Научная статья на тему 'О состоянии и некоторых направлениях развития промышленного комплекса Чеченской Республики'

О состоянии и некоторых направлениях развития промышленного комплекса Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИИ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / БАНКОВСКАЯ СФЕРА РЕГИОНА / INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION / INVESTMENTS / INDUSTRIAL PARK / THE BANKING INDUSTRY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якубов Тимур Вахаевич, Махаев Амир Султанович

В условиях ухудшения общеэкономической ситуации в целом, значительного снижения инвестиционной активности от государственных органов требуется расширение инструментария по стимулированию развития экономики как на макро-, так и на региональном и муниципальных уровнях. В свою очередь, парадигма регулирования социально-экономического развития на региональном уровне сложилась таким образом, что приоритетом деятельности органов государственной власти региона становится формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, развитие инвестиционной инфраструктуры, обеспечение государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные приоритеты особенно актуальны для Чеченской Республики как для дотационного региона. В статье проведен обзор общей экономической ситуации в промышленном комплексе ЧР, обозначены факторы, имеющие потенциал положительного влияния на развитие промышленности республики. В качестве практического инструмента по стимулированию развития промышленного комплекса предлагается создание в регионе «точек роста» современного типа индустриальных и агропромышленных парков, особых экономических зон, инвестиционных площадок, территориальных кластеров и т. д. Обоснована с экономико-правовых позиций необходимость и возможность создания индустриальных парков как важной составляющей региональной инфраструктуры развития бизнеса, а также одного из способов привлечения в регион инвестиционных ресурсов. Формирование и развитие индустриальных парков подразумевает доступность финансовых ресурсов, развитость системы страхования. С учетом этого в статье проводится обобщенный анализ ситуации в банковской сфере республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STATE AND CERTAIN AREAS OF FOCUS OF DEVELOPMENT ON THE INDUSTRIAL COMPLEX OF THE CHECHEN REPUBLIC

In the conditions of a decline of the general economic situation on the whole, a significant reduction of investment activity, the state authorities are expected to expand the tools to stimulate the development of the economy both on the macro-, and on the regional and municipal levels. In turn, the paradigm of regulating the social-economical development at the regional level turned out in such a way that the priority activity of the governmental authorities of the region is forming favorable conditions to attract investments, develop the investment infrastructure, ensure state support of small and medium-sized business entities. The stated priorities are especially relevant for the Chechen Republic as a dotation receiving region. The manuscript includes a completed review of the general economic situation in the industrial complex of the Chechen Republic, and specifies the factors that have a potential for positive impact on the development of the manufacturing industry of the Republic. Creating "points of growth” of the modern type in the region, such as industrial and agro-industrial parks, special economic zones, investment sites, territorial clusters, etc is suggested as a practical instrument to stimulate the development of the industrial complex. The need and opportunities for creating industrial parks have been substantiated from the economical and legal standpoint. They are important components of the regional infrastructure of development of business, as well as one of the ways of attracting investment resources in the region. The formation and development of industrial parks assumes having availability of financial resources, development of the system of insurance. Taking into account all this, the manuscript states the analysis of the situation in the banking sphere of the Republic.

Текст научной работы на тему «О состоянии и некоторых направлениях развития промышленного комплекса Чеченской Республики»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

Промышленность

ЯКУБОВ Т.В.,МАХАЕВ А.С.

