Муслимов А. М.
ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен, который присутствует в любой сфере жизнедеятельности общества и человека. Сколько существуют люди, столько существуют и конфликты. Современные общественные науки (психология, социология, конфликтология и др.) рассматривают конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы (Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Хорни, М. Дойч, К. Левин и др.). Следовательно, мы обязаны изучать и осваивать правила, которые, если и не позволят нам полностью избегать конфликтов, то помогают уменьшить их количество, снизить напряженность.
В современном обществе отношение к конфликтам постепенно меняется: от неприятия и подавления конфликтов - к осознанию необходимости «работы» с ними и поиску путей их регулирования, то есть ослаблению или переводу в другое русло, на другой уровень межличностных отношений.
В большинстве случаев каждый оппонент уверен в своей правоте и выбирает соответствующие способы выхода из конфликта: кто-то агрессивно и напористо, кто-то, идя на поводу у окружающих. Эти способы создают лишь видимость выхода из конфликтной ситуации, но не разрешают ее. Кроме того, неосознаваемая стратегия невольно закрепляет и преумножает негативный опыт общения. Таким образом, высокие скорости протекания внутренних и внешних изменений социума и личности в конфликтных ситуациях актуализируют проблемы не только управления конфликтами, но и их профилактики.
Изучению конфликтов, особенностей их протекания, обоснованию выбора стратегий эффективного поведения посвящено много научных трудов, главным образом по психологии, социологии, конфликтологии. А вот педагогических исследований конфликтов в однополых закрытых группах не так много, тем более в военной педагогике.
Распространенным примером объединений такого типа являются учебные группы в военных учебных заведениях, которые характеризуются как «высокоорганизованные группы дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, учебные, боевые и другие задачи» [4: с. 166].
В курсантских группах чаще всего происходят межличностные конфликты, реже - межгрупповые.
Межличностные конфликты - это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. В большинстве случаев межличностные конфликты в курсантских группах прямо или косвенно связаны с совместной деятельностью курсантов или представляют собой трудные ситуации межличностных отношений. Межличностные взаимоотношения курсантов опосредуются содержанием и целями совместной жизнедеятельности, характером руководства, особенностями среды, организации жизни и быта. Условия жизнедеятельности воинского коллектива заметно отличаются от прочих учебных групп, поэтому взаимоотношения между курсантами имеют свою специфику. Почвой возникновения межличностных конфликтов среди курсантов служат едва ли не ежедневные расхождения во взглядах, разногласия и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они нарушают личностную или межличностную гармонию курсантов путем эскалации каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений.
Одна из важных особенностей таких конфликтов состоит в том, что они существенно меняют психологические и социальные процессы. В частности, установлено (Н.Л. Денисов, М.Г. Волкова, Л.В. Войтович, С.И. Охремчук, В.В. Пахомов и др.) влияние той или иной стратегии решения конфликтов на длительность и содержание адаптации личности курсанта-первокурсника к новым условиям обучения. Эти идеи можно экстраполировать и на поведение курсантов младших курсов в конфликтных ситуациях, поскольку в первые один-два года обучения в военном вузе они еще живут «по опыту поведения и взаимодействия, привычному для них в гражданской жизни».
Курсанты далеко не всегда осознают необходимость выбора оптимальной позиции в решении возникшей конфликтной ситуации, нечетко осознают критерии, по которым выбирается та или иная позиция, неосознанно совершают переход из одной позиции в другую. Как следствие, интуитивное либо импульсивное решение, которое не разрешает конфликтную ситуацию, а, наоборот, усугубляет отношения между курсантами.
Курсанты, не имея богатого жизненного опыта, склонны проверять свое поведение посредством оценки окружающих. Каждый курсант, ставший участником конфликта, склонен передавать другому свои ощущения, делиться стратегией своего поведения. Таким способом он собирает материал для выработки новых или утверждения успешных, подчас не гуманистических стратегий своего поведения в конфликте.
Адаптивная, зрелая личность рассматривает формы поведения как констатацию противоречия между системами, явлениями, интенциями и т.д. Иначе говоря, видит то, что стоит за поведением людей, за их внешними поступками и действиями. Но молодые люди видят все в ином, поведенческом аспекте. «Поведенческое» видение конфликта неизбежно - в явной или неявной форме - содержит оценочный компонент, а именно этого и должен избегать каждый человек, стремящийся к гармоничным отношениям с другими. Оценочный компонент определяет характер и содержание поведения участников конфликта, так как представления о себе и других основываются не только на «чистой» рефлексии, но и на определенном жизненном и служебном опыте. Таким образом, необходимость в профилактике межличностных конфликтов и формировании опыта предупреждения, регулирования, достижения компромиссов в конфликтных ситуациях очевидна.
