Научная статья на тему 'Предпринимательская активность в электронной экономике'

Предпринимательская активность в электронной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПРИЯТИЕ / СЕТЕВАЯРЕКЛАМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляцкая Татьяна, Амелин Михаил

Статья посвящена вопросам предпринимательской деятельности в электронной экономике. Следует отметить, что тщательный анализ бизнес-систем электронной экономики может помочь улучшить производительность хозяйствующих субъектов и интегрировать их в сеть бизнес-среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial activity in the e-economy

It should be noted that a careful analysis of e-economy business systems can help to improve the performance of business entities and to integrate them into the network business environme.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская активность в электронной экономике»

определили, что это поддельные сигареты, произведенные, скорее всего, в Украине.

- Вы смотрите только на импорт?

- По таможенному законодательству защита прав на объекты ИС распространяется на все процедуры, за исключением процедуры транзита. То есть если правообладатель нам не укажет исключения, то меры будут действовать на все процедуры. Часто это очень неудобно, и в отдельных случаях мы предлагаем правообладателям исключить некоторые процедуры. Хотя бы потому, что иначе им придется, как минимум, три раза в неделю реагировать на обращения таможни. В первую очередь это касается алкоголя - процедуры беспошлинной торговли. Вот реальный пример. Товар был завезен субъектом хозяйствования, помещен под процедуру беспошлинной торговли. Позднее владелец решил направить часть товара

в другой магазин беспошлинной торговли. Процедура приостановления будет срабатывать ровно столько раз, сколько раз будет подаваться декларация. И даже в том случае, если перед этим была заявлена процедура таможенного склада, то сначала приостановление будет при выпуске товаров, помещенных под процедуру таможенного склада, а затем при выпуске товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Кстати, при разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предложено не осуществлять меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры беспошлинной торговли и уничтожения.

- Таможенные органы стран Таможенного союза продолжают вести национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности. Планируется ли создание единого таможенного реестра?

- Этот вопрос в настоящее время находится в списке барьеров и ограничений создания Евразийского экономического союза. Что, признаться, немного странно, поскольку единый таможенный реестр вопросы обращения на территории ТС объектов ИС не регулирует. Есть национальная регистрация у всех участников Таможенного союза. И всегда будет страна, где один объект ИС подлежит охране, а другой - нет. Так что проблемы все равно останутся. В настоящее время Евразийская экономическая комиссия прорабатывает вопросы передачи полномочий по ведению единого таможенного реестра от Федеральной таможенной службы России себе, но до сих пор это нормативно не закреплено.

Записала Жанна КОМАРОВА

Предпринимательская активность в электронной экономике

Ключевые слова: электронный бизнес, электронная коммерция, интернет-магазин, интернет-предприятие, сетевая реклама, информационные услуги, маркетинговые интернет-коммуникации, сетевые технологии.

Татьяна Беляцкая,

заведующая кафедрой менеджмента БГУИР, кандидат

экономических наук, доцент

Михаил Амелин,

аспирант кафедры менеджмента БГУИР

УДК 007.51

Ядром электронной экономики, активно развивающейся во всем мире, можно назвать сетевой бизнес, который определяется как собирательное понятие различных видов коммерческой и деловой активности в сети Интернет с целью удовлетворения нужд и потребностей пользователей и получения вознаграждения взамен. Наиболее встречающимся его видом являются интернет-магазины [2], представляющие собой интерактивный веб-сайт (информационный продукт, созданный при помощи специализированных систем учета и анализа данных). Его основная цель -предоставление пользователю возможности моментальной покупки необходимого товара и услуги. При этом оплата за них осуществляется посредством интернет-платежей. Это могут быть как чисто сетевые платежные системы (ВНсот) и традиционные электронные дебетовые карты, так и гибридные виды оплаты, совмещающие информационные и бан-

ковские технологии (Раура1, SkrШ). Основное преимущество ведения такого бизнеса заключается в экономии средств на содержание обслуживающего персонала, арендную плату за помещения (складские и офисные), а также на связанные с этим хозяйственные нужды. Существует вариант оплаты за товар или услугу по факту доставки.

