УДК 784.071 (510) ББК 85.314-7 р (5 Кит)
Сюй Чжэн
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР
Статья посвящена истории развития и периодизации вокального образования в Китае, уточнению особенностей китайской вокальной педагогики, предпосылки которых усматриваются в культуре и традициях китайского народа. В ходе исследования использован метод историографического анализа литературы в области вокального искусства Китая, выявлены предпосылки и факторы, повлиявшие на китайское вокальное искусство, а также исследовано музыкальное наследие китайских и иностранных вокалистов, создававших традиции новой вокальной школы Китая. В статье предпринята попытка проанализировать достижения и недостатки современного вокального образования в КНР, а также наметить вектор возможного развития и оптимизации этих вопросов в последующих исследованиях.
Ключевые слова:
вокальная педагогика Китая, история вокальной культуры, педагогические ресурсы, вокальное искусство, вокальное образование в Китае.
Сюй Чжэн. Предпосылки формирования педагогических ресурсов и современные проблемы вокального образования в КНР // Общество. Среда. Развитие. - 2022, № 2. - С. 97-100. - DOI 10.53115/19975996_2022_02_097-100
© Сюй Чжэн - аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: 806696348@ qq.com
История профессии вокалиста в Китае уходит своими корнями в глубокую древность. Согласно сохранившимся историческим свидетельствам уже в Х1^-Х1 вв. до н.э. в Древнем Китае были организованы и активно функционировали профессиональные вокальные образовательные заведения, послужившие основой для открытия более поздних музыкальных академий «Юэ Фу», «Ли Юань», «Тай Чан Шу» и др. Опираясь на эту информацию, можно сформулировать утверждение, что вокальная педагогика и образование в Китае существуют свыше 3000 лет, являясь, пожалуй, самой древней вокальной традицией современной цивилизации.
Изучение традиций вокальной педагогики Китая от древнейших времен и до наших дней, безусловно, окажет положительное влияние на тенденции усовершенствования системы китайского вокального образования, так как получит возможность учитывать уникальную специфику национальных традиций и особенности пути развития вокальной школы в стране с богатейшей и самобытной культурой.
Первый из этапов периодизации становления вокального образования в Китае охватывает огромный исторический период - от II тыс. до н. э. - появление первых вокальных школ и упоминания о них в древних философских трактатах -до начала XX в. Все это время подготовка
певцов в Китае проходила в русле традиционной народной музыки.
Дальнейшее развитие вокального образования, как и других смежных специальностей в области искусства, в Китае происходило стремительно. От начала прошлого столетия и до его середины вокальное искусство и обучение проходили под эгидой интереса и возможности соприкосновения с западноевропейской вокальной академической музыкой и школой.
Затем, благодаря политическим изменениям в стране, курс подготовки специалистов в области вокального искусства сместился в сторону подражания советской образовательной системе, которая легла в основу формирования государственной вузовской образовательной программы в Китае.
Последний этап получил свое начало в 80-х гг. прошлого столетия и продолжается до сегодняшнего дня. Этот современный этап характеризует возможность выбора среди разнообразия методик вокальной подготовки, манер вокального исполнительства, систем и форм вокального образования наиболее эффективную и подходящую для каждого обучающегося вокальному искусству в Китае и за рубежом.
Возвращаясь к древнекитайским традициям обучения пению, необходимо упомянуть про четыре основных этапа в ¡5 процессе воспитания профессионального ц. вокалиста: освоение мастерства вокали- «э
см см о
о
3
ю о
ста, понимание мастерства, использование полученного мастерства и авторские творческие нововведения и находки.
Эти этапы подразумевали важность обретения вокалистом в процессе обучения собственного индивидуального стиля, творческой уникальности. Уже в те далекие времена китайские вокальные педагоги решали задачу поиска и развития индивидуальных особенностей вокалиста.
В одном из канонов конфуцианства, посвященном музыке, приведен диалог ученика Конфуция Цзы Гуна с музыкантом Ши И: «вокалистам лучше удаются те музыкальные произведения, которые связаны с их собственным характером. Характеры у людей разные, поэтому песни, которые они поют, должны тоже быть разные. Ученик-вокалист должен соответственно своему характеру выбирать произведения» [2].
В современных высших музыкальных образовательных учреждениях Китая традиционная китайская вокальная школа преподается на высоком уровне и имеет непререкаемый авторитет наряду с западноевропейской системой обучения академическому вокалу. Однако существует тенденция тяготения к западному вокальному искусству среди абитуриентов вокальных факультетов. Искусство традиционной национальной оперы теряет свою привлекательность для молодежи Китая, что может повлечь за собой угасание традиций и потерей богатейшего наследия вокального искусства одной из древнейших и сохранившихся до наших дней цивилизаций планеты. Опыт, накопленный тысячелетней историей работы вокалистов, педагогов, теоретиков может быть безвозвратно утрачен, что обернется невосполнимой потерей для всей мировой музыкальной культуры.
