3. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 239 с.
4. Моисеев Д.В. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: МИЭМП, 2006. - 231 с.
5. Поровская А.Я. Муниципальное образование как объект и субъект стратегического управления на современном этапе на современном этапе развития экономики России // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2010. № 331, с. 145-148.
6. Российский муниципальный менеджмент: формирование институциональных условий устойчивого социального, политического и экономического развития муниципальных образований и регионов / К.Л. Жихарев, В.Н. Иванов, С.Б. Мельников и др. - М.: Муниципальный мир, 2005. - 412 с.
7. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2005. - С. 113-114.
8. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. Учебник. Краснодар; 1999.-185 с.
9. Швецов А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 224 с.
10. Экономика муниципальных образований: учебное пособие / под общей ред. проф. В.Г. Игнатова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2008. 544с.
В. В. Масленников
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ТИПА
ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY AS A MODEL FOR MANAGEMENT TRAINING OF A NEW TYPE
Аннотация: в статье рассматривается ряд важных вопросов, связанных с разделением роли собственника и менеджера в управлении компанией. Особое внимание уделяется раскрытию роли собственника (владельца) в управлении, а также применения инноваций в управлении, которые реализует менеджмент организации. Эти два вопроса связанны друг с другом, и, более того, зачастую, трудно разделимы. В настоящее время российские национальные исследовательские университеты испытывают значительные трудности с управленческими кадрами, способными организовать коммерциализацию своих разработок, и ищут форматы нового взаимодействия с потребителями; таким форматом, по мнению автора, может стать предпринимательский университет.
Ключевые слова: собственник компании, менеджер, предпринимательский университет, инновации в управлении, коммерциализация инноваций.
Abstract: this article discusses a number of important issues related to the separation of the role of owner and manager in the management of the company. Particular attention is paid to the disclosure of the role of the owner (the owner) in the management and use of innovations in management, which implements the management of the organization. These two issues are related to each other, and, moreover, is often difficult separable. At present, Russia's national research universities are experiencing significant difficulties with the management skills in organizing the commercialization of their developments, and are
© В.В. Масленников, 2012
looking for new formats of interaction with consumers, such a format, the author believes, can be an entrepreneurial university.
Keywords: company owner, manager, entrepreneurial university, innovation management, commercialization of innovations.
Предпринимательское управление сегодня востребовано ведущими компаниями государственного и частного секторов российской экономики. Объясняется это передачей государством значительной части функций управления долями в акционерных обществах с государственным участием профессиональным директорам, с созданием большого количества различных фондов, бизнес-ангелов, коммерческих и некоммерческих структур, которые нацелены на инновации и которым требуются управленцы-предприниматели, создающий рыночный спрос на потребительские ценности (новые технологии, продукты, услуги).
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что деятельность управленцев-предпринимателей является профессиональной со своими самостоятельными инструментами управления бизнесом. По сути, речь идет о специфическом предпринимательском управлении. В ближайшее время предпринимательское управление, с нашей точки зрения, получит еще большее развитие. Связано это с тем, что с ростом масштабов деятельности усложняются функции собственника (государства и частных владельцев). Часть функций по управлению собственностью передается наемным менеджерам, поэтому одна из задач, стоящих перед владельцем, состоит в необходимости качественно мотивировать команду менеджеров.
Таким образом, деятельность управленца-предпринимателя состоит в эффективном использовании активов (материальных и нематериальных) в интересах собственника. Управленец-предприниматель должен приносить доход, компенсирующий физический и моральный износ имущества и максимально возможную прибыль, получаемую собственником.
За собственником остается функция систематического аудита (контроля) за выстроенной им системой отношений собственности, которая развивается и также усложняет задачи контроля собственника, который зачастую оказывается малоэффективным [1, с.328-329]. В результате становится объективно необходимым формирование особой части отношений собственности, которая бы увязывала интересы предпринимателя и всех нанятых им работников (управленцев, распорядителей и пользователей) с таким расчетом, чтобы все решения, выгодные для них, были бы выгодны и для собственника.
Главная проблема подготовки управленческих кадров в России состоит в устаревшей парадигме образования, ориентированного на традиционное управление в рамках иерархического и функционального разделения труда. Редчайшим случаем является овладение навыками предпринимательского управления.
