модернизации системы высшего образования России и становления инновационной экономики, основанной на знаниях.
В целом, предложенный нами подход адаптивен к сложившейся системе функционирования мировой и национальных образовательных систем и ориентирует конкретных участников образовательного процесса на поиск и разработку методических приемов моделирования своего развития в условиях глобализации образования и мировой экономики.
Литература
1. Абалкин Л.И. Роль государства и борьба с экономическими догмами // Экономист. 2008. № 9.
2. Кузьминов Я.И. Академическая свобода и стандарты поведения // Вопросы экономики. 2006.
3. Коржуев А.В., Кобков В.А. Традиции и инновации в профессиональном образовании. - МГУ, 2003.
Л.Г. Скамай
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ -ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ
СОВРЕМЕННОГО ТИПА
ENTREPRENEURIAL MANAGEMENT - INNOVATIVE COMPONENT OF THE TRAINING MANAGERS OF THE MODERN TYPE
Аннотация: в дискуссии, которая ведется в настоящее время по проблемам подготовки современных управленцев, не рассматривается ряд важных вопросов, связанных с подготовкой менеджеров-предпринимателей и владельцев бизнеса. Статья рассматривает вопросы, связанные с ролью собственника (владельца) в управлении компании, а также применение инноваций в управлении, которые реализует менеджмент организации. В современных условиях чрезмерный упор делается на прикладные аспекты управления - процессы, методы, функции, структура и др. - что подменяет понимание того, кто реализует концептуальное управление организацией и скрывает особую роль собственников, выступающих предпринимателями-менеджерами, а также менеджерами-предпринимателями.
Ключевые слова: предпринимательское управление, владелец бизнеса, собственник, менеджер, программы обучения.
Abstract: in the debate that is currently on the preparation of modern managers do not consider several important issues related to the preparation of business managers business owners. The article addresses issues related to the role of the owner (the owner) in the management and use of innovations in management, which implements the management of the organization. In modern conditions the excessive emphasis on applied aspects of management - the processes, methods, functions, structure, etc. - which replaces the understanding of who implements the conceptual management of the organization and hides the special role of owners, entrepreneurs, managers, speakers, as well as managers, entrepreneurs.
Keywords: entrepreneurial management, business owner, the owner, manager, training programs.
© Л.Г. Скамай, 2012
Очевидно, что собственнику не безразлично, как приумножается вложенный им в бизнес капитал. Известно, что владельцы вкладывают деньги не в активы, а в свои будущие доходы. Им важно, как увеличивается "цена" бизнеса, т.е. стоимость приходящейся им доли в конкретном предприятии. В тоже время неправильная идея собственника вызывает неверные действия управляющих организацией, которые не дают ожидаемого результата. Исключение собственника из управления организацией приводит к ограничению роли собственников и к конфликтам в управлении организациями.
Управление организацией следует рассматривать на трех уровнях: «1) собственник - 2) руководство организацией - 3) менеджеры (исполнители)». С этой точки зрения субъекты управления организацией реализуют свои права по отношению к имуществу (активам) организации следующим образом: собственник реализует все права (владение, распоряжение и пользование), руководитель реализует права распоряжения и пользования, менеджер (исполнитель) выполняет функции пользования.
Участие собственника в управлении различается в зависимости от масштаба организации. Это означает, что в небольшой организации собственник выполняет функции генерального директора, совмещая права владения, распоряжения и пользования своей собственностью с функциями руководителя предприятия. В средней по размерам организации собственник выполняет такие же функции руководителя предприятия или председателя совета директоров. В крупной организации собственник занимает позиции акционера, не участвующего непосредственно во владении и распоряжении бизнесом. Акционер лишь пользуется имуществом (активами), редко непосредственно участвуя в управлении организацией. Реализуя свои правомочия по владению собственностью, собственник фактически создает и определяет различные роли участников управления собственностью: владелец, наемный управляющий (генеральный директор, профессиональный директор) и сторонний представитель собственника-третье лицо (независимый директор) [3, с. 310-311]. При этом и наемный управляющий (генеральный директор) и независимый директор распоряжаются и используют имущество (активы) предприятия в интересах собственника. Собственник может объединять все правомочия по владению единолично, а может передать эффективный аудит ключевых показателей текущей деятельности предприятия наемному управляющему или независимому директору.
