УДК 316.4.051
Полутова Марина Александровна Marina Polutova
ГЕНЕЗИС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ О СУЩНОСТИ И ХАРАКТЕРНЫХ ПРИЗНАКАХ ФЕНОМЕНА «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
THE GENESIS OF IDEAS ABOUT NATURE OF FOREIGN RESEARCHERS AND CHARACTERISTICS OF THE PHENOMENON OF «ENTREPRENEURSHIP»
Рассмотрены изменения представлений зарубежных ученых о природе и характерных признаках феномена «предпринимательство». Дана оценка равнозначности использования терминов «предприниматель» и «бизнесмен». В исторической ретроспективе выделены основные этапы генезиса теории предпринимательства за рубежом. Рассмотрены особенности развития теории предпринимательства в рамках синергетической экономической теории
Ключевые слова: предприниматель, предпринимательство, собственность, капитал, прибыль, предпринимательские риски, инноваци-онность, бизнесмен, бизнес, синергетическая экономика, открытая система, самоорганизация, нелинейная динамика
The study of foreign scientists views about nature and characteristic features of the phenomenon of «entrepreneurship». The estimation of equivalence between the use of the terms «employer» and «businessman» is presented in the article. In historical retrospect, the author highlights the main stages in the genesis of the theory of business abroad. The features of the development of the theory of entrepreneurship within a synergetic combination of economic theory are described
Key words: entrepreneur, entrepreneurship, property, capital, profits, business risks, innovation, business, synergetic economy, open system, self-organization, nonlinear dynamics
Необходимость анализа феномена «предпринимательство» связана с тем, что в науке отсутствует единство в понимании сущности этого явления, его отличительных признаков и даже четкого и общепринятого определения самого термина «предприниматель». Основные причины этого обстоятельства, по мнению В.Н. Дружинина, следующие:
— предпринимательство — сравнительно новый, по крайней мере, в масштабах исторического развития общества феномен;
— это развивающееся явление, поэтому оно подвержено существенным изменениям
даже в своих сущностных характеристиках и имеет глубокую специфику в различных исторических, экономических и социокультурных условиях;
— это сложное многоаспектное явление, в котором тесно переплетаются экономические, социальные и психологические стороны [1].
Понятие «предприниматель» появилось впервые во Франции в XIII в. и происходит от французского «entrepreneur» (антрепренёр, предприниматель) — посредник, из глагола «entreprendre» — предпринимать, затевать. Использовалось это понятие в двух значениях:
1 ) так называли лиц, отвечающих за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов;
2) так обозначались организаторы парадов и музыкальных представлений.
С XV в. французский термин «entreprendre» ложится в основу английского «enterprise», что имеет три значения:
1) сложный, рискованные проект или дело;
2) готовность к активным действиям, инициативность;
3) совместное хозяйственное предприятие; разновидность бизнеса; постоянная направленная деятельность [2].
В формировании теории предпринимательства, с точки зрения мировой науки, выделяется несколько основных этапов.
На первом этапе исследователи делали акцент на таком важном и сложном аспекте предпринимательства как несение риска, поскольку в исторической ретроспективе исходным видом предпринимательской деятельности была торговля, связанная с перемещением товаров с рынка на рынок, а источником дохода служила разница в ценах.
Еще в XVIII в. ирладским банкиром и экономистом Ричардом Кантильоном (1680-1734) в работе «Очерк о природе торговли вообще» («Essai sur la nature du commerce en gnral», 1755) выдвинуто положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства. В этой книге, изданной в 1755 г. в Лондоне на французском языке, Р. Кантильон размышляет о богатстве и его распределении, подробно описывает теорию населения и теорию денежного обращения, особенно выделяет главенствующую роль предпринимателей. Именно в этой работе Р. Кантильоном сформулировано одно из первых определений человека, занимающегося частной экономической ( коммерческой) деятельностью именно в качестве «предпринимателя» — «покупает по определенной цене, чтобы продать по неопределенной цене...». По Р. Катильону, предприниматель — это «человек, подвергающий себя риску непостоянных дохо-
дов: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.п., но не рабочий и государственный чиновник с постоянным жалованием и не земельный собственник, получающий ренту» [3].
Точку зрения Р. Катильона разделял известный шотландский экономист, основоположник научной экономической теории — Адам Смит (1723-1790). А. Смит определял предпринимателя как собственника капитала, который ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск, он был уверен, что либеральный подход к предпринимательству со стороны государства самый лучший — ни во что не вмешиваться и дать полную свободу «невидимой руке рынка». В своем капитальном труде «Исследовании о природе и причинах богатства народов» А. Смит отражает три основные составляющие деятельности предпринимателя: прибыль — как цель деятельности, коммерческая идея — как способ ее достижения, риск — как неизбежное негативное условие всего процесса [4].