Но прежде чем вести речь о педагогических условиях этой работы в образовательном процессе военного учебного заведения, необходимо сформировать представление о реальной картине выбора стратегий поведения курсантов в конфликтных ситуациях.
Для определения стратегий поведения курсантов в конфликтной ситуации мы использовали опросник К. Томаса [5: с. 389]. Анкета состоит из 30 вопросов, бланка для ответов и ключа. Определенное количество баллов
дает представление о выраженности тенденции конкретного респондента к форме поведения в конфликтных ситуациях.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях применяется двухмерная модель регулирования конфликтов: (1) кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и (2) напористость, для которой характерны акцент на защите собственных интересов, выраженное стремление добиться их удовлетворения в ущерб другому человеку, склонность к соглашению между участниками конфликта путем вынужденных уступок, сниженное стремление к сотрудничеству.
В модели «кооперация» различают следующие способы регулирования конфликтов:
- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к решению, удовлетворяющему интересы обеих сторон;
- компромисс - соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;
- приспособление, означающее, в противоположность соревнованию, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.
В модели «напористость» способом регулирования конфликта является соревнование, т.е. стремление добиться удовлетворения своих интересов за счет победы над другим.
Пятый способ регулирования конфликтов - «избегание» - это отсутствие стремления как к кооперации, так и к достижению собственных целей. Поэтому эта стратегия не связана ни с одной из моделей поведения личности в конфликтной ситуации.
В опроснике К. Томаса каждый из пяти перечисленных способов описывается двенадцатью суждениями о поведении человека в конфликтной ситуации. Они сгруппированы в 30 пар и встроены в различные ситуации. Курсантам предлагалось выбрать те суждения, которые являются типичными для их поведения.
В результате группового исследовании курсантов первого курса военного образовательного учреждения (120 человек) мы получили и обработали данные, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Модели регулирования конфликтов и стратегия поведения в конфликте курсантов первого курса
в % от общего числа опрошенных курсантов (по методике К. Томаса)
Стратегии поведения в конфликте % Модели регулирования конфликтов
Соревнование 23,5 напористость
Избегание 21,6 -
Сотрудничество 19,7 кооперация
Компромисс 18,4
Приспособление 16,8
Материалы исследования показали, что у курсантов-первокурсников лидирующими стратегиями являются «соревнование» и «избегание». Стратегии «сотрудничество» и «компромисс» используются реже, а «приспособление» встречается только у каждого шестого курсанта.
Данные результаты гендерно ожидаемы: молодые люди мужского пола склонны к «завоеванию» места «под солнцем». Стратегия «соревнование» наиболее типична для их поведения в конфликтной ситуации. Эта стратегия характеризует стремление каждого курсанта к одностороннему выигрышу, к победе, к удовлетворению, в первую очередь, собственных интересов. Молодые люди полны энергией, готовы доказывать собственную состоятельность в любой ситуации. Но при этом рассматривают сверстников как конкурентов, которых необходимо «обойти». Именно эта оценка однокурсников определяет намерения и, возможно, реальные в межличностных отношениях. Эта стратегия поведения курсантов в конфликтной ситуации, скорее всего, приведет к проявлению неуставных взаимоотношений со сверстниками, а в будущем, в своей оперативно служебной деятельности, к превышению должностных полномочий к подчиненным.
Приоритет в курсантской среде еще одной стратегии - «избегание» -обусловлен выраженной вертикалью отношений в военной среде. Необходимость подчиняться, в том числе, и в неблагоприятном случае заставляет курсантов искать уловки, использовать обходные пути решения
конфликтных ситуаций. При использовании избегания как способа поведения в конфликте закономерно, что ни одна из сторон не достигнет успеха. Эта стратегия является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. Собственно, разговор идет о временном затухании конфликта или о непроизвольном, спонтанном разрешении конфликтной ситуации. Но эта стратегия позволяет курсанту заняться конфликтом позже, когда он будет обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.
Стратегия «компромисс» характеризуется разрешением конфликтной ситуации путём взаимных уступок, отказом от ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, желанием извиниться и простить. Компромисс - это взаимные уступки, а не жертвование своими интересами во благо другого человека. Курсант, владея этой стратегией, может с наименьшими потерями выйти практически из любой конфликтной ситуации. Умение курсанта прийти к согласию в личных отношениях и служебных вопросах характеризует его как сильного и уверенного в себе человека.
«Приспособление» - это стратегия пассивного поведения, которая характеризуется желанием смягчить конфликтную ситуацию, учитывать интересы оппонента. Данная стратегия означает, что курсант не пытается отстаивать собственные интересы для сглаживания ситуации и восстановления нормальных отношений. Курсант может принять такую стратегию в разных обстоятельствах. Например, осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений, сильная зависимость от соперника в служебных или личных вопросах, незначительность самой проблемы, вызвавшей межличностный конфликт. Отсюда следует, что последствия этой стратегии амбивалентны, неоднозначны.