Вместе с тем, имеется недостаточно исследований, в которых бы описывалось формирование системы компетенций в управлении, соответствующей современному собственнику (владельцу - лидеру). В результате и образовательная среда, служащая источником формирования этих компетенций, практически отсутствует. В настоящее время в России отсутствуют профессиональные программы обучения специалистов в области предпринимательского управления бизнесом, слабо развита теория в данной области. Существующих на данный момент разработок явно недостаточно для формирования методической основы предпринимательского управления бизнесом. Основное внимание в менеджменте уделено отдельной компании и организации деятельности менеджеров. В стороне остается роль собственника-владельца бизнеса, предпринимателя, создающего собственное дело. Хотя потребность в таких разработках увеличивается одновременно с увеличением числа собственников. Причем формируется потребность в индивидуальных инструментах владельческого управления у разных категорий владельцев. На наш взгляд, проблему следует рассматривать шире, следует говорить не только о владельческом управлении, а рассматривать необходимость формирования в России бизнес-образования в области предпринимательского менеджмента с учетом запросов основных категорий собственников.
Попыткой решить названную выше проблему стала разработка Национальным центром сертификации управляющих Профессионального стандарта «Управление (руководство) организацией (квалификационный уровень - 5, 6, 7, 8)» в котором выделяются и определяются 4 квалификационных уровня, два из которых - 7 и 8 непосредственно связаны с выполнением задач, направленных на «обслуживание» владельца (акционера) бизнеса. Основная цель экономической деятельности на восьмом квалификационном уровне - получение максимальной отдачи для владельцев (акционеров) и стейкхолдеров в долгосрочном развитии организации, путем реализации следующих направлений деятельности: отстаивание долгосрочных интересов владельцев бизнеса; реализация владельческого контроля; направление работы исполнительного руководства; обеспечение инвестиционной привлекательности и устойчивого развития организации. В Профессиональном стандарте перечислены возможные должности, соответствующие данному уровню, такие как: председатель совета директоров, член совета директоров (в том числе независимый директор, внешний директор), корпоративный директор.
На наш взгляд, в первую очередь интересы владельца представляет внешний или независимый директор. Внешний директор - член совета директоров, не являющийся работником общества. Независимый директор - директор, который не имеет имущественных отношений с обществом (либо непосредственно, либо в качестве делового партнера, акционера или должностного лица организации, имеющий отношения с обществом) помимо членства в совете директоров независимый директор должен быть независим в своих действиях и суждениях. Не должно быть отношений или обстоятельств, влияющих или могущих повлиять на решения такого директора.
Поскольку в стандарте также прописаны требования к профессиональному образованию и обучению работника такие, как наличие компетенций, соответствующих уровню высшего образования, дополнительная подготовка по специализации менеджмент, деловое администрирование, то понятно, что необходимо разрабатывать профессиональные программы подготовки данных специалистов, так как в современных условиях хозяйствования спрос на них устойчиво повышается. С учетом того, что данные специалисты должны отстаивать интересы владельцев бизнеса, они должны иметь знания в области предпринимательского менеджмента, т.е. быть менеджерами-предпринимателями.
Основная цель экономической деятельности на седьмом квалификационном уровне - обеспечение жизнеспособности и эффективное развитие организации. Не вызывает сомнения то, что ведется эта деятельность в интересах владельцев бизнеса путем выполнения следующих задач: разработка стратегии организации (по нашему мнению, стратегию должен разрабатывать владелец); руководство реализацией стратегии; руководство изменениями в организации. Таким образом, бизнес -образованию в России необходимо формировать образовательные программы долгосрочного и краткосрочного обучения с учетом требований владельцев, предъявляемых к менеджерам высшего звена управления, ФГОС ВПО и профессионального стандарта «Управление организацией».