Несколько позже интерес к фигуре предпринимателя отразился в работе французского экономиста и государственного деятеля Анна Роберта Жака Тюрго (1727-1781) «Размышления о создании и распределении богатства» («Réflexions sur la formation et la distribution des richesses», 1770). Развивая идеи А. Смита, А. Тюрго считает, что межотраслевое равновесие, нормальный процесс воспроизводства и бесперебойной реализации совокупного продукта обеспечивают именно предприниматели. А. Тюрго описывает трехклассовую структуру общества — производительный класс, класс собственников и непроизводительный (бесплодный) класс. Предприниматели (или капиталисты) получают прибыль за вложенный капитал (авансы по его терминологии ), наемные работники — заработную плату за труд. А. Тюрго отмечает, что и представители класса собственников могут оказаться предпринимателями (капиталистами), если вложат свой капитал для получения прибыли в предприятия производительного или бесплодного класса [5].
Последователями теории рисков Р. Ка-мильтона стали представители и немецкой классической школы XIX в. и Г. фон Ман-гольдт, и И. Тюнен.
Представитель немецкой классической школы Г. фон Мангольдт (1824-1868) опубликовал в 1855 г. работу «Действительное назначение предпринимателя и истинная природа предпринимательской прибыли» («Die Lehre vom Unternehmergewinn»). В центр своих теоретических исследований предпринимательства он поставил несение риска как важнейшую ролевую функцию предпринимателя, однако попытался более подробно рассмотреть ее в производственной плоскости. «То, что само по себе является неотделимым от понятия «предприниматель», заключается, с одной стороны, во владении ... контролем за произведенной продукцией, а с другой — в принятии на себя ответственности за любого рода возможные убытки». Относительно теории риска Г. фон Мангольдт разделил понятия «производство на заказ» и «производство на рынок». В производстве на заказ гарантирован доход, поскольку заранее ясен заказчик и определена цена. Следовательно, риск минимален или вообще отсутствует. В производстве на рынок такая неопределенность присутствует, так как продукт предназначен для продажи при неопределенном спросе и неизвестной цене. Относя деятельность предпринимателя к «производству для рынка», Г. фон Мангольдт первым ставит вопрос об оценке степени риска, который несет предприниматель [6].
Еще один представитель немецкой классической школы XIX в. Й. фон Тюнен (1783-1850), пытаясь определить величину предпринимательского дохода, или «выигрыша», прямо связывал его появление с предпринимательским риском. При этом исходной предпосылкой Й. фон Тюнен считал то обстоятельство, что «... не существует такой страховой компании, которая застрахует от любого вида риска, связанного с бизнесом. Всегда часть риска должен брать на себя предприниматель». По Й. фон Тюнену, ожидания предпринимателя отражают сознательный выбор в
пользу неопределенной, чреватой риском потерь ситуации. В случае неблагоприятной для него ситуации он может потерять все, в отличие от служащего, а в качестве награды в общий доход предпринимателя помимо вознаграждения за риск входит как основа — вознаграждение за предпринимательское искусство, т.е. за деятельность предпринимателя как новатора. И как новатор-изобретатель, предприниматель вознаграждается за эту функцию из суммы экономического эффекта от применяемого им данного усовершенствования или изобретения. Таким образом, Й. фон Тюнен соединил в лице предпринимателя исполнение функций несения риска и реализации нововведений, тем самым преодолев известную односторонность взглядов основоположника теории предпринимательства Р. Кантильона [7].
И тем самым открыл второй этап развития теории предпринимательства, концентрируя внимание на особенностях личности предпринимателя, а также на отделении функции предпринимательства от собственника и интерпретации предпринимателя как менеджера, управляющего факторами производства: земля, капитал, человеческий фактор, необходимые для организации производственного процесса и производства продукта.
Французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832), в отличие от А. Смита, полагал, что не предприниматели-землевладельцы, а промышленные и финансовые предприниматели являются основной движущей силой развития экономики страны. По мнению Ж.Б. Сея, предприниматель — «антрепренер перебрасывает экономические ресурсы из сферы малой продуктивности в сферу большой продуктивности и пожинает плоды». У Ж.Б. Сея прослеживается выделение специфических функций, отделяющих предпринимателя от капиталиста или менеджера. Важнейшими функциями предпринимателя являются:
1) соединение факторов производства (капитала и труда);
2) сбор информации и накопление необходимого опыта;
3) принятие решения и организация производственного процесса.
Особенно настойчиво Ж.Б. Сей подчеркивает творческий, экспериментальный и рискованный характер деятельности предпринимателя, в отличие от повседневного, рутинного руководства, а также рассматривал предпринимателя и предпринимательство в исторической перспективе, акцентируя внимание на преимуществах обществ, где действуют люди с предпринимательскими способностями [8].
Немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883) рассматривает термин «предприниматель» в своем главном произведении «Капитал» как синоним понятия «капиталист» («иМегпеИтег», агМ^еЬег»). По К. Марксу, не любой капиталист является предпринимателем, он делит их на две категории:
1) функционирующие капиталисты;
2) денежные капиталисты.
Первые создают товары и услуги, вторые обеспечивают их ссудным капиталом. Только капиталист, получающий предпринимательский доход от предпринимательской деятельности, является истинным предпринимателем, ростовщики в эту категорию не входят. Ростовщик же является истинным капиталистом, собственником капитала, который обслуживает предприниматель, являясь по сути «наемным работником» [9].
Ряд западных экономистов и социологов более позднего времени рассматривали предпринимателя и предпринимательство в исторической перспективе, говорили об универсальном характере предпринимательства, о наличии у определенной категории людей так называемого «предпринимательского духа», об особой чуткости предпринимателя к нахождению наиболее перспективных путей развития бизнеса и самостоятельности его суждений в принятии решений.
Своеобразен подход к проблеме предпринимательства у немецкого экономиста и социолога Вернера Зомбарта (1863-1941), который различал в предпринимателе два враждующих начала:
1) предпринимательский дух ( готовность к риску, духовную свободу, богатство идей, волю и настойчивость, умение соединять людей для совместной работы);
2) бюргерский дух (прилежание, умеренность, расчетливость и другие традиционные буржуазные добродетели).
Предприниматель, по В. Зомбарту, «должен осуществлять весьма различные функции, а именно: завоевателя, организатора, торговца». Осуществление этих функций требует определенных способностей и душевных качеств, поэтому личность предпринимателя В. Зомбарт буквально «сакра-лизировал»: «...предприниматель является организатором, обладающим недюжинной изобретательностью; среди людей он мудро отбирает самых способных; среди товаров проницательно отыскивает наилучшие; быстро оценивает свои шансы на успех; проявляет напористость в своих отношениях с поставщиками; предприниматель видит так, как если бы имел тысячу глаз, слышит так, как если бы у него была тысяча ушей, и осязает так, как если бы располагал тысячью пальцами» [10].
В отличие от В. Зомбарта, считавшего предпринимательский дух производной от биологических факторов, Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог и экономист, в свой работе «Протестантская этика и дух капитализма» усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и «духом капитализма», основанном на идеале предпринимателя-рационалиста. Главный определяющий признак предпринимательства, по М. Вебе-ру, — «стремление к предпринимательству» и «стремление к наживе», т.е. к наибольшей денежной выгоде, и связывает он это стремление с религией, которая обеспечивает воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. Под капиталистическим предпринимательством М. Вебер понимал особый строй мышления «...для которого характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии». М. Вебер утверждает, что «это стремление наблюдалось и наблюдается у
официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих...», и существовало и в докапиталистических, «традиционных» обществах, но часто имело натуральную форму в силу слабого развития денежных отношений [11].
Постепенно большинство исследователей склонилось к мысли о том, что предприниматели образуют довольно четко очерченный психологический тип.
Многофункциональная модель предпринимательства возникла на третьем этапе, со второй половины ХХ в., в результате теоретических исследований выдающегося американского экономиста и социолога Йозева Алоиза Шумпетера (1883-1950). В них впервые предпринимательство было рассмотрено как деятельность по сознательному внесению возмущений в хозяйственную среду в расчете на получение конкурентного преимущества и, как следствие, высокого дохода. Акцентировано внимание на преимуществах обществ, где действуют люди с предпринимательскими способностями, трактовка предпринимательства как новаторства, а предпринимателя как лица, являющегося движущей силой прогрессивных изменений в экономике.
В своем труде «Теория экономического развития» («Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung», 1912) наряду с доказательством особой социально-экономической роли предпринимателя, который «...обладает замечательной... способностью видеть новые возможности и извлекать из них выгоды», Й. Шумпетер особенно активно подчеркивал значение предпринимательства для реализации так называемых «нововведений». Он указывал, что нововведения являются категорией предпринимательской деятельности, оно не тождественно изобретению, т.к. последнее является технологическим фактом, а нововведения представляют собой экономический и социальный феномен. Процесс внедрения нововведений, по мнению И. Шумпетера, происходит скачками и рывками, в результате которых хотя и происходит всеобщий экономический
прогресс, но случаются и «расстройства» системы, депрессии и т.д.
По мнению Й. Шумпетера, предпринимателем можно назвать только того, кто занимается истинной предпринимательской деятельностью, и то только на то время, пока он ею занимается. Й. Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя: потребность во владычестве, власти, влиянии; воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой; радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.
