УДК 377.5: 378
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
С.М.Захарова
Вопрос развития социального партнерства образовательных организаций и работодателей на современном этапе развития образования рассматривается как фактор реализации государственной программы подготовки специалистов и рабочих кадров для различных отраслей промышленности. О формировании качественно новых, идущих в ногу со временем, условий для обучения высококвалифицированных специалистов сегодня говорят на всех уровнях, что и определило ряд проблем, обусловивших необходимость модернизации системы профессионального образования на данном этапе.
Ключевые слова: профессиональное образование, интеграция образования и производства, качество образования, социальное партнерство, развитие экономики.
Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку,
то никогда не дойдешь до цели.
Ф.М.Достоевский
В 2007 году национальный проект «Образование» пополнился новым направлением - ежегодной государственной поддержкой на конкурсной основе подготовки специалистов и рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), внедряющих инновационные образовательные программы [2,с.44]. В границах этого направления ставится задача выявить и поддержать государственные учреждения НПО и СПО. Итогом реализации этого направления будет:
- для сферы образования - формирование качественно новых условий для обучения; пропаганда значимости начального и среднего профессионального образования в молодежной среде;
- для работодателей - создание условий для инвестиций в образовательные учреждения данного уровня.
Считается, что инновационные учреждения НПО и СПО станут в перспективе ресурсными центрами, «точками роста» для всего профессионального образования [7, с.10]. По существу, корни проблем НПО и СПО заложены во всех основных участниках процесса подготовки рабочих и специалистов (производство, общество и сама система профессионального образования). Если говорить о производстве, то следует отметить, что оно в лице своих структур (предприятий, объединений, корпораций и т.д.) не участвует в формировании четких требований к работникам со своей стороны. Уже много лет ведется обсуждение вопроса о формировании профессиональных стандартов, которые могут быть разработаны только при заинтересованном и непосредственном участии работодателей. Но проблема до сих пор не решена, хотя надо сказать, что отдельные фирмы для внутреннего корпоративного обучения разрабатывают соответствующие документы, как правило, узкого назначения.
Начальное и среднее профессиональное образование всегда регионально ориентировано, то есть призвано решать проблемы кадрового обеспечения производства и сферы услуг конкретного региона. Интеграция образования и производства, будучи ориентирована на достижение конкретного результата, имеет в своей основе ярко выраженную региональную специфику [4, с.7]. Имея в виду, что 75% вакансий, представленных работодателями в местные центры занятости населения, предназначены для людей, имеющих дефицитные рабочие профессии (токари, фрезеровщики, сварщики, и т.д.), с большой уверенностью можно прогнозировать, что выпускники учебных заведений начального и среднего профессионального всегда смогут трудоустроиться.
В последние годы в России наблюдается всплеск интереса к высшему образованию: ежегодно увеличивается число студентов, рождаются новые вузы. Такой же вектор направленности, хотя и в меньшей степени, имеет и сфера среднего профессионального образования. Противоположные процессы
идут и в области начального профессионального образования, где за период 1995-2009 гг. численность учебных заведений уменьшилась на 11%, количество учащихся уменьшилось на 12%, а выпуск квалифицированных рабочих сократился на 41%. Сегодня отечественные предприятия испытывают острый недостаток именно в квалифицированных рабочих кадрах [6, с.259].
Комплексная, глубокая модернизация общего и профессионального образования - обязательное требование государственной политики России на современном этапе. Это обусловлено рядом проблем: несоответствием существующего профиля обучения в школе и будущей выбранной профессии для поступления в вуз; слабой заинтересованности в выборе профессии; жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг; отсутствием механизмов распределения выпускников; социальной незащищенностью молодых специалистов.
Важным условием решения данной проблемы представляется становление института социального партнерства в сфере образовании. Социальное партнерство в системе образовании являет собой взаимовыгодное сотрудничество образовательных учреждений с общественными организациями, субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, направленное на реализацию и максимальное согласие интересов всех участников данного процесса [3, с.100]. Социальное партнерство - одна из приоритетных проблем управления образованием. Оно предполагает как практику общей выработки решений, так и сбалансированность взаимной ответственности. Необходимость существования в сфере образования социального партнерства определяется, прежде всего, динамичным и постоянным процессом нарастания социального и культурного разнообразия в современном обществе. Если государство отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в регионах и стране (цели, задачи, стандарты) и предоставление для этого требуемых
ресурсов, то сомнительно, что оно способно охватить всю гамму потребностей, задач, условий конкретных сообществ [1, с.36].
