурсы [Электронный ресурс] // Fishnews. 2015. 19 окт. Режим доступа: http://fishnews.ru/news
7. Мартынов Г. Г. Концепция «квот под киль» - это полумера [Электронный ресурс] // Fishnews. 2015. 25 сент. Режим доступа: http://fishnews.ru/rubric/lichnoe-mnenie/
ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
91
8. Мельников И. В. Современное состояние сырьевой базы рыбной промышленности Дальневосточного бассейна и перспективный прогноз ее развития на период до 2025 г. / И. В. Мельников, А. А. Байталюк // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 3. С. 15-21.
9. О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 389-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы» [Электронный ресурс]: постановление [от 27.06.2014], № 243-па. Режим доступа: http://domino.primorsky.ru/IS-APK/ k-protokol.nsf/
10. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края. 2011: сборник с аналитической запиской / Приморскстат. 2012. 51 с.
11. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края. 2014: сборник с аналитической запиской / Приморскстат. 2015. 46 с.
12. Салтыков М. А. Перспективы судостроительной и судоремонтной промышленности Дальневосточного федерального округа Таможенная политика России на Дальнем Востоке. / М. А. Салтыков, А. С. Малышева // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 4 (61). С. 32-43.
13. У рыбаков прибавится государственных забот [Электронный ресурс] // Fishnews. 2015. 22 окт. Режим доступа: http://fishnews.ru/mag/articles/
14. Шамрай Ф. А. Вопросы обеспечения конкурентоспособности судостроения [Электронный ресурс] // Информационный морской журнал. 2011. № 1(11). С. 9-23. Режим доступа: www.korabel.ru