В целом, именно благодаря работам Й. Шумпетера, понятие «предпринимательство» очистилось от всякого рода социальных мифов и приобрело значение особого, инициативного социального класса. Й. Шум-петер дал определение предпринимателю как человеку, пытающемуся превратить новую идею или изобретение в успешную инновацию и рассматривал предпринимательство как силу креативного разрушения, действующую на рынках и в производстве, одновременно разрушающую старую систему и создающую новые продукты и модели бизнеса [12].
Своего рода развитием идей Й. Шумпе-тера в научном понимании феномена предпринимательства были работы известных представителей австрийской школы экономистов Людвига фон Мизеса (1881-1973) и Фридрика Августа фон Хайека (18991992). Они рассматривали предпринимательство в качестве одного из основных ресурсов экономики наряду с природными — землей, трудом, капиталом, информацией и временем и считали, что предпринимательство задается экономической конкуренцией, частной собственностью и узаконенной свободой личности [13; 29].
Идеи Л. фон Мизеса и Ф. фон Хайе-ка развил американский экономист Израэл М. Кирцнер, который рассматривает предпринимательство как процесс перехода из одного равновесного состояния к другому и видит основную роль бизнесмена в том, чтобы добиться такого регулирования экономической системы, которая обеспечива-
ла бы движение рынков к состоянию равновесия, т.е. бизнесмен представляет собой «уравновешивающую» силу [14].
В современной западной науке в качестве основополагающих выдвигаются и другие признаки предпринимательства. Например, в известной работе американского экономиста Фрэнка Хайнемана Най-та (1885-1972) «Риск: неопределенность и прибыль» («Risk, Uncertainty and Profit», 1921) фактор риска получил наиболее полное развитие, как важнейшая составляющая предпринимательской функции. Более того, нечеткость предшествующих исследований риска в предпринимательской функции он считал следствием отсутствия четкого понимания существенных разных видов риска, не обязательно относимых к предпринимателю [15].
Мотивом личной ответственности за принятые решения в условиях неопределенности отличаются и исследования английского экономиста Д. Шекли. Для него характерно вообще отрицание состояния равновесия, вне которого только и может существовать предприниматель, и нарушение которого является направлением его деятельности. При этом в качестве важнейших функций он выделяет перенесение неопределенности и принятие решений. Последнее осуществляется на интуитивном или инстинктивном уровне с полной ответственностью за него. Неопределенность также является «состоянием ума», чем-то субъективным, однако ограниченным возможностями как личными, так и окружающей среды [16].
В дальнейшем, по мере увеличения употребления термина «предприниматель», появились и другие точки зрения, отражающие роль предпринимателя как субъекта общественных отношений, как феномена хозяйственной деятельности, вбирающего в себя разнообразные социально-психологические, организационно-управленческие и другие параметры, определяющие уникальность бизнеса среди других сфер и институтов общества.
Представляется интересным тот факт, что один из основоположников мировой экономической социологии Нейл Смелзер
(1930) в своем базовом лекционном курсе по общей социологии определение термина «предприниматель» не приводит, хотя характеризует предпринимателя как «. лицо, которое наращивает капитал и рискует вложить его в дело, обещающее вернуть вложенную сумму плюс прибыль.» Н. Смелзер подчеркивает «рискованную инициативность» явления предпринимательства и его стремление к получению экономической прибыли, связывая его с конкретной личностью [17].
Более развернутая характеристика предпринимательства предлагается в одном из самых популярных англоязычных социологических словарей под редакцией Н. Аберкромби. В нем говорится о том, что «менеджеров деловых организаций можно назвать предпринимателями тогда, когда они принимают творческие и новаторские решения . и чем больше существующие социальные ценности способствуют формированию предпринимательской личности, тем более вероятен ускоренный экономический рост» [18].
Четвертый этап развития теории предпринимательства относится к постиндустриальной стадии развития общества, которая установила иные приоритеты хозяйствования — ключевым звеном предпринимательской деятельности становится не рационализация использования ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования.
Сегодня в развитых капиталистических странах устремления предпринимателей связаны не с максимизацией прибыли, а с обеспечением устойчивости организации. Главным фактором становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, поэтому в постиндустриальной экономике определяющим признаком предпринимательства становится инновационная деятельность, а само оно начинает играть главенствующую роль в общественном производстве.
По выражению американского математика и экономиста Игоря Ансоффа (1918-2002), наступила эпоха «стратеги-
ческих неожиданностей», характеризующаяся нарастающим ростом принципиально новых технологий, форм организации труда, методов управления, глобализацией рынков, неустойчивостью спроса, необходимостью очень тонкого использования «человеческого фактора» в организации производственных процессов [19].