О СОСТОЯНИИ И НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация. В условиях ухудшения общеэкономической ситуации в целом, значительного снижения инвестиционной активности от государственных органов требуется расширение инструментария по стимулированию развития экономики как на макро-, так и на региональном и муниципальных уровнях. В свою очередь, парадигма регулирования социально-экономического развития на региональном уровне сложилась таким образом, что приоритетом деятельности органов государственной власти региона становится формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, развитие инвестиционной инфраструктуры, обеспечение государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные приоритеты особенно актуальны для Чеченской Республики как для дотационного региона. В статье проведен обзор общей экономической ситуации в промышленном комплексе ЧР, обозначены факторы, имеющие потенциал положительного влияния на развитие промышленности республики. В качестве практического инструмента по стимулированию развития промышленного комплекса предлагается создание в регионе «точек роста» современного типа — индустриальных и агропромышленных парков, особых экономических зон, инвестиционных площадок, территориальных кластеров и т. д. Обоснована с экономико-правовых позиций необходимость и возможность создания индустриальных парков как важной составляющей региональной инфраструктуры развития бизнеса, а также одного из способов привлечения в регион инвестиционных ресурсов. Формирование и развитие индустриальных парков подразумевает доступность финансовых ресурсов, развитость системы страхования. С учетом этого в статье проводится обобщенный анализ ситуации в банковской сфере республики.

Ключевые слова: промышленный комплекс региона, инвестиции, индустриальный парк, банковская сфера региона.

УАКПВОУ ТУ.,МЛКНЛЕУ Л.Б.

ON THE STATE AND CERTAIN AREAS OF FOCUS OF DEVELOPMENT ON THE INDUSTRIAL COMPLEX OF THE CHECHEN REPUBLIC

Abstract. In the conditions of a decline of the general economic situation on the whole, a significant reduction of investment activity, the state authorities are expected to expand the tools to stimulate the development of the economy both on the macro-, and on the regional and municipal levels. In turn, the paradigm of regulating the social-economical development at the regional level turned out in such a way that the priority activity of the governmental authorities of the region is forming favorable conditions to attract investments, develop the investment infrastructure, ensure state support of small and medium-sized business entities. The stated priorities are especially relevant for the Chechen Republic as a dotation receiving region. The manuscript includes a completed review of the general economic situation in the industrial complex of the Chechen Republic, and specifies the factors that have a potential for positive impact on the development of the manufacturing industry of the Republic. Creating "points of growth" of the modern type in the region, such as industrial and agro-industrial parks, special economic zones, investment sites, territorial clusters, etc is suggested as a practical instrument to stimulate the development of the industrial complex. The need and opportunities for creating industrial parks have been substantiated from the economical and legal standpoint. They are important components of the regional infrastructure of development of business, as well as one of the ways of attracting investment resources in the region. The formation and development of industrial parks assumes having availability of financial resources, development of the system of insurance. Taking into account all this, the manuscript states the analysis of the situation in the banking sphere of the Republic.

Keywords: the industrial complex of the region, investments, the industrial park, the banking industry of the region

Несмотря на положительную динамику региональных показателей по Чеченской Республике и устойчивый рост социально-экономического уровня, в промышленном комплексе ЧР остается ряд серьезных проблем. Как видно из табл. 1, значение показателя объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» значительно уступает аналогичным показателям сравниваемых регионов, кроме Республики Ингушетия. Когда регион имеет низкие производственные мощности, он не просто получает низкий доход, здесь могут возникнуть проблемы в долгосрочном экономическом развитии.

Таблица 1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн руб.*

Регион Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Годы

2012 2013 2014 2012 2013 2014 2012 2013 2014

Северо-Кавказский федеральный округ 19252 20337 21757 279382 293914 299216 101620 110892 121132

Республика Дагестан 3447 3109 3170 27508 30708 26666 12152 14077 14168

Республика Ингушетия 1051 1344 1253 2594 3191 2936 1342 1477 1391

Кабардино-Балкарская Республика 177 175 173 34268 24126 29521 8092 7333 7567

Карачаево-Черкесская Республика 1754 1942 1934 34094 37600 29999 5603 6080 5362

Республика Северная Осетия -Алания 358 433 547 15564 16639 16561 6555 7074 7556

Чеченская Республика 4290 4910 5440 3065 4473 5662 5304 9765 12676

Ставропольский край 8173 8425 9240 162289 177176 187871 62572 65085 72412

*Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. /Росстат. — М., 2015.

