Научная статья на тему 'Институциональная среда развития малого бизнеса в Республике Марий Эл: налоговый аспект'

Институциональная среда развития малого бизнеса в Республике Марий Эл: налоговый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / FORMAL INSTITUTIONS / GOVERNMENT REGULATION / TARGETS / FINANCIAL SUPPORT / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова Р. К.

Предмет. Весьма существенную роль в решении социально-экономических задач играет малое предпринимательство. В связи с этим представляется актуальным исследование региональных особенностей развития малого предпринимательства и специфики отдельных элементов институциональной среды его функционирования. К числу важнейших институтов, оказывающих влияние на деятельность малых предприятий, относится налоговая система, поэтому вопросы, связанные с формированием разумной региональной налоговой политики в области малого предпринимательства, имеют большое значение. Цели. Формулировка направлений совершенствования налоговой политики Республики Марий Эл на основе оценки уровня развития малого предпринимательства и степени реализации мер его налоговой поддержки в регионе. Методология. В исследовании применялись приемы экономико-статистического анализа: структурно-аналитическая группировка, сравнение, изучение динамических рядов, а также приемы абстрактно-логического метода. Результаты. Оценивается степень выполнения основных целевых показателей, анализируется динамика развития малого бизнеса в регионе. Рассматривается взаимосвязь между мерами налогового стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства и уровнем налоговых поступлений в бюджет. Область применения. Исследование носит научно-прикладной характер, его результаты могут быть использованы при формировании региональной налоговой политики в области малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл. Выводы и значимость. Необходимо более полно использовать в Марий Эл предоставляемые возможности в области налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства в целях стимулирования развития инновационной деятельности, отраслей реального сектора экономики и социальной сферы, а также целесообразности увеличения региональных компетенций в соответствующих вопросах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional environment for the development of small business in the Mari El Republic: A tax aspect

Importance Small business plays an important role in solving social and economic problems. Tax system is one of the most important institutions that have an impact on the activity of small enterprises. Objectives The purpose of the study is to formulate the priorities of tax policy in the Mari El Republic on the basis of assessing the level of small business development. Methods For the study, I used structural and analytical grouping, comparison, time series study as well as the abstract-logical techniques. Results The article assesses the implementation of the main target indicators of small business development in the Mari El Republic. The research is of a scientific and applied nature. Its results can be used to formulate a regional tax policy in the field of small and medium-sized business in Mari El Republic. Conclusions The provided opportunities in the field of tax regulation as well as the practicality of increasing regional competencies in the field of tax incentives for small business should be more used in the Mari El Republic.

Текст научной работы на тему «Институциональная среда развития малого бизнеса в Республике Марий Эл: налоговый аспект»

pISSN 2071-4688 Бюджетно-налоговая система

eISSN 2311-8709

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ: НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТ*

Рамзия Кавиевна ШАКИРОВА

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры анализа и учета,

Институт экономики, управления и финансов, Марийский государственный университет,

Йошкар-Ола, Российская Федерация

[email protected]

История статьи:

Получена 16.05.2017 Получена в доработанном виде 01.06.2017 Одобрена 19.06.2017 Доступна онлайн 27.07.2017

УДК 336.02, 330.837 JEL: Н30, В52

Ключевые слова:

формальные институты, государственное регулирование, целевые показатели, финансовая поддержка, налоговое стимулирование

Аннотация

Предмет. Весьма существенную роль в решении социально-экономических задач играет малое предпринимательство. В связи с этим представляется актуальным исследование региональных особенностей развития малого предпринимательства и специфики отдельных элементов институциональной среды его функционирования. К числу важнейших институтов, оказывающих влияние на деятельность малых предприятий, относится налоговая система, поэтому вопросы, связанные с формированием разумной региональной налоговой политики в области малого предпринимательства, имеют большое значение.

Цели. Формулировка направлений совершенствования налоговой политики Республики Марий Эл на основе оценки уровня развития малого предпринимательства и степени реализации мер его налоговой поддержки в регионе.

Методология. В исследовании применялись приемы экономико-статистического анализа: структурно-аналитическая группировка, сравнение, изучение динамических рядов, а также приемы абстрактно-логического метода. Результаты. Оценивается степень выполнения основных целевых показателей, анализируется динамика развития малого бизнеса в регионе. Рассматривается взаимосвязь между мерами налогового стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства и уровнем налоговых поступлений в бюджет. Область применения. Исследование носит научно-прикладной характер, его результаты могут быть использованы при формировании региональной налоговой политики в области малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл. Выводы и значимость. Необходимо более полно использовать в Марий Эл предоставляемые возможности в области налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства в целях стимулирования развития инновационной деятельности, отраслей реального сектора экономики и социальной сферы, а также целесообразности увеличения региональных компетенций в соответствующих вопросах.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Шакирова Р.К. Институциональная среда развития малого бизнеса в Республике Марий Эл: налоговый аспект // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, № 27. - С. 1624 - 1644. https://doi.org/10.24891/fc.23.27.1624

Введение

Малое предпринимательство способно выполнять функции по развитию здоровой конкурентной среды, экономического потенциала, консолидации и взаимодействию малого, среднего и крупного бизнеса и,

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Марий Эл в рамках научного проекта № 16-12-12008 а(р).

соответственно, активизации кластерных процессов. Оно вносит существенный вклад в повышение инновационного потенциала экономики, в процессы реструктуризации и модернизации экономики, рост конкурентоспособности региона и в конечном счете - в повышение экономической безопасности страны, что отмечается в работах отечественных ученых, в том числе

1624

Т.Н. Кошелевой, Ю.А. Балдиной, А.А. Алхазова [1-3].

В трудах представителей экономической науки О.С. Сухарева, Е.В. Рибокене, П.А. Батайкина и др.1 уделяется значительное внимание институциональным аспектам общественных процессов [4-6]. Институциональная среда предпринимательства как совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые формируют базис для производства, обмена и распределения, и очерчивают рамки человеческого поведения, включает формальные и неформальные институты, что отмечено в исследованиях В.Ф. Исламутдинова, Н.Г. Вовченко и Т.В. Епифановой [7, 8].

К формальным правилам, как указывает Г.С. Цветкова и другие авторы, относят законодательно установленные нормы, регулирующие процесс взаимодействия между субъектами общественных отношений [9].

Современная история государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России начинается с середины 1990-х гг. после принятия Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон был отменен с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который продолжил курс на оказание содействия деятельности субъектов малого бизнеса в стране.

В качестве основных мер регулирования в данном законе поименованы:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и представления форм налоговой отчетности;

2) упрощенная система составления бухгалтерской и статистической отчетности;

1 Шакирова Р.К. Институциональная среда региональной отраслевой кластеризации // Финансы и управление. 2016. № 3. С. 63-75. doi: 10.7256/2409-7802.2016.3.19973. URL: http://e-notabene.ru/flc/article_19973.html

3) меры по обеспечению финансовой поддержки и др.2

В целях реализации региональных полномочий в указанной сфере на территориях субъектов РФ были приняты нормативные акты регионального уровня. Республика Марий Эл не стала исключением, здесь был введен в действие закон от 27.11.2009 № 63-3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл», которым предполагалось оказание поддержки соответствующим субъектам в форме:

— содействия в области инноваций, промышленного производства, сельского хозяйства, ремесленной и внешнеэкономической деятельности;

— финансовой, имущественной, информационной, консультационной помощи;

— подготовки и повышения квалификации их работников и т.д.