Менеджеры, нанимаемые владельцем, должны быть менеджерами-предпринимателями, для того, чтобы управлять организацией проактивно, а не реактивно, как это происходит чаще всего. Соответственно для реализации предпринимательской функции, менеджеры должны получать знания и формировать умения и навыки в области осуществления предпринимательской деятельности. Необходимость менеджерам, знаний и умений ведения предпринимательской деятельности подтверждает и ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) бакалавр) [2], который предусматривает необходимость формирования профессиональных компетенций выпускника-менеджера, в области ведения предпринимательской деятельности:
ПК-48 - умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;
ПК-49 - способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов);
ПК-50 - способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) магистр), также предусматривает необходимость формирования профессиональных компетенций выпускника-менеджера в области ведения предпринимательской деятельности, например, ПК 8 - способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценка их эффективности. Данные компетенции могут быть сформированы путем включения в Основные образовательные программы специальных дисциплин.
Соответственно, бизнес-образование в России в области предпринимательского менеджмента необходимо осуществлять по следующим направлениям:
- Подготовка независимых, а также профессиональных директоров, ориентированных на ведение предпринимательской деятельности в интересах государства как владельца активов.
- Подготовка антикризисных управляющих.
- Подготовка конкурсных управляющих.
- Подготовка менеджеров-предпринимателей, как специалистов среднего звена управления, нанятых собственниками-работодателями для реализации их стратегии.
- Подготовка предпринимателей-менеджеров, обладающими умениями и навыками владельцев бизнеса.
Следует отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1214 [1] изменены требования к независимым директорам, делегируемым в советы директоров госкомпаний. Независимый директор от государства не должен замещать должности государственной гражданской службы Российской Федерации или являться служащим Центрального банка Российской Федерации. Исключается любая его аффилированность с компанией или ее «дочками». Также независимый директор от государства не сможет рассчитывать на участие в опционной программе и являться одновременно независимым директором более чем в 3 акционерных обществах. Еще одно ограничение касается сроков работы независимого директора в совете директоров (наблюдательном совете) общества, в которое он избирается - не более пяти лет.
Таким образом, формируется запрос государства, как владельца активов, на профессионалов, способных эффективно реализовать функции управления бизнесом и контроля за процессом его осуществления. Соответственно, на наш взгляд, возрастет потребность в профессиональной подготовке специалистов, привлекаемых в государственные компании в качестве независимых директоров. В настоящее время услуги в области обучения независимых директоров предоставляет Ассоциация независимых директоров, в форме однодневных тренингов и семинаров, что не удовлетворяет в полной мере спрос на образовательные услуги в данной области. Кроме этого, существует спрос на высококвалифицированных специалистов в области управления бизнесом частными владельцами бизнеса, желающими передать функции управления топ-менеджерам, оставив за собой функции владельческого контроля.
Очевидно, что современная теория менеджмента ищет ответы на вопрос взаимоотношений предпринимателей (собственников, владельцев бизнеса) и руководства компаниями (наемных управляющих, топ-менеджеров), поскольку различие в их управленческих инструментах, используемых в практической деятельности, существенно влияет на конкурентоспособность бизнеса. Поэтому
необходима модель управления бизнесом, соответствующая тому, что участие предпринимателя в управлении компанией отличается от роли топ-менеджера. Поэтому спрос на специалистов в области предпринимательского менеджмента в современное время усиливается, профессиональные менеджеры-предприниматели необходимы как владельцам частного бизнеса, так и государству, как владельцу активов, которые требуют эффективного управления. Таким образом, очевидно, что деятельность предпринимателей является профессиональной и требует специфических инструментов управления. Задачей предпринимателя-владельца предприятия является эффективная выработка и реализация предпринимательских решений. Однако, методологические подходы менеджмента в настоящее время не могут дать предпринимателям необходимых знаний, навыков и умений для решения задач предпринимательского менеджмента. В настоящее время отсутствуют инструменты управления, которые относятся к специфике деятельности предпринимателя: большая часть его решений основывается на методах, свойственных менеджерам, экономистам, финансистам, маркетологам и т.п. Для предпринимателя-владельца бизнеса необходима разработка инструментов, отличающихся от инструментов, используемых топ-менеджерами компаний.