Развитие промышленности оказывает непосредственное влияние на развитие других секторов экономики: строительства, транспорта, торговли и в значительной степени определяет реальные возможности решения основных социально-экономических задач, стоящих перед регионом.

Анализ современных географических, экономических, транспортных и демографических характеристик Чеченской Республики позволяет выделить факторы, имеющие потенциал положительного влияния на развитие промышленности республики:

1. Достоинства геоэкономического положения, особенно с точки зрения межрегионального и международного транзита в направлениях Восток - Запад и Север - Восток.

2. Включенность территории в общегосударственные сети линий электропередач, нефтепроводов, газопроводов и продуктопроводов.

3. Природно-ресурсный комплекс: благоприятный климат, разнообразные сельскохозяйственные угодья, значительные запасы минерального сырья (особенно углеводородов), лесные, гидроэнергетические, рекреационные и туристические ресурсы.

4. Наличие в республике значительного внутреннего рынка сбыта готовой продукции для отраслей, ориентированных на конечное потребление, в первую очередь на повседневные потребности местного населения.

5. Приграничное положение территории республики и наличие возможностей для организации приграничной и трансграничной торговли готовой продукцией.

6. Наличие на территории республики автодороги в Грузию.

7. Наличие избыточных трудовых ресурсов с хорошей возрастной структурой, растущий уровень образования, традиции трудовой деятельности и лимитирующие возможности их вовлечения в различные сферы экономики, в т. ч. и в промышленное производство [1].

Органы власти, как правило, всегда пытаются использовать любые возможности региона, обладающие рыночным потенциалом. При этом маркетинговых исследований проводится чрезвычайно мало, что затрудняет понимание того, какие производства следует развивать в стратегической перспективе. Это серьезная проблема в условиях, когда присутствие государственных органов на рынке носит избыточный характер.

Следует отметить проблему повышения инвестиционной привлекательности региона как многоаспектную и во многом обуславливающую количество инвестиций в экономику. Учитывая дотационный характер Чеченской Республики, внутренних инвестиционных ресурсов совершенно недостаточно. Для решения основных проблем требуется привлечение государственных (федеральных) инвестиций.

Инвестиционная привлекательность региона оценивается инвесторами по следующим ориентирам:

1. Активность власти в обеспечении инвестиционной привлекательностью.

2. Темп экономического роста и повышения благосостояния населения.

3. Защита прав собственности и личной безопасности инвесторов.

4. Объем и структура прямых иностранных инвестиций.

5. Возможность реализации инвестиционных проектов (наличие проектировщиков, строительных подрядчиков, консультативных фирм).

6. Возможность получения инвестиционного кредита (цена кредита).

7. Средняя норма прибыли по региону, доля убыточных предприятий.

Объем инвестиций в основной капитал Чеченской Республики в 2015 г. (рис.) составил 61,4 млрд руб., в процентах к предыдущему году — 101,5%.

Рис. Инвестиции в основной капитал Чеченской Республики в 2005-2015 гг. (млнруб.)* *Источник: Чеченская Республика в цифрах. 2015 : стат. сб./ Чеченстат. — Грозный, 2015.

В структуре инвестиций в основной капитал в 2015 г. на долю промышленности приходится 11,7% (в 2014 г. — 11,1%) , динамика характеризуется незначительным повышением инвестиций в промышленности, а этого недостаточно, для того чтобы вывести промышленность Чеченской Республики на среднероссийский уровень развития как предусмотрено Стратегией социально-экономического развития ЧР да 2020 г.

В этой связи значимым фактором повышения эффективности реального сектора экономики становится создание в субъектах Российской Федерации «точек роста» современного типа — индустриальных и агропромышленных парков, особых экономических зон, инвестиционных площадок, территориальных кластеров и т. д. На наш взгляд, эти практические инструменты по стимулированию развития промышленного комплекса обладают реальным потенциалом.