Материалы и методы исследования

Материалы настоящего исследования базируются на данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (Маристат)3 и Федеральной налоговой службы РФ4, выполнены с применением традиционных методов экономико-статистического анализа.

Оценка выполнения основных целевых показателей развития малого бизнеса в Республике Марий Эл

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ среди основных целей государственной политики в области малого и среднего предпринимательства называет:

— увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства;

— увеличение занятости населения и развитие самозанятости;

2 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

3 Официальный сайт. URL: http://www7maristatgks.ru

4 Официальный сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn12

1625

— увеличение доли производимых указанными субъектами товаров, работ и услуг в объеме ВВП;

— увеличение доли уплаченных этими субъектами налогов в бюджетную систему РФ.

Как свидетельствуют данные статистических и налоговых служб, в Республике Марий Эл за 2008-2015 гг. далеко не все цели государственной политики в рассматриваемой сфере были реализованы.

Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства за указанный период в республике произошло только в части микропредприятий (табл. 1). При этом в 2009 г. в связи с кризисом наблюдался спад значений большинства показателей, характеризующих развитие субъектов малого и среднего бизнеса в РМЭ.

В 2009 г. количество микропредприятий сократилось более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом. В 2010 г. увеличение по этому параметру было несущественным в связи с отменой единого социального налога и установлением высоких тарифов по обязательным платежам во внебюджетные фонды. Очевидно, снижение этих тарифов в 2011 г., а также некоторая стабилизация общей экономической ситуации в стране положительно отразились на численности микропредприятий - прирост их количества составил 65,5%. Можно считать, что показатель численности микропредприятий отражает уровень развития самозанятости населения в регионе. Положительная динамика в этой части наблюдалась с 2010 по 2015 г. включительно.

Вместе с тем количество малых предприятий в Марий Эл в анализируемом периоде сокращалось вплоть до 2011 г.: спад по данному показателю за 2008-2011 гг. составил 14,1%. В последующие годы наблюдалось некоторое выравнивание положения, однако уровня 2008 г. показатель так и не достиг. Нестабильным за последние годы было и число средних предприятий: за семь лет их количество сократилось более чем на треть.

Динамика среднегодовой численности занятого в экономике Марий Эл населения не имеет положительных тенденций. Ежегодное снижение за рассматриваемый период составляло от 0,2% до 1,5%. При этом уровень безработицы, по официальным данным, с 2009 по 2014 г. регулярно сокращался. Противоречивость этих сведений объясняется высоким уровнем трудовой (учебной) миграции и сокращением общей численности населения в республике. Положительным является тот факт, что с 2010 г. увеличивается доля численности работников малых предприятий в составе среднегодовой численности занятого в экономике РМЭ населения (8,4% - 2010 г.; 9,4% - 2015 г.).

Целевым показателем государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса выступало также увеличение доли производимых данной сферой товаров, работ и услуг в объеме ВВП (для региона ВРП). Согласно статистическим данным в РМЭ за рассматриваемый период больших сдвигов в величине этого параметра не наблюдалось: по итогам 2015 г. даже произошло снижение размера индикатора (табл. 1).

К государственным мерам, направленным на содействие развитию сферы малого предпринимательства, относится установление специальных налоговых режимов (СНР), предусматривающих более мягкие условия налогообложения. Субъекты экономики при соблюдении ими установленных условий широко используют возможность перехода на эти налоговые режимы. К целевым показателям развития малого бизнеса относится увеличение доли налогов, уплаченных соответствующими субъектами в бюджетную систему РФ. Вместе с тем, судя по данным УФНС РФ по РМЭ, значительных подвижек в динамике этого показателя за период с 2008 по 2016 г. также не произошло (табл. 2).

Отрыв данных 2015 г. от уровня 2008 г. составил всего лишь 0,08%. Его значение колебалось от 6,31% (2009 г.) до 7,49% (2011 г.) - разница составляет 1,18%. Кроме того, нельзя говорить о наличии устойчивой

1626

тенденции к росту показателя. По итогам 2016 г. наблюдается некоторое снижение величины этого индикатора.

Динамика и структура оборота малых предприятий Республики Марий Эл в разрезе видов экономической деятельности

Региональная политика РМЭ в части поддержки малого предпринимательства имела некоторую отраслевую направленность, у чего есть вполне объективные причины.

По данным за 2015 г. доля организаций,

занятых торговлей и ремонтом автотранспортных средств и бытовых изделий,

в общем количестве малых предприятий

составляла 26,9%, в то же время доля

приходящегося на эту группу предприятий оборота достигала 52,5%.

Предприятия обрабатывающих производств стабильно имеют наибольшую долю в общем количестве организаций малого предпринимательства, в том числе в 2015 г. -27,9%. На эти субъекты приходится 22,1% в сумме оборота малых предприятий. Организации сельского и лесного хозяйства составляют 8,3% количества малых предприятий, однако на их долю приходится лишь 4% общего оборота. Операциями с недвижимостью в 2015 г. занималось 12,6% малых предприятий, их доля в общем обороте - 6%. Доля организаций строительства - 10%, их оборот - 8,3%.

Почти аналогичную картину, учитывая специфику разных видов деятельности, можем наблюдать и в отношении субъектов среднего бизнеса. Наибольший удельный вес в 2015 г. по количеству имели предприятия обрабатывающих производств - 30,4%, организации торговли - 28,3%, строительство -20,7%, операции с недвижимостью - 3,3%.

Несколько иная ситуация в 2015 г. сложилась в части структурного состава количества микропредприятий: торговля - 38,1%, операции на рынке недвижимости - 18,4%, обрабатывающие производства - 13,2%, строительство - 11,8%, транспортные услуги и связь - 5,6%.

Приведенные данные наглядно демонстрируют непропорциональность структуры экономики Республики Марий Эл в части малого предпринимательства, имеющей существенный перекос в сторону торговой деятельности, поэтому государственная поддержка реального сектора не просто оправданна, она является острой необходимостью.

За анализируемый период оборот малых предприятий РМЭ увеличился в 2,2 раза (табл. 3). В составе отраслей наибольший прирост показал вид экономической деятельности (ВЭД) «Добыча полезных ископаемых» (индекс роста за семь лет -3 617). Это связано с тем, что по состоянию на 2008 г. был практически нулевой оборот по отрасли (0,1 млн руб.). Если за базовый период по этому сегменту рынка взять 2009 г., то индекс изменений достигнет лишь величины 3,2. Среди остальных отраслей наиболее быстрыми темпами развивается ВЭД «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»: за анализируемый период оборот увеличился в 18 раз.

