УДК 378
ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ КУРСАНТОВ И ФАКТОРЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.М. Муслимов
В статье всесторонне проанализированы предпосылки межличностных конфликтов курсантов и выявлены факторы, способствующие и препятствующие их профилактике. На основе результатов этой работы автор в дальнейшем обосновал комплекс педагогических условий профилактики межличностных конфликтов курсантов и модель их реализации в образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования.
Ключевые слова: предпосылки и факторы межличностных конфликтов курсантов, гуманизация и гуманитаризация военного образования, профилактика межличностных конфликтов в образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования
В контексте заявленной темы особенности социализации личности молодого человека в современном российском обществе актуально изучать с учетом как общего, характерного человеку как представителю определенного общественного строя, так и частного, определяющегося возрастными, профессиональными и другими особенностями. Поэтому предпосылки межличностных конфликтов курсантов проанализированы нами в контексте философских, социологических, культурологических и психолого-педагогических характеристик современной социокультурной среды, особенностей возраста, условий служебной и учебной деятельности курсантов для того, чтобы в связи с ними вывить факторы, как способствующие, так и препятствующие эффективной профилактике межличностных конфликтов в образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования. На этой основе на очередном этапе исследования был разработан и обоснован комплекс педагогических условий профилактики межличностных конфликтов курсантов и модель их реализации в планово действующем образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования.
По мнению А.Г. Асмолова, процесс социализации личности «претерпевает серьезные изменения в эпоху массовых коммуникаций, Интернета, киберпространств, сдвига ценностей в переживаемый Россией переходный период» [1, с. 140141]. Происходящие в стране социально-экономические и политические преобразования трех последних десятилетий осложняют процесс гражданской идентификации молодежи, разрушают утвердившиеся ранее этические ценности и социальные установки, в том числе и в сфере межличностных отношений.
Уже в середине 1990-х гг. наблюдалось изменение ценностной структуры личности в сторону «приватизации»: ценности россиян все меньше ориентировались на общее благо, достижение общественно значимых целей, а все больше замыкались на личном процветании и благополучии близких. Этому способствовали состояние кризиса и муссируемая в средствах массовой коммуникации криминализация общества, которые усиливают проявление «эффекта улитки», т.е. ухода людей в личную жизнь, в рамки своих жизненных забот.
Продолжающийся в начале XXI века сдвиг ценностей привел к феномену негативной идентичности, который Л. Гудков объясняет как объединение людей на основе оппозиций «свои - чужие», «мы - они», способствующих усилению ксенофобских установок, агрессии, межличностных конфликтов.
Рост ценностей самоутверждения и успеха в ущерб ориентации на интересы группы, на сотрудничество и взаимопомощь, в свою очередь, способствует «сдвигу культуры» российского общества от коллективистского к индивидуально-ориентированному типу.
Разрушение прежней социально-экономической системы лишило многие социально-профессиональные группы устойчивости выживания и перспектив развития. Вакуум государственной идеологии, неясность, противоречивость новых социально-экономических тенденций и моральных норм привели к потере социальных и нравственных ориентиров. Отсутствие цели и смысла жизни для огромного числа людей превратилось в личную трагедию, привело к потере целеустремленности и росту агрессивности. И в большей степени эти негативные процессы затронули молодежь.
По утверждению М.Н. Берулавы [3, с. 7], в современном российском обществе «происходит массовая криминализация молодежной культуры», «наблюдается массовая дегуманизация в межгрупповых и межличностных отношениях молодежи». Появившийся вакуум духовности заполняется «агрессивным национализмом, экстремизмом, чисто утилитарной, прагматической идеологией, обращением к мистике».
По мнению социологов, большую роль в этих процессах играют СМИ, приобретшие роль ведущих агентов социализации. Применяя специальные технологии и коммуникационные образцы, они «формируют клиповое сознание молодого поколения, которое затрудняет стратегическое восприятие жизнедеятельности» [9]. Клиповое сознание отличается раздельностью восприятия изначально целостного и сложного окружающего мира и, соответственно, сниженным уровнем анализа информации, рефлексии своего образа жизни и его оценки «другими глазами». Прогрессирующий индивидуализм не складывается в систему гармоничных взаимоотношений личности и общества. Социум, представленный в материалах СМИ, кроме ориентации на множество (взрослых) стилей жизни, также преподносит шаблоны агрессивного, антигуманного, поведения, которое присваивается молодым человеком, превращаясь в отрицательные поведенческие стереотипы.