Как способ разрешения этого противоречия, в настоящее время исследовательскими вузами России ведется активный поиск форм и методов подготовки управленческих кадров для реализации продуктовых и технологических инноваций в управлении на принципиально новых основах.
На конференции «Развитие инновационного технологического предпринимательства» (21-22 февраля 2012 г. в Инновационном Центре Сколково) [2] состоялось подписание Декларации рядом университетов России и Ассоциация организационно оформилась в составе следующих участников:
■ Некоммерческая организация Фонд развития Центра Разработки и коммерциализации новых технологий, далее именуемая - Фонд Сколково;
■ Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ;
■ Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО;
■ Национальный исследовательский технологический университет МИСиС;
■ Национальный исследовательский университет МФТИ;
■ Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
Суть Декларации составляет создание Ассоциации для обмена знаниями и опытом, организации и координации совместной работы Фонда Сколково и университетов в области образовательной, научно-исследовательской, инновационно-предпринимательской, информационно-консалтинговой и общественной деятельности, направленной на активизацию и повышение роли высших учебных заведений в построении инновационной экономики в России, а также реализации намерения членов Ассоциации развиваться по модели предпринимательского исследовательского университета.
Фактически это означает признание того факта, что российские национальные исследовательские университеты испытывают значительные трудности с управленческими кадрами, способными организовать коммерциализацию своих разработок, и ищут форматы нового взаимодействия с потребителями. Зарубежные вузы-участники конференции в Сколково также подтвердили общий тренд движения к предпринимательским университетам, которые стали формироваться около 15 лет назад.
С нашей точки зрения, это означает переход передовых вузов России от концепций «Инновационный вуз» (2004-2008 гг.) и «Исследовательский вуз» (2008-2012 гг.) к концепции «Предпринимательский вуз» (начиная с 2011 г.). Это означает необходимость и возможность в настоящее время реализовать концепцию развития Государственного университета управления как предпринимательского вуза, способного на основе приоритета инноваций в управлении начать подготовку принципиально новых управленческих кадров - управленцев-предпринимателей, которые востребованы организациями государственного управления и компаниями бизнеса.
В этом смысле управленец-предприниматель отличается от менеджера-инноватора, занятого поиском технологий и разработок, а не превращением их в деньги. Последний подход отражен в приоритетах инновационной политики страны, когда получателями государственного финансирования являются создатели новых технологий, деятельность которых не имеет денежного спроса.
Особенности деятельности управленца-предпринимателя определяют его отличия от традиционной деятельности менеджеров и экономистов: умение находить и реализовывать бизнес-идеи; активная роль в поиске и привлечении ресурсов для развития бизнеса; прямая заинтересованность в результатах деятельности, включая участие в получении доходов от собственности.
Организационной формой подготовки управленцев-предпринимателей может стать Центр предпринимательства и инновационного управления (далее - Центр), призванный обеспечить преподавателям и студентам Университета, возможность проявить себя в области создания и коммерциализации интеллектуальных товаров и услуг. Основная роль Центра состоит в содействии привлечения финансовых ресурсов для концентрации на ключевых направлениях реализации предпринимательского потенциала научных исследований Университета через поддержку проектов, способствующих освоению новых форм работы с заказчиками.
Задачами Центра являются следующие:
- Отбор наиболее перспективных научных проектов для коммерциализации.
- Предоставление услуг в создании обособленного хозрасчетного подразделения, регистрации юридического лица или частного заявителя.
- Поддержка в получении средств для «выращивания» предпринимательского проектов.
- Оказание текущих услуг в ведении хозяйственной деятельности и разработке бизнес плана.
- Получение доли дохода (прибыли) от успешно работающих проектов, юридических лиц и частных заявителей, направление ее на дальнейшее развитие Центра.
Основой технологии «выращивания» предпринимательских проектов, реализуемой в Центре, является то, что отбор проектов направлен, в первую очередь, на развитие бизнеса по коммерциализации инноваций в управлении, в том числе -создания учебных и рабочих мест для обучаемых в Университете.
Основные связи участников процесса «выращивания» проектов в Центре предпринимательства и инновационного управления приведены на рис. 1.