Динамичное развитие наблюдается также по ВЭД «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» (индекс - 19,9). Наибольший рост по этому виду деятельности произошел в 2015 г. (индекс роста по отношению к 2014 г. - 2,1). На протяжении ряда последних лет в структуре оборота малых предприятий РМЭ доминирующее положение занимала отрасль торговли и услуг. Ее доля в структуре оборота малых предприятий РМЭ колебалась от 45,6% в 2008 г. до 53,9 % в 2012 г. В 2015 г. этот показатель несколько снизился и составил 52,5%. Также высокую долю в отраслевой структуре оборота занимают обрабатывающие производства. Удельный вес этой отрасли колеблется от 22,1% (2015 г.) до 32,3% (2010 г.). Начиная с 2010 г. этот показатель имеет устойчивую тенденцию к снижению, что должно расцениваться как негативное явление.

Высокой долей в структуре оборота характеризуются также ВЭД «Строительство» и «Операции с недвижимым имуществом,

1627

аренда и предоставление услуг». Удельный вес строительной отрасли колеблется от 5,8% (2012 г.) до 10,4% (2008 г.). Планомерное снижение показателя наблюдалось вплоть до 2012 г., и лишь к 2013 г. ее доля увеличилась до 7%. Негативное влияние на развитие отрасли оказали кризисные явления, сказавшиеся на экономике к 2009 г.

Аналогичная ситуация сложилась и в сфере операций с недвижимостью. Наибольшего значения удельный вес отрасли достигал в 2008 г. (7,4%), снижение происходило до 2010 г. (4,9%), в последующие годы шел ежегодный рост показателя, который к концу 2013 г. почти достиг уровня 2008 г. (7,2%). Сельское хозяйство в структуре оборота малых предприятий имеет незначительную долю (от 3,8% в 2008 г. до 4,4% в 2011 г.), хотя республика традиционно считалась аграрным регионом с неплохо развитым сельскохозяйственным производством.

Доля остальных видов экономической деятельности в структуре оборота малых предприятий РМЭ невелика. В 2015 г. доля ВЭД «Гостиницы и рестораны» составляла 2,8%; ВЭД «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» - 0,7%; ВЭД «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» -0,7%; ВЭД «Транспорт и связь» - 1,1%; ВЭД «Добыча полезных ископаемых» - 0,6% (несмотря на высокие темпы прироста); ВЭД «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» - 1%; ВЭД «Образование» и «Рыболовство, рыбоводство» - 0%.

За наблюдаемый период динамика индекса изменения оборота малых предприятий в разрезе видов экономической деятельности была весьма неоднородной (табл. 4). Н а и б о л е е с т а б и л ь н ы м о к а з а л о с ь поступательное развитие строительной отрасли (не считая 2009 г. и 2015 г., на результатах которых сказались последствия кризисных явлений). В сельском хозяйстве на протяжении ряда лет выявляется небольшая, но положительная динамика (исключение 2011 г. - индекс 140,7%). Высока динамика оборота в области операций с недвижимостью (с 2011 г.).

Большинство прочих отраслей (обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, торговля и сфера услуг, транспорт и связь, здравоохранение) по итогам 2013 г. показывают спад. За 2014 г. ситуация несколько выровнялась, спад наблюдался лишь в части операций с недвижимостью и предоставлением коммунальных и социальных услуг. В 2015 г. спад произошел в строительстве, а также в гостиничном и ресторанном бизнесе.

Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в Республике Марий Эл

К мерам финансовой поддержки субъектов малого бизнеса вполне справедливо относят применение налоговых преференций в форме специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения (УСН), единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентной системы налогообложения (ПСН), действие которых регулируется ч. 2 Налогового кодекса РФ.

В целях стимулирования развития малого предпринимательства в регионе законом РМЭ от 27.10.2011 № 59-3 «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», была установлена ставка 13% (при регламентированных предельных значениях от 5% до 15%). Кроме того, с учетом общегосударственной политики, направленной на поддержку отраслей реального сектора экономики и инноваций, пониженная ставка 10% действовала для таких отраслей, как обрабатывающие производства, строительство, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, добыча полезных ископаемых (общераспространенных), туризм, научные исследования и разработки.

Действие указанных норм длилось с 2012 по 2014 г.5. Как нами отмечалось ранее, в

5 Шакирова Р.К., Курочкина Н.В. Регулирующая роль специальных налоговых режимов в системе региональной налоговой политики Республики Марий Эл // Финансы и кредит. 2014. № 26. С. 49-55.

1628

настоящее время наблюдается усиление фискальной направленности российской налоговой системы [10, 11]. Начиная с 2015 г. указанные преференции отменены, налог вновь взимается по ставке 15%, как и в период до введения льгот. Вместе с тем анализ отчетных данных УФНС по РМЭ свидетельствует о том, что по многим видам экономической деятельности отсутствует прямая связь между динамикой налоговых поступлений (табл. 5) и применением пониженных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Общий темп роста налоговых поступлений (табл. 6) за период 2011-2014 гг. по сравнению с периодом 2008-2011 гг. снизился незначительно (с 1,29 до 1,27). При этом уменьшение темпов роста суммы налоговых поступлений наблюдается по ВЭД «Оптовая и розничная торговля...» (с 1,27 до 1,18), имеющему наибольший удельный вес в ВРП.

По видам деятельности, в отношении которых действовали пониженные налоговые ставки единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за период с 2012 по 2014 г. наблюдается более высокий темп роста суммы налоговых поступлений по сравнению с общим поступлением налогов, связанных с использованием специальных налоговых режимов (СНР). Например, по ВЭД «Обрабатывающие производства» и «Строительство», для которых льгота предусматривалась безо всяких исключений и которые не могут применять другие СНР, индекс роста суммы налогов за период 20112014 гг. составил 1,25 и 1,63 соответственно, в то время как за период 2008-2011 гг. этот индекс имел значения 1,09 и 1,13. После отмены налоговой льготы темп роста налоговых поступлений по данным отраслям снова снизился.

С учетом изложенных обстоятельств представляется, что решение об отмене действия пониженных до 13% ставок налога, уплачиваемого в связи с переходом на УСН, можно было ограничить лишь отдельными отраслями экономики (к числу которых следовало отнести сферу торговли).

Ежегодный индекс динамики налоговых поступлений, связанных с применением специальных налоговых режимов, имеет значительные различия в разрезе видов экономической деятельности.

За анализируемый период стабильно высокие результаты (исключая 2009 г.) показывает строительная отрасль: значения индекса колеблются от 1,17 (2012 г.) до 1,39 (2014 г.). Аналогичные данные можно привести по отрасли «Здравоохранение и предоставление социальных услуг». Здесь индекс динамики налоговых поступлений колеблется от 1,16 (2010 и 2012 гг.) до 1,36 (2011 и 2014 гг.). По ВЭД «Гостиницы и рестораны» значения показателя положительны за весь период наблюдения. Самое низкое значение 1,03 - за 2012 г., самое высокое 1,66 - за 2010 г., в 2014 г. - 1,34.