Для поднятия рейтинга СМИ всю драматургию своих ток-шоу строят на конфликте, степень воздействия которого оценивается очень высоко. Наблюдение за своей средой и «самосоциализация» в воображаемой среде, которая не подтверждена жизненной практикой, создает основной механизм приспособления молодежи к реальности. Отсутствие при этом «твердой почвы» под ногами способствует размыванию границ между реальностью и воображаемым миром.
Кроме того, усиленное «потребление культуры» через электронные средства коммуникации отвлекает молодых людей от реального взаимодействия с окружающей средой, исключает вероятность размышлений и рефлексии. Уши с музыкальными наушниками и глаза, погруженные в «мобильник» или в планшет, не оставляют для внутреннего диалога времени и сил. Молодые люди предпочитают испытывать внешний напор информации - вместо внутреннего диалога, они боятся оставаться наедине с собою, компенсируя страх прослушиванием плеера, длительными «мобильными» разговорами, серфингом по интернету и т.п.
Психологи тоже с тревогой наблюдают, как человек, «оставаясь в рамках представлений о себе как объекте внешнего влияния и поддерживая объект-объектные отношения с окружением» [9], не развивает внутренний диалог с окружающими, и процесс взросления молодого человека в результате этого деформируется. Самоизоляция, помимо всего прочего, лишает человека обратной связи с окружающей средой, стирает чувство сопричастности с определенной группой населения. В ограниченных условиях общения возникает внутренняя пустота, характеризующаяся отсутствием целей, рациональных занятий и информации.
Отрицательным трансформациям социальных связей способствует чрезмерное нахождение молодежи в Интернете. Пользователь, фиксируя интерес исключительно на происходящем в виртуальной действительности, теряет связь со своим физическим «Я», отказывается от общения с окружающими. Это опасно изоляцией человека, приводящей к изменению самооценки и потере общественных связей, т.е. де-социализации личности.
Таким образом, негативные процессы, происходящие в российском обществе последние десятилетия, дегуманизируют социокультурную среду, способствуют утверждению конфликтности, нетерпимости, жестокости, агрессивности, ксенофобии в качестве норм межличностного общения и особенно активно деформируют личностные ценности молодежи.
Причины этого во многом связаны с возрастными и социокультурными особенностями социализации молодых людей.
Психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Э. Эрискон и др.) утверждают, что человек на протяжении всей жизни переживает ряд кризисов. Кризис понимается ими как острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда личность сталкивается с препятствием в удовлетворении своих жизненных потребностей, а это препятствие не может быть предотвращено способами решения проблемы, известными индивиду из ее прошлого жизненного опыта. Л.С. Выготский называл кризис «критическим периодом» для личности и считал, что его «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов осуществляет скорее разрушительную, чем созидательную работу» [4, с. 251] (курсив наш - А.М.).
В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что возраст от 17 до 23 лет в личностном отношении имеет особое значение для «приобретения чувства идентичности и перехода к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности» [12, с. 15], а также для овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека, среди которых наиболее важными являются следующие: выбор профессионального пути, брак, рождение детей. Этот возраст значим как период развития личности, энергичного поиска жизненного пути, самоутверждения и т.п.
Но в этом процессе молодой человек сталкивается с различными проблемами, которые становятся причиной неадекватного, нерационального, агрессивного поведения. Поэтому современные психологи еще называют этот возраст «возрастом бури и натиска», а в настоящее время он к тому же усиливается «социальным кризисом переходного времени, его неопределенностью и сдвигом ценностей» [1, с. 148].
Кроме этого возрастной кризис молодежи обостряется спецификой социального существования и внутренних отношений той социальной группы, к которой относятся в данном случае курсанты. Курсант постоянно живет и взаимодействует в изолированном (автономном), однородном по возрасту и полу коллективе. Он является военнослужащим и практически ежедневно выполняет задачи, связанные с боевой подготовкой, что предусматривает использование оружия. Высокое физическое и морально-психологическое напряжение личности вызывает натянутость в отношениях с однокурсниками, которая может привести (и приводит) к межличностным конфликтам.
Таким образом, курсанты испытывают на себе решительный натиск принуждаемых стереотипов поведения, упорядочивания действий. В то же время к ним предъявляются повышенные требования активно-позитивной самореализации в вопросах организации собственной жизни и жизни однокурсников. Такая двойственность, комбинирующаяся со сложностью процессов социализации личности курсанта, по наблюдениям военных психологов и педагогов, благоприятствует распространению в курсантской среде различных социальных отклонений.
