ИССЛЕДОВАНИЕ
1 1 Беляцкая Т.Н. , Амелин М.А.
1 Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники,
г. Минск, Беларусь
Актуальные методики трансфера предпринимательской активности в среду интернет-бизнеса
АННОТАЦИЯ:
В статье рассмотрены методики трансфера предпринимательской активности в среду интернет-бизнеса. Были проанализированы сетевые принципы создания виртуального представительства предприятия. А также была сформулирована стратегия продвижения предприятия в интернет-среде.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: виртуальное представительство, онлайн магазин, интернет-ресурс, сетевые технологии, интернет-активность, электронная экономика, информационное общество, кибер конкуренция
JEL: L26, L86, М15 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Беляцкая Т.Н., Амелин М.А. Актуальные методики трансфера предпринимательской активности в среду Интернет-бизнеса // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — с. 655-664. —
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/110/
Беляцкая Татьяна Николаевна, канд. экон. наук, заведующая кафедрой менеджмента Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, г. Минск, Беларусь ([email protected])
Амелин Михаил Александрович, магистр экономических наук, аспирант кафедры менеджмента Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, г. Минск, Беларусь
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 11.08.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 27.02.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/110/ (с) Авторы. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика" Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit
http://en.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/rp/article/view/110/
Методика трансфера предпринимательской активности в среду интернет-бизнеса должна включать в себя ряд конкретных действий, направленных на создание аутентичного представительства организации в виртуальной среде, увеличения базы клиентов, расширения рынков сбыта и преобразования небольшого веб-сайта предприятия в механизм, способный осуществлять успешные коммерческие сделки в режиме онлайн.
В первую очередь необходимо ответить на вопрос, будет ли полезно традиционному предприятию «серьезно» выходить в виртуальный сектор экономики [1]. Иногда, при первом рассмотрении перспектив по созданию онлайн-представительства/онлайн-магазина, предприниматель может не заметить перспектив для своего предприятия [2]. Такие предприятия, как парки развлечений, концертные залы, спортивные клубы и центры жилищно-коммунальных услуг могут сначало не нуждаться в виртуальном представительстве. Однако их онлайн-филиал может помочь в продвижение их товаров и услуг и существенно облегчить процесс оплаты. Виртуальный филиал может как показать наглядно (фото/видео), что из себя представляет предприятие, так и помочь провести рекламную кампанию (различные купоны на скидки, рекламные игры) и при необходимости осуществить продажу билетов и оплату товаров/услуг посредством сети интернет [3].
Однако переход в киберпространство (виртуальное) означает для предпринимателя необходимость в частичной адаптации его традиционных маркетинговых активностей. В частности, вместе с мониторингом бизнес активности близлежащих предприятий (локальных) интернет-предпринимателю еще необходимо наблюдать за всем спектром предложения товара/услуги, совпадающим с его логическим поисковым запросом в поисковой системе. То есть, к примеру, предпринимателю, занимающемуся продажей электронных комплектующих, будет необходимо ориентироваться в предложениях других кибер-предпринимателей по ряду смежных поисковых запросов («интегральные микросхемы» и др.). При этом киберконкуренция будет разворачиваться как в каталогах поисковых-гигантов (Yandex, Google и другие), так и внутри торговых интернет-платформ (eBay, Amazon и другие). При этом основными характеристиками успешности в случае поисковых машин будет попадание на 1-е страницы результатов поиска по целевому понятию (запросу). В случае же торговых платформ основной задачей становится создание аутентичного образа (имиджа,
бренда) предприятия на основе успешной торговой истории предпринимателя и большого числа положительных отзывов\оценок клиентов о нем.
При этом сетевой бизнес является более открытым в том смысле, что описание товаров, цены и характеристики конкурентов легко доступны для исследования. В свою очередь, это свойство сети Интернет предоставляет возможности для проведения такого типа маркетингового исследования, которое подразумевает не столько финансовые затраты, сколько временные, и позволяет существенно сориентироваться в бизнес-пространстве. Описанные выше маркетинговые интернет-исследования позволяют вернуть вложенные в них средства многократно.