Значения указанного индекса выше единицы за период с 2010 по 2016 г. включительно в отраслях: «Обрабатывающие производства», «Строительство», «Гостиницы и рестораны», «Операции с недвижимостью», «Здравоохранение и предоставление социальных услуг». Нестабильные результаты наблюдаются по отраслям «Сельское и лесное хозяйство», «Рыбоводство», «Транспорт и связь». Общий спад в развитии транспортного бизнеса закономерно отразился и на уровне налоговых поступлений в 2013-2014 гг.

В структуре налоговых поступлений, уплачиваемых в связи с применением СНР, преобладают платежи по ВЭД «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (табл. 7).

Вместе с тем доля этого вида деятельности в структуре налоговых поступлений ниже, чем в структуре оборота малых предприятий. Названный разрыв увеличивается с 2010 г. Одна пятая часть налоговых поступлений, связанных с применением специальных налоговых режимов, приходится на ВЭД «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». Доля отрасли в составе налоговых поступлений с 2008 г. возрастает. Высока также доля ВЭД

1629

«Обрабатывающие производства» в составе налоговых доходов бюджета, связанных с применением специальных режимов налогообложения. Однако доля этой отрасли имеет тенденцию к снижению (2008 г. -17,3%; 2016 г. - 14,5%). Снижается также доля налоговых поступлений по ВЭД «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (2008 г. -4,6%; 2016 г. - 3,1%). И, наоборот, с 2009 г. наблюдается ежегодный рост доли налоговых поступлений по ВЭД «Строительство» (2009 г. - 6,1%; 2016 г. - 9,9%), что свидетельствует о более высокой фискальной эффективности этой отрасли.

Налоговая политика Республики Марий Эл в области малого и среднего предпринимательства

В целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации Правительством РФ был утвержден план первоочередных мероприятий6.

В числе прочих ключевые направления действий Правительства РФ заключались в поддержке импортозамещения и экспорта несырьевых товаров; содействии развитию малого и среднего бизнеса; создании возможностей для привлечения инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в значимые секторы экономики и др.

Вместе с реализацией оперативных мер антикризисного реагирования предполагалась реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и обеспечение устойчивого экономического роста: создание условий для роста частных инвестиций в структуре ВВП; поддержка национальной предпринимательской инициативы; эффективное применение инструментов промышленной политики; стабилизация налоговой системы с применением мер налогового стимулирования структурных преобразований.

6 Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень первоочередных мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в первую очередь был связан с применением мер налогового стимулирования и налогово-бюджетной политикой и предусматривал расширение полномочий регионов в данной сфере.

Некоторые из предоставленных субъектам РФ полномочий в Республике Марий Эл на сегодняшний день реализованы не в полной мере (табл. 8). Это связано с высоким уровнем дефицитности консолидированного бюджета РМЭ, вызвавшим необходимость принятия региональным правительством мер, направленных на обеспечение поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет республики7.

Вместе с тем анализ данных ФНС РФ демонстрирует, что отказ от налоговых льгот в виде пониженных налоговых ставок для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения, не приводит к росту темпов налоговых поступлений. Как показывает практика, в период экономических спадов целесообразно снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства в целях повышения деловой активности, улучшения инвестиционного климата и качества институциональной среды для развития бизнеса в целом, о чем говорится, например, в трудах Н.В. Курочкиной8 [12, 13].

Таким образом, для поддержки субъектов малого бизнеса, занятых инновационными видами деятельности, а также в отраслях реального сектора экономики, в Республике Марий Эл следовало бы полнее использовать

7 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28.11.2014 № 617 «О мерах по обеспечению поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Марий Эл и дополнительной мобилизации доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл в 2015-2016 годах».

8 Курочкина Н.В. Экономическая и социальная сущность специальных налоговых режимов // Актуальные проблемы экономики России: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2013. Вып. 20. С. 132-134; Курочкина Н.В. Значение и сущность упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия: сельскохозяйственные науки, экономические науки. 2015. Т. 4. № 4. С. 82-87.

1630

полномочия, предоставляемые федеральным налоговым законодательством в части установления пониженных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения или перешедших на уплату ЕНВД.

Выводы

В силу противоречивости фискальной и регулирующей составляющей налоговой политики, в процессе принятия соответствующих решений необходимо взвешенно относиться к вопросу расстановки приоритетов. Республика Марий Эл должна использовать предоставляемые возможности в области налогового регулирования для стимулирования развития отраслей реального сектора экономики. Поэтому представляется преждевременным полный отказ от преференций в виде пониженных ставок налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В регионе наряду с введением налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности, целесообразно установление пониженных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, при условии, что они занимаются: деятельностью в области инноваций и информационных технологий; с тр ои те льств ом; о бр аб атываю щими производствами; оказанием социально значимых услуг населению (здравоохранение, образование, уход за больными и престарелыми лицами).

К мерам государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса относится также увеличение предельных значений критериев, установленных для

отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых и средних предприятий. В связи с этим следует отметить, что изменения налогового законодательства РФ, касающиеся снижения уровня ограничений по переходу субъектов малого предпринимательства на специальные налоговые режимы, коснулись только упрощенной системы налогообложения и лишь в части выручки и основных средств. Поэтому целесообразно было бы предоставить регионам дополнительное право:

1) повышать предельную величину выручки, обусловливающую возможность применения налогоплательщиками патентной системы налогообложения;

2) увеличивать уровень средней численности работников, при котором возможно применение упрощенной системы налогообложения и ЕНВД;

3) устанавливать налоговые каникулы для вновь зарегистрированных юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения или уплачивающих ЕНВД.

Данные меры могли бы оказать некоторое позитивное влияние на повышение инвестиционной привлекательности регионов, реализующих это право, что имеет особую актуальность для депрессивных регионов. К таким регионам, безусловно, можно отнести и Республику Марий Эл, что отмечается в исследованиях Е.И. Царегородцева [14-17]. Кроме мер налогового стимулирования в арсенале регионов имеются другие способы поддержки развития малого бизнеса в форме фондов содействия развитию и микрофинансирования предпринимательства, гарантийных фондов, консультационных центров [18-20], практику применения которых необходимо более активно внедрять в Марий Эл.

1631

Таблица 1

Показатели, характеризующие уровень развития малого и среднего предпринимательства Республики Марий Эл за 2008-2015 гг.

Table 1

Indicators characterizing the level of the development of small and medium-sized business of the Mari El Republic for 2008-2015

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Количество 4 491 3 586 3 695 6 114 6 684 7 764 8 508 9 372

микропредприятий, ед.

Индекс роста количества - 79,8 103 165,5 109,3 116,2 109,6 110,2

микропредприятий по

отношению к

предыдущему году, %

Количество малых 1 027 988 919 882 919 942 959 981

предприятий, ед.

Количество средних 142 128 130 98 101 106 115 92

предприятий, ед.

Валовой региональный 65 765 69 272 82 374 97 323 117 201 124 400 143 396 165 531

продукт, млн руб.

Оборот малых 25 479 25 182 29 476 37 188 46 611 46 564 50 477 55 886

предприятий, млн руб.

