ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338 ББК 65
DOI 10.24411/2414-3995-2018-10049
© И.М. Синяева, 2018
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ИНСТРУМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ МАРКЕТИНГА
Инга Михайловна Синяева,
доктор экономических наук, профессор департамента менеджмента Финансовый университет при Правительстве РФ (125993, Москва, Ленинградский проспект, д. 49)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрывая содержание e-Business, автор трактует его содержание, как бизнес-модель, в которой бизнес-процессы, обмен бизнес информацией и коммерческие транзакции реализуются с помощью электронных устройств. Приводится эволюция развития электронного бизнеса в зависимости от появления информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): ERP, CRM, SCM, BI, ECM, HRM. Научную новизну представляет исследование автором структуры электронного бизнеса с выделением самостоятельных блоков: электронная коммерция, электронные сети, участники электронного рынка и процессы (инструменты электронного маркетинга). Практическую значимость имеет раскрытие содержания основных инструментов e-Business, в том числе: веб-ресурс, веб-дизайн, SEO (поисковая оптимизация), аналитика, программные продукты, SMM-маркетинг в социальных сетях.
Ключевые слова: бизнес, веб-дизайн, веб-ресурс, Интернет, инструмент, маркетинг, модель, программные продукты, структура, технологии, электронная коммерция, рынок.
THE TOOLS OF E-BUSINESS IN THE FIELD OF SERVICES MARKETING
Inga M. Sinyaeva,
Professor of Management, Doctor of Economic Sciences Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradsky prosp., d. 49)
Abstract. Revealing the content of e-Business, the author interprets its content as a business model in which business processes, business information exchange and commercial transactions are implemented using electronic devices. The evolution of e-business development depending on the emergence of information and communication technologies (ICT): ERP, CRM, SCM, BI, ECM, HRM. Scientific novelty of the research is the author of the structure of e-business, highlighting independent units: electronic Commerce, electronic networks, participants of the electronic market and the processes (the tools of electronic marketing). It is of practical importance to disclose the content of the main e-Business tools, including: web resource, web design, SEO (search engine optimization), Analytics, software products, SMM-marketing in social networks.
Keywords: business, web design , web resource, Internet, tool, marketing, model, software products, structure, technology, e-Commerce, market.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Синяева И.М. Инструменты электронного бизнеса в сфере услуг маркетинга. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):256-8.
«Промедление убивает возможность» Виктор Кайем, президент компании Remington Products Inc.
На протяжении последних десяти лет российское общество убедилось, что цифровой маркетинг пронизывает не только национальную экономику, но и существенно повысил качество жизни человека за счет появления умных вещей, электронной оплаты услуг в сфере медицины, образовании, на транспорте. В интернете ищут партнеров или клиентов, создают решения поддержки собственного бизнеса, автоматизируют операции с партнерами, дилерами, провайдерами, формируют розничные интернет-магазины. Житель любого города может создать полезный контент, получить лайки, стать успешным блогером и улучшить свое материальное
положение. Участие в электронном бизнесе уже много лет награждается премиями рунета.
Электронный бизнес (e-Business) — бизнес-модель, в которой бизнес-процессы, обмен бизнес информацией и коммерческие транзакции реализуются с помощью электронных устройств с использованием информационных технологий — телевидение, телефон, Интернет и другие.
Развитие электронной торговли и электронных средств взаимодействия отмечено как одно из приоритетных направлений программы «Электронная Россия».
Электронный бизнес начал свое формирование в прошлом веке в 60—70 годах.
Существенный вклад в развитие теории интернет-маркетинга (digital — маркетинг) осуществили зарубежные и отечественные авторы: Ф. Котлер,
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Д. Белл, Д. Кар, Дж. Пасматье, Д. Тапскотт, И. Ва-сильчук, Т. Дейнекин, Г.А. Корнилов, Р.М. Мещеряков, Ю.Н. Соловьева, О.У Юлдашева, А.А. Энгова-това и др.