Среди трудностей, связанных с ведением интернет-магазина, необходимо назвать постоянное пополнение клиентской базы, угрозу осуществления кибератак на ресурс и финансовых махинаций с ним. Важно также успевать контролировать наполнение сайта и ход торговых операций на нем, осуществлять анализ интернет-рынка, следить за эффективным ценообразованием и связанным с торговыми операциями сервисом (своевременная доставка, интернет-консультации). Реализация электронного документооборота интернет-магазина ложится на плечи предпринимателя, в частности на его бэк-офис (операционно-учетное подразделение интернет-магазина, которое обеспечивает бухгалтерско-финансовый учет операций сетевого ресурса).

Далее рассмотрим интернет-предприятия и предпринимательскую активность в сети Интернет. Для традиционных предпринимателей, желающих расширить свою сферу деятельности до виртуальной, предлагается несколько возможных методик-сценариев. Первый заключается в заказе собственного веб-сайта у специализирующихся на этом разработчиков. Преимуществами этого варианта являются: подобранный под вкус заказчика персональный дизайн, программное обеспечение, начинка и система управления ресурсом. К недостаткам

можно отнести высокую стоимость разработки веб-страницы (500-50 000 долл.), платную регистрацию хостинга, привлечение команды программистов для управления проектом и затратами, которые связаны с раскруткой и продвижением ресурса в поисковых системах.

Второй сценарий - подписка на платный веб-каталог. Среди положительных аспектов этого решения - относительная экономичность в сравнении с первым вариантом (50-100 долл. в месяц), отсутствие нужды в персонале, снятие расходов на покупку хостинга или сервера и уменьшение сложностей в наладке ресурса. В числе минусов - затруднительный поиск размещенной в глубине сетевого каталога страницы, ограниченная возможность поисковой раскрутки и некомплексность этого сетевого решения.

Третий сценарий - бесплатные веб-сервисы. Основным преимуществом этого подхода будет отсутствие денежных затрат на его исполнение на базовом уровне. В качестве главного недостатка нужно упомянуть нецелостность данной методики. При этом стоит заметить, что использование веб-услуг от гигантов интернет-экономики, таких как бесплатные сайты от Google (AdWords, GoogleAnalytics и др.), может принести и прибыль, если ваши цели совпадут с их задачами.

В целом нужно подчеркнуть, что положительными аспектами открытия филиала предприятия в сети будут: увеличение рынка сбыта, привлечение большего внимания к субъекту хозяйствования, а также реализация сетевых маркетинговых коммуникаций. Негативной стороной станет неразумное использование сетевых технологий: вычурный дизайн, усложнение доступа к информации, затрудненный

процесс покупки товаров и услуг и небольшой объем полезных сведений.

Необходимо также рассмотреть механизм создания интернет-сайтов, самый распространенный из которых предполагает соответствие работы принципу «бизнес для бизнеса» (B2B) [1]. Традиционному предпринимателю, желающему расширить сферу своей деятельности до виртуальной, необходимо преодолеть ряд барьеров для входа. Ему нужно разработать веб-проект с конечным пользовательским интерфейсом, позволяющим обеспечивать взаимодействие с целевыми клиентами и дающим возможность предоставить информацию широкому кругу сетевых лиц. Здесь чрезвычайно важно угадать ряд индексов, направленных на рост популярности сайта. При этом процент их повышения и раскрутку ресурса зачастую сложно спрогнозировать.

Сетевое продвижение интернет-предприятия - это трансфер предпринимательской активности в виртуальную среду, который должен служить лишь средством, а не быть целью этого процесса. Веб-страница может быть раскручена за счет оптимизации процесса рекламы и размещения в поисковых системах (SEO). Это может получить реализацию как с помощью «белых», так и «черных технологий».

В продолжение анализа видов сетевого бизнеса рассмотрим интернет-рекламу. Важно указать на тот факт, что за счет нее интернет-ресурсы получают большую долю финансовой прибыли, предоставляя свое пространство под рекламную деятельность. Одним из самых распространенных и эффективных ее видов считается контекстная реклама, сущность которой заключается в раз-

Вектор происхождения и выполнения транзакций

Бизнес (b) Потребитель (с) Правительство (g) Партнер (p) Персонал (e)

Бизнес (b) B2B B2C B2G B2P B2E

Вектор акцепта Потребитель (с) C2B C2C C2G C2P C2E

рования транзакций Правительство (g) G2B G2C G2G G2P G2E

Партнер (p) P2В P2C P2G P2P P2E

Персонал (e) E2B E2C E2G E2P E2E

Таблица 1. Матрица векторов транзакций электронного бизнеса

мещении нескольких блоков коммерческих объявлений синхронно с ответом на информационный запрос пользователя. Такая реклама подразделяется на несколько типов. Основной из них - построение и размещение рекламных блоков, разнообразных по размерам и форме и располагающихся в любом месте веб-страницы. Также существуют рекламные растяжки и бегущие строки, но они порой вызывают эффект навязчивости и могут раздражать пользователей.