Доля малых 38,7 36,4 35,8 38,2 39,8 37,4 38,5 33,8

предприятий в ВРП, %

Среднегодовая 327,7 322,1 318,1 317,5 314,4 308,8 306,3 304,4

численность занятых в

экономике РМЭ, всего,

тыс. чел.

Уровень безработицы 0,9 1,8 1,6 1,4 0,97 0,84 0,84 1,14

(на конец года), %

Средняя численность 30 121 28 604 26 652 27 822 29 522 29 434 29 779 28 738

работников списочного

состава МП

(без внешних

совместителей), чел.

Средняя численность 9,2 8,9 8,4 8,8 9,4 9,5 9,7 9,4

работников МП в %

к численности занятых

в экономике РМЭ, %

Инвестиции в основной 1 121,6 887,6 604,6 976,8 3 042,9 3 232,7 3 228,3 3 812,4

капитал по малым

предприятиям, млн руб.

Среднедушевые 7 825,4 9 205,4 10 335,7 11 328,4 12 532,2 14 517,2 16 374,5 18 532,7

денежные доходы

населения в месяц, руб.

Среднемесячная 9 704,1 9 864,5 10 893,1 1 1698,7 12 929,2 14 378,7 15 511 16 525

заработная плата

работников малых

предприятий, руб.

Среднемесячная 124 107,2 105,4 103,3 103,2 99 85,9 89,2

заработная плата работников МП, в % к

среднедушевым доходам населения РМЭ, %

Источник: данные Маристата Source: Maristat

1632

Таблица 2

Доля предусмотренных специальными налоговыми режимами платежей в консолидированном бюджете РФ за 2008-2016 гг. по данным Управления ФНС по Республике Марий Эл

Table 2

The share of payments provided by special tax regulations in the consolidated budget of the Russian Federation for 2008-2016, according to the Federal Tax Service Department of the Mari El Republic

Виды деятельности 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Поступления 10 081 10 076 11 389 11 903 14 297 14 554 16 244 18 195 20 069

в консолидированный бюджет РФ, млн руб.

Налоговые платежи, 693 636 789 892 981 1 029 1 131 1 266,1 1 315,8

предусмотренные

специальными налоговыми

режимами, млн руб.

Доля платежей, 6,88 6,31 6,92 7,49 6,86 7,07 6,96 6,96 6,56

предусмотренных СНР,

в составе поступлений

консолидированного бюджета РФ, %

Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы РФ

Source: Authoring, based on the RF Federal Tax Service data

Р.К. Шакирова

1633

Таблица 3

Структура оборота малых предприятий Республики Марий Эл по видам экономической деятельности за 2008-2015 гг.

Table 3

The structure of turnover of small enterprises of the Mari El Republic by type of economic activity for 2008-2015

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Оборот малых предприятий, млн руб. 25 479 25 182 29 476 37 188 46 611 46 564 50 477 55 886

Структура оборота, всего, % 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе:

- сельское хозяйство, охота и 3,8 4,2 4 4,4 3,9 4 4,1 4

лесное хозяйство

- рыболовство, рыбоводство 0 0 0 0 0 0 0 0

- добыча полезных ископаемых 0 0,4 0,5 0,6 0,6 0,5 0,6 0,6

- обрабатывающие производства 26,9 29,4 32,3 26,8 24,5 23,1 22,3 22,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- производство и распределение 0,1 - - 0,4 0,5 0,6 0,7 0,7

электроэнергии, газа и воды

- строительство 10,4 6,8 6,4 6,4 5,8 7 9,6 8,3

- торговля, ремонт 45,8 46,9 47,3 51,7 53,8 52 51,2 52,5

автотранспорта, бытовых изделий

- гостиницы и рестораны 2,8 3,1 2,6 2,2 2,5 3,3 3,1 2,8

- транспорт и связь 1,6 1,3 1 0,8 1 0,6 0,9 1,1

- операции с недвижимым 7,4 6,9 4,9 5,3 5,8 7,2 6 6

имуществом, аренда и

предоставление услуг

- образование 0,1 0 0 0 0 0 0 0

- здравоохранение и 0,1 0,2 0,2 0,3 0,7 0,4 0,5 1

предоставление социальных услуг

- предоставление прочих 1 0,8 0,8 0,9 0,8 1,2 0,8 0,7

коммунальных, социальных услуг

Источник: составлено автором по данным Маристата Source: Authoring, based on Maristat data

1634

Таблица 4

Изменение оборота малых предприятий Республики Марий Эл по видам экономической деятельности за 2009-2015 гг., % к предыдущему году

Table 4

Change in turnover of small enterprises of the Mari El Republic by type of economic activity for 2009-2015, percentage to the previous year

Виды деятельности 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2015 к 2008

Сельское хозяйство, охота и лесное 109,4 110,3 140,7 109,8 103,8 110,6 107,1 229,1

хозяйство

Добыча полезных ископаемых 1 110 128,2 157 123,9 86,8 131,6 114,5 361 733,5

Обрабатывающие производства 108,3 128,8 104,9 115 93,8 104,7 109,9 181,2

Производство и распределение 42,6 - - 150 116,6 125,2 105,1 1 841,1

электроэнергии, газа и воды

Строительство 65 111,5 125,3 115,6 120 146,4 95,5 175,8

Торговля, ремонт автотранспорта, бытовых изделий 101,3 118,1 137,9 130,5 96,4 106,9 113,5 251,9

Гостиницы и рестораны 106,8 98,6 108,7 142,3 129,3 102,8 98,5 213,4

Транспорт и связь 83,1 92,9 103,8 156,2 62,3 159,3 125,8 156,1

Операции с недвижимым имуществом, 93,7 82,7 135,3 140,2 122,3 91,1 110,2 180,5

аренда и предоставление услуг

Здравоохранение и предоставление 199,3 127,7 178,3 306,7 41,5 163,8 210,4 1 988,7

социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных, 80,5 109,9 150,1 118,8 135,3 71,6 99,8 152,6

социальных услуг

Всего 98,8 117,1 126,2 125,3 99,9 108,4 110,7 219,3

Источник: составлено автором по данным Маристата

Source: Authoring, based on Maristat data

1635

Таблица 5

Поступление предусмотренных специальными налоговыми режимами платежей в консолидированный бюджет РФ по видам экономической деятельности за 2008-2016 гг. по данным Управления ФНС по Республике Марий Эл, млн руб.