Нахождение личности, по мнению И.С. Кона [5, с. 114], «в специальных учреждениях уже само по себе делает неизбежным возникновение специфических групп с присущим им групповым сознанием» (курсив наш - А.М.). Общность возрастных переживаний дополняется общностью условий быта, превращает «молодежь в самосознательную «мы-группу», принадлежность к которой, хотя и неформальная, становится необходимым звеном перехода от первоначальной зависимой роли в семейном коллективе к полноправному членству в обществе взрослых».
Такой переход в условиях военной образовательной организации высшего образования может способствовать появлению автономных групп, со своим специфическим образом жизни и системой ценностей, которые делят курсантский коллектив на «своих - чужих».
С момента поступления молодого человека в военную образовательную организацию высшего образования ограничивается его свобода. Повседневная жизнь курсанта строго регламентирована уставами и приказами. Молодым людям приходится адаптироваться к новым жизненным условиям, что довольно болезненно переносится многими из них. Как правило, в период адаптации, который продолжается в течение всего первого и, частично, второго курсов, курсанты стремятся проявить свою индивидуальность с целью занять определенное положение в воинском коллективе; а это, в свою очередь, способствует психологическому напряжению его участников.
Учеба в военной образовательной организации высшего образования для многих курсантов связана с переменой места жительства, переездом в крупные города, сменой условий проживания, жизнью в общежитии (казарме). Курсанту необходимо координировать собственные предпочтения в сфере быта и учебы с предпочтениями сокурсников, налаживать с ними отношения. Жизнь в казарме предполагает взаимодействие с людьми разных вероисповеданий, ценностных ориента-ций, социальных слоев и групп, разных культурных представлений. Все эти особенности, непосредственно влияющие на формирование личной самостоятельности, не могут проходить безболезненно.
Воинский труд носит специфический характер, курсанты помимо учебы несут службу в нарядах, караулах, выполняют различные виды работ. Это обусловливает более высокий уровень физического и морально-психологического напряжения, который может негативно влиять на взаимодействие в коллективе и стать причиной межличностных конфликтов.
Кроме особенностей служебной деятельности в военной образовательной организации высшего образования существуют и особенности учебной деятельности, которые тоже могут способствовать конфликтному поведению курсантов.
Система подготовки курсантов существенно отличается от подготовки специалистов в гражданских вузах. В основном
профессорско-преподавательский состав - это офицеры, поэтому зачастую взаимоотношения на занятиях строятся на принципах единоначалия и строгой субординации, не носят гуманистический характер. Преподаватель (командир) преследует профессиональные (служебные) цели, которые вызывают личностные разрушения, а не духовное и успешное развитие курсантов. Кроме того, негуманистические отношения могут способствовать формированию «комплекса неполноценности». В итоге курсант становится бесхарактерным, переходит в категорию «трудных» и оказывается в группе риска.
В военной образовательной организации высшего образования существует обязательная система самоподготовки под руководством командира подразделения, причем в определенное и ограниченное время. Такого рода организация учебной деятельности, особенно в период адаптации к новым жизненным условиям, требует от курсанта дисциплинированности и приспособления к условиям воинской службы, которые могут вызвать усталость, недовольство, напряженность, агрессию к окружающим.
В общем, условия служебной и учебной деятельности в военной образовательной организации высшего образования способствуют усилению эмоциональной напряженности личности курсанта, переживающей «возраст бури и натиска», особенно в период адаптации к новым жизненным условиям, и поэтому провоцируют межличностные конфликты.
Проанализировав предпосылки межличностных конфликтов курсантов, перейдем к характеристике факторов, препятствующих или содействующих тому, чтобы служебная и учебная деятельность курсантов в военной образовательной организации высшего образования все-таки не становилась «территорией конфликтов».
Прежде всего, это - профессиональный психологический отбор абитуриентов, поступающих в военные образовательные организации высшего образования.
Он представляет собой комплекс мероприятий, направленных для комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важным качествам (социально-психологических, психологических и психофизиологических) граждан, поступающих на военную службу. Как правило, профессионально психологический отбор в военные образовательные организации высшего образования проходят молодые люди в возрасте 17-19 лет, а также военнослужащие в возрасте 19-23 лет.