Другой аспект подготовки предпринимателей-менеджеров и менеджеров-предпринимателей характеризуется тем, что во всем мире малое и среднее предпринимательство считается носителем новизны, именно растущий малый и средний бизнес - активный «катализатор» развития экономики. Отношения «начальник-подчиненный» и «работодатель-наемный работник», характерные для управления крупным бизнесом и организациями государственного сектора, не могут выступать генераторами инновационных идей в малом бизнесе. Для предпринимателей малого и среднего бизнеса требуются свои специальные компетенции для эффективного операционного менеджмента и управления ростом бизнеса.
Действительно, в малом бизнесе собственник участвует в управлении, осуществляя весь контур управления самостоятельно посредством прямого (единоличного) управления, часто с элементами семейного типа владения-управления. В среднем бизнесе собственник ведет управление через наемных менеджеров посредством коллегиального управления. В этот момент усиливаются различия в интересах различных субъектов управления в результате разделения функций собственности и управления.
Собственнику требуются новые компетенции в управлении: знание взаимоотношений собственника и управляющего и умение их гармонизировать, что предполагает использование юридических аспектов, а также правил аудита результатов деятельности сторонних профессиональных управляющих. Значит, владельцу остро необходимы набор средств (способов) достижения цели (специфических инструментов и управления бизнесом). Другими словами можно сказать, что управлять предприятием должны профессионалы менеджмента при условии, что компетенции, обязанности, права и вознаграждение наемного директора конкретизированы в контракте.
Собственнику недопустимо передавать все функции управления в сторонние руки, следовательно, он должен эффективно сочетать роли собственника и директора в одном лице - владельце бизнеса. С точки зрения управления это означает, что владелец бизнеса оставляет за собой полностью стратегию развития при одновременном мониторинге результатов деятельности, ограничивает себя в тактическом плане и прекращает свое участие в управлении в оперативной деятельности.
Существуют различные модели взаимоотношений собственника бизнеса и управляющего организацией. Предпринимательский подход в современном управлении состоит в том, что владелец бизнеса переходит от сокращения затрат (фокусирования на проблемах) к предпринимательскому типу мышления и поведения (ориентация на возможности). Такая предпринимательская задача требует предпринимательской
активности не только владельца бизнеса, но и руководства отдельных предприятий. Переход от организации, сфокусированной на проблемах к организации, сфокусированной на возможностях, представляет угрозу для управления предприятием. Конфликт, связан с отношениями между владельцем бизнеса и командой менеджеров, ориентированной на сохранение предыдущей бизнес-модели деятельности.
В подготовке менеджеров современного лидерского типа нельзя опираться только на инструменты менеджмента и соответствующие компетенции конкретного управленческого профиля (персонал, маркетинг, финансы, операции и т.п.). Предметную подготовку менеджеров необходимо рассматривать с предпринимательской точки зрения, которая включает взгляд владельца на профессиональную деятельность менеджеров. Это означает формирование специальных компетенций управленцев, способных действовать в условиях неопределенности, взять на себя дополнительную ответственность за решение тех или иных проблем и сформулировать новые идеи их решения, выстроить программу действий, сформировать команду единомышленников и повести их за собой.
Только такой подход позволит дать менеджерам, в т. ч. руководителям организаций, «прорывной» вклад в развитие организации. Только менеджера-предпринимателя можно назвать лидером инновационной экономики, сочетающего подход владельца бизнеса и квалифицированного организатора, способного реализовать проактивный подход, обеспечивающий создание и развитие уникальных ресурсов и способностей организации.