Стоит рассмотреть и такой некогда популярный вид интернет-рекламы, как баннерный, который постепенно начал утрачивать свои позиции. Во многом это связано с большими финансовыми затратами на разработку баннеров под каждую рекламную кампанию и с последующей арендой виртуального пространства под ее размещение. Следует также упомянуть баннерные сети, в которых участникам дается (порой платно) возможность предоставить виртуальное пространство интернет-ресурса для размещения баннерных показов других участников Сети. В обмен на это им предоставляется возможность размещения своих баннеров. Условия участия в таких рекламных обменах ранжируются от сети к сети. При этом главным фактором, определяющим эффективность участия

в данных рекламных ресурсах, будет специалист, разбирающийся как в контексте проведения баннерных кампаний, так и непосредственно в условиях каждой из сетей.

Не лишним будет вспомнить и о видах «черного» заработка в Интернете. Собирательного понятия, характеризующего обобщенное представление о таком бизнесе, не существует. Но под ним подразумевается достижение материальной выгоды любым путем. Рассмотрим следующие его виды: хакерство, сетевой плагиат и «черная» реклама.

Хакерство, как известно, представляет собой ряд действий, направленных на нанесение вреда любому элементу электронной экономики для последующего получения выгоды. Таким образом, могут быть «заказаны» атаки на сетевой ресурс конкурентов с целью подрыва его функционирования или похищения бизнес-информации. Заметим, что от хакерской деятельности могут пострадать и рядовые пользователи Сети. У них могут выкрасть сведения кредитной карты или запустить вирус вместе с электронным письмом или загруженным файлом. Все это во многом препятствует простому и безопасному взаимодействию пользователя и поставщика веб-услуги.

Сетевой плагиат подразумевает под собой воровство

информации с последующим получением выгоды от ее публикации. Украденными могут оказаться как информационные блоки, так и алгоритмы работы сетевых ресурсов.

В свою очередь, «черная» реклама представляет собой назойливую форму интернет-рекламы. Это всплывающие окна на страницах сайта, перенаправления на заказанные рекламные площадки (без воли пользователя), а также рассылка нерелевантной информации на электронную почту - спама. Эти методики не всегда считаются недопустимыми с точки зрения закона, но при этом подрывают репутацию интернет-бизнеса и наносят существенный вред сетевым потребителям. Зачастую они не могут защитить себя от ухищренных тактик «черной» рекламы.

Следует подчеркнуть, что при недоскональном следовании рекомендациям поставщиков поисковых интернет-услуг оптимизация сайта под движок SEO может просто превратиться в «черную» оптимизацию [3].

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение отличий электронного бизнеса от электронной коммерции [5]. Первый термин был введен и разработан подразделением интернет-маркетинга корпорации IBM в 1996 г. [6] и подразумевает под собой использование инфокоммуникационных технологий для поддержки бизнес-активности в целом. Коммерция же в своей основе представляет собой обмен товарами и услугами между предпринимателями, группами людей и индивидуальными лицами и является одной из существенных составляющих любого вида бизнеса [4]. Электронная коммерция фокусируется на развитии внешней активности предприятия и построении бизнес-отношений с отдельными

потребителями и их группами на основе инфокоммуникаци-онных технологий.

Практикой выработаны следующие три группы моделей электронного бизнеса. Модели, классифицируемые по вектору транзакций: В2В (деловые отношения на профессиональных рынках, где производителем и потребителем услуг являются профессиональные участники), В2С (деловые отношения профессиональных участников и домохозяйств, при которых производство товаров и услуг осуществляется профессиональными участниками, потребление - домохозяйствами), С2С (деловые отношения с участием государственных органов управления, потребитель - орган управления), G2C (деловые отношения с участием государственных органов управления, поставщик - орган управления). Полная система содолей электронного бизнеса по данному критерию отражена в табл. 1.