Если рассмотреть вариант онлайн-представительства предприятия, то своеобразный корпоративный портал требует также постоянных усилий по обновлению его новостного раздела и ряда других действий для поддержания ресурса на должном уровне. В свою очередь, как и в случае с интернет-магазином, отказ от практически постоянной поддержки веб-представительства предприятия повлечет уменьшение аутентичности и привлекательности бренда предприятия. Таким образом, не отдаваясь полностью активности в интернет-среде, предприниматель может упустить шансы по привлечению новых клиентов, удержанию существующих и созданию аутентичного бренда организации.
Рассмотрим варианты методики трансфера предпринимательской активности в среду интернет-бизнеса.
1) Наем менеджера (с навыками интернет-технологий) с целью делегирования той части предпринимательской активности, которая связана с усилиями в виртуальной среде.
2) Прием на работу на предприятие команды профессионалов, способных запустить интернет-представительство предприятия (это может быть интернет-магазин, корпоративный веб-сайт, виртуальный кабинет). При этом перед наймом необходимо тщательно изучить репутацию этих профессионалов на основе их портфолио.
3) Еще одним вариантом трансфера предпринимательской активности в интернет-среду может быть передача технико-технологической части отдельной комманде веб-экспертов, нанятой на основе контракта [4]. В таком случае могут быть переданы на аутсорсинг (outsourcing) вопросы, связанные с продлением хостинга веб-сайта,
поддержки веб-сервера, а также непосредственно сами задачи разработки и дизайна веб-сайта предприятия.
4) Альтернативой этому решению может быть более экономичный способ - готовые интернет-решения. Это может быть использование шаблонов (заготовок) для создания недорогого стереотипного веб-сайта, предназначенного для продаж или представительства в сети с возможностью выбора имени веб-ресурса на месте. Процесс оплаты и поддержки технической составляющей вебсайта в этом случае будет несколько облегчен.
5) В качестве самого минимального варианта можно предложить регистрацию бизнеса в одном из интернет-каталогов. Это самый экономичный вариант и самый незначительный по своим возможностям.
Более полноценной альтернативой онлайн-каталогов являются сервисы шаблонов веб-страниц описанные выше в качестве варианта методики №4. Такой вариант услуги может помочь предпринимателю получить материал (шаблон веб-страницы) для осуществления трансфера своей предпринимательской активности в среду интернет-бизнеса. Такого рода ресурсы предоставляют заготовки веб-страниц с готовыми модулями, заточенными под нужды электронной коммерции (это могут быть страницы с прайс-листами, каталоги для товаров и другие). При желании предприниматель может получить подписку и на хостинг своей веб-страницы, не углубляясь в технические сложности этого процесса. При дальнейшем развитии бизнеса предприниматель получает инструменты как для создания специализированных маркетинговых мероприятий (товарных акций, скидок и купонов), так и для усиления защиты корпоративной информации и данных клиентов. Эти ресурсы предоставляют также возможности для интеграции механизмов безопасных онлайн платежей и сервисов технической поддержки клиентов организации. Созданный таким образом торговый ресурс (электронная веб-страница) представляет собой узел открытой системы взаимодействия с потенциальными клиентами. Этот вариант может быть использован предпринимателем в качестве практически готового интернет-решения по созданию онлайн-представительства и быть интегрирован как в базы данных поисковых систем, так и в более крупные среды торгового взаимодействия сети Интернет. Разумным решением видится использование этого варианта в совокупности с наймом одного из технических специалистов для получения наибольшей выгоды из предоставленных возможностей. К примеру, в
качестве конструкторов интернет-страниц можно указать ряд зарубежных интернет-сервисов (Wix.com, SAP Cloud Portal, Weebly.com и другие). Отечественные веб-конструкторы представлены следующими брендами: uCoz, uWeb, Setup, Bazium и другие. Ценообразование на их услуги ранжируется от больших возможностей и высокой цены (от 600$ в год) SAP Cloud Portal до скромных перспектив и низкой цены (от 50$ в году) Wix.com.
При этом следующим эволюционном шагом при наличии технических ресурсов становится использование CMS (Content Management System). Наиболее распространенными являются системы WordPress, Joomla и Drupal. Система управления контентом WordPress наиболее проста в освоении, но заточена в основном под интернет-блоги. Системы же Joomla и Drupal требуют больших технических навыков, но являются OpenSource ресурсами и предоставляют значительный арсенал для создания веб-представительства или онлайн-магазина предприятия.