«Сотрудничество» считается наиболее эффективной стратегией конфликтной ситуации. Данная стратегия предполагает направленность на взаимовыгодное обсуждение проблемы, рассмотрение другого курсанта не как противника, а как партнера, равного в поиске оптимального решения. Этот стиль сотрудничества используется, если, отстаивая собственные интересы, участники конфликта принимают во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль сложнее других, так как требует зрелого, гуманистического мировоззрения, уважительного отношения к себе и другим, толерантности и эмпатии. Основная цель его применения -
разработка долгосрочного и взаимовыгодного для обеих сторон конфликтной ситуации.
Таким образом, по результатам нашего исследования, стратегии поведения большинства первокурсников тяготеют к модели «напористость» или к модели «кооперация», но со стратегиями пассивного, уступчивого поведения.
Данная картина стратегий поведения в конфликтной ситуации, типичная, в целом, для возраста и пола курсантов, усугубляется ситуацией социальной депривации, в которой находятся первокурсники: выраженная иерархичность отношений, непривычный режим, закрытость учебных групп и т.п. Максималистские тенденции, критичность, негативизм молодых людей в этих условиях могут усиливаться и переходить грань социальной нормы. Прежде всего, это отмечается у курсантов с недостаточным социальным опытом и относительно низким культурным развитием. Именно они составляют группу риска по дезадаптивности, проявляющейся в стремлении доказать всем свою правоту любыми способами, в том числе и противоправными. Это вызывает эффект «снежного кома», который характеризуется накоплением обид, противоречий в межличностных взаимоотношениях курсантов. В дальнейшем самочувствие курсантов ухудшается, формируется чувство неудовлетворенности учебой, службой и т.д.
Большинство конфликтов между курсантами разрешается в военно-учебных заведениях методами воспитательного воздействия. Педагогическая профилактика межличностных конфликтов в самом образовательном процессе военных учебных заведений недостаточно эффективно используется, так как не выявлены педагогические условия предупреждения, возникновения и распространения межличностных конфликтов и становления гуманистически-ценностных установок личности будущих офицеров средствами учебных, прежде всего, гуманитарных дисциплин и образовательной деятельности самих курсантов.
Педагогическую профилактику межличностных конфликтов курсантов мы понимаем как способ предупреждения возникновения и распространения межличностных конфликтов и становления гуманистически-ценностных установок личности будущих офицеров. В образовательном процессе военных образовательных учреждений высшего профессионального
образования она будет эффективной при реализации комплекса педагогических условий:
- содержание дисциплин социально-гуманитарного цикла раскрывает многообразие межличностных взаимодействий в прошлом и настоящем России и мира, истории силовых структур Российской Федерации;
- создание на учебных занятиях ситуаций, актуализирующих проблему «свой - другой» с целью придать гуманитарному образованию многоперспективный характер, привлечь курсантов к размышлениям о социальной ответственности личности и личностно-ориентированной ответственности социума;
- способы познавательной деятельности курсантов будут дополнены приемами и технологиями, специально ориентированными на овладение позитивным опытом межличностного взаимодействия в истории России и мира, военной истории.
Таким образом, эмпирические данные об особенностях конфликтного поведения курсантов позволили нам уточнить гипотезу и педагогические условия профилактики межличностных конфликтов в образовательном процессе военного учебного заведения.
Литература:
1. Войтович Л.В. Профилактика и преодоление дезадаптации курсантов младших курсов в педагогическом процессе института ФСБ России пограничного профиля : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Войтович Леонид Васильевич. - Хабаровск, 2006. - 228 с.
2. Волкова М.Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Волкова Марина Геннадьевна. -Ярославль, 2003. - 239 с.
3. Денисов Н.Л. Факторы, влияющие на адаптацию к условиям учебной среды студентов гражданского и курсантов военного вузов : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 03.03.01 / Денисов Николай Львович. - Томск, 2010. - 23 с.
4. Ефремов О. Ю. Военная педагогика: учебное пособие / О.Ю. Ефремов. -Санкт-Петербург, 2008. - 640 с.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / ВН. Лавриенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
6. Охремчук С.Н. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Охремчук Сергей Иванович. - Магнитогорск, 2002. - 192 с.
7. Пахомов В.В. Функциональное состояние организма и военно-профессиональная адаптация курсантов с разным уровнем нервно-психической устойчивости в процессе обучения в институте радиационной, химической и биологической защиты : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 03.00.13 / Пахомов Василий Владиславович. - Саратов, 2007. - 23 с.