Table 5

Receipt of payments provided by special tax regulations in the consolidated budget of the Russian Federation by types of economic activity for 2008-2016, according to the Federal Tax Service Department of the Mari El Republic, million RUB

Виды деятельности 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Сельское хозяйство, охота и 31,9 21,1 29,6 26,7 26,1 34,5 32,8 35,5 40,5

лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство 0 0,1 0,1 0,3 0,9 1,1 0,3 0 0,2

Добыча полезных 2,3 2,3 3 3,1 3,7 5,6 7,7 4,6 5,2

ископаемых

Обрабатывающие 119,9 93,4 116,9 131,2 143,1 152,2 164,2 171,8 190,2

производства

Производство, распределение 4,8 5,1 7,1 5,9 8,5 12,6 6,4 7,8 8,7

энергии, газа, воды

Строительство 57,7 39 52,1 65,5 76,9 96 106,8 113,8 130,9

Оптовая и розничная 274,7 276,2 333,2 349 368,5 369,2 413,5 503,8 501,2

торговля, кроме торговли

автотранспортом и

мотоциклами; ремонт

транспорта, бытовых

изделий, в том числе:

- оптовая торговля; 68 66,7 85,4 91,9 91,9 87,2 102 141,7 156,5

- розничная торговля, 193,9 195,9 231,3 238,4 256,2 258,7 286,1 333,4 314

услуги

Гостиницы и рестораны 9,3 10,4 17,2 23,3 23,9 27,6 32,2 33,8 38,4

Транспорт и связь 26,2 25,1 31,8 38,4 42,9 34,8 42,4 47,1 42,4

Финансовая деятельность 4,3 3,6 4,7 9,1 15 16,7 15,3 14,3 13,9

Операции с недвижимостью, 117,9 118 145,1 178,4 204,2 210,6 231,5 269,5 279,7

аренда

Государственное управление, безопасность; социальное 0,4 0,2 0,3 0,5 0,2 0,2 0,4 0,4 0,6

обеспечение

Образование 4,9 6,2 4,3 5,5 5,7 6,3 7,2 6,9 7,9

Здравоохранение, 5,3 6,3 7,3 9,9 11,5 14,3 15,7 18,8 20,3

предоставление соц. услуг

Прочие коммунальные, 13,3 13,1 17,9 24,1 25,8 22 26,1 30,5 32,1

социальные и персональные

услуги, в том числе: организация отдыха, 5,6 5,8 8,7 14,1 14,3 9,7 12,8 14,3 15,4

развлечений, культуры,

спорта

Остальные виды 20,4 15,7 18,1 20,7 23,9 25,8 28,8 7,5 3,6

экономической деятельности

Всего 693,4 635,6 788,6 891,6 981 1 029,5 1131,1 1 266,1 1 315,8

Источник: данные Федеральной налоговой службы РФ Source: Authoring, based on the RF Federal Tax Service data

1636

Таблица 6

Индекс изменения суммы налоговых поступлений, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в консолидированный бюджет РФ в разрезе видов экономической деятельности за 2009-2016 гг. по отношению к предыдущему году

Table 6

The index of change in the amount of tax revenues provided by special tax regulations into the consolidated budget of the Russian Federation in terms of types of economic activity for 2009-2016 relative to the previous year

Виды деятельности 2011 2014 2016 2016

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 к 2008 к 2011 к 2014 к 2008

1. Сельское 0,66 1,4 0,9 0,98 1,32 1,25 1,08 1,14 0,84 1,23 1,23 1,27

хозяйство, охота

и лесное хозяйство

2. Рыболовство, 1,52 0,84 4,91 3,38 1,26 0,28 0 - - 1 0,67 -

рыбоводство

3. Добыча полезных 0,97 1,3 1,06 1,19 1,5 2,08 0,6 1,13 1,35 2,48 0,68 2,26

ископаемых

4. Обрабатывающие 0,78 1,25 1,12 1,09 1,06 1,15 1,05 1,11 1,09 1,25 1,16 1,59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

производства

5. Производство 1,06 1,4 0,83 1,44 1,48 0,75 1,22 1,12 1,23 1,08 1,36 1,81

и распределение

энергии, газа и воды

6. Строительство 0,68 1,34 1,26 1,17 1,25 1,39 1,07 1,15 1,14 1,63 1,23 2,27

7. Оптовая и 1,01 1,21 1,05 1,06 1 1,12 1,22 0,99 1,27 1,18 1,21 1,82

розничная торговля;

ремонт транспорта, бытовых изделий,

в том числе:

- оптовая торговля 0,98 1,28 1,08 1 0,95 1,11 1,39 1,1 1,35 1,11 1,53 2,3

- розничная 1,01 1,18 1,03 1,07 1,01 1,12 1,17 0,94 1,23 1,2 1,1 1,62

торговля, услуги

8. Гостиницы и 1,11 1,66 1,36 1,03 1,15 1,34 1,05 1,14 2,51 1,38 1,19 4,13

рестораны

9. Транспорт и связь 0,96 1,27 1,21 1,12 0,81 0,99 1,11 0,9 1,47 1,1 1 1,62

10. Финансовая 0,83 1,32 1,92 1,65 1,11 1,02 0,93 0,97 2,12 1,68 0,91 3,23

деятельность

11. Операции 1 1,23 1,23 1,14 1,03 1,13 1,16 1,04 1,51 1,3 1,21 2,37

с недвижимостью,

аренда

12. Гос. управление, безопасность; 0,55 1,62 1,3 0,54 0,9 1,81 1 1,5 1,25 0,8 1,5 1,5

соцобеспечение

13. Образование 1,27 0,7 1,27 1,04 1,1 1,26 0,96 1,14 1,12 1,31 1,1 1,61

14. Здравоохранение 1,18 1,16 1,36 1,16 1,24 1,36 1,2 1,08 1,87 1,59 1,29 3,83

и предоставление

социальных услуг

15. Прочие 0,99 1,36 1,34 1,07 0,85 1,01 1,17 1,05 1,81 1,08 1,23 2,41

коммунальные,

социальные и

персональные

услуги, в том числе: - организация отдыха 1,02 1,51 1,63 1,01 0,68 0,9 1,12 1,08 2,52 0,91 1,2 2,75

и развлечений,

культуры и спорта

16. Остальные виды 0,77 1,15 1,15 1,15 1,08 1,2 0,26 0,48 1,01 1,39 0,13 0,18

экономической

деятельности

Всего 0,92 1,24 1,13 1,1 1,05 1,15 1,12 1,04 1,29 1,27 1,16 1,9

Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы РФ Source: Authoring, based on the RF Federal Tax Service data

1637

Таблица 7

Структура налоговых поступлений, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в консолидированный бюджет РФ в разрезе видов экономической деятельности за 2008-2016 гг.

Table 7

The structure of tax revenues provided by special tax regulations into the consolidated budget of the Russian Federation in terms of types of economic activity for 2008-2016

Виды деятельности 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Всего налоговых 693 636 789 892 981 1 029 1 131 1 266 1 316

поступлений, млн руб.

