УДК 796.011.3
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Зинаида Васильевна Кузнецова, преподаватель, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина; Юрий Константинович Чернышенко, доктор
педагогических наук, профессор, Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСиТ); Регина Ильинична Соленова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет (КубГУ),
Краснодар
Аннотация
В статье представлена характеристика теоретико-прикладных оснований разработки методики формирования физической культуры детей 6-7 лет на основе реализации ценностного потенциала традиций физического воспитания кубанского казачества, эффективность которой доказана в ходе формирующих педагогических экспериментов. Содержание Федеральных нормативно-правовых документов, и результаты личных научных исследований подтверждают недостаточный уровень этнодвигательной подготовленности, сформированности интереса к традициям физического воспитания кубанских казаков, знаний по этой области, незначительные сдвиги по некоторым параметрам уровня развития эмоционально-волевых качеств у воспитанников дошкольных образовательных организаций, что является объективным основанием для разработки экспериментальных методик.
Ключевые слова: физическая культура, традиции, физическое воспитание кубанского казачества, экспериментальные методики, базовые предпосылки, дети старшего дошкольного возраста.
BACKGROUND OF DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL METHOD FOR PHYSICAL CULTURE FORMATION AMONG THE SIX-TO-SEVEN-YEAR-OLD CHILDREN IN THE PROCESS OF VALUE CAPACITY IMPLEMENTATION OF THE TRADITIONS OF PHYSICAL EDUCATION AMONG KUBAN KOZAKS
COMMUNITY
Zenaida Vasilinda Kuznetsova, the teacher, Kuban State Agrarian University, Krasnodar; Yuri Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valery Ale-ksandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Regina Ilyinichna Solenova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University, Krasnodar
Annotation
The article represents the characteristics of the theoretical and applied foundations for developing methods for the physical culture formation among the children aged 6-7 years old based on the value capacity realization of the physical education traditions among the Kuban Kozaks Community. Its effectiveness was proved during the formative pedagogical experiments. Federal regulatory documents, scientific and methodological fundamental supplies and personal scientific research confirm the poor level of ethno-motor readiness, insignificant changes in some parameters of the level of development of emotional and volitional qualities, lack of interest in the traditions of physical education among Kuban Kozaks Community. Insufficient knowledge in this area among preschool children proves the necessity of experimental methods development.
Keywords: physical education, traditions, Kuban Kozaks, experimental methods, basic preconditions, preschool children.
Данные ряда эмпирических исследований свидетельствуют о единстве мнений их авторов, в части определения перечня базовых предпосылок разработки
экспериментальных педагогических моделей, технологий и методик, а также по вопросу о структурном их построении [2, 6].
К основным предпосылкам разработки экспериментальных методик относятся:
1. Федеральные законы, регламентирующие основы общественных отношений в области национального образования, а также физической культуры и спорта.
2. Основные принципы, регулирующие функционирование системы дошкольного образования, изложенные в соответствующем государственном стандарте [4].
3. Фундаментальные принципы общей педагогики.
4. Фундаментальные принципы научных теорий физического воспитания и спортивной деятельности.
5. Данные, полученные в ходе исследований, отражающие особенности процесса формирования личностной физической культуры в условиях реализации в дошкольных образовательных организациях традиционных программ физического воспитания.
6. Материально-технические условия и кадровый потенциал процесса физического воспитания в дошкольной образовательной организации.
Структура экспериментальных технологий и методик как правило представлена проективным, содержательным, процессуальным и контрольно-учётным компонентами, содержащими собственно следующие учебно-методические рекомендации:
- перечень основных целевых установок и задач реализации экспериментальной методики;
- содержание основного и экспериментального учебного материала;
- методические основы организации учебно-воспитательного процесса;
- методические подходы к оценке достижений воспитанников в процессе реализации экспериментальной методики.
В ряде диссертационных исследований вышеперечисленные компоненты экспериментальных методик дополнены еще одним - содержанием курсов повышения квалификации специалистов дошкольной образовательной организации и повышением уровня педагогической подготовленности родителей [6].
Рассматривая основные предпосылки разработки экспериментальных методик формирования личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста на основе традиций кубанского казачества, необходимо отметить их базовые особенности [5].