Данная ситуация создает необходимость пристального внимания к вопросу сохранения традиционной вокальной китайской культуры посредством развития системы традиционного профессионального вокального образования в современном музыкальном пространстве страны.
В древние времена китайские педагоги-вокалисты пропагандировали два фундаментально важных направления при обучении пению. Эти направления понимали как внешнюю технику, отвечавшую за владение звуком в разных регистрах, темпах и динамике, так и технику внутреннюю, то есть умение передавать эмоции и содержание музыки.
Таким образом, можно сделать вывод, что китайские педагоги-вокалисты в древности поддерживали принятые в современной вокальной педагогике постулаты о необходимости физического и психологического аспекта в вокальном образовании. Это подтверждается высказыванием о том, что «вокал как исполнительское искусство не может состояться без чувств, переживания и проявления эмоций. Только так может быть достигнут эффект катарсиса, который является одной из главных задач любого художественного искусства» [1, с. 82]. Китайские педагоги при обучении пению традиционно применяли метод создания чувственного образа для развития воображения ученика, а также для оживления его исполнения, придания пению эмоциональности. По данным источников предписывалось: «принимать настоящий образ за основу, через деятельность воображения получить звуковой образ» [5, с. 102].
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что обучение вокалистов в Древнем Китае базировалось на философском мировоззрении о нераздельности духовности и телесности человеческой личности, а также гармонии искусства и человеческих эмоций как основы высокого уровня вокального исполнительства.
Китайское вокальное искусство в его современном понимании сформировалось относительно недавно, по сравнению с западноевропейской вокальной музыкой и образованием. Это объяснялось не только мощными традициями культуры и философии Китая, но также политикой закрытости от внешнего мира, пропагандируемой управляющей элитой и политическим строем страны.
Только в конце XIX в. с появлением и распространением русского музыкального искусства в Китае произошло изменение вектора в направлении постижения завоеваний западной культуры. Именно русские вокалисты и педагоги, эмигрировавшие в Китай, привнесли новую вокальную музыку и активно повлияли на ее распространение.
Начало этого процесса произошло в Харбине, ставшем центром русской музыкальной интеллигенции. Источники указывают: «В 1899-1900 гг. был создан русский камерный вокальный ансамбль для работников железной дороги. Затем, в 1903-1920 гг., русское вокальное искусство распространяется не только в среде работников железной дороги, но и среди всего населения Харбина» [3, с. 16].
Благодаря русским музыкантам в Харбине были созданы профессиональные учебные музыкальные заведения: Харбинское высшее музыкальное училище и высшее музыкальное училище им. А.К. Глазунова. Гастроли выдающихся русских вокалистов, таких как Ф. Шаляпин и В. Шуш-лин, послужили началом пути китайской публики в мир западного вокального искусства бельканто.
События, последовавшие за первой русской музыкальной волной, стали решающими в процессе реформации китайского вокального образования. Сначала были образованы первые русские музыкальные образовательные учреждения, затем стали появляться национальные музыкальные школы. Многие китайские музыканты, покоренные искусством зарубежных представителей культуры и искусства, стали уезжать за границу на обучение. Возвращаясь в Китай, они начинали активную педагогическую деятельность, распространяя полученные знания на Родине.
Эти события благотворно повлияли на формирование педагогического ресурса области вокального образования, способствовали укреплению международных связей в вокальном искусстве и стимулировали открытие все новых музыкальных образовательных учреждений по всей стране, куда приезжали по приглашению специалисты из других стран, оставаясь на долгие годы и формируя новую китайскую вокальную школу.
В 20-30 гг. прошлого века в общей сложности по различным музыкальным образовательным учреждениям насчитывалось около сорока педагогов-вокалистов, среди которых больше половины были иностранцами, в том числе из России.
Создание в 30-х гг. Шанхайской государственной консерватории, переименованной впоследствии в Государственный музыкальный институт, изменило ситуацию и численность китайских педагогов, штат учебного заведения стал неуклонно расти.
В 1920-30-е гг. в Китае произошел резкий скачок интереса к развитию вокального образования. Это было обусловлено растущей концертной практикой во многих крупных городах страны. Педагоги вокалисты тех лет также вели активную концертную деятельность, что позитивно отражалось на популяризации вокального искусства. Многие из них приобрели широкую известность и часто упоминаются не только в образовательных документа, но и в концертной хронике тех лет: сопра-
но - Чжоу Шуань, Хуан Юкуй, Юй Исю-ань, Чжоу Сяоянь, Лан Юйсюй; теноры и басы - И Шаннэн, Чжао Мэйбо, Ху Жань, Сы Игуй и др. [4, с. 16].
