DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-44 УДК 377.1
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ К КАЧЕСТВУ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Захарова С.М.
Учреждения профессионального образования сегодня предъявляют особые требования к качеству выпускников общеобразовательных учреждений, то есть к потенциальным абитуриентам. В Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения четко определен перечень компетенций, которыми должен овладеть студент профессиональной школы. Что и определяет качество подготовки будущих специалистов. Но, тем не менее, сегодня существует значительная разница между теми качествами, которые вуз ждет от абитуриента и качествами, которые работодатели ждут от выпускников профессиональных учебных заведений.
В настоящее время промышленные предприятия начинают испытывать «кадровый голод». Поэтому работодатели выступают инициаторами социального диалога с системой образования в отношении определения компетентностей будущих специалистов, предъявляя свои требования к качеству образования. Таким образом, учреждения образования и работодатели разрабатывают систему комплексного сопровождения для достижения высокого качества обучения.
Ключевые слова: качество образования; требования работодателя; современный выпускник; рынок труда; профессиональные компетенции.
THE MAIN EMPLOYER REQUIREMENTS TO THE QUALITY OF
MODERN SPECIALISTS
Zakharova S.M.
The professional educational establishments make special demands to the quality of education of school graduates. In the third generation of Federal state educational standards there is a list of competences which are necessary for the professional school students. This list determines the quality of the future specialists' training. But, nevertheless, there are a lot of differences between the qualities which are necessary for the prospective students and the qualities which are expected from professional schools graduates by their employers.
Nowadays a lot of industrial facilities begin to suffer from a stuff shortage. That's why the employers start the dialogue with the educational establishments in order to define the future specialists' competences and to make their own demands to the quality of education. Therefore the educational institutions and the employer began to develop the complex support system to achieve higher quality level of education.
Keywords: quality of education, employer requirements, modern graduate, employment market, professional competences.
Сегодня существует значительная разница между теми качествами, которые работодатели ожидают от выпускников профессиональных учебных заведений, то есть потенциальных специалистов, и имеющимися у них качествами после получения образования. Она заключается в том, что современные выпускники обладают: завышенной самооценкой, явными прагматическими ориентациями в профессиональной деятельности, отсутствием универсализма в профессии, и в то же время - высокой мобильностью. [2]
Вместе с тем, потенциальные работодатели ждут от них значительно большего не только в профессиональном плане, но и в социальном, морально-этическом. Во-первых, это ожидания, связанные с наличием определенных социальных качеств у выпускников. К ним относятся - ответственность, умение общаться, грамотная речь, обучаемость, дисциплинированность. [2]
Во-вторых, это качества морально-этического порядка: уважение к людям, ориентация на нематериальные ценности, уважение к традициям предприятия.
И лишь только в третью очередь фигурируют ожидания, связанные с наличием профессиональной компетенции у выпускников: умение профессионально делать работу и наличие опыта работы.
Иначе говоря, в первую очередь в будущем специалисте работодатели ценят ответственность. Во вторую - теоретические знания, так как на этапе завершения профессионального учебного заведения, больше он пока ничего не умеет, так как в силу нашей системы образования - практические навыки и умения человек приобретает лишь на конкретном предприятии, после окончания обучения. (Конечно, хороший пример получения практических навыков у нас в России есть - это медицинские вузы: чтобы получить диплом врача нужен год интернатуры, иначе говоря - год практики.)
Становится вполне понятным, что обязательность,
дисциплинированность - это качества, которые воспитываются в школе и, думаю, все со мной согласны - это главное в человеке, если не воспитали это в школе - бесполезны все усилия профессиональных учебных заведений и работодателей в качественной профессиональной подготовке будущего специалиста. Дальше, приличный набор теоретических знаний и желание профессионально делать ту работу, которую он должен делать - создадут предпосылки для развития умений. Если человек хочет развиваться и обучаться, то хорошо, если нет - то смысла нет вкладываться в такого специалиста любому работодателю. [4, с.78]
То есть от выпускников работодатель сегодня ждет ценностного соответствия ситуации, в которой им придется работать. Наличие профессиональных навыков, безусловно, играет определенную роль, но явно не имеет первостепенного значения.
Также одной из проблем качества образования, которую определяют работодатели - отсутствие знаний о существующей реальности на рынке труда, о том, что востребовано, какие профессиональные компетенции стоит развивать в первую очередь и т.д. [1, с.12] В основной массе молодые специалисты несколько оторваны от реальности. Они погружены в учебу, даже если хорошо учатся, они не представляют положение на рынке труда. Эта проблема касается практически всех выпускников профессиональных учебных заведений. [5, с.7]
Сегодня работодатель не может взять на работу людей с тем разрядом, на который готовят в профессиональной школе. Им нужен человек с уже 6-м разрядом, но 6-й разряд получают только при опыте работы. Они выпускают максимум 4-й. Еще одна проблема - это то, что профессиональные учреждения выпускают обучающихся со специальностями, для которых нет возможности трудоустроиться. В этом случае, конечно, училищам, техникумам и вузам нужно быть очень мобильными. Безусловно, работодатель оценивает с пониманием, что лицензирование тех или иных профессий требует времени, но у каждого предприятия есть свои программы развития и, естественно, перспективный перечень профессий и специальностей. На его основе вполне можно регулировать свой перечень профессий каждому учебному заведению. Для школ это также необходимо знать, чтобы не только вносить изменения в содержание некоторых дисциплин.