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании», который на объективной основе регламентирует:
- принципы, определяющие систему отечественного образования, как одну из приоритетных областей внутренней государственной политики;
- содержание фундаментальных целей образования различных половозрастных групп населения;
- равные права и основные гарантии в части получения гражданами образования различного уровня;
- конкретизированные основные требования к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в различных образовательных организациях;
- фиксированные установки по фундаментальным компонентам учебно-воспитательного процесса в системе дошкольного образования.
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», интегрирующий основные принципиальные детерминанты организации физического воспитания и спортивной подготовки занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, в том числе [3]:
- основные принципы, лимитирующие и регламентирующие функционирование отрасли «физической культуры и спорта»;
- организационные аспекты системы физического воспитания и спорта, включая разграниченные полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов
управления;
- целесообразность организации объективного мониторинга физического состояния и здоровья различных категорий, занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью;
- принципы и требования к организации и итоговой результативности физического воспитания в образовательных организациях, в том числе его кадрового обеспечения.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяющий обязательные требования к формированию и реализации основных образовательных программ, целью которых является развитие личности детей дошкольного возраста [4].
Важной предпосылкой разработки экспериментальной методики является рекомендательный состав требований к развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной образовательной среде, которые с полным основанием следует относить и к физ-культурно-спортивным аспектам обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в том числе:
- ее соответствие половозрастным и индивидуальным особенностям физического, психического и социального развития конкретного ребенка;
- обеспечение условий коллективной и персональной деятельности детей в зонах актуального и ближайшего развития;
- постоянное обновление и вариативность представляемого инвентаря и оборудования;
- полимодальность задач, решаемых в ходе предметной деятельности воспитанников в развивающей среде в дошкольной образовательной организации, в процессе организации и проведения всех режимных мероприятий, обязательный учет требования безопасности дошкольников в связи с используемыми средствами и методами организации учебно-воспитательной работы.
4. Фундаментальные принципы возрастной педагогики, которые в обобщенном виде характеризуют основные условия достижения высокого уровня результативности развивающих педагогических воздействий. Результаты анализа научно-методических публикаций позволили среди множества представленных в них принципиальных установок выделить, по нашему мнению, несколько базовых, основными характеристиками которых являются:
- использование всех средств и методов обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации с целевой направленностью на физическую, психическую и социальную активность ребенка;
- гармоничную интеграцию общественно значимых и индивидуально приемлемых проективных установок учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- дифференцированное и индивидуальное соотнесение демократических и автократических требований к дошкольникам, не подлежащих не однозначной трактовке;
- формирование и развитие у детей сознательного и активного отношения к собственному личностному становлению на основе различных видов стимулирования их достижений в ходе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- стимулирование в ходе обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления ребенка, как основы их психического и образовательного в целом развития;
- обеспечение прямого и опосредованного взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации и родителей в связи с формированием личности детей.
5. Специфические принципы физического воспитания и спортивной подготовки, адаптированные к основным целевым установкам и задачам физического воспитания дошкольников, на основе:
- признания в качестве основной цели процесса физического воспитания в дошкольной образовательной организации целенаправленное использование средств физ-культурно-спортивной деятельности в ходе формирования личности воспитанников;
- позиционирование личностной физической культуры дошкольников как важнейшей культурологической характеристики детей, во многом определяющей их возможности в освоении других общественно и индивидуально важных ценностей;
- непрерывность процесса физического воспитания ребенка на различных этапах его дошкольного детства и постепенность повышения объемов и интенсивности педагогических воздействий;
- индивидуально воспринимаемое усложнение физических и двигательных нагрузок и заданий, в том числе выполняемых с помощью взрослых в зоне ближайшего развития;
- использование принципы цикличности выполняемых заданий как основы их качественного освоения и эффективного закрепления.