Интересно отметить уникальную национальную особенность, характерную для китайских исполнителей того времени: вокальные выступления китайских певцов предполагали сочетание исполнения вокальной партии с сопровождающими движениями. Это явление объясняется приверженностью китайской публики традициям национальной Пекинской оперы, воспитавшей потребность не только получения удовольствия от звука человеческого голоса, исполняющего вокальную музыку, но и наслаждение зрелищными моментами выверенных сопровождающих вокал движений.
Эта особенность, представляющая значительное отличие китайской вокальной традиции от западноевропейской, обусловила особенный подход в процессе обучения китайских вокалистов. С момента начала обучения необходимым условием считалось не только овладение профессиональными основами вокализации, но и обучением сценическому движению, помогавшему создавать гармоничный образ исполнителя.
Однако многие моменты стремительно развивающейся новой вокальной школы Китая оставались незавершенными и требующими незамедлительной доработки. В первую очередь это касалось недостатка, а в некоторых областях и полного отсутствия учебно-методического материала. Качество многих пособий, выпускаемых Министерством образования для вокалистов, было низкого уровня, поэтому педагогам приходилось создавать собственные методические материалы или заимствовать наработки зарубежных образовательных программ. Это отрицательно сказывалось не только на общем уровне подготовки вокалистов в образовательных учреждениях, но и не обеспечивало достаточного уровня и количества национальной китайской музыки в учебном процессе, обедняя его и усложняя возможность восприятия материала студентами.
Со временем эта ситуация стала меняться под воздействием активного влияния педагогов-энтузиастов в области вокального искусства. Стали создаваться новые научно-методические работы, китайские ученые-музыковеды посвящали свои исследования национальному вокальному наследию и культурным особенностям певческого искусства, что не-
3
ю О
замедлительно отражалось на качестве и содержании профессиональной вокальной подготовки.
В 1949 г. музыкальное исполнительское искусство получило статус национального государственного достояния культуры и было признано важным направлением в деле развития страны. Указами правительства КНР были организованы несколько музыкальных профессиональных коллективов: Государственный симфонический оркестр, Государственный экспериментальный театр, Национальный ансамбль песни и танца и др. В этих организациях стали работать профессиональные исполнители, в том числе такие вокалисты, как Го Ланьин, Ван Кун, Лоу Чяньгуй [6, с. 79]. Творческая деятельность этих ярких музыкантов послужила стимулом не только к развитию вновь созданных коллективов, но и повлекла к созданию новых музыкальных произведений, обогативших репертуар концертной и театральной жизни страны.
Интересно отметить, что наряду с развитием профессионального вокального образования в Китае формировалась система музыкально-педагогических вузов. Ведущие педагоги-вокалисты приступили к подготовке не только профессиональных исполнителей, но и стали заниматься обучением студентов по специальности «учитель пения». В тот момент не существовало единой стандартизации высшего образования, поэтому в различных педагогических вузах страны музыкальные факультеты работали каждый по своей собствен-
ной программе. Часто в качестве основной выбиралась европейско-американская система обучения, где основными предметами становились музыкальные спецификации - вокал, фортепиано, теория музыки, сольфеджо, гармония, хор, дирижирование, история музыки и т. д. В современных педагогических вузах именно эти дисциплины остаются ведущими в процессе подготовки учителей пения.
Однако отсутствие единого плана обучения и стандартов образования привело к тому, что не везде руководство учебных заведений считало нужным включать эти дисциплины в образовательный процесс, что негативно сказалось на общем качестве подготовки студентов.
Несоответствия уровня подготовки и проистекающая из этого недостаточность профессионального уровня педагогов-вокалистов и сегодня представляют собой огромную проблему вокального профессионального образования в КНР. Для решения этого вопроса необходимо расширить возможности научно-исследовательских процессов, в том числе привлекая к этой работе педагогов и практиков вокального искусства. В перспективе необходимо стремится к формированию единой образовательной платформы, объединяющей усилия педагогов в классах вокального мастерства, методистов, ученых - исследователей вокального искусства и составителей программ и учебных планов музыкальных профессиональных учебных заведений страны.
см см о
О
3
ю О
Список литературы:
[1] Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 479 с.
[2] Дай Шэн. Музыкальные записки. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.douban.com/group/ Юрк/1139608/ (05.01.2021)
[3] Ляо Фушу. День памяти Шушлина: 20 лет // Вестник Центральной Консерватории. - Пекин, 1998, № 2. - С. 94-96.
[4] Чжан Голян. Генезис, развитие и тенденции распространения наук в Китае. - Шанхай: Новости развития. - 2006, № 2. - 257 с.
[5] Чэн Сянжун. Новая мысль в реформе музыкального образования // Музыкальное образование в школе. - 2007, № 8. - С. 100-106.
[6] Ши Вэйчжэн. История пения в Китае первой половины XX в. // Музыковедение Китая. - 1997, № 3. -С.74-81