Психодинамические методики профессионально-психологического отбора позволяют оценивать различные индивидуальные качества абитуриентов: особенности познавательной, когнитивной, интеллектуальной сферы, личностные, и индивидуальные качества и др. Соответствующие им мероприятия выявляют лиц, обладающих низким уровнем нервно-психической устойчивости, признаками дезадаптации (дисциплинарные нарушения или низкие показатели по успеваемости) и т.д., и «отсеивает» их, поскольку такие люди не обладают достаточными коммуникативными способностями, тяжело устанавливают контакты с окружающими, проявляют агрессивность и поэтому конфликтогенны.
Многочисленные исследования профессиональной пригодности молодежи, поступающей в военные образовательные организации высшего образования (Ф.В. Мальчинский, В.В.Чистяков, А.В. Шабров и др.), констатируют, что эффективность профессионально психологического отбора чрезвычайно высокая. Исследования 80-х годов XX века (к современным исследованиям доступ ограничен) показывали, что «отсев» непригодных в процессе обучения снижался с 30-40 до 5-8 %, негативные последствия уменьшались на 40-70 %, надежность управления, наоборот, повышалась на 10-25 %.
Тем не менее, в период адаптации к условиям служебной и учебной деятельности молодые люди, поступившие в военные образовательные организации высшего образования, испытывают определенные трудности, связанные с усвоением требований военной службы, ее тягот и лишений. Они могут отрицательно повлиять на профессиональную подготовку курсантов и стать причиной межличностных конфликтов.
В связи с этим в военных образовательных организациях высшего образования постоянно проводится воспитательная работа, основной задачей которой является развитие у курсантов «чувства патриотизма, стремления к овладению профессией офицера (военного специалиста) Вооруженных Сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества; дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства; мировоззренческой позиции военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации на основе лучших военных традиций; профессионально важных качеств, необходимых офицерам и другим военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом; трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной военной специальностью; общей культуры и высоких морально-нравственных качеств» [7].
Как следует из выше процитированного документа, одним из важнейших направлений воспитательной работы является сплочение воинских коллективов, поддержание в них здоровой морально-нравственной обстановки, которая, согласно другому первоисточнику [8], создается «сближением командиров (начальников) и подчиненных, глубоким знанием их личных качеств, нужд и запросов, постоянной работой с родителями (близкими родственниками) военнослужащих, воспитанием у личного состава чувства собственного достоинства, укреплением дружбы между военнослужащими различных национальностей, решительным пресечением казарменного хулиганства, насильственных действий, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими» и т.п.
Поэтому воспитательная работа, наряду с профессионально-психологическим отбором, является основным фактором, содействующим профилактике межличностных конфликтов курсантов в образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования.
Однако военные педагоги утверждают, «что в настоящее время в военных вузах далеко не всегда имеются условия, благоприятные для развития личности» [6]. Это связано с проблемами в воспитательной системе, к которым они относят ухудшение качественных характеристик абитуриентов, непрерывное изменение должностного статуса офицеров воспитательных структур, прекращение их профессиональной подготовки в военных образовательных организациях высшего образования, отсутствие на протяжении последних пяти лет фундаментальной научной и прикладной базы для воспитания курсантов, упразднение системы профессиональной подготовки преподавателей, снижение научно-педагогического уровня руководящего и профессорско-преподавательского состава, отсутствие определенных перспектив в распределении выпускников.
Данные проблемы и, в частности, «ухудшение качественных характеристик абитуриентов» решаются, прежде всего, в процессе гуманизации воспитания и обучения курсантов, другими словами - образования.
В условиях, когда современное российское общество стало конфликтнее, мощным каналом воздействия на снижение конфликтности и агрессивности людей остаётся образование, которое призвано формировать позитивное отношение к миру, жизни, себе и другим.
«Образование - это не что иное, как внесение в мир культуры смысла и уже одним этим - изменение мира и изменение человека» (Ю.В. Сенько). Личность как самоцель совершенствования, как мера оценки общественного процесса представляет собой гуманистический эталон происходящих изменений. Поступательное движение к этому эталону связано с гуманизацией жизнедеятельности социума, в центре внимания которого стоит личность с ее потребностями, нуждами, интересами. Гуманизация образования направлена, по утверждению М.Н. Берулавы [3], на создание таких форм, содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности, ее познавательных процессов, личностных качеств.
Гуманитаризация образования - это, в широком смысле слова, процесс, направленный на овладение гуманитарным знанием через расширение общекультурной компоненты содержания образования независимо от его предметной и профессиональной направленности.