Чеченская Республика имеет значительный опыт работы по созданию современной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. На сегодняшний день в структуре Коми-

тета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству функционируют десять бизнес-инкубаторов. Тем не менее проекты по созданию индустриальных парков в Чеченской Республике до недавнего времени отсутствовали.

Работа по созданию первого в регионе индустриального парка — парка «Грозненский», специализирующегося на производстве строительных материалов, была начата в республике в 2015 г.

Учитывая данное обстоятельство и в рамках внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, Парламентом Чеченской Республики принят Закон Чеченской Республики от 24 апреля 2015 г. №20-РЗ об индустриальных парках в Чеченской Республике. Согласно данному закону, целями создания индустриальных парков в Чеченской Республике являются:

- стимулирование социально-экономического развития Чеченской Республики посредством создания благоприятных условий для развития промышленного производства;

- формирование современных производственных площадок в формате индустриального парка, привлекательных для инвесторов (резидентов), желающих создавать и развивать конкурентоспособное производство;

- обеспечение занятости трудоспособного населения и содействие возникновению условий для создания и развития на базе индустриальных парков конкурентоспособных промышленных производств и сопутствующих сервисных служб.

Формирование индустриальных парков регламентируется следующими нормативно-правовыми актами и программными документами:

- Закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488 о промышленной политике в Российской Федерации;

- постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2444-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.»;

- Закон Чеченской Республики от 10 июня 2006 г. № 16-РЗ об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике;

- Закон Чеченской Республики от 12 мая 2014 г. № 20-РЗ об индустриальных парках в Чеченской Республике;

- постановление Правительства Чеченской Республики от 6 мая 2014 г. № 86 «Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна"»;

- распоряжение Правительства Чеченской Республики от 20 июня 2012 г. № 185-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 г.»;

- распоряжение Правительства Чеченской Республики от 12 мая 2014 г. № 125-р «Об утверждении Инвестиционной стратегии Чеченской Республики на период до 2025 г.»;

- приказ Министерства промышленности Чеченской Республики от 13 декабря 2013 г. № 125-п «Об утверждении Стратегии развития промышленности Чеченской Республики на период до 2020 г.».

Результаты анализа показывают, что в настоящее время в Чеченской Республике в основном создана адекватная нормативно-правовая база для социально-экономического развития региона, привлечения в него инвесторов, развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

В соответствии с республиканским законодательством определены гарантии, льготы и преференции для инвесторов. В частности:

1) Гарантии инвесторам в Чеченской Республике, которые законодательно обеспечивают

выполнение со стороны региона достигнутых условий инвестирования независимо от изменения социально-экономической ситуации.

2) Наличие ряда льгот и преференций для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в приоритетных отраслях экономики, перечень которых утвержден постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 г. № 342. Льготы распространяются на организации, осуществляющие инвестиционную деятельность в приоритетных отраслях экономики, а также реализующих инвестиционные проекты, одобренные Правительством Чеченской Республики.

3) Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы государственной поддержки инвесторов в регионе, является Закон Чеченской Республики от 10 июня 2006 г. № 16-РЗ об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике. Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. В целях стимулирования инвестиционной деятельности устанавливаются следующие формы государственной поддержки:

- установление льготных налоговых ставок, принятие других мер, касающихся налогообложения;

- предоставление льготных займов (кредитов) и поручительств (гарантий);

- проведение конверсии задолженности республиканского бюджета инвесторам в ценные бумаги с возможностью дисконтирования;

- предоставление иных нефинансовых льгот: государственных заказов, оказание помощи в создании инфраструктуры бизнеса, получение в аренду земельных участков, приобретение в собственность и передача в залог объектов недвижимости, отнесенных в установленном порядке к государственной собственности республики.

4) Упрощение проведения различных процедур и оформления необходимых документов. Сложность и длительность данной работы являются сдерживающим фактором для инвесторов, предпочитающих вкладывать средства в регионы, где решение этих вопросов требует меньших ресурсов. Для преодоления такого рода барьеров в регионе принят Регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», утвержденный постановлением Правительства Чеченской Республики от 6 мая 2014 г. № 86.