Одним из активных сторонников «мэ-неджеризма», или «теории управляющих» был американский экономист и социолог Петер Фердинанд Друкер (1909-2005). В своих трудах «Инновации и предпринимательство» («Innovation and Entrepreneurship», 1985), «Границы менеджмента» («The Frontiers of Management», 1987) и др. П.Ф. Друкер излагает теорию, согласно которой современное капиталистическое общество, называемое им «индустриальным обществом», или «обществом служащих», возглавляется «управляющими». Они якобы заменили «вышедших из моды» капиталистов и отличаются от последних тем, что владеют не частной собственностью, а «интеллектуальным капиталом» [20].
Первые теоретические попытки осмысления понятия внутрифирменного, или внутрикорпоративного предпринимательства были предприняты американским ученым Гиффордом Пиншотом. Г. Пин-шот считается первым теоретиком, давшим описание и введшим в научный мир термин «интрапренер». Неологизм «интрапренерс-тво» образован от двух слов «антрепренерство» ( предпринимательство) и латинского префикса «интра» (внутренний).
В 1983 г. Г. Пиншот ввел в употребление понятие «предприимчивость». Под «предприимчивостью» он понимал сочетание качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, реализации товаров, работ и услуг, принимать нестандартные, но рациональные решения даже в условиях неопределенности, создавать условия для разработки инноваций и создавать их самому, доводить до реализации новшества, идти на допустимый, но оправданный риск. Г. Пиншот считал, что «предприимчивость»
необходимо использовать при формировании механизмов развития внутреннего предпринимательства на предприятиях, создавая условия для мобилизации созидательной энергии как самого интрапренера, так и всего человеческого капитала предприятия [21].
Очевидно, что названные характерные признаки предпринимательства должны быть отражены в его определении. В американской учебной и научной литературе дается множество определений, характеризующих предпринимательство.
Представляют интерес определения понятия «предпринимательство» таких зарубежных исследователей, как Говарда Х. Стивенсона, профессора Гарвардского университета. В 1983 г. в статье «Взгляд на предпринимательство» он писал: «предпринимательство — это наука управлять, суть которой мы можем сформулировать следующим образом: погоня за возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент находятся у нас под контролем» [22].
Американский ученый, профессор Роберт Хизрич утверждает, что «предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым> [23]. Иными словами, предпринимательство можно рассматривать не только как создание нового дела, бизнеса, но и как процесс постоянного совершенствования уже созданного предприятия.
Каждое из определений рассматривает предпринимательство под разным углом зрения, однако все они включают такие понятия, как новизна, организаторский талант, творческое начало, умножение богатства и готовность рисковать.
Наряду с термином «предприниматель» в работах зарубежных ученых в последние годы часто используется термин «бизнесмен», он имеет английское происхождение от слова «businessman» — деловой человек,
предприниматель, коммерсант, имеющий собственное дело, бизнес.
Английский профессор Джеффри Алан Хоскинг (1942) утверждает: «Индивидуальным бизнесменом является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности выгода и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».
Понятие «бизнес» Д.А. Хоскинг определяет как «деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций» [24].
Американские ученые, профессора Роберт Хизрич и Майкл Питерс определяют бизнесмена «как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение» [23].
Исходя из названных трактовок, создается впечатление, что понятия идентичны и термин «бизнесмен» является синонимом термину «предприниматель». Однако отличие существует: «бизнесмен» — более широкое понятие. Это человек, который приобретает готовый действующий бизнес или же копирует уже существующие модели, при этом он может обладать целым рядом характеристик предпринимателя: владение капиталом; стремление к получению прибыли; риски; управление производством; опре деленные личностные особенности. Главное отличие заключается в отсутствии инновационности в бизнесе — этим занимается предприниматель, он внедряет новые идеи в реальность, создает новые товары или услуги, или же значительно модерни-
зирует существующие. Однако вся хозяйственная деятельность не может быть новаторством, так как новаторство выступает формой проявления накопленных результатов в процессе хозяйственной деятельности, что впоследствии генерирует идею.
Предприниматель — это творческий человек, мозг которого постоянно генерирующий что-то новое. Предприниматели стараются занять новые или даже пока еще не существующие ниши деятельности. Таким образом, они отсекают конкурентов или значительно снижают их число. Такая деятельность обычно сопровождается невысокими оборотами, но высокой рентабельностью. Что касается бизнесменов, то они стараются работать в известных, и уже давно проверенных сферах деятельности, где все прозрачно и понятно. Высокая конкуренция и низкая рентабельность компенсируется большими оборотами.