С самого начала реформирования системы высшего военного образования в Российской Федерации предполагалось, что профессиональная подготовка нового поколения российских офицеров будет направлена на гуманитарное развитие, духовно-нравственное воспитание на основе принципов гуманизма, духовности, культуросообразности, диалогичности и др. [2, с. 117-123].
В настоящее время военное образование развивается в соответствии с основными принципами государственной политики в сфере образования, которые сформулированы в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегическом плане совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих МО РФ на период до 2020 года», «Стратегии социального развития ВС РФ на период до 2020 года» и др.
В связи с темой нашей статьи выделим такие принципы государственной политики в сфере образования, как гуманистический характер образования, воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей.
Доля гуманитарных дисциплин в содержании военного образования постоянно увеличивается. В последние годы в учебные планы военной образовательной организации высшего образования добавились новые дисциплины и курсы (например, «Актуальные мировоззренческие и методологические проблемы профессиональной деятельности», «Основы социологии и политологии», «Профессиональная этика и служебный этикет», «Русский язык в профессиональной деятельности», «Основы современного бального танца» и др.). Вместе с традиционными они образуют «фундаментальное ценностное ядро содержания военного профессионального образования, которое определяет систему военно-профессиональных ценностей» [10, с. 19] будущих офицеров, основных идей, теорий, понятий общекультурных и специальных знаний.
Способы интеграции гуманистических идей в сферу высшего военного образования стали предметом теоретико-практических исследований целого ряда военных педагогов. Примечательно, что многие исследования ориентированы как на содержание образования и педагогическое мастерство преподавателей (например, «Теоретическое и технологическое обеспечение гуманитаризации военного образования курсантов» (А.М. Мамчур), так и на социализацию курсантов, их духовно-нравственное развитие: профилактика и преодоление дезадаптации (Л.В. Войтович), формирование мотива нравственного долженствования (Ю.Н. Коломыцев), становление нравственной культуры (А.С. Кривенкова), развитие гуманитарной культуры (О.А. Мартыненко), актуализация личностно-профессиональных ценностей (В.В. Сильвачев), обучение межличностному взаимодействию (И.Н. Смоляков), развитие рефлексивной культуры (Т.М. Усманов) и др.
Для этого военные педагоги разрабатывают и внедряют в образовательный процесс специальные курсы, диверсифицирующие вариативный компонент содержания образования и воспитательной работы с курсантами; готовят рекомендации для профессорско-преподавательского состава, ориентирующие на перестройку личностно-профессиональных установок педагога в системе отношений «преподаватель-курсант» и т.п.
Вместе с тем, гуманитаризация содержания военного образования еще не исчерпала свои педагогические ресурсы, как на нормативном, так и на теоретико-практическом уровнях. В перечне общекультурных и профессиональных компетенций (на примере ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности») мы не обнаружили компетенций, связанных с толерантным поведением личности в современном обществе и способностями предупреждать и конструктивно разрешать в условиях культурного многообразия конфликтные ситуации.
Опыт межличностного взаимодействия молодой человек приобретает в социальной среде посредством анализа соответствующих учебных и жизненных ситуаций, благодаря которым он проводит деление и повторное обобщение, а также классификацию эпизодов межличностного взаимодействия. Только расширение социальных контактов и их включение в многообразие межличностных взаимодействий корректирует или полностью меняет индивидуальный опыт межличностного взаимодействия. Положительные примеры межличностного взаимодействия, взятые из прошлого и настоящего принимаются обучающимися как эталоны поведения и, в свою очередь, в процессе самостоятельной целенаправленной деятельности способствуют приобретению курсантами опыта предупреждения и регулирования межличностных конфликтов.
Таким образом, на основании всестороннего анализа предпосылок межличностных конфликтов курсантов и факторов, которые способствуют или препятствуют их профилактике, мы сформулировали комплекс педагогических условий профилактики межличностных конфликтов курсантов в образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования:
- содержание учебных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в соответствии с принципами культуро- и идеалосообразности будет дополнено сюжетами, раскрывающими многообразие межличностных взаимодействий в прошлом и настоящем России, истории Силовых структур Российской Федерации, истории и культуры народов нашей страны и мира;
- на учебных занятиях будут моделироваться и использоваться специальные ситуации, актуализирующие проблему «свой - другой»;
- познавательная деятельность курсантов будет основана на интерактивных приемах и технологиях, ориентированных на овладение позитивным опытом межличностного взаимодействия.