Цель электронного бизнеса — сделать основной бизнес компании более рентабельным, повысить имидж и конкурентоспособность.
К основным видам электронного бизнеса можно отнести: электронные аукционы; электронные банки; электронная коммерция; электронная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа; электронные указатели; электронное обучение; электронная почта; электронный маркетинг.
Стремительное развитие информационно — коммуникативных технологий (ИКТ) сделало возможным упростить и удешевить обмен данными между и внутри предприятий. Именно e-Business позволяет участникам рынка достичь конкурентного преимущества за счет улучшения обслуживания своих клиентов и оптимизации бизнес отношений с партнерамиПоставщиками передовых ИКТ являются мировые компании-производители компьютеров, сетевого оборудования и программного обеспечения: IBM, Hewlett-Packard, Compaq, Intel, Sun Microsystems, Cisco Systems, Microsoft, Computer Associates International, Navision и т.д.
Основное содержание электронного бизнеса составляет электронная коммерция. Электронная коммерция (e-commerce) осуществляет продажи и покупки электронными средствами. Рынок электронной торговли в России активно набирает обороты. Эксперты РБК отмечают, что доля до 2020 года доля электронной торговли может подняться до уровня 5% в объеме товарооборота страны.
Лидерами российского электронного бизнеса на протяжении последних 5 лет являются компании: Газпром, Сбербанк, Новатэк, Транснефть, Лукойл, Роснефть, Норникель и другие, что приведено на рис. 1.
Существенный вклад выполняют известные компании «Яндекс», «Авито», группа компаний «Рамблер», «Мэйл.ру» и др.
Структуру электронного бизнеса составляет не только электронная торговля с основными рыночными моделями, но и ее участники, электронные сети и процессы, которые выполняются с использованием маркетинговых инструментов. По данным аналитической компании АКИТ более 60%
магазинов сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге, где проживают 15% населения страны. В 2018 г. объем продаж через сеть увеличился на 30—40% в денежном выражении. В 2018 году совершали покупки в сети до 20 млн потребителей [2].
В зависимости от используемой модели бизнеса различают основные модели электронной торговли: B2B (деловые отношения между компаниями), B2C (взаимодействие компании и конечного потребителя), а также B2G (взаимоотношения коммерческих структур и госучреждений) и C2G (взаимоотношения потребителей и представителей властных структур).
Ориентировочная структура электронного бизнеса представлена на рис. 2.
Основными инструментами электронного маркетинга являются: веб-ресурс (сайт и контент); веб-дизайн; аналитика; Интернет-реклама; SEO (поисковая оптимизация); программные продукты, маркетинг в социальных сетях (SMM).
Первый и самый главный инструмент маркетинга — это «Веб-ресурс». Любой участник рынка стремиться создать корпоративный сайт в Интернете с продуманной структурой и качеством контента в целях использования его как рекламной площадки. С точки зрения маркетинга, сайт — это набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с одним или несколькими сегментами целевой аудитории.
«Веб-дизайн (от англ web design)», как ключевой инструмент цифрового маркетинга направлен на проектирование пользовательских веб-интерфейсов
Лидеры рейтинга РБК 500 по прибыли и убытку, млрд руб.
Газпром Сбербанк НОВАТЭК Транснефть ЛУКОЙЛ Роснефть Норникель АЛРОСД Сибур Холдинг Татнефть Т Плюс Рост Банк Росморпорт Росгосстрах АвтоВАЗ Альфа-банк Банк Пересеет Ро сс ел ьхоз ба н к Сургутнефтегаз Внешэкономбанк
Рис. 1. Лидеры российского электронного бизнеса в 2017 году [1]
997
541
265
232
207
201
167
133
113
IOS
1 | -18
1 22
1 | -23
■ | -33
■ | -45
| -58
| -58
| -59
| -62
| -112
№ 4 / 2018
Вестник экономической безопасности
257
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Электрондая коммерция (модели рынков: В2В, В2С, B2G, С20)
Электронные сети:
корпоративные, межкорпоративные, Интернет, социальные
Участники электронного
рынка: государство, продавцы, поставщики, производители, потребители
Процессы: продажа, оплата, поддержка, выполнение заказа, инструменты электронного маркетинга
Веб-ресурс (сайт и контент); веб-дизайн; аналитика; Интернет-реклама; SEO (поисковая оптимизация); программные продукты, маркетинг в социальных сетях (SMM).