Предпринимательство в широком смысле, в отличие от бизнеса, встречается значительно реже, «предприниматель, остающийся таковым» на протяжении десятилетий, встречается так же редко, как и коммерсант, который никогда в обычной жизни не бывал хоть немного предпринимателем», то есть чаще всего мы имеем дело с бизнесом [25]. Бизнесмен может всю жизнь заниматься бизнесом и не быть предпринимателем, однако вся рыночная экономика без предпринимательства как социально-экономического феномена существовать не может.
В обиходе допускается равнозначность этих терминов, однако в конкретном случае, когда речь идет о принципиальном различии между этими понятиями, необходимо это уточнять.
Современный этап развития теории предпринимательства отличается определенной спецификой, она связана со значительным влиянием достижений си-нергетической теории, которая стала общепризнанным междисциплинарным направлением научных исследований, изучающих общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических,
экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.
Весомый вклад в развитие универсального подхода внес известный бельгийский физик и химик, основатель Брюссельской математико-физической и физико-химической школы И.Р. Пригожин, который своими фундаментальными построениями сумел изменить философское восприятие человечеством окружающего мира. В своих работах он впервые обратил внимание на высокую непредсказуемость будущего и сделал попытку проанализировать с помощью синергетического подхода эволюцию человечества.
Основатель синергетики, немецкий физик-теоретик Герман Хакен, еще в 70-х гг. указывал, что несмотря на то, что синергетика возникла в рамках естественных наук, она имеет далеко идущие и широкомасштабные возможности применения для исследования человеческих социальных процессов. Его работы «Принципы работы головного мозга» и «Тайны восприятия. Синергетика как ключ к мозгу» представляют пример реализации синергетического подхода в изучении естественнонаучных и философских проблем общества и человека на примере такого сложного процесса, как функционирование головного мозга, поведения и познавательного процесса человека.
Междисциплинарное направление исследований представлено также такими известными зарубежными учеными, как Г. Николис, Стенгерс, Б. Мандельброт, К. Майцнер, В. Эберлинг, Р. Фейстел и др. , которым удалось существенно обогатить синергетическую теорию, показав возможность использования синергетических идей, понятий и методов для прикладных исследований различных сложных систем, и доказать, что синергетический подход уникален как в концептуальном, так и в операциональном плане.
Синергетическая теория все еще продолжает развиваться и сегодня можно говорить о формировании основ так называемой «синергетической экономики». Рассмотрим
ряд работ современных зарубежных экономистов, работающих в рамках «синерге-тической экономики», благодаря которой объясняются многие эффекты, возникающие в сложных экономических системах.
В книге китайского экономиста В.-Б. Занга, изданной в знаменитой Шпринге-ровской серии литературы по синергетике, автор использует математический аппарат нелинейного анализа для решения макроэкономических задач. «...Синергетическая экономика, — пишет В.-Б. Занг, — придает особое значение не линейным, а нелинейным аспектам экономического эволюционного процесса, не устойчивости, а неустой-чивостям, не непрерывности, а разрывам, не постоянству, а структурным изменениям — в противоположность традиционному рассмотрению линейности, устойчивости, непрерывности и неизменности. Синерге-тическая экономика трактует нелинейность и неустойчивость как источник многообразия и сложности экономической динамики, а не шумов и случайных возмущений, как это делает экономика традиционная» [26].
Американский математик-экономист Эдгар Петерс в своих работах говорит о том, что современная экономическая теория вступила в новую фазу своего развития, что связано с усложнением и глобализацией мировой экономики, вторжением в науку математических методов нелинейной динамики и, наконец, рождением новейших компьютерных технологий, сделавших возможным исследование сложных явлений и процессов на мониторе компьютера. Э. Петерс анализирует неудачи и просчеты экономической теории, обусловленные господствующей в настоящее время линейной парадигмой, и движется от простого к сложному, постепенно включая в сферу своего рассмотрения новейшие математические инструменты — фрактальную геометрию, теорию хаоса, клеточные автоматы, нечеткую логику, нейронные сети и другие, входящие составными частями в новую нелинейную парадигму.
Первое издание книги Билла Вильямса «Торговый хаос», опубликованное в 1995 г. и ставшее бестселлером, дало читателям
практичное и всеобъемлющее руководство по применению теории хаоса к реальному миру торговли и инвестирования. Работа Б. Вильямса посвящена определению психологических принципов и предпосылок к возможности успешной торговли и попыткам создать психологическую основу для развития в профессии трейдера. Во второй книге «Торговый хаос — 2» Б. Вильямс раскрывает непосредственно сами принципы торговли по обновленной системе и предлагает новые технические приемы, которые могут помочь делать прибыль на рынках. Автор использует уже известные из предыдущих книг индикаторы, но в новом качестве, позволяя, по его словам, значительно увеличить прибыльность торговли в изменившихся условиях.