5) Создание инфраструктуры, позволяющей инвесторам, а также региональным субъектам малого и среднего предпринимательства уменьшать финансовые и временные ресурсы, необходимые для создания производства. Одним из элементов такой инфраструктуры является индустриальный парк. Правовой базой для создания и деятельности индустриальных парков в РФ Закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ о промышленной политике в Российской Федерации (статья 19), а также постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» (подпрограмма 20). В этих документах определены цели развития индустриальных парков, меры их государственной поддержки, а также целевые индикаторы развития индустриальных парков в Российской Федерации на период до 2020 г.

В статье 10 Закона № 20-РЗ об индустриальных парках в Чеченской Республике определены формы государственной поддержки резидентов индустриальных парков, к которым относятся:

- предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики;

- возмещение (субсидирование) за счет средств республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на инвестиционные цели в российских кредитных организациях;

- оказание информационных услуг, в т. ч. по обеспечению продвижения продукции (товаров, услуг), производимых в соответствии с соглашением о ведении хозяйственной деятельности.

Таким образом, динамика экономического развития, анализ действующего федерального и регионального законодательства, нормативных и программных документов, в т. ч. в области создания и функционирования индустриальных парков, показывает, что в настоящее время в Чеченской Республике имеется необходимость и возможность создания индустриального пар-

ка как важной составляющей региональной инфраструктуры развития бизнеса, а также одного из способов привлечения в регион инвестиционных ресурсов.

При этом следует отметить, что для реализации вышеуказанных программ наличие развитой банковской системы жизненно необходимо, особенно в условиях общего снижения экономической активности.

По степени обеспеченности региона банковскими услугами Чеченская Республика занимает последнее место в СКФО и одно из последних мест, в целом по Российской Федерации (табл. 2).

Таблица 2

Распределение действующих кредитных организаций и филиалов в регионах СКФО*

Годы

Регион 2012 2013 2014

Число кредитных организаций Число филиалов в субъекте Число кредитных организаций Число филиалов в субъекте Число кредитных организаций Число филиалов в субъекте

Северо-Кавказский федеральный округ 56 177 50 169 43 155

Республика Дагестан 31 82 27 85 21 76

Республика Ингушетия 2 6 2 8 2 7

Кабардино-Балкарская Республика 5 13 5 13 5 12

Карачаево-Черкесская Республика 5 4 5 4 5 4

Республика Северная Осетия - Алания 5 11 5 11 4 9

Чеченская Республика - 4 - 6 - 3

Ставропольский край 8 57 6 42 6 44

^Источник: Финансы России. 2014 : стат. сб. /Росстат. — М., 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие финансовой инфраструктуры позволит в большем объеме предоставлять банковские услуги населению и юридическим лицам в ЧР, объем которых значительно отстает от аналогичных услуг, предоставляемых в соседних республиках (табл. 3). Кроме того, это позволило бы увеличить объемы кредитования промышленных организаций.

Рассматривая обеспеченность банковскими услугами Чеченской Республики в территориальном разрезе, следует отметить, что в сельской местности основными поставщиками банковских услуг являются внутренние структурные подразделения Чеченского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк». Лишь в трех районах республики наряду с подразделениями ОАО «Россельхозбанк» функционируют внутренние структурные подразделения ОАО «Сбербанк».

Таким образом, банковскую систему республики можно характеризовать как недостаточно обеспечивающую потребности предприятий и населения республики всеми видами банковских услуг.