Итак, тот факт, что предприятие сразу оказывается на глобальном уровне, не означает, что оно обязано обслуживать клиентов по всему миру. Для начала может оказаться достаточно и того, что предприятие не отстает от своих конкурентов и предоставляет для своих традиционных клиентов дополнительный канал коммуникации и взаимодействия (интернет-канал). При этом используя разумную стратегию развития интернет-коммуникации организация может как расширить возможности по удовлетворению нужд и потребностей своих клиентов географически в рамках своей страны, так и при желании экспортировать свои товары в ту часть земного шара, в которую позволяют заключенные транспортные соглашения.
Так или иначе, сервис, связанный с доставкой, является одним из критических моментов интернет-торговли [5]. От эффективности ценообразования и уровня качества сервиса в этом аспекте интернет-активности будет зависить успешность всего интернет-предприятия.
Cервис, связанный с доставкой товара, требует большого внимания к себе со стороны интернет-предпринимателя. Для успешности предприятия необходимо создать удобные механизмы обратной связи с клиентом. С помощью них (е-мейл поддержка, иструменты интернет-чата и IP-телефония) предприниматель может оказать техническую поддержку для своих клиентов. Но что более
важно - услышать мнения и пожелания клиентов относительно качества услуги.
Что касается взаимодействия с клиентом, то успешность интернет-интерактивности (интернет-взаимодействия) будет зависеть от дизайна сайта и качества его наполнения (контента). При этом дизайн сайта должен как отвечать требованиям со стороны креативной составляющей, так и соответствовать стандартам удобства его использования клиентами (usability). В свою очередь, логика подачи материала веб-сайта должна быть понятна, в первую очередь, клиентам интернет-предприятия, а не его техническому отделу (не отменяя понимания последнего).
Обобщим основные принципы дизайна веб-сайта интернет-предприятия (фронт-офиса интернет-представительства организации).
1. В целях экономии внимания клиента желательно предоставить ему сразу данные о том, чем непосредственно занимается интернет-предприятие. Уместным будет также не сильно маскировать те аргументы и инструменты валидации, при помощи которых клиент сможет убедиться в аутентичности этого интернет-предприятия.
2. Одним из правил сборки веб-сайта является предоставление возможности пользователю получить необходимую для него информацию за 2-3 клика [6]. Слишком глубокая структура вебстраницы может обескуражить даже очень заинтересованного потенциального покупателя.
3. Будет уместным предоставить клиенту возможность постоянно понимать, в каком именно разделе веб-сайта он находится. Это реализуется с помощью названий заголовков подстраниц веб-сайта (headers). Также важным моментом будет помощь пользователю в осознании его текущего местонахождения в отношении всего интернет-ресурса. В свою очередь, эффективные инструменты навигации и виртуального перемещения по интернет-представительству могут существенно скрасить впечатления клиента.
4. Общим правилом для руководства навигации пользователя по веб-сайту можно считать то, что клиент должен иметь возможность быстро понять или получить ответ на то, как ему совершить какое-либо действие в рамках интерактивности интернет-представительства.
5. Важным моментом будет предоставление широкого арсенала инструментов для группы пользователей с ограниченными
возможностями. Это могут быть увеличенные размеры шрифтов и картинок, а также определенные цветовые и звуковые решения.
6. Отдельное место занимает качество информации, размещенной на веб-странице (контент веб-сайта) [7]. Содержание веб-страницы должно быть аутентичным и отвечать потребностям клиентов. Еще одним важным моментом будет степень оригинальности материалов и элементов интерфейса веб-сайта.
7. Стилистика языка, на котором пишется материал, должна быть понятна клиенту. Не желательно использовать жаргонизмы и специфичный сленг, не понятный пользователю.
8. Будет полезным предоставить возможность клиенту в любой момент вернуться на начальную страницу веб-сайта (homepage). Это может быть реализовано при помощи соответствующей детали интерфейса веб-сайта (homepage button).