ПОТРЕБИТЕЛИ УСЛУГ МАРКЕТИНГА
Источник: выполнено автором
Рис. 2. Ориентировочная структура электронного бизнеса
для сайтов или веб-приложений. Структура веб-дизайна включает: верстку веб-страницы; веб-разработку; графический дизайн.
«Аналитика», как базовый инструмент интернет-маркетинга направлен на анализ и комплексную оценку данных статистики и фактов для принятия взвешенных решений по продвижению продукта или услуги в цифровой среде. Инструмент аналитики используется в целях увеличения коэффициента конверсии, роста продаж и улучшения показателей возврата маркетинговых инвестиций (MROI marketing return on investment), удержания и привлечения новых клиентов, реализации маркетинга — микс, активизации участия в социальных медиа, сегментации и стратегии продвижения.
«Интернет-реклама»: это текстовая, звуковая и графическая информация, призванная привлечь внимание целевой аудитории к рекламным материалам с помощью электронных технологий.
Главное преимущество рекламы в интернете по сравнению с традиционными формами — это более четкое таргетирование (ориентация на целевую аудиторию), так как показ видеоролика или рекламного баннера можно подобрать в соответствии с тематикой площадки, географическому положению пользователей, времени демонстрации и пр.
«SEO (поисковая оптимизация — search engineoptimization)» — система мер, направленная на то, чтобы веб-страницы сайта как можно легче и быстрее находились в поисковых системах. Идея заключается в том, что если Google, Bing и другие поис-
ковые системы могут легко найти и каталогизировать то, что находится на корпоративной странице, то они же могут так же легко высветить корпоративный сайт на соответствующих страницах результатов поиска.
«Программные продукты» выполняют программное обеспечение в целях успешного управления компьютером. Большую популярность в электронном бизнесе имеют электронные программы: ERP (англ. Enterprise Resource Planning — интернет-системы (HC) управления ресурсами предприятия); CRM (англ. Customer Relationship Management — Ж управления взаимодействием с клиентами); SCM (англ. Supply Chain Management — Ж управления цепочками поставок); BI (англ. Business Intelligence — ИC сбора, анализа и представления бизнес информации); ECM (англ. Enterprise Content Management—ИC управления информацией и документами на предприятии); HRM (англ. Human Resource Management — ИC управления персоналом).
«SMM — маркетинг в социальных сетях — англ. Social MediaMarketing)» — комплекс мер по привлечению внимания потенциальных потребителей через социальные платформы.
^пиальные сети — эффективный канал продвижения важной информации через социальные медиа. Практика показала, что сообщения, передаваемые по социальным сетям, вызывают больше доверия у потенциальных потребителей товара или услуги. Это связывается с рекомендательной схемой распространения в социальных медиа за счет социальных связей, лежащих в основе взаимодействия.
В заключении необходимо отметить, что инструменты маркетинга повышают эффективность результатов электронного бизнеса за счет: быстрого привлечения внимания большой целевой аудитории; формирование спроса на новую услугу или продукт на рынке; повышения узнаваемости бренда; формирование лояльности к бренду; увеличения продаж в периоды точечных или сезонных акций; создания достойного имиджа.
Литература
1. https:IIsmilefun.ruIwp-contentIuploadsIbd276f ffda8549d4438bf02953e5cc6bjpgIЛидеры рейтинга РБК 500IURL: 10.08.2018.
2. https:IIe-pepper.ruInewsIrynok-internet-torgovli-v-2017-godu-dannye-akit.htmlIРынок интернет-торговли в 2017 г. AKmVURL: 09.09.2018.