Это относится, прежде всего, к локальным особенностям в отношении отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, безработицы, динамики молодежных групп риска, исторических и экологических обстоятельств, семейных условий жизни и т.д. Большое количество различий стали причиной во многих странах появлению значительной свободы в сфере образования и вовлечению институтов гражданского общества в работу образовательных учреждений [5, с.65].
В России пока недостает опыта социального партнерства в системе образования. У нас многие годы займет процесс формирования социального партнерства в сфере образования, но общество кровно заинтересовано в том, чтобы корректировать и стимулировать этот процесс. Молодежь, начинающая свою трудовую деятельность, должна получать профессию, навыки, знания, гарантирующие ей достойное место в сфере экономических отношений. Этому будет способствовать эффективная система социального партнерства, объединяющая всех, кто на практике заинтересован в экономическом подъеме региона, развитии кадрового потенциала.
Следуя принятому определению социального партнерства как особого вида взаимовыгодного сотрудничества образовательного заведения с органами власти, субъектами и институтами рынка труда, представителями СМИ, общественными организациями, развитие социального партнерства - одно из главнейших условий эффективной работы образовательных учреждений. Социальное партнерство с организациями - заказчиками кадров обеспечивает повышение адекватности всей системы образования потребностям сферы труда, способствует улучшению трудоустройства выпускников.
Таким образом, во время планирования работы с работодателями необходимо учитывать не только форму собственности предприятия, но и перспективы развития самой отрасли экономики.
Источники:
1. Гарафутдинова Г.Р. Оценивание компетентностной подготовки выпускника вуза по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» // Казанский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 34-40.
2. Ибрагимов Г.И. Качество образования в профессиональной школе (вопросы теории и технологии). Казань: РИЦ «Школа». 2007. 248 с.
3. Минина В.Н. Смена парадигмы управления качеством образования в контексте социальных изменений // Социология экономики и управления / под ред. Л.Т.Волчковой. СПб.: 1998. С.91-107.
4. Мухаметзянова Г.В., Ибрагимов Г.И. Проблемы и основные направления развития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда // Казанский педагогический журнал. 2012. № 2. С.5-18.
5. Николаева М., Павлов И., Щвецов В. Актуальные проблемы социального маркетинга в области образования // Маркетинг. 2006. № 2. С.63-70.
6. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / под науч. ред. Н.А.Селезневой и А.И.Субетто. М.: Труды Исследовательского центра. 2005. 315 с.
7. Овсянников Н.П. Реалии начального профессионального образования // Профессионал. 2005. № 5. С. 9-11.
References:
1. Garafutdinova G.R. Ocenivanie kompetentnostnoy podgotovki vy'pusknika vuza po special'nosti «Avtomobili i avtomobil'noe hozyaystvo» // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. 2009. № 6. S. 34-40. 2. Ibragimov G.I. Kachestvo obrazovaniya v professional'noy shkole (voprosy' teorii i tehnologii). Kazan': RIC «SHkola». 2007. 248 s.
3. Minina V.N. Smena paradigmy' upravleniya kachestvom obrazovaniya v kontekste social'ny'h izmeneniy // Sociologiya ekonomiki i upravleniya / pod red. L.T.Volchkovoy. SPb.: 1998. S.91-107.
4. Muhametzyanova G.V., Ibragimov G.I. Problemy' i osnovny'e napravleniya razvitiya professional'nogo obrazovaniya v usloviyah izmenyayusch'egosya ry'nka truda // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. 2012. № 2. S.5-18.
5. Nikolaeva M., Pavlov I., SCH'vecov V. Aktual'ny'e problemy' social'nogo marketinga v oblasti obrazovaniya // Marketing. 2006. № 2. S.63-70.
6. Novoe kachestvo vy'sshego obrazovaniya v sovremennoy Rossii. Konceptual'no-programmny'y podhod / pod nauch. red. N.A.Seleznevoy i A.I.Subetto. M.: Trudy' Issledovatel'skogo centra. 2005. 315 s.
7. Ovsyannikov N.P. Realii nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya // Professional. 2005. № 5. S. 9-11.
Зарегистрирована: 26.01.2014