9. При наполнении содержания виртуального представительства предприятия важным будет уделить внимание не только текстовой составляющей, но и его графической части. Изображения, используемые для декорации веб-сайта, должны быть в меру яркими и вписываться в общий стиль веб-страницы организации.
10. Немаловажным моментом является нахождение баланса в выборе технологий, соответствующих техническим возможностям устройств потенциальных клиентов. Так, использование, к примеру, технологии Flash может усилить впечатление от виртуального ресурса, но может уменьшить его аудиторию (пользователи сети Интернет могут использовать dial-up соединение). В дополнение к этому, веб-страницы, написанные при помощи технологии Flash, не индексируются роботами поисковых систем.
Когда заходит речь об эффективной презентационной технике товаров и услуг, то важным является создание фотографии товара высокого качества с достаточного количества ракурсов. В случае виртуального представительства предприятия подразумевается создание небольшого портфолио с фотографиями помещений предприятия. В этом случае будет важным сделать фотографии эмоционально насыщенными путем подбора удачных моментов для съемки помещений организации с хорошим освещением и грамотным выбором угла для неё.
В практике осуществления интернет-маркетинга существует два основных метода привлечения новых клиентов к интернет-филиалу предприятия: оптимизация веб-сайта под поисковые системы (SEO -
Search Engine Optimization) и е-мейл коммуникации (e-Mail Marketing) [8].
При формулировании стратегии интернет-продвижения товаров интернет-предпринимателю важно придерживаться следующих принципов.
Во-первых, необходимо быть умеренным в использовании как текстовых, так и графических инструментов подачи товара или услуги. Также нужно перечислить все полезные свойства товара и выгоды предложения для потенциального покупателя. Это нужно делать в спокойном, сдержанном и разумном стиле.
Во-вторых, можно усилить офферту путем добавления к ней вспомогательных (дополнительных) товаров и услуг. Те предприниматели, которые специализируются на одном виде товара, могут заключить партнерские соглашения с другими игроками на рынке, тем самым расширив своё предложение.
Заключение
В этой статье были проанализированы методики трансфера предпринимательской активности в среду интернет-бизнеса, предложены стратегии их осуществления и рассмотрены варианты электронизации бизнес-процессов.
Традиционным предприятиям важно в кратчайшие сроки продумать и реализовать программу электронной модернизации своих бизнес-процессов (создание виртуального представительства и продвижение в интернет-среде). Это нужно сделать для того, чтобы не оказаться за бортом новой глобальной электронной конкуренции.
ИСТОЧНИКИ:
1. Беляцкая Т.Н., Кудрейко М.В. ИКТ кластеры — основа формирования информационного
общества // Международная научно-техническая конференция, приуроченная к 50-летию МРТИ-БГУИР (Минск, 18-19 марта 2014 года): материалы конф. В 2 ч. - Ч. 2. - Минск, 2014. - С. 310-311.
2. Амелин М.А. Критерии привлечения инвестиций начинающих Интернет-предприятий //
Международная научно-техническая конференция, приуроченная к 50-летию МРТИ-БГУИР (Минск, 18-19 марта 2014 года): материалы конф. В 2 ч. - Ч. 2. -Минск, 2014. - С. 221-222.
3. Amelin M. Netocracy as a tendency of Internet Business. One Year in Writing. Minsk, 2014.
4. Scott S. Outsourcing Mastery: How to Build a Thriving Internet Business with an Army of
Freelancers. 2014. 80 p.
5. Беляцкая Т.Н., Амелин М.А. Дифференциация электронных бизнес систем на примере
CCRM и ERP // Academic science - problems and achievements IV. Vol. 2: Proceedings of the Conference. North Charleston, 07-08.07.2014. 276 p.
6. Ducker C. Virtual Freedom: How to Work with Virtual Staff to Buy More Time, Become More
Productive, and Build Your Dream Business. BenBella Books. 2014. 296 p.
7. Ellis S., Brown M. Startup Growth Engines: Case Studies of How Today's Most Successful
Startups Unlock Extraordinary Growth. Sean Ellis and Morgan Brown. 2014. 166 p.
8. Hyatt M., Miles B. The Virtual Assistant Solution: Come up for Air, Offload the Work You
Hate, and Focus on What You Do Best. Fleming House Publishers. 2013. 47 p.