Значительный интерес, относительно темы нашего исследования, представляет работа Варнеке Ханс-Юргена, в которой он излагает новые подходы к управлению бизнесом, позволяющие компаниям устойчиво работать и развиваться в условиях неопределенности — в среде, где изменения происходят с возрастающей скоростью, используя для этой среды термин «турбулентная».
Опираясь на собственные исследования, Х.-Ю. Варнеке полагает, что ключ к сохранению жизнеспособности западных компаний лежит в сфере предпринимательской культуры. Предпринимателям и менеджерам, воспитанным в культуре крупных корпораций, он предлагает организацию, состоящую из мелких самоорганизующихся команд, так называемую «фрактальную фабрику», на которой контроль и планирование сведены до минимума. Фрактал ьность придает компаниям способность к самоорганизации, подобной той, которой обладают биологические системы. Эффективность «фракталу» обеспечивает способность всех членов команды к самоорганизации, самодисциплине и самоконтролю [27].
Создание синергетической экономической теории повлияло на понимание самого термина «предпринимательство». На основании синергетического подхода можно определить предпринимательство «как про-
цесс самообновления и самоорганизации индивидуумов и предприятий, осуществляемый во взаимодействии с внешней и внутренней предпринимательской средой», т.е. как процесс, исходящий из открытости системы. Этот процесс преследует следующие цели: во-первых, удовлетворить комплекс социально-экономических потребностей предпринимателя; во-вторых удовлетворить комплекс социально-экономических интересов остальных участников этого процесса ( предприятий, государственных структур, коммерческих и общественных организаций и др.) в рамках неравновесного динамического баланса [28].
Подводя итог сказанному, можно заключить, что в результате анализа природы феномена «предпринимательство», мы пришли к выводу, что в сущности предпринимательства зарубежные исследователи выделяют ряд характерных признаков, отражающих различные функциональные стороны деятельности предпринимателя:
— владение капиталом;
— стремление к получению прибыли;
— предпринимательские риски;
— возможность самостоятельного управленческого воздействия на производство;
— инновационность;
— определенные личностные особенности предпринимателя.
Если выполнить анализ этих признаков с современной точки зрения, то можно сделать следующие выводы:
— владение капиталом для предпринимателя считалось обязательным в период становления капиталистического общества, т.е. период возникновения этого феномена. Сегодня этот признак предпринимательства нельзя считать существенным. Теперь мы говорим о предпринимателях как о менеджерах высшего звена предприятий, не являющихся собственниками капитала, но ведущими деятельность от имени собственников, более того, о государственном предпринимательстве — о предпринимательской деятельности менеджеров в рамках государственных корпораций, от имени государства;
— стремление человеческой натуры к реализации предоставляемых процессом рыночного обмена возможностей извлечения прибыли, имеющее экономическую природу и связанное с наличием рыночной неопределенности и экономической свободы, актуально и по сей день. Причем извлечение выгоды связано напрямую, не только с удовлетворением потребности предпринимателя в прибыли, но и с удовлетворением общественных потребностей. Поэтому сущностным свойством предпринимательства является не механическое перераспределение существующих благ, а созидание дополнительных;
— предпринимательский риск, основным побудительным мотивом которого является материальный интерес, т.е. прибыль, получаемая в результате рыночного обмена, и является результатом лучшего применения ресурсов в процессе хозяйственной деятельности. Также остается существенным признаком предпринимательство, причем представления о предпринимательском риске развились в так называемую теорию рисков, в которой выделены функции и классификация рисков, методы оценки рисков и методы их снижения;
— инновационность, ставшая символом предпринимательства в ХХ в., также присутствует в нем всегда, поскольку деятельность в условиях ускоряющегося технического прогресса требует от предпринимателя постоянной изобретательности и творческого подхода. С экономической точки зрения новаторство представляет — не открытие и не изобретение, а практическую реализацию предпринимательской идеи, коммерциализацию новых технических, технологических, организационных и иных достижений. Лучший способ преодоления рыночной неопределенности и приобретения устойчивых рыночных преимуществ — это изменение самой рыночной ситуации что возможно только посредством инновационной деятельности;
— как форма проявления личностного потенциала человека предпринимательство, безусловно, связано с человеческим фактором. Однако как бы сильно не зависе-
ла склонность к новаторству от личностных качеств человека, как явление экономической жизни новаторство, прежде всего, обусловлено характером предпринимательской деятельности. Таким образом, экономическое содержание новаторской функции предпринимательства заключается в расширении рыночного спроса.
Также нам удалось внести ясность в соотношение понятий «предпринимательство» и «бизнес» и определить, что предпринимательство отличается от бизнеса только одним существенным свойством — новаторством, приводящим к нарушению рыночного равновесия.