Почему сегодня многие выпускники школ стремятся, во что бы то не стало, уехать учиться в мегаполисы? Прежде всего - из-за завышенной самооценки, которая, очевидно, как раз и является следствием незнания реальной ситуации на рынке труда и отсутствия практики. Этот барьер
эффективного вхождения на рынок обозначает изначальную ориентацию на нереальные цели, виды занятости и профессиональные статусы. На уровне здравого смысла требования высокой заработной платы и работы по специальности вполне уместны, однако ситуация диктует совсем иные правила игры.
Поэтому, чтобы решить проблему качества образования, необходимо развивать общий уровень социальной компетентности и ответственности у детей. Качественное образование - это образование, позволяющее профессионально выполнять свои обязанности. Вот такие критерии качества образования сегодня выделяют все прагматичные работодатели.
Качественное образование имеет человек, который способен предъявить свои знания в нужное время в нужном месте, или даже предваряя время. И соответственно, он точно знает, чего он хочет, и как он будет добиваться желаемой цели. [2]
Качественное образование - это не выдача того объема информации, тех часов, которые должны быть начитаны школьникам или студентам, а, скорее всего, те приемы, технологии и методы, благодаря которым потом выпускник, придя на рабочее место, может сразу включиться в работу. То есть ему необходимо получить тот инструментарий, с помощью которого он, придя на любое рабочее место, сразу бы стал работать. [3, с 35]
Таким образом, следует отметить, что окончить школу, училище, колледж, ВУЗ - это не значит закончить образование. Всю жизнь надо учиться, тогда будет качество.
Список литературы
1. Болотов В.А. О создании общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вестник образования. 2005. №11. С. 1018.
2. Вандышев М.Н., Петрова Л.Е. Работодатели: ожидания от выпускников вузов // Качество подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием: социологический мониторинг: Коллективная монография. Под ред. Б.М. Игошева, Л.Я. Рубиной и др. Урал.госпедун-т. Екатеринбург, 2006. URL:
http://www.isito.org/u_files/Vandishev_Petrova_rabotodateli_o_kachestve_obrazova nia.doc
3. Гарафутдинова Г.Р. Оценивание компетентностной подготовки выпускника вуза по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» // Казанский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 34-40.
4. Гирба Е.Ю. Качество образования - от идеи развития общеобразовательной школы до реальности // Завуч. 2006. №7. С.76-83.
5. Ибрагимов Г.И. Качество образования в профессиональной школе (вопросы теории и технологии). Казань: РИЦ «Школа»,2007. 248 с.
References
1. Bolotov V. A. O sozdanii obshcherossiyskoy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [The creation of the all-Russian system of education quality assessment]. Vestnik obrazovaniya, no. 11 (2005): 10-18.
2. Vandishev M.N., Petrova L.E. Rabotodateli: ozhidaniya ot vypusknikov vuzov [The employers' expectations from the graduates]. Yekaterinburg, 2006. http://www.isito.org/u_files/Vandishev_Petrova_rabotodateli_o_kachestve_obrazova nia.doc
3. Garafutdinova G.R. Otsenivanie kompetentnostnoy podgotovki vypusknika vuza po spetsial'nosti «Avtomobili i avtomobil'noe khozyaystvo» [Evaluation of the graduates' skills with specialization in "Automobiles and automobile economy"].
Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, no. 6 (2009): 39-40
4. Girba E. Kachestvo obrazovaniya - ot idei razvitiya obshcheobrazovatel'noy shkoly do real'nosti [The quality of education from the development of secondary school to the reality]. Zavuch, no. 7 (2006): 76-83.
5. Ibragimov G.I. Kachestvo obrazovaniya v professional'noy shkole (voprosy teorii i tekhnologii) [The quality of education in the professional school (questions of the theory and technology)]. Kazan, 2007. 248 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Захарова Светлана Михайловна, заместитель директора по научно-методической работе, кандидат педагогических наук
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волжский городской лицей»
ул. Маяковского, 9, г.Волжск, Республика Марий Эл, Россия E-mail: za-sveta13@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Zakharova Svetlana Mikhailovna, vice principal of scientific methodological activity, candidate of pedagogical science
Volzhsk municipal lyceum
9, Mayakovsky st., Volzhsk, Mari El Republic, Russia E-mail: za-sveta13@yandex. ru
Рецензент:
Устюжанина Татьяна Николаевна, к.п.н., доцент, Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала) КНИТУ - (КАИ) им. А.Н.Туполева