Вторая группа моделей электронного бизнеса делит их по типу продукта и сопутствующего сервиса: электронный магазин, электронное распределение, электронный аукцион, электронный торговый центр, рыночная площадка третьей стороны, виртуальные сообщества, услуги по цепи создания ценности, интеграция цепочек создания ценности, платформы сотрудничества, информационные брокеры.

Третья группа выделена по признаку организационных связей: виртуальный и организационно-стабильный электронный бизнес. Первый представляет собой географически распределенную и полустабильную сеть независимых организаций, миссии которых частично перекрываются. Методы е-бизнеса позволяют предприятиям осуществлять обработку внешних и внутрен-

них данных более эффективно и гибко, работать со своими поставщиками и партнерами более тесно и грамотно и удовлетворять нужды и ожидания своих клиентов более точно и своевременно. Но в то же время Интернет недостаточно приватен для внутренних бизнес-операций. Для эффективного и действенного управления ими организации, как правило, используют частные (Интранет) и, следовательно, более безопасные сети.

Итак, понятие «электронный бизнес» намного шире, чем «электронная коммерция». Первый включает в себя процессы, охватывающие цепочку создания стоимости, электронные покупки, управление схемой поставок, обработку заказов, обслуживание клиентов в Сети и сотрудничество с партнерами. Специальные технические стандарты, в свою очередь, облегчают обмен данными между предприятиями. Программные решения для е-бизнеса позволяют интегрировать его внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность воедино и сделать ее более ясной и логичной. Электронный бизнес может быть осуществлен как с помощью различных видов сетей (от локальных до глобальных), так и путем их комбинации.

По существу, электронная коммерция - это процесс покупки, передачи, обмена товаров/услуг и информации с помощью компьютерных сетей, включая глобальную. Она может принести значительную пользу в различных аспектах бизнеса, включая сервис, обучение и совместную деятельность партнеров.

Быстрый рост не позволяет в достаточной мере обобщить методы и формы электронного бизнеса, поэтому существует достаточно большой набор

Процессы е-коммерции

определении этого понятия с разным содержательным компонентом. Однако практике применения термина, равно как практике внедрения стратегии бизнеса в области электронных технологии, не менее 15 лет. Так, генеральный директор компании IBM Луис Герстнер отмечал, что электронный бизнес не является технологическим изменением, а относится к фундаментальному изменению отраслей и экономики в целом [7].

В свою очередь, термин «электронный бизнес» используется в двух содержательных аспектах: во-первых, как концепция, которая может быть внедрена в рамках стра-

Рис. 1.

а)Электронная коммерция

и электронный бизнес имеют некоторую степень перекрытия (имеют процессы, относимые как к электронной коммерции, так и к электронному бизнесу)

б) Электронная коммерция полностью эквивалентна электронному бизнесу

в) Электронная коммерция является подсистемой электронного бизнеса

тегического и операционного менеджмента, и, во-вторых, как прилагательное, характеристика бизнеса, осуществляемого преимущественно онлайн, то есть не имеющего физического воплощения.

Кроме того наблюдаются некоторые перекрытия в терминах «электронный бизнес» и «электронная коммерция», рассматриваемых как множество видов процессов, проиллюстрированные диаграммами Венна (рис 1. а, б, в).

Сегодня уже не обсуждается вопрос о целесообразности интеграции процессов реального и электронного секторов бизнеса, но до сих пор не ясна роль и функция менеджмента е-составляющей предприятий: должен ли быть управляющий электронным бизнесом, ИТ-директор, или цифровыми навыками должны владеть все работающие на предприятии. Нам больше импонирует вторая точка зрения. В современной экономике для успешной конкуренции субъекту хозяйствования необходимы сетевые технологии не только в области маркетинга и продаж, но и по всей цепочке формирования ценности. На рынке труда наблюдается значительный провал в таких специалистах, причем эта ситуация характерна в том числе и для стран с развитой экономикой (в США в 2013 г. нехватка айтишников составляла примерно 1 млн человек [8]).

В итоге электронный бизнес можно разделить на три категории: поддержка внутренней бизнес-системы, управление связями и руководство совместной деятельностью. Внутренние бизнес-системы включают в себя: управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), планирование ресурсов предприятия (ERP), системы управления документами и т.д. В свою очередь, системы управления связями и комму-

никациями состоят из: 1Р-теле-фонии ^куре и др.), веб-конференций и непосредственного управления бизнес-проектами.