Таким образом, можно сделать вывод, что двигателем прогресса являются именно предприниматели, они создают и внедряют в современное производство новые технологии, воплощают в жизнь новые идеи, создают новые рабочие места. Однако стабильную экономическую обстановку в мире поддерживают бизнесмены, которые также создают рабочие места и ежегодно привносят в госбюджет основные доходы.
Рассмотрев гинезис предпринимательства за рубежом, мы выделили четыре основных этапа, характеризующихся следующими критериями:
— первый этап — внимание исследователей фиксируется на предпринимательском риске, как основном признаке предпринимателя;
— второй этап — концентрирует внимание на личностных особенностях предпринимателя;
— третий этап — возникла многофункциональная модель предпринимательства, где предпринимательство рассматривается как процесс развития идей и процесс перехода от одного равновесного состояния экономики к другому;
— четвертый этап — характерен для постиндустриальной экономики, где инновационная деятельность становится определяющим признаком предпринимательства.
Особенностью четвертого современного этапа развития теории предпринимательства является формирование в рамках синергетической теории — «синергетичес-
кой экономической теории», которая рассматривает предпринимательство как открытую систему взаимодействия внешней и внутренней предпринимательской среды.
Можно констатировать, что на современном этапе развития мирового сообщества предпринимательство выступает, одним из ключевых факторов функционирования глобальной экономики, а предприниматель
— главным выразителем экономических, социальных и нравственных ценностей большой социальной группы, поэтому интерес к этому феномену, его сущности и характерным признакам — явление, не проходящее, а формирование новых подходов к природе феномена «предпринимательство» происходит по сей день и требует постоянного изучения и осмысления.
Литература
1. Дружинин В.Н. Феноменология предпринимательства: синтез экономического и психологического аспектов: статья. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/ archive/drujinina_psi/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
2. Воронов А.А., Дыльнова З.М. Предпринимательство как особый вид социальной деятельности. Саратов: Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. Т. 5. № 1-2. 2005. С. 11-20.
3. Бейтон А., Долло К., Дре А. М., Казорла А. 25 ключевых книг по экономике. Челябинск: Урал LTD, 1999. 560 с.
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. 960 с.
5. Тюрго Ж. Размышления о создании и распределении богатств: Ценности и деньги / Пер. и доп. А.Н. Миклашевский. Юрьев, 1905. 80 с.
6. Исаев А.А. Начала политической экономии. 7-е изд., доп. СПб.: Кн. магазин А.Ф. Цин-зерлинга, 1908. 842 с.
7. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности / Под ред. А.Н. Асаула. СПб.: Гуманистика, 2004. 448 с.
8. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. Экономические софизмы; Экономические гармонии [сост., вступ. ст. и коммент. М.К. Бункиной и А.М. Семенова]. М.: Дело, 2000.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 15 т. М.: Прогресс, 1991.
10. Зомбарт В. Социология / Пер. с нем. И.Д. Маркусона. Ленинград: МЫСЛЬ, 2003 — 133 с.
11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — М: ИНИОН АН СССР, 1972. Т. 1. С. 109.
12. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. М.: ЭКСМО, 2007. 864 с.
13. Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство / Антология под ред. Д. Антисери и М. Балдини. СПб.: Пневма, 1999. 196 с.
14. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. М.: Юнити- Дана, 2001. 239 с.
15. Найт Ф.Х. Риск, неопределенности и прибыль. М.: Дело, 2003. 360 с.
16. Блауг М. 100 великих экономистов после Кейнса. М.: Омега-Л, 2008. С. 384.
17. Смелзер Н. Социология. М.:Феникс,1994. 479 с.
18. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М.: Экономика, 2000. 405 с.
19. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1989. 519 с.
20. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. 288 с.
21. Pinchot G. Intrapreneuring: why you don't have to leave the corporation to become an entrepreneur. New York, Harper and Row, 1985.
22. Роберт Т., Лектер Кийосаки и Шэрон Л. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: Попурри, 2011. 512 с.
23. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. М.: Прогресс-Уневерс, 1991. 160 с.
24. Хоскинг А. Курс предпринимательства / Пер. с англ.; общ. ред. В. Рыбалкин. М.: Международные отношения, 1993. 352 с.
25. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С.63-64.
26. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории». М.: Мир, 1999. 336 с.
27. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. 1999.
28. Колесникова Л. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем // Вопросы экономики. № 10. 2001.
29. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000. 256 с.
Коротко об авторе_
Полутова М.А., канд. социол. наук, доцент, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) polutovama@mail.ru
Научные интересы: социология труда, социология управления, социология предпринимательства
_Briefly about the author
M. Polutova, Candidate of Sociological Sciences, associate professor, Zabaikalsky State University
Scientific interests: sociology of work, sociology of enterprise, sociology management