Таблица 3

Показатели, характеризующие деятельность кредитных организаций в 2013 г. в регионах СКФО, млн руб.*

Регион Вклады юридических и физических лиц, привлеченные кредитными организациями Задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам и инд. предпринимателям Задолженность по кредитам в руб., предоставленным кредитными организациями физическим лицам Вклады (депозиты) физических лиц на рублевых счетах в Сбербанке Российской Федерации

Северо-Кавказский федеральный округ 296840 292804 277601 182377

Республика Дагестан 43512 34599 31055 27925

Республика Ингушетия 4633 7070 4465 3041

Кабардино-Балкарская Республика 25697 41435 35731 15408

Карачаево-Черкесская Республика 11343 29363 22306 8005

Республика Северная Осетия - Алания 27234 16596 28973 17990

Чеченская Республика 8518 18034 14901 2615

Ставропольский край 175903 145707 140170 107393

^Источник: Финансы России. 2014 : стат. сб./Росстат. — М., 2014.

Сегодня повышенный спрос на кредитные ресурсы в республике создают вновь восстановленные (введенные и вводимые в строй) объекты предприятий производственного сектора экономики в рамках федеральных и республиканских целевых программ развития вследствие катастрофической нехватки оборотных средств. Однако для решения этой задачи нужна банковская система с совершенно иной концепцией развития и возможностями, чем ныне сложившаяся в республике. Она должна быть современной и конкурентоспособной с аналогичными системами регионов Юга России, учитывая тот факт, что ЧР предстоит форсированными темпами развиваться, чтобы в обозримом будущем полноценно интегрироваться в единое социально-экономическое пространство России. Поэтому развитие банковской системы должно стать одной из приоритетных задач проводимой в республике государственной региональной политики. Первым шагом на этом пути может стать создание банков с головными офисами в г. Грозный.

Перспективным направлением, учитывая национальные и религиозные особенности жителей республики, может стать создание в регионе исламских банков. Исламские банки являются финансовыми учреждениями, деятельность которых выстроена в соответствии с нормами исламского права. Это значит, что, в отличие от традиционных банков, они не осуществляют кредитование на процентной основе. Исламские банки финансируют конкретные проекты на условиях отчисления доли прибыли в случае успешности проекта, в случае отсутствия прибыли в банк возвращается только та сумма, которую получил заемщик. Иными словами, исламский банк разделяет с заемщиком коммерческие риски. Отмеченные принципы применяются в ряде исламских стран, и опыт показывает, что исламские банки вполне конкурентоспособны.

Следует обратить внимание на то, что в последнее десятилетие в мире активно используются возможности исламских банков в содействии экономическому развитию. На сегодняшний день открыты и успешно функционируют исламские банки в США, Великобритании, Западной Европе, Австралии. Между развитыми странами мира идет определенная конкуренция за привлечение в их экономику исламских банков [3].

В общем очевидно, что развитие банковской сферы станет дополнительным стимулом для развития предпринимательства, в т. ч. и в промышленном комплексе республики. Формирование и развитие индустриальных парков, о которых говорилось выше, подразумевает доступность финансовых ресурсов, развитость системы страхования. Это следует учитывать в ходе разработки программ создания индустриальных парков на региональном уровне.

Литература

1. Липина, С. А. Чеченская Республика : экономический потенциал и стратегическое развитие. — М. : Изд-во ЛКИ. 2007.

2. URL : http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development expenditure/info.

3. Таймасханов, Х. Э., Решиев, С. С. Роль нефтяной отрасли в перспективном развитии Чеченской Республики // Нефтяная отрасль Чеченской Республики : состояние, проблемы и приоритетные направления развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, — АН ЧР, 2012. — С. 259.

4. URL : http://gubernskiy.ru/article/56996/. References:

1. Lipina, S. A. Chechen Republic : economic potential and strategic development. — M. : Publishing house LKI. 2007.

2. URL : http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development expenditure/info.

3. Taymaskhanov H. E., Reshiev, S. S. the role of the oil industry in perspective with effective development of the Chechen Republic // the Oil industry of the Chechen Republic : state, problems and priority directions of development // Materials of all-Russian scientific-practical conference of the Academy of Sciences of the Czech Republic, 2012. — P. 259.

4. URL : http://gubernskiy.ru/article/56996/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.