Приходится признать, что в образовательных стандартах 3-его поколения в области менеджмента не решается задача подготовки менеджеров-предпринимателей лидерского типа. И это самый большой дефицит российских предприятий и организаций в условиях избытка менеджеров, подготовленных по принципу «а что мне делать завтра?». Менеджер, имеющий хорошее управленческое образование, может правильно принимать решения в стандартных бизнес-процессах, но этого недостаточно для прорывного развития организации в условиях неопределенных проблем. Целевые установки стандартов в области менеджмента находятся на уровне знаний и умений. Говорить же о навыках в подготовке менеджеров-предпринимателей лидерского плана пока не приходится, поскольку в вузах отсутствуют соответствующая образовательная среда. Проблема российской экономики - отсутствие подготовки предпринимателей и с менеджерскими технологиями и менеджеров с предпринимательским видением -закрепляется на годы.
Эффективная модель подготовки менеджеров-предпринимателей предполагает введение в образовательный процесс реальный опыт профессиональной деятельности предпринимателей. Ведущие бизнес-школы пошли путем подготовки кейсов, способных научить действиям успешных менеджеров. Вместе с тем, ограниченность такого подхода в развитии компетенций состоит в том, что «успешность» оказывается ситуативной и зависит от заданной внешней среды. Обучаемый не имеет возможности проанализировать трудности, проблемы на пути этих менеджеров и способы их решения, а также способы закрепления успеха, развития бизнеса. Нельзя обучить менеджера-предпринимателя по заданным образцам, необходимо развивающее образование нового типа, в котором знания и умения не есть цель, это лишь средство для становления и развития менеджера-предпринимателя.
Для обучения менеджера-предпринимателя центральным пунктом должно стать освоение пространства управленческих инноваций (бизнес-инновации, организационно-управленческие или организационно-экономические инновации). Под управленческими инновациями понимается введение в деятельность организации делового процесса, нового метода маркетинга или нового метода организации рабочих мест или внешних связей. Причем фактор наукоемкости здесь является далеко не обязательным: новая технология продаж или новый формат услуги гораздо чаще
определяет успешность и конкурентоспособность бизнеса, чем принципиальная новизна научной идеи, заложенной в новый продукт.
Таким образом, управленческие инновации - это не вложения в будущее, а использование сегодняшних возможностей, способное принести доход уже в текущем периоде их реализации. Инновационная бизнес-модель предполагает широкий спектр организационно-управленческих функций и бизнес-процессов, генерирующих потребительские ценности, реализация которых на рынке обеспечивает устойчивое повышение валовой выручки и чистой прибыли.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1214 г. Москва "О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями".
2. Приказ Министерства образования и науки российской федерации от 20 мая 2010 г. № 544 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр").
3. Инновационные ресурсы управления: монография // Под ред. В. А. Козбаненко. - М.: ГУУ, 2011.
А.А. Смирнов Н.Г. Живаев А.А. Постнова
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА В ВУЗЕ1
DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF THE PERSON OF THE LAWYER
IN HIGH SCHOOL
Аннотация: подготовка студенов-юристов в вузе определяет успешность их профессиональной деятельности. Данная подготовка связана с развитием у студентов необходимых личностных качеств. Цель работы состояла в исследовании психологических закономерностей формирования личности правоведа в ходе получения высшего образования. Результаты показывают, что в ходе обучения на первом курсе происходит снижение адаптированности студентов и снижение развития профессионально важных качеств, снижается ответственность, мотивация, отношение к другим людям, развивается конфликтный копинг, принятие борьбы. Далее, до 4 курса происходит восстановление показателей, притом, что тенденция ускоряется. Таким образом, формирование основных профессиональных компетенций происходит на 3-4 курсе, после прохождения кризиса первого года обучения, т.е. по завершении активной фазы адаптации.
Ключевые слова: развитие личности специалиста, структура личности, динамика.
Abstract: preparation of students of faculties of law in high school defines success of their professional work. The given preparation is connected with development in students of necessary personal qualities. The work purpose consisted in research of psychological laws of formation of the person of the jurist during higher education reception. Results show that
© А.А. Смирнов, Н.Г. Живаев, А. А. Постнова, 2012
1 Работа подготовлена в рамках НИР № ЗН-1013 (Тематический план ЯрГУ)