Структура налоговых 100 100 100 100 100 100 100 100 100

поступлений, всего, %

В том числе:

- сельское хозяйство, 4,6 3,3 3,8 3 2,7 3,3 2,9 2,8 3,1

охота и лесное хозяйство

- рыболовство, 0 0 0 0 0,1 0,1 0 0 0

рыбоводство

- добыча полезных 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,7 0,4 0,4

ископаемых

- обрабатывающие 17,3 14,7 14,8 14,7 14,6 14,8 14,5 13,6 14,5

производства

- производство, 0,7 0,8 0,9 0,7 0,9 1,2 0,6 0,6 0,7

распределение

электроэнергии, газа и

воды

- строительство 8,3 6,1 6,6 7,3 7,8 9,3 9,4 9 9,9

- оптовая и розничная 39,6 43,4 42,3 39,1 37,6 35,9 36,6 39,8 38,1

торговля; ремонт

автотранспорта,

мотоциклов, бытовых

изделий

- гостиницы и рестораны 1,3 1,6 2,2 2,6 2,4 2,7 2,8 2,7 2,9

- транспорт и связь 3,8 3,9 4 4,3 4,4 3,4 3,7 3,7 3,2

- финансовая 0,6 0,6 0,6 1 1,5 1,6 1,3 1,1 1,1

деятельность

- операции с 17 18,6 18,4 20 20,8 20,5 20,5 21,3 21,3

недвижимостью, аренда и

услуги

- гос. управление, 0,1 0 0 0,1 0 0 0 0 0

безопасность;

соцобеспечение

- образование 0,7 1 0,5 0,6 0,6 0,6 0,6 0,5 0,6

здравоохранение и 0,8 1 0,9 1,1 1,2 1,4 1,4 1,5 1,5

предоставление

социальных услуг

- предоставление прочих 1,9 2,1 2,3 2,7 2,6 2,1 2,3 2,4 2,4

коммунальных,

социальных и

персональных услуг

Остальные виды 2,9 2,5 2,3 2,3 2,4 2,5 2,5 0,6 0,3

экономической деятельности

Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы РФ Source: Authoring, based on the RF Federal Tax Service data

1638

Таблица 8

Мероприятия налоговой поддержки субъектов малого предпринимательства и возможность их реализации в Республике Марий Эл

Table 8

Measures of tax support for small businesses and the possibility of their implementation in the Mari El Republic

Мероприятия Примечание

Предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога, взимаемого при УСН с объектом налогообложения «доходы», с 6% до 1% Возможность использования данных полномочий в РМЭ ограничена высоким дефицитом бюджета. Тем не менее их необходимо использовать для поддержки отраслей реального сектора

Предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога, уплачиваемого в случае применения системы налогообложения в виде ЕНВД, с 15% до 7,5% Дефицитность бюджета РМЭ не позволяет в полной мере реализовать эти компетенции. Однако введение пониженных ставок ЕНВД, например, для сферы транспортных услуг, может оживить деятельность отрасли

Предоставление права субъектам РФ снижать в два раза максимальный размер потенциально возможного к получению предпринимателями годового дохода (с 1 млн руб. до 500 тыс. руб.) Мера позволит индивидуальным предпринимателям более широко применять ПСН, может способствовать повышению уровня самозанятости населения

Расширение перечня видов деятельности, в отношении которых возможно применение ПСН В настоящее время регионам дана возможность дополнять перечень видов бытовых услуг, в отношении которых может применяться ПСН

Установление возможности уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением ПСН и обязательных платежей по страховым взносам при их регистрации в качестве ИП по принципу «одного окна» Мера носит организационный характер, вполне реализуема в РМЭ

Введение особого порядка исчисления и уплаты НДФЛ и обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды для самозанятых граждан, не зарегистрированных в качестве ИП и осуществляющих отдельные виды приносящей доход деятельности без привлечения наемных работников Мера требует изменений в законодательном регулировании взимания НДФЛ на федеральном уровне, полномочия субъектов РФ в этой части не расширяются. Очевидно, должен предусматриваться особый порядок налогового администрирования (контроля)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распространение права, связанного с применением двухлетних «налоговых каникул», на всех занятых в сфере производственных и бытовых услуг впервые зарегистрированных ИП Решение этого вопроса передано на уровень субъектов РФ, так как введение указанных преференций затрагивает финансовые интересы региона. Соответствующие изменения в налоговое законодательство РМЭ внесены в 2015 г.

Исключение из оценки налогового потенциала субъектов РФ, осуществляемой в целях расчета объема межбюджетных трансфертов, доходов, получаемых в результате применения СНР Вопрос относится к области межбюджетных отношений. Его решение может способствовать облегчению финансового положения региона, повышению возможности применения мер налогового регулирования

Источник: составлено автором Source: Authoring

Р.К. Шакирова

1639

Список литературы

1. Алхазов А.А. Влияние малого и среднего бизнеса на экономический потенциал региона // Вестник финансового университета. 2016. Т. 20. № 5. С. 37-44. URL: https://cyberleninka.m/artide/nMiyanie-malogo-i-srednego-biznesa-na-ekonomicheskiy-potentsial-regiona

2. Кошелева Т.Н. Малое предпринимательство: экономика и экология. Значение малого предпринимательства в зависимости от его влияния на экономическое развитие // Российское предпринимательство. 2009. № 3-1. С. 106-111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-malogo-predprinimatelstva-v-zavisimosti-ot-ego-vliyaniya-na-ekonomicheskoe-razvitie

3. Балдина Ю.А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2016. Т. 26. № 4. С. 7-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah

4. Сухарев О.С. Институциональные факторы и макромодель экономического роста // Инвестиции в России. 2015. № 11. С. 28-35.

5. Рибокене Е.В. Институциональная среда постиндустриального информационного общества // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 2. С. 137-139. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/institutsionalnaya-sreda-postindustrialnogo-informatsionnogo-obschestva

6. Батайкин П.А. Оценка влияния институциональной среды на направления структурных сдвигов в национальной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 4. С. 18-20.

7. Исламутдинов В.Ф. Сущность и классификация институтов институциональной среды инновационной деятельности // Journal of Institutional Studies. 2014. Т. 6. № 2. С. 79-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-klassifikatsiya-institutov-institutsionalnoy-sredy-innovatsionnoy-deyatelnosti

8. Вовченко Н.Г., Епифанова Т.В. Оценка институциональной среды предпринимательства в России // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 300-305. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-institutsionalnoy-sredy-predprinimatelstva-v-rossii

9. Цветкова Г.С. Взаимодействие формальных и неформальных институтов рынка: теоретико-методологические аспекты // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 287-292. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-formalnyh-i-neformalnyh-institutov-rynka-teoretikometodologicheskie-aspekty

10. Шакирова Р.К. О снижении стимулирующей роли специальных налоговых режимов вследствие изменений налогового законодательства // Российское предпринимательство. 2014. № 18. С. 171-183. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-snizhenii-stimuliruyuschey-roli-spetsialnyh-nalogovyh-rezhimov-vsledstvie-izmeneniy-nalogovogo-zakonodatelstva

11. Шакирова Р.К. Налоговые преференции в регулировании региональной экономики // Актуальные проблемы экономики современной России. 2014. № 1. С. 285-291.

12. Курочкина Н.В. Сущностно-функциональные особенности системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в рыночной экономике // Актуальные проблемы экономики современной России. 2016. № 3. С. 293-298.

1640

13. Курочкина Н.В. Применение патентного налогообложения в странах СНГ // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 413-418.

14. Царегородцев Е.И. Инвестиционная привлекательность региона в контексте инновационной экономики // Инновационное развитие экономики. 2013. № 6. С. 40-46.

15.Царегородцев Е.И. Дисбаланс экономической системы, ухудшающий ее безопасность, и пути его преодоления // Инновационное развитие экономики. 2012. № 6. С. 10-12.