Завершающей частью теоретического этапа нашего исследования стала разработка модели реализации комплекса педагогических условий профилактики межличностных конфликтов курсантов в образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования.
The article comprehensively analyzes the background of interpersonal conflicts of cadets and the factors contributing to and impeding their prevention. Based on the results of this work, the author further substantiates the complex of pedagogical conditions of interpersonal conflicts' prevention of cadets and model of their implementation in process of military educational institutions of higher education.
Keywords: prerequisites and factors of interpersonal conflict cadets, humanization and humanitarization of military education, the prevention of the interpersonal conflicts in the educational process of military educational institutions of higher education
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - С. 148.
2. Барабанщиков А.В. Гуманитаризация и гуманизация учебно-воспитательного процесса академии // Гуманитаризация подготовки кадров: пути, опыт, проблемы. Материалы научно-теоретической конференции. М.: ВПА. 1991. С. 117-123.
3. Берулава М.Н. Гуманизация современного отечественного образования // Известия Российской академии образования, № 2, 2009. С. 7.
4. Выготский Л.С. Проблема возраста / Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. М.: Педагогика,1984. С. 251.
5. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. С. 114.
6. Ленев Ю.А. Развитие воспитательной системы высшего военного учебного заведения Вооруженных Сил Российской Федерации : автореф. ... док. пед. наук : 13.00.08 - Москва, 2010. 45 с.
7. Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
8. Приказ Министра обороны РФ от 28.02.2005 № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» (вместе с «Положением о социальных комиссиях в Вооруженных Силах Российской Федерации»).
9. Рыбакова Л.Н. Линия жизни молодого человека: ценностные ориентации и копинг-стратегии // Ценности личности: сб. науч. тр. межд. науч.-практ. семинара Личность в современном мире: быть или казаться? международной научной конференции. Дулатовские чтения (Костанай, 11-12 апреля 2014 г.) / отв. ред. П.Ф. Дик; науч.-произв. журн. Наука; спец. выпуск - Костанай: КИнЭУ, 2014. С. 233-238.
10. Сильвачев В.В. Педагогические условия актуализации личностно-профессиональных ценностей курсантов в образовательном процессе военно-учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Хабаровск, 2010. С. 19.
11. Филатов А.Ю. Педагогические условия организации воспитательной работы в военном вузе на современном этапе общественного развития : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - Рязань, 2011. С. 79.
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - С. 15.
Об авторе
Муслимов А.М. - аспирант Тихоокеанского государственного университета, [email protected]
УДК 371.31+378
ОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОЗИЦИЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА
О.В. Петунин
В статье рассматривается проблема активизации познавательной самостоятельности обучающихся с позиций цивилизационного подхода. В ней приведены различия в содержании и характере педагогического процесса в условиях различных педагогических цивилизаций. Статья содержит определения ряда понятий, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме и сформулированных автором в соответствии с особенностями креативно-педагогической цивилизации.
Ключевые слова: цивилизационный подход, педагогическая цивилизация, природно-педагогическая, репродуктивно-педагогическая и креативно-педагогическая цивилизации.
Согласно Федеральному государственному образовательнму стандарту (ФГОС) общего образования, главной целью образования на современном этапе становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых, передаваемых обучаемым, а формирование и развитие у них умений самостоятельно добывать, анализировать и рационально использовать информацию, эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире [10; 11].
Педагог является главным действующим лицом воспитательно-образовательного процесса. Для того чтобы сегодня этот процесс стал результативным, требуется переориентация деятельности преподавателя на новые педагогические ценности, связанные, в частности, с приданием субъектной роли обучающимся в процессе воспитания и обучения. Это в свою очередь высвечивает одну из основных современных дидактических проблем: как активизировать познавательную самостоятельность обучающихся?
Изучение данной проблемы может строиться по-разному. В настоящее время при рассмотрении образовательного процесса достаточно часто используется цивилизационный подход. Само понятие «подход» нами понимается как теоретическое и (или) логическое основание для рассмотрения, анализа, описания, проектирования, конструирования чего-либо (в виде теории, структуры, модели, тезиса, идеи, гипотезы и т. п.) [1; 9].
При использовании цивилизационного подхода к анализу различных, в том числе и педагогических проблем, неизбежно используется понятие «цивилизация». Под ним мы понимаем «общественную систему, связанную едиными культурными ценностями (религией, культурой, экономической, политической и социальной организацией и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны» [2, с. 131].