6. Фундаментальные теоретические положения, сформулированные в ходе многолетних исследований по актуальным проблемам психологии развития детей дошкольного возраста средствами физической культуры и спорта, включающие следующие системообразующие факторы и аспекты:
- оптимальное соотношение индивидуальных задатков и способностей ребенка с объемом и интенсивностью внешнесредовых, в том числе учебно-воспитательных воздействий;
- возникающие в процессе образовательной деятельности, физической и двигательной активности дошкольников внутренние противоречия, являющимися стимулом их психического развития;
- использование дидактически целесообразно организованных игр, как ведущего вида деятельности дошкольников в связи с их физическим, психическим и социально-личностным формированием и развитием;
- общепризнанные положения о сложном структурном построении личностной физической культуры, интегрирующей интеллектуальный, социально-психологический и собственно-биологический компоненты;
- целесообразность использования средств физкультурно-спортивной деятельности в контексте развития различных личностных характеристик детей в рамках актологи-ческой концепции понимания сущности процесса физического воспитания [1].
7. Результаты собственных предварительных многолетних исследований, свидетельствующие о следующем состоянии личностной физической культуры детей:
- недостаточным уровнем этнодвигательной подготовленности воспитанников дошкольных образовательных организаций;
- незначительные сдвиги, установленные в группах дошкольников, как мальчиков, так и девочек по некоторым параметрам уровня развития эмоционально-волевых качеств;
- не сформированным интересом у детей к традициям физического воспитания кубанских казаков, недостаточным уровнем их знаний по этой проблеме [6].
Представленные теоретико-прикладные предпосылки позволили на научно обоснованной основе разработать методику формирования физической культуры детей 6-7 лет на основе реализации ценностного потенциала традиций физического воспитания кубанского казачества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аслаханов, С-А.М. Педагогические принципы, методы и средства реализации воспитательного потенциала этнологической физической культуры / С-А.М. Аслаханов // Ученые записки
университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 43-44.
2. Кузнецова, З.В. Структура программы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиционных кубанских казачьих средств в условиях дошкольной образовательной организации / З.В. Кузнецова, В.А. Баландин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 131-136.
3. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федерал. закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 22.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). - Режим доступа : http://base.garant.ru/12157560/ (дата обращения: 01.01.2019).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". -Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 01.01.2019).
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - Режим доступа : http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 01.01.2019).
6. Чернышенко, Ю.К. Критерии оценки методологической эффективности педагогических методик / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, М.М. Шестаков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 70-73.
REFERENCES
1. Aslakhanov S.-A.M. (2015), "Pedagogical principles, methods and implementers of educational potential of ethnological physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft, Vol. 127, No. 9, pp. 43-44.
2. Kuznetsova Z.V. and Balandin, V.A. (2016), "The structure of the physical education program for senior preschool children on the basis of traditional Kuban Kozaks means in the conditions of preschool educational organization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft, Vol. 133, No. 3, pp. 131-136.
3. About physical education and sport in the Russian Federation: The Federal Law of04.12.2007 No. 329-FZ (an edition of 22.11.2016) (with amendment and addition, introd. in force from 01/01/2017), available at: http://base.garant.ru/12157560/.
4. Federal State educational standard ofpreschool education: approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013, the No. 1155, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/.
5. The federal law "About Education in the Russian Federation" of29.12.2012 N 273-FZ (with amendment and additional, introd. in force from 01.01.2017), available at: http://base.gar-ant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/.
6. Chernyshenko, Yu.K., Balandin, V.A. and Shestakov, M.M. (2012), "Evaluation criteria of methodological efficiency of pedagogical techniques", Physical education, Sport - Science and Practice, No. 4, pp. 70-73.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.01.2019
УДК 796.011.3
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Владимир Владимирович Кузьмин, кандидат педагогических наук, профессор, Ирина Сергеевна Сырвачева, доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский филиал российской таможенной академии (С-П филиал РТА)
Аннотация
В настоящее время здоровье рассматривается не только как состояние организма, а как качественная категория, определяющая работоспособность, эффективность и надежность будущего профессионала. В этой связи формирование у студентов положительной мотивации к физической активности, здоровому образу жизни может служить одним из главных условий, непосредственно влияющих на эффективность и организацию его профессиональной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, междисциплинарный подход, студенты, прикладная направленность, самоподготовка, мониторинг, качество обучения.