Традиционно электронный бизнес ассоциируется с предприятиями нового типа, порожденными информационным обществом, развитием информационно-коммуникационных технологий. Его элементы необходимо активно внедрять в практическую деятельность субъектов хозяйствования реального сектора экономики, поскольку даже те из них, кто традиционно не связан с е-коммерцией, в соответствии с динамичным ростом внешней бизнес-среды вынуждены проектировать собственные электронные бизнес-процессы и интегрировать их при помощи телекоммуникационных систем, сетей Интранет и Интернет.

Статья поступила в редакцию 13.03.2014 г.

Summary

Entrepreneurial activity in the e-economy It should be noted that a careful analysis of e-economy business systems can help to improve the performance of business entities and to integrate them into the network business environme.

See: http://innosfera.org/2014/11/el_econ

Литература

1. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции / Учебник для вузов.- М., 2008.

2. Ашманов И. С., Иванов А. А. Продвижение сайта в поисковых системах.- М., 2007.

3. Крохина О. И., Полосина М. Н., Рубель А. В., Сахно О. И., Селин Е. В., Ханина М. С. Первая книга SEO-копирайтера. Как написать текст для поисковых машин и пользователей.- М., 2012.

4.Беляцкая Т. Н. Дифференциация электронных бизнес-систем на примере CCRM и ERP / Т. Н. Беляцкая, М. А. Амелин // Academic science - problems and achievements IV: Proceedings of the Conference.- North Charleston, 2014.

5. Беляцкая Т. Н.Разграничение понятий электронный бизнес и интернет-коммерция / Т. Н. Беляцкая, М.А. Амелин // Topical areas of fundamental and applied research IV: Proceedings of the Conference.- North Charleston, 2014.

6. Beynon-Davies P. E-Business. Palgrave, Basingstoke, 2004.

7. Gerstner L. Who says Elephants Can't Dance? Inside IBM's Historic Turnaround, 2002. pg 172.

8. Paul Timers, Electronic Commerce - strategies & models for business-to-business trading, 2000. pp. 31.

Полигуанидины -

дезинфекционные средства и функциональные добавки

Проблема защиты материалов, изделий и сооружений от биологического повреждения, несмотря на достаточно большой выбор биоцидных препаратов, по-прежнему остается актуальной. Для ее решения учеными лаборатории полимерных биоактивных веществ Института химии новых материалов НАН Беларуси были разработаны новые методы синтеза полигуанидинов. Полученные соединения обладают рядом несомненных достоинств: высокая биоцидная активность, флокулирующие и ионообменные свойства, низкая токсичность, малая биоцидная концентрация, стабильность характеристик действующего вещества и его водных растворов, экологическая безопасность, совместимость с другими реагентами, отсутствие аллергенного действия, цвета и запаха, низкая летучесть. На основе данных веществ сотрудниками лаборатории создан ряд композиций и материалов с биоцидными свойствами, которые применимы на практике в различных сферах деятельности.

Для ЗАО «Атлант» разработаны и протестированы препараты для борьбы с микробной контаминацией воды в системе оборотного водоснабжения испытательной станции стиральных машин-автоматов. В результате использования разработки численность всех микроорганизмов в оборотной воде снижается до минимума, что предотвращает ее микробное поражение.

Биоцидные добавки на основе полигуанидинов также могут быть использованы в лакокрасочных материалах. Это позволяет придать данной продукции универсальные антибактериальные и антифунгальные свойства, не изменяя ее технологических характеристик.

Помимо этого разработано средство защиты растений «Фунгицид-П», оно прошло регистрацию и внесено в Государственный реестр. Средство предотвращает семенную микобиоту ячменя, пшеницы, рапса, льна-долгунца и может применяться как фунгицид для предпосевного протравливания клубней картофеля (против ризоктониоза, парши обыкновенной, фузариозной гнили) и обработки растений в период вегетации.

Также на основе полигуанидинов был создан дезинфицирующий препарат «Дегуфос», который предназначен для проведения обеззараживающей обработки помещений на объектах мясо-молочной и пищевой промышленности.

Денис МОРОЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.