16. Царегородцев Е.И. Проблемы оценки инновационной деятельности региона // Экономические науки. 2014. № 2. С. 153

17. Царегородцев Е.И. Применение кластерной стратегии в развитии регионального АПК // Дискуссия. 2013. № 10. С. 95-99.

18. Спасская Н.В. Эффективность механизмов регионального стимулирования субъектов малого предпринимательства (на материалах Орловской области) // Проблемы прогнозирования. 2013.№ 5. С. 62-72.

19. Гурунян Т.В. Инвестиционно-инновационный лифт для малого и среднего предпринимательства: вопросы финансирования стартапов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3. С. 120-124.

20. Белова И.А. Развитие инфраструктуры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 6. С. 77-85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-infrastruktury-gosudarstvennoy-podderzhki-predpriyatiy-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

1641

pISSN 2071-4688 Fiscal System

elSSN 2311-8709

INSTITUTIONAL ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE MARI EL REPUBLIC: A TAX ASPECT

Ramziya K. SHAKIROVA

Man State University, Yoshkar-Ola, Man El Republic, Russian Federation [email protected]

Article history: Abstract

Received 16 May 2017 Importance Small business plays an important role in solving social and economic

Received in revised form problems. Tax system is one of the most important institutions that have an impact on the 1 June 2017 activity of small enterprises.

Accepted 19 June 2017 Objectives The purpose of the study is to formulate the priorities of tax policy in the Mari

Available online 27 July 2017 El Republic on the basis of assessing the level of small business development.

Methods For the study, I used structural and analytical grouping, comparison, time series JEL classification: H30, B52 study as well as the abstract-logical techniques.

Results The article assesses the implementation of the main target indicators of small business development in the Mari El Republic. The research is of a scientific and applied nature. Its results can be used to formulate a regional tax policy in the field of small and Keywords: formal institutions, medium-sized business in Mari El Republic.

government regulation, targets, Conclusions The provided opportunities in the field of tax regulation as well as the financial support, tax practicality of increasing regional competencies in the field of tax incentives for small

incentives business should be more used in the Mari El Republic.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Shakirova R.K. Institutional Environment for the Development of Small Business in the Mari El Republic: A Tax Aspect. Finance and Credit, 2017, vol. 23, iss. 27, pp. 1624-1644. https://doi.org/10.24891/fc.23.27.1624

Acknowledgments

The study was funded by the Russian Foundation for Basic Research and Government of the Mari El

Republic, project No. 16-12-12008 a(p). No other sponsors were involved in the study.

References

1. Alkhazov A.A. [The effect of small and medium business upon the economic potential of a region]. Vestnik finansovogo universiteta pri Pravitel'stve RF = Bulletin of Financial University, 2016, vol. 20, no. 5, pp. 37-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-malogo-i-srednego-biznesa-na-ekonomicheskiy-potentsial-regiona (In Russ.)

2. Kosheleva T.N. [Small business: economics and ecology. Importance of small business, depending on its impact on economic development]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2009, no. 3-1, pp. 106-111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-malogo-predprinimatelstva-v-zavisimosti-ot-ego-vliyaniya-na-ekonomicheskoe-razvitie (In Russ.)

3. Baldina Yu.A. [The role and position of small and medium-sized entities in contemporary economic environment]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo = Bulletin of Udmurt University. Economics and Law, 2016, vol. 26, no. 4, pp. 7-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah (In Russ.)

4. Sukharev O.S. [Institutional factors and macromodel of economic growth]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2015, no. 11, pp. 28-35. (In Russ.)

1642

5. Ribokene E.V. [The institutional environment of the post-industrial information society]. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie = Moscow Witte University Bulletin. Series 1: Economics and Management, 2014, no. 2, pp. 137-139. URL: https:^yberleninka.m/article/n/institutsionalnaya-sreda-postindustrialnogo-informatsionnogo-obschestva (In Russ.)

6. Bataikin P.A. [Assessment of influence of the institutional environment on the directions of structural shifts in national economy]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii = Bulletin of Economics, Law and Sociology, 2011, no. 4, pp. 18-20. (In Russ.)

7. Islamutdinov V.F. [The essence and classification of the institutions of the institutional environment of innovation]. Journal of Institutional Studies, 2014, vol. 6, no. 2, pp. 79-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-klassifikatsiya-institutov-institutsionalnoy-sredy-innovatsionnoy-deyatelnosti (In Russ.)

8. Vovchenko N.G., Epifanova T.V. [Assessment of the institutional environment of business in Russia]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 8, pp. 300-305. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-institutsionalnoy-sredy-predprinimatelstva-v-rossii (In Russ.)

9. Tsvetkova G.S. [Interaction of formal and informal market institutions: theoretic methodological aspects]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 9, pp. 287-292. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-formalnyh-i-neformalnyh-institutov-rynka-teoretikometodologicheskie-aspekty (In Russ.)

10. Shakirova R.K. [On reducing the incentive role of special tax regimes as a result of changes in tax legislation]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 18, pp. 171-183. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-snizhenii-stimuliruyuschey-roli-spetsialnyh-nalogovyh-rezhimov-vsledstvie-izmeneniy-nalogovogo-zakonodatelstva (In Russ.)

11. Shakirova R.K. [Tax preferences in the regulation of the regional economy]. Aktual'nyeproblemy ekonomiki sovremennoi Rossii, 2014, no. 1, pp. 285-291. (In Russ.)

12. Kurochkina N.V. [Essential and functional aspects of taxing system for agricultural goods producers in the market system]. Aktual'nye problemy ekonomiki sovremennoi Rossii, 2016, no. 3, pp. 293-298. (In Russ.)

13.Kurochkina N.V. [The application of patent tax in the countries of CIS countries]. Aktual'nye problemy ekonomiki sovremennoi Rossii, 2015, vol. 2, no. 2, pp. 413-418. (In Russ.)

14. Tsaregorodtsev E.I. [Investment attractiveness of the region in the context of innovative economy]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy, 2013, no. 6, pp. 40-46. (In Russ.)

15. Tsaregorodtsev E.I. [The imbalance of the economic system that worsens its security, and ways to overcome it]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy, 2012, no. 6, pp. 10-12. (In Russ.)

16. Tsaregorodtsev E.I. [Problems of assessing innovation in the region]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2014, no. 2, 153 p. (In Russ.)

17. Tsaregorodtsev E.I. [Cluster strategy application in development of regional agricultural sector]. Diskussiya = Discussion, 2013, no. 10, pp. 95-99. (In Russ.)

1643

18. Spasskaya N.V. [Effectiveness of mechanisms of regional stimulation of small business (according to data of the Orel Region)]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2013, no. 5, pp. 62-72. (In Russ.)

19. Gurunyan T.V. [Investment-innovation lift for small and medium-sized entrepreneurship: questions of financing start-ups]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Tomsk State University Journal of Economics, 2013, no. 3, pp. 120-124. (In Russ.)

20. Belova I.A. [Development of infrastructure of the State support of the enterprises of small and medium business in Russia]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = CSU Bulletin, 2016, no. 6, pp. 77-85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-infrastruktury-gosudarstvennoy-podderzhki-predpriyatiy-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

1644

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.