Организация «выращивания» предпринимательских проектов в Университете предусматривает целостную систему, способную, во-первых, организовать финансовые потоки, направляемые на коммерциализацию проектов, и, во-вторых, обеспечить социально-экономическую эффективность предпринимательских проектов. Поэтому Центр не должен поддерживать проекты, которые не удовлетворяют критериям финансовой и экономической оценки эффективности проектов. Кроме случаев, когда жизнеспособность проекта на перспективу и подтверждение того факта, что сравнительно невысокая финансовая и экономическая эффективность значительно перекрывается стабильным длительным социальным эффектом для Университета.
Успешно подготовленные бизнес-проекты после их защиты и экспертизы получают возможность создавать малые предприятия, в т.ч. по 217-ФЗ. При этом руководитель проекта самостоятельно выбирает организационно-экономическую модель функционирования своего проекта:
1) в качестве структурного подразделения Центра. В этом случае руководители проектов выступают в качестве наемных исполнительных директоров;
2) вновь созданного юридического лица в одной из организационно-правовых форм со 100%-ным участием Университета в уставном капитале (в лице Центра).
При этом Центр предоставляет (временно) возможность пользоваться помещением, телефоном, факсом, электронной почтой и абонентским ящиком (бизнесцентр). Центр до отдачи кредита сохраняет контроль над деятельностью предприятий путем учредительства, предоставления услуг централизованной бухгалтерии и института кураторов.
Технология работы Центра включает два связанных между собой направления: формирование внутренних заказов руководителям бизнес-проектов для ППС Университета и привлечение сторонних коллективов для работы в Центре с целью реализации организационно-управленческих инноваций (рис. 2). Организация работы Центра основана на том, что маркетолог проводит работу по коммерциализации организационно-управленческих инноваций ППС Университета (стрелки 1, 2, 3). Это означает, что на основе исследования рынка формируется группа потенциальных клиентов (стрелка 4) с которыми проводится работа по определению возможностей применить инновации в управлении применительно к конкретным организациям (стрелки 5, 6, 7).
В случае положительного решения Центр совместно с кафедрами и лабораториями Университета формирует проектный коллектив для создания малого предприятия (стрелки 8, 9). Этот период старта проходят малые предприятия только один раз. Им предоставляется помещение и другие условия для работы в Университете. Далее малое предприятие работает с заказчиками на регулярной основе и самостоятельно развивает направления своей деятельности. ЦИУ оказывает малым предприятиям текущую поддержку и контролирует целевой характер деятельности.
Следует отметить, что в том случае, когда закачики сформировали совместно с ЦИУ объем заказов, а проектного коллектива в Университете сформировать не удается, то целесообразно приглашение сторонних коллективов для создания малых предприятий и формирование среды для развития инициатив ППС Университета.
00
Рис. 1. Основные связи участников процесса «выращивания» проектов в Центре предпринимательства и инновационного управления
3. Информация о разработках
Кафедры и лаборатории Университета
проектный коллектив
Сторонний коллектив бизнес-проекта
Центр инноваций в управлении
7. Предложение-^
_8. Заявка_
на МП
Коллектив бизнес-проекта Университета
13. Отчисления
9. Учреждение
12. Доходы
4. Маркетинг разработок
Потенциальные клиенты
5. Согласование
13. Отчисления
6. Объем заказов
Заказчики организационно-управленческих инноваций
10. Результаты 11. Оплата
Малые предприятия (регулярная деятельность)
9, Учреждение
12, Доходы
Рис. 2. Принципиальная схема работы ЦИУ с малыми предприятиями
Реализация проекта создания Центра позволит ГУУ:
• реорганизовать подготовку управленцев-предпринимателей, запустить новые образовательные программы и уйти от устаревшей модели управленческого образования;
• занять место лидера в российской национальной инновационной экосистеме, организованной вокруг управления и предпринимательства;
• вовлечь специалистов ГУУ в практический бизнес, обмен идеями и знаниями об управлении и предпринимательстве;
• обеспечить гибкость в тематике проводимых научных исследований, востребованных потребителями;
• получить в перспективе (2-3 года) дополнительные доходы от коммерциализации инноваций в управлении.
Литература
1. Инновационные ресурсы управления: монография // Под ред.
В.А. Козбаненко. - М.,2011.
2. http://rosmu.ru/activity/